Живая легенда Мирошниченко Е. Г. Из книги Дорога м

Призвание всякого человека в духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни

                А.П. Чехов


В Николаевской Научно-педагогической библиотеке проходило совещание, посвященное четырехлетию интернет-журнала «Литературный Николаев», куда пригласили и меня.
Начав свой писательский путь уже в достаточно зрелом возрасте, в литератур-ной среде я был лицом неприметным. Знали меня только единицы. Но когда появлялся на публике, все активно интересовались, что это за новое лицо. Одни в неведении пожимали плечами, другие говорили, что это новый писатель Финогеев, часто коверкая фамилию.
 
Учитывая мою удалённость проживания от Николаева, я приехал сюда задолго до начала, тихо сел в пустом конференц-зале, достал блокнот, ручку и принялся излагать набежавшие за дорогу мысли. В это время я заканчивал книгу «Миражи тумана».

Я увлеченно писал, когда рядом со мной присел приятный седой мужчина в клетчатой рубашке. Его открытое лицо с большими карими глазами сразу располагало к диалогу и притягивало к себе.

– Вы кто? – спросил он, протягивая руку.

Я представился.

– Очень приятно. Евгений Гордеевич Мирошниченко, литературный критик, – произнес он тихо, заставляя слушателя погружаться в его голос.

– Ого! – непроизвольно вырвалось у меня. – Вы из тех, кого следует остерегаться?
Он простодушно улыбнулся, – это следует делать тем, кто плохо пишет. А вы как пишете?

Я пожал плечами, – себя обычно не хвалят.

– Это правильно. Хочу почитать Вас, чтобы создать мнение. У Вас есть что-нибудь с собой?

Я достал из пакета взятую на всякий случай книгу «В жизни не поверю!» и про-тянул ему. Он, что меня удивило, без очков стал не спеша перелистывать страницы. Вдруг его взгляд задержался, он перевернул лист назад и углубился в чтение. Я скосил глаза. Это был рассказ «Крутой вираж».

Стали прибывать приглашенные. Каждый подходил к Мирошниченко и непременно здоровался с ним, ну, заодно и со мной. Евгений Гордеевич поднимал глаза, приветливо улыбался и вновь погружался в чтение.

– Что читаете, Евгений Гордеевич? – у стола стоял поэт, общественный деятель, заместитель редактора журнала «Литературный Николаев» Владимир Николаевич Христенко.

– Интересную книгу нашёл.

– И кто автор, разрешите полюбопытствовать?

Мирошниченко посмотрел на обложку.

– Александр Финогеев, – прочитал он. – Кстати, он сидит рядом со мной.

– Ну, этого товарища мы знаем. Не так давно принимали в члены Союза писателей. Здравствуй, Александр Витальевич.

 
– Здравия желаю, – вымолвил я и покраснел.

Так исподволь наше знакомство переросло в крепкую дружбу, мы стали встречаться, бывали друг у друга в гостях.

Евгений Гордеевич – известный николаевский литературовед, литературный критик и публицист, историк литературы и журналист. Он родился 23 февраля 1939 года в городе Витебске, Белорусская ССР, в семье военнослужащего Гордея Филипповича Мирошниченко (1908–1992). Отец много рассказывал сыну о свой юности, кото-рая прошла в селе Званное Курской губернии на берегу реки Десна, разделявшей Украину с Россией. Его дедушка, папин отец, в двадцатые годы был почтальоном, единственным грамотным человеком на все село.

Мы встретились с Мирошниченко на набережной. Неторопливо скользящее к закату солнышко весело принимало водную процедуру в реке Ингул, слепя наши глаза.
Евгений Гордеевич, низко наклонив голову, что-то неведомое чертит прутиком на асфальте, молчит, долго думает. На его умном, проницательном лице заметен бег мыслей о далеком трудном времени.

Перед войной, – как бы продолжая давно начатый разговор, вспоминал он, – па-па окончил военное училище, получил звание лейтенанта, и его направили служить в авиационную часть Белорусского пограничного округа… Отступал с войсками до Москвы… Ранен... Контужен… Закончил войну начальником штаба полка в Кенигсберге.

С началом войны семьи военнослужащих были эвакуированы. Так я с мамой и старшим братом оказались на Урале. Во время эвакуации наш эшелон попал под бомбежку, были уничтожены все документы, включая и наши свидетельства о рождении. Военное детство практически не помню. Холод, голод, да… – он горестно улыбнулся и опять надолго затихает.

В связи с частой сменой мест службы отца поменял пять школ, причем учился в Белоруссии, Абхазии, под Москвой, в Заполярье. В Украину приехали в 1958 году. Здесь, в Николаеве, я и завершал свое среднее образование, окончив среднюю школу № 34.

Он встал, свел руки за спиной и хрустнул затекшими плечами.

– Пойдем, Саша, где-нибудь посидим. Разбередил ты мне душу… Я редко вспоминаю то время.

Перейдя улицу Адмиральскую, мы медленно пошли по Соборной улице. Гуляющих было мало, еще хозяйничало время пенсионеров и их внуков.

– С благодарностью вспоминаю свою школьную учительницу русской литературы Фаину Натановну Марьянчик. Она была авторитетным николаевским педагогом, которая очень много сделала для формирования моей будущей профессии. А общение с её мужем, известным николаевским журналистом Борисом Лазаревичем Аровым, до сих пор вызывает во мне искренний восторг. Он часто рассказывал мне о литератур-ном Николаеве довоенных времён, был дружен с знаменитыми земляками-поэтами Марком Лисянским и Эмилем Январёвым.

После окончания средней школы в 1959 году Мирошниченко призвали на три года в армию. Служил он под Москвой. Столица заметно повлияла на будущего журналиста и преподавателя. В увольнении рядовой батальона технического обеспечения, а попросту кочегар, посещал музеи и выставки, участвовал в заседаниях литературного объединения воинов ПВО, активно печатался в окружной газете «На боевом посту». Эта газета и рекомендовала Евгения для поступления в университет.
Демобилизовался он в 1962 году.

Вернувшись в Николаев, я устроился на работу на судостроительный завод имени 61 Коммунара в столярный цех. Но… по жизни, всегда и везде меня вперед вело творчество. Далее работал на заводском радио, в газете «Строитель», здесь научился с блокнота диктовать текст сразу редакционной машинистке. Интересными были самостоятельные годы в должности редактора многотиражной газеты «Корабле-строитель» (1966–1971) Николаевского кораблестроительного института. Здесь я встретил студентку Наташу, ставшую моей женой. Нашему браку более пятидесяти лет, выросли сыновья Дмитрий и Игорь.

В 1970 году окончил филологический факультет Одесского госуниверситета. Итоговое сочинение посвятил книге известного николаевского писателя, публициста, литературного критика и моего духовного наставника, бывшего ГУЛаговца, Адриана Митрофановича Топорова «Крестьяне о писателях». В наши дни эта книга вышла в семи тиражах. С кумиром студенческой молодежи, дедом Топоровым, я дружил и общался до конца его дней. Писал и публиковал очерки о его работе в школе-коммуне, об уникальном опыте А.М. Топорова по изучению массового читателя.

Тему дипломной работы Мирошниченко одобрил академик АН УССР Василий Александрович Сухомлинский, он же и благословил Евгения на педагогический труд.

Мы сели на открытой площадке кафе, заказали по сто граммов коньяка, шоколадку и кофе.
Очень люблю город своего образования – Одессу, её море и бульвары, её историю, колоритный быт, её язык, которым пользовались такие великие писатели, как Юрий Карлович Олеша, Исаак Эммануилович Бабель, Михаил Михайлович Жванецкий. А Ильф с Петровым чего стоят!..

После учебы, – продолжил свой рассказ Евгений Гордеевич, – год работал ответственным секретарем Николаевской областной молодежной газеты «Ленінське плем’я». Молодежная газета стала хорошей школой для целой группы толковых медийных профессионалов, писателей А. Глушко, В. Кравченко. Жаль, что в 1990-е и последующие годы в Николаеве исчезла молодежная пресса, хотя в местных вузах начали готовить журналистов.
ъ
Литературное прошлое всегда занимало нашего героя. Он был вечным завсегдатаем краеведческого отдела библиотеки имени А.М. Гмырёва. Его интересовала региональная история Северного Причерноморья, художественное наследие Владимира Даля, Владимира Маяковского, Максима Горького, Исаака Бабеля, Евгения Замятина, Ивана Бунина, Всеволода Гаршина, Павла Тычины, потому что все они биографически и творчески связаны с городом над Бугом, составляют его культурное прошлое.
В 1972 году он поступает в аспирантуру Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова на Ленинских горах.

– Это было сложное, но интереснейшее время, время тайного чтения Солженицына, Булгакова и Пастернака, личных и публичных встреч с Евтушенко, Высоцким, Шукшиным…
Он видел внучек А.М. Горького, Дарью и Марфу, общался со старшей сестрой С.А. Есенина, переписывался с писателями-земляками Александром Александровичем Сизоненко, Николаем Степановичем Винграновским, Борисом Николаевичем Мозолевским, Анатолием Григорьевичем Поперечным. Эти эпизоды отнюдь не были экзотическими фактами его биографии, они нашли отражение в историко-литературных поисках, его статьях и книгах, выступлениях на научных форумах.
15 мая 2001 года он получил письмо из Киева от известного украинского поэта, лауреата Государственной премии УССР имени Тараса Шевченко, Леонида Вышеславского: «...Сегодня Вы меня радуете великолепным подарком – своей чудесной книгой о Николаеве и николаевцах… Мечтаю этим летом зачем-то съездить в Николаев…
И ясно – зачем. Вдохнуть воздух детства, встретиться с Вами, выступить с чтением стихов…
“Родством гордитесь, земляки!
Крепитесь дружбою, земляне!”
Так я хочу сказать во всеуслышание…

Всегда Ваш Леонид Вышеславский».

Здесь надо пояснить, что это письмо последовало после знакомства поэта с книгой  Е.Г. Мирошниченко «Я зачем-то съездил в Николаев…». Она содержала материалы архивных изысканий автора, мемуарные, дневниковые свидетельства замечательных писателей, деятелей культуры о Южном Причерноморском крае.

– В 1979 году, – продолжил он, – я защитил кандидатскую диссертацию на тему истории литературной критики: «Журнал „Литературный критик“ и его роль в литературоведении и критике 1930-х годов».
 
По целевому распределению Евгений Гордеевич вернулся в Николаевский пединститут, где проработал более двадцати лет. Эти годы нашли отражение в очерке «Кафедра», опубликованном в его книге «Степная Эллада», изданной в 2014 году.

Как специалист-филолог, он читал вузовские курсы истории русской литературы ХХ века, журналистики, истории издательского дела в Украине. Участвовал в научных конференциях, публиковался в литературно-художественных, научно-методических и периодических изданиях Николаева, Кировограда, Киева, Одессы, Симферополя, Харькова, Тулы, Москвы. Он принимал участие в дискуссиях о судьбе славянской словесности, русскоязычной литературы Украины, дважды выезжал в Болгарию, где читал лекции на летних курсах русского языка и литературы. Мирошниченко автор нескольких сотен статей, об этом можно судить по персональному библиографическому указателю, который был издан Николаевской областной научной библиотекой. Мне известны всего два подобных указателя – Дмитра Креминя и Евгения Мирошниченко.

Считаю полезным назвать главные работы Евгения Гордеевича. Его книги могут стать надежными источниками для всех, кто возьмется за изучение культурного прошлого Бугского края, художественного наследия талантливых мастеров слова, подаривших свое вдохновение степному Причерноморью.

Он автор уже упоминавшегося сборника историко-литературных очерков «Я за-чем-то съездил в Николаев…» (2001), «Время и бремя культуры» (2003), «Чайка над лиманом» (2005), «Город и миф» (2007), путеводителя «Литературный Николаев» (2008), культурологических изданий «Живущие на перекрестке» (2011) и «Степная Эл-лада» (2014).

Книга «Читали ль вы?» (2016) подводит своеобразный итог его творческих поисков. Она включает бабелевские и бунинские штудии (наброски); очерк о письмах В.А. Сухомлинского; эссе, родившиеся после путешествий по России, Франции, Калифорнии (США).


Десятки справочных статей николаевского филолога можно найти в «Українській літературній енциклопедії», «Енциклопедії Сучасної України», энциклопедическом справочнике «Николаевцы» 1999 года издания.

Он опубликовал целый ряд живых очерков и новелл о творческих судьбах ни-колаевских литераторов: Марка Лисянского, Эмиля Январёва, Василия Малагуши, Дмитра Креминя, Анатолия Поперечного, Владимира Пучкова, Анатолия Малярова, Павла Ткача…

Универсализм творческих занятий, присущих этому человеку, проявился в том, что начинал он с информационных жанров, сотрудничал с местными газетами и журналами (более десятка лет вел в «Южной правде» рубрику «Диалог культур»), был редактором двух вузовских альманахов, литературно-краеведческого журнала «Южанин».

Евгений Гордеевич шесть лет работал вместе с Дмитро Креминем в региональ-ном литературно-художественном издании «Соборная улица»; публиковал авторские колонки, очерки, эссе, рецензии на спектакли николаевских театров, историко-литературные статьи, посвященные С.А. Есенину, И.А. Бунину, В.М. Дорошевичу, А.М. Горькому, А.А. Ахматовой, Б.А. Чичибабину, писателям-землякам, ставшим жертвами политического террора в СССР.

Со своим любимым руководителем студенты-филологи дважды выезжали в Пушкиногорье (РФ), писали курсовые работы о русско-украинских литературных связях, посетили село Кандыбино, где в годы «хождения по Руси» побывал будущий пролетарский писатель Максим Горький (А.М. Пешков). Здесь он стал свидетелем сцены «вывода» – публичного наказания женщины, на которую пало подозрение в измене мужу.
Есть любопытное признание выпускницы Николаевского пединститута 2004 года Анны Бреславской. Вспоминая годы учебы, она с любовью пишет о своих наставниках: «Кафедра русской литературы (в моё время она называлась кафедрой мировой литературы и художественной культуры) стала для нас тем местом, где можно было согреть душу, где нас слушали и слышали, где помогали словом и делом. К нам относились как к равным и в то же время заботились о нас… Нас научили видеть и ценить прекрасное».

Не сомневаюсь, среди тех, о ком писала воспитанница вуза, был и доцент кафедры Е.Г. Мирошниченко. Сейчас я думаю – сколько еще уважительных слов в адрес героя моего очерка могли сказать его бывшие студенты, начинающие авторы, сегодня уже состоявшиеся творческие личности. Евгений Гордеевич был проводником в удивительный мир духовного поиска смысла жизни.
С 1969 года он член Национального союза журналистов Украины (1969), Союза писателей РФ (2001), в 2004 году был избран членом-корреспондентом Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, а через год назван дипломантом международной литературной премии имени великого князя Юрия Долгорукого.

Он постоянно печатался в литературной периодике Украины, России, русско-язычных зарубежных изданиях Франции, Германии, США.

Вечерело. Я украдкой посмотрел на часы. До отхода моей маршрутки оставалось около двух часов.

Евгений Гордеевич перехватил мой взгляд.

– Время ехать? – ему явно хотелось продлить наше общение. – Тогда я провожу. Твоё маршрутное такси отходит от рынка? А мне от рынка удобно добраться до дома.
Беседуя, мы медленно шли по Центральному проспекту. И никто не обращал на нас внимания. Ладно, на меня, но ведь я шел с удивительной личностью, ЖИВОЙ ЛЕ-ГЕНДОЙ! Это на небе ярко светят звезды. А на земле люди ничем друг от друга не отличаются. И, может быть, среди идущих нам навстречу прохожих тоже спешит по своим мирским делам ещё одна, а может и не одна такая же ЛЕГЕНДА.

Сегодня наш земляк живет на Западном берегу американского континента, в 2019 году он воссоединился с семьей младшего сына. И общаемся теперь мы с ним только путём электронных писем, к великому моему сожалению и стыду, очень и очень редко.

Здоровья Вам огромного, дорогой мой Евгений Гордеевич, и всего самого доброго!

PS
За две недели до Нового 2023 года я узнал трагическую новость: во Флориде, во сне, скончался сын Евгения Гордеевича, Игорь. Ему было всего 40 лет. Примите самые искренние соболезнования.


Рецензии