В погоне за адреналином - Водопад Учар. Часть - 1

                Кату-Ярык! Сколько же я слышал об этом перевале рассказов, всякого рода историй, а сколько страшилок и предостережений: мол, опасный спуск в одну колею, крутой подъем по каменистому серпантину, автомобиль может не потянуть, движок – закипеть и многое-многое другое. Нет, конечно же, я бывал в этих местах, но так как мой тогда еще автомобиль абсолютно не был предназначен для путешествий по экстремальному маршруту, то прогуляться по перевалу я так и не рискнул. Не то чтобы меня сильно беспокоила неизвестность при спуске, скорее наоборот, волновало само возвращение обратно, ведь на переднем приводе автомобиля Hyundai Solaris осуществить данный подъем, при этом не лишившись бампера, было практически невозможно, а платить деньги за буксир я считал глупым и нецелесообразным делом. Потому-то мы всегда останавливались наверху, любуясь красотами данной местности, с замиранием в сердце поглядывая вниз на маленькие силуэты автомобилей, проезжающих по долине реки Чулышман. И я всё больше и больше убеждал себя в том, что настала пора сменить свой «белоснежный кораблик» на более серьезного «железного коня», и через некоторое время, когда я полностью разочаровался в пластмассовых иномарках, мое желание всё-таки сбылось. Теперь я могу не только съездить на рыбалку к малодоступным водоемам, но и полностью наслаждаться красотами отдаленных уголков Горного Алтая. Так, этим летом наша группа в составе четырех человек на двух внедорожниках «Нива» осуществила спуск по серпантину перевала Кату-Ярык.
                Погода, как всегда, когда мы собираемся в какую-то поездку, сопутствовала удаче – стояли солнечные, жаркие летние дни.
                Из дома мы выдвинулись ближе к обеду и всё время ехали практически без остановки, потому как осматривать давно уже примелькавшиеся нам достопримечательности было абсолютно не интересно, и, проехав расстояние в 400 км, оказались на перевале только под вечер. Причем сам Кату-Ярык для нас был не основной целью, а скорее небольшим препятствием, целью же была долина реки Чулышман, где на одной из баз нас ожидали дочь моей жены Татьяны Наталья со своим мужем Виталием и наши две очаровательные внучки – Люба и Катя. Они всей семьей еще вчера спустились в Чулышманскую долину, заранее забронировав места на одной из туристических баз.
                В каждом нашем экипаже ехало по два человека. Моим «штурманом» была Ирина Михайловна, пенсионерка, в прошлом медицинский работник. Она и ее муж Анатолий Васильевич – друзья нашей семьи. Он в этот раз с нами ехать отказался и, ссылаясь на якобы неважное здоровье, предпочел остаться дома в компании с бутылочкой коньяка. Во втором экипаже ехала моя Танюшка со своим сыном Александром – нашим Шуриком, как мы привыкли его ласково называть. Дорога была не скучной, во всяком случае в моем автомобиле, так как Ирина Михайловна всё время рассказывала разные истории о своих приключениях с Анатолием Васильевичем, практически не замолкая. «Ох, как же я понимаю старого полковника! – пронеслось у меня в голове. – Это ж сколько нужно иметь выдержки, целыми днями выслушивая свою неугомонную жену…»
                Подъехав к перевалу и немного отдохнув, мы выпили по чашечке кофе, и я, предварительно включив обогрев салона для лучшего охлаждения двигателя, с раскрытыми настежь окнами, на второй пониженной передаче приступил к спуску вслед за Александром. Во время спуска, периодически заезжая в «карманы», чтобы пропустить встречный транспорт, идущий на подъем, я окидывал взглядом окружающую местность. И первое, что я тогда для себя отметил, – полное разочарование. Виляя по серпантину вдоль пропасти, я так и не получил свою порцию адреналина, а всё то, что мне когда-то рассказывали бывалые люди про этот спуск, оказалось полной ерундой. Так что, в отличие от маршрута на Акташский ретранслятор с восхождением на гору Лысуха высотою 3000 метров, спуск по перевалу Кату-Ярык, на мой взгляд, оказался легкой прогулкой. Тогда, при спуске с ретранслятора по узкой колее, нас чуть было не опрокинул в пропасть УАЗ «Патриот», идущий на подъем, он даже не попытался прижаться к скале, так и шел, как танк, напролом. Нас было пятеро в машине, включая маленькую Любашу, мы прошли в нескольких дюймах от пропасти, и только чистая случайность тогда спасла наши жизни.
                Автомобиль Александра притормозил и прижался вплотную к скале, я последовал за ним. Из-за поворота вышел грузовик, медленно взбираясь по каменистому грунту; за ним показались трактор «Беларус», тянущий на буксире белую иномарку, и еще несколько легковых автомобилей; до конца спуска оставалось совсем немного. Перевал прошли без особых трудностей, затем нас ожидало еще 30 километров пути по пыльной гребенке, а через полчаса мы были уже на месте.
                – Баба, деда!!! – раздалось впереди, когда мы въехали на территорию базы.
                Мы вышли из машин. Навстречу нам бежали наши мелкие.
                – Ну, как вы тут, «гномы», соскучились? – поочередно обняв каждую внучку, спросил я, при этом младшая, Катюша, вцепилась ручонками в мою ногу и не хотела отпускать. Таня подхватила ее на руки, и мы дружно зашагали к их пристанищу.
                – Деда, а у нас отдельный домик, там печка есть и туалет, представляешь, здорово, правда? – протараторила Любаша, наша старшая внучка. – А вы с нами будете жить?
                – Нет, солнышко, но мы будем рядом. Сначала в палатке поживем, а там видно будет, – ответил я, и Люба помчалась вперед, оповещая своих родителей о нашем приезде.
                База отдыха, куда мы прибыли, находилась на берегу реки Чулышман – ровное каменистое место, покрытое мхом и выгоревшей от солнца мелкой травой. В два ряда стояли небольшие деревянные домики и две беседки для отдыха и приема пищи. На въезде находился дом самих хозяев, возле него стояла машина скорой помощи. Я скинул с себя кроссовки и босиком зашагал по земле. Это были непередаваемые ощущения: мягкая теплая почва под ногами полностью снимала напряжение после длительной поездки.
                Из домика вышла Наталья, следом за ней показался и Виталий, периодически поправляя свои очки.
                – Здравствуйте! Ну и как вам, Сергей Геннадьевич, Кату-Ярык? Страшно было? – Наталья ехидно улыбнулась.
                – Нашла чем пугать, бывало и похуже. А Кату-Ярык меня не впечатлил, как и сама долина. Мрачно как-то, предпочитаю просторы, так, чтобы всё было видно свысока! А ты как считаешь, Танюш?
                – Я вообще степной человек, не знаю пока, посмотрим. Давай уже палатку ставить, поздно, устали все, – ответила Таня.
                Затем она взяла Катюшу за руку, и они пошагали изучать новые «владения». Мы же с Шуриком, подогнав поближе свои «боевые колесницы», установили палатку и развели костер. Ирина Михайловна приготовила ужин; затем, набив свои изголодавшиеся желудки, мы наконец-то завалились спать.
                Утром, как всегда, я проснулся рано, все еще спали. Не могу летом подолгу валяться: наступает четыре утра – и мне уже не спится. Аккуратно выбравшись из палатки, стараясь никого не разбудить, я сварил себе кофе так, как обычно это делаю в походных условиях. Затем, ополоснувшись холодной водой, присел на берегу Чулышмана и, наслаждаясь чистейшим воздухом долины, под убаюкивающий шум воды погрузился в размышления. Сколько так просидел, не знаю, и очнулся лишь от оклика Ирины Михайловны:
                – Доброе утро, Сереж! Сидишь, скучаешь? Что так рано? Ты вообще спать-то ложился?
                – Ага, и вам доброе утро, вот сижу, медитирую. Ну, раз вы уже проснулись, пойду костер разводить.
                – Давай, а я сейчас умоюсь и приготовлю завтрак. Если не трудно, завари мне чаю.
                – Хорошо.
                Через пару часов все уже были на ногах. Позавтракав и сидя у догорающего костра, мы обсуждали планы на предстоящий день. Внучки бегали по поляне, увлеченные своими детскими забавами. Шурик о чём-то спорил со своей сестрой и ее мужем, меня же угнетала окружающая обстановка: сзади гора, спереди гора, узкая долина в виде большого ущелья – скукотища. В реке из нормальных рыб только хариус и таймень, но в такое пекло ловиться они не будут, да и снасти для горных рек я с собой не захватил, потому что в этот отпуск планировал штурмовать тайгу. Два года готовился: собирал нужное снаряжение; сидя за картой, внимательно изучал рельеф местности, при помощи курвиметра, линейки и калькулятора просчитывая маршрут; фиксировал в блокноте всевозможные варианты как передвижения, так и срочной эвакуации на случай форс-мажора. Также был произведен тщательный расчет топлива с учетом разного рода ситуаций на каждый экипаж. И всё насмарку. Половина членов экспедиции в последний момент отказались ехать, ссылаясь на непредвиденные обстоятельства, а тащиться в глухую непролазную тайгу лишь с двумя парами мужских рук – это большой и неоправданный риск. Вот так мы и оказались в этой долине: отпуск-то не резиновый, хоть какое-то путешествие... Надеюсь, на будущий год всё-таки сумею собрать надежные экипажи, хотя бы из трех хорошо оборудованных внедорожников, и осуществить поездку по данному маршруту…
                Мои переживания об отпуске прервал голос Натальи:
                – У нас с Виталием есть предложение, Шурик уже поддержал: можно сходить на «Каменные грибы», мы вчера там были, место интересное. Второй вариант – водопад Учар. Заплатим за переправу на другой берег, а там пешком девять километров в одну сторону. Что скажете?
                – 18 километров по солнцепеку? Да вы с ума сошли, Наташ, – пытаясь предостеречь ее от опасности, возмутился я, покрутив пальцем у виска. – Это тебе не увеселительная прогулка по парку, днем температура дойдет до плюс сорока градусов, что в горах ощущается как все пятьдесят. Ирина Михайловна пожилой человек, не выдержит, да и Танюшку в такое пекло я не отпущу. Иначе придется тащить обеих обратно на себе, а самому уже за 50…
                – Ой, нет, куда мне! – прервала меня Ирина Михайловна. – Я лучше здесь побуду.
                – Да и правда, мы с ребятишками останемся на базе, а вы идите,
– сказала Таня дочери и поглядела на меня. – Сереж, сходи с ними. Будет тяжело – вернешься. Всё хоть какое-то разнообразие.
                – Вы это серьезно? Реально готовы идти по горам и ущельям восемнадцать километров?
                – А чего такого? – вставил реплику Шурик. – Зато на водопад посмотрим. Зря, что ли, тащились в такую даль? Решайтесь, Сергей Геннадьевич, вы же хотели адреналина, вот вам и приключение, хоть молодость вспомните…
                – Это горы, Саш, и, судя по карте, предстоит проделать весь путь по открытой местности. В горах днем температура выше, камни нагреваются так, как камелек в парилке. Ты понимаешь, чем это может обернуться для каждого? Если и рисковать, то рисковать нужно с головой…
                – Короче, мы решили, мы пойдем. Если не хотите – оставайтесь, – Александр махнул рукой и зашагал к своему автомобилю. Было видно, как он начинает психовать, хоть и пытается при этом не подавать виду.
                Легкая ухмылка скользнула по моим губам:
                – Ну, хорошо, раз вы так решительно настроены, с вами пойду. Хоть и староват для таких выкрутасов, но одних в горы под палящее солнце я вас не отпущу, да и опыта у меня побольше будет.
                И, медленно выдохнув и покачивая головой (мол, когда же вы ума-разума-то наберетесь?), уверенным тоном я добавил:
                – Лишнего не брать, идем налегке, главное – чтоб вода была. Думаю, по две бутылке на брата должно хватить, если экономить, к тому же там по-любому есть водоемы.
                Молодежь переглянулась и, бросив в мою сторону удовлетворенные взгляды, пошла собираться в дорогу. Я же достал из машины камуфляжный костюм, надел кроссовки, надежно зафиксировав стопу, бросил в рюкзак пару бутылок с водой, бинокль и некоторые медикаменты. Затем, захватив с собой по хлопковому платку, мы отправились к переправе, где оплатили места в лодке, и нас тут же переправили на другой берег Чулышмана, а дальше предстояло идти пешком.
                До первого подъема нужно было преодолеть километра два – место открытое, практически без единого кустика, с разбросанными большими камнями по всей территории. Тут сливались две реки – Чулышман и Чульча, на которой и располагался водопад Учар. Впереди шел Александр, за ним Наталья и Виталий, я же замыкал колонну. Я прекрасно понимал, что в моем возрасте такой поход может обернуться трагично. Когда у меня такие марш-броски были в последний раз, уже и не припомню, лет двадцать, а может, двадцать пять назад. Но чем сидеть с женщинами и переживать за ребят, уж лучше быть рядом с ними – как говорится, «в одном окопе», потому как очень хорошо знаю, что такое горы.
                Когда мы подошли к ущелью, у подножия горы нам встретился контрольно-пропускной пункт, рядом висела табличка «Алтайский заповедник». Два молодых парня проводили инструктаж, фиксируя количество туристов на маршруте. «Хорошая у них работенка, – подумал я. – На природе, в палатке возле реки и работа, и рыбалка, и отдых одновременно». Перед ними на тропе извивалась маленькая змея с отрубленной головой.
                – Это щитомордник, – обратился к нам один из парней, указывая на змею. – Аккуратней тут, она очень ядовитая, чуть в палатку к нам не заползла, так что глядите в оба.
                «Юмористы», – мысленно усмехнулся я. Змеи, как и животные, просто так ни на кого не нападают. Им тоже жить хочется, поэтому, не желая быть раздавленными очередным туристом, они просто стараются уползти. А вот Танюшка при виде этой змейки дальше бы уже никуда не пошла, я ее знаю. Может, на то и рассчитано представление: меньше слабонервных на маршруте, меньше несчастных случаев.
                Перед началом восхождения мы решили спуститься к речке, чтобы умыться. Солнце палило беспощадно. Я прилег на камень и окунул голову в бурлящую ледяную воду. Прилив сил пробежался по всему организму. Затем, вытащив из кармана платок и намочив его в холодной воде, я повязал его вокруг шеи.
                Как я и предполагал, прогулка оказалась не из легких, и до ближайшего водоема пришлось топать еще полтора километра по крутому каменистому склону, поднимаясь всё выше и выше над бурлящим потоком реки Чульча.
                Запасы воды потихоньку заканчивались, остатки же ее практически закипали в рюкзаках. Стараясь не выпускать друг друга из виду, мокрые от пота, мы шли по узкой тропе, иногда цепляясь за кустарник, дабы не оступиться и не сорваться в пропасть. Иногда я замечал на себе косые взгляды ребят и ехидные ухмылки на их лицах – они как бы демонстрировали свое превосходство перед изношенным организмом пятидесятилетнего «старика». Но, стараясь не обращать на это никакого внимания, лишь слегка загадочно улыбнувшись, я продолжал свой путь, не отставая от молодежи.
                Вскоре нам встретилась одинокая сосна с развесистыми лапами, затем мы увидели каскад водопадов реки Артышту и спустя некоторое время вышли к переправе. Ребята скинули одежду и залезли в воду за большим камнем, который отсекал стремительный поток реки, образовывая более спокойную заводь. Я же купаться не стал, а только охладил натруженные от похода ноги и развалился под нависшими кронами берез на большом валуне, вслушиваясь в убаюкивающий шум воды. Было пройдено уже около четырех километров.
                Переправа на другой берег представляла собой подвесной мост на тросах, со страховочной веревкой, прокинутой над потоком бушующей воды. Продолжая свой нелегкий путь, мы с ребятами старались не разговаривать, экономя и без того уходящие силы. Лишь иногда совершали кратковременные остановки, чтобы утолить жажду и перевести дух. В это время ребята доставали свои телефоны и снимали окружающий нас пейзаж – это были воистину великолепные места, сотворенные самой матушкой природой.
                На нашем пути стали появляться изможденные туристы, идущие навстречу, кто-то из них через силу старался улыбнуться и ответить на приветствие, некоторые же шли молча, с угрюмой гримасой на лице. Солнце не унималось, на небе не было ни единой тучки, ни одного облачка. Когда я в очередной раз проходил по тропе почти над пропастью, у меня защемило в области груди, в глазах стало темнеть, и, опустившись на камень, я снял рюкзак.
                – Вам плохо, Сергей Геннадьевич?! – обеспокоенно воскликнула Наталья.
                – Всё нормально, вы идите, немного отдышусь и догоню, – я достал из рюкзака бутылку с водой и уже с издевкой добавил: – Сейчас откроется второе дыхание, так что догонять уже придется вам. Держитесь вместе, а мне нужно нагнать Шурика. Встретимся у ручья.
                Александр давно уже скрылся из виду, что меня и беспокоило. Он частенько жаловался на головные боли, а в такой солнцепек могло случиться всё что угодно. На следующий день мы узнали, что после нас на этом маршруте один мужчина потерял сознание, и пришлось вызывать вертолет для срочной эвакуации. Сделав пару глотков теплой воды и обернув шею мокрым платком, я поднялся и быстро зашагал по узкой тропе. У меня действительно открылось второе дыхание, потому как, обогнав Наталью и Виталика, я спустя некоторое время уже был далеко впереди. Шурика нагнал быстро, он стоял в тени кустарника, ожидая нас.
                – Вы где там потерялись? – буркнул он.
                – А ты куда так рванул? Силы-то побереги.
                Мы дождались остальных, затем все немного отдохнули и продолжили путь, а через некоторое время нам открылся вид на водопад Учар во всем его великолепии. К этому моменту была пройдена только половина пути. Спустя пять минут ходьбы тропа круто повернула влево и оборвалась – вот оно, еще одно препятствие.
                Мы стояли над пропастью, внизу под собой я увидел вбитый в скалу крюк с привязанной к нему стропой, еще ниже были вбитые в скалистую стену металлические скобы. Via ferrata – так в альпинизме принято называть подобные тропы. Держась руками за стропу и осторожно переступая по скобам, как по ступенькам, мы спустились вниз, в каменный мешок. Сверху стремительным потоком, ударяясь о камни, обрушивалась лавина ледяной воды, а рядом, в тени под крутым скальным выступом, сидела молодая пара, переводя дыхание от длительного путешествия. Далее через бурлящий ручей по отвесной стене также была проложена тропа из металлических скоб со страховочной веревкой, зафиксированной в скале мощными металлическими крючьями. На другом конце каменного мешка по тропе спускалась группа туристов, возвращающихся обратно с водопада, осторожно подходя к via ferrata. Впереди шла молодая женщина с пустыми безумными глазами, изнеможенная от жары и длительного перехода. Переступая со скобы на скобу, покачиваясь из стороны в сторону, она практически не держалась за веревку.
                – Она же сейчас сорвется! – воскликнул я и рванул к отвесной стене в надежде успеть подхватить женщину. Она же, не обращая абсолютно никакого внимания и не говоря ни слова, проскользнув мимо меня и не задерживаясь у водоема, словно зомбированная, на автомате, поднялась по скобам и скрылась из виду.
                – Вот сумасшедшая, совсем от жары рассудок потеряла! Хотя и мужества ей тоже не занимать, молодчина.
                Ребята также держались молодцом – молодые, энергичные. Каждому было плохо от такого перехода по солнцепеку, но виду никто так и не подал, я даже немного позавидовал их молодости. А ведь когда-то и сам вот так, как они, при полном снаряжении уходил в турпоходы, и чего только не было тогда на моем пути… «Ну, ничего, ничего, – подумал я, – я хоть и стар, но мордой в грязь положить себя не позволю, вы еще под стол пешком ходили, когда я штурмовал горы в поисках приключений на свою пятую точку». С еле заметной ухмылкой, перебросив рюкзак за спину и ухватившись рукой за стропу, я аккуратными, но быстрыми движениями перебрался по отвесной скале на другую сторону, ребята последовали за мной. Из ущелья с маленьким водопадом тропа поднималась вверх по каменным ступеням, которые создала сама природа, и вновь мы оказались над пропастью, внизу которой громыхала река Чульча.
                Весь дальнейший путь был относительно безопасен, и прошли мы его практически без особых усилий, лишь местами приходилось преодолевать тропу по крутому каменистому склону, и, миновав еще несколько водоемов, мы наконец-то достигли цели. Перед нами красовался водопад Учар, шумным потоком перекатываясь по гигантским камням; от его воды веяло прохладой. Расположившись на огромных черных валунах, сняв с себя всю амуницию, мы предавались блаженству холодной воды – это было что-то. Проделав девять километров по солнцепеку, мы просто хотели отдохнуть под убаюкивающий грохот водопада – самого большого водопада на Алтае из всех, которые я когда-либо видел. Местом, откуда мы любовались красотами, был небольшой островок с большими валунами и соснами, на который можно попасть, перейдя по поваленному дереву. По всему острову и возле него было множество таких же туристов, как и мы: кто-то сидел, кто-то лежал, кто-то бродил с фотоаппаратом, встречались и влюбленные парочки. Временами над головой раздавался шум винтов туристического вертолета, он подлетал к противоположной скале, затем зависал над самим водопадом и, делая небольшую петлю, исчезал за кронами деревьев. Я с сочувствием глядел на вертолет, понимая, как много потеряли эти люди, сидевшие в душной кабине летательного аппарата, – ведь они никогда не смогут насладиться всеми прелестями пешего маршрута. И даже я, бывалый в разных ситуациях путешественник, на этот раз так и не получивший свою порцию адреналина, благодаря данному походу всё-таки сумел дать хорошую встряску своему организму.
                Досыта насладившись красотами этих мест и немного ополоснувшись в заводях реки Чульча, подкрепившись и пополнив запасы воды, мы двинулись в обратный путь. На этот раз мне пришлось накинуть на себя камуфляжную куртку, так как я почувствовал, что тело начинает гореть от солнечных ожогов, и весь оставшийся путь шел, обливаясь потом. На первом крутом подъеме ноги стало заклинивать, мышцы были напряжены, что вызывало сильную боль в суставах. А впереди было еще девять километров по той же тропе под палящим солнцем…
                Я невольно вспомнил встретившихся нам людей, когда мы шли на Учар, их изнуренные от жары лица. Как же я теперь понимал их состояние! Точно так же, как и им, мне абсолютно не хотелось разговаривать, я просто шел по уже знакомому маршруту, не обращая никакого внимания на пропасти и преграды, которые подстерегали на каждом шагу. Я как бы машинально преодолевал маршрут и выглядел точно так же, как та женщина с пустыми глазами, скользящая по отвесной тропе via ferrata.
                Много кто на этом маршруте сдавался из-за боязни высоты и возвращался обратно, не дойдя до цели; некоторые теряли сознание от тяжелого перехода, кому-то становилось плохо с сердцем, а кто-то уже никогда не вернется из этого похода из-за своей глупости и невнимательности. Потому как всё зависит не только от самого человека, его здоровья и выносливости, но и от его физической и психологической подготовки, а также немалую роль играет и сама экипировка.
                Когда мы миновали реку Артышту, примерно через километр Александру стало плохо. «Началось…» – с тревогой подумал я.
                – Саш, ты как?
                – Голова...
                – Отдай мне рюкзак.
                – Я сам…
                – Снимай, я сказал! – и, забрав у него рюкзак, я повесил его себе на грудь. – Идти сможешь?
                – А есть варианты? – вопросом на вопрос ответил Саша и зашагал вперед.
                «Только бы дошел», – простучало у меня в голове, и, перебирая всевозможные варианты на случай экстремальной ситуации, я старался не выпускать его из виду, держась как можно ближе. Воду я больше не пил, так как Саше она была нужнее, и когда мы вышли к долине, ее оставалось всего на два глотка, а Александру становилось всё хуже и хуже. Наталья с Виталиком ушли вперед, мы же с Шуриком плелись сзади, периодически останавливаясь, давая ему возможность немного отдышаться.
                Время близилось к вечеру, когда мы наконец достигли переправы. Оповестив катер о нашем возвращении, обгорелые и изнеможенные, мы припали к холодной воде. Александра тошнило, он стоял на четвереньках возле реки и усердно пытался привести себя в порядок. Затем прилег на берегу и обхватил голову руками. «На небе начали появляться тучки, значит, будет дождь. Лишь бы не ураган…» – подметил я и, еще раз охладив свои ноги, устало опустился на каменистый берег.
                «Да нет, Сергей Геннадьевич, ты еще не старый!» – прозвучало у меня в голове, и я, устало улыбнувшись, закрыл глаза.

(2023)

Ссылка на вторую часть рассказа "В погоне за адреналином" Капризы гор
http://proza.ru/2024/03/02/170


Рецензии
Опасное, но и интересное путешествие! На Алтае была несколько раз, поскольку там родился мой папа. Но я была в тех местах, где течёт река Ануй. А Вам, Сергей Геннадьевич, спасибо за интересную публикацию!

Марина Репина 2   13.03.2024 05:36     Заявить о нарушении
Бывал я, на Ануе. Солонешное, Денисова пещера… - красивые места! Да где только меня не таскало - весь Алтай исколесил, сам же в Красногорье живу. У нас самая теплая речка на Алтае - река Иша, вода как парное молоко, особенно в верховье.

Сергей Головков   13.03.2024 06:37   Заявить о нарушении
Вот именно в Солонешное мы всей семьёй и ездили, когда там жила наша бабушка. А сейчас она, как и мы, живёт в Новосибирске.

Марина Репина 2   13.03.2024 07:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.