Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Эгеида-1

   
    Настоящая работа продолжает:

Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Введение. http://proza.ru/2023/12/28/33/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Первое время-1. http://proza.ru/2023/12/28/59/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Первое время-2. http://proza.ru/2023/12/28/105/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Первое время-3. http://proza.ru/2023/12/28/110/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Первое время-4. http://proza.ru/2023/12/28/814/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Первое время-5. http://proza.ru/2023/12/28/906/;

Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. После потопа-1. http://proza.ru/2023/12/28/1159/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. После потопа-2. http://proza.ru/2023/12/28/1205/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. После потопа-3. http://proza.ru/2023/12/28/1546/;

Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Египет-1. http://proza.ru/2024/01/05/1667/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Египет-2. http://proza.ru/2024/01/05/1714/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Египет-3. http://proza.ru/2024/01/05/1714/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Египет-4. http://proza.ru/2024/01/05/1929/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Египет-5. http://proza.ru/2024/01/05/1958/;

Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Передняя Азия-1. http://proza.ru/2024/01/11/1001/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Передняя Азия-2. http://proza.ru/2024/01/11/1093/.



    ХАМИТЫ И СИМИТЫ. ДВУПОЛЯРНЫЙ МИР. Том 3. ТРАНСФОРМАЦИЯ


    Часть 5. ЭГЕИДА

        5.1. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

        Глава 5.2. ПЕЛАСГИ И ЛЕЛЕГИ

        Глава 5.3. МИНОЙ И МИКЕНЫ

        Глава 5.4. АХХИЯВСКИЕ АХЕЙЦЫ

        Глава 5.5. ЛЕЛЕГИ-КОВАЧИ

        Глава 5.6. ЛЕЛЕГИ В МАЛОЙ АЗИИ

        Глава 5.7. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА 

        Глава 5.8. ДОРИЙСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ

        Глава 5.9. НАШЕСТВИЕ НАРОДОВ МОРЯ

      

    5.1. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

    В настоящей части речь пойдёт о ПЕЛАСГАХ, ЛЕЛЕГАХ и БРОНЗОВОМ КОЛЛАПСЕ, настигшем Восточное Средиземноморье в XII в. до н.э. и так или иначе затронувшем все страны Ойкумены [В: Катастрофа бронзового века; П5].
 
    О пеласгах известно немного [5.1]. Одни считают его мифом чистой воды, другие отводят ему исключительную роль в древней истории. Так, в Энциклопедии Эрша и Грубера говориться: "Пеласги - это просто тень, лишенная всякой исторической реальности" [В: Пеласги]. А вот другое мнение:  "Пеласги – это Греция до греков, Палестина до евреев, Магриб до финикийцев, Италия до этрусков, Англия до кельтов". В последней хлесткой фразе, принадлежащей Ю.Афанасьеву [5.2] и верной лишь отчасти, не достает только: "Индия до хараппцев, Месопотамия до шумеров, Египет до египтян", - чтобы сомкнуться с "тенью, лишенной исторической реальности".

    Все и ничто. То ли один великий народ, живший в Древнем мире в доисторический период, явившийся неизвестно откуда и сгинувший неизвестно куда, то ли общее название всех или нескольких таких народов. Что бы ты предпочел, читатель? Автору нравится классическое, библейское: один, "столпотворившийся" народ, "рассеявшийся" после "смешения языков". Шутки шутками, но неопределенность в этом вопросе породила и продолжает порождать много исторической путаницы. Нужно как-то определится, хотя бы для целей настоящей книги. Попробуем это сделать, следуя [П.5].

    О лелегах мы также уже упоминали. Добавим лишь, что они - вторые (после пеласгов) по частоте упоминаний у античных авторов среди догреческих народов Эгеиды [5.1]. При этом большинство авторов недвусмысленно различают пеласгов и лелегов, считая их разными народами.

    Что же касается событий, известных как "бронзовый коллапс", "вторжение дорийцев", "нашествие народов моря" и т.п., то традиционная история говорит о них невнятно: причины коллапса не известны (самая свежая гипотеза - нехватка олова для производства бронзы); его движущие силы - т.н. "народы моря" -практически не установлены; их агрессия, сметавшая города и страны, необъяснима. Лишь в одном согласны историки: последствия этих событий катастрофичны, они изменили западную Ойкумену, которую мы по укоренившейся традиции считаем "миром", привели в ней к смене эпох: Бронзовый век ушёл, пришёл Железный. Но и здесь есть "непонятки" [В: Катастрофа бронзового века].

    Например, утверждается, что разрушение водопровода и канализации в городах привело к одичанию горожан до такой степени, что те отбросили все свои культурные привычки и забыли … письменность! [В: Катастрофа Бронзового века]. А может, и от разговорной речи перешли к мычанию и жестикулированию. Что за фантазии? Что пытаются скрыть ангажированные историки за такими крайностями? Не проще ли предположить, что коренное цивилизованное население региона (например, пеласги), имевшее письменность и понимавшее, как работают водопровод с канализацией, было изгнано со своих земель, а новые их хозяева (к примеру, греки) были диковатыми, письменности не имели, отремонтировать водопровод с канализацией не могли. Вот и мычали по-своему, селясь на природе близ разрушенных и запущенных  городов.

    Или вот ещё. На материковой территории будущей Греции захватчики шли двумя волнами. Первая всё крушила и жгла, словно придерживалась тактики "выжженной земли" и не знала, что за ней идёт вторая волна -  дети, старики, женщины, которым нужно где-то жить и что-то есть. Разные народы - разные цели нашествия? Нет, вроде бы один народ, всё те же греки-дорийцы, и за первыми мужами шли их семьи. В чём здесь дело?

    А куда исчезли загадочные "народы моря", эти "агенты хаоса [5.3[", разрушившие множество городов и уничтожившие несколько государств, но не нашедшие взаимопонимания с египетскими фараонами? Рассосались в Леванте, Ливии и Италии? Или вернулись домой, туда, где невозможно было прежде жить? Тайна, покрытая мраком. Известно только, что после активной фазы нашествия "народов моря", длящейся около 50 лет, 1200-1150 гг. до н.э., в регионе разразилась эпидемия спячки. В "кому" погрузились целые страны, иные, свежеиспечённая Греция, например, надолго - на 400 лет .

    Только всеобщей комой или теменью веков можно объяснить то, что как раз в это время вершилась никем не замеченная мировая история: исход евреев из земли египетской, завоевание ими Ханаана, эпоха судей и единого еврейского царства Саула-Давида-Соломона, образование Израиля и Иудеи, расцвет блистательного Иерусалима. Только самые упёртые библейские максималисты не считают сегодня всё это мифом (Введение). Так может, и "тёмные века" - миф, а точнее, хронологический пузырь сознательно надутый по страстному желанию удревнить греко-римскую колыбель европейской цивилизации? Например, сдвинув "Троянскую войну" из VIII в XII в. до н.э.? И тогда возникает совсем иной взгляд на события "бронзового коллапса".

    Но и без хронологических изысканий всякому непредвзятому интересанту ясно, что с трактовкой этих событий не всё ладно.

    Но вернёмся к причинам коллапса. Среди них (до дефицита олова) у историков долго лидировали засуха и голод, якобы вынудившие неопознанные народы северных островов сняться с насиженных мест и устремиться на юг в поисках лучшей доли. Так, где-то полвека назад американец Р.Карпентер предположил, что микенскую цивилизацию уничтожили засуха и голод, но каких-то серьёзных доказательств не привёл. Однако был услышан теми, "кто имеет уши слышать" и вскоре:

    "Доказательства были найдены на Солёном озере … на Кипре. Исследователи извлекли древние осадочные породы из озера, которое когда-то было частью моря, но с годами не имело выхода к морю. Отложения показали заметное снижение морского планктона и пыльцы морской травы примерно с 1450 года до нашей эры, пока озеро, которое было соединено с морем, не стало не имеющим выхода к морю всего 100 лет спустя. Это указывает на крайнюю нехватку дождевой воды в течение этого периода. Отложения из озера также показали, что к 1200 году до нашей эры, в период коллапса бронзового века, сельское зозяйство в этом районе прекратилось и только около 850 года до нашей эры возобновилось" [5.4].

    Свидетельство, как видно, носит локальный (районный) характер, хотя, безусловно, заслуживает внимания. К тому же, обратим внимание, что исследователи говорят о суши в течение 600 лет, 1450-850 гг. до н.э. Вряд ли эта столь длительная засуха может быть сопоставимой с засухами, вызванными т.н. "событиями 8,2 килогода и 4,2 килогода", случившимися 8,2 и 4.2 тлн в результате резкого похолодания, длящимися 200-400 лет, действительно ставшими причинами миграций народов и угасания культур и хорошо изученными учёными [W: 8.2-kiloyear Event; В: Засуха 4200 лет назад].

    Также спорны и другие факторы-причины коллапса: нарушение транспортной логистики олова, извержение вулкана Гекла, что на юге Исландии, в 1159 году, вызвавшее в Средиземноморье землятресение магнитудой до 6,5 по шкале Рихтера [5.3], переизбыток дешёвого сырья для производства железа на фоне дорожающей бронзы и др. Ничего не оставалось делать, как объявить причиной краха бронзового века "системным кризисом", где все перечисленные факторы, неспособные вызвать коллапс в одиночку, объединились и, подбадривая друг дружку (создавая синергию по-научному [В: Синергия]), устроили-таки "кузькину мать" процветающему региону.

    Современные комментаторы на эту тему высказываются туманно. Вот, например, что говорит американец Д. Каневский: "Статистический анализ деталей последовательного обрушения культуры отражает связь голода, вызванного изменением климата, нашествия с моря, военных действий по всему региону и политико-зкономического коллапса, в котором зарождались новые цивилизации и новые идеологии" [5.5; 5.6]. "Новые цивилизации и новые идеологии" - это Давид о греко-римской колыбели европейцев: нет худа без добра! Да, Р.Дрюс видит "бронзовый коллапс" как "крупнейшую катастрофу в древней истории, даже ещё более ужасную, чем падение Западной Римской империи" [5.3]; зато вылупившиеся из неё греки принесли человечеству идеи свободы и демократии!

    Однако, как это водится, стоило обнародовать гипотезу о системном кризисе как причине коллапса - тут же нашлись учёные, заявившие, что её (гипотезы) авторы ставят телегу впереди лошади, что всё наоборот, это коллапс вызвал системный кризис Ойкумены. И в самом деле, активная фаза коллапса длительностью около 50 лет приводит к 400-летним "тёмным векам" с их полной культурной и политико-экономической деградацией стран региона. И где здесь лошадь?


    Глава 5.2. ПЕЛАСГИ И ЛЕЛЕГИ

        5.2.1. ПЕЛАСГИ ЭГЕИДЫ
        5.2.2. ПЕЛАСГИ ИТАЛИИ
            5.2.2.1. ТИРРЕНЫ
            5.2.2.2. РИМСКИЙ КОРЕНЬ
            5.2.2.3. ЛАТЫНЬ
            5.2.2.4. СЕМИХОЛМИЕ


    5.2.1. ПЕЛАСГИ ЭГЕИДЫ

   "Как и все другие аспекты "пеласгов", их этноним (пеласгои) имеет крайне неопределённое происхождение и этимологию … Древняя этимология, основанная на простом сходстве звуков, связывает pelasgos c pelargos ("аист") и постулирует, что пеласги были мигрантами, подобными аистам …" [W: Pelasgians]. Об этом мы говорили во Введении, ссылаясь на Х.Льюиса: "... само название этого народа перекликается со словом "аист" (;;;;;;;; по-гречески). Аист - знаковая птица. Очень может быть, что, когда пеласги переселились в земли Древней Греции (корректнее - в земли Эгеиды, греки появятся на этих землях через тысячи лет - авт.), на вопрос: "Где ваша родина?" они отвечали: "Там, откуда прилетают аисты" ... Интересными являются и предположения о происхождении этнонима от pelas ge - "соседняя земля" (Г.Мюррей) и pelag-skoi - "морские люди" (Э.Кляйн) [W: Pelasgians].

    Пеласги, безусловно, один из самых развитых народов своего времени, имеющий свою письменность, не оставил нам письменных свидетельств о себе, кроме нескольких кратких надписей в глине и камне, не поддающихся дешифровке. Мы знаем о них в первую очередь от античных историков и географов (Геродот (-V (V в. до н.э.)), Геланник (-V), Фукидид(-V), Эфор (-IV), Страбон (-I), Дионисий Галикарнасский (-I), Тит Ливий (-I), Павсаний (II) и др.), поэтов и писателей (Гомер (-VII), Гесиод (-VII), Эсхил (-V), Софокл (-V), Еврипид (-V), Пиндар (-V), Вергилий (-I), Овидий (-I) и др.). Они отмечали их присутствие на многочисленных островах и во многих местах на материковых побережьях Средиземного моря. Назовем только Пелопоннес, Беотию и Аттику, Халкидик, Фессалию и Фракию, Эпир, Ионию и Македонию, острова Эгейского моря (Крит, Киклады, Эвбею, Лесбос, Лемнос, Хиос, Имброс и др.) и Средиземного (Кипр, Сардинию, Сицилию, Мальту и др.); Апеннинский полуостров и юг Пиренейского, запад Малой Азии и север Африки [5.1; 5.7-5.9].

    Греки, похоже, считали пеласгов коренным догреческим народом на территории Греции. И потому вопрос о происхождении пеласгов у античных авторов сводился к поиску области Греции, из которой они расселились по всей стране. Геродот, Эфор, Павсаний и Гесиод считали, что область эта - Аркадия, Эсхил, Софокл и Еврипид - Арголида; обе эти области находятся на полуострове Пелопоннес. Гомер склонялся к Фессалии: при описании владений Ахилла в Фессалии он упоминает "пеласгический Аргос" (не путать с Аргосом на Пелопоннесе). Однако, комментируя Гомера, Страбон утверждал, что поэт помещал пеласгов в Киликию, город Ларису: "Что же касается пеласгов, то есть основание, исходя из слов Гомера и из истории вообще, поместить их поблизости от киликийцев (например, в Финикию - авт.)" [5.8].

    Кстати о Ларисе (Лариссе). Безошибочным было бы утверждение, что пеласги родом из Ларисы: пеласгических городов с таким топонимом в Эгеиде было множество: "Большинство городов, которые ныне почитаются греческими, были основаны пеласгами (Афины, Аргос, Коринф, Иолк и т.д.). Излюбленное название пеласгийских городов - Ларисса, В процессе расселения пеласгов это имя появилось на огромной территории: от Черного моря - до Сирии,, от Северной Месопотамии - до Северной Италии. До нашего времени дожила только одна Ларисса - Ларисса Пеласгийская на севере Греции" [5.2]. "Страбон цитирует Гомера, что соседями сицилиев в Троаде были пеласги, и что они обитали возле Лариссы. Это название, возможно, означает крепость, построенную на нависающем камне, и говорит о том, что там обитали пеласги, независимо от того, когда это произошло. Существовало множество городов с таким же названием в Греции и два или три в Малой Азии, которые были перечислены Страбоном" [5.7].

    Историк I в. до н.э. Дионисий Галикарнасский попытался систематизировать мнения своих античных коллег о происхождении пеласгов. "По его мнению, пеласги были греческим народом с Пелопоннеса (т.е., частью эллинов - авт.), несчастье которого заключалось в том, что они "не имели постоянного места проживания". Пеласги первоначально жили в районе Аргоса на Пелопоннесе (Арголида - авт.), затем, изгнанные ахейцами, переселились в страну Гемонию (Фессалия) … Там они жили в течение жизни 5 поколений, после чего были изгнаны … одни переселились на Крит, другие заняли Кикладские острова, третьи двинулись к подножью горы Олимп, в Беотию, Фокиду, на острова Эвбею и Лесбос, расселились вдоль Геллеспонта (пролив Дарданеллы - авт.).

    Большая часть пеласгов поселилась  возле Додоны в Эпире (Западные Балканы - авт.). Спустя некоторое время пеласги из Додоны пересекли море и обосновались в Италии в устье реки По … Другие пеласги пересекли Италию … основали много городов (в том числе Лариссу), которые позднее перешли под власть этрусков" [5.8]. (Подробности расселения пеласгов в Италии можно найти у Дионисия в его "Римских древностях", где в них он находит "римский корень" [5.10; П6; разд. 5.2.2.2].)

    Современные историки в вопросе о происхождении пеласгов, как и положено, пошли дальше. Озабоченные лучшим местом европейцев под солнцем, они утверждают, что пеласги пришли в Элладу с севера, из мест, где цвела культура Винча, потому как последняя является "древнейшей цивилизацией Старого Света, более древней, чем культуры Месопотамии, Нила и Инда"  [5.11; 5.12]. Так откуда же прийти продвинутым пеласгам, как не из Винча? Только оттуда, конкретно - из Среднего Подунавья [5.13]. Другая ветвь греков, так сказать, покинувшая европейскую родину несколько ранее греческих греков.

    Это объясняет их участие вместе с ахейцами и в осаде Трои, и в "нашествии народов моря". Так, Овидий в "Метаморфозах" рисует величественную картину похода на Трою: "… тысяча следом союзных / Шла кораблей и на них всем скопом народы пеласгов…" [5.7]. Ему вторят и его коллега Вергилий, и уже упомянутый Дионисий Геликарнасский, считающие, что пеласги - это греки (чем-то похоже на утверждение, что финикийцы - это евреи [5.14], в то время как евреи - это часть финикийцев, принявшая  ими же созданный иудаизм в процессе своей этнической трансформации [П8-П11]).

    А взяв Трою, видимо, "всем скопом" отправились на Египет. Вот и лингвисты подтверждают: ходили туда пеласги, и древнеегипетские надписи с этнонимом PLST, прочитанным как "библейское "пелиштим" - возможная переделка слова "пеласги" с характерным переосмыслением этого этнонима, приобретшего значение "странники, переселенцы"  [В: Пеласги; 5.8].

    И это ничего, что пеласги шли на Трою, которую защищали … пеласги. По свидетельству Гомера "среди союзников Троянцев были пеласги, упомянутые вместе с кавконами и ликийцами. Один из них (возможно, предводитель - авт.), был убит Аяксом в битве за тело Патрокла - Гиппофоой, сын Лефа" [5.7]. Другой, возможно, Ахилл "быстроногий", царевич небольшой Фтии, что в Фессалии  [П5].  Не потому ли его отряд гордых мармидонян при осаде Трои не подчинялся Агамемнону, царю Микен, ахейцу, под рукой которого пребывали все остальные воины Микенской Аххиявы (разд. 5.7.2)?

    А как же филистимляне из славной коалиции "народов моря", также отождествляемые с "пелиштим"? Так то трудности перевода - типичная в греческом переводе Библии переделка древнееврейского "пелиштим" [5.8]. Таким образом, пеласги обозначены египтянами как "PLST", что историками прочитано как еврейское "пелиштим", что греками переведено как "филистимляне" (филистийцы). Отсюда следует, что филистимляне - это пеласги, в крайнем случае - ветвь пеласгов. Что, конечно, неверно.

    Вот что сказано в Библии о происхождении филистимлян: "От Мицраима  произошли … Каслухим, откуда вышли Филистимляне, и Кафторим (критяне - авт.)" (Быт 10:13-14). Витиевато (заслуга переписчиков?), но достаточно ясно: Мицраим - эпоним Египта, Каслухим - область и клан (народность) в западной части Дельты [В: Каслухим], "откуда вышли Филистимляне и Кафторим". Таким образом, критские филистимляне вышли из Египта, из области в западной части дельты Нила. С этим трудно не согласиться (см. ниже).

    Интересным способом доказательства пользуются историки. Или лингвисты-эквилибристы, их замещающие. Впрочем, не все коллеги по цеху с ними согласны. Некоторые полагают, что пеласгов следует считать этрусками (тирренами); а поскольку последние поселились в Италии, значит пеласги - индоевропейцы (это уже об их языке). А может они из северо-африканских берберов? Тоже интересная версия. Как и гипотеза, что зиги (адыго-абхазские племена - авт.) - пеласгический народ [5.8; 5.15]. Непонятно, правда, что это такое - "пеласгический народ".

    Не претендуя на строгость, определим его для целей настоящей книги как народ, подвергнувшийся значительному влиянию пеласгов, главным образом культурному; возможно, получивший от пеласгов или создавший с их помощью свою письменность. В этом смысле греки-пришельцы, безусловно, пеласгический народ. Посмотрим, как античные авторы представляли появление пеласгов и пеласгических народов и их исчезновение.

    Приведем слова Эфора, ссылающегося на Гесиода: "… будучи первоначально аркадийцами, <пеласги> избрали жизнь воинов и, обращая многих других к тому же образу жизни, всем передавали свое имя и весьма прославились вреди греков и всех прочих народов, с которыми только им не приходилось общаться" [В: Пеласги]. Эфор проливает свет на древний способ "ассимиляции": достаточно дать другому народу свое имя. Так вот почему пеласгов было так много и они были повсюду! Морской народ, побывал во всех уголках Эгеиды и всем обнаруженным племенам дал свое имя. По этой же причине (в основном) с приходом греков пеласги внезапно исчезают, а греки резко набирают численность: они "ассимилируют" всех и вся, включая пеласгов, подобным же образом.

    Геродот свидетельствует: "До своего объединения с пеласгами эллины были немногочисленны. Из такого довольно скромного начала они численно возросли и включили в себя множество племен, главным образом оттого, что к ним присоединились пеласги …" [В: Пеласги]. А вот и конкретизация процесса:

    "Пока ионяне жили в Пелопоннесе в теперешней Ахее, т.е. до прихода Даная и Ксуфа в Пелопоннес, они назывались, по эллинскому преданию, пеласгами,  эгиалеями. Затем от Иона, сына Ксуфа, они получили имя ионян (стали греками-ионянами - авт.) … Что до афинян, то они в то время, когда пеласги владели так называемой ныне Элладой (так называемая Эллада называлась Пеласгией - авт.), были пеласгами … были названы ионянами по той же причине, как и переселенцы из Афин - жители двенадцати ионийских городов"  [5.1; 5.7].

    "Кроме того, Эсхил в "Умоляющих" или "Данаидах" выводит их (пеласгов - авт.) происхождение из Аргоса, что около Микен. По сообщению Эфора, Пелопоннес назывался Пеласгией. Еврипид а "Архелае" также говорит, что:

    "Отец пятидесяти дочерей Данай,
    Прибывший в Аргос, основал Иноха град,
    И всем, пеласгов имя прежде кто носил,
    Данаев прозвище велел в Элладе взять" [5.1; 5.7].

    Так вот откуда взялись данайцы, которые "бойся данайцев, дары приносящих"! Никакие они не греки, а переобувшиеся пеласги, осаждавшие вместе с ахейцами Трою и взявшие её с помощью хитроумного Одиссея, изобретателя троянского коня.

    Из якобы четырех основных греческих племен - дорийцев, ахейцев, ионян и эолян, третье (ионяне), скорее всего, укомплектовано в основном пеласгами, четвёртое (эоляне) - фессалийскими пеласгами и ахейцами. Именно они (особенно ионяне) обеспечили грекам быстрый культурный взлет, именно из их среды вышли известные мыслители, ученые и поэты (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Гомер, Геродот, Гесиод, Эфор, Геланник и др.).

    Так может и ахейцы того … пришлый пеласгический народ позднего периода? А собственно греков следует отождествить лишь с дорийцами? Известно ведь, что дорийцы согнали с насиженных мест не только пеласгов, выселив их в неудобья, в Малую Азию, вынудив эмигрировать, но и ахейцев. Тогда прав и Овидий с его идущей на Трою тысячей кораблей, на которых "всем скопом народы пеласгов". Да и Гомер, считавший, что в Трое засели пеласгические люди. Брат на брата - разве это что-то небывалое среди сапиенсов?

    Да, возможно, и сама Троянская война есть лишь искаженное отражение (в пещере теней Платона [5.16]) периода колонизации ионийцами и эолийцами, вчерашними пеласгами, а также ахейцами западного побережья Малой Азии. Они переселялись под давлением дорийцев и вряд ли с согласия давно проживающих там местных племен. Троянской войны, как таковой, могло и не быть вовсе или, в другом варианте, она была "горячей" кульминацией процессов колонизации. 

    Нетрудно видеть, что приведенная выше информация о пеласгах и греках довольно противоречива. Но самое интересное заключается в том, что все сказанное отчасти истинно, как истинны описания слона слепыми мудрецами, ощупывающими различные части его тела.

    Известно, что греки не называли свою страну Грецией, они называли ее Элладой. Грецией же назвали Элладу римляне по имени небольшого и малоизвестного племени под названием "греки". А что до эллинов? Античные авторы признают, что многие части Греции, например Пелопоннес (её сердце), Фессалия, Лесбос назывались именем пеласгов; Геродот был убеждён, что некогда вся Эллада называлась Пеласгией. Следуя этому, "Элладу до греков" будем называть ПЕЛАСГИЕЙ, в микенский период - МИКЕНСКОЙ ПЕЛАСГИЕЙ, с приходом ахейцев к власти - МИКЕНСКОЙ АХХИЯВОЙ, после дорийского завоевания - ГРЕЦИЕЙ, иногда ЭЛЛАДОЙ.

    И вот наша версия происхождения пеласгов. Как мы уже упоминали выше, около 8 тлн в связи c резким похолоданием (т.н. "событие 8,2 килогода" или Бонда 4 [W: 8,2-kiloyear Event; В: Циклы Бонда]) примерно через 200 лет (время климатической инерции [5.17]) в Левант пришла засуха и голод. Пришла надолго, на сотни лет. Тогда города Библ, Угарит, Иерихон и другие были полностью оставлены. Часть хананеев (финикийцев), хаттов, хурритов ушла в Эгеиду, другая - в основном мицраимяне с амореями - в Египет (гл. 3.1).

    Мы считаем, что к этому времени финикийцы уже научились плавать: получив от левантов (и/или атлантов, разд. 2.1.1) технологии и ноу-хау в судостроении и мореходстве (включая, возможно, карты Эгеиды и Средиземноморья), они строили неплохие суда и уже не раз ходили в Эгейское море; вполне вероятно, что первые небольшие колонии финикийцев на Крите и в материковой части Пеласгии возникли в период 9,0-8,0 тлн [5.18].

    Уходили хананеи с союзниками в Эгеиду двумя маршрутами. Первый, которым шли финикийцы с хурритами, был морским - на остров Крит через Угарит и Кипр, "налегке". Взяли лишь оружие, инструменты, семена окультуренных растений да одомашненных животных, "каждой твари по паре", как учили предки. Примерно в это время на побережье Крита возникли первые поселения из каменных домов, жители которых занимались земледелием и скотоводством [В: История Крита]. И, конечно, плавали - ловили рыбу, занимались меновой торговлей.

    Вторым маршрутом, сухопутным, на юго-запад Малой Азии (Анатолии) отправились хатты, хурриты; морем их, возможно, сопровождала группа хананеев. Шли медленно, гнали перед собой стада овец и коз, ослы были навьючены всем необходимым для оседлой жизни земледельцев и скотоводов. Часто останавливались, иногда жили подолгу, строили поселения и города. Вступали в неизбежные в таких случаях связи с местным населением, создавали смешанные семьи, делились своими знаниями и умениями. Так постепенно на юго-западе и западе Анатолии 7,5-5,0 тлн формировалась ЛУВИЙСКАЯ этно-культурная общность, из которой позже выделятся малоазийские народы Эгеиды и юго-запада анатолии. Греки назвали их: киликийцы, ликийцы (лукка, лики), карийцы (кары), лидийцы, тевкры, тирсены (тиррены), мисийцы (мисы) и др.

    (Возможно, задолго до этого, 11-10 тлн в этих же местах поселились лудиты-симиты (в Библии сыны Луда, сына Сима). Поэтому не исключено, что в странах Лувии к III тыс. до н.э. сформировались две общины - симитская (лудиты) и прохамитская (финикийцы с союзниками). По крайней мере, дальнейшие события в Эгеиде косвенно свидетельствуют об этом. Но более вероятно, что Луд попал в список сыновей Сима в качестве топонима Лувии или более поздней Лидии (см. разд. 2.2.4.)

    Часть мигрантов, достигнув Галикарнаса, остановилась; затем, от острова к острову, с помощью критских пеласгов, она перебралась вместе со своими стадами по островной дуге на Крит. Отсюда т.н. "неолитические земледельцы и скотоводы" G2, J1, J2, R1 и др. продолжат свой путь в Европу, начатый ещё первой волной мигрантов около 9-8 тлн; это будет ПЕРВЫЙ МАССОВЫЙ ИСХОД НЕОЛИТИЧЕСКИХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ В ЕВРОПУ:

    "Культура неолита проникла в Европу из Анатолии (по другому мнению - с Ближнего Востока по морю, через греческие острова. Все животные и растения, которых разводили европейцы неолита, были одомашнены на западе Азии. За 2500 лет (с 6,5 тыс. до 4 тыс. до н.э.) носители новой культуры заселили практически всю Европу" [В: Неолит Европы]".

    Между тем первая группа продолжила свое движение, оставив на Крите часть финикийцев с союзниками. Она (группа) переселилась на полуостров Пелопоннес, где финикийцы, народ моря, обосновался в Арголиде, изобилующий укрытыми заливами и бухтами, удобными для создания портов, а хурриты привычно поселились в гористой и лесистой Аркадии, пригодной для скотоводства и земледелия.

    В этой связи упомянутый выше спор античных авторов о локализации родины пеласгов в Аркадии или Арголиде несколько неуместен: и те и другие  и правы и неправы: поселились пришельцы (а это и были первые континентальные ПЕЛАСГИ) сразу в двух этих соседних областях, но родина их осталась много южнее.

    Однако в планы по дальнейшей экспансии хананеев вмешалось эхо симито-хамитской войны в Египте, острая фаза которой пришлась на период 5,1-5,2 тлн [П3; разд. 3.1.4). Многим мицраимянам и амореям пришлось вернуться в Ханаан, на руины уничтоженных шумерами и временем городов. Не случайно время 5,2 тлн называют самым тяжелым в истории финикийцев [5.19]. Эхо войны услышали и в Эгеиде. Некоторые эгейские мигранты вернулись в Ханаан и Северную Сирию, приняли участие в возрождении Финикии: восстановлении Библа и Угарита, в строительстве Сидона, Тира, Акко и других городов. Примерно в это же время археологи отмечают оживление торговых, культурных и иных обменов (включая частичную миграцию) пеласгийских городов Крита с лувийскими городами западного побережья Анатолии. На острове появились карийцы, ликийцы, киликийцы и др.; возможно, это были члены симитских общин лувийских стран, потомки лудитов, принуждаемые к переселению хатто-хурритами.

    Косвенным подтверждением связи финикийцев с критянами служит замалчиваемая многими историками практика человеческих жертвоприношений на Крите (ёё существование у финикийцев признаётся практически всеми). Критские жертвоприношения подтверждены археологами, "причём речь идёт не только об убийстве пленников, обычном для многих культур этой эпохи, а о детоубийстве, сопровождающимся каннибализмом" [5.20].

    Так, в 1979 г. археолог П.Уоррен обнаружил в Кноссе детские кости с характерными надрезами: с костей срезали мясо. Попытки оппонентов Уоррена дать "цивилизованную" интерпретацию находке потерпели крах. Были и другие подобные открытия. "Тем самым указывается на связь критской и хананейской цивилизаций, в которой на всём пространстве от Тира и Угарита до Карфагена детские жертвоприношения были чем-то само собой разумеющимся" [5.20]. Наследниками финикийцев стали евреи [П8-П11]; споры о ритульных убийствах детей евреями не умолкают уже много столетий [5.21; В: Кровавый навет на евреев].


    5.2.2. ПЕЛАСГИ ИТАЛИИ


    5.2.2.1. ТИРРЕНЫ

    Пеласги не были бы пеласгами, если бы ограничились освоением Крита и Пелопоннеса. Мы считаем, что вскоре после Пелопоннеса они отправились в Западное Средиземноморье и здесь путь им преградили Италия с Сицилией (ниже мы будем использовать современные названия территорий; "Италия" означает материковую часть современной Италии). Часть пеласгов остановилась, освоилась, укоренилась; другая отправилась дальше на запад.

    Однако наш основной рассказ не о тех былинных временах неолитических земледельцев, информация о которых крайне скудна, а о более приближённых к теме книги - к концу Бронзового века, в окрестности XII в. до н.э. Кроме того, следует иметь в виду, что античные итальянские историки рассматривали пеласгов исключительно в ракурсе РИМА; сами по себе они их не сильно интересовали.

    Начнём мы с пеласгийского народа ТИРРЕНОВ (тирсенов) или, как их называли латиняне, ЭТРУСКОВ (тусков). Они не участвовали в Троянской войне; по крайней мере Гомер не упоминает их в "Илиаде" ни среди микенцев, ни среди троянцев [П6]. "Отцы" истории Геродот и географии Страбон объясняют это так:

     "… при царе Атисе, сыне Манеса, во всей Лидии наступил сильный голод. Сначала лидийцы переносили нужду, а затем … царь разделил весь народ на две части и повелел бросить жребий: кому оставаться и кому покинуть родину. Сам царь присоединился к оставшимся на родине, а во главе переселенцев поставил своего сына по имени Тирсен … Миновав много стран, переселенцы прибыли в землю омбриков (умбры, италийское племя - авт.) и построили там город … переименовались, назвав себя по имени сына своего царя (тирсенами или тирренами - авт.)" ([5.22],I,94).

    "Римляне называют тирренцев этрусками и тусками. Греки же, как передают, назвали их так по имени Тиррена, сына Атиса, который отправил сюда поселенцев из Лидии … Атис, во время голода и недорода оставил Лида, одного из своих двух сыновей, по жребию при себе, а другого, Тиррена, с большей частью своих люде отправил за море. По прибытии в эту страну он назвал её по своему имени Тирренией и основал 12 городов …" ([5.23],V,с.206)

    Случилось это, по-видимому, в XIII в. до н.э., так как около 1208 г. до н.э. тирренские наёмники были замечены в нападении на Египет в составе ливийской армии вождя Мраиуйа, за что угодили на стелу фараона Мернептаха под именем "турша" или "тереш" (TRS) [П5; П6].

    Вторым сыном Атиса был Лид, основатель царства Лидии со столицей в Сардах. Лидийцев и сардов тоже нет в гомеровых списках защитников Трои, но сарды (SRDN; "шердены" или "шарданы") составили компанию тирренам в нападении -1208 г. на Египет. Были ли эти наёмники жителями острова Сардиния, что находится близ Тиррении (Этрурии) и всегда входил в зону её интересов, или выходцами из лидийского города Сарды, или же вначале второе, затем первое - неизвестно. Интересно, что помимо тусков и сардов в налёте участвовали и сикулы (SKLS;  "шекелеш" или "шакалаша"), которых принято отождествлять с одним из сицилийских народов конца бронзового века [В: Сикулы].

    Что объединяет эту славную троицу, не очень расположенную к Египту? Ну, во-первых, они соседствуют в Западном Средиземноморье, а во-вторых, не местные они, прибыли из Эгеиды, они - пеласги. Видимо, этот морской непоседливый народ (или группа близких т.н. пеласгических народов) давно знал Апеннинский полуостров и прилегающие к нему острова; возможно, давно и поселился тут. Во всяком случае, античные авторы утверждали, что прибывшие на полуостров тиррены обнаружили здесь других пеласгов, с которыми одно время мирно существовали, а затем вытеснили их с обжитых земель.

   (Следует заметить, что не все авторы считают тирренов, сардов и сикулов пеласгическими народами. Например, Дионисий Галикарнасский (I в. до н.э.) в своих "Римских древностях" называет сикулов древнейшим народом, прибывшим в Италию из Иберии (совр. Испании) много раньше XIII в. до н.э. Якобы позже впервые появившиеся здесь пеласги с Пелопоннеса после многолетней упорной борьбы вытеснили сикулов с полуострова на Сицилию. С ним согласен и ряд современных историков, относящих сикулов к древним лигурам, расселившимся по территориям современных Франции, Испании, Италии и др., от Северного моря и Ла-Манша до Сицилии.

    Напомним читателю, что согласно нашей гипотезе лигуры - потомки атлантов, финикийцы - потомки левантов (гл. 1.4);  наши атланты и леванты, возможно, прототипы "атлантов" и "египтян" Платона [5.24]. Не есть ли упомянутая борьба пеласгов с сикулами прообраз Платоновых войн "египтян" с "атлантами"?)

    Мнения современных историков на проблему происхождения тирренов-этрусков, как водится, разделились. Приверженцы "Древнего Рима" (с центром в Риме-на-Тибре) яростно отстаивают автохтонность тусков; при таком раскладе они готовы признать то огромное влияние. которое оказала этрусская цивилизация на Рим. Менее ангажированные учёные соглашаются со своими коллегами, которые были несопоставимо ближе к этрускам по времени: "В настоящее  время большинство учёных склонны признавать этрусков народом, пришедшим около 1000 года до н.э. из Малой Азии (Лидии) морем; этапными пунктами в этом переселении служили острова Эгейского моря … где в историческое время жило племя пеласгов, отождествляемое Геродотом с тирренами" [В: Этрурия].

    (С Геродотом (V в. до н.э.) согласны другие античные историки, но не Дионисий Галикарнасский, который указывает на отличия этрусков от других пеласгов: склонность к мистицизму, гадания по полёту птиц и печени животных и т.п. Видимо, не хотел, чтобы эти гадатели-гаруспики [В: Гаруспик] бросили тень на славных эллинов, к которым он ошибочно причислял и пеласгов.)

    По-видимому, миграции пеласгов в этот регион шли перманентно (недаром же античные писатели упрекали пеласгов за их охоту к перемене мест). Есть мнение, что Италию пеласги освоили так же хорошо, как и Эгеиду, и в те же давние времена (по нашей теории первые мигранты в Эгеиду из Леванта отправились около 8 тлн. и ранее). Среди предшественников тирренов древние историки выделяли ФЕССАЛИЙСКИХ ПЕЛАСГОВ. Выше в разделе 5.2.1 мы уже приводили мнение Дионисия Галикарнасского о пеласгах, согласно которому несчастье их заключалось в том, что они не имели или не стремились иметь постоянного места жительства, а потому легко поддавались всякому давлению, покидали насиженные места, отправляясь в терра инкогнита. Так они с Пелопоннеса попали в Фессалию, оттуда - в Эпир, где поселились в Додоне; "спустя некоторое время пеласги из Додоны пересекли море и обосновались в Италии в устье реки По … Другие пеласги пересекли Италию … основали много городов (в том числе Лариссу), которые позднее перешли под власть этрусков" [5.8].

    Видимо, постоянные перемещения этого непоседливого народа создавали впечатление, что пеласгов много и они везде. На самом деле то, что мы знаем о них и о финикийцах, позволяет предположить, что народ этот был не так чтобы многочисленным, жил рассеянно и не проявлял особой склонности к объединению в один кулак. Был достаточно конфликтным, но отнюдь не воинственным, предпочитал худой мир доброй ссоре; если договориться не удавалось, вполне мог покинуть обжитые места и перебраться на новые, благо в стране 2000 островов он был как рыба в воде.

    5.2.2.2. РИМСКИЙ КОРЕНЬ

    Тот же Дионисий, главный источник по доримской истории Италии, в своих "Римских древностях" насчитывает 5 потоков сынов Эгеиды, имеющих отношение к созданию Рима (следует иметь в виду, что для Дионисия "племя пеласгов было искони эллинским - пелопоннеским", порой он не различает пеласгов и эллинов):

    "В итоге сошлись вместе (в пространстве, но не во времени - авт.) и объединили свой жизненный уклад следующие народы, от которых пошёл РИМСКИЙ КОРЕНЬ, прежде чем населить существующий ныне (в конце I в. до н.э. - авт.) город: во-первых, это были аборигины ("блуждающие"; не путать с аборигенами - авт.), которые изгнали из этих мест сикелов, они родом были древними эллинами из Пелопоннеса (после того как они вместе с энотрами (пеласгами [W: Oenotrians]) переселились из области, называемой ныне Аркадией, в чём я лично убеждён); затем из тогдашней Гемонии, ныне Фессалии, пришли пеласги; третий же поток перебрался вместе с Эвандром в Италию из города Паллантия (что также в Аркадии [W: Evander of Pallantium] - авт); вслед за ними появились воевавшие с Гераклом пелопоннесцы - эпейи и фенеаты, с которыми смешалась какая-то часть троянцев; наконец, прибыли с Энеем спасённые троянцы из Илиона, Дардана и других троянских городов" [5.10, I,60].

    Прокомментируем цитату. Первыми, как считает Дионисий, с незапамятных времён Италию заселили сикулы, которые были изгнаны на Сицилию где-то 3,4-3,3 тлн. Значит, долго воевавшие с ними колонисты первого потока по Дионисию, энотры и аборигины, пеласги из пелопоннеской Аркадии (кстати, исконной области эгейских пеласгов, см. раздел 5.2.1), проникли в Италию около 3,6-3,5 тлн. Это хорошо согласуется с Дионисием, утверждающим, что Энотр [В: Энотр] отправился в поход за 17 поколений (17 х 25 = 425 (лет)) до Троянской войны.

    И неплохо коррелирует с нашей теорией, по которой 3,7-3,6 тлн состоялась Критская (межобщинная) симито-хамитская война, после которой проигравшие её пеласги переселились на Пелопоннес, основали город Микены, Микенскую Пеласгию и Микенскую цивилизацию. Эти события вполне могли привести в движение пеласгов полуострова, в частности, аркадийцев. Видимо, состоялся передел земли и, как пишет Дионисий: "Энотр выселился из Эллады (читай: Микенской Пеласгии - авт.), недовольный своей земельной долей".

    Но, конечно же, пеласги появились в Италии задолго до легендарного Энотра (см. ниже). Весьма примечательно следующее замечание Дионисия Галикарнасского:

    "Аборигины же остались обитать на одном и том же месте (Южная Италия, где с VIII в. до н.э. возникнет т.н. Великая Греция [В: Великая Греция] - авт.), никем более не изгнанные, но хотя они оставались теми же самыми людьми (этнически - авт.), они дважды переменили название: ведь до Троянской войны они сохраняли прежнее наименование аборигинов, но при царе ЛАТИНЕ, который правил во время Илионской войны, начали зваться ЛАТИНАМИ" [5.10, I,9].

    Вот те на, как прикажете понимать? Дионисий настаивает, что аборигины назвались латинами сами, без внешнего давления. Быть может, народился у них царь по имени Латин, который и приказал своим подданным зваться его именем? В другом варианте, царь этот народу своему был за отца родного - вот и попросили люди назваться латинами. А что, обычное дело, тот же Тиррен, от которого "есть пошли" тирренцы-туски. Что ж, такое вполне возможно, но заметим (и пример с Тирреном лишь подтверждение этому), что подобное единение народа с царём чаще наблюдается в судьбоносные моменты для них обоих (миграции, войны, иные экзистенциальные угрозы и вызовы). Но Дионисий отметает такие варианты. Значит, остаётся последний, испытанный: объявить о божественном происхождении царя Латина (обычно от связи божества со смертной женщиной). Заметим также, что ни о какой латыни здесь речи не идёт, язык Латинова народа по-прежнему неизвестен.

    И действительно, на сцене появляется до слёз знакомый образ Геракла-Геркулеса, но почему-то не со стадом коров, а с некими пелопоннесцами и троянцами; все они по Дионисию - четвёртый поток в "римский корень".  Дионисий признаётся, что согласно преданию Геракл должен был гнать через Италию в Грецию коров Гериона, украденных им в Испании близ современного Кадиса. (Там же мимоходом герой соорудил Гибралтарский пролив, раздвинув скалы - Геркулесовы столпы. Воды Атлантики хлынули в котловину Средиземного моря, снесли страны и цивилизации, но этого никто не заметил на фоне величайшего 10-го подвига Геракла - кражи коров Гериона [В: Коровы Гериона].) Понимая всю несуразность Геракла с краденными коровами в качестве "римского корня", Дионисий говорит, забудьте про коров, сказки всё это. Геракл, сын Зевса, не пастух, а великий полководец и цивилизатор народов. Вот и в Испанию ходил, чтоб научить тамошних дикарей правильно жить, и в Италии с теми же целями:

    "…уничтожая всякую тиранию, тягостную и горестную для подданных, или город, оскорбляющий и позорящий близлежащие города, или преобладание людей дикого образа жизни, применявших нечестивые убийства чужестранцев (речь, видимо, о пиратах - авт.), Геракл учредил законные царства, мудрое управление и для всех приемлемые и человеколюбивые обычаи" [5.10, I,41].

    Но поскольку герой спешил, он ограничился в Италии соитием с "гиперборейской девой", которая и родила местным племенам царя (кого ж ещё можно родить от Геракла). Так аборигины-пеласги получили царя Латина, внука Зевса, и назвались латинами [5.10, I,43). (По версии Ливия, латинами назвал народ вездесущий Эней после гибели царя Латина. И тоже "в минуты роковые" - перед битвой с рутулами и тусками [5.25, I,2].

     (Авторы убеждёны, что именно с такой целью включил Дионисий Геракла в список "римских корней". Но есть небольшая вероятность, что он намекал на микенцев (пеласгов и ахейцев), бежавших вместе с "какой-то частью троянцев" от пелопоннесского вторжения дорийцев с ЛЕЛЕГАМИ, называемого также "возвращением гераклидов" [П5]. Ведь не случайно же в другом месте Дионисий как бы мимоходом замечает: "… оказывается, что племя аборигинов нисколько не отличается от тех, кого древние называют лелегами [5.10, I,10].)

    Могли встретить таких латинов прибывшие к устью Тибра 3,2-3,1 тлн "спасённые троянцы из Илиона, Дардана и других троянских городов" во главе с Энеем (пятый поток колонистов по Дионисию)? Вполне. Пеласги приютили пеласгов - беженцев войны, со временем ассимилировали их. Вот только латынь откуда возьмётся, а без неё и "римский корень" не корень, а так, аффикс какой-то.

    К счастью, ещё до Латина с Энеем в Италию прибыл кратко упомянутый Дионисием второй поток колонистов: "затем из тогдашней Гемонии, ныне Фессалии, пришли пеласги". Однако в этом потоке были не только пеласги. Напомним, что согласно нашей теории ахейцы-аххиявцы прибыли в Фессалию (Эолию) 3,6-3,5 тлн из Малой Азии [П5; П6; гл. 5.4]; к этому времени там уже проживали пеласги, имеющие главным городом Ларису, и фессалы-дорийцы, они же македны, говорящие на языке, который позднее назовут ЭОЛИЙСКИМ (ЭОЛИЙСКИМ ДИАЛЕКТОМ ГРЕЧЕСКОГО) [W: Thessaly; разд. 5.2.2.3] и отнесут к индоевропейским (ИЕ). Под давлением обстоятельств ахейцы переходят на язык дорийцев (осуществляют т.н. языковый сдвиг [5.26]); фессалийские (как и все другие) пеласги были билингвами, т.е помимо своего родного пеласгического владели и языком страны проживания, в данном случае тем же эолийским. Позднее, где-то 3,4-3,3 тлн под давлением дорийцев часть фессалийских пеласгов и ахейцев-эолян перебирается на Пелопоннес, в Микенскую Пеласгию, которая вскоре станет Ахейской (см. разд. 5.4.3); другая - в Италию, через Эпир.

    Дионисий повествует, что эти мигранты "бросили якорь у одного из протоков в устье Пада (совр. река По - авт.), называемого Спинетом". Некоторые из них остались на месте высадки и построили город Спина; большинство же "перевалили через хребет (совр. Апеннины - авт.) и прибыли на землю омбриков (умбров - авт.), граничащую с аборигинами". Пеласги овладели землями умбров, построили города. "Среди них город цэритов (Цере - авт.), Агилла, Пиза, Сатурния, Алсий и ряд других, которые потом были захвачены тирренами" [5.10, I,20]. Подтверждает рассказ Дионисия и Гелланик Лессбоский в своей "Форониде" [5.27]. А также Страбон, акцентируя внимание на деталях:

    "… Ибо современная Керея (Кере (Цере) - древний город этрусков - авт.) … была основана пеласгами, прибывшими из Фессалии. Когда же те лидийцы, которые переменили своё имя на тирренцев, выступили походом на агиллейцев (греки называли Кере Агиллой - авт.), один из них подошёл к городской стене и спросил имя города; тогда один из фессалийцев, находившийся на стене, вместо ответа обратился к нему с приветствием: "Хэре". Тирренцы приняли это за хорошее предзнаменование и переименовали взятый город таким образом (Хэре или Цере-Кере - авт.)" ([5.23, V,2; 5.28].

    Вторит им и Вергилий, согласно которому пеласги, первыми владевшие Лацием, "рощу близ Кере посвятили Сильвану" (богу лесов - авт.) [5.28]. И Геродот, сообщающий о "выходцах из Фессалии, которые не смешивались с тирренами-этрусками" [5.27]. Интересное замечание насчёт "смешивания". Видимо, фессалийские пеласги, по крайней мере часть их, вполне себе смешивались с этрусками, ассимилировались ими и оставались в своих городах. А вот ахейцы-эолийцы - нет, и потому выдавливались этрусками на юг, в Лаций (регион, где со временем появится Рим).


    5.2.3.3. ЛАТЫНЬ

    Итак, около 3,2 тлн в регионе Лаций, территория которого примерно совпадает с современным итальянским Лацио [В: Лацио], сошлись потомки пеласгов аркадийских (аборигины), фессалийских и пеласгического народа ахейцев-эолян. Но чего-то не хватало. Наверное, третьего потока колонистов, не зря же Дионисий включил его в свой список "римских корней". Его представляет Эвандр со спутниками. Заглянем в святцы:

    "Эвандр (… в дословном переводе "хороший человек") - культурный герой римско-греческой мифологии, сын Гермеса( бога торговли, хитрости и воровства - авт.) и прорицательницы Карменты (по другим данным - внук царя Аркадии Палланта - авт.) … На берегу Тибра образовал поселение Паллантий на месте современного Рима. От Паллантия получил название Палатинский холм … Стал просветителем коренного населения аборигенов Лация (аборигинов - авт.) … участвовал в создании ЛАТИНСКОГО АЛФАВИТА … С именами Эвандра и его матери Карменты связан миф о создании латинской письменности - согласно ему, именно они ПЕРЕДЕЛАЛИ ГРЕЧЕСКИЕ БУКВЫ В ЛАТИНСКИЕ, а затем обучили аборигенов Лация письму … В конце жизни поддержал прибывшего из Трои Энея" [В: Эвандр].

    Ну вот, Дионисий, славящийся системным подходом к истории, сложил пазл. Почти. Про буквы латинского алфавита он рассказал, не пояснил только, откуда взялся сам латинский язык (латынь). Видимо, к прибытию Эвандра с матушкой перед войной в Лаций, латины уже говорили на латыни, но не писали. Обратимся к нашим современникам за подмогой:

    "Греческие грамматики, а эти авторы как раз и сохранились в рукописях в отличие от латинских авторов, утверждают, что ЛАТЫНЬ конкретно ПРОИЗОШЛА ОТ ЭОЛИЙСКОГО ДИАЛЕКТА ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА (именно на нём и говорили эолийцы, населявшие Фессалию в XIII в. до н.э. во времена Ахейской Пеласги - авт.). А отличия обусловлены естественными искажениями языка в результате тесного контакта с множеством других языковых групп. Т.е. латынь - это испорченный греческий …

    На этом настаивает, к примеру, Дионисий Галикарнасский (Ант. Rom/1/90). Уже в 19 веке н.э. наблюдения над сходством латыни и греческого привели к мысли о ЕДИНСТВЕ ЭТИХ ЯЗЫКОВ И НАРОДОВ в прошлом. Т.е. латиняне вылупились из греков, а вовсе не были непонятно чьими подкидышами, вскормленными волчицей (и дятлом - авт.). Отделившись от греков, они попросту предпочли забыть о своих предках" [5.29].

    И правда, Дионисий пишет: "Римляне не употребляют ни чисто варварской речи, ни полностью эллинской, но говорят на какой-то смешанной из обеих, основная часть которой - ЭОЛИЙСКАЯ, испытывая от смешения многих народов только то неудобство, что они не все звуки произносят правильно" [5.10, I,90].

   (Так латиняне - это "испорченные" греки? "Тепло". Вот только про единство народов, т.е. кто из кого вылупился, "прхладнее". Первыми носителями эолийского диалекта греческого языка в Италии, ка мы уже говорили, были ахейцы-эоляне и фессалийские пеласги. Похоже, что именно они и стали в Италии первыми латинянами. И они совсем не греки.)

    Ну вот и последний фрагмент пазла: латынь пришла в Италию вместе со вторым потоком колонистов из Фессалии. Но вернёмся к "Римским древностям". Интересно, что последние 3 составляющие (из 5) "римского корня" Дионисия Галикарнасского появляются в Лации непосредственно перед Троянской войной и сразу после. Успевают. Ибо далее, подобно грекам, все итальянские пеласги надолго "засыпают".

    Что ж, комментируя Дионисия Галикарнасского и других античных авторов, мы кое-что прояснили о событиях в Италии и Лации вплоть до XII в до н.э. (до окончания Троянской войны). Оказалось, что версия Дионисия неплохо коррелирует с нашей теорией, согласно которой освоение пеласгами Италии происходило в тех же масштабах и в те же сроки, что и Эгеиды, с небольшим, быть может, отставанием. А посему первые мигранты из Леванта (т.н. неолитические земледельцы) появились здесь ещё 8-7 тлн [W: Neolithic Italy]. Затем было ещё множество миграций, больших и малых, пока 3,4-3,3 тлн в Италию через Эпир не пришли фессалийские пеласги вместе с ахейцами-эолянами, носителями эолийского диалекта греческого языка. Это были протолатиняне, так как по мнению специалистов ИЗ ЭОЛИЙСКОГО ДИАЛЕКТА ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА ВЫРОСЛА ЛАТЫНЬ.

    Высадившись в устье реки По, фессалийские пеласги и ахейцы-эоляне перебираются затем на западное побережье полуострова, где основывают ряд городов. Позже, 3,3-3,2 тлн, сюда, в центр Италии, в междуречье Арно и Тибра, прибывает пеласгический народ тирренов (тирсенов); римляне их назовут этрусками (тусками). Пришлые некоторое время мирно соседствуют с местными, затем начинают захватывать их города. Возможно, многие родственные им фессалийские пеласги сопротивления не оказывают, смешиваются с этрусками и в конечном счёте ассимилируются ими. Иную судьбу выбирают ахейцы и другие пеласги: не в силах оказать достойное сопротивление тускам, они уходят на юг. Закрепиться ахейцам удаётся в бассейне Тибра, в болотистом Лации.

     Здесь они встречаются с пеласгами, пришедшими в Италию ранее, 3,6-3,4 тлн, возможно, из Пелопоннеса, и осевшими на юге полуострова. Ещё позже, 3,2-3,1 тлн, на побережье Лация, в Лаврентской бухте, близ устья Тибра высаживаются группа беженцев из Трои; они находят общий язык местным населением и смешиваются с ним. Как общаются между собой все эти разноплемённые жители Лация? По-видимому, это позволяют диалекты пеласгского языка, которыми все они владеют. Однако им нужен второй язык - язык, на котором они общались бы не только между собой - но и со внешним миром. Свой язык для этих целей пеласги никогда не предлагали - табу. Оставался эолийский диалект греческого языка - протолатынь; её и стали использовать. Так формировалась этноязычная общность насельников Лация - протолатинян. (В другом варианте протолатинянами оставались только ахейцы-эоляне.)


    5.2.4.4. СЕМИХОЛМИЕ

    В какой-то момент протолатиняне стали ощущать себя единым целым, отличающимся от других; это, видимо, заметили и их соседи. Случилось должное: либо они сами стали называть себя ЛАТИНАМИ, либо так из назвали окружающие, возможно, этруски. Латины были достаточно цивилизованными людьми, знакомыми с морским делом, и потому естественно предположить, что рано или поздно Лаций обзавёлся бы своим городом и портом. Город (или поселение) мог быть построен на Тибре, на одном или нескольких холмах из так называемого "римского Семихолмия" (Авентин, Палатин, Капитолий и др. [В: Семь холмов Рима]).

    (Археологи утверждают, что первым был заселён Палатин; возможно, это сделали пеласги, прибывшие из пелопоннеской Аркадии, города Паллантий, назвавшие в память о нём и холм и поселение на холме. Фессалийцы, видимо, выбрали Капитолий; во всяком случае, археологи нашли здесь фессалийскую керамику XIV -XIII вв. до н.э. [5.30]. Отсюда некоторые специалисты выводят и этноним "латины": Паллантий => Палатин => латин. А некоторые авторы делают вывод, что одним из самых ранних названий Рима было Паллантий [5.10] или Палатин [5.31].)

    Однако, более вероятна версия, что к строительству города в Семихолмии латины так и не приступили: из-за Тибра пришли этруски и вытеснили их в Альбанские горы, где, возможно, и возникла легендарная Альба-Лонга. В горах латинам было комфортно, так как большинство из них, если верить Дионисию Галикарнасскому, были родом их гористой Аркадии. И, добавим мы, из Фессалийской Ахайи. Осваивать Семихолмие пришлось этрускам.

    Примем эту версию, за неё говорят многие факты, о части которых мы скажем ниже. Пока же отметим, что возведение городов на невысоких (около 50 м), но крутых холмах, не на берегу моря, но рядом с ним, в идеале - на берегах судоходной реки, в устье которой сооружался порт-спутник, вполне вписывалось в градостроительную концепцию этрусков (а также, видимо, и фессалийских пеласгов, построивших такие города для этрусков); Семихолмие располагалось же на берегу судоходного Тибра в 25 км от моря, где в устье реки позже будет сооружён порт Остия (совр. Остия-Антика  [В: Остия-Антика]).

    (В подтверждение к сказанному: главный город пеласгов в Фессалии, частично мигрировавших в XIII в. до н.э. в Италию, назывался Лариса; он и теперь там же и так же зовётся и ему, как полагают, не менее 4000 лет [В: Лариса (город)]. Этимология топонима "Лариса" (по Страбону) - "крепость, построенная на нависающем камне" [5.23]. Интересно, что этимология этнонима "туски" - "строители башен" (они "предпочитали строить свои города на высоких обрывах, укреплённых стенами") [W: Etruscan Civilization].)

    Но, по-видимому, и этрускам пришлось повременить с закладкой города: пришло время "Большой спячки", до VIII в. до н.э. Греки уже "заснули" (речь идёт о 4 "темных веках греков", египтяне, месопотамцы тоже, сыны Израилевы и вовсе не просыпались. Пришёл черёд и этрусков с латинами.

    Но одно остаётся по-прежнему загадкой: почему Дионисий Галикарнасский не включил в число составляющих "римского корня" этрусков? Неужели у них меньше оснований для этого, чем у мифических Геракла с Энеем? Или здесь что-то иное, сокровенное и совсем не мифическое? Впрочем, тайна здесь небольшая: этруски и римляне были врагами. И это невозможно было изменить.

    Тем более лояльному к Риму Дионисию. Верный себе, Дионисий и вовсе отчислил этрусков из числа пеласгов, ссылаясь на некоторые их особенности, как то язык и пристрастие к гаданию. В этой сязи приведем цитату из [П2, разд. 17.4]:

    "Но были и различия (между этрусками и другими пеласгами Италии - авт.), например, пристрастие тусков к гаруспиции - искусству угадывания воли богов путём гадания по внутренностям животных (к примеру, по печени чёрного барана) - совершенно невозможное занятия для пеласгов по мнению Дионисия Галикарнасского. Однако эти древние религиозные практики могли передать пеласгам, предкам этрусков, месопотамцы через финикийцев и амореев с касситами [В: Гаруспик].

    (Кстати, об амореях. Месопотамцы и египтяне так называли все племена и народы, жившие к западу от Евфрата; "марту", "амурру" и "амор" - так обозначали "западных людей" шумеры, аккадцы и египтяне соответственно [W: Amorites]. Известно также, что этруски писали как слева направо так и наоборот, подчас смешивая оба стиля: строка слева направо, следующая - справа налево и т.д. (т.н. бустрофедоном [В: Направление письма]). Так, быть может "ROMA"  слева направо- это "AMOR" справа налево? Город на западе? В другой этимологии - просто "ГОРОД" ("URBS"). Как у Тита Ливия (Хорошего Ливийца). Интересно, что амореи-либу (сирийские амореи - выходцы из Ливии - авт.) и ливийцы - "родственники" .

    Вполне возможно, что и другие особенности этрусков, отмеченные Дионисием и отличающие их от прочих эгейских пеласгов (язык, гадания, высадка на западном побережье Италии и др.), связаны с присутствием среди них значительного числа потомков амореев-либу. И появились они в Италии после падения I Вавилонской (Аморейской) династии.)".

    Этруски-таки построили город на Семихолмии, на месте современного Рима, самый большой, красивый, а затем и богатый город ВЕЙИ, ставший главным в Двенадцатиградии. Судьба Вейи трагична: по результатам Пунических, Македонских и Итальянских войн победившие в них римляне решили в назидание всему миру примерно наказать три города, которые, по мнению римлян, пролили наибольшее количество римской крови: Карфаген (Пунические), Коринф (Македонские), Вейи (Итальянские). В один год, в -146-ой, эти три города были казнены: мужчины вырезаны, женщины и дети проданы в рабство; городские постройки сожжены и разрушены.

    На руинах уничтоженного Вейи отцы-основатели Западного Рима во главе с тем, кто известен нам как Гай Юлий Цезарь, решили строить новую столицу де факто образовавшейся империи. Старой - Риму, что на Босфоре (совр. Стамбул), решили оставить её древнее имя - Византий [П2, разд. 17.6]. Таким образом, современный Рим (Рим, что на Тибре) был столицей Римской империи всего около 300 лет, с -27 г., когда такой статут он получил от первого римского императора Гая Октавиана Августа, и до 284 г., когда император Диоклетиан покинул город, вернувшись на Босфор [П2, разд. 17.1].

    Этруски же с -207 г., когда стало ясно, что Ганнибал проиграл свою войну, а Карфаген - свою, начали трансформироваться, сменив язык на латынь и самоназвание на латинов, слившись с латинами Лация. Культуру свою и религию они сохранили, передав её первым римлянам, точнее, став первыми римлянами и строителями Рима.



    ПРИМЕЧАНИЯ

    1. Ссылки на Википедию даются прямо в тексте. При этом:
    - "В: Текст" означает: "http://ru.wikipedia.org/wiki/Текст/";
    - "W: Text" означает: "http://en.wikipedia.org/wiki/Text/";
    - "Q: Text" означает: "https://ru.qaz.wiki/wiki/Text".

    2. Цитаты из Библии даются согласно тексту Библии в синодальном переводе, размещенном на ресурсе: https://bible-ctnter.ru/ru/bibleface/

    3. Представленный текст существенно опирается на  работы автора:

    - П1. Пеларгин В. Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 1. До потопа и после. "Ридеро", 2023.

    - П2. Пеларгин В. Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев. "Ридеро", 2023.

    - П3. Пеларгин В., Вязгина Ю. Хамиты. "Ридеро", 2023.

    - П4. Пеларгин В., Вязгина Ю. Евреи, сыны Хама. "Ридеро", 2023.

    - П5. Пеларгин В., Вязгина Ю. Лелеги, сотворившие Бронзовый коллапс. "Ридеро", 2023.

    - П6. Пеларгин В., Вязгина Ю. Два Рима. Два христианства. "Ридеро", 2023.

    - П7. Пеларгин В., Вязгина Ю. Мемориал цивилизации левантов. "Ридеро", 2023.

    - П8. Пеларгин В. Еврейскую Библию написали финикийцы. http://proza.ru/2020/05/09/116/

    - П9. Пеларгин В. Финикийцы пишут Библию и уходят в евреи. Предисловие. http://proza.ru//2023/12/24/1307/

    - П10. Пеларгин В. Финикийцы пишут Библию и уходят в евреи-1. http://proza.ru/2023/12/24/1546/    Ханаан-этап

    - П11. Пеларгин В. Финикийцы пишут Библию и уходят в евреи-2. http://proza.ru/2023/12/24/1807/    Бабель-этап

    - П12. Пеларгин В. Финикийцы пишут Библию и уходят в евреи-3. http://proza.ru/2023/12/25/1091/

    - П13. Пеларгин В. Финикийцы пишут Библию и уходят в евреи-4. http://proza.ru/2023/12/25/1158/


    ЛИТЕРАТУРА к части 5

    5.1. Дарда С. Пояс мира. https://beltofpeace.com/

    5.2. Афанасьев А. Филистимляне - забытый народ. https://his.lsept.ru/2020/no06/

    5.3. Гуцуляк О. Крах цивилизаций бронзового века. http://proza.ru/2016/02/18/2580/

    5.4. За крахом бронзового века может стоять засуха.
    5.5. Молина М. Бронзовы коллапс, или куда делись все эти люди. Чем был вызван кризис средиземноморских цивилизаций три тысячи лет назад. https://nauka.tass.ru/sci/6816685/

    5.6. Каневский Д. и др. Экологические корни кризиса позднего бронзового века. https://ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3743901/

    5.7. Пеласги. https://tezar.ru/pel.htm/

    5.8. Пеласги - Wikiwand. https://wikiwand.com/ru/Пеласги/

    5.9. Алмистов А. Краткие систематизированные знания по пеласгам (pelasgoi).
https://samlib.ru/a/almistow_a_a/pelasgi/

    5.10. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1496000000/

    5.11. Сафронов В. Индоевропейские прародины. М., 1989.

    5.12. Культура Винча. https://diunov.livejournal.com/257589.html/

    5.13. Клейн С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. СПб., 2007.

    5.14. Зелев А.  Финикийцы - это евреи. http://proza.ru/2007/09/02/100/

    5.15. Низовский А. Загадки антропологии. М., 2004.

    5.16. Платон. Миф о пещере.
    5.17. Климатическая инерция - Climate inertia. https://ru.abcdef.wiki/wiki/Climate_inertia/

    5.18. Эгейская цивилизация.
    5.19. Зильберман М. Земля Ханаанейская. http://samlib.ru/z/zilxbernan_m_i/
zemljahanaanejskaja.shtml/

    5.20. Холмогоров Е. Крит. Прекрасные дамы, поедающие младенцев. https://dzen.ru/a/ZCB19pAInTDwNumG/

    5.21. О кровавых жертвоприношениях у евреев. Куда пропадают дети? https://selenadia.livejournal.com/386415.html/

    5.22. Геродот. История. https://liberbook.me/the_history/

    5.23. Страбон. География. https://ancientrome.ru/antitr/strabo/index.html/

    5.24. Платон об Атлантиде (оригинал из диалогов Тимей и Критий). https://questtim.blogspot.com/2015/08/blog-post_96.html/

    5.25. Тит Ливий. История Рима от основания Города. https://ancientrome.ru/antilitr/t.htm?a=1364000000/

    5.26. Темпы языкового сдвига.
    5.27. Семейкин В. Этруски в Италии: место и время прибытия. http://proza.ru/2017/04/11/1479/

    5.28. Обросков А. Этруски и пеласги. http://proza.ru/2016/10/28/737/

    5.29. Миронова Л. А был ли РИМ? Когда Европа была ещё немая … http://proza.ru/2009/12/09/821/

    5.30. Качанов С. Капитолий. https://agades-ser.livejournal.com/174831.html/

    5.31. Максимов А. Нашествие. Суровые законы. М.: "Нюанс", 2008.




   


Рецензии