Театр одного актёра

В интернете довелось прочитать мнения,что К.Райкин в своём мастерстве превзошёл А.Райкина.Так могут рассуждать только люди далёкие от искусства и непонимающие, что такое искусство,что такое искусство театра и что такое Аркадий Райкин.

Аркадий Райкин - явление искусства и театрального искусства,в частности.Он отец-основатель театра одного актёра.До Райкина старшего был театр.Он создал театр одного актёра.Театр так и назывался -театр Райкина.

Были в истории и другие создатели театра.

Так, Олег Ефремов создал театр «Современник».

Великий Станиславский создал МХАТ.

Театр Аркадия Райкина был,есть и останется таким один.Не имени Аркадия Райкина,а именно театр Аркадия Райкина.Театр одного актёра.И шли на Райкина.

И я тоже пошёл именно на Аркадия Райкина,но мне не посчастливилось увидеть его на сцене.В тот день,а было это в Ленинграде,в летнем театре кумир миллионов советских зрителей - и не только советских-не выступал.Впечатление осталось очень хорошее,но,к сожалению,не полное.Не хватало вишенки на торте.

Театр одного актёра - это мини-театр.Малый театр.Мелкий театр.Мелочный театр.И он действительно обращал внимание советских зрителей на мелочи жизни и быта,которые мешали жить,мешали строить новое светлое коммунистического общество.И театр Аркадия Райкина воспитывал, формировал образ нового советского человека.Человека будущего. Совершенствовал его человеческие и личностные качества.Помогал бороться с пережитками прошлого бесправного и жестокого капиталистического общества.Театр обволакивал зрителей волшебной силой искусства.Давал ему возможность поверить в себя,в свои творческие способности.В свои исторические свершения.

И в том,что мы сегодня гордимся силой духа и души России,есть и немалая заслуга театра Аркадия Райкина.И мы не должны забывать,что в Советском Союзе было много чего хорошего,чем стоит и сегодня по праву гордиться,а не плевать в прошлое,как делают это Иваны,не помнящие своего родства,исторических корней.

Не плюй в колодец,пригодится воды напиться.Живой воды.Животворной воды.

Театр миниатюр Аркадия Райкина стоял на стыке журналистики,публицистики,эстрады,оперетты,разговорного жанра,устной речи,голоса души,театра сатиры и задиры,театра критического реализма.Театр с провидческим даром.Театр-законодатель моды и модели новой будущей жизни.Театр художественных чтецов и художественного чтения,академического чтения,политического чтения,исторического чтения.Театр кривых зеркал,где каждый,и прежде всего государственный чиновник, невооружённым глазом видел и находил своё истинное отражение,которое он пытался спрятать от народа в тиши начальственных кабинетов.

Театр Аркадия Райкина смело и бескомпромиссно ревизировал современную советскую действительность,наводил увеличительное стекло на многочисленные трудности и просчёты нового коммунистического строительства и вместе со зрителями выносил им свой суровый и неподкупный приговор.Публично выставлял оценки новой Советской власти и её нерасторопности.Нежеланию прислушиваться к критике снизу.Непомерной увлечённости фальшивыми либеральными блёстками европейских ценностей.Поскольку советская действительность не отвечала запросу и вызовам будущего,отставала от его требований,задач и целей.

Официальная власть не жаловала театр Аркадия Райкина так же,как и «Ревизора» Н.В.Гоголя.И это относится не только к властным структурам Советского Союза,но и ко всем сильным мирам сего,власть придержащим.Оказывается,юмор был не менее грозным оружием в борьбе за новое будущее,как и правда искусства.Сила слова.Театрального искусства.Художественного искусства.Художественного слова.

Театр Аркадия Райкина врачевал современное общество доступными только им средствами терапии и искусством.Словом.Живым словом.

Волшебной силой искусства.И Аркадий Райкин вместе со своим театром просто работал волшебником.


Рецензии
Я видел А.Райкина на сцене. Это было в Ленинграде. Из Куйбышева я и два моих друга на каникулы приехали в Питер развеяться. Увидели в городе афиши о спектакле "Светофор" (или "Семафор", уже не помню, это были 1960гг.) Самый расцвет артиста. Долго колебались: стоит ли идти, билетов не будет. Каково было наше удивление, что билеты есть и на любые места.

Секрет был прост. Театр эстрады был базой театра миниатюр и отсюда Райкин ездил на гастроли, а не наоборот.

Удовольствие получили колоссальное. Удивляет то, что миниатюры из этого спектакля не были распространены на пластинках, в записях на радио. А может, я просто этим не интересовался.

Мне вообще везло. Я был на концертах Льва Горелика (второй Райкин), блестящего конферансье Бена Бенцианова, молодого Петросяна (в его 19 лет), Лифшица и Левенбука, Марии Мироновой (без Менакера), Леонида Утёсова.

Валерий Варуль   13.01.2024 20:24     Заявить о нарушении