Негативная сторона прогресса

1

Если верить Дарвину, то отправная точка прогресса человека — это обезьяна, взявшая в руки палку и затем неуклонно умневшая на протяжении тысячелетий, постепенно преображаясь в человека. Исходя из этого, логично было бы предположить, что технический прогресс должен идти в ногу с прогрессом самого человека, но так ли это на самом деле? Какой бы период истории человечества мы ни взяли, мы увидим, что люди всегда были одними и теми же — строители египетских пирамид, Пифагор, Платон, Сократ, Аристотель отделены от нас тысячелетиями, но можем ли мы сказать о себе, что мы в чем-либо их превосходим, кроме достижений технического и научного прогресса? Над нами довлеет теория, согласно которой первые люди были более похожи на обезьян с дубинами в руках; что сначала племена этих полу-людей занимались собирательством различных корешков, потом каким-то образом они научились охотиться (даже на мамонтов); постепенно они видоизменялись и, в конечном итоге, неустанный труд и борьба за выживание превратили их в современного человека  - вся эта увлекательная история высосана из пальца только лишь для того, чтобы подтвердить теорию Дарвина, которая (оставаясь недоказанной!) была принята за аксиому и даже более того — она стала новой религией человечества. Человек изначально был таким, каков он есть сейчас, ибо Бог создавал не обезьяну с заложенным в ней потенциалом развития, а человека по Своему образу и подобию, и нет ничего удивительного в том, что прежде, чем научиться запускать в космос ракеты и создать компьютеры, ему нужно было сначала научиться пользоваться дубиной, колесом, копьем и охотничьим луком — расстояние, пройденное человеком от дубины до ракеты и есть прогресс, а тем, кто предпочитает наблюдать развитие обезьян, лучше ходить в зоопарк или поселиться в джунглях.

Основная проблема человеческого общества не в недостатке знаний (великие гуманисты прошлого были убеждены в том, что человек будет меняться к лучшему при обретении им новых знаний и при изменении социальной среды в лучшую сторону; в том, что человек изначально хорош сам по себе — стоит устранить только внешние причины, которые мешают ему проявлять все свои наилучшие качества и всё будет хорошо и в этом усматривается не что иное, как наше извечное желание переложить на кого-либо или на что-либо вину за наши собственные недостатки), а в том, что с развитием научно-технического прогресса сам человек, занятый этим самым развитием технологий и стремясь к получению новых знаний, забыл о развитии самого себя; человечество на протяжении своей истории  не меняется в лучшую сторону в духовно-нравственном отношении,  что свидетельствует об отсутствии прогресса самого человека — скорее можно говорить о неуклонной нравственной и духовной деградации, чем о его развитии. Накопленные в течение тысячелетий знания не сделали человека лучше - научно-технический прогресс семимильными шагами движется вперед, но при этом можно всё более отчетливо наблюдать дисбаланс, несоответствие между нравственным состоянием человека и достижениями науки и техники, что становится всё более и более опасным для всего человечества в целом, ибо ставит под вопрос само его существование.

О. Конт (как и Руссо) был уверен в том, что человечество способно прогрессировать нравственно, обрести нравственное совершенство, но совершенно очевидно, что человечество, развиваясь в одном, деградирует в другом и более всего — именно в духовно-нравственном отношении. Увеличивающийся объем знаний позволил человеку думать о себе как о чем-то исключительном и он стал ставить себя на место Бога, и именно в этом отношении человечество «прогрессирует» неуклонно, но именно это и является основной причиной его деградации.

Теория Дарвина в короткий срок изменила мировоззрение всего человечества — если прежде взгляд человека на мир основывался на религиозных воззрениях, то теперь человек стал верить в свое поступательное развитие — от дикости к цивилизованности, от тупоумия к гениальности, но, тем не менее, это не доказывает истинность самой дарвиновской теории — она ошибочна и ошибка ее кроется в том, что она основывается на предположении самостоятельного развития природы в том числе и человека, - устраняя из этого процесса Бога (при этом нельзя отвергать теорию Дарвина полностью, ибо внутривидовые изменения в животном и растительном мире присутствуют неоспоримо, но это не дает никакого основания для создания теории постепенного развития человека из обезьяны (хотя и обезьяна должна была в свою очередь каким-то образом развиться из амебы) — точно с таким же успехом можно утверждать, что черепаха произошла от улитки, а бегемот от свиньи.

Теория  эволюции Дарвина является ложной изначально, ибо она минимизирует (или устраняют полностью) участие Высшего Разума в процессе общемирового развития — как в мире животных (к которым, благодаря Дарвину, следует отнести и человека), так и в мире знаний. Отсюда вера гуманистов в прогрессирующий разум, в прогресс человека в нравственном и умственном отношении. Теория эволюции, оставаясь не более, чем недоказанной теорией, тем не менее стала новой религией человечества и воспринимается как нечто неоспоримое, хотя и никем не доказанное.

Прогресс – это дарвинизм в чистом виде, эволюция, выраженная в превосходстве сильного над слабым, выживание в состоянии постоянной вражды ко всему внешнему, ко всем другим человеческим особям, стремящихся выжить каждый за счет другого. Прогресс не знает любви, не чувствует ее и не видит в ней необходимости, он не знает понятия «ближнего» и не стремится к упрочению связи между отдельными людьми.  Основную идею прогресса можно выразить так: «Вперед! Завтра мы станем лучше и посредством этого изменим мир к лучшему; мы должны жить ради блага будущих поколений!». Наша проблема в том, что мы, всё возлагая на будущее, не хотим стать лучше сейчас и не понимаем, что если мы не будем стремиться быть совершенными сейчас, то и будущие поколения будут не лучше нас, если не хуже, ибо несовершенное не может породить совершенства. Логика очень проста — если мы желаем, чтобы будущие поколения были лучше нас, то мы должны передать им более лучший мир, чем тот, который был до нас; если же мы сами сделаем его только хуже, то чего же мы тогда можем ожидать?

2

«Параллельно с религиозным индивидуализмом реформации усиливался и неоязыческий индивидуализм, возвеличивавший натурального, невозрожденного человека. По этому воззрению, человек добр и прекрасен по своей природе, которая искажается лишь внешними условиями; достаточно восстановить естественное состояние человека, и этим будет все достигнуто. Здесь — корень разных естественно-правовых теорий, а также и новейших учений о прогрессе и о всемогуществе одних внешних реформ для разрешения человеческой трагедии, а следовательно, и всего новейшего гуманизма и социализма»  (С. Булгаков «Героизм и подвижничество»).

Основной недостаток теории прогресса состоит в том, что он понимается исключительно материалистически; по этой теории улучшение экономических условий должно положительно влиять на нравственный облик человека, в то время как всё должно быть наоборот — духовно-нравственный облик человека должен влиять на его бытие и не бытие должно определять сознание, как утверждал Маркс, а одухотворенное сознание должно управлять бытием. Прогрессивное сознание, прогрессивная литература, искусство — всё это отмечено, прежде всего, печатью атеизма, верой в человека как творца своей судьбы, верой в гуманизм как решение всех проблем и задач человечества. Но всё то, что без Бога, является ущербным, односторонним и имеет ошибочное направление, и атеистическое сознание, литература, искусства и вообще всё — являются ложными дорожными указателями, которые дают направление в сторону от истинной цели, указывают цели ложные и вместе с тем — ложные методы их достижения. Человечество искренне желает построить справедливый, хороший мир, но не может сделать этого, потому что утратило чувствительность к высшей Правде, отодвинуло божественное на уровень факультативности, изъяло истину из повседневного употребления и понимает прогресс только лишь как развитие во внешнем, а не во внутреннем и осуществление своих ложных, а не истинных идей и целей. Вот почему не сам прогресс есть ложь, а человек, этот прогресс осуществляющий. «Индивидуальная жажда совершенства, осуществления духовного «я», что и составляет сущность нравственной проблемы, утоляется беспредельным индивидуальным развитием, упирающимся в духовное бессмертие, и беспредельным универсальным развитием, т. е. прогрессом культуры. Этими двумя путями человек идет к Верховному Благу. Свободный дух поднимает знамя восстания против окружающего мира, против эмпирической действительности, которая его давит; он стремится наложить печать своей предвечной свободы на внешний мир и творит свою культуру, пользуясь необходимыми материальными средствами для идеальных целей. Прогресс с философской и этической точки зрения есть прежде всего освобождение человеческого «я» от внешних пут» (Н. Бердяев «Этическая проблема в свете философского идеализма»).

Существует проблема в нашем отношении к прогрессу, а не в самом прогрессе. Прогресс неизбежен, но важно понимать, что истинный прогресс есть гармоническое развитие, при котором развивается не только интеллект, но и дух, меняются к лучшему не только социальные условия, но и сам человек. Почему Германия — страна великой истории, культуры, философии, развитая экономически — так быстро деградирует в ничто? Причина не в том, что философия оказала свое влияние на умы таким образом, что общество развилось в атеистически гуманизированное и, вследствие этого, отказавшееся от духовных ценностей. Проблема в том, что философия, гуманистические и демократические принципы были восприняты не как производные от Высшей Истины, а как полная ее замена и тем самым была утрачена та единственная основа, благодаря которой только и возможно гармоническое развитие общества в различных областях — в культуре, искусстве, социологии, экономике; без основы духовной всё пытается развиваться как самостоятельные величины без определения общей цели и направления и поэтому эти величины неспособны развиваться так, чтобы быть основой жизни.

Человеческое общество временами переживает периоды стабильности, но это есть только кажущееся благо, ибо эти периоды всегда заканчиваются не продолжением развития, а спадом; наше стремление к стабильности есть ни что иное, как стремление к застою, которое должно быть заменено творчеством; именно творчество должно двигать вперед человечество — не слепой машинизированный труд, не клеркообразное существование отдельно взятых человеческих единиц, а именно творчество, движимое силой духа.

3

Мы поклоняемся прогрессу, не понимая при этом его смысла. Мы пользуемся благами прогресса не для того, чтобы мы становились лучше, а чтобы нам было лучше и в этом наша главная ошибка. Мы должны четко поставить перед собой вопрос — для чего прогресс? Ради какой цели? Что первично — мы в прогрессе или прогресс в нас? Можно ли подчинить прогресс человеческому духу и если можно, то как? Как жить в прогрессе, не теряя при этом духа и нравственности?

Для поборников прогресса всё, что есть сейчас – плохо и всегда будет таким, всё хорошее может быть только впереди и это хорошее нужно еще построить, но при этом, даже если теоретически допустить, что я мог бы достичь будущего и увидеть то «лучшее», что было построено мной «вчера», то и оно всё равно будет вечно плохим и нуждаться в улучшении. Поэтому прогресс в действительности никогда не достигает хорошего, ибо всегда отвергает хорошее в настоящем и по этой причине он, прогресс, отрицает сам себя, так как делает утопически бессмысленным строительство того светлого будущего, которым никогда не воспользуется живущее ныне поколение. Прогресс только тогда является прогрессом, когда мы строим лучшее в настоящем, видим это лучшее и ценим его, вопрос только в том, что считать лучшим – комфорт, удовольствия, облегчение труда, достижения разума, независимо от того – служат ли эти достижения добру или злу - или же лучшим стоит считать соединение человечества в единое целое, достижение единой цели совместными усилиями, умение использовать достижения науки только в добрых целях. Идея жизни и труда ради будущих поколений безжизненна, ибо вся мировая история и смысл существования человеческой цивилизации сосредотачивается в поколении ныне живущем, а значит и строить мы должны не завтращний день, а сегодняшний, жить не идеей вечно всем недовольного прогресса, но идеей совместного творчества осознающих свое предназначение и смысл своего существования людей, объединенных одной целью. «Для прогрессистов дурно все, что есть, а еще хуже все то, что было, что прошло; и только для немыслящих прогрессистов может представляться хорошим то, чего еще нет, ибо и будущее станет настоящим и прошедшим, т. е. дурным. Таким образом, очевидно, что истинный прогрессист есть необходимо пессимист» (Н. Федоров «Вопрос о братстве»).

Прогресс подразумевает высокую производительность труда, обеспечиваемую за счет развивающихся технологий и научного потенциала; при этом подразумевается, что человек должен постепенно переходить от занятий тяжелым физическим трудом к труду интеллектуальному, в действительности же мы видим, как всё большее число людей посвящают себя деятельности, не приносящей никому практической пользы и направленной на обеспечение нужд эгоизма самого человека, его вожделений; вместо интеллектуального труда — праздность, погрязание в роскоши и удовольствиях, что указывает на наличие в обществе серьезной внутренней болезни, которую можно было бы назвать эпидемией, всеобщей направленностью, ибо именно такое состояние человека — богатство и наибольшая доступность удовольствий и праздности определяется нами как мерило успешности. Главная идея прогресса - что в будущем мы будем жить лучше и сами будем лучше -  неразрывно связана с повышением уровня благосостояния и с облегчением физического труда вплоть до полного его упразднения. Но нельзя надеяться жить лучше в будущем, не становясь лучше в настоящем; посвящая себя настоящему, мы тем самым формируем будущее — в том и состоит парадокс прогресса, что мы должны употреблять все усилия не ради эфемерного будущего, а для улучшения жизненных условий и себя самих в настоящем. Необходимо также понимать, что полное освобождение человека от физического труда, отрыв его от земли, машинизация и компьютеризация всех областей деятельности неизбежно приведут к деградации мыслительных и физических способностей. Вера в прогресс относительно будущего должна бы опираться на опыт прогресса в истории — почему человечество так до сих пор и не достигло ничего положительного в своем развитии? (Все положительные достижения науки и знания вообще обретают отрицательное значение в соединении с человеком, не способном прогрессировать, ибо умственный прогресс без духовного есть ничто, он не имеет смысла и приносит только отрицательный результат).

Прогресс не имеет определенно выраженной цели, весь его смысл можно представить как бесконечное усовершенствование человека и развитие науки. Но возникает вопрос — а как может быть реализовано бесконечное развитие? Каким должен тогда стать сам человек, его научные и технические достижения через сто, тысячу или через миллион лет? Логически в какой-то отдаленный период времени человек должен будет наконец-то стать совершенным в своих знаниях и возможностях употребления этих знаний. Но это есть ни что иное, как быть абсолютным и во всем совершенным Богом и если говорить о полном совершенстве, то человек должен стать и всемогущим, и вездесущим, и совершенным во всех своих качествах. Если же человек скажет: «Вот, я наконец развился до какого-то определенного состояния и этого мне теперь достаточно», то и это делает теорию прогресса бессмысленной, ибо за остановкой в развитии может следовать только процесс обратной деградации. В физическом мире совершенным не может быть ничто — всё во Вселенной подвержено закону энтропии, то есть абсолютно всё — от молекул до звездных галактик — неуклонно разрушается и в конечном итоге приходит к смерти. Вот почему прогресс необходимо должен иметь определенную цель, а иначе он теряет смысл.

Одно из глубочайших заблуждений современного общества, посвятившего себя прогрессу, заключается в том, что существующее поколение превозносит себя над прежними поколениями – в смысле образованности, развитости, цивилизованности, государственного строя (демократия) и др. Прогрессист необходимо должен чувствовать свое превосходство над прежними поколениями людей, но тогда он неизбежно должен ощущать и свое ничтожество перед будущими поколениями, превращая тем самым свое настоящее в полный абсурд и бессмысленность. Но если настоящее не может быть хорошим, как может стать хорошим будущее? Разве не сегодня мы определяем ход будущей истории?

4

Развитие науки и техники, межгосударственных и межобщественных отношений, искусств и культуры — всё это неотъемлемая часть прогресса, но проблема состоит в том, что мы, не понимая истинного смысла прогресса, связываем его с гедонизмом, с возможностью получения большего количества удовольствий с наименьшими затратами на это, с возможностью получения как можно большего количества материальных благ, в то время как прогресс прежде всего должен служить материальной базой для духовного и нравственного развития человеческого общества, он должен быть подчинен некоей общей идее, быть средством к достижению общей для всех цели. Человечество разрозненно, в нем нет единства и поэтому оно не способно выработать эту общую цель, ибо каждое отдельное человеческое общество преследует свою собственную цель, отличную от целей других обществ и по большей части эти цели неотделимы от идеи доминирования, идеи собственного превосходства над другими, поэтому прежде всего в человечестве должна быть осуществлена идея равноценности всех, наделения всех равными правами и равными обязанностями по отношению друг к другу — без этого развитие человеческой цивилизации невозможно.

Мы живем в обществе крайнего индивидуализма, когда нет и не может быть ничего общего, причем этот индивидуализм поощряется либерализмом, возведшим его в ранг религии. «Прогресс есть именно та форма жизни, при которой человеческий род может вкусить наибольшую сумму страданий, стремясь достигнуть наибольшей суммы наслаждений. Прогресс не довольствуется признанием действительности зла, он хочет полного представления, удвоения зла, упивается им в реалистическом искусстве; в искусстве же идеальном он стремится к полному убеждению в недействительности, в невозможности добра, упивается представлением нирваны. Хотя застой есть смерть и регресс не рай, но прогресс есть истинный ад, и истинно божественное, истинно человеческое дело заключается в спасении жертв прогресса, в выводе их из ада. Прогресс как отрицание отечества и братства есть полнейший нравственный упадок, отрицание самой нравственности. Для нынешнего века, века прогресса, отец – самое ненавистное слово, а сын – самое унизительное. Держаться отцовского и дедовского, быть в зависимости от них – что может быть позорнее для прогрессиста!» (Н. Федоров «Вопрос о братстве»). В наибольшей степени эту мысль подтверждает сегодня западное общество, культура которого основывается на полном изменении мировоззрения человека, на отмене культуры и истории, традиции и веры.  Меняется мировоззрение человека — меняются и его приоритеты. Потребление стало основой жизни и если мы соблаговолим внимательно присмотреться к собственному обществу, то мы увидим, что и в России происходит процесс построения именно потребительского общества — идея материального благосостояния преобладает над всеми другими идеями, что особенно проявляется в больших городах.

Всё, что касается развития общества, происходит, в основном, в городе, но, вместе с тем, с развитием наблюдается и изменение культуры. Именно большой город имеет наибольшую возможность соприкосновения с зарубежной, часто чуждой нам, культурой и перенимать ее, но при этом эта культура навсегда остается чуждой селу. Разрыв между городом и деревней заключается именно в этом – город постоянно трансформируется, теряя при этом свое прошлое; деревня же веками хранит традиции и коренную культуру народа – не случайно ведь различные «ценители» старины собирают по деревням предметы старинного быта, песни, обряды и т.д. Город и деревня духовно чужды друг другу и не способны к взаимному пониманию. При этом город агрессивен к деревне, ибо это он «устанавливает правила» - вот почему с развитием городов мы наблюдаем неизбежную смерть деревни, а вместе с этим в прошлое уходит и национальная культура, от которой безотчетно стремится избавится город, ибо он, оторванный от земли, не способен прервать ход своего индустриального и интеллектуального развития, сопровождающегося неизбежным вырождением культуры — такова дань, которую мы платим прогрессу.

Как было уже сказано, современное «прогрессивное общество» - это, прежде всего, общество потребления, о чем еще в начале прошлого века писал Л.Н. Толстой: «Мы так устроили, или скорее расстроили свою жизнь, что нам нужно бесчисленное количество самых странных и никому не нужных вещей, и нет места тому одному, что нужно, не может не быть нужно всякому человеку» (Л. Толстой «О безумии»). Огромный сегмент мировой промышленности получает прибыль исключительно из того, что создает невероятно огромное количество вещей, которые, если бы мы были способны здраво рассуждать, не только не являются для нас необходимыми, но и просто не нужны. Посредством рекламы людям внушают, что та или иная вещь им просто жизненно необходима, хотя в действительности это и не так. Так же немаловажную роль в этом играет банальная зависть и зависимость от чужих мнений: «У этого есть, а у меня нет», «А что скажут люди?», «Нужно выглядеть не хуже других» и т. п. При этом мы мало заботимся о том, чтобы быть лучше, главное — лучше выглядеть и это побуждает нас тратить бОльшую часть наших средств на ненужные нам вещи, обогащая тем самым других и обедняя себя, хотя нашим средствам могло бы найтись и лучшее применение. Огромная часть промышленного производства (в мировом масштабе) занята произведением предметов роскоши, косметики, украшений; тратится совершенно напрасно огромное количество средств, сил и ресурсов абсолютно на бессмысленные вещи; это производители предметов роскоши внушают нам мысль, что именно только ради обретения этой роскоши мы и живем и что нет иного смысла и образа жизни, как только посвятить ее материальным благам и созданию своего внешнего привлекательного образа. Они зарабатывают на этом деньги, но при этом мир идет в пустоту, утрачивая смысл своего существования. «Таким образом развитие является не просто спокойным процессом, совершающимся без борьбы, подобно развитию органической жизни, а тяжелой недобровольной работой, направленной против самого себя; далее, оно является не чисто формальным процессом развития вообще, а осуществлением цели, имеющей определенное содержание. Мы с самого начала выяснили эту цель: ею является дух, а именно по своему существу, по понятию свободы. Он является основным предметом, а следовательно и руководящим принципом развития, тем началом, благодаря которому последнее получает смысл и значение» (Г. Гегель «Философия истории»). Современное же понимание прогресса, основанное на ложных гуманистических предпосылках, не имеет иной цели, кроме как развитие ради самого развития, при котором человек получал бы как можно более благ и реализовал свои свободы, и не более того, и таким образом то, что мы считаем прогрессом, в действительности является регрессирующим началом в нашей действительности и ведет не к развитию человеческой цивилизации в целом, а к ее деградации во всех отношениях — религиозном, нравственном, интеллектуальном, общественно-политическом.

Прогрессизм творит из человека бездумный механизм, потому что именно так машина прогресса способна работать в полную меру, ибо прогресс есть понятие чисто механическое, бездушное, эволюция без участия духа, так как он в действительности отвергает всё человеческое и самого человека как цель прогресса, потому что осуществляется сам для себя, а не для человека. Идея прогресса есть средство разобщения человеческого общества, а не его единения и поэтому эта идея как единственный смысл существования человечества должна быть отвергнута. Не мы должны становиться судьями над прошлыми поколениями, но это они судят нас, поскольку имеют на это гораздо больше права, чем мы, оставив нам в наследие мир, в котором мы живем и который уничтожаем всеми доступными способами с помощью прогресса.

5

Главный тезис, оправдывающий существование прогресса: трудиться на благо будущих поколений. Исходя из этого, каждому последующему поколению должно житься лучше и легче, чем нам, при этом и люди должны становиться лучше, эволюционировать естественным образом в отношении интеллекта, нравственности, культуры. В действительности ничего этого нет, как показывает нам вся история человечества — последующие поколения живут не лучше прежних, пытаясь исправлять ошибки отцов; люди не становятся лучше по своим внутренним качествам, а всегда остаются в одном и том же состоянии; идея эволюции в сфере культуры и этики так же несостоятельна, как и теория эволюции Дарвина в отношении животного мира. Отсюда можно сделать однозначный вывод о том, что идея прогресса ошибочна; прогресс — это фикция, его не существует и мы обманываем себя, веря в него, как в некую незыблемую аксиому, закон мироздания и основу бытия. Есть исторический процесс, а не прогресс. История фиксирует события, но она же есть и накопление опыта — именно исторический опыт предостерегает нас от повторения прежних ошибок (чем мы мало пользуемся) и указывает на положительные примеры прошлого, достойные подражания в настоящем. Прогресс возможен только в области духа, но только при условии понимания человеком своих достоинств и недостатков и при наличии в нем веры в бытие Бога и в Его Истину. По своей сути прогресс — в его общепринятом значении — должен обозначать собой идею совершенствования человеческого общества, а это означает, что глядя на меру нашего совершенства мы можем судить и об успешности прогресса и с этой точки зрения идея прогресса терпит сокрушительное поражение, ибо мы видим во всем не совершенствование, но разрушение, распадение на части; человеческое общество стремится ко всё большему разъединению, к распадению на отдельные человеко-молекулы, пребывающие постоянно в состоянии беспорядочного броуновского движения. «Люди переходят с все большей и большей быстротой от грунтовых дорог к железным, от лошадей к пару, от устной проповеди и письма к книгопечатанию, к телеграфам, телефонам, от лодок с парусами к океанским пароходам, от холодного оружия к пороху, пушкам, маузерам, бомбам и аэропланам. И жизнь с телеграфами, телефонами, электричеством, бомбами и аэропланами и с ненавистью всех против всех, руководимая не каким-либо соединяющим людей духовным началом, а, напротив, разъединяющими всех животными инстинктами, пользующимися для своего удовлетворения умственными силами, становится все безумнее и безумнее, все бедственнее и бедственнее» (Л. Толстой «Закон насилия и закон любви»). Идея прогресса имела бы оправдание своего существования, если бы она была способна упорядочить это движение, соединять человечество в единое целое, выработать единую аксиологию (понятие о ценностях) и определить единую цель, но ничего этого нет и ложность идеи прогресса видна уже хотя бы в том, что прогресс существует исключительно ради прогресса и поэтому он не способен вывести человечество из замкнутого круга, делая его существование безрадостным и бессмысленным, что должно вести всех ко всё большему интеллектуальному отупению и к внутренней деградации. «Иначе воспринимается мир христианским подвижничеством. Я не буду много останавливаться на выяснении того, что является целью мирового и исторического развития в атеистической и христианской вере: в первой — счастье последних поколений, торжествующих на костях и крови своих предков, однако в свою очередь тоже подлежащих неумолимому року смерти (не говоря уже о возможности стихийных бедствий), во второй — вера во всеобщее воскресение, новую землю и новое небо, когда «будет Бог все во всем»» (С. Булгаков «Героизм и подвижничество»).

6

Какова цель прогресса? Бесцельный прогресс должен неизбежно трансформироваться в регресс, в деградацию человеческой личности прежде всего. Главной целью прогресса человечества должно стать осуществление всеобщей любви к Богу — все остальные пути могут привести только к гибели человеческой цивилизации.

Прогресс есть постоянное ускорение во времени при полной потере способности человека к метафизическому созерцанию. Прогресс - враг неизменности, постоянства и поэтому он неизбежно устраняет вечное, незыблемое, совершенное, явленное в догматах веры и общечеловеческих ценностях; прогресс не может не отрицать неизменности и нужности вечного нравственного закона, заменяя его идеями и ценностями, имеющими отношение только к сегодняшнему дню и поэтому идеальным состоянием для прогресса является полная безыдейность и отсутствие каких бы то ни было ценностей и нравственных законов, ибо для прогресса они так же плохи, как и всё существующее.

Исходя из того, что в области знаний мы не умнее древних — мы думаем, что в сравнении с ними мы знаем гораздо больше, но в глазах будущих поколений и мы будем выглядеть предельно отсталыми, - так же, как и в вопросах нравственности и морали, - то можно утверждать, что человечество ни на шаг не продвинулось в своем развитии, как бы нам ни казалось обратное. Мы стоим на месте и подобны котлу с кипящими в нем страстями, суетой, и всем прочим. Наше существование должно определять не призрачное «стремление вперед», а наше отношение к вечности, ибо вечность есть наиболее реальное бытие, чем наше существование, определяемое ни чем иным, как нашей ничтожностью и несостоятельностью абсолютно во всём. Идея прогресса есть попытка придать значимость нашему существованию, скрыть за этой идеей бессмысленность существования без Бога. Прогрессируют технологии, но не человек — он остается неизменным. Люди стали обладать бОльшим объемом знаний, но не стали от этого мудрее. Относительно человека прогресс возможен только в духовной сфере, но именно в этом человечество неуклонно деградирует. «Общество, общественное развитие есть необходимое орудие нравственного развития человеческой личности. Личности принадлежит этический (не социологический) примат над обществом, оценка общества всегда совершается личностью в силу присущего ей автономного нравственного закона, взятого не из общества, всякая общественная форма требует оправдания с точки зрения этического индивидуализма. Но нравственный закон воплощается в жизни человечества путем общественного прогресса, человеческая личность развивается и вырабатывает свою индивидуальность путем многообразного взаимодействия с общественной средой, в социально-психическом общении людей. Прежде всего, для того чтобы духовная культура, носителем которой является личность, могла развернуться в эмпирической истории человечества, она нуждается в материальном общественном базисе. Поэтому мы требуем экономического развития и приветствуем более совершенные формы производства. Затем, чтобы было гарантировано естественное право личности, внешние отношения людей должны быть урегулированы и оформлены, т. е. в государственном и правовом устройстве должны быть осуществлены свобода и равенство, которые требуются и санкционируются внутренней нравственной автономией каждой человеческой личности. Правовой и политический прогресс есть не что иное, как осуществление и гарантирование абсолютного естественного права человека, которое не нуждается ни в какой исторической санкции, так как это право есть непосредственное выражение нравственного закона, данного до всякого опыта; весь экономический прогресс с этической точки зрения всегда остается только средством для торжества естественного права личности» (Н. Бердяев «Этическая проблема в свете философского идеализма»).


Рецензии