Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Эгеида-2

    Настоящая работа продолжает:

Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Введение. http://proza.ru/2023/12/28/33/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Первое время-1. http://proza.ru/2023/12/28/59/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Первое время-2. http://proza.ru/2023/12/28/105/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Первое время-3. http://proza.ru/2023/12/28/110/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Первое время-4. http://proza.ru/2023/12/28/814/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Первое время-5. http://proza.ru/2023/12/28/906/;

Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. После потопа-1. http://proza.ru/2023/12/28/1159/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. После потопа-2. http://proza.ru/2023/12/28/1205/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. После потопа-3. http://proza.ru/2023/12/28/1546/;

Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Египет-1. http://proza.ru/2024/01/05/1667/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Египет-2. http://proza.ru/2024/01/05/1714/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Египет-3. http://proza.ru/2024/01/05/1714/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Египет-4. http://proza.ru/2024/01/05/1929/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Египет-5. http://proza.ru/2024/01/05/1958/;

Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Передняя Азия-1. http://proza.ru/2024/01/11/1001/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Передняя Азия-2.
http://proza.ru/2024/01/11/1093/;

Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Эгеида-1. http://proza.ru/2024/01/13/1733/.


    Глава 5.3. МИНОЙ И МИКЕНЫ

        5.3.1. КРИТ
        5.3.2. ДВОРЦЫ И ЦИТАДЕЛИ
        5.3.3. БОГИ
        5.3.4. ЯЗЫК И ПИСЬМО
            5.3.4.1. ИЕРОГЛИФЫ
            5.3.4.2. ЛИНЕЙНЫЕ А И Б
            5.3.4.3. ЛЕМНОССКАЯ СТЕЛА
            5.3.4.4. АЛФАВИТ КАДМА


    5.3.1. КРИТ

    Несколько позже случилось ключевое событие для Крита, Пеласгии и будущей Европы: 4,5-4,4 тлн на острове высадились египтяне-симиты, выходцы из Шумера, активные участники проекта по созданию Мемориала Левантийской цивилизации  (строители пирамид), вынужденные покинуть Египет по политическим причинам в связи с переходом власти в Египте от симитов к хамитам [П7]. Примерно до -2000 г. (2000 г. до н.э.) они адаптировались на острове: строили "ранние дворцы" (пеласги этим не увлекались) и поселения вокруг них, проводили землеустроительные работы, разводили скот … и адаптировали свою письменность к новым реальностям. Неудивительно, что "критские иероглифы аналогичны египетским".

    Около 4,0 тлн в связи с новой сильной засухой ("событие 4,2 килогода" или Бонда 3 [W: 4,2-kiloyear Event; В: Циклы Бонда]) на Крите появились мигранты второй волны из Леванта. Затем, 3,9-3,7 тлн, на Крите оказались и шумеры-иссинцы. Случилось это в ходе войны шумеров города Иссин с амореями города Ларсы, поражение шумеров в которой открыло путь к созданию аморейской Вавилонии [П5; П7; разд. 4.1.3]. Вспомним и то, что основавшие династический Египет симиты были шумерами, победившими мицраимян-хамитов в симито-хамитской войне в начале III тыс. до н.э. [П3; разд. 3.1.4].

    (Так что М.Поуп с коллегами имел все основания усмотреть "шумерский след в символах критской письменности". Равно, как и И.Дьяконов свою дошумерскую  "банановость минойского языка" [В: Дошумерский экстракт].)

    С прибытием на Крит египтян с шумерами и финикийцев с хатто-хурритами начинается новая эпоха в истории Эгеиды - эпоха великой МИНОЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (МИНОЯ) - "цивилизации дворцов" [5.32; В: Минойская цивилизация]. Именно они, шумеро-египетские (в первую очередь) и финикийско-хурритские критяне, стали её создателями, а не подтягиваемые "не мытьем так катаньем" рядом историков версии о строителях-европейцах Миноя из Подунавья, или Северного Причерноморья, или, на худой конец, из индоевропейской Западной Анатолии.

    Напомним, что открывший Миной А.Эванс считал, что у него египетские и финикийские корни, чему прямо отвечает наша теория; но он "ошибался", и его поправили современные спецы-грантоеды, получившие заказ: "Первая европейская цивилизация должна быть построены европейцами, в крайнем случае - индоевропейцами". Заказ исполнят, можно не сомневаться. При этом, что интересно, спецы эти допускают малоазийское происхождения критян-минойцев, поскольку ошибочно считают тех индоевропейцами.

    (Следует заметить, что за подозрение лингвистов и историков в причастности к индоевропейцам народов ряда стран Анатолии и Эгеиды (Хатти, Лувии, Митанни, Пеласгии и др.) ответственность несут хурриты - основные разносчики т.н. "индоевропейского субстрата" [В: Субстрат (лингвистика)], занесённого на Переднеазиатское нагорье "ариями" и "эрбинами", носителями гаплогрупп R1a и R1b соответственно, в ходе их миграций из Центральной Азии на Ближний Восток и в Европу [5.33].)

    Интересно, что античные авторы отмечали присутствие на Крите, в других областях Эгеиды и других народов, среди которых они выделяли один, в чем-то похожий на пеласгов, но отличный от них. Это - ЛЕЛЕГИ [В: Лелеги]; этноним этот также был связан с аистами или журавлями:

     "… пеласгов называли пеласгами потому, что это был кочевой народ, который подобно аисту перелетал с места на место. На греческом языке аист это "пеларг", и, как утверждают античные авторы, именно от этого слова и происходит этноним пеласги. Название второго по частоте упоминаний до-греческого народа, лелегов, очень сходно со словом "лелек" … что тоже означает аист … Остается неясным, почему древнегреческие авторы не высказали подобной гипотезы (о кочевом народе - авт.) и о лелегах также, так как на греческом аисты - это также и "лелеки", в дополнение к уже упомянутым "пеларгам" [5.1; 5.7].

    Лелеги прилетели на Крит из Египта, уверял Павсаний: "Если спуститься с акрополя (Мегар - авт.), то у моря есть могильный памятник Лелега, о котором передают, что он царствовал здесь, прибыв из Египта, и что он был сыном Посейдона и Лидии, дочери Эпафа (сын Зевса и Ио, царь Египта - авт.)" [5.34, I,44.5]. О том же говорит долина реки Стримон, что на границе современных Греции и Болгарии; её болотистые топи, с весны по  осень каждого года населяемые знаменитыми стримонийскими серыми журавлями, прилетающими с дельты теплого Нила после зимовки, привлекали сюда ностальгирующих лелегов. Сам Стримон за его разливы, несущие на поля плодоносный ил, нередко называли "маленьким Нилом" [В: Струма (река)].
 
    Итак, античные авторы выделяли два догреческих народа, пеласгов и лелегов. Сходство второго с первым подчеркивали этнонимами, происходящими от слова "аист", различие - отсутствием утверждений, что лелеги, как и пеласги, "кочевой народ". Видно, знали, что прилетели эти "аисты" из разных мест. Возможно, лелеки-лелеги получили своё прозвище за ностальгию по родине - Египту - обострявшуюся всякий год с прилётом нильских журавлей.) Кроме того, есть упоминания, что из догреческих народов именно лелеги поддерживали наиболее тесные связи с египтянами. Но лелегов греческие авторы выделяли не всегда: этноним "пеласги", кроме обозначения конкретного народа, носил у них и зонтичный характер. Под "зонт" эачастую попадали все "догреки".

    Отсюда (и из других данных) напрашивается вывод: пеласги и лелеги - это разные догреческие народы, видимо, внесшие наибольший вклад в развитие греческой цивилизации. Появились они в Эгеиде, скорее всего, в разное время (пеласги - практические автохтоны Эгеиды, о лелегах такого не говорили), в тесных связях замечены не были. Наше мнение: пеласги и лелеги - это догреческие народы финикийско-хурритского и шумеро-египетского происхождения соответственно. Первые пришли в Эгеиду где-то 8,0-7,5 тлн, около 4,0 тлн к ним присоединились финикийские и хатто-хурритские мигранты второй волны; вторые - 4,5 тлн (египтяне), к которым 3,8 тлн присоединились шумеры. Оба народа (пеласги и лелеги) исчезли с исторической арены 3,3-3,2 тлн в связи и во время  "Бронзового коллапса".

    Как сосуществовали лелеги с пеласгами? Судя по данным, собранным и обработанным С.Дардой [5.1; 5.7], проживали они, в основном, раздельно. Когда так не получалось, например, на Крите, жили мирно до поры до времени, потом хватались за мечи и лабрисы (критская двойная секира) и гоняли друг друга в "домах двойного топора" (минойских дворцах-лабиринтах). (Что взять - мицраимяне-хамиты и египтяне-симиты, "высокие отношения" (со времен Первой симито-хамитской войны в Египте).) С другой стороны, "ну, прирежут-порежут кого, не много, одного-двух, а потом снова тихие, снова спокойные" (прямо по А.Райкину).

    Так и жили пеласги с лелегами на Крите, вполне себе мирно. Во всяком случае, отмечается любопытная особенность критских дворцов: они не имели оборонительных стен. Учитывая, что критяне царили на море, где, наверное, и не было других флотов, отсутствие стен означает только одно: на острове не было серьезной вражды. Видимо, все изменилось с прибытием последних групп мигрантов: стало тесно. Участились стычки за и так небольшие ресурсы острова, наметилась поляризация критского населения, сложились две общины - с пеласгами (прохамитская) и лелегами (просимитская) во главе.

    Затем примерно 3,7 тлн случилась межобщинная Критская симито-хамитская война, верх в которой, как и в Египте в свое время, одержали симиты: они крепче стояли на земле (но уступали хамитам в море). Кроме того, к ним примкнули многочисленные критские карийцы с ликийцами, возможно, имевшие, как мы уже отмечали, симитское корни и мигрировавшие на остров из Малой Азии в III-II тыс. до н.э. Ранние дворцы, как и многие поселения, были разрушены, что подтверждают современные археологи. Пеласги, финикийцы и хатто-хурриты были вынуждены покинуть остров. Большая часть из них переселилась на Пелопоннес, где построила новые города: Микены, Тиринф, Пилос и др. Теперь дворцы правителей находились в мощных цитаделях, города и поселения были обнесены стенами с "пеласгической" кладкой. Позже историки сочтут это новой культурой (даже цивилизацией) и назовут её МИКЕНСКОЙ (МИКЕНОМ).

   Другая часть прохамитской общины отправилась в симитский Египет, чтобы отомстить, пограбить, а если получится, то и захватить страну или, по крайней мере, Дельту. Рассчитывали они на участие в экспедиции касситов (разд. 4.2.5) с их супер оружием - боевыми колесницами на конной тяге. Расчет этот оправдался, нам эта коалиция известна как ГИКСОСЫ [П5; В: Гиксосы; гл. 3.6].

    В этой связи простое объяснение получает загадочный прежде факт обнаружения археологами в столице гиксосов городе Аварисе дворца, украшенного прекрасными минойскими фресками, среди которых знаменитые "прыжки через быка". Первооткрыватель фресок М.Биток определил, что фрески выполнены минойскими художниками во времена гиксосов, чему полностью отвечает наша теория: после Критской симито-хамитской войны в Аварисе появились не только воины прохамитской коалиции, но и художники-минойцы. Хорошие художники.

    (Кстати, догадку, что гиксосы - выходцы с Крита, высказывал ещё египтолог В.Хельк. Кроме того, надпись над входом в поминальный Храм фараонши Хатшепсут чётко выделяет среди гиксосов "ааму", азиатов, которые правили в Аварисе, "шемау", чужеземцев, которые были среди них. Под последними, вполне возможно, Хатшепсут разумела критских пеласгов.)
 
    Однако, как это часто бывает, вскоре в преисподней решили, что связь Крита с гиксосами им не подходит, дали команду бесам (ангажированным спецам) поправить Битока: фрески исполнены египтянами - победителями гиксосов в минойской манере. Свара закипела, победитель пока не определился [В: Минойские фрески из Телль-эль-Даба]. Так были критяне в составе гиксосов? Свой ответ мы уже дали.


    5.3.2. ДВОРЦЫ И ЦИТАДЕЛИ

    Заметим, что до прибытия "строителей пирамид" на Крит никто в Эгеиде, включая пеласгов, ни дворцов, ни храмов не строил. Хотя пеласги были мастерами монументального строительства, но строили они в основном крепости и крепостные стены, применяя т.н. "мегалитическую" или "циклопическую" каменную кладку, которую и много позже греки называли "пеласгической": "Впоследствии пеласгическими стали называть и древнейшие стены в Аргосе (акрополь Лариса - авт.), Микенах (акрополь с Львиными воротами - авт.), Тиринфе (акрополь "крепкостенный" по Гомеру- авт.), Коринфе (акрополь Акрокоринф - авт.), Фивах (акрополь Кадмея - авт.), Афинах (акрополь Пеласгикон - авт.)"  [В: Пеласги]. По преданию пеласги же выстроили неприступные стены цитадели Трои (Илиона). Но все перечисленные строения относятся к более позднему времени и к другой цивилизации - МИКЕНСКОЙ.

    Примечательно, что "след" подобных строений отыскался в Восточном Индостане (крепость Голконда в современном штате Телингана (Андхра-Прадеш)), в Северо-Западном Индостане (цитадели городов Мохенджо-Даро, Хараппа) [5.35] и на дне Камбейского залива (цитадели затонувших городов) [5.36], т.е. в древнейшей Камбейской и в Индской цивилизациях, на путях миграции ноитов, предков симитов и хамитов (см. гл. 2.2, 2.3).

    А что же знаменитые МИНОЙСКИЕ дворцы? Есть ли что-то подобное и более раннее в Древнем мире? Да, есть. Приведем краткое описание дворцов Кносса, Малии, Феста, Закроса, имеющих идентичную планировку: " Коридоры и комнаты этих (многоярусных - авт.) построек порой примыкают вплотную друг к другу, создавая целый лабиринт, окружающий неширокие улицы и площади" [5.32]. "Дворцовые комплексы … имели очень сложную внутреннюю планировку помещений, огромное количество лестниц и переходов … Особенно богатым убранством отличались входные части зданий и лестницы в окружении стройных колонн" [5.37].

    Ба, да ведь это - точное описание легендарного египетского Лабиринта, создание которого мы связали с Имхотепом, самым известным зодчим эпохи строительства пирамид [П3; гл. 3.3]. И далее в [5.32]:  "Они стали многофункциональными городами, совмещающими в себе функции жилых построек, кладовых, общественных зданий и даже построек культового значения … центральный двор использовался для состязаний с быками и, возможно, для проведения ритуалов и празднеств. Само расположение центрального двора говорит о его … сакральном значении". Но ведь так застраивались центры городов Шумера [5.38; 5.39; разд. 2.3.3] и Индской цивилизации (Мохенджо-Даро, Хараппа, ушедшие под воду города Камбейского залива) [5.36; разд. 2.3.1]. Шумеры-иссинцы принесли эти архитектурные традиции на Крит.

    Минойская цивилизация, как известно, просуществовала недолго. Считается, что она пала с приходом на Крит ахейцев где-то 3,5-3,4 тлн. Но кто унаследовал её замечательные достижения в архитектуре и строительстве? Микены? Сомнительно: "В отличие от раскошных, свободно стоящих построек Крита, поселения Микена являются грамотно продуманными и прекрасно укрепленными крепостями … Крепостные стены сооружались (в ряде случаев - авт.) из каменных блоков, пригнанных друг к другу так плотно, что создавалось полное впечатление монолитной поверхности (т.н. "полигональная" кладка, в которой, как и в "циклопической", мастерами были пеласги - авт.). Однако общие черты в архитектуре Крита и Микен ВСЁ ЖЕ присутствуют (кто бы сомневался - авт.)" [5.37]. "Размеры цитаделей отличались монументальностью: стены были (как правило - авт.) построены из необработанных глыб, достигающих в некоторых случаях веса до 12 тонн (а вот и "циклопическая" или "пеласгическая" кладка - авт.)" [В: Микенская цивилизация].

    Нет, в поисках преемников минойских зодчих смотреть надо не на северо, а на юго-восток. Как нам представляется, после падения Миноя или еще раньше, около 3,6 тлн, после Минойского извержения и воцарения в Египте фараонов-симитов XVIII династии, часть зодчих-минойцев возвратилась на родину, где продолжили возводить прекрасные дворцы и храмы, с учетом египетских традиций и реалий, разумеется. Скоро здесь поднимутся величественные храмы Карнака и Луксора …

    Словом, мы считаем, что МИНОЙСКИЕ ДВОРЦЫ СТРОИЛИ ЛЕЛЕГИ, А МИКЕНСКИЕ ЦИТАДЕЛИ - ПЕЛАСГИ.

    "Но если минойские дворцы строили египтяне, да еще "строители пирамид" (точнее, их потомки), то почему на Крите нет ничего пирамидального?", - вправе усомниться наш вдумчивый читатель. Причин для этого много, заметим лишь еще раз, что зодчими пирамид были жрецы-сифиты, потомки левантов. Это был особый проект, выпадающий из контекста последовательного развития зодчества более позднего времени. Если у него и есть корни, то лежат они  глубоко, в недрах левантийской земли, под водами Средиземного моря. К тому же автор не исключает, что "строители пирамид" их вовсе не строили, а только откопали из песка и отремонтировали, сменив, в частности, облицовку. Сами же пирамиды успели построить леванты до гибели их цивилизации около 14 тлн (см. разд. 1.4.1, 1.5.2).


    5.3.3. БОГИ

    Но есть ли еще какие-то данные, свидетельствующие о финикийско-хурритском и шумеро-египетском следах на Крите? О "языковых" следах мы поговорим чуть позже, пока же несколько слов о религии:

    " … по табличкам линейного письма А, найденным в Агиа-Триаде, можно заключить, что большая часть жертвоприношений совершалось не богиням, а мужскому божеству A-du (произносится "Ах-дуу" или "Хах-дуу"), что было в угаритских текстах другим именем Ваала, наиболее деятельного бога в ханаанейском пантеоне.

    В "Теогонии" Гесиода первым царем богов был Уран, на смену которому пришел Кронос. Этот последний породил сменившего его Зевса, который появился на свет на горе Дикте на Крите. Прототипом этой генеалогии является хурритский миф о Кумарби. Поскольку у повествования Гесиода - хурритский источник, поскольку он помещает место рождения Зевса на Крите и поскольку мифы обычно бережно охраняют названия мест, ясно, что сказка эта не была завезена в Грецию путниками или заезжими купцами, а прибыла вместе с ХУРРИТАМИ, которые обосновались на минойском Крите" [5.40].

    Культ быка существовал у всех ноитских народов и народов, попадавших под их культурное влияние; как мы уже говорили, культ может служить одним из следов, оставляемых ноитами в ходе их миграций. У египтян бык был не просто священным животным; одним из воплощений Осириса, их главного бога и правителя загробного мира, был Апис - "бык преисподней". Апис существовал в теле земного быка, а когда последний умирал - переселялся в тело нового быка. Но не во всякого, а в черного быка со специальными светлыми отметинами на лбу (треугольник) и на спине (скарабей). Всего же существовало 29 примет, по которым подходящего быка искали по всему Египту. А найдя - праздновали всей страной и отводили его в Никополь, где 25 лет воздавали всевозможные почести, а затем торжественно и в определенном месте низвергали в Нил.

    Откуда это - 29 примет, 25 лет? Считается, что числа эти связаны с культом Луны; 29 означает число дней в месяце, а 25 лет связаны с лунным циклом в солнечном календаре египтян: через каждые 25 лет фазы луны приходились на одни и те же дни. Все же вместе - культы, их глубоко продуманный религиозный символизм, календари и др. - определенно указывают на осирианскую цивилизацию, от которой Египет и получил это все. Прав Д.Уэст, утверждавший, что Египет получил (от левантов) все и сразу …

    А что же эллины-греки? Во-первых, в эллинский период в Египте произошло полное слияние Осириса и Аписа, возник культ божества Сераписа, которого греки отождествляли с Зевсом. Аписов перестали топить, в положенный срок (если доживали) их убивали, мумифицировали и с почестями хоронили в специальном некрополе. Близ Мемфиса археолог О.Мариет обнаружил т.н. Серапиум - огромную подземную крипту, в которой находились мумии священных быков.

    Во-вторых, главный бог эллинов Зевс и сам любил представляться быком. Так, миф о похищении Европы гласит, что к Европе, дочери финикийского царя Агенора, игравшей с подругами на берегу моря, пристал белый бык с предложением покататься. Когда та согласилась, посадил на спину и укатил, т.е. уплыл, на Крит, где и овладел девушкой. От этой большой любви случился Минос, царь минойцев, и его братья. Так греки похитили у финикийцев Европу.

    По другому мифу, об Ио, любвеобильный Громовержец завел интрижку с Ио, жрицей собственной жены Геры. Затем, чтобы отвести подозрения ревнивой Геры от Ио, превратил возлюбленную в белоснежную корову. Долго корова Ио страдала, уклоняясь от козней Геры, пока не успокоилась в … Египте, родив Эпафа, первого царя Египта и сына Зевса.

    Кстати, о коровах. Их любили не только греческие боги (и люди), но и египетские тоже. Так, знаменитая богиня Исида, жена Осириса и мать Хора (Гора), часто представлялась египтянами коровой. Как и другая известная богиня - Хатхор, жена бога Хора и невестка Исиды.

    А есть еще минойские фрески с быками … И библейское сказание о "золотом тельце" - символе Сетха-Яхве.

    Геродот утверждал, что всех своих богов греки заимствовали у египтян через пеласгов: "Вообще, почти все имена эллинских богов происходят из Египта … В прежние времена, как я узнал в Додоне, пеласги совершали жертвоприношения богам, вознося молитвы, но не призывали по именам отдельных богов … Только спустя долгое время они узнали из Египта имена всех прочих богов … Потом вопросили об этих временах оракул в Додоне (ведь это прорицалище считается древнейшим в Элладе, а в то же время было единственным). Так вот, когда пеласги вопросили оракул в Додоне, следует ли им принять имена богов от варваров, оракул дал утвердительный ответ. С этого-то времени пеласги стали при жертвоприношениях употреблять эти имена богов. А от пеласгов впоследствии их переняли эллины" [5.1; 5.7].

    По-видимому, 8,0 тлн, когда финикийцы с союзниками покидали Левант, пантеоны их богов были сформированы далеко не полностью. Пополнялись они уже на месте. При этом вполне возможно, что с появлением 4.4 тлн египтян, а затем и шумеров, пеласги заимствовали у них имена некоторых богов, имеющих те же функции, что и безымянные боги пеласгов (список соответствий можно найти в [5.41]. Но, видимо, дело не столько в прямом заимствовании, сколько в способе формирования пантеонов богов у шумеров, египтян и финикийцев, перешедший от них к грекам и римлянам. Вот что говорит об этом Филон Библский в своих комментариях к "Финикийской истории" Санхунйатона (финикийский историк, предположительно живший в XIII в. до н.э.) [5.42]:

    "Финикийцы и египтяне, от которых заимствовали и прочие люди, считали величайшими богами тех, которые изобрели что-либо необходимое для жизни или как-нибудь облагодетельствовали народы; этим благодетелям, считая их виновниками многих благ, финикийцы поклонялись, как богам, а после их смерти устроили храмы, освятили по их именам стелы и жезлы, очень их почитая, и установили весьма большие празднества в их честь … из явлений же природы они считали богами только солнце, луну и прочие планеты, а также стихии и прочее, с ними связанное …"

    Что ж, здравый взгляд. Мы считаем, что методам религиозного строительства ноитов научили сифиты в Индии (разд. 2.1.3). Сходные принципы и технологии порождают сходные результаты; вот почему в религиях шумеров, египтян, финикийцев и греков много общего. Но, конечно, есть и отличия, связанные с самосознанием, психологией, ментальностью народа. Например, отношения шумеров и, особенно, финикийцев с богами рациональны, не носят характер таинства, не проникнуты той глубокой сакральностью, которая свойственна египтянам.

    Заметим, что греческие боги похожи на богов шумеров (если бы Геродот знал про шумеров, то признал бы это). Они сугубо антропоморфны, тесно общаются с людьми, ведут себя, как люди. Любят женщин и от этой любви рождаются полубоги и герои. Очень напоминают суперменов из голливудских блокбастеров. Отношения между богами и людьми в целом достаточно формальны и похожи на отношения хозяина, который может и "уволить", и его работника (как у шумеров), или харизматичного и могущественного начальника и подчиненного, который не может ему прекословить (как у греков).

    Личные имена в минойских текстах также дают информацию к размышлению: "Финикийская богиня Тинит появляется как Ti-ni-ta … По крайней мере два имени, обнаруженных на табличках линейного письма А, Da-ku-se-ya и Su-ki-ri-te-se-ya - хурритские … Встречаются и египетские имена, такие, как Ne-tu-i-Re (что означает "Солнце божественно") [1.42].

    Таким образом, религиозное строительство в Эгеиде, как и стройки дворцов и крепостей, протекало не без участия египтян, шумеров, хурритов и даже не очень религиозных финикийцев.


    5.3.4. ЯЗЫК И ПИСЬМО


    5.3.4.1. ИЕРОГЛИФЫ

    Язык пеласгов также является предметом дискуссий. Все, что мы о нём сегодня знаем - это слова Геродота (полиглота, между прочим): "На каком языке говорили пеласги, я точно сказать не могу … пеласги говорили на варварском (т.е. неизвестном ему, Геродоту - авт.) языке" [5.8]. Была у пеласгов и письменность. Памятникам пеласгийского языка считают т.н. Лемносскую стелу [В: Лемносская стела] и ряд кратких надписей VI—VII вв. до н. э. Большинство лингвистов согласны, что язык этот не относится к индоевропейской семье. По многочисленным грамматическим показателям и даже совпадающим словам установлено родство языка стелы с этрусским и этеокипрским языками.

    "В древнегреческий язык вошло большое число слов, оканчивающихся на -нт (-нф) и -ис (-исс), и отсутствующих в других индоевропейских языках. К этим словам наряду с такими географическими названиями, как Коринф, Тиринф, Линф, принадлежит наименование многих растений: гиацинт, нарцисс, кипарис и многие другие. По-видимому, всё это является наследием в греческом языке, полученным от раннеэлладских, догреческих племён (пеласгийских - авт.) … родственны древнейшему населению Малой Азии, так как и здесь встречаются сходные географические названия. Образцы характерной для этого периода керамики были обнаружены и в древнейших слоях Трои, а также на Крите …  пеласги - это догреческое население Греции и Эгеиды, в том числе и острова Крита, т.е. те самые "минойцы", которыми правил царь Минос" [5.43].
 
    Кстати, о Крите. Удивительно, но античные авторы, говоря о пеласгах, упоминают Крит мимоходом. Насколько известно автору, практически никто из них не называет Крит родиной пеласгов. И это при том, что остров в силу своего географического положения был обречен на роль "плавильного котла" этносов Эгеиды и Восточного Средиземноморья, а во времена пеласгов был цивилизационным центром региона. Пеласги не могли не оставить свой след на Крите! Но если признать, что заселение пеласгами Эгеиды шло из Крита, то невольно закрадывается подозрение, что на Крит пеласги пришли с юго-востока, из стран Плодородного полумесяца. Но, по-видимому, реальные заказчики фальсифицированной истории не приветствуют наличие подобных мыслей в наших неокрепших головах.

    "Крито-минойская цивилизация … имела столько различных письменностей, что систематизировать их не удается до сих пор. Изначально символы имели пиктографический характер, но впоследствии, судя по всему, выделился некий стандартизованный набор знаков (т.н. критская иероглифика - авт.), который развился в критское линейное письмо А. Проблема расшифровки как критских иероглифов, так и линейного письма А (слогового - авт.) известна: сохранилось крайне мало источников" [5.44]. Печально. Видимо, "все снесено могучим ураганом", то бишь цунами, природными и рукотворными.

    Но кое-что всё же сохранилось. Так, иероглифические тексты сохранились на 30 глиняных табличках, в 60 надписях на прочих глиняных предметах и, наиболее качественные, на каменных печатях и их оттисках общим числом около 200. Именно с изучения надписей на печатях начал свою деятельность первооткрыватель Минойской и Микенской цивилизаций А.Эванс. Он же первым отметил сходство критских и египетских иероглифов и "установил хронологические границы бытования критской иероглифики. Развившись в конце III тыс. до н.э. и войдя в широкое употребление около 2000 г. до н.э., она использовалась на Крите в течение примерно трех с половиной столетий … Подлинная иероглифическая система письма возникла лишь к XXI или XX в. до н.э. … А.Эванс насчитал <в ней> 140 различных иероглифов" [5.44].


    5.3.4.2. ЛИНЕЙНЫЕ А И Б

    Вторая критская письменность - линейное письмо А - развивает иероглифику; специальный знак здесь означает слог, обычно первый, слова. Письмо существовало где-то 3,9-3,5 тлн [5.45]. Третья - линейное письмо Б, появившееся, как считается, на Крите после пришествия туда ахейцев (связь линейного Б с Критом и/или ахейцами признаётся не всеми лингвистами и историками). Таблички с этим письмом "были обнаружены А.Эвансом в Кноссе, в развалинах дворца середины XV в. до н.э. (по другим данным XIII-XII в. до н.э.), как и таблички, найденные в Пилосе [5.45]).

    Критское линейное А (минойское) письмо, созданное для неизвестного догреческого языка, названного минойским, не дешифровано и по сей день. Критское линейное Б (микенское) письмо дешифровано в 1953 г. М.Вентрисом, предположившим, что оно создано для индоевропейского древнегреческого языка, носителями которого являлись ахейцы.

    Автор перечитал последнюю фразу и … А что, все так пишут. Точнее, многие. Но что есть "древнегреческий язык"? Оказывается, это зонтичное название языковой группы - ряда значительно различающихся языков (диалектов), привязанных к этапам официальной истории греков [В: Древнегреческий язык]:

    - протогреческий (XX-XVII вв. до н.э.);
    - микенский (XVI-XII);
    - постмикенский (XI-IX);
    - архаический (VIII-VI);
    - классический (V-IV);
    - эллинистический (III в. до н.э. - 4 в.).

    Так под какой язык разгадывал свои дощечки Вентрис? Под протогреческий? Вряд ли, его нет в природе. Создан искусственно методами сравнительного языкознания (компаративистикой [В: Компаративистика]). Директивно привязан к грекам, якобы уже жившим 4,3-4,0 тлн на территории современной Греции (разве что протогреки на севере, в Эпире и Фессалии). Тогда под микенский? Тоже нет, ведь он (Вентрис) как раз и пытался воссоздать микенский язык, отталкиваясь от линейного письма Б и считая его греческим (разве что "микенский" и "микенский греческий" суть разные языки). Бессмысленно гадать дальше, дадим слово М.Вентрису:

    "На протяжении последних нескольких недель я пришел к заключению, что таблички из Кносса и Пилоса ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВСЁ ЖЕ НАПИСАНЫ НА ГРЕЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ (почему "должны быть всё же написаны", а не просто - "написаны"? - авт.) - на трудном и архаичном греческом, который на 500 лет старше Гомера и записан в довольно аббревиативной форме, НО ТЕМ НЕ МЕНЕЕ НА ГРЕЧЕСКОМ" (из выступления на ВВС в июле 1952 г. [5.46]).

    Чувствуется, сомнения одолевали парня (ему не было и тридцати и он не был лингвистом), но он сказал, что должно было: ГРЕЧЕСКИЙ (тем не менее). Но архаический, трудный и аббревиативный. Не тот, который сразу за "тёмными" греческими веками, когда греки не то что писать, говорить разучились. Мычали только. Другой, который и вогнал их в летаргический сон, т.е. всё-таки микенский!

    Однако некоторые лингвисты дешифровку Вентриса считают ошибкой. После трагической смерти М.Вентриса в 1956 г. под грузовиком  многие кносские глиняные таблички перестали читаться с помощью его "сетки"; похоже, что прочитанные Вентрисом таблички навсегда останутся "табличками, прочитанными Вентрисом". Но надежда, как известно, умирает последней.

    В противном случае "подвиснет" значительный кусок истории Древнего мира и Европы. Например: "… как указывает Бернар Сержан, вплоть до дешифровки линейного письма Б в начале 1950-х годов большинство специалистов не считали, что микенское население пользовалось индоевропейским языком … Вопросы об этническом происхождении носителей микенской цивилизации долгое время оставались одними из сложнейших, только после расшифровки линейного письма Б М.Вентрисом и Дж.Чедвигом утвердилось мнение, что это были ахейцы … <которые> по-видимому, происходили от северных, фессалийских ахейцев" [В: Микенская цивилизация]. (От кого происходили "северные, фессалийские ахейцы" не говориться.)

    Таким образом, микенцы вполне себе могут оказаться не индоевропейцами и не ахейцами, а ахейцы, как мы уже предполагали выше, не пришлыми греками, а одним из местных пеласгических племен, видимо, из Фессалии или из Малой Азии. Истинными же "арийцами" (т.е. греками) могут оказаться только дикие дорийцы, получившие своё индоевропейское греческое письмо, сразу алфавитное, от пеласгов, которым привёз и подарил алфавит финикиец Кадм. Как и гласит легенда о Кадме. Но об этом чуть ниже.

    Интересно отметить, что до сих пор не утихают критические голоса о корректности дешифровки Ж.-Ф.Шампильоном  египетских иероглифов. Если и он был не прав - рухнет вся древняя история. Правда, у Шампильона есть подпорка, какой не было у Вентриса - Розеттский камень, трилингва (памятник письменности, в котором примерно один и тот же текст отображается на трех языках).

    Как мы уже говорили, критские иероглифы похожи на египетские; "многие ученые считают, что система письма (иероглифики - авт.) была заимствована критянами у египтян … Сторонники этой гипотезы иногда идут еще дальше и считают, что от иероглифов Египта произошли не только знаки рисуночного письма, но и слоговые знаки линейных писем А и Б острова Крит" [5.44].

    Есть и такие, М.Поуп, например, которые усматривают шумерский след в символах критской письменности. М.Поупа негласно поддержал И.Дьяконов, указавший в свое время на т.н. "банановость" шумерской лексики. Имелось в виду наличие большого количества слов с повторением слогов (типа ba-na-na). При этом И.Дьяконов отмечал, что «банановость» свойственна и минойскому языку, «чьи генетические связи до настоящего времени не установлены [В: Дошумерский субстрат].

    В критской письменности есть и еще один след - финикийский, т.н. библское письмо (библская псевдоиероглифическая письменность) [В: Финикийское письмо; В: Библское письмо], открытая М.Дюнаном в 1929 г. в Библе. Считается, что письмо занимает промежуточное состояние между слоговой и алфавитной письменностью, появилось где-то 4,0 тлн. Письменность не дешифрована, но установлено, что она разработана для несемитского и неиндоевропейского языка (сказать просто - для финикийского - язык немеет: ведь "ведущие семитологи" давно записали финикийский язык в семитскую группу …).

    Библское письмо могло быть завезено на Крит 4,0-3,9 тлн финикийцами второй миграционной волны; это хорошо коррелирует со временем появления критского линейного письма А - 3,9-3,8 тлн. Похожи по начертанию и ряд знаков библского и критского письма [В: Финикийское письмо; В: Библское письмо].

    Сказанное дает возможность предположить, что к появлению на Крите линейного письма А причастны финикийские пеласги. А поскольку письмо Б заимствует у А до 70 символов, гипотеза о создании пеласгами и микенского письма (линейного письма Б) вместе с цитаделями микенской цивилизации не выглядит абсурдной.

    Наконец, практически все лингвисты считают, что "критский и лувийский иероглиф развились из одного пиктографического источника … поэтому предполагают, что письменность в Малой Азии могла появиться под влиянием критян или просто занесена критянами в Анатолию" [5.44].

    Возьмем небольшую паузу и суммируем сказанное. Итак, мы имеем МИНОЙСКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ, существовавшую на Крите и в окрестностях 4,0-3,4 тлн и отмеченную рядом признаков, в первую очередь своими дворцами и линейным письмом А. МИНОЙЦАМИ в узком смысле мы считаем её основных создателей - шумеро-египетскую и финикийско-хурритскую критские общины, критских лелегов и пеласгов соответственно; минойцами в широком смысле являлось все население, проживавшее на Крите в указанное время. МИНОЙСКОГО НАРОДА (ЭТНОСА) не существовало, Крит был полиэтническим; вероятно, существовал МИНОЙСКИЙ ЯЗЫК - язык одного из этносов Крита (вряд ли пеласгов), "зонтичный" или специально созданный пеласгами (финикийцами) "лингва франка" - язык для коммуникации между критскими этносами (так же поступили хананеи в Мицраиме (Мисри), создав местный лингва франка - мисритский язык (мисрит), больше известный по его адаптированному к клинописи варианту как аккадский (аккадит) [П3, часть 1]). Пеласги (финикийцы) разработали и письмо для этого языка - МИНОЙСКОЕ ПИСЬМО - коим явилось слоговое линейное письмо А.

    Где-то 3,7-3,6 на Пелопоннесе появляется новая культура, отличительным признаком которой стали цитадели и линейное письмо Б. Её назвали МИКЕНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ и привязали к Миною в качестве позднего этапа, завершившегося 3,3-3,2 тлн. МИКЕНЦАМИ в узком смысле мы считаем её основных создателей - критских пеласгов, переселившихся на материк, что и обеспечило, главным образом, связь двух цивилизаций. Микенцами в широком смысле являлось все население региона, расширившегося с Пелопоннеса практически на всю Пеласгию этого периода, т.е. на Микенскую Пеласгию. МИКЕНСКОГО НАРОДА (ЭТНОСА) не существовало, т.к. греческий этнос еще не сложился и Микенская Пеласгия была полиэтнической. Позже, 3,4-3,3 тлн появился МИКЕНСКИЙ ЯЗЫК - язык одного из этносов Пелопоннеса; МИКЕНСКИМ ПИСЬМОМ стало разработанное пеласгами (финикийцами) для этого языка слоговое линейное письмо Б.

    (Небольшой штрих в подтверждение сказанного: среди знаков критской иероглифики, которую принесли на остров египтяне, нет знака "аист", обозначающего фонему "кар"; но этот знак появляется в минойском линейном письме А и остается в микенском письме Б [5.47], которые, как мы считаем, создали пеласги - "журавли". И ещё одно: по-видимому, в разработке минойского и микенского письма принимали участие (возможно, определяющее) финикийцы, культурные и иные связи которых с пеласгами всегда были очень тесными.)

    Отметим, что минойский язык использовался и в континентальной Пеласгии, о чем свидетельствуют найденные там таблички с линейным письмом А [5.48]: "Уже давно были известны происходившие из различных мест Греции сосуды и другие предметы с посвятительными надписями, писанными минойским письмом (из Орхомена, Фив, Элевсина, Микен, Тиринфа). В последнее время, как уже указывалось, открыт был обширный архив табличек, происходивший из древнего Пилоса, а также аналогичные таблички из Микен. То обстоятельство, что все эти как посвятительные надписи, так и архивные таблички писаны минойским письмом, заставляет предполагать, что они составлены были на минойском, а не на греческом (под греческим имеется в виду микенский - авт.) языке". И это вполне объяснимо: после поражения в критской симито-хамитской войне на континент были вытеснены создатели минойского письма, использовавшие его, как минимум, для хозяйственного учёта.

    И обратно, микенское письмо проникло на Крит и некоторое время использовалось там наряду с минойским (архивные таблички XIII-XII вв. до н.э. [5.49]). Минойское письмо на материк могли занести пеласги, микенское на Крит - ахейцы. Обращает на себя внимание некоторое запаздывание (на 100-200 лет) времени появления микенского языка от времени появления Микена. Как представляется, дело тут не в приблизительности датировок и не в том, что пока строили крепости, до языка руки не доходили. Дело в отсутствии в это время проблемы межэтнического общения. Не было и этноса, для которого в силу каких-то причин пеласги решили бы создать письменность. Он появился в XV-XIV в. до н.э. АХЕЙЦЫ?

    Но прежде чем поговорить об ахейцах, еще несколько слов о языке пеласгов. Несомненно, у них был свой письменный язык, но, похоже, они не горели желанием широко внедрять его в Эгеиде: их язык не использовался ни как минойский, ни как микенский, хотя письменность для этих двух языков разработали именно они (или финикийцы для них). Держали свое письмо в тайне, на них это похоже: ноитская школа. Как, по-видимому, тщательно скрывали от посторонних глаз свои тексты, не носящие архивный (учетный) характер. Кроме того, возможно, ко времени Микена или чуть позже пеласги владели алфавитным письмом, что давало им известные преимущества во всех сферах жизнедеятельности.


    5.3.4.3. ЛЕМНОССКАЯ СТЕЛА

    Наиболее значительным памятником языка пеласгов считается, как уже говорилось, Лемносская стела, уцелевшая случайно при христианских зачистках, т.к. оказалась вмурованной в стену церкви в Каминье, на юго-востоке острова. Избежала она и современной "селективности", т.к. была обнаружена ещё в 1885 г. Считается, что стела была создана до 510 г. до н.э., когда на Лемнос пришли греки и подвергли его тотальной "эллинизации". Надпись на стеле, сделанная с использованием букв древнегреческого алфавита, до сих пор не расшифрована [В: Лемносская стела].

    "Итальянская археологическая экспедиция 1928 года обнаружила надписи, сходные с надписью стелы, на фрагментах местной керамики. Эта находка подтвердила, что язык (и алфавит) стелы был распространен на Лемносе догреческого периода и являлся разговорным, то есть стела не была привезена на Лемнос из другого района Средиземноморья. Также на Лемносе был найден камень с четырьмя словами того же языка … Новая лемносская надпись (Эфестийская надпись - авт.) была найдена во время раскопок Эфестии на о-ве Лемнос … состоит из 26 букв" [В: Лемносская стела].

    А поскольку практически все античные авторы согласны в том, что пеласги проживали на Лемносе, возможно, максимально долго, и, более того, согласно Геродоту Лемнос стал их "последним пристанищем вплоть до VI в. до н.э.", то лингвистам не остается ничего другого, как признать язык стелы ПЕЛАСГСКИМ. А также констатировать, что язык этот родственен этрусскому и не относится к индоевропейской языковой семье. Чему полностью отвечает и наша теория.

    Но почему надпись сделана пеласгами греческими буквами? Конспирация, конспирация и еще раз конспирация? Пеласги, как и их предки хананеи, были скрытными, а перед уходом из какой-то местности могли уничтожать следы своего пребывания в ней. Могли и шифровать свои надписи, в простейшем варианте устраивая взаимно однозначное соответствие между символами (логограммами или буквами) своего языка и другого, чужого.

    Однако возможны и другие версии. Поставленный вопрос тесно связан с другим: а кто и для кого создал греческий алфавит? Считается, что где-то в  XV в. до н.э. финикийцы впервые разработали алфавит (абджад, 22 буквы для согласных звуков); сама идея алфавитного фонетического письма также принадлежит им. Вскоре, как представляется, об этом узнали пеласги: финикийцы сами познакомили их и с идеей алфавита, и с её реализацией. НЕ ПОЗДНЕЕ XIV в. до н.э. ПЕЛАСГИ ПОЛУЧИЛИ СВОЙ АЛФАВИТ, усовершенствованный финикийский, содержащий гласные буквы. И этот алфавит имел то же начертание букв, что и более поздний греческий. Возможно ли такое? Еще как, достаточно вспомнить использование латиницы и кириллицы для многих языков различных языковых групп.

    "Но ведь известно, что легендарный Кадм изобрел древнегреческий алфавит и подарил его грекам! И он, помнится, был финикийцем, но греки разрешили ему построить город Фивы на своей земле", - не упустит возможности показать эрудицию наш замечательный читатель. И снова дежавю: финикийцы создают Тору и отдают авторство мифическим евреям [П8-П13]; Введение]; пеласги-финикийцы создают древнегреческий алфавит и отдают авторство мифическому Кадму. На фигуре Кадма стоит остановиться.


    5.3.4.4. АЛФАВИТ КАДМА

    Итак, где-то в XIV в. до н.э. для своего языка пеласги разработали (получили от финикийцев) алфавит, начертания букв которого, судя по надписи Лемносской стелы, были теми же, что и букв греческого алфавита, появившегося лишь в IX-VIII вв. до н.э. [В: Греческий алфавит]. Как он был создан, греческий алфавит?

    (Заметим, что по нашему мнению самыми искусными лингвистами древности были финикийцы. Видимо, хамитские жрецы располагали и всеми силами развивали некую структуру, которую бы сейчас назвали лингвистической лабораторией, где тысячелетиями накапливались знания о языках, разрабатывались технологии их совершенствования и, главное, создания письменности. На счету лаборатории знаменитый лингва франка - аккадский язык, письмо для другого лингва франка - арамейского языка, минойский язык, письменность для пеласгского, микенского, греческого и др. языков.)

    И здесь самое время поговорить о КАДМЕ. Напомним, что известные греческие мифы о похищении Европы повествует о финикийском царе Агеноре, сыне Посейдона и Ливии, и его детях - сыновьях Кадме, Фениксе, Килике и Тасосе, а также дочери Европе. Перескажем его кратко, попутно интерпретируя (комментарии ниже выделяются скобками <->).

    Верховный бог Зевс, воплотившись в быка, уговорил Европу, дочь Агенора, покататься, а сам увез её в далекий край, за синие моря - на Крит.  <Боги покинули Финикию, забрав с собой Благополучие (Европу) её народа. Засуха и голод пришли на финикийскую землю 4,0-3,7 тлн.>  Агенор посылает на поиски Европы её братьев, наказав не возвращаться без нее. <Финикийские роды Кадм, Феникс, Килик, Тасос мигрируют в поисках лучшей доли; вернутся на родину лишь вместе с её благополучием.>  Не найдя Европы, братья прекращают поиски.

    Килик селится в Киликии, севернее Финикии.  <Киликия попадает под политическое и экономическое влияние Финикии.>  Кадм строит крепость Кадмею в Беотии, вокруг которой вырастает и становится могущественным город Фивы.  <Успешное начало колонизации финикийцами Эгеиды на новом этапе, развитие торговых отношений с её народами.>  Тасос, младший брат, упоминаемый не во всех версиях мифа, открывает богатый ресурсами, золотом, серебром и медью в частности, остров Тасос (Фасос) в северной части Эгейского моря и селится на нем.  < Финикия получает столь необходимые ей минеральные ресурсы.>.

    Наконец, Феникс, основав 3,5-3,2 тлн  Утику, первую колонию Финикии в Северной Африке, в бухте, где со временем поднимется пунический Карфаген [5.50], возвращается в Финикию.  <У египтян было поверье: священная птица Феникс (Бену) живет на ветвях священного ливанского кедра; каждые 500 лет она умирает и возрождается вновь. Возвращение Феникса символизирует возрождение Финикии через 500 лет.>  Вместе братья нашли Европу, вернули благополучие на родину. Финикия начинает колонизацию Средиземноморья, принесшую ей процветание, а Европе - цивилизацию.

    Итак, финикиец Кадм, что означает "восточный", где-то 3,5-3,4 тлн, что совпадает с оценками археологов, возводит акрополь Кадмею в микенском стиле в Беотии, вокруг которого вырастает поселение; несколько позже братья Зеф и Амфион обносят все стеной с семью воротами, называя город Семивратными Фивами (в отличие от "стоврвтных" египетских Фив, в стенах которой было 12 ворот) или просто Фивами. Подтверждением историчности Кадма считается "письмо царя Аххиявы царю Хаттусилису III (около 1250 г. до н.э.). Он упоминает, что его предок Кадм выдал свою дочь за царя Ассувы, и некоторые острова перешли под контроль Аххиявы. Царь хеттов утверждал, что острова принадлежат ему" [В: Кадм].

    В 1963 г. в Фивах случайно обнаружились останки части комплекса древних зданий, который археологи относят к XIV в. до н.э. и называют "домом Кадма" или "Кадмейоном". Он превосходил дворец "златообильных Микен", где, как считается, жил Агамемнон, и дворец "песчаного Пилоса", предположительно принадлежащий Нестору (царь Пилоса, видный участник Троянской войны). Помимо замечательных фресок и 45 табличек с линейным письмом Б из дворцового архива, были найдены 4 микенских цилиндрических печати (три из агата и одна из красного камня) и 36 вавилонских (из афганского лазурита). Так получили подтверждение данные легенд о контактах Фив с востоком, выходящих за пределы обычной торговли. Контакты эти осуществлялись, видимо, через Финикию, о чем свидетельствуют и микенские находки, сделанные на побережье Финикии [5.51; 5.52]. Словом, Фивы были частью огромного хамито-хурритского мира с центром в Финикии.

    Подтверждением тому служит мифическая история Даная, двоюродного брата Кадма, рассказанная Геродотом и пересказанная Эсхилом в драме "Просители". Данай был потомком Зевса и пеласгийской принцессы Ио из Аргоса, история которой кратко описана в [П5; разд. 3.6.2.2]. То есть, Данай был пеласгийских кровей. Согласно преданиям, Данаю, правившему Ливией, пришлось бежать от своего брата Эгипта, правителя Египта, в Эгеиду. Суть конфликта между ними не ясна, но вот что пишет Манефон: "Армаис, которого также называли Данаем, правил (Египтом - авт.) пять лет. После этого он был изгнан из Египта, уплыл от своего брата Эгипта, прибыл в Грецию и, захватив Аргос, стал править аргивянами" [5.53; 5.54].

    То есть, Данай до своего побега в Эгеиду успел поцарствовать в Египте. Прибыв на Пелопоннес, Данай построил цитадель в Микенах и узурпировал власть в Арголиде, ссылаясь на свое происхождение от Ио. Как это происходило, мы уже описывали выше: объявил себя царем "и всем, пеласгов имя прежде кто носил, данаев прозвище велел в Элладе взять" [5.1; 5.7]. То есть, сменил людям имя на прозвище. Так в Пеласгии появился славный пеласгийский народ данайцев, принявший позже участие в троянской войне и в "нашествии народов моря".

    Эти и другие данные (см., например, историю об Ио [П5; разд. 3.6.2.2]) заставляют нас думать, что история о Данае и Эгипте представляет собой мифологизированную версию реальной истории гиксосов, у которых Данай был одним из последних царей. Но не самым последним.

    "В Туринском Каноне имя шестого (последнего [В: Список фараонов] - авт.) царя династии "больших гиксосов" ("большие гиксосы" были пеласгами, финикийцами, хурритами, прибывшими в Египет с Крита, а также касситамм, примкнувшими к ним в Угарите) дано как "Хамуди"; фактически это имя ближе к Кадму. По преданию Хамуди был финикийским правителем, который приплыл в греческие Фивы и принес письменность на Запад". Что же касается имен Кадм (Khadmui) и Хамуди (Khamudi) "мы имеем дело с простой метатезой (перестановкой звуков или слогов, часто возникающей при заимствовании слов, особенно онимов - авт.)" [5.53].

    А вот еще один фрагмент из жизни Кадма, рассказанный Геродотом:

    "На теперешнем острове Фера, который прежде назвался Каллистой, обитали потомки финикиянина Мемблиара, сына Пойкила. Ведь Кадм, сын Агенора, в поисках Европы высадился на острове, ныне называемом Ферой. Полюбилась ли ему эта земля, или он захотел поступить так по другим причинам, но он оставил на острове несколько финикиян, в том числе одного своего родственника - Мемблиара, сына Пойкила. Восемь человеческих поколений жили финикияне на острове Каллиста, пока Фера не прибыл туда из Лакедемона (видимо, не один, а с отрядом дорийцев - авт.)" [5.54; В: Кадм].

    Складывая все имеющиеся фрагменты, получаем мозаичное панно жизни Кадма. Итак, финикийский род Кадм мигрировал на Крит где-то 4,0-3,7 тлн, когда в Ханаане и Северной Сирии свирепствовали засуха и голод. Около 3,7 тлн Кадм принял участие в межобщинной симито-хамитской войне на острове на стороне хамитов. Война длилась недолго, хамиты проиграли и оставили остров; основная часть их переселилась на материковую часть Пеласгии, другая, включая кадмейцев, отправилась в Египет. Отомстить и взять свое: финикийцы всегда считали египетскую Дельту своей вотчиной. В Угарите к ним присоединились касситские и хурритские колесницы; образовалась коалиция, известная нам как гиксосы, точнее, их верхушка, "шемау". Прибыв в Аварис, шемау сформировали XV египетскую династию, одним из правителей которой был Хамуди из рода Кадма.

    Есть мнение, что египетские жрецы были очень близки к созданию алфавитного письма; специалисты утверждают, что египтяне обладали, как минимум, фонетическим слоговым письмом со сравнительно небольшим количеством иероглифов. Вот что говорил Ж.Шампольон в письме во французскую Академию надписей и изящной словесности [5.55]:

    "Истолкование демотического текста Розеттского камня при помощи сопровождающего его греческого текста позволило мне установить, что египтяне пользовались известным количеством демотических письмен, которым они приписывали способность выражать звуки, для того, чтобы вводить в свои тексты собственные имена и слова, чуждые египетскому языку (иностранного происхождения - авт.)".

    Но демотическое (народное - авт.) египетское письмо возникло лишь к VII в. до н.э. [В: Демотическое письмо] и несколько (около тысячи лет) припоздало ко времени гиксосов. Что же касается "демотических письмен" - египетских аналогов букв, обозначающих звуки:

    "В египетском письме имелось три вида фонетических знаков (демотических письмен - авт.):
    1. Примерно 24 знака, обозначавших только один согласный (звук - авт.).
    2. Примерно 70 знаков, обозначавших два согласных.
    3. И несколько знаков, обозначавших три согласных" [5.56].

    Итого, около сотни. Сложно, громоздко, ориентировано на ограниченное применения. Да и поздновато - VII в. до н.э. Для сравнения: в финикийском алфавите всего 22 буквы, XV в. до н.э. Так что, вряд ли именно в Египте и именно кадмейцу пришла в голову идея алфавитного письма, которая и была там же реализована в виде первого финикийского алфавита.

    Как известно, гиксосы вынуждены были оставить Египет где-то 3,6-3,5 тлн.; Кадм ушел в Финикию. Затем кадмейцы или часть из них вернулись на свою вторую свою родину, в Пеласгию. На Крите все еще правили симиты и потому Кадм высадился на Каллисте. Затем он перебрался в Беотию, где основал Кадмею и Фивы. Календарь показывал XV-XIV в. до н.э. КАДМ ПРИВЕЗ АЛФАВИТ, НО ТОЛЬКО НЕ ГРЕКАМ, КОТОРЫХ ЕЩЁ НЕ БЫЛО; ОН ПРИВЕЗ ЕГО ПЕЛАСГАМ.

    Итак, деяние Кадма, прославившее его в веках - изобретение греческого алфавита на основе финикийского, верно лишь отчасти. " … финикийское происхождение греческой письменности (алфавитной - авт.) - это факт, не вызывающий ни малейшего сомнения. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить начертания древнейших финикийских и более поздних греческих букв. И более того, названия этих букв, не объяснимые из греческого языка, легко выводятся из финикийского. Так, греческая буква альфа (знак А) связана с финикийским словом "алеф", что означает "бык". И сам знак А - не что иное, как рисунок перевернутой головы быка с прямыми рогами. Равным образом в финикийском языке находят объяснение названия таких греческих букв, как "гамма", "дельта", "каппа", "ламбда" и других" [5.51; 5.52].

    Сказанное лишь еще раз подтверждает предположение, высказанное нами выше: 3,5-3,4 тлн финикийцы для пеласгов разработали алфавит, взяв за основу появившийся несколько раньше собственный абджад [W: Consonantary]. Завезли последний в Пеласгию, возможно, кадмейцы (финикийский род); использовали втайне. Позже, 3,1-3,0  тлн, пеласгийский алфавит был взят за базу для ускоренного создания греческого. Правда, обычно называется другая дата получения дорийцами алфавита - 2,9-2,8 тлн [В: Греческий алфавит]; считается, что это произошло с ними не перед "комой" (постмикенский период, "тёмное время"  [В: Тёмное время (Древняя Греция)]), а сразу после выхода из нее и внезапного махрового расцвета греческой культуры.

    Мы же настаиваем на датировке 3,1 тлн по простой причине: к этому времени дорийцы захватили Микенскую Аххияву и финикийцы (возможно, потомки Кадма) с пеласгами, рассчитывая на благосклонное отношение к ним новых властей - возможные преференции в торговле, сохранение колоний и др. - преподнесли им небывалый подарок - полноценный алфавит, созданный на основе пеласгского. (Разработчики были в цейтноте, начертания букв менять не стали.) Дорийцы подношения не оценили, ушли во тьму.

    (Заметим, что "темные века" (XII-VIII вв. до н.э.) греческой истории могут быть просто пузырем, надутым ретивыми хронологами, стремящимися "удревнить" историю европейской цивилизации; подробнее этот вопрос рассмаиривается в [П6]. Однако, лезть в хронологические дебри не входит в нашу задачу.)

    Конечно, официальные история и лингвистика отвергнут нашу версию появления греческого алфавита (если вообще узнают о ней). И будут настаивать, что креативные греки все сделали сами. Но как тогда объяснить тот известный, но замалчиваемый факт, что в X в. до н.э., когда греки еще пребывали во тьме и ни о каком алфавите даже не помышляли, появляются малоазийские алфавиты (карийский, ликийский, лидийский и др.), использующие … греческие буквы! Мы считаем, что после презентации греческого алфавита дорийцам, он перестал быть секретом. Этим и воспользовались малоазийцы и, по-видимому, не без помощи пеласгов. Которые к тому же постепенно трансформировались в ионийцев и переселялись на малоазийские земли. Видимо, всё с теми же подарками.

    Итак, НАДПИСЬ ЛЕМНОССКОЙ СТЕЛЫ СДЕЛАНА  не "греческими" буквами на "варварском языке" - она сделана ПЕЛАСГСКИМИ БУКВАМИ НА ПЕЛАСГСКОМ ЯЗЫКЕ.



    ПРИМЕЧАНИЯ

    1. Ссылки на Википедию даются прямо в тексте. При этом:
    - "В: Текст" означает: "http://ru.wikipedia.org/wiki/Текст/";
    - "W: Text" означает: "http://en.wikipedia.org/wiki/Text/";
    - "Q: Text" означает: "https://ru.qaz.wiki/wiki/Text".

    2. Цитаты из Библии даются согласно тексту Библии в синодальном переводе, размещенном на ресурсе: https://bible-ctnter.ru/ru/bibleface/

    3. Представленный текст существенно опирается на  работы автора:

    - П1. Пеларгин В. Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 1. До потопа и после. "Ридеро", 2023.

    - П2. Пеларгин В. Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев. "Ридеро", 2023.

    - П3. Пеларгин В., Вязгина Ю. Хамиты. "Ридеро", 2023.

    - П4. Пеларгин В., Вязгина Ю. Евреи, сыны Хама. "Ридеро", 2023.

    - П5. Пеларгин В., Вязгина Ю. Лелеги, сотворившие Бронзовый коллапс. "Ридеро", 2023.

    - П6. Пеларгин В., Вязгина Ю. Два Рима. Два христианства. "Ридеро", 2023.

    - П7. Пеларгин В., Вязгина Ю. Мемориал цивилизации левантов. "Ридеро", 2023.

    - П8. Пеларгин В. Еврейскую Библию написали финикийцы. http://proza.ru/2020/05/09/116/

    - П9. Пеларгин В. Финикийцы пишут Библию и уходят в евреи. Предисловие. http://proza.ru//2023/12/24/1307/

    - П10. Пеларгин В. Финикийцы пишут Библию и уходят в евреи-1. http://proza.ru/2023/12/24/1546/    Ханаан-этап

    - П11. Пеларгин В. Финикийцы пишут Библию и уходят в евреи-2. http://proza.ru/2023/12/24/1807/    Бабель-этап

    - П12. Пеларгин В. Финикийцы пишут Библию и уходят в евреи-3. http://proza.ru/2023/12/25/1091/

    - П13. Пеларгин В. Финикийцы пишут Библию и уходят в евреи-4. http://proza.ru/2023/12/25/1158/



    ЛИТЕРАТУРА к части 5

    5.1. Дарда С. Пояс мира. https://beltofpeace.com/

    5.2. Афанасьев А. Филистимляне - забытый народ. https://his.lsept.ru/2020/no06/

    5.3. Гуцуляк О. Крах цивилизаций бронзового века. http://proza.ru/2016/02/18/2580/

    5.4. За крахом бронзового века может стоять засуха.
    5.5. Молина М. Бронзовы коллапс, или куда делись все эти люди. Чем был вызван кризис средиземноморских цивилизаций три тысячи лет назад. https://nauka.tass.ru/sci/6816685/

    5.6. Каневский Д. и др. Экологические корни кризиса позднего бронзового века. https://ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3743901/

    5.7. Пеласги. https://tezar.ru/pel.htm/

    5.8. Пеласги - Wikiwand. https://wikiwand.com/ru/Пеласги/

    5.9. Алмистов А. Краткие систематизированные знания по пеласгам (pelasgoi).
https://samlib.ru/a/almistow_a_a/pelasgi/

    5.10. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1496000000/

    5.11. Сафронов В. Индоевропейские прародины. М., 1989.

    5.12. Культура Винча. https://diunov.livejournal.com/257589.html/

    5.13. Клейн С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. СПб., 2007.

    5.14. Зелев А.  Финикийцы - это евреи. http://proza.ru/2007/09/02/100/

    5.15. Низовский А. Загадки антропологии. М., 2004.

    5.16. Платон. Миф о пещере.
    5.17. Климатическая инерция - Climate inertia. https://ru.abcdef.wiki/wiki/Climate_inertia/

    5.18. Эгейская цивилизация.
    5.19. Зильберман М. Земля Ханаанейская. http://samlib.ru/z/zilxbernan_m_i/
zemljahanaanejskaja.shtml/

    5.20. Холмогоров Е. Крит. Прекрасные дамы, поедающие младенцев. https://dzen.ru/a/ZCB19pAInTDwNumG/

    5.21. О кровавых жертвоприношениях у евреев. Куда пропадают дети? https://selenadia.livejournal.com/386415.html/

    5.22. Геродот. История. https://liberbook.me/the_history/

    5.23. Страбон. География. https://ancientrome.ru/antitr/strabo/index.html/

    5.24. Платон об Атлантиде (оригинал из диалогов Тимей и Критий). https://questtim.blogspot.com/2015/08/blog-post_96.html/

    5.25. Тит Ливий. История Рима от основания Города. https://ancientrome.ru/antilitr/t.htm?a=1364000000/

    5.26. Темпы языкового сдвига.
    5.27. Семейкин В. Этруски в Италии: место и время прибытия. http://proza.ru/2017/04/11/1479/

    5.28. Обросков А. Этруски и пеласги. http://proza.ru/2016/10/28/737/

    5.29. Миронова Л. А был ли РИМ? Когда Европа была ещё немая … http://proza.ru/2009/12/09/821/

    5.30. Качанов С. Капитолий. https://agades-ser.livejournal.com/174831.html/

    5.31. Максимов А. Нашествие. Суровые законы. М.: "Нюанс", 2008.

    5.32. Локтев Р. Крит и Санторини. Минойская цивилизация. М.: "Эксмо", 2020.

    5.33. Клесов А. История ариев и эрбинов. Европейский Запад против европейского Востока. М.: "Концептуал", 2019.

    5.34. Павсаний. Описание Эллады. https://ancientrome.ru/antilitr/t.htm?a=1385000000/

    5.35. Льюис Х. Магия древних стен. https://samlib.ru/hamant_1/building.shtml/

    5.36. Бабушкин В. Камбейская градостроительная цивилизация. http://proza.ru/2015/11/28/381/

    5.37. Архитектура Крита и Микен.
    5.38. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. М.: "Вече", 2000.

    5.39. Емельянов В. Древний Шумер. Очерки культуры. С-Пб., «Петербуржское Востоковедение», 2000.

    5.40. Минойская цивилизация.
    5.41. Сравнение египетских и греческих богов.  
    5.42. Филон Библский. Финикийская история. http://biblicalstudy.ru/Lib/Father2/FilonB.html/

   5.43. Пеласги. https://ltraditionalist.livejournal.com/791711.html

   5.44. Край И. Нерасшифрованные тексты: загадки древних символов.
    5.45. Яралиев Я., Османов Н.О. Пелазгская письменность. Линейное письмо А и линейное письмо Б.
    5.46. Вуд М. Троя: в поисках троянской войны. М., "Столица-Принт", 2007.

    5.47. Дарда С. Пояс мира. Глава 15. Что в имени твоем Пеласги, Лелеги? https://ru-sled.ru/chto-v-imeni-pelasgi-lelegi/

    5.48. Тюменев А., акад. К вопросу об этногенозе греческого народа. https://annales.info/greece/
small/etnogen.html/

    5.49. Яралиев Я. Крито-Микенская письменность. https://alpan365.ru/krito-mikenskaya-pismennost/

    5.50. Древняя Утика. https://dostoyanieplaneti.ru2781-drevnyaya-utika/

    5.51. Немировский А. Нить Ариадны. В лабиринтах археологии. М.: "Вече", 2007.
 
    5.52. Немировский А. Нить Ариадны: эгейская археология. https://sno.prol.ru/lib/nemirovskiy_nit_ariadny/3.html/

    5.53. Рол Д. Боги Авариса. М.: "Эксмо", 2011.   

    5.54. Кадм - Cadmus. https://ru.abcdef.wiki/wiki/Cadmus/

    5.55. Шампольон Ж. О египетском иероглифическом алфавите.    
    5.56. Древнеегипетская письменность и её потомки. https://garshin.ru/linguistics/scripts/old-egiptian/


Рецензии