Урок, который не порадовал...

Друзья мои, дорогие коллеги, читатели, оппоненты и все, кто заглянул в мой профиль!
Закончились каникулы (чуть не написала "к сожалению"), хотя покажите мне такого учителя, который бы об этом не подумал. Это раньше мне казалось, что только дети не хотят идти в школу после каникул, потому что я по молодости выходила после каникул с радостью, предвкушая встречу с детьми. Со временем ощущение радости от выхода на работу потускнело, поблекло. Накопившаяся усталость за две недели не успела улетучиться, к тому же вставание в 10 часов утра как-то незаметно вошло в привычку.

Итак, сегодня второй день учёбы, 9 января.
У меня в этом году три класса: два шестых и один седьмой. С седьмым классом живём душа в душу: они знают меня, приняли за два с половиной года мои требования, привыкли к моим выкрутасам. Я знаю их отношение к предмету, их темп работы, чувствую их настроение буквально с первой минуты. В двух шестых классах уроки прошли, как песня: работали много, с интересом и радостью. Когда понятно – дети всегда испытывают радость и желание учиться. Тем более, что моя СМАРТ-доска  очень помогает: все занимают очередь, чтобы прикоснуться волшебной ручкой к большому экрану.

Мало того, они за выход к доске получают баллы в накопительную систему, а эти баллы складываются в десятку, которую я выставляю в журнал. Я никогда не вызываю детей к доске сама – я не знаю, как не обидеть тех, кто не успел поднять руку. И что меня особенно радует – они не боятся выходить к доске, даже те, кто не очень понимает тему.

«Мы у доски учимся!» - это закон моего преподавания. Никаких насмешек, никаких унижений. Все мои ученики знают: любая насмешка мной «карается» такой же насмешкой. Один раз в каждом классе я проделываю эксперимент: смеявшегося над ребёнком, который не понимает тему, или над тем, кому нелегко даётся математика, я прошу на 1 минуту выйти из класса, а потом войти. Тем временем, я говорю ребятам, что когда этот «всезнайка» начнёт решать, в классе ребята должны начать хихикать, только не все сразу. Потом входит обидчик, я прошу подойти к доске и даю пример, он начинает решать, а в классе раздаются смешки. Решающий, а это, как правило, мальчик, замирает, начинает оглядываться, а смешки усиливаются. Он останавливает решение и смотрит на меня.
«Скажи, милый, что ты сейчас чувствуешь?» - спрашиваю я.
«Неуверенность, я не понимаю, где я ошибся. Почему они смеются? Мне неприятно…» и многое другое.
«Это я попросила ребят показать тебе, как это на самом деле неприятно для того, кто стоит у доски и не совсем понимает, что нужно делать. Ты понял, о чём я говорю?»
И всё! И больше никогда никаких смешков, хихиканий, сарказма.

Сегодня в седьмом классе урок не пошёл. Если вам кто-то из учителей скажет, что каждый урок праздник – не верьте. Раз на раз не приходится. Я делала замечания, пыталась воздействовать словом – уговаривала. Потом повысила голос – работоспособности не было. Мой урок был у них третьим, и аргумент, что на первых двух было ещё хуже, меня не обрадовал.

За последней партой сидит парочка. У них, видимо, отношения. Да, дорогие, не удивляйтесь: в 13 лет они уже запросто могут возникнуть. Симпатия, дружба – назовите, как хотите. Девочка, назову её условно Катей, накрашена, как будто собралась на вечернюю дискотеку: ресницы лезут на брови, довольно яркая помада,  чёрные ногти. Я не хочу показаться ханжой, хотя я, скорее всего, такая и есть, но есть же какой-то школьный дресс-код, в конце концов. И ей всего 13 лет, на минуточку. Она о чём-то оживлённо беседует с соседом, который смотрит на неё почти влюблённым взглядом, и им до лампочки мои «Одночлены» - тема у нас такая.
Сделать замечание по поводу внешнего вида я не могу – не имею права. Да, не удивляйтесь: те времена, когда нас учителя вытаскивали из класса в туалет и заставляли смывать тушь, а заодно снять серёжки и стереть с ногтей лак, давно прошли. Любая мама может пожаловаться в отдел просвещения, что учитель ущемляет права её ребёнка, который на самом деле уже давно не ребёнок.

На моё замечание парочка реагирует странно: кривой усмешкой. Но я и тут помню про ущемление прав ребёнка: вежливо прошу их выяснять отношения после урока. В ответ хихиканье. Класс замер – у меня на уроке ученики хамят редко, скажу честно, потому что я никогда не хамлю детям. А здесь прямо откровенное хамство. Смотрят эти двое и смеются в лицо, а на их счастливых лицах написано: «и что ты нам сделаешь?» Или не так: «Что, съела?»

И тогда я решаюсь на последний шаг - предлагаю им альтернативу:
«Либо вы пересаживаетесь вперёд и работаете, либо идёте и сидите в коридоре. Тема сложная, 30 человек хотят что-то понять, а вы лишаете меня возможности им объяснить важные вещи. У вас есть выбор, и от вашего выбора кое-что зависит…»
Они с ухмылкой посмотрели на меня, дружно встали и радостно вышли за дверь. Эти двое свой выбор сделали, теперь настала очередь за мной. А класс замер и ждёт, что же я предприму?

Я посмотрела на притихших учеников и сказала:
«Я имею право оценить работу каждого из вас на уроке отметкой. Ещё я имею право объяснить родителям, за что я поставлю им такую отметку. Согласны?»
Ребята закивали головой.
«Других прав у меня, к сожалению, нет».
Поставила по двойке, быстро написала родителям, за что (такая функция есть в ЭЖ), и продолжила урок.
За первой партой сидит девочка, условно назову её Леной. Лена не спит по ночам, зато она спит на всех уроках. Я тихонько будила её раза три потом предложила тот же вариант, что и тем двоим. Она посмотрела на меня сонными глазами, и спросила сонно:
«А можно мне подумать?»
«Можно, но не долго. Секунд пять», - ответила я ей.
И тут она произнесла фразу, от которой мне стало дурно:
«Хорошо, я подумаю, и сообщу вам своё решение»…
Все засмеялись, Лена села за парту.
«Хорошо, что не ушла», - пронеслась в голове мысль, и я стала работать дальше. Через три минуты я спросила Лену:
«Ты подумала?»
«Ещё думаю!» - ответила она серьёзно.
«Смотрите, ребята, наша Лена стала думать и перестала спать! Это таки прогресс!»
До конца урока мы спокойно работали и Лена тоже.

Понимаете, у нас в школах сейчас всё как-то не так: учитель оказался на обочине в том, что касается прав ученика, и в канаве в том, что касается прав учителя. У нас и раньше их было совсем немного, но сейчас любой родитель может обвинить учителя в насилии над личностью ребёнка. Погладил ребёнка по голове, обнялся с ним – а не сексуально ли учитель домогается ребёнка? Поставил двойку – а не мстит ли учитель за что-то? Повышаешь голос – это буллинг и троллинг…
А когда ученик посылает учителя на три буквы – это ж как надо было довести дитятку, чтобы он так расстроился.  Из класса выгнать ученика – всё равно, что совершить преступление против личности. Выгоняешь из туалета за курение (!!!) – тебя могут запросто обвинить в посягательстве на свободу дитятки. Зовёшь в школу родителей – тут же следует обвинение в непрофессионализме. Сколько таких случаев было  с учителями – не передать.

Да, мы не ангелы, это так. Написала, потому что предвижу шквал обвинений со стороны родителей. А где ангелы, скажите? И нам тоже не сладко, потому что есть программа, требования, нужно всё успеть. И так обидно, порой, что сидишь часами за подготовкой и проверкой, а урок не получается. Конечно, и вина учителя несомненна: не смогла, не получилась, проявила слабость, не срослось… Но мы всё время работаем над тем, чтобы получилось и срослось – ни один учитель не хочет, чтобы урок был плохим. Только не всё в этой жизни зависит от нас, поверьте.
Я желаю всем учителям самых лучших уроков, а всем детям самых замечательных учителей! Только важно помнить: урок – это ТРУД как учителя, так и ребёнка. Совместный труд. И совместный урок жизни…

9.01.2024
Клайпеда, Литва


Рецензии
Здравствуйте, Ася!
Низкий поклон вам за ваш труд!
Базовые знания, в том числе и жизненные, человек получает в школе, поэтому очень важно иметь хороших учителей.
Конечно, права личности, даже маленького человека - святое, но иногда так и хочется дать подзатыльник разгильдяю для его же пользы.
Терпения вам и хороших учеников.

Ашот Левонян   14.01.2024 09:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Ашот, за поддержку! Вы абсолютно правы - иметь хороших учителей - это самое главное в жизни. Я всех своих учителей по жизни называю проводниками. С уважением, Майя.

Ася Котляр   15.01.2024 21:01   Заявить о нарушении