Пушкин Эстезис сущего из запредельного

(первое пособие по эстезису бытия и жития из загробного мира)

В литературе есть прием - отправить героя в путешествие в загробный (запредельный)  мир  для эстезиса (sensation) - более проникновенного восприятия реального мира.
Автор отправляет героя в потусторонний мир за эстетическим (чувственным)  чистым созерцанием бытия  оттуда, за  актом мгновенного озарения и восприятия сущего, душевного и духовного  сопереживания ясности порядка или формы существования (совершенства, завершенности, целостности, полноты, простоты, или красоты).
 
Эстезис – способ  расколдовывания домогильного  мира и нового  его заколдовывания  прочувствованным пониманием жития и сущего (бытия)  из иного мира когда рациональная рефлексия замещается эмоциональной реакцией – «этикой эстетики».

Герой уходит туда, где лучше видится и осознается красота этого бренного мира, его истинные проблемы и их решения  без решений
Красота — как предельное выражение и представление эстезиса — не случайность моментальной гармонии, а внимающее предстояние миру. Эстезис — сфера междумирия, где встречаются события и смыслы (см. 6)

Эстезис соединяет физическое событие бытия и его метафизическое поименование (см. 5)

***
Иногда этим пользовался Пушкин : его герои, если и не вещали из мира именно загробного, но из запредельного пытались:
-  Герман Германн в Пиковой Даме
- пространство вечности в Метели
- целая серия снов героев и героинь
- Бесы
- Каменный гость
- Родриг

***
 Литературные герои  в загробном мире:

Одиссея  Гомер

Вергилий  «Георгики»

Овидий  «Метаморфозы»

Божественная комедия Данте Алигьери

Империя ангелов Бернар Вербер

Куда приводят мечты Ричард Матесон

"Чёрное пальто" Людмилы Петрушевской (1995)

Открытки с того света Франко Арминио

Танатонавты Бернар Вербер

Семь дней творения Марк Леви

"Милые кости" Элис Сиболд

Человек не может умереть. — Артур Форд

Соглядатай — Владимир Набоков

Путешествия вне тела — Роберт Монро

"Невеста призрака" Янгцзе Чу

Труды Ивана Котляревского

"Теркин на том свете".А. Твардовский

«Любовь и смерть» О. И. Сенковского

Клара Милич И. С. Тургенева

Вино мертвецов  Ромен Гари


Прим.
1. Эстезис (aisthesis) — греческий термин для обозначения чувственного восприятия, эпистемологическая трактовка его значения у различных философов была диаметрально противоположной.
В то время как элеаты, пифагорейцы (а затем и Платон) считали, что чувственное восприятие (aisthesis) предельно искажает наше знание о бытии, атомисты и Эмпедокл утверждали, что только лишь благодаря чувственному опыту мы имеем достоверное знание о мире (природе).
Аристотель представлял, что чувственный опыт (являющийся фундаментальным качеством всех живых организмов) и теоретическое знание – взаимодополнительные составляющие единого процесса познания.
Эстезис – это чувственное восприятие вещей, посредством чего можно затем придти к осознанию внешнего мира. В результате формируется «чувственный образ мира» в отличие от рационально организованной «научной картины мира». Хотя практически у каждого человека «картина мира» имеет и «эстезическую» и теоретическую компоненты.
В латинской схоластике эквивалентом эстезису было понятие sensation.
#словарьинтеллигента     #СловоДня

2. Гносеологическая трактовка эстезиса обозначена философией как специфическое чувственное знание (А. Баумгартен). Платон в «Государстве» описывает такой способ познания чистого бытия, который дается только философам:
идея Блага (образ абсолютного бытия) может быть дана человеку в мгновенном озарении. Это – созерцание как акт узнавания, дающее своеобразное ощущение субъекту, что
знание уже есть, хотя знание в форме понятия еще отсутствует. Формой подобного знания является сопереживание ясности порядка или формы существования (совершенства, завершенности, целостности, полноты, простоты, или красоты). В иерархии способностей души подобная способность прозрения стоит выше всех. Аристотель также обосновывает в «Метафизике» особую форму знания, называемую им «первой философией», предмет которой прямо дан только в непосредственном созерцании, когда своеобразным «духовным зрением» обнаруживается очевидность и ясность сущего. Без этого непосредственного (эстетического) постижения невозможно решение дальнейшей иссле-
довательской аналитической задачи познания сущего как такового.
(см. Краснояроа Н. Судьба эстезиса в философии от античности до постмодернизма – 2015)

3. По Маффес\соли  эстезис это   расколдовывание мира и новое заколдовывание когда рациональная рефлексия замещается эмоциональной реакцией – этикой эстеики
(см. Maffesoli M. La socialidad en la postmodemidad. // Pergola. -Madrid. 1989. -- No 8)

4. Понятие «эстезис» сравнительно недавно обрело категориальный статус. Оно рассматривалось Э. Гуссерлем как деятельность, предметом которой выступают «эстемы», т.е. чувственные данные. Его многогранную трактовку дал П.В. Соболев, для которого это была не только основная категория лекционного курса по эстетике, но и доминанта его педагогической деятельности. П.В. Соболев рассматривал эстезис как «психический комплекс обеспечивающий восприятие, познание и оценивание действительности». Эстезис включает в себя чувственное многоканальное восприятие явлений мира, их проекцию «на экран психики», непосредственно-классифицирующее отношение в акте восприятия, интуитивное познание и оценивание, переживание и эффект «психической волны», восходящей от уровня эмоциональных реакций к уровню ответа чувств 1. Тем самым утверждается невозможность существования несинтезированных чувственных данных, то есть того, что не имело бы отношения к самому сознанию. Воплощением этого синтеза и оказывается эстезис.
(см.Щедрина Г.К. Эстезис. Творчество. Образование // Серия “Symposium”, Диалог в образовании. , Выпуск 22 / Сборник материалов конференции Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2002, Соболев П.В. Программа курса «Основы эстетики» // Эстетика, культура, образование. СПб, 1997 )

5 «…революционный шаг Канта в его самом основном открытии, которое он сделал, пользуясь трансцендентальной методикой или трансцендентальным аппаратом, было открытие эстезиса, т.е. конечности, физической конечности человека на уровне познавательных процессов, где действует физическое ограничение данности пространства и времени или пространственности и временности в реализации любых возможных суждений о мире. Любые суждения о мире, в том числе о ненаблюдаемых человеком явлениях, в т.ч. явлениях, которые превосходят размерность человеческого психического аппарата, должны быть каким-то конечным числом шагов быть разрешаемы на моделях, построенных в эстезисе. Тогда мы мир, относительно которого наши понятия разрешимы на эстезисных моделях, можем понимать» / Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994. С. 52; «Мы эстезисно включены в этот мир и тогда то, что мы теоретически о нем выдумываем, можем понимать и разрешать на этих включениях. На эстезисе.» / Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеал рациональности // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996. С. 240.

6. Грякалов А.А. Эрос/эстезис и мета-физика письма - 1998
// Альманах «Метафизические исследования», Метафизические исследования: Культура II. , Выпуск 5 Санкт-Петербург : Издательство «Алетейя», 1998. C.9.

***

Зырянова Т.В назвала Пушкина медиумом архаики трагического … в кн.. Сквозь магический кристалл - 1999

Интересно девки пляшут ...  Но об этом и таком Пушкине - в иной раз 


Рецензии