История песни Солдаты группы Центр

     Владимир Семёнович Высоцкий (1938 – 1980) не участвовал в войнах, но военных песен сочинил много. В них он – и лётчик, и моряк, и пехотинец…

     …Спектакль «Павшие и живые», поставленный участником советско-финской войны режиссёром Юрием Петровичем Любимовым (1917 – 2014) в созданном им «Театре на Таганке». Премьера состоялась 4 ноября 1965-го. Вот что говорил об этом спектакле актёр театра Владимир Высоцкий:

     «…Есть у нас спектакль, особенно мною любимый, который называется «Павшие и живые». В нём собраны самые лучшие военные стихи, и посвящён он поэтам и писателям, которые участвовали в войне. Одни из них погибли, другие живы до сих пор – просто на их творчестве лежит печать военных лет. Они погибли, когда им было 20 – 21 год. Это Коган, Багрицкий, Кульчицкий... Так что, они, в общем, ничего не успели сделать, кроме того, чтобы написать несколько прекрасных стихов и ещё умереть. Но это много! Мы впервые зажгли по ним Вечный огонь на сцене нашего театра, впервые в Москве. У нас стоит на авансцене чаша, и из неё вспыхивает пламя Вечного огня. Перед началом спектакля выходит артист, просит почтить память погибших минутой молчания, и весь зрительный зал, как один, поднимается и одну минуту стоит молча. А по трём дорогам, которые спускаются к этому Вечному огню, выходят поэты, читают свои стихи, потом уходят назад в чёрный бархат (у нас сзади висит чёрный бархат). Уходят, как в землю, как в братскую могилу, уходят умирать, а по ним снова звучат стихи, песни… Это такой спектакль-реквием по погибшим поэтам. Я в нём играю несколько ролей. Одна из них – это Семён Гудзенко. Этот парень, которому было 20 лет в войну, выжил, а потом, как написал Илья Эренбург, «было такое чувство, словно его вдруг, через 10 лет настиг долетевший с войны осколок», его догнали старые раны. И он умер уже после войны».

     В этом спектакле Владимир Семёнович исполнил сочинённую им в год премьеры песню «Солдаты группы “Центр”» – о судьбах военнослужащих бундесвера – самой мощной из трёх групп армий нацистской Германии, сосредоточенных для нападения на СССР по плану «Барбаросса» летом 1941-го…

   …Сегодня вновь на Украине грохочут немецкие танки с экипажами из ВСУ, воюют против России украинские солдаты… Но их ждёт та же участь фашистов, неужели они этого не понимают или не помнят? Российские военные в ходе СВО выполнят поставленные Верховным главнокомандующим задачи. Победа будет за нами! Российские солдаты очистят Украину от нацистской нечисти!

                СОЛДАТЫ ГРУППЫ «ЦЕНТР»

     Солдат всегда здоров, солдат на всё готов.
     И пыль, как из ковров, мы выбиваем из дорог.
     И не остановиться, и не сменить ноги,
     Сияют наши лица, сверкают сапоги!
     По выжженной равнине, за метром метр
     Идут по Украине солдаты группы «Центр».
          На «первый – второй» рассчитайсь! Первый – второй!
          Первый, шаг вперёд, и в рай. Первый – второй!
          А каждый второй – тоже герой,
          В рай попадёт вслед за тобой.
          Первый – второй, первый – второй,
          Первый-второй!
     А перед нами всё цветёт, за нами всё горит.
     Не надо думать: с нами тот, кто всё за нас решит.
     Весёлые, не хмурые, вернёмся по домам,
     Невесты белокурые наградой будут нам!
     Всё впереди, а ныне за метром метр
     Идут по Украине солдаты группы «Центр».
          На «первый – второй» рассчитайсь! Первый – второй!
          Первый, шаг вперёд, и в рай. Первый – второй!
          А каждый второй – тоже герой,
          В рай попадёт вслед за тобой.
          Первый – второй, первый-второй,
          Первый – второй!

     Владимир Семёнович Высоцкий родился в Москве. Его мать Нина Максимовна – референт-переводчик (немецкий язык), отец Семён Владимирович – участник Великой Отечественной войны, в послевоенные годы окончивший Военную академию связи им. С.М. Будённого, перед отставкой имел звание гвардии полковник.

     В марте 1941-го отца призвали на военную службу. Через четыре месяца началась война, и в июле мать с сыном эвакуировались в деревню Воронцовка неподалёку от Чкалова. Там они прожили два года, а летом 1943-го возвратились в Москву. Отец ушёл из семьи. В 1945-м Володя пошёл в первый класс, а осенью 1946-го переехал в новую семью отца, в дом на Большом Каретном переулке. В начале 1947-го семья отправилась к новому месту службы отца – в группу советских войск в Германии, город Эберсвальде в 40 километрах от Берлина. Отец приобрёл пианино и пригласил преподавателя для музыкальных занятий. Все три года проживания в Германии Володя занимался музыкой. По мнению эмигрантки-преподавательницы, у него был абсолютный слух.

     В 1949-м отец получил новые назначения – в Северо-Кавказский военный округ, затем в Киевский. Его семья вернулась в Москву. Отец, служа в Киеве, нередко бывал в командировках в Москве. Ещё в школе Высоцкий увлёкся литературой и написал своё первое стихотворение. Первое публичное выступление Владимира оказалось импровизацией – в 1954-м юноша читал вариации на басню Крылова на сцене соседней женской школы. Зал смеялся и аплодировал, но экспромт закончился тройкой в четверти за поведение. На 17-летие Нина Максимовна подарила Володе первую гитару, а школьный друг Игорь Кохановский научил его простым аккордам. В 1955-м Высоцкий окончил среднюю школу и получил аттестат зрелости, в котором по пяти предметам стояли пятёрки, по девяти – четвёрки.

     …На Большом Каретном ранние песни Высоцкого слушал кинорежиссёр Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974). Первые записи песен сделали кинорежиссёр Левон Суренович Кочарян (1930 – 1970) и актёр Владимир Владимирович Акимов (1963 – 2023). Свои первые роли в кино Высоцкий получал благодаря ходатайствам Кочаряна.

     По окончании школы Владимир хотел стать актёром, но не получил поддержки в семье. В 1955-м он поступил в Московский инженерно-строительный институт, но, поняв, что не сможет учиться в техническом вузе, отчислился. В 1956-м он вернулся к посещению театрального кружка, стал готовиться в «театральное» и поступил в Школу-студию МХАТ. В армии Высоцкий не служил, в том числе и после окончания Школы-студии МХАТ, по неизвестной причине. Первый же студенческий капустник выявил поэтические способности Высоцкого: на мотив популярной в ту пору песни «Одесский порт» он написал стихотворение «Среди планет, среди комет…», в дальнейшем ставшее неофициальным гимном студентов-мхатовцев. Представление прошло удачно, и Высоцкий стал постоянным автором пародий, эпиграмм, посвящений для студенческих вечеров. Любимым предметом Высоцкого была литература. Однажды в школе-студии устроили концерт Булата Шалвовича Окуджавы (1924 – 1997). Этот концерт дал импульс к новым занятиям Высоцкого гитарой. В студенческие годы Владимир сыграл несколько ролей в учебных спектаклях. В 1960-м он окончил Школу-студию МХАТ, получил диплом с квалификацией «актёр драмы и кино» и был распределён в Московский драматический театр имени А.С. Пушкина.
 
     Изначальную известность Высоцкий получил как автор лагерных и дворовых песен. В 1964-м Высоцкий записал на магнитофон все песни, которые успел сочинить к тому времени; в его «собрании сочинений» оказалось 48 наименований. В этих песнях имелся насыщенный событийный ряд, сюжет отличался динамичностью, а персонажи имели индивидуальные черты. Уже в раннем творчестве Высоцкого появились ролевые герои, и это стало поводом для возникновения слухов, касающихся личности автора: люди, не знакомые с его биографией, полагали, что уголовные песни сочинены человеком, который много лет провёл в лагерях. Последние произведения «блатного цикла» датируются 1965-м. Сами песни уголовной и лагерной тематики сохранились в репертуаре Высоцкого, однако новые произведения для «блатного цикла» больше не создавались.

     В 1964-м Высоцкий пришёл на показ в Театр на Таганке. Как вспоминал позже Юрий Любимов, перед ним предстал молодой человек в кепке и сером пиджаке, «сигареточку, конечно, погасил». Прочитанные им стихи Маяковского не произвели на режиссёра большого впечатления, зато пение под гитару заставило отложить все дела и слушать артиста в течение 45 минут. Перед принятием решения Любимову довелось услышать разного рода предостережения: «Мне говорят: „Знаете, лучше не брать. Он пьющий человек“. Ну подумаешь, говорю, ещё один в России пьющий, тоже невидаль». Высоцкий стал артистом Театра на Таганке, где сыграл много ролей в спектаклях.

     Впервые Высоцкий появился на киноэкране ещё в студенческие годы, когда принял приглашение на участие в мелодраме «Сверстницы».  В общей сложности Высоцкий предложил для различных фильмов более ста песен. Он считал, что один из наиболее удачных опытов включения песен в структуру картины был реализован в фильме «Вертикаль». В 1970-х годах список киноролей Высоцкого пополнился, однако не все его работы были благожелательно встречены критикой. Одним из самых заметных образов, сыгранных Высоцким, стал Глеб Жеглов из картины Станислава Сергеевича Говорухина (1936 – 2018) «Место встречи изменить нельзя». В 1987-м за создание образа Жеглова в телевизионном одноимённом художественном фильме и авторское исполнение песен Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР. Последней ролью в кинематографической биографии Высоцкого стал Дон Гуан из ленты Михаила Абрамовича Швейцера (1920 – 2000) «Маленькие трагедии».

     Песни Владимира Высоцкого вошли в историю нашей большой страны, в жизнь нескольких поколений. В клипах Интернета песню «Солдаты группы “Центр”» исполняет автор – Владимир Семёнович Высоцкий:
 
     http://www.youtube.com/watch?v=9cstbuMZYt4,
     http://www.youtube.com/watch?v=C2Z9VW70Qvk,
     http://www.youtube.com/watch?v=U6He_tRuyvI,
     http://www.youtube.com/watch?v=SuwpH4lhVW4.

     По материалам Интернета.

     Возвращение к содержанию сборника «Истории военных песен» – http://proza.ru/2023/03/26/407.

     2024


Рецензии
Высоцкий душа России.

Сергей Шрамко   14.01.2024 14:21     Заявить о нарушении
Сергей Иванович, доброго здоровья! С уважением,

Владимир Калабухов   14.01.2024 15:13   Заявить о нарушении
С Новым годом, Владимир Михайлович! С уважением -

Сергей Шрамко   14.01.2024 15:29   Заявить о нарушении