За премией
Есть такой весёлый советский фильм «За спичками», где один пустой спичечный коробок повлёк за собой цепь невероятных и забавных событий.
А наша весёлая история будет называться «ЗА ПРЕМИЕЙ», в которой две авантюристки решили отправиться в город Архангельск на старенькой «Ладе Калине».
Все персонажи реальные, совпадения не случайны.
Часть 1
Итак, рано утром 22 июня 2022 года Нина и Ася покинули родной тихий Починок и трёх кошек. Путь лежал до Буя.
Костромскими районными дорогами ехать легко и задумчиво: машин почти нет, асфальт подлатан и местами напоминает лоскутное одеяло, только не цветное, а со всеми оттенками серого. Досадно, конечно, когда разогнавшись до 80-90, а то и до 100 километров час, вдруг влетаешь в яму или широкую трещину. Всякий раз вместе со старенькой своей «Калиной» я внутренне сжимаюсь, ожидая удара. Хорошо, если успеваю оттормозиться, а то можно и колесо оставить, недалеко уехав…
В Буйском районе дорога привычно «убитая». Надо заметить, что повсеместно идут ремонтные работы. Заранее скажу, что на обратном пути пара «убитых» участков уже оказалась закатана в новенький асфальт.
Сто пятьдесят километров позади. Первая наша остановка на любимом Буйском вокзале. Когда бы мы ни бывали в этом небольшом, но очень милом, добром городке, обязательно идём или едем сюда – в привокзальный буфет. Здесь всегда невероятно вкусный чай! В чём секрет? Посмотришь на марку обычного чайного пакетика, опущенного буфетчицей в прозрачный пластиковый стаканчик, а там какая-нибудь «Принцесса Канди» или «Нури». А пьёшь – не напьёшься! Один, второй, а то и третий. Народу на этом вокзале всегда мало, только если подошла электричка или вот-вот отправится, тогда в зале ожидания сидят тихие, смирные люди. Здесь всегда очень чисто. А бывший когда-то нарицательным выражением вокзальный туалет – настоящее сказочное место, с цветами, картинками на стенах, где играет радио, где приветливая чистоплотная техничка стеснительно уходит от похвал и отказывается фотографироваться.
От Буя мы едем до Вологды – это ещё около двухсот километров. Между Буем и Любимом – это уже Ярославская область, есть совсем плохие участки, в общей сложности километров девять, но ими тоже занимаются. Если бы не эти «убитые» буйские и кой-какие любимские километры, дорога занимала бы на час-полтора меньше. Где-то в любимском районе мы тормознули по нужде, размяли затёкшие конечности, огляделись и увидели название деревни – Михаил Архангел. Я прочла это как благословение в дальнюю дорогу. До Архангельска мы точно доедем! Прям от сердца отлегло.
После Любима трасса нормальная, а от отворотки на Пречистое и до Вологды – замечательная. И так до самого Архангельска. Только я этого пока не знаю…
Привыкшая ездить сельскими дорогами или в маленьких городках, большого города я боялась, но ехать надо, никуда не денешься. По ул.Конева, на ул.Мира, через мост на ул.Чернышевского. Вторая остановка в пути – Литературная резиденция «Домик дяди Гиляя», где можно не только попить чаю, но и вытянуть ноги и спину перед дальнейшей дорогой. Там вовсю шла подготовка Садика дяди Гиляя к приёму гостей. Десять энтузиастов подметали, красили, мыли преображённое пространство за Домиком. Не тратя слов и времени попусту, мы тут же договорились, что на обратном пути дадим в Садике концерт и презентуем книгу «Столетник с мёдом».
В 18.00 часов мы выдвинулись дальше. Очень неудачное время для выезда из Вологды по ул.Чернышевского. Два водительских «косяка» с моей стороны были возмущённо оббибиканы вологодскими автолюбителями. Хорошо, что без последствий)))
Путь наш лежал до Вельска, где была заказана гостиница. Видимо, уже подустав и понервничав на выезде, я долго не могла собраться и жёстко «накосячила» на Сокольской развилке прямо на глазах у... ГИБДДшников. Собственно, я на них и загляделась, пропустив перестроение с двух полос на одну. Пересекла сплошную.
«Что же вы, Анастасия Викторовна, нарушаете? Могли спровоцировать ДТП...» - строго заметил молодой инспектор. «Виновата... не заметила знаки...» «Придётся выписать вам предупредительный штраф, чтобы не отвлекались в следующий раз». И пока инспектор заполнял протокол, мы хорошо поговорили, даже посмеялись. Я объяснила, что первый раз еду самостоятельно так далеко. Мне пожелали счастливого пути и быть внимательной.
Встряска эта оказала исключительно положительный эффект: я проснулась, в прямом и переносном смысле. До Вельска мы доехали тихо-мирно.
Там нас ждал великолепный двухместный номер в мини-гостинице «Кают-компания». Уютно, очень-очень чисто, удобные кровати, диван, телевизор, холодильник, ванна и туалет прямо в номере. И все эти «двадцать четыре удовольствия» за 2300 руб. за двоих. Мы помылись, поужинали и рухнули.
Позади остались почти 600 км пути... Впереди ждали ещё 540. Поэтому пока – спать, спать, спать)))
Часть 2
В 10 часов утра 23 июня 2022 года Нина и Ася покинули уютную вельскую гостиницу и отправились дальше.
Дорога продолжала радовать: прекрасный асфальт на всём протяжении трассы М8, чистые, ухоженные обочины, движение спокойное, погода прекрасная! Штурман Нина то и дело развлекала водителя Асю, иногда сражая наповал своими познаниями и кругозором)))) То и дело беседы входили в философское или литературное русло – ну о чём ещё могут беседовать два писателя!
В пути было принято решение заехать в Холмогоры, чтобы, наконец, лично познакомиться с писателем Денисом Макуриным, с которым в контакте мы дружны уже несколько лет. Этот визит оставил глубокий след в нашем сердце, и это не просто пафосные слова... Денис и его дорогая мамочка – героические люди, без преувеличения. Дело в том, что десять лет назад Денис попал в аварию, после которой прикован к инвалидному креслу. Ухаживает за ним мама-пенсионерка. Всю жизнь Ольга Николаевна проработала в детском саду, а в год выхода на заслуженный отдых с её старшим сыном случилось такое несчастье. Мы сперва боялись задавать откровенные вопросы, но затем поняли, что эти люди приняли свою судьбу как должное. Конечно, были и отчаяние, и страх, и депрессия, но они выбрали жизнь: тяжелую, в ежедневной борьбе, в преодолении. Через два года после аварии, чтобы заполнить пустоту однообразных дней и выбраться из депрессии, Денис попробовал писать, и это ему не просто удалось, он вырос в замечательного, своеобразного автора! Первые его книги – это сказки, основанные на поморских преданиях, рассказы и повести для детей.
6 июня Дениса приняли в Союз писателей России. И это очень важное событие! Поздравляем!
Нас угостили чаем, мы обменялись книгами, сфотографировались. Мне предложили прилечь, чтобы дать отдых спине и ногам. И пока Нина разговаривала на кухне с Денисом, мы беседовали с его мамой в спальне. Ольга Николаевна показывала мне фотографии, рассказывала о внуках, о младшем сыне и среди прочего сказала, что в соседней комнате уже семнадцать лет лежит её парализованный папочка... И все эти годы она ходит ещё и за ним. А так, живут они хорошо, не дерутся, недавно сделали (конечно, сделала!!!) ремонт, сейчас собираются с Денисом в санаторий на юг, куда придётся ехать двое суток поездом, так как самолёты не летают, и это тяжелее для них, конечно же, чем перелёт...
Ком в горле даже сейчас, когда я пишу эти строки. А в тот момент хотелось упереться и перевернуть Землю, и мгновенно изменить, поправить жизнь вот этой конкретной семьи. Но как? Чем можно сразу же помочь? Разовая помощь ничего не решит. Нужно думать масштабнее... А если размышлять философски, как ни жёстко это звучит, Денис никогда бы не стал писателем, у него были совсем другие планы на жизнь... Неисповедимы пути...
Мы выехали из Холмогор и направились в Северодвинск, пока что минуя Архангельск. Мы выехали из Холмогор другими...
В Северодвинске нас ожидал номер в хостеле. Завтра мы выступаем в библиотеке «Книжная гавань», а пока – спать, спать, спать...
Часть 3
Утро 24 июня 2022 года. Мы проснулись в двухместном номере северодвинского хостела «Паркинг». Здесь обстановка попроще: удобства в коридоре, но всё очень чистое, общая кухня, где можно приготовить еду и тут же, под телевизор, поесть. Койкоместо стоит 750 руб. Видимо, этот хостел давно облюбован вахтовиками, приезжающими в Северодвинск работать на местных верфях, так как коридоры и кухня вечером были наполнены крепкими мужчинами разного возраста. Утром, часов в семь, эти мужчины дружно умылись, пожарили яичницы и ушли вкалывать. Мы не торопясь стали собираться.
Библиотека «Книжная гавань» в Северодвинске самая современная и продвинутая. Это сразу видно по модно и со вкусом оформленному просторному помещению, по оснащению библиотеки. Оставив здесь по пути книги для предстоящего выступления, мы отправились к морю на обычном рейсовом автобусе. Северяне, обрадовавшись жаре (по их меркам), вовсю загорали и купались. При этом ветер с моря дул такой, что я бы не рискнула даже снять рубашку. Этот народ не победить! Глядя на смелое разоблачение северодвинцев, можно на время забыть, что море-то Белое! Если бы ещё ходили лотошники с кукурузой и мороженым, тогда пляж точно сошёл бы за черноморский))) В общем, на юг ехать не обязательно!;
Северодвинск мы смогли осмотреть только в той части, где остановились и пока ехали на автобусе до моря. Не в обиду будь сказано горожанам – город показался нам бедным работягой: много барачного вида домов, некоторые откровенно аварийного вида. Растительность по-северному бедная, даже в парках деревья узкие, длинные, с короткими ветвями, словно жмутся, экономят на каждом листочке или иголочке. Совсем нет цветов – что тоже понятно: зеленхозу нужно по три-четыре месяца терпеливо выращивать из семечка рассаду, доводить её практически до цветения и только потом высаживать. А тут бабах – заморозок, и все труды и траты окажутся напрасны.
Зато Северодвинск оказался городом лохматых цветов – шпицев! Просто какая-то повальная мода на этих симпатичных, весёлых собачек! Рыжие, белые, кремовые, карликовые. На любой вкус и цвет! Тоже северная экономия? Ест такая зверюшка мало. А радости от неё – воз.
К шестнадцати часам мы вернулись в библиотеку, где замечательно пообщались с немногими слушателями (что понятно и простительно: заявились мы спонтанно и всего за три дня до приезда). Впрочем, не так важно количество как атмосфера: беседа вышла доверительной, искренней, заинтересованной. Книги покупали охотно. В дар библиотеке мы преподнесли и премированную «Для особого случая», и «Столетник с мёдом», и мамину «Калину горькую», и два тома Владимира Потехина. Библиотека ответно подарила нам по птичке-берегине и по книге о городе.
В шесть часов вечера «Книжная гавань» оперативно закрылась, а Нина и Ася, выпив на дорожку кофе в ближайшей кофейне, на стойкой и отважной «Калине» отправились к конечной цели: город Архангельск, гостиница «Двина».
И снова незнакомый город... Мост через Двину... Поток машин... Улицы... Светофоры... Пешеходы...
Мы кружили по улицам и переулкам, даром, что смотрели до этого карту города в телефоне. В реальности всё выглядит иначе. Решение «повернуть – не повернуть» нужно принимать мгновенно. Навигатор? Не знаю такого))) В общем, когда я всё же припарковала «Калину» у гостиницы, руки-ноги мои дрожали изрядно.
Номер на двенадцатом этаже. Вид на Северную Двину. Душ. Ужин. Белая ночь. Волнение перед завтрашним днём долго не давало уснуть. Но надо хорошо выглядеть, подготовиться, поэтому – спать, спать, спать...
Часть 4
И вот этот день наступил! 25 июня 2022 года, город Архангельск.
До парка, где проходят мероприятия ежегодного фестиваля Новой культуры «Белый июнь», пять минут пешком. Там же – здание театра драмы им. М.В.Ломоносова, где вечером состоится торжественное вручение премии.
На Севере – жара. В парке – музыка, столпотворение. К тому же ещё и День города!
Обхожу длинные крытые книжные ряды, не меньше тридцати издательств участвуют в ярмарке: среди них и московские – крупные, всем известные, и местные архангельские, и из других регионов. С радостью примечаю среди сотен и сотен книг знакомые имена и обложки: вот книга Дениса Макурина «Красота без пестроты», вот книга Марфы Соколич (псевдоним костромской писательницы Елены Соколовой, выросшей в Нее, с которой мы, вот только весной, познакомились) «Куда сбежал кролик?» Гордость берёт за своих!
Моей премиальной книги на прилавках нет и быть не может: осталось двенадцать экземпляров, и лежат они до поры до времени в тайной коробке, приехавшей вместе с нами. Впрочем, и других книг-лауреатов найти на ярмарке мне тоже не удалось. Как выяснилось позже, история похожая, например, роман Зинаиды Лонгортовой «Путь от Оби. Под крылом Матери Вороны» вышел тиражом 300 экз. (как и мой сборник) и даже у самой писательницы издания не осталось.
За час до церемонии писателей-лауреатов и организаторов премии собрали в губернаторском кабинете драмтеатра. Чай, кофе, прочее угощение. Все, кто был не знаком, познакомились, обменялись любезностями, высказали предложения по премии, пошутили, посмеялись.
И пошли в зал.
Как утверждает интернет, в главном зале Архангельского драмтеатра шестьсот сорок мест, значит, на церемонии точно присутствовало никак не меньше полутысячи человек.
На авансцене – макет деревянного дома с двором и колодчиком: декорация к спектаклю «Пряслины. Две зимы и три лета» по роману Фёдора Абрамова. Заместитель губернатора зачитал приветственный адрес и на сцену стали вызывать лауреатов. На заднике загоралась картинка-обложка премированной книги, члены экспертного совета говорили важные слова о литературе и тёплые о произведении, автор получал диплом, памятный знак, а дамы ещё и букет роскошных бордовых роз. Всего нас, победителей, было пятеро:
Максим Замшев, главред «Литературной газеты», получил премию в номинации «Современная проза» за роман «Концертмейстер»; Зинаида Лонгортова из Салехарда, которую я уже упоминала выше, (в той же номинации) за свой роман «Путь от Оби. Под крылом Матери Вороны». Затем вручили премию в номинации «Литературная критика» за книгу «Наследие Валентина Распутина в современной иркутской литературе» литературоведу из Иркутска Валентине Ивановой.
Следующей была я. Специальная премия «За сохранение и развитие традиционных идеалов и ценностей отечественной словесности». (После меня специальную премию «За вклад в изучение и пропаганду творчества Фёдора Абрамова» вручили Сергею Доморощенову за книгу «Великий счастливец»). А пока на сцену поднялся член экспертного совета Валерий Чубар и среди прочих добрых слов о моей книге заметил, что сборнику рассказов непросто тягаться с крупной романной формой. И это действительно так! Но иногда небольшой рассказ столь концентрированно преподносит судьбу героев, столько в нём скрыто между строк и оставлено за рамками, что хватило бы и на повесть, и на роман. Но, как я потом говорила на встрече с читателями, автор не ставил перед собой такой задачи.
Проработав двадцать лет на кинофестивале, где мы ежегодно вручали не менее десятка призов, я давным-давно подозревала, что пик удовольствия, наслаждения, самоуважения и просто бескрайней радости, лауреат испытывает в момент выхода на сцену. И не ошиблась. Эта минута, после того, как ведущий объявил твоё имя, и ты поднимаешься с места на чужих ногах, с сердцем, бьющимся в горле, и стараешься не торопиться, идти с достоинством, по пути ещё думая как бы не споткнуться… самая замечательная минута! А дальше, как резюмировала мудрая мама, начинается жизнь.
Волнение моё усиливалось день ото дня, час от часу по причине того, что ответное авторское слово, задуманное и заготовленное задолго до отъезда, должно было прозвучать в этом огромном уважаемом зале столь дерзновенно, как знала до этой минуты только я. И по пути до Архангельска я не раз внутренне отказывалась от своей затеи, тем более, когда увидела в программе церемонии концерт симфонического оркестра с участием солистки из Мариинского театра. Тягаться с ними я бы точно не стала. Но всё сложилось так, как должно было сложиться. И ещё только зайдя в зал и увидев на сцене макет дома, я поняла, что петь нужно, что это будет мой ответный подарок, в первую очередь, самому Фёдору Александровичу Абрамову.
Оставшись на сцене одна, на натянутых от запредельного внутреннего напряжения связках, я запела:
Колхозное поле, колхозный амбар,
И в клубе колхозном играет баян.
Скажи, председатель, кому мы нужны?
Живём мы как будто во время войны…
Я смотрела в тёмный зал, затихший и замерший, и нащупывала нити ответной энергии, которая родилась и потекла в мою сторону не сразу, словно доверие людей раскрылось не вдруг, словно они оберегают его глубоко и давно, и не всякому отдадут.
Колхозное поле быльём поросло,
В колхозном амбаре зерно проросло,
А в клубе скучает один баянист.
Кому, председатель, нужна эта жизнь?
Я слышала свои вокальные ошибки, понимала, что пою не совсем своим голосом, так и не сумев расслабить связки, но уже нельзя было остановиться и начать заново.
Россия берёзовый край и родники,
Останутся скоро в селе одни старики.
И пошла энергия из зала, потекла со всей его высоты и широты… Если бы этого не случилось, я бы иссякла у микрофона, но верила: случится! Не может не случиться!..
Зачем разорили деревни страны?
Такого не знали во время войны.
Давай, председатель, народ соберём
И с песней задорной работать пойдём!
Зал стал единым, общее дыхание, общее сердцебиение. Да, кто-то выбивался из этого единого ритма, но бОльшая часть стала принадлежать песне.
Посеем пшеницу, наполним амбар.
Зайдём к баянисту, чтоб он не скучал.
Давай, председатель, по-божески жить,
Россию, как мать и как сына любить!
Замелькали белые платочки, женщины потянули их к глазам.
Россия берёзовый край и родники,
Останутся скоро в селе одни старики.
Меня отпустило, спазм разжал перехваченное горло, и мягко, тихо я закончила:
Россия берёзовый край и родники,
Остались в деревне одни старики…
Овация. Да!... Состоялось!!!
Я пытаюсь говорить, мне не дают. Овация. А мне становится немного стыдно: могла бы спеть лучше, подпустила «курочку» в двух местах... Милые мои, вы плачете, от вас тепло хлещет – вот мои самые лучшие аплодисменты, мне бы до сердца вашего достать, дотянуться, отогреть его. И книга моя – местами жёсткая, непримиримая, с болью, в желании понять и простить написанная – она тоже для вас. И я хочу, чтобы закрыв последнюю страницу, вы долго думали о ней, возвращались к этим рассказам, не соглашались, волновались, вспоминали своё…
Значит, состоялось! Значит, не зря был весь мой творческий путь. Значит, не случайно вечером 25 июня 2022 года я стояла на сцене Архангельского драмтеатра и впервые принимала серьёзную литературную премию и впервые слушала, как аплодирует полутысячный зал.
А потом мы все – и лауреаты, и организаторы, и гости – плавали белой ночью по Северной Двине на колёсном пароходе «Н.В. Гоголь», выпивали, закусывали, общались, а я всё думала, что мне всегда не хватало и не хватает в жизни простора, шири. Вот именно такой: вода и небо, далёкая линия горизонта, отблески вечерней зари, запах реки, медлительные облака. Натура такая – природная, сибирская, писательская. Впитывай, принимай. Премия – это хорошо, но и спрос теперь будет повышен и ответственности больше. Думай, как дальше жить будешь!
Налейте-ка рюмочку! Можно, я сегодня вечерок отдохну)))
• Песня «Скажи, председатель…» написана Юрием Краснопёровым (10.05.1955 — 02.11.2020), стала особенно популярна после того, как прозвучала в передаче «Играй, гармонь!»
Часть 5
В два часа дня в Петровском парке, где проходили все мероприятия фестиваля «Белый июнь», мне была назначена встреча с читателями. Прибыли мы с мамой заранее, прикатив с собой на складной тележке ту самую заветную коробку, таившую в себе экземпляры моих книг и книг, которые мы представили во время беседы.
Павильон «Абрамов», белая надувная сфера, вмещала не так уж много желающих, к тому же в ней было довольно жарко, поэтому я припасла и носовичок, и веер, и волосы подвязала платочком, чтобы совсем не растаять от жары и волнения.
На встречу был отведён час. Безбожно мало для нас, говорливых, которым и два, и три часа держать публику по силам. Поэтому неслась я сломя голову по своей творческой судьбе, бесстыдно перевирая названия, смыслы, путаясь в цифрах и годах. Самое замечательное, что моя напористость не давала слушателям опомниться и пересчитать, например, что рассказ, зачатый в 2010 году и написавшийся в 2014-м никак не мог писаться пятнадцать лет (рука, лицо))). Я-то имела в виду, что от первого зерна, запавшего в душу и до книги прошло более десяти лет. Мозги мои плавились и от жары, и от количества адреналина, полученного за последние дни, поэтому я утверждала, что у замечательного советского журналиста Василия Пескова есть книга «Следы на песке» (на самом деле «Шаги по росе». Рука, лицо))), что книга знаменитого террориста Бориса Савинкова, чьё название совпадает с названием моего романа «То, чего не было» повествует о белогвардейском движении (рука, лицо, стыд))), что Лев Толстой сетовал на своих героев, мол, не спросила, замуж вышла, хотя на самом деле это знаменитый пассаж Пушкина о Татьяне Лариной: «Представь, какую штуку выкинула моя Татьяна. Она вышла замуж».
В общем, Анастасия Викторовна, говорить надо только о том, в чём на сто процентов уверена и не пытаться строить из себя «профэссора»)))) Впрочем, эмоциональный-то посыл был верный, и слушатели это наверняка понимали, потому что согласно кивали и улыбались.
В беседе участвовал писатель и критик Дмитрий Силкан, который очень искренне и горячо отозвался о премированной книге, важно и верно подметил мой авторский ракурс взгляда на героев.
Раскрыв немного тайн «писательской кухни», пробежавшись по основным и значимым произведениям в моей творческой судьбе, отослав всех на сайт проза.ру, ответив на главные вопросы об отношениях с отцом, я очень быстро презентовала свой «Столетник с мёдом» и книги прозы и поэзии поистине незримо путешествующего с нами Владимира Потехина.
И вот когда я только разошлась, а публика распалилась ответно, нам пришлось освобождать павильон, поскольку двери поджимал мурманский писатель Дмитрий Коржов со своей командой, и мы уже воровали у него бесценные минуты!
Я предложила публике переселиться на скамеечку, где, наконец, была распахнута драгоценная коробка, из которой тотчас же разобрали все книги, а ко мне выстроилась очередь за автографами.
Какие замечательные, отзывчивые люди! Какие души! По-настоящему русские души! Как им хочется рассказать о себе, о своём деревенском детстве, о бабушках. Как им важно получить отклик, понять, что их услышали и разделили с ними и сладость воспоминаний, и боль от утраты. И как хочется читателю, простому человеку получить от писателя однозначный ответ на вечные проклятые вопросы: кто виноват и что делать? И ты, если назвался писателем, обязан и обязан на них отвечать! Замечательные люди. Открытые лица. Глаза горят… Живое будит в человеке живое. Устали жевать искусственное, вымученное, заумное. Ведь если литература, искусство – это пища для ума и сердца, то и отравиться ею можно ровно так же, как суррогатным или испорченным продуктом.
Мои книги и книги Владимира Потехина разошлись по домашним и школьным библиотекам, уехали и улетели в дальние города и селения. Кому-то книг не хватило.
А наш путь лежал в Верколу. «Калинку», загруженную вещами, мы перегнали к железнодорожному вокзалу и оставили там отдыхать без нас целые сутки, потому что на родину Фёдора Абрамова Нина и Ася поехали поездом.
Часть 6
Выезжали мы из Архангельска – была жара, а прибыли в Карпогоры и натянули на себя куртки. Небо смурное. Ветер.
Нашли машину, с водителем которой договорились заранее, погрузились вместе с ещё четырьмя пассажирами и поехали. Долго ли, коротко ли… только дорога и места показались нам совсем родными, костромскими: те же сосны, песок, та же трясучка и «стиральная доска» под колёсами автомобиля.
В Верколе нас ждала комната в «Татьяниной избе». Для тех, кто не знает – это гостевой дом, расположенный в богатой двухэтажной избе, в которой всё сохранено «как прежде»: бревенчатые стены, печи, кровати, буфеты, окна, занавесочки, половики и прочие предметы старинного обихода. При этом в дом проведена вода, оборудованы современные уборные, зимой в доме работает паровое отопление (хотя большая русская печь в нашей комнате, как мы убедились, функционирует вполне успешно). Для гостей здесь предусмотрено полноценное трёхразовое питание, входящее в общую стоимость (2000 руб. за ночь), объём и калорийность которого я бы лично разделила на два дня.
Приключения начались сразу: в дом нас сопровождали в глубоких сумерках, несмотря на белую ночь, и даже в чае, о котором я мечтала всю дорогу, отказали по причине отключения света.
«Ложитесь спать! Утром всё будет!»
Пришлось послушаться. Спалось крепко и долго.
Утро было ещё более пасмурным и ветреным. Повезло ещё, что без дождя.
В три часа дня у нас была назначена встреча с читателями в местной библиотеке, которой руководит Ольга Алина. Несмотря на свой законный выходной, а 27 июня 2022 года был понедельник, она созвала народ.
А пока мы с мамой, позавтракав пшённой кашей с ягодами,; отправились гулять по деревне.
Удивительное, мощное чувство возникает у меня от посещения таких мест, где родился, жил и творил великий человек. И человека давным-давно нет, а мощь, поистине космическая энергия остаётся. Можно назвать эти места «намоленными», мол, ездят и ездят люди поклониться родине писателя, художника, творца, дом-музей сохраняется, вот и кажется, что всё живое. Но не только в этом дело. Если допустить, что писатель, создавая свои нетленные произведения, напрямую говорит с Богом, с космосом, и энергия оттуда год за годом бьёт в одном место, в одну конкретную точку на планете Земля, отблески её, отзвуки сохраняются в этой благословенной почве, в этих стенах на долгие и долгие годы. Иногда – на века. Я убедилась в этом, не однажды побывав в Овсянке, я полноценно ощутила это в Ясной Поляне. То же чувство наполненности, сопричастности, опоры пришло ко мне и в Верколе. И уверена, подобное; состояние накроет меня и в Михайловском, и в Сростках, и в Тимонихе, и в других писательских обителях, где я ещё не побывала. И для меня самым ценным в таких визитах остаётся поклон этой земле, настроенность на звучание воздуха, на разлитое в пространстве невидимое присутствие духа великого человека. Я проваливаюсь в какой-то временной портал, где мне не мешают признаки текущего момента: ни проезжающие машины и мотоциклы, ни чьи-то разговоры, ни камеры. А телефоны наши в Верколе просто не работали, что тоже поспособствовало полному погружению. Такой удивительной была моя поездка ко Льву Николаевичу в Ясную Поляну в 2013 году (эта история всё ещё ждёт, чтобы я превратила её в новеллу). Такой же стала для меня и поездка к Фёдору Александровичу. И совпадения, о которых я скажу чуть позже, только подтвердили мои ощущения.
Я сидела на лавочке на угоре и смотрела на бескрайний заливной луг, переходящий в Пинегу, на церковь на противоположном берегу, на огромную лиственницу около писательского дома, на небо – по-настоящему северное, суровое, и вся эта ширь, эти бескрайние воды речные и небесные заполняли меня. Мне в таких местах бывает достаточно часа, чтобы наполниться доверху.
А вот бытовая жизнь писателя меня интересует лишь постольку-поскольку, поэтому я почти не хожу по домам-музеям, не посещаю с экскурсиями царские дворцы, бывая в Петергофе или Павловске. Это про другое. Это про горизонтальное. Про то, как спали и ели. За этим ездят туристы. Я не турист. Я хочу понять, из какого малого рождается великое. Поэтому и на дворе Абрамовского дома меня больше всего заинтересовал гигантский пень, оставшийся от огромного, сильного когда-то дерева, и я честно посчитала, на сколько могла точно, его возраст: не менее ста пятидесяти лет. А ещё очень захотела увезти отросток скромного цветка-колокольчика с клумбы, но не посмела «зорить» кем-то посаженное.
Да, в окнах писательского дома должна быть видна река, небо и лесная даль. Не забор, не сарай соседа, не проезжая улица – всё это, сбивающее энергию, разжижающее пространство. И тишина должна быть, чтобы это пространство слушать и слышать. А тишины теперь не стало даже в деревне: все эти косилки, молотилки, грубая музыка со всех сторон! Вот в чём беда! Оттого и глохнем душой, ни себя, ни человека рядом не слышим. А природу, зов предков и подавно…
Нагулявшись и продрогнув, мы отправились было к дому, но нас перехватила у порога энергичная женщина – Татьяна Ивановна Казакова-Быкова, заведующая Абрамовским музеем. Она сразу захватила нас в свой ласковый плен и нежно, но уверенно увела смотреть экспозицию (на что мы совсем не рассчитывали, понимая, что день в музее тоже выходной). Говорили мы о многом и важном, но суть не в этом, а в том, что я, наверное, только второй раз в жизни встречаю человека, настолько погружённого и влюблённого в своё дело: в сохранение памяти о великом человеке. Причём, здесь как раз очень удачно соединилось «горизонтальное» и «вертикальное». В музее, разумеется, есть предметы быта и вещи писателя. Самым ценным, несомненно, является письменный стол, за которым была написана трилогия «Братья и сёстры», о чём свидетельствует собственноручная потайная надпись, оставленная Фёдором Абрамовым на задней стенке выдвижного ящика. Но в этом музее всё-таки больше про дух, про мысль, про становление человека как писателя: от трудного трудового детства, через войну, через чудесное спасение от нависшей смерти, к мирной жизни, к творчеству, к мудрости, к исполнению божьего промысла и, наконец, к успению и погребению, когда над толпой пришедших поклониться, над свежим бугорком закружили вдруг журавли, забирая и унося светлую душу в неведомые нам высоты.
Признаком величия писателя совершенно точно я признаю и провидческий дар: это, конечно же, не про ясновидение, не про ворожбу, не про камлание, а про опыт, про многолетнее наблюдение за жизнью, за поступками людей, за их последствиями, проходящий незримо и длительно глубочайший анализ повседневного человеческого бытия в любых масштабах – от родной деревеньки до судеб страны, из всего этого родятся писательские пророчества и предвидения. И предостережения… к которым мы никогда не прислушиваемся.
Замечательны в этом музее картины и фотографии: от портретов самого знаменитого земляка и его матери, от семейных и дружеских фото до фотопортретов женщин-тружениц, прошедших и переживших такое, что нам, случись, подобную ношу и с земли не поднять. А полотно Евгения Мальцева «Современники» так и стоит перед глазами: тёмный, тревожный фон, и они, ушедшие от нас, но живущие в своих книгах, по-прежнему страдающие за нас, за землю русскую: Твардовский, Солоухин, Шукшин, Яшин, Белов, Абрамов… Ну что ж, хорошая; ТАМ у Фёдора Александровича компания.
Татьяна Ивановна рассказывала бы и рассказывала, а мы бы слушали и слушали, но к трём часам мы направились в библиотеку.
Спасибо всем, кто пришёл, кто внимал нашему слову. Каждое лицо запомнилось. Мне интересно было рассматривать облик этих северных женщин, всматриваться в их глаза. Ещё девушками, молодыми женщинами они знали Абрамова: живого, подвижного, невысокого, темпераментного мужичка…
А в конце мы все вместе спели «Скажи, председатель…», и поняли вдруг, что эта песня, которую почти не знают в городах, но поют на селе все без исключения, стала гимном современной российской деревни. Гимном печальным, но и протестным одновременно. Может быть, когда-нибудь из этого глубоко загнанного протеста родится что-то новое, может быть, и начнёт село когда-нибудь «жить по-божески», по законам предков? Да, мир вокруг иной, да, бешеные скорости, другие запросы и ценности, но хлебушек по-прежнему едят все от мала до велика, от работяги до депутата. Да с мяском, да с молочком… Меня вот снова спрашивали: кто виноват и что делать? И приходится отвечать: нужен госзаказ, без него разорённое сельское хозяйство не поднять. А ещё нужно очень мудрое руководство всем этим процессом от зернышка до буханки хлеба, чтоб не насаждали снова кукурузу на северах… Но пока это громкие слова, которыми я в очередной раз сотрясаю пустоту. А народ уж и не верит ни во что: «Не-е, не буде такого никогда…» До кого докричишься? До Бога высоко, а до нынешних земных царей и того дальше. А потому, живём, как получится.
В девять часов вечера, плотно отужинав в «Татьяниной избе», мы и ещё пара гостей, отправились на такси в Карпогоры, к обратному поезду. Я поняла и пообещала, что приеду в Верколу ещё, и уже на месяц, не меньше. Здесь, в отсутствии сотовой связи («Мегафон» всё же ловит, если что)))), в интерьерах старинной избы, не заботясь о питании, можно хорошо поработать… Так думала я, уезжая, и началась мистика, подобная той, что происходила со мной после Ясной Поляны. Фёдор Александрович, как и Лев Николаевич в 2013 году, не захотел меня отпускать. Сперва у такси, на котором мы отправились в Карпогоры, отвалилась защита, и водителю пришлось остановиться, открутить её и оставить в придорожных кустах. Дальше, слава Богу, доехали без приключений, но когда въехали в Карпогоры, то застали большой пожар – сгорел двухэтажный дом. Вроде бы, это напрямую нас не касалось, но… попозже отозвалось. Как – увидите ниже.
При посадке в вагон проводница вдруг придралась к моему билету, что перепутан в дате рождения месяц: покупала я билеты в спешке, с телефона, вот и ткнула не в ту циферку. Ерунда, вроде бы, ведь ФИО правильное, данные паспорта верные. Однако проводница упёрлась, сказала, что билет нужно переоформлять. Правда, в вагон пустила, но даже когда мы уже тронулись, я всё не верила, что меня не высадят… Законопослушная женщина, видимо, посоветовавшись с начальником поезда, от меня отступилась, но я-то уже понимала, что происходит: это всё были «приветы». Не верите?
Поезд ночной, выходит из Карпогор в половине двенадцатого, прибывает в Архангельск в пять утра. Я как раз очень этим была довольна: и выспаться можно, и из города выедем без проблем, без пробок, пока машин на улицах нет. Мечты! Я промаялась до трёх без сна, потом поняла, что мы как-то уж очень долго стоим на каком-то полустанке, полчаса, час, больше часа. Уже и другие пассажиры забеспокоились: что-то случилось. Время – начало пятого, скоро прибытие, а мы всё стоим. Проводница, наконец, объявила, что опаздываем на полтора часа. И лишь когда наш поезд тронулся, кто-то объяснил, что у товарного состава, везущего лес, от искры затлели брёвна, вызывали пожарных, тушили, долго всё осматривали… И хотите верьте, хотите нет, но именно билетно-поездные несуразности случились со мной, когда я уезжала от Льва Николаевича)))) Не хотят отпускать, будто говорят: ты – наша, здесь, с нами твоё место, сиди, пиши, не тусуйся, не слоняйся без дела, зря время не трать!
И вот бессонная ночь, а мне за руль! И ехать пятьсот километров! Надо поспать хоть сколько-то! И вот эти-то «дополнительные» полтора часа я проспала. Спасибо за задержку, Фёдор Александрович!
И цветок-колокольчик Абрамов мне тоже «преподнёс», наверное, как он умел: с юмором, с хитрецой. Уже отъехав от Архангельска километров сто пятьдесят, мы с мамой всё же свернули в лесок: рубило нещадно и меня, и её (она тоже практически не спала). Попробовали подремать. Но я промучилась минут десять и решила лучше прогуляться, размяться. Отошла от машины метров двадцать и в высокой траве разглядела вдруг тот самый цветок-колокольчик, который так хотела увезти на память с клумбы от дома Абрамова. Да ещё и двух цветов: розовый и фиолетовый! Ай да Фёдор Александрович! Ну, спасибо! Я специально прошла дальше и огляделась вокруг – нет, нигде больше этого цветочка не было. Ровно для меня! Я сходила к машине, взяла лопатку, подкопнула цветок, аккуратно погрузила в пакетик, полила, и он благополучно двое суток ехал в багажнике «Калины». Теперь у меня на участке будет расти «привет» от Фёдора Александровича. А ведь выспись мы, не задержись в пути, не сложись всё так, как сложилось, просвистели бы мы на «Калинке» этот километр, один из пяти сотен, где скромно, в кустах, среди высокой травы, рос именно тот цветок, который я хотела, и именно для меня!
Может, вы сочтёте, что это всё мои фантазии, простые совпадения, но так вышло, что в моей судьбе они не редки, а потому я верю в них. Простите мне эту бабью слабость.
А впереди нас ждали километры трассы М8 и полюбившаяся гостиница в Вельске.
Путь домой…
Часть 7. Заключительная
Утром 29 июня 2022 года мы выехали из Вельска, где снова провели прекрасную ночь в мини-гостинице «Кают-компания», и направились в Вологду.
Впечатлений и адреналина, полученных за неделю путешествий и приключений, было уже предостаточно. Хотелось домой! К кошкам! К лесу! К огороду! Но в Вологде мы, уже почти как Бременские музыканты, должны были выступить с презентацией и концертом в Домике дяди Гиляя.
Это удивительное культурное пространство, расположенное на одной из самых загруженных и шумных улиц города – на Чернышевской, дом 15, – обладает уникальным свойством временного портала. Как только высокая деревянная калитка закрывается за твоей спиной, ты сразу же забываешь, что там – 21 век, машины мчатся, суета… В Домике дяди Гиляя минуты замедляют свой бег, старинные часы отсчитывают их с купеческим достоинством, как честно заработанную монетку. В Домике, сохраняющем старинные интерьеры и тысячу вышедших из пользования мелочей, много комнат: просторный светлый зал для выступлений и мероприятий, уютная кухня с большим столом, за которым легко усядется весёлая компания поэтов или музыкантов, всегда горячий чай, пирожки, испечённые заботливой Берегиней, «современный момент» взял на себя медиазал, где можно посмотреть и обсудить хороший фильм, а на втором этаже, под самой крышей – по-домашнему удобная и сокровенная комната, где, при случае и при необходимости, можно выспаться под грохот летящих по Чернышевской машин и мотоциклов. Что мы, кстати, и сделали этим же вечером, но пока…
Нас ждал обновлённый Садик дяди Гиляя – это открытое пространство за Домиком, которое и раньше использовалось для выступлений «на пленере». Теперь оно стало ещё прекраснее! Не очень большое, камерное, оно создаёт особую атмосферу прямого общения с каждым из слушателей. Здесь энергии выступающего и зрителя постоянно перетекают от первого ко второму, циркулируют, смешиваются и рождают общее локальное завихрение. Такое приближение увеличивает ответственность выступающего и не даёт совсем уж расслабиться пришедшим на него посмотреть – тут не зевнёшь украдкой, не задремлешь. Впрочем, если сильно устал, прикрой глаза, отдохни – никто не осудит))))
В начале я коротко презентовала «Столетник с мёдом», книгу о моём детстве, проведённом именно в Вологде. Коренным вологжанам интересно узнавать приметные места, описанные в повестях: речку Золотуху, Осановскую рощу и пр.
В виде пролога к презентации я спела «Песенку без конца»: «а время, а время не убавляет ход, а время, а время идёт себе идёт…» Далеко позади осталось моё вологодское детство, годы промчались, виски поседели… Интересно было заглянуть в глаза людей, которые знали меня девчонкой, которых я помню молодыми – спасибо, что пришли! Приятно и удивительно было открыть, что у меня в Вологде уже есть постоянные поклонники, которые ходят на мои редкие здесь выступления! Радостно наблюдать смену настроений на лицах друзей: вот они смеются, свет льётся из глаз, но зазвучала песня или стихотворение, и кто-то уже, стесняясь, пытается скрыть слёзы. Значит, общение наше живое, значит, вы чувствуете то же, что и я.
Я много пела в этот вечер, любимый репертуар: песни 70-х–80-х. Толкунова, Сенчина, Гурченко…
Снова с нами был наш Владимир Потехин – мы с мамой рассказали о проекте, читали его стихи, каждый раз покрываясь при этом уже привычными мурашками. И в который раз видели, как простое, незамысловатое слово нашего земляка трогает души очень разных людей!
И, конечно, в конце я поведала о своём выступлении в Архангельске и в Верколе и исполнила гимн современной деревни «Скажи, председатель…» На фоне Потехинских повестей и стихотворений, в которых со всей болью и правдой описано, как люди выживали в войну и после войны, как поднимали колхозы, сколько труда, пота, здоровья вложили в бедную нашу землю, чтобы всё на ней цвело и плодоносило, эта песня звучит особенно горько.
Вологжане полюбили костромского писателя-самородка вместе с нами, после выступления брали в домашнюю библиотеку не только мой «Столетник», но и Потехинские «Охохонюшки» и «Скворцов».
И в который раз я подумала и утвердилась в том, что надо просто писать: в толстую тетрадь в полосочку, в стол, не думать о публикациях, о признании, о премиях. Просто потому, что не писать не можешь! Просто потому, что надо отдать людям накопленные чувства, мысли, сердце своё отдать! А там – как жизнь рассудит.
Жизнь рассудила так: через тридцать лет от начала моих первых «писаний» я получила серьёзную литературную премию и, может быть, наконец-то поверю в себя... Через тридцать лет после кончины крестьянского поэта нашлись мы с нашим Потехиным, подружились, породнились. Думал ли он, вечерами, усталый, после трудной колхозной работы садясь за свои тетради о том, что когда-то кто-то понесёт его слово людям? Осознавал ли, что тяга к письменному столу, вопреки осуждениям, насмешкам, непониманию, может быть, и есть истинное его предназначение? Как, из впечатлений ли, воспитания ли, крепкой ли памяти, ранимой ли души рождается в человеке писатель? Что это такое вообще – поэт, прозаик? Как может совмещаться в одном человеке крестьянская суровая порода и тонкая, нежнейшая душа художника? И кто, кроме самого человека знает, как мучается он от такого внутреннего несоответствия, быть может, разлада, как хочет вырваться и стоять спокойно, твёрдо на земле, не уносясь в небесные выси. Но решил кто-то за него, задумал особенное, вложил в голову мысли, в руки перо: на, пиши, не отлынивай, но и о земных заботах не забывай, не превозносись над людьми.
А там уж – как жизнь рассудит…
30 июня мы вернулись из нашего долгого дальнего путешествия домой, в наш маленький, заросший со всех сторон лесом Починок. Высказали своё восхищение усталой, всё снёсшей и ни разу не закапризничавшей «Калинке», обняли трёх кошек, осмотрели огород и выдохнули: «А у нас лучше всех!»
Отдохнём несколько дней от дороги, помоемся в баньке – и за письменный стол! Сколько всего надо обдумать, записать, рассказать, да и «житейское попечение» никто не отменял.
Премия – это минута прохода от кресла в зале до сцены (ну и конечно, никогда не лишние денежные средства)))). До и после – жизнь и работа. Я теперь знаю, что интереснее всего в этом мероприятии дорога туда и обратно и все те люди и места, которые встречаются тебе на этом пути!
Свидетельство о публикации №224011300636
Надежда Шишмарёва 03.04.2024 08:55 Заявить о нарушении