Тамбовская легенда о Великой Княжне

     До сих пор биография Татьяны Николаевны Романовой окутана разнородными слухами, противоречивыми утверждениями. И даже знатокам истории порой трудно отделить вымысел от правды, действительное от мнимого и точно установить, где заканчивается баснословное сказание и начинается подлинность исторического образа.
    О Великой Княжне написано много, и всем хорошо известна версия убийства семьи Николая II в Екатеринбурге в доме купца Ипатьева. Согласно этой версии Татьяна Николаевна погибла в ночь с 17 на 18 июля 1918 года. Только именно с этого момента начинаются сомнения, недомолвки и много «но» в официальной версии.
     Да, убийство, судя по описаниям, действительно было зверским. Творилось всё к тому же под покровом ночи, и ошалевшие от крови, пороха, дыма и стонов убийцы стреляли уже не целясь.
Представим, что так оно и было. Тогда следует согласиться с тем, что от Марии, Анастасии и Татьяны пули отскакивали как заговорённые. В их корсетах были зашиты драгоценности, которые послужили нечаянной бронёю. Цесаревич Алексей тоже остался жив, после страшной перестрелки. Он лежал в луже крови и сжимал в руках китель отца. В официальных документах говорится, что наследника добил Юровский, а живых девочек и горничную Демидову докалывали прикладами штыков. Далее следует то, что все тела погрузили на машину и к четырём часам утра вывезли за город. Там совершилось сожжение, и останки сбросили в шахту…
     Прошло время, а убийство царской семьи является до сих пор самой большой загадкой ХХ века. Научные исследования по обнаруженным останкам под г. Екатеринбургом, так и остались научными исследованиями, с привкусом политического заказа. Имеющаяся информация не была передана в суд. Приводилось семь пунктов, по которым нельзя было ответить на один единственный вопрос: являются ли останки, найденные под Екатеринбургом, царскими? Нас более всего заинтересует первый пункт, который гласит, что в захоронении обнаружено только пять тел из семи, принадлежащих предполагаемой семье Императора Николая II.
     Основываясь на этом, мы расскажем тамбовскую легенду о Великой Княжне Татьяне Николаевне Романовой.
Народная память хранит много интересного. Уходят в прошлое события минувших лет, время покрывает всё пеленой забвения, а народ хранит и передаёт из поколения в поколение тайны нашего края. Стоит к ним прикоснуться, и оживают люди. Проходят перед глазами их жизни, удивляют судьбы.
     В Моршанском районе есть село Серповое. Оно ничем не отличается от других сёл нашего края, разве только удивительным по своей красоте Воскресенским храмом. У него своя история. И восстанавливая её, невольно всё чаще и чаще в рассказах старожил или просто жителей окрестных сёл, верующих людей упоминалось имя матушки Марии. Она стала местной легендой, людская молва связала её имя с дочерью царя Николая II.
      В конце 30-х годов в Рождественский пост вернулась из Киева Евдокия Чапурина. Из Фроловского монастыря привела она женщину, которую звали схимница Мария. Евдокия благоговела перед ней: ухаживала, выполняла все её просьбы, ходила куда-то по ночам. Сначала о новой жительнице знали не многие, но через небольшой промежуток времени властям пришлось выяснять, почему монахиня живёт в селе без документов. Долго допрашивали двух женщин, они хранили молчание. Евдокия, наверное, действительно, ничего не знала, а матушка Мария, приняв схиму, навсегда забыла свою прежнюю жизнь.
     Однако тюрьмы они не миновали. Больше о Евдокии Чапуриной никто ничего не знал, а вот матушка Мария в один из осенних вечеров постучалась в дом Ургапова Григория Петровича. Пришла она изменившаяся: похудевшая, постаревшая, её высокая фигура как-то сгорбилась, будто под тяжестью, а все оттого, что постоянно болели и опухали ноги.
     Григорий Петрович поселил её у своих верующих родственников, зная, что в этом доме она найдёт покой, почитание и понимание. Родственники не спрашивали, откуда она родом, что привело её в наши края, без слов понимали: схимница Мария непростая женщина. Всё выдавало её дворянское происхождение: и начитанность, и умение правильно, красиво говорить, и владение языками, и манеры, и общение, и какая-то врождённая аккуратность. Знали также, что Григорий Петрович когда-то служил при дворе Николая II. И если кого-то приютил, то на это были веские основания. Да и вообще в те годы вопросов много не задавали. Но весть о том, что царская дочь вернулась, облетела моментально все окрестные села. Слухами, как говорится, полнится земля русская, но они могли бы скоро стихнуть, кроткая монахиня спокойно жила бы среди жителей Серпового, если бы не произошло интересное событие.
      В Великую Пятницу в молельном доме поставили Плащаницу. Матушка Мария ещё утром пришла в этот дом, а к вечеру появилась там женщина, которую местные жители прозвали блаженной. Как она оказалась в этих местах, никто не знал, но относились к ней больше с опаской, потому что боялись её предсказаний. (Нередко они сбывались). Жила блаженная при больнице в селе Мутасьеве. Врач Титов С.И., заведующий больницей, держал её там далеко не из жалости. Умный, образованный человек видел в ней не только полоумную женщину. Иногда блаженная говорила такое, что заставляло глубоко задуматься опытного врача.
     В Великую Пятницу встретились две Марии. (Душевно больную тоже звали Мария.) Собирая сведения, расспрашивая очевидцев события, поначалу можно было совсем запутаться: о какой же из Марий идёт речь, но рассказы Ираиды и Галюткиной Полины Васильевны, учительницы русского языка и литературы, расставили всё на свои места.
    Две женщины узнали друг друга. Блаженная упала перед схимницей Марией на колени и больше не встала. Тяжёлый приступ приковал её надолго к постели. Несмотря на свою болезнь, она никогда и никому слова не сказала о том, кого скрывает монашеская одежда, хотя её многие настойчиво расспрашивали. Только перед смертью, а прожила она долгую жизнь, ум её прояснился, и «горбатой медичке», которая ухаживала за ней, она рассказала, что в Великую Пятницу видела дочь Николая II. К тому времени матушки Марии уже не было в живых, а праздник перед Светлым Воскресением никак не могли связать с одной из Великих Княжон. На это в то время даже не обратили никакого внимания, всё списали на её болезнь. Если бы медсестра Мутасьевской больницы, умершая в начале 90-х годов, не рассказала перед смертью всё Полине Васильевне, так бы это и забылось, исчезло из народной памяти.
    Но вернёмся к схимнице Марии. После встречи с блаженной, ночью, она уходит в лес. С тех пор только отдалённые слухи доносятся до жителей села о монахине. К верующим она всё же будет приходить по ночам, скрываясь под видом торговки бурками, тапочками. Повсюду её преследуют опасности, и только глубокая вера, чудо молитвы спасают и помогают жить.
В один из весенних дней монахиня вернулась в Серповое и зашла в гости к Ургаповой Татьяне Ивановне, которая жила в соседнем селе Пеньки. В этот день матушка Мария была в особенном расположении духа, за разговором быстро пролетело время и, уходя, она призналась, что её тоже когда-то звали Татьяной.
    Итак, значит, блаженная Мария увидела в ней Татьяну, которую когда-то хорошо знала. Почему она упала перед ней на колени? Может быть монахиня, а в миру Татьяна, действительно одна из дочерей последнего Российского Императора? Конечно же, такое утверждение требует определённых доказательств и глубоких дополнительных исследований. Так много в её биографии загадок и тайн.
Известно, например, что лечила она людей. Просфоры, которые матушка Мария давала, были принесены из Выши, куда тайно она часто наведывалась. Вот откуда живёт в народе легенда о том, что монахиня причащала, ведь в советские времена понятие о святом причастии было настолько искажено, что доходило до абсурда. Наверное, помощь всё же была от умения просить у Высших Сил за простых смертных, от желания делать добро. И ещё, обратимся к статье Т. Горбачёвой «Татьяна, достойная своего имени». «Когда началась первая мировая война, Великой Княжне исполнилось 17 лет. Для неё наступило совершенно особое время, - время, когда в полной мере проявились не только её доброта, милосердие, но и душевная стойкость, большие организаторские способности, а также талант хирургической сестры»… Если верить документам, то с осени 1914 года на руках Татьяны умерло не меньше полусотни солдат, а тех, которым она перевязывала раны и писала под диктовку письма, и вовсе не сосчитать! Кстати, во время дежурства в лазарете Царского Села её увидел и офицер Н.Гумилёв. Литературе не известно, говорили ли они о чём-либо, но зато известно хорошо, что во время последнего допроса Н.Гумилёв не только не отрёкся от своих монархических убеждений, но и твёрдо заявил, что был безнадёжно влюблён в дочь Государя, Великую Княжну Татьяну Николаевну, которая ухаживала за ним в лазарете. Эта полуфантазия - полулегенда стоила Гумилёву жизни. Через несколько часов его расстреляли, обвинив в создании крупного монархического движения и близости с семьёй свергнутого царя.
      Если всё же соединить матушку Марию и Великую Княжну в одно лицо, можно сказать о том, что опыт врачевательства у схимнице был солидный. Она умела исцелять как телесные, так и душевные раны. Жизненный опыт прибавил мудрости и терпения. Сама она много раз страдала от злых людей.
      Как-то пошла она в лесное село Шарик, и на опушке леса встретили её трое мужчин. Злые, недобрые мысли охватили их, стали они приставать к беззащитной женщине. Матушка Мария не отбивалась, а обратилась с молитвой к Богу. И тут же все четверо услышали звон колокольчика. Из-за поворота показались подводы, запряжённые тройками лошадей. Разбойники скрылись в лесу, а матушку Марию забрали с собой те, кто ехал на этих подводах. Неожиданно пришло спасение. И всё бы ничего, да странное дело – у насильников отнялись языки, речь пропала. Кинулись они разыскивать монахиню, решили в ноги к ней упасть, прощения вымаливать. Нашли. Только не гневалась на них матушка Мария, лишь сказала о том, что прощения просить следует не у неё, а у Бога. Ушли они ни с чем, а через два дня вернулась к ним речь, заговорили мужички.
      Вроде бы ничего чудесного, тем не менее, случай уж больно интересный. И много других рассказывают…
      Как бы ни было, какой бы тяжёлой жизнь не казалась, а пребывание здесь, на земле, - это лишь миг. Перед смертью матушка почти ни с кем не виделась, к ней никто не приходил. Только сестра Ираида ухаживала за ней. Ей она рассказывала часто о царской семье. Именно со слов монахини Ираида в деталях пересказывает жизнь семьи Николая II.
      А умерла схимница Мария 7 апреля. В этот день Православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. Перед смертью прошептала, обращаясь к Ираиде: «С твоих слов напишут обо мне». Слова оказались пророческими. Верующие пытались скрыть смерть матушки Марии, но в селе ничего не утаишь. Об этом сразу узнали. Председателю колхоза было поручено: не давать хоронить. Бездорожье, разлив сделали своё дело в пользу той, которая много претерпела в земной жизни. Верующие уговаривали, упрашивали председателя, он стоял на своём: «Царскую дочь хоронить не дам, пока не приедет начальство из города». Пошли на хитрость – подпоили. А ночью тайно, тело матушки Марии было перевезено через реку Серп на лодке и захоронено на Серповском кладбище. За её могилой до сих пор ухаживают верующие.
      Прошло много лет. Что осталось после матушки Марии? Тайна, овеянная почитанием и добром, фотография, могила. И много легенд, связанных с её именем.
      То, что царская семья расстреляна, - это одна из версий. Мы не пытаемся опровергать её, но кто не верит в то, что часть людей была спасена, сочтут наш рассказ за чистый вымысел. Они, естественно, не поверят, что матушка Мария - это Великая Княжна Татьяна. Однако есть сведения, что именно она и наследник Царевич Алексей, который прожил более 70-и лет под именем Василия Ксенофонтовича Филатова, были спасены надёжными и преданными людьми императора Николая II, а наше повествование написано со слов людей, которые в настоящее время живут в Моршанском районе.


Рецензии