Авиация в Сталинградской битве

        После поражения под Москвой, немцы нацелились на Сталинград.  Этот город служил промышленным центром России, производя в том числе артиллерию для войск страны, выплавлял металл. Река Волга, протекающая через город,  была важным судоходным маршрутом, соединяющим западную часть страны с ее отдаленными восточными регионами. В конечном итоге Адольф Гитлер хотел отрезать СССР от нефтеносных регионов и занять Сталинград, учитывая, что город носил имя Сталина.
        Сталин однако, заблаговременно определил, где будут проходить решающие сражения. Ещё в начале июля 1942 г. в разговоре с Александром Евгеньевичем  Головановым, генерал-майором авиации, одним из немногих, которому Иосиф Виссарионович разрешил свободный доступ в кабинет: «Немец повернул на юг. Я думаю, не получив успеха под Воронежем, он пойдёт сейчас на Сталинград. Кавказ ему ничего не даст, он там не решит исхода войны. Ключ от Москвы он хочет найти в Сталинграде. Я думаю, там, на том направлении, будет решаться сейчас судьба войны» [1, с. 228].
       Приказом Народного комиссара обороны  № 00119 от 9 июня 1942 года на базе управления и частей ВВС Юго-Западного фронта, для завоевания господства в воздухе, авиационной поддержки наземных войск, была сформирована  8-я воздушная армия  Вооружённых сил СССР. 
       Тридцати двух летний генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, Тимофей Тимофеевич Хрюкин,  в июне 1942 г. был назначен командующим 8-й воздушной армией  в составе Юго-Западного фронта (ЮЗФ). Это было Сталинградское направление.
       Противник имел почти трехкратное превосходство, в составе которого было 1400 самолетов.  С 8 по 11 июля 1942 г. в 8-й воздушной армии осталось всего 138 боевых самолётов. Самолёты дополнительно стали поступать только во второй половине июля - начале августа 1942 г. Несмотря на это, наши лётчики сбили 399 самолётов противника в августе  и 319 в сентябре.
       Об ожесточённости боев можно судить по таким фактам: в среднем полк выбывал на переформирование после 2 – 3 недель боёв, одного штурмовика (штурмового самолета) хватало на 10 –15 боевых вылетов.
       Для повышения эффективности боевой работы 8-й ВА много сделал ее командир.  По  приказу Т.Т. Хрюкина, впервые под Сталинградом была развернута система пунктов управления авиацией в бою: в наземных войсках располагались авиационные наблюдатели с радиостанциями, которые и корректировали действия самолетов.
        В тяжелейших боевых условиях, командарм  всегда вселял уверенность  в молодых летчиков: «Держись боевого порядка, не отрывайся, атакуй врага дерзко, нахально и дружно». Это воля к победе, сознание своей силы поддерживались системой партийно-политической работы и командирами всех степеней.Коммунисты и комсомольцы вели за собой остальной летный состав. С лозунгом «Ни шагу назад!» летчики шли в бой с фашистскими варварами.
        Немцы перебросили под Сталинград свои лучшие истребительные эскадры «Удет», «Туз-Пик», 52-ю, укомплектованную лётчиками-асами. Для борьбы с ними командарм Хрюкин собрал и своих лучших истребителей в один ударный полк – 9-й Гвардейский, которым командовал Герой Советского Союза Лев Шестаков. Десятки лётчиков из этого полка стали Героями Советского Союза, а четверо – дважды  Героями.
       Во фронтовой обстановке командующий 8-й воздушной армией создал эффективную систему ложных аэродромов. Под Сталинградом их было построено 32, на них упало в 10 – 12 раз больше бомб, чем на действующие оперативные. Однако, возникает вопрос, как же строили во фронтовых условиях?
       Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), распоряжавшийся огромным контингентом подневольной рабочей силы, был включен в решение военно-экономических задач. Неслучайно в течении нескольких предвоенных месяцев в системе НКВД были созданы специальные производственные главки, отвечающие за строительство оборонной инфраструктуры. Главное управление аэродромного строительства – ГУАС, было создано 27.03.1941. Одним из важнейших  направлений  работы Управления, являлось строительство аэродромов. В июле 1941 в Сталинградской области организуется Управление аэродромного строительства при УНКВД. Интенсивность строительства новых аэродромов возрастает в 1942 году. Было выделено капиталовложений в размере 19 млн. руб. в ценах того времени!
      К концу лета 1942 в Сталинградской области развернулись ожесточенные сражения. Взлетные площадки стали использоваться  для базирования самолетов 8-й воздушной армии.
      8 августа 1942 приказом Народного комиссара обороны СССР, начала формироваться 16-й Воздушная Армия. Командование 16 ВА было возложено на представителя ВВС Красной Армии генерал-майора авиации, Павла Степановича Степанова и заместителя командующего 8-й воздушной армии генерал-майора авиации, Сергея Ивановича Руденко. Управление 16-й воздушной Армии было сформировано к 15 августа. Процесс формирования 16-й ВА продолжался до 4 сентября 1942.
       Войдя в состав Сталинградского фронта, 16-я воздушная армия сразу же стала привлекаться к выполнению боевых задач — ведению воздушной разведки, прикрытию войск на поле боя и переправ через Волгу, нанесению штурмовых ударов по наступавшим фашистским войскам. Однако воздушная армия в это время еще не могла действовать в полную силу из-за нехватки самолетов и личного состава.
       Тактика истребителей противника тщательно изучалась летчиками. Против уловок врага изыскивались новые способы борьбы в воздухе. Чтобы облегчить поиск самолетов противника и увеличить возможности маневра в воздушном бою, наши истребители вскоре отказались от сомкнутых боевых порядков и перешли  к маневренному строю пары. Пара самолетов стала основой построения всех боевых групп истребителей.
       Одновременно были приняты меры и по улучшению летных качеств самолетов-истребителей, которые из-за ряда недоработок не достигали проектной скорости. В частности, по рекомендациям, предложенным летчиками армии, самолет Як-1 при помощи рабочих Саратовского авиазавода был облегчен на 11%, на нем была усилена обшивка, улучшено покрытие. В результате самолет стал выполнять вертикаль лучше «мессершмитта». Генерал С. И. Руденко, побывал на Саратовском авиазаводе и добился выполнения рабочими и конструкторами запросов летного состава.
       Для усиления противодействия истребителям противника, командующий 16 ВА потребовал создать в каждой истребительной авиадивизии, группы «охотников» из 8 — 10 наиболее опытных летчиков и поставил перед ними задачу уничтожения вражеских самолетов в воздухе методом «охоты». Все эти мероприятия привели к тому,что потери противника в воздухе стали возрастать, а наши сокращаться.
       В условиях напряженных и весьма динамичных боевых действий, когда обстановка на фронте часто менялась, большое значение приобретала воздушная разведка. От воздушных разведчиков требовалось вскрыть движение войск противника по дорогам перед фронтом, выявить районы сосредоточения войск,следить за маневром врага на поле боя, наблюдать за группировкой его авиации. Экипажи, выделенные для ведения воздушной разведки, как правило, имели большой боевой опыт, хорошую тактическую и летную подготовку.
       В ходе Сталинградской битвы рождались и отрабатывались новые способы боевого применения и тактические приемы нашей авиации. Высокой боевой эффективностью в борьбе с авиацией противника обладали истребительные засады.В одном из своих распоряжений генерал авиации С. И. Руденко, запретил экипажам, находящимся в засаде, вылетать на перехват истребителей противника. Уничтожать нужно было только вражеских бомбардировщиков и разведчиков.
       Истребительные засады широко применялись в армии и в последующих боевых действиях полностью себя оправдали. Летный состав всегда стремился перехватить из засады самолеты врага и решительно уничтожать их, при необходимости смело идя на воздушный таран.
      Немецкое командование на сталинградском направлении при начале контрнаступления наших войск, имело к этому времени уже 1200 боевых самолетов. Авиация противника несколько снизила свою активность. Это объяснялось большими боевыми потерями и сложными метеоусловиями, возросшим сопротивлением советской авиации и зенитных средств, а также недостатком у врага горючего из-за трудностей снабжения. 
      Большое значение приобрела также воздушная разведка. Ее вели все рода авиации. На направлении главного удара войск фронта, оборона противника была сфотографирована на всю ее глубину. Воздушные разведчики вскрыли систему инженерных сооружений и группировку вражеских войск, что позволило определить слабые места в обороне и затем нанести по ним сильнейшие удары.
      В кольце окружения немецкое командование для приема транспортных самолетов использовало пять аэродромов (Большая Россошка, Басаргино, Питомник, Гумрак, Воропоново), на которых имелось до 40 истребителей, поднимаемых для встречи транспортных самолетов.
      В начале декабря по указанию представителя Ставки генерала Александра Александровича Новикова, командованием и штабами 8-й и 16-й воздушных армий при участии представителей других штабов, была разработана более стройная система воздушной блокады окруженных войск противника. Главной задачей воздушных армий на период блокады стало решительное уничтожение транспортных самолетов врага.
      Высокую оценку действиям авиации дал командующий войсками 65-й армии генерал Павел Иванович Батов. В приказе от 29 января 1943 г. он писал: «Летный состав своими смелыми штурмовыми атаками и отличным бомбардированием боевых порядков войск противника и его опорных пунктов способствовал успешному выполнению задачи — окончательному разгрому и уничтожению окруженных войск».
      В битве под Сталинградом одновременно с ожесточенными сражениями на земле, развернулась крайне напряженная борьба за господство в воздухе, которая для нашей авиации стала одной из важнейших задач. Несмотря на численное превосходство фашистской авиации и захват ею инициативы, нашей авиации, и прежде всего летчикам 8-й и 16-й воздушных армий, удалось от обороны в воздухе перейти к наступлению и разгромить вражескую воздушную армаду.
      В ходе контрнаступления под Сталинградом было проведено успешное авиационное наступление на оперативно-стратегическом уровне. Согласно разработанной операции силы 8-й ВА наладили четкое взаимодействие с 16-й и 17-й воздушными армиями и нанесли массированный удар, что эффективно способствовало продвижению наземных сил в ходе окружения немецких войск. Так называемое «авиационное наступление», разработанное в 8-й ВА, в дальнейшем вошло в практику и стало одной из важных страниц истории военного искусства.
       Победа была достигнута благодаря высокой моральной стойкости советских летчиков и их массовому героизму,своевременному количественному и качественному усилению самолетного парка воздушных армий, привлечению сил 2-й и 17-й воздушных армий, частей 102-й истребительной авиадивизии ПВО и дальнего действия, к борьбе за господство в воздухе на сталинградском направлении, а также благодаря непрерывному совершенствованию способов боевого применения авиации, в частности тактики ведения воздушного боя.
     Под Сталинградом были разгромлены лучшие летные части фашистской Германии.
После Сталинграда стратегическая инициатива прочно перешла в руки советского Верховного Главнокомандования. Наши войска перешли в генеральное наступление, которое фактически продолжалось до конца войны.


Рецензии
Спасибо за эту статью. Сколько труда было вложено в те годы. Есть понятие, что война самая тяжёлая работа. Дай Бог всем нам мира.

Светлана Тахтарова   02.02.2024 15:25     Заявить о нарушении
Мир достается огромным трудом. Надо чтобы молодое поколение понимало это и помнила своих героев, историю своей страны.
С благодарностью за внимание.

Лариса Алексеева   02.02.2024 17:43   Заявить о нарушении