Урок, который не порадовал...
Закончились каникулы (чуть не написала "к сожалению"), хотя покажите мне такого учителя, который бы об этом не подумал. Это раньше мне казалось, что только дети не хотят идти в школу после каникул, потому что я по молодости выходила после каникул с радостью, предвкушая встречу с детьми. Со временем ощущение радости от выхода на работу потускнело, поблекло. Накопившаяся усталость за две недели не успела улетучиться, к тому же вставание в 10 часов утра как-то незаметно вошло в привычку.
Итак, сегодня второй день учёбы, 9 января.
У меня в этом году три класса: два шестых и один седьмой. С седьмым классом живём душа в душу: они знают меня, приняли за два с половиной года мои требования, привыкли к моим выкрутасам. Я знаю их отношение к предмету, их темп работы, чувствую их настроение буквально с первой минуты. В двух шестых классах уроки прошли, как песня: работали много, с интересом и радостью. Когда понятно – дети всегда испытывают радость и желание учиться. Тем более, что моя СМАРТ-доска очень помогает: все занимают очередь, чтобы прикоснуться волшебной ручкой к большому экрану.
Мало того, они за выход к доске получают баллы в накопительную систему, а эти баллы складываются в десятку, которую я выставляю в журнал. Я никогда не вызываю детей к доске сама – я не знаю, как не обидеть тех, кто не успел поднять руку. И что меня особенно радует – они не боятся выходить к доске, даже те, кто не очень понимает тему.
«Мы у доски учимся!» - это закон моего преподавания. Никаких насмешек, никаких унижений. Все мои ученики знают: любая насмешка мной «карается» такой же насмешкой. Один раз в каждом классе я проделываю эксперимент: смеявшегося над ребёнком, который не понимает тему, или над тем, кому нелегко даётся математика, я прошу на 1 минуту выйти из класса, а потом войти. Тем временем, я говорю ребятам, что когда этот «всезнайка» начнёт решать, в классе ребята должны начать хихикать, только не все сразу. Потом входит обидчик, я прошу подойти к доске и даю пример, он начинает решать, а в классе раздаются смешки. Решающий, а это, как правило, мальчик, замирает, начинает оглядываться, а смешки усиливаются. Он останавливает решение и смотрит на меня.
«Скажи, милый, что ты сейчас чувствуешь?» - спрашиваю я.
«Неуверенность, я не понимаю, где я ошибся. Почему они смеются? Мне неприятно…» и многое другое.
«Это я попросила ребят показать тебе, как это на самом деле неприятно для того, кто стоит у доски и не совсем понимает, что нужно делать. Ты понял, о чём я говорю?»
И всё! И больше никогда никаких смешков, хихиканий, сарказма.
Сегодня в седьмом классе урок не пошёл. Если вам кто-то из учителей скажет, что каждый урок праздник – не верьте. Раз на раз не приходится. Я делала замечания, пыталась воздействовать словом – уговаривала. Потом повысила голос – работоспособности не было. Мой урок был у них третьим, и аргумент, что на первых двух было ещё хуже, меня не обрадовал.
За последней партой сидит парочка. У них, видимо, отношения. Да, дорогие, не удивляйтесь: в 13 лет они уже запросто могут возникнуть. Симпатия, дружба – назовите, как хотите. Девочка, назову её условно Катей, накрашена, как будто собралась на вечернюю дискотеку: ресницы лезут на брови, довольно яркая помада, чёрные ногти. Я не хочу показаться ханжой, хотя я, скорее всего, такая и есть, но есть же какой-то школьный дресс-код, в конце концов. И ей всего 13 лет, на минуточку. Она о чём-то оживлённо беседует с соседом, который смотрит на неё почти влюблённым взглядом, и им до лампочки мои «Одночлены» - тема у нас такая.
Сделать замечание по поводу внешнего вида я не могу – не имею права. Да, не удивляйтесь: те времена, когда нас учителя вытаскивали из класса в туалет и заставляли смывать тушь, а заодно снять серёжки и стереть с ногтей лак, давно прошли. Любая мама может пожаловаться в отдел просвещения, что учитель ущемляет права её ребёнка, который на самом деле уже давно не ребёнок.
На моё замечание парочка реагирует странно: кривой усмешкой. Но я и тут помню про ущемление прав ребёнка: вежливо прошу их выяснять отношения после урока. В ответ хихиканье. Класс замер – у меня на уроке ученики хамят редко, скажу честно, потому что я никогда не хамлю детям. А здесь прямо откровенное хамство. Смотрят эти двое и смеются в лицо, а на их счастливых лицах написано: «и что ты нам сделаешь?» Или не так: «Что, съела?»
И тогда я решаюсь на последний шаг - предлагаю им альтернативу:
«Либо вы пересаживаетесь вперёд и работаете, либо идёте и сидите в коридоре. Тема сложная, 30 человек хотят что-то понять, а вы лишаете меня возможности им объяснить важные вещи. У вас есть выбор, и от вашего выбора кое-что зависит…»
Они с ухмылкой посмотрели на меня, дружно встали и радостно вышли за дверь. Эти двое свой выбор сделали, теперь настала очередь за мной. А класс замер и ждёт, что же я предприму?
Я посмотрела на притихших учеников и сказала:
«Я имею право оценить работу каждого из вас на уроке отметкой. Ещё я имею право объяснить родителям, за что я поставлю им такую отметку. Согласны?»
Ребята закивали головой.
«Других прав у меня, к сожалению, нет».
Поставила по двойке, быстро написала родителям, за что (такая функция есть в ЭЖ), и продолжила урок.
За первой партой сидит девочка, условно назову её Леной. Лена не спит по ночам, зато она спит на всех уроках. Я тихонько будила её раза три потом предложила тот же вариант, что и тем двоим. Она посмотрела на меня сонными глазами, и спросила сонно:
«А можно мне подумать?»
«Можно, но не долго. Секунд пять», - ответила я ей.
И тут она произнесла фразу, от которой мне стало дурно:
«Хорошо, я подумаю, и сообщу вам своё решение»…
Все засмеялись, Лена села за парту.
«Хорошо, что не ушла», - пронеслась в голове мысль, и я стала работать дальше. Через три минуты я спросила Лену:
«Ты подумала?»
«Ещё думаю!» - ответила она серьёзно.
«Смотрите, ребята, наша Лена стала думать и перестала спать! Это таки прогресс!»
До конца урока мы спокойно работали и Лена тоже.
Понимаете, у нас в школах сейчас всё как-то не так: учитель оказался на обочине в том, что касается прав ученика, и в канаве в том, что касается прав учителя. У нас и раньше их было совсем немного, но сейчас любой родитель может обвинить учителя в насилии над личностью ребёнка. Погладил ребёнка по голове, обнялся с ним – а не сексуально ли учитель домогается ребёнка? Поставил двойку – а не мстит ли учитель за что-то? Повышаешь голос – это буллинг и троллинг…
А когда ученик посылает учителя на три буквы – это ж как надо было довести дитятку, чтобы он так расстроился. Из класса выгнать ученика – всё равно, что совершить преступление против личности. Выгоняешь из туалета за курение (!!!) – тебя могут запросто обвинить в посягательстве на свободу дитятки. Зовёшь в школу родителей – тут же следует обвинение в непрофессионализме. Сколько таких случаев было с учителями – не передать.
Да, мы не ангелы, это так. Написала, потому что предвижу шквал обвинений со стороны родителей. А где ангелы, скажите? И нам тоже не сладко, потому что есть программа, требования, нужно всё успеть. И так обидно, порой, что сидишь часами за подготовкой и проверкой, а урок не получается. Конечно, и вина учителя несомненна: не смогла, не получилась, проявила слабость, не срослось… Но мы всё время работаем над тем, чтобы получилось и срослось – ни один учитель не хочет, чтобы урок был плохим. Только не всё в этой жизни зависит от нас, поверьте.
Я желаю всем учителям самых лучших уроков, а всем детям самых замечательных учителей! Только важно помнить: урок – это ТРУД как учителя, так и ребёнка. Совместный труд. И совместный урок жизни…
9.01.2024
Клайпеда, Литва
Свидетельство о публикации №224011301696
Низкий поклон вам за ваш труд!
Базовые знания, в том числе и жизненные, человек получает в школе, поэтому очень важно иметь хороших учителей.
Конечно, права личности, даже маленького человека - святое, но иногда так и хочется дать подзатыльник разгильдяю для его же пользы.
Терпения вам и хороших учеников.
Ашот Левонян 14.01.2024 09:34 Заявить о нарушении
Ася Котляр 15.01.2024 21:01 Заявить о нарушении