История Воскресенского храма

      с. Серповое, Моршанского района, Тамбовской области.
      Осень.  Стоят последние тёплые дни, шуршат опавшей листвой просёлочные дороги. Мы подъезжаем к центральной улице села Серповое. На храмовой площади безлюдно, тишина, слышно воркование голубей и шелест ветра. Прикасаясь рукой к стене храма, чувствуешь холодок времени и великую связь поколений. Церковь Воскресения словущего построена здесь в начале прошлого века, хочется поделиться своими знаниями о её истории, а к моим словам, возможно, старожилы села присоединят свои мысли, и наши потомки узнают о людях, их жизни, о прошлом своей родины.
      Об этом храме писали и говорили много, собрав эти сведения воедино, проверив в архивах, я расскажу свою версию его истории. Начну с того, что в Тамбовском государственном архиве хранится "Дело по строительству Серповской церкви Моршанского уезда". В нём читаем: "1897 года июля 8 дня епархиальный архитектор в присутствии приходского священника и попечителей церкви составили акт осмотра грунта земли и плана на устройство каменной церкви. Она будет расположена с рядом существующей деревянной церковью в расстоянии 5 аршин от крестообразной с северной стороны и в расстоянии не менее 20 саженей от крестьянских построек с восточной стороны". Документ подписан епархиальным архитектором Ф.А. Свирчевским, священником Дмитрием Доброхотовом и членами попечительского Совета: Григорием Фёдоровичем Суровикиным, Карпом Савельичем Куликовым, Сергеем Васильевичем Принзинёвым. А в декабре этого же года 16 дня техническо-совещательное присутствие строительного отделения Тамбовского Губернского правления во главе с инженером и архитектором Миролюбовым рассмотрели присланный проект на постройку церкви с "пояснительной запискою" и выше упомянутым актом, оставив запись: "Находят оный проект составленным одобрительно, а потому определяют: проект утвердить и по утверждении препроводить в Тамбовскую духовную консисторию, которую просят сделать распоряжение, чтобы работы были произведены под наблюдением чиновника, имеющего на то право, который обязан донести Строительному отделению, как начаты работы, когда окончены. Об утверждении этого проекта сообщить Моршанскому уездному исправнику." Под этим документом так же подписался автор проекта младший архитектор Феофил Свирчевский. Строительство началось в 1898 году, весной. Храм строился долгих 12 лет, это можно определить и по кладке кирпича: белый кирпич опоясывал последний в году венец. Таких венцов насчитывается 6, потому что год церковь строили, год кладка давала осадку. Ведь возводили на века, в наследство потомкам. Да ещё в раствор добавляли сырые яйца, и это не миф, яйца собирали у всех жителей окрестных сёл. Такая технология замешивания раствора давала крепость и основательность сооружению. Храм строили всем селом, каждый должен был отработать на строительстве положенные ему дни. Приходили в свободное от своих дел время, получали ранец, который вмещал 4 кирпича, таким образом поднимали их на верх. Приходно-расходная книга этого храма рассказывает, что Григорий Лосев "выполнял кровельные работы и вставлял стёкла в рамы, Герасим Епишов делал "металлическую оправу для подсвечников", а плотники Матвей Коротаев и Пётр Глухов, Семён Шашков "вели плотницкие дела". Андрей Михайлович Лизин следил в церкви за чистотой и ремонтом печей. Отопление было сооружено очень интересным способом: отапливался нижний венец кладки и подпольное помещение. Сегодня такая технология давно утеряна, на смену пришли другие способы отапливать помещение, и всё же мудрые предки хорошо знали, что от такого способа отопительной системы зависит сухость в помещении и даже чистота звука при церковном песнопении. Проект печей готовил мастер своего дела Николай Бурдучкин, а стены в церкви, своды, перемычки делались тоже по особым технологиям, штукатурил и красил их Михаил Иванович Спирин. Сегодня стало известно имя художника-иконописца, который создал образы святых праведников. Им был Иосиф Онисимович Сафонов. Его икона преподобного Серафима Саровского сегодня висит в храме на правой стене, а мастером по изготовлению киотов был Алексей Егорович Меньшов. Вместе они расписывали и украшали храм, светлый, величественный, строгий. Его русско-византийский стиль удивлял многих: стоял храм как-то основательно, твёрдо, на века. В основании - это квадрат с пятикупольем в вершине. К храму-квадрату примыкают трапезная и двухъярусная колокольня так же с куполом наверху. Получилось, что пятикуполье церкви в сочетании с арочными выступами над дверями, окнами украсило православный храм. На алтарной стене, которая выходит к проезжей дороге – храмовая икона. На все четыре стороны выходят двери с ажурным орнаментом. Старожилы вспоминают, что убранство церкви было очень богатым, всё сияло позолотой. Резной иконостас украшали деревянные скульптуры, иконы выполнены талантливыми мастерами в чистых церковных цветах.
В разных источниках мы нашли разные даты освящения церкви. Обычно освящение храма происходит, когда он достроен или почти достроен, поэтому на основании документов, настаиваем на 1909 годе. В отчёте Алгасовского округа, куда входило 27 церквей, есть этому подтверждение, оно считается самым древним по отношению к другим источникам: "В 1909 году построена в Серповом новая церковь, каменная, тёплая. Престол во имя Обновления храма."  Священниками в те годы в храме были: отец Николай (Патрикин, отец Александр (Богоявленский),отец Иван (Звонарёв), - помогали им отправлять службы диакон Иван Любомудров, псаломщик Павел Белореков. Знаем ещё, что деньги на строительство Серповского храма периодически выделял местный торговец Суровикин Степан Фёдорович, который был похоронен около церковной стены.
        На храмовой площади в то далёкое время разбили парк из лип и берёз. За приготовление саженцев и организацию работы отвечал Григорий Иванович Молодцов. После этого было решено поставить ограду, крепкую, кованую. Михаил Карпович Аксёнов взялся за это дело с двумя подмастерьями. Храм жил особой жизнью: здесь не только вели службы и совершали церковные требы, он стал культурным центром окрестных сёл. Здесь открылась церковно-приходская школа, большая библиотека. Книги покупались в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Тамбове, выписывались журналы и газеты: "Христианское чтение", "Воскресный день", "Приходские листовки". Большой ценностью в храме было "Евангелие" в серебряном окладе с позолотой с драгоценными каменьями из московского магазина Захряпина, об этом приобретении свидетельствует накладная записка о расходах на церковь. Церковный староста Филипп Шашков отчитывается в этой накладной и о приобретении купели серебряной в форме чаши, розового масла в лампады, красной парчи для нужд, бахромы с серебром для украшений. Это говорит о том, что церковная утварь привозилась из столицы, была выполнена в высокохудожественном стиле московской школой мастеров.
        Много лет назад по состоянию храма судили о том, насколько зажиточным является село, поэтому всегда прихожане украшали свою церковь, жертвовали что могли, внося посильный вклад.
Но времена меняются, и меняем их мы, люди. Серповской храм постигла ужасная участь, его в 1936 году в буквальном смысле громили. Церковную утварь, иконы, священные книги вытащили на площадь, сложили в огромную кучу и решили поджечь. Наверное, невозможно было смотреть на лики святых, обжигаемые языками пламени, поэтому те, кто посмелее, всё-таки спасали иконы, вытаскивая их из страшного сатанинского костра. Так многое смогли сохранить, спрятали в амбарах, на потолках домов. По документам в 1937 году уже разграбленный храм попросту закрыли, священники Александр Васильевич Боголюбский и Иван Звонарёв были расстреляны. Позже в святом месте устроили сначала промышленный комбинат, потом клуб, затем склад. Церковь на протяжении многих лет жгли, поганили, расписывали непристойными словами…
        И всё же огонёк веры, который теплился в сердцах многих людей, превратился в большой костёр искренней надежды на возрождение храма. И Бог дал им сил осуществить хорошее дело. Произошло это в 1999 году. Село Серповое посетила жительница Моршанска Коршунова Валентина Васильевна и, увидев величие местной святыни, которая стояла в ужасающем разрушенном виде, обратилась к местным жителям с призывом о восстановлении храма. Её слова сразу возымели действие, этот вопрос стал обсуждаться в народе. Глухова Татьяна Анатольевна, жительница села Серповое, предложила обратиться к Москвину Александру Ивановичу, чтобы он, как бывший прораб колхоза, имеющий опыт строительства, возглавил новый строительный объект. Так 3 марта 1999 года на сельском сходе Москвин А.И. был избран председателем Приходского совета. В августе того же года Моршанская табачная фабрика, возглавляемая Петровым Ю.В., выделила благотворительную помощь, и начались активные восстановительные работы прекрасного памятника архитектуры, памятники духовности и христианства.
Храм возрождался из руин. Москвину А.И. приходилось нанимать мастеров, добывать материалы, доказывать, просить, объяснять. И все помогали, как могли: помогал завод «Химмаш», лесхоз, местные жители, -находили средства и силы.
4 декабря 2001 года по благословению архиепископа Евгения благочинный Моршанского благочиннического округа протоиерей Александр Чернышов совершил малое освящение Воскресенского храма, после которого была совершена Божественная литургия. Ему сослужил иерей Едесий Чернышов, назначенный настоятелем Серповского храма.
За пять лет восстановительных работ было сделано очень много: изготовлены и установлены купола, переделаны деревянные конструкции главного купола и покрыты железом, произведено остекление оконных проёмов, настелены полы, оштукатурены стены. Сейчас в храме тепло, уютно, вокруг храма посажен сад из плодовых деревьев.
В день воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех, 19 сентября 2003 года, в Серповской Воскресенской церкви состоялось освящение и подъём первого колокола, пожертвованного Моршанской табачной фабрикой.
Колокол весом 350 кг был изготовлен в Воронеже фирмой «Анисимов». На нём изображены образы Святой Троицы и Святителя Питирима, а также выгравировано название храма. Подъём на колокольню высотой 40 метров был осуществлён при помощи крана DEMAK, который предоставило Моршанское отделение ОАО «Газпром».
В этот день, утром, на границе Моршанского района состоялась встреча Преосвященного Феодосия, епископа Тамбовского и Мичуринского, в которой приняли участие благочинный Моршанского округа протоиерей Александр Чернышов, представители ОАО «Моршанская табачная фабрика» во главе с директором Петровым Ю.В., глава администрации Моршанского района Васильев Г.П., председатель районного Совета народных депутатов Сложеникин В.А.
Преосвященный Феодосий в сопровождении встречавших прибыл в Воскресенский храм, где отслужил молебен вместе с настоятелями окрестных приходов.
После молебна владыка с пастырским словом обратился к прихожанам и гостям, а Петров Юрий Владимирович вручил епископу именной сертификат на изготовленный колокол.
Но на этом пожертвования Моршанской табачной фабрики не прекратились. В 2004 году она приобрела для храма паникадило «Орёл» на сорок восемь свечей, высотой 3,6 метра, массой 560 кг. Монтаж производился бригадой монтажников и электриков в течение пяти дней и окончен был перед приходом в Воскресенский храм крестного хода Курск – Дивеево.
13 июля местный приход принимал крестный ход, посвящённый 250-летию рождения преподобного Серафима Саровского. Жители села вышли навстречу идущим из Курска и встретились около недействующего ныне Никольского храма в селе Ал-Борки. В Свято-Никольском храме совместно был отслужен молебен перед принесёнными иконами.
Крестный ход Курск – Дивеево остановился в селе Серповое на один день. 14 июля после Божественной литургии и молебна путешествующих крестоходцев проводили местные прихожане до границы села.
А в настоящее время церковь опять удивляет своей красотой, величием, здесь проходят службы, сюда идут люди с бедами и тревогами, храм принимает всех, уставших от мирских сует, здесь пытаются наставить, утешить, помочь, подсказать. Сюда спешат люди и в минуты радости, здесь венчают, крестят, здесь благодарят Бога за трудную земную жизнь. 
        История – удивительно интересная, но иногда забывчивая наука, верит только документам и частично доверяет рассказам старожилов. Говорят: «Ушло в историю». Значит, прошло, забылось, но судьба родного края заставляет многих и многих прикасаться к ветхим страницам рукописей, документов, говорить, вспоминать, рассказывать. Много есть во всём этом выдуманного, однако мы хорошо знаем, что Тамбовская земля помнит топот конниц не только хана Батыя, но и соседей-кочевников. Они не раз нарушали покой местного населения. А история села хранит в памяти жителей рассказы о народных восстаниях и бунтах, мятежах и войнах. Всё это было! Только со временем приобретают события элементы вымысла, превращаясь в волшебный сказ или красивую легенду. Не будем теперь отделять реальность от интересной выдумки, а просто задумаемся над настоящим.


Рецензии