Созидательное вдохновение Мельницкий Б. М. из книг

                Способность творчества есть великий дар природы;
                акт творчества в душе творящей есть великое таинство;
                минута творчества есть минута великого священнодействия.

                В.Г. Белинский


Шёл 2002 год.

Я четвертый год постигал гражданскую жизнь.

Поработал в Областном управлении охраны здоровья, Медицине катастроф, а теперь тружусь в Городском управлении охраны здоровья. Уже предлагают высокие должности…

Но работа с бумагами, статистикой и на военной службе надоела, а мне, как врачу, хотелось живого общения с пациентами.

И вдруг…

В селе Степовое, что близ Николаева, открылся реабилитационный центр, построенный Героем Социалистического труда, директором совхоза «Степовое», Влади-миром Григорьевичем Погореловым по индивидуальному проекту. Это было, не побоюсь этого слова, лучшее лечебное учреждение в Украине по его оснащённости и качеству всего лечебно-оздоровительного процесса. 

Мы с женой приехали посмотреть на село и жизнь в нём, а в больнице я уже был, всё видел и всё там мне понравилось.

 
В то, далеко непростое время усиленного развала всего и везде, село и совхоз «Степовое» напоминали собой оазис в пустыне. Здесь всё жило, всё процветало… Буквально всё! Асфальт на дорогах, чистота и в целом жизнь. Здесь люди смотрели друг на друга открыто и весело. Всё дышало радостью и счастьем.

В центре села стояло великолепное здание, Дом культуры.

– Давай зайдём, посмотрим, – сказала супруга.

Она долгое время трудилась в одном из городских Домов культуры, и ей было интересно.

Мы зашли. В огромном прохладном холле работал кондиционер. Здесь было чисто и красиво… Даже пахло культурой.

К нам вышла полненькая, невысокого роста миловидная светловолосая женщина. Она по-доброму улыбнулась, – Мой кабинет находится на втором этаже и стол стоит у окна, поэтому мне всё видно, что делается на улице… Гляжу, прилично одетые люди, явно нездешние, ходят по рынку… Думаю, кто это, к кому приехали?.. Антони-на Леонтьевна Мельницкая, – представилась она, – Директор музея.

Мы тоже представились.

– У вас музей есть? – удивился я.

– Музей – это малая часть Степового… Если есть желание, я проведу вас по Дому культуры, а потом пойдём в музей…

До нашего автобуса в Николаев было четыре часа, и мы с превеликим удовольствием начали своё первое знакомство со Степовым.

Подошёл невысокого роста симпатичный подтянутый мужчина пятидесяти с небольшим лет, спортивного телосложения в джинсах и светлой футболке. Губы на его округлом, с правильными чертами загорелом лице были тонкими. Нос прямой, лоб вы-сокий. Его тёмные с залысинами жёсткие с проседью волосы слегка вились. Чуточку утопленные глаза излучали тепло и искренность.

– Директор нашего сельского Дома культуры, заслуженный работник культуры Украины Богдан Михайлович Мельницкий, – представила его нам Антонина Леонтьевна.

Я с уважением и интересом поздоровался с этим человеком. Было непривычно слышать это звание в сельской местности.

 
Как потом оказалось, заслуженных работников в различных сферах здесь было очень много.

Мы посмотрели концертный зал на 400 зрительских мест. Огромный занавес, что закрывал сцену, был выполнен в стиле пэчворк (это такая техника рукоделия, которая предполагает изготовление полотна путем сшивания между собой различных кусков текстиля по мозаичному принципу), причем на нём были представлены этапы жизни села Степовое. Жена, профессионально занимаясь этим делом, от увиденного была просто в восторге.

Ещё здесь есть хорошо благоустроенный огромный конференц-зал на 60 мест, музыкально-художественная гостиная на 80 мест, различные помещения для работы кружков и проведения репетиций духового оркестра, фольклорного ансамбля «ТроЇсті музики», хоровых и музыкальных коллективов, – рассказывал Богдан Михайлович, причём в его словах не слышались хвастовство, надменность. Он говорил, как о чём-то обыденном и привычном.

За мою полувековую деятельность пять коллективов получили звание Народный. Это: Академическая хоровая капелла имени заслуженного работника культуры Украины А.Ф. Присенко, фольклорный ансамбль украинской песни и музыки «ТроЇсті музики», оркестр духовых инструментов, детская студия изобразительного искусства и музей сёл Зелёный Гай и Степовое.

В Доме культуры работают танцевальный коллектив, драматический кружок, ансамбль баянистов, вокально-инструментальный ансамбль, а в селе Зелёный Гай (это второе отделение нашего совхоза) есть народный хор и фольклорный ансамбль.
Только у нас в коллективах художественной самодеятельности занимается более 300 человек и в Зелёном Гаю более 50 человек.

Раньше фильмы демонстрировали, работал видеосалон, а сейчас вечерами для молодёжи проводится только дискотека.

И я, и супруга завороженно смотрели на этого человека, как смотрят на мага и гипнотизёра, вбирая в себя только его слова.

Я прекрасно осознавал, чтобы вырастить дерево и получить от него золотые яблочки, надо сильно потрудиться: подготовить почву, посадить семечку, поливать, взрыхлять, удобрять, прививать, обрезать и проводить сотни всевозможных манипуляций. А тут люди!

Из 1800 человек населения шестая часть поёт и пляшет... Это значит, что душа у них светлая, что в доме всё в порядке, что жизнь в радость, что всё-всё хорошо…
А когда всё хорошо и петь хочется! Здесь – всё жило и процветало!

И все эти достижения возникали не просто так, а благодаря кропотливой и настойчивой работе именно этого человека.

Конечно, со стороны кажется, что всё идёт само по себе, ан нет… Везде и во всём нужен хозяин, умный, проницательный и толковый.

Богдан Михайлович внимательно посмотрел на нас.

Думаю, что на первый раз информации вы получили предостаточно. Больше не буду переутомлять вас. Приедете к нам жить, сами всё увидите и узнаете…
А сейчас Антонина Леонтьевна проведёт Вас по залам нашего музея.

Мы попрощались.

Музей являлся настоящей сокровищницей памяти народной!
В нём были залы с многочисленными стендами, где представлена история села Степовое с Екатерининских времён до сегодняшних дней.

Это село основано в 1809 году немецкими переселенцами из Бадена и Пфальца. До 1945 года оно называлось Карлсруэ.

Богдан Михайлович Мельницкий родился 5 февраля 1948 года в селе Низколизы Тернопольской области.

Мама, Анастасия Ивановна, простая крестьянка, работала в поле, на току, в овощной бригаде.

Отец, Михаил Онуфриевич, во время войны был на Западном фронте минометчиком. В 1944 году он получил тяжёлое ранение живота, после которого долго болел и умер в марте 1953-го.

После смерти отца, семья, как переселенцы, переехала в село Широкий Лан Николаевской области. В те годы это был районный центр.

Жили очень бедно, но все дети выросли, стали настоящими людьми, завели свои семьи. Все имеют детей, внуков и уже правнуков.
 
У меня было 2 брата и 3 сестры. Старшая сестра, Стефания, когда ей исполнилось 15 лет, чтобы выжить в то трудное время, пошла работать дояркой на ферму. За высокие надои молока была участником сельскохозяйственной выставки (ВДНХ) в Москве.


Музыка мне нравилась с самого детства. Пытался играть на всём, что попадалось в руки. В 12 лет начал заниматься в самодеятельном духовом оркестре в доме культуры села Широкий Лан. Учась в школе в старших классах, с ребятами создали вокально-инструментальный ансамбль из самодельных гитар и ударных инструментов. Также занимался в студии по классу баяна и даже аккомпанировал школьному хору.
Встреча и дружба с Николаем Чёрным, который на то время оканчивал училище культуры, и решила мою судьбу. Он подготовил меня к вступительным экзаменам в это училище. Гораздо позже Коля окончил Харьковский институт культуры и работал художественным руководителем в Степовском ДК. Это был очень талантливый человек, играл практически на всех музыкальных инструментах, обладал огромным чувством юмора.

Расскажу один прелюбопытный случай. На одном из концертов случилась непредвиденная пауза, надо было спасать ситуацию, и я его буквально вытолкал на сцену, чтобы он занял публику и рассказал какой-нибудь анекдот. Коля, как музыкант, на сцене мог только играть, но не говорить. Начал он бодро: «Жила-была девочка, у нее были редкие жирные волосы, большие навыкат глаза, огромный нос, тонкие губы, широкие плечи, гнилые зубы, тонкие руки, маленькая грудь, выпуклый живот, кривые и волосатые ноги… – он часто останавливался, долго вспоминая, что есть у женщин некрасивого и ужасного и в конце концов окончательного запутался, – Только улыбка у неё была красивой… Ой, – он обречённо махнул рукой, – Не то сказал… Не красивой, а страшной… Отвратительной…»

Народ в зале просто умирал от смеха. А директор совхоза за этот номер Николаю Чёрному после концерта вручил бутылку коньяка, так ему всё это понравилось.

В 1966 году Богдан Михайлович окончил среднюю школу и поступил в Николаевское училище культуры по классу руководитель духового оркестра. Он был настолько музыкально подготовлен, что его сразу взяли на второй курс.

В училище Богдан учился и дружил с будущей звездой советской и российской эстрады Александром Серовым.

Никто и не подозревал, что из мальчишки, родившегося в селе Ковалёвка Николаевского района (ему было тогда 15 лет) вырастет настоящий музыкант и в последствии прекрасный певец. Саша очень быстро прогрессировал в музыке. Он сначала создал диксиленд, а через некоторое время начал играть на танцах в Доме офицеров, был солистом ансамбля.

Вскоре в Николаевской филармонии создалась вокально-инструментальная группа «Поющие юнги», где Александр играл на саксофоне. Потом Саша служил во флоте в Севастополе, там, в Доме офицеров Черноморского флота делал первые шаги как певец.
Спустя годы мы с ним случайно встретились в Николаеве на отчетном концерте, на котором он аккомпанировал своему дяде, известному николаевскому доктору Видяпину. Саша тогда нигде не работал. Узнав, что я тружусь директором Дома культуры в Степовом, он изъявил желание у нас поработать руководителем ансамбля, но с условием, что директор совхоза Владимир Погорелов приобретёт ему новый автомобиль «Лада». Из задуманного ничего не получилось, Александр вскоре познакомился с Игорем Крутым, будущим известным композитором, с которым они потом создали множество известных шлягеров. И за славой уехали покорять Москву.
В 1968 году Богдан оканчивает училище по руководитель духового оркестра и его направляют в Новоодесский районный Дом культуры методистом по оркестрам, где он проработал один год. За это время Богдан Мельницкий создаёт здесь неплохой вокально-инструментальный ансамбль, который принимал участие в концертах. Ещё они играют на танцах и таким образом зарабатывают деньги на содержание Дома куль-туры. По совместительству Богдан Михайлович руководил духовым оркестром в мест-ном профтехучилище.

В 1969 году он женился на однокласснице Антонине Чернявской, которая в то время училась в Николаевском пединституте имени В.Г. Белинского.

У нас была веселая студенческая жизнь. После лекций часто ходили в театр, филармонию, слышали все вокально-инструментальные ансамбли, гастролировавшие в Николаеве. Жизнь, в полном смысле этого слова, кипела. Когда стали работать, то каждое лето путешествовали, вначале на мотоцикле, позже на автомобиле. Первая поездка была в Карпаты. Заехали в село, где я родился. Здесь встретили нас родствен-ники. Мы их тогда сильно удивили, им было не понять, как можно на мотоцикле совершать такие дальние путешествия, да еще в палатке ночевать, в лесу.

Когда появились дети, уже ездили на машине в Ленинград и Прибалтику. В Риге слушали органную музыку в Домском соборе, купались на рижском взморье в Юрмале, посещали детский концентрационный лагерь «Саласпилс». Были в Таллине, его старом городе, Ратуше, музее искусств.
После Ленинграда и Прибалтики наш путь пролегал через Брест в село Корте-лисы на Волыни. В этом селе в годы Великой Отечественной войны гитлеровцами было уничтожено 2875 жителей, в том числе 1620 детей. Оно повторило судьбу бело-русской Хатыни. Мемориалы жертвам фашизма в Саласпилсе и Кортелисы нас про-сто потрясли до глубины души.

Но вскоре у его жены умирает отец, и чтобы поддержать маму, супруги переезжают в село Степовое, где Богдан Михайлович возглавляет Дом культуры, маленький, одноэтажный, всего на 200 мест. Из подчинённых – один художественный руководитель, его жена, из инструментов – разорванный баян. Это сейчас здесь работает 22 человека.

Помещение требовало ремонта, чем сразу и занялись.

Коль есть помещение Культуры, оно должно работать, – продолжает свой рас-сказ Мельницкий, – Создали агитбригады девочек, которые стали основой Дома культуры. Они и пели, и танцевали, и принимали активное участие в художественной самодеятельности. Их даже снимало Николаевское телевидение во время одного из выступлений перед хлеборобами на совхозном току.

Закупили кое-какие музыкальные инструменты: контрабас, саксофон, синтезатор, он в то время назывался «Ионика», ударную установку… С их приобретением была забавная история, – засмеялся он, – В то время с приобретением музыкальных инструментов было очень сложно, в Николаеве, например, кроме гармоней, балалаек, гитар, сделанных из досок, ничего не было. Я сел на свой новенький мотоцикл «Ява» и поехал в Киев. Пришел в магазин, выбрал всё, что было, взял счёт и поехал домой. При-ехать-то приехал, а в счёте забыл поставить печать. Пришлось опять садиться на мотоцикл и вновь мчаться в Киев. Продавец, парень молодой, как услышал причину моего возвращения, за мою преданность делу искусства дал мне ещё и электрогитары, вписав их в счёт.

С инструментами началась живая работа. Создали вокально-инструментальный ансамбль, в который вошли очень талантливые ребята: Николай Чёрный, Виктор Савтор, Александр Ракомин, Виктор Гайдаенко, Василий Таран. В 1970 году мы очень неплохо проявили себя в области, выступая на большой сцене с пес-ней «За того парня».

В 1972 году руководителем совхоза в Степовое пришёл Владимир Григорьевич Погорелов. С его приходом начался расцвет и подъём села во всех отраслях и сферах. Несмотря на молодой возраст, тогда ему было 30 лет, он показал себя волевым, заинтересованным, решительным, настойчивым, творчески мыслящим руководителем, умеющим правильно расставлять приоритеты в целях и задачах.
Сразу начинается преобразование совхоза: строится огромный откормочный комплекс на 18 000 голов крупного рогатого скота, благоустраивается ферма, помещения по переработке продукции, социальные объекты: детский сад, школа, торговый центр. На производственных участках открываются комнаты психологической раз-грузки и музыкальные салоны, возводятся спортивный комплекс, больница, гараж, включая и современный Дом культуры на 400 мест. В его строительстве участвовала вся молодёжь. Открылся Дом культуры и начал свою полноценную работу в 1981 году.
С 1972 года активно начинает работать художественная самодеятельность.
Б.М. Мельницкий создаёт фольклорный ансамбль «Троїсті музики», с которым объехал весь Советский Союз. Ансамбль принимал участие в различных фестивалях, с гастролями выступал в России, Германии, Чехословакии, и везде его принимали с большим успехом. В 1986 году этот ансамбль получил звание «Народный».
 
Был такой анекдотический случай, когда однажды летели в Ставрополь, на фестиваль, контрабас в салон самолета не вошёл, так его пришлось вместе с музы-кантом размещать в багажном отделении.

Богдан Михайлович в 1986 году заочно учился в Николаевском филиале Киевского института культуры на факультете организатор-методист клубной работы, который окончил в 1991 году.

– Наши коллективы – многократные участники районных, областных, региональных, Всеукраинских и Международных конкурсов, – с гордостью говорит он, – и везде они становились победителями и призёрами.

Б.М. Мельницкий – лучший работник Отдела культуры Николаевского района Николаевской области. В 2005 году становится победителем Всеукраинского смотра клубных Домов культуры. Он принимает постоянное участие в областных и региональных семинарах, совещаниях по развитию отраслей культуры и туризма.
– В 1999 году Дом культуры, которым я руководил, становится лучшим в Украине среди сельских Домов культуры. В этом же году мне присвоили звание Заслуженный работник культуры Украины. Это почетное звание на сцене Дворца культуры Украины вручал премьер-министр Валерий Павлович Пустовойтенко.

Богдан Михайлович Мельницкий награждён также Почётной грамотой Кабине-та Министров Украины, почётным знаком Министерства культуры Украины.






















В 2010 году Богдан Михайлович был приглашён в Москву на Центральное телевидение и участвовал в передаче «Пусть говорят» по случаю 60-летия Народного артиста России Александра Серова.

Писать о человеке искусства, особенно о руководителе, без отображений деятельности коллектива, просто не имеет никакого смысла. Высокие достижения ансамблей, хоров, оркестров, групп и служб, где, якобы, этот руководитель не виден и не принимает участия, не могут быть без его постоянного контроля и участия. Он везде… И в хоре, и в танце, и в оркестре…

Если бы я сам всё это не видел, может быть и рассуждал поиному.
Живя в Степовом и работая в больнице, мы с женой не переставали удивляться размеренной, спокойной и здоровой жизни села, часто ходили на концерты в Дом культуры. На сцене всё происходило так профессионально, красочно и торжественно, что просто диву давались! Мы уже хорошо знали и семью Мельницких, и многих тех, кто пел и танцевал на сцене.

Из моей головы не выходили слова, сказанные Богданом Михайловичем при первой встрече о работе этого ЦАРСТВА народной культуры. Я зашёл в музей и попросил что-нибудь почитать об этом коллективе. Мне дали огромную красную папку с текстом и множеством фотографий, отражающих историю и славный путь Дома куль-туры на его пути к вершине горы Парнас, к Богу искусства и покровителю муз, Аполлону.

Я читал и восторгался.

Все коллективы очень и очень талантливы. Прочитанное мне дополнял бессменный директор этого Дома культуры, Заслуженный работник культуры Украины Богдан Михайлович Мельницкий. – Академическая хоровая капелла села Степовое была создана в 1983 году прекрасным руководителем и специалистом своего дела, Александром Фёдоровичем Присенко. Он в то время работал старшим преподавателем на кафедре дирижирования в Николаевском институте культуры. С Александром Федоровичем мы были знакомы ещё с культпросветучилища, он там преподавал по классу вокала. И вот случайно встретились через 10 лет в городе Николаеве возле Дома учителя, разговорились, и я предложил ему поработать в Степовском Доме куль-туры, на что он согласился. 

Первый день его приезда к нам на работу мы решили отметить и поближе познакомиться. Взяли для этого всё что нужно, может быть и немного больше, прихватили сети рыбацкие и поехали на водоём. Расположились на берегу, машину поставили в тенёчек, костёр разожгли, с лодки сети разбросали и… завели разговор… Утром разбудил нас холод. Костёр потух, сухие сети валялись невдалеке от нас, видно кому-то сильно нужна была рыба… Хорошо, хоть сети не спёрли.
За три года он создал в селе академическую капеллу, которой потом было присвоено звание «Народной». В капелле было около 60 человек. Александр Федорович пре-красный организатор и замечательный певец. Пел во всех коллективах города: с сим-фоническим оркестром под руководством Николая Фридмана, струнном оркестре под руководством Владимира Подопригора, духовым оркестром города, а также с ансамблем «Калинка» института культуры.






Наша хоровая капелла ездила по всему Советскому Союзу. Была в Крыму, Сочи, Москве, Ленинграде, Прибалтике и многих местах Украины.

Степовчане очень любили Александра Федоровича за его талант и умение щедро им делиться, за человечность, простоту, добрый и весёлый нрав, за многочисленные выступления на всех участках совхозного производства: полевом стане и ферме, га-раже и мехмастерской, школе и больнице…

Он был узнаваем и почитаем во всех уголках Николаевской области и Украины.
Жители села свято чтут память о нём. Академической капелле присвоено его имя и самая молодая улица названа в честь Александра Федоровича Присенко.
На базе нашего Дома культуры прошло тринадцать областных конкурсов соли-стов-вокалистов и вокальных ансамблей имени А.Ф. Присенко. Эти конкурсы были и остаются настоящим праздником памяти именитого Маэстро.

Конкурс проходил два дня. Конкурсанты проживали в живописном уголке нашего края, на благоустроенной базе детского лагеря труда и отдыха. Победителям и дипломантам вручались дипломы и ценные подарки. Этот конкурс стал популярным среди народных аматёров. Даже были планы сделать его Всеукраинским. Но… злые ветры перемен не позволили это сделать. Экономика совхоза, который был спонсором мероприятия, резко упала и совхоз, к великому сожалению, уже был не способен финансировать проведение такого конкурса.


Богдан Михайлович надолго задумывается. Было видно, как по его лицу пробегают горестные мысли.
Было время… – он тяжело вздыхает. – Но хватит о грустном! Расскажу Вам один забавный случай из нашей кочевой жизни. Мы поехали в Яремче, Ивано-Франковская область, где нас разместили в частном секторе, был март месяц и невыносимо холодно. Нас с Виктором Савтером командировали в село и поставили задачу, без барана на шашлык не возвращаться. Мы долго искали, но… безрезультатно. Во дворе одного дома стоял дед в капелюхе, который нам сказал, что баранов в селе нет, а у него есть козел. Мы начали отнекиваться, но он утверждал, что козел еще мальчик и уверял, что никакого запаха не будет.

Скрепя сердце заплатили деньги, он козла забил, разделал и мы пошли к своим, где начали готовить шурпу. Все вокруг просто истекали слюной, ожидая долгожданное блюдо. Какое же было наше с Виктором удивление, когда начали кушать. Запаха никакого не было, и вкуснее блюда я больше в жизни не ел. Нам никто не поверил, что шурпа приготовлена из мяса козла.

В 1983–1985 годах капелла была Лауреатом Всесоюзного смотра самодеятельного творчества. В 1987 году стала Лауреатом III Всесоюзного смотра художествен-ной самодеятельности. В 1988 году капелле было присвоено высокое звание «Народный самодеятельный коллектив».

В 1990 году она становится Лауреатом III Всесоюзного фестиваля самодеятельно творчества. В 1995 году они уже Дипломанты Всеукраинского конкурса хоровых коллективов.

В 1999 году стали Лауреатами Всеукраинского смотра народного творчества.
Руководителями и дирижёрами академической хоровой капеллы были: в 1983–1993 годах – Заслуженный работник культуры Украины А.Ф. Присенко, в 1994–1996 – Виктор Ромко, с 1997 по 2012 год – Л.О. Головащенко, доцент кафедры хорового дирижирования Николаевского филиала Киевского Национального университета культуры. С 2012 по 2022 – Ольга Волченко.

В 1972 году Богдан Мельницкий создаёт фольклорный ансамбль «Троїсті музики», с 1974 года Александр Ракомин – его бессменный руководитель.

 
В 1976 году ансамбль становится Лауреатом областного конкурса фольклорный коллективов «Золотой ключ»

В 1983 и 1985 годах – он Лауреат Всесоюзного смотра художественного творчества.
1987 год – лауреат II Всесоюзного фестиваля Народного творчества.
В 1988 году ансамблю присвоено заслуженное звание «Народный самодеятельный коллектив».

В мае 1999 года «Троїсті музики» выступают на заключительном концерте мастеров искусств и творческих коллективов Николаевской области на сцене Национального Дворца Украины в Киеве. В этом же, 1999 году, ансамбль становится Лауре-атом Всеукраинского смотра народного творчества.


В мае 2000 года оркестр стал Лауреатом Всеукраинского смотра народного творчества, а в июле того же года, решением аттестационной комиссии, Степоскому оркестру духовых инструментов присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив».

Его руководителями и дирижёрами были: 1970–1978 годы – Б.М. Мельницкий, 1980–1986 годы – В.М. Гайдаенко, с 1996 года по 2005 годы – В.С. Мурзыченко, с 2005 по 2021 год – С.Г. Глушко.

В духовом оркестре вместе с Богданом Михайловичем на трубе играл и его младший сын, Вадим. В то время он учился в школе. Служа в армии, Вадим играл в оркестре духовых инструментов воинской части моряков. Старший внук Мельницкого, тоже учась в школе, играл в местном оркестре и ещё учился в музыкальной школе по классу кларнета, которую закончил в 2010 году. Но… музыкантом он не стал, за-кончил Одесскую юридическую академию и работает по специальности.

В 1982 году в Доме культуры создана студия образовательного и прикладного искусства.

В апреле 1983 года за весомый вклад в дело эстетического воспитания ей присвоено звание «Народная самодеятельная студия изобразительного искусства».

Основатели изостудии были Иван и Эльвира Сосновские. В последствие студией руководила Алёна Гайдаенко. В настоящее время больше 15 лет работает Сергей Васюков, выпускник Степовской школы, закончивший Одесское художественное училище имени М.Б. Грекова.

Если брать в целом, в Доме культуры работают 14 коллективов художественной самодеятельности, в которых участвуют около 400 человек, из них 8 коллективов, которые работают со школьниками.

В мае 2000 года, по инициативе директора совхоза, Героя Социалистического труда Владимира Григорьевича Погорелова открыт Музей истории сёл Степовое и Зелёный Гай. Автором проекта стал известный автор многочисленных музейных экс-позиций в Киеве, Москве и Николаеве, ныне покойный, Вячеслав Иваницкий.

До конца своей жизни Вячеслав Эдуардович был главным экспертом, консультантом и автором многих новых экспозиций музея, в частности: «В.Г. Погорелов и его деятельность в Степовом. 1972–2015 годы», «Украина – единая и неразделённая», «Афганистан – боль и память». Он был организатором многих выставок картин из музея В.В. Верещагина. Подарил нашему музею картину «Созидание», автором кото-рой был сам.

Легендарный поэт современности, лауреат Государственной премии Украины имени Тараса Шевченко Дмитро Дмитриевич Креминь, побывав в нашем музее, в книге посетителей написал очень тёплые слова о Степовом и музее в частности.
 
Запись в книге посетителей музея, оставленная поэтом Д.Д. Креминем:

"Легендарная, известная с эллинских времён Гилея возвращается к нам в трагические эпохи, чтобы не теряли мы веру в себя, в лучшую долю. Засыпанная снегом не-бытия эта земля воскресла в переселенческом Карлсруэ и не прекращает удивлять добром теперь. И Степовое – это больше, чем степное село, пусть даже со знаком Украинского ренессансу.

Дай вам Боже всем и всего… Потому что, заходишь в музей и замираешь в молчании и очаровании. Ведь здесь экспонаты terra incognita, эпохи поздней бронзы, раритеты всех эпох и формаций. Фарфор и кафель, и застывшая ветвь кларнета, настоящий Singer и витражи кирхи-костёла. Из Карлсруэ – ценно всё. Ценны и удельные следы в селе немецких переселенцев XVIII столетия, свидетельства и знаки общечеловеческой судьбы.

Музей – воистину неповторим, великий экспозиционный материал прекрасно «срежиссировал» Вячеслав Иваницкий, а ещё много для понимания всего даёт слово директора музея – высоко эрудированной Антонины Леонтьевны Мельницкой.
Много сил отдает сохранению сокровищницы памяти директор Дома культуры Богдан Михайлович Мельницкий, Заслуженный работник культуры Украины.

Но без гения, атланта, Геракла наших пустынь – действительно героического человека, Владимира Григорьевича Погорелова – нелегко представить в ДК музей, а не генделик, sex-бар или даже заведение с красным фонарём, а la Rotterdam.
И потому, что сохранён дух человеческий и достоинство историческое – спасибо Вам и названным, и ещё не названным, но святым людям Карлсруэ и Степового.
Мудрые люди историю творят, а дураки – переписывают. А мы же для творчества созданы, как и для памяти.

Благодаря этому grand-музею память и любовь столетий – с нами. Спасибо!

Лауреат Национальной премии Украины имени Т.Г. Шевченко.
30 октября 2000 года"

(перевод с украинского Антонины Мельницкой)

В экспозиции музея есть предметы, обнаруженные на территории села, подробно представлена история населённых пунктов и рассказывается о его людях, про-славивших этот благодатный край.

Руководителем музея со дня его основания по 2020 год была Отличник народного образования УССР Антонина Леонтьевна Мельницкая, а с 2021 года – Н.А. Дорош.

Проработав в Степовском ДК более 50 лет, мне приходилось встречаться со многими творческими людьми и коллективами. Были интересные встречи с известными поэтами: Эмилем Январёвым, Вячеславом Качуриным, Дмитро Креминем, Василием Ковалевским; художниками: супругами Вячеславом и Лидией Иваницкими; начальниками Николаевского управления культуры при Областной администрации: Виталием Ласкутниковым и Михаилом Димитровым, которые были моими непосредственными руководителями.

Длительное время наш Дом культуры сотрудничает с Украинским Николаевским музыкальным драматическим театром, директор – заслуженный деятель искусств Н.С. Берсон.

Более 10 спектаклей и концертов театра были поставлены на нашей сцене. На все премьеры Николаевского музыкального драматического театра нас обязательно приглашают.

Мы сотрудничаем с Николаевским областным музеем имени В.В. Верещагина, практически все картины из его фонда были на экспозиции в нашем выставочном зале.

Заслуженный деятель искусств, художник Олег Приходько с Владимиром Бахтовым написали картину «Сбор урожая», которая украшает вестибюль Дома культуры.
Многие картины, подаренные Николаевскими художниками, находятся в выставочном зале нашего музея.

Семья Мельницких просто огромна. У них 2 сына, 5 внуков и 2 правнука.
Дедушке с бабушкой есть, что рассказать будущему поколению Мельницких, а тем есть на кого ровняться.

Несмотря на тяжёлое для страны время, Богдан Михайлович не опускает рук. Он каждый день идёт на работу, обходит своё огромное заведение, берёт трубу, дует в неё.

И пусть она сегодня не издаёт чарующих звуков, но она непременно заиграет, и запоют хоры, и затанцуют дети.

Всё придёт!

Мы в это верим!


Рецензии