15. Изломы любви

15. Эпилог

Прошло несколько лет и Петрову опять удалось навестить родные места. Приближалась  Радоница. Вспоминая рассказ Степаниды, он вновь заглянул на местное кладбище. Рядом с ним, набрав сил за прошедшие годы, радовала глаз нежной зеленью берёзовая рощица. Её прозрачные юные листочки, искрясь, сверкали в лучах весеннего солнца.

У могилы Николая Чистова находилась незнакомая женщина, а рядом с ней парень.

- Добрый день! – поздоровался Анатолий,  подойдя к ним.

- Здравствуйте! – незнакомка приветливо смотрела на Петрова. – Жена я Николая - Людмила, - пояснила она, заметив вопросительный взгляд. - А это сын мой – Андрей.

- Готовитесь к Радонице?

- Да, надо порядок навести, мусор убрать, а сын бордюрчик из кирпича выложит.
Андрей старательно, на коленях и с мастерком в руках, укладывал кирпичи на цементный раствор.

- Молодцы! – не удержался от похвалы Анатолий. – Николай заслужил это.

- Да, это так. Хорошим был и мужем, и отцом - добрым и порядочным, - вздохнув и старательно протирая фотографию, произнесла Людмила. – Заботился о нас и сына «на ноги поднял». Не родной он ему, а переживал за него, душу вкладывал и помогал, чем мог.

Лёгкие облака, рассеявшись, открыли светлую голубизну чистого весеннего неба. Лучи солнца, как озорничая, побежали меж деревьев, растворяя разбросанные тёмные пятна.

Возвращаясь с погоста, Петров встретил идущую навстречу незнакомую девушку. Вся она излучала красоту здоровой молодости, а скромное ситцевое платье, чистое и аккуратно выглаженное, усиливало это впечатление. Только грустное лицо да наброшенный на голову обыденный платок портили это впечатление, контрастируя с букетом ярких полевых цветов, которые она держала в руке.

Девушка вежливо поздоровалась, а Анатолий, заинтересовавшись, не выдержал и спросил:
- Чья вы будете?

- Лебедева Марина, - а затем пояснила: «Дочь Чистова», - ответ прозвучал с нотками печали, но одновременно и гордости.

- Какого Чистова? – Петров не слышал, что у Николая была дочь, а другого Чистова в деревне не было.

- Чернобыльца. Умер он несколько лет назад, иду навестить.

- Значит, Николай твой отец? – в вопросе Петрова были нотки плохо скрытого сомнения.

- Да, я и сама только недавно узнала об этом от мамы, - в голосе было явное сожаление. – Любила она его, но знала, что ему по душе другая, поэтому и не хотела им мешать строить своё счастье, а сразу же уехала из этих мест, ничего не сказав. Так и не пришлось мне увидеть и поговорить с отцом… иду его навестить.
Фигура Марины, уходящей на встречу с отцом, чётко прорисовывалась в нежных лучах солнца и выглядела, как в таинственном ореоле.

Петров невольно задумался о силе духовной связи живущих и уже ушедших в мир иной людей, как в данном случае, даже ни разу не видевших друг друга. «Как порой странно, часто запутанно складывается судьба человека, - подумал он. – Вот прожил Николай, оставил добрый след на земле, но ушёл из жизни, даже не зная об этом».


Рецензии