Homo sapiens Иванов А. К. Из книги Дорога моей жи

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
                (В.О. Ключевский)




Был конец октября 2014 года. Я медленно шёл с двумя увесистыми сумками по улице Фалеевской в сторону здания Николаевского отделения Союза писателей, что на улице Никольской, 44. В одной были книги, а в другой всё, что должно стоять и лежать на столе, создавая веселье. Сегодня у меня большущий праздник – мне должны вручать билет члена Союза писателей России! Об этом можно было только мечтать. И вот… эта мечта становилась явью! Сердце бешено колотилось от радости и счастья!

У Свято-Николаевской соборной церкви меня догнал моложавый мужчина в темном пальто, норковой шапке и мохеровом шарфе. В нём не было ничего необычного. Он абсолютно не отличался от проходящих мимо людей. Лучики морщинок у глаз и рта свидетельствовали о его позитивном характере, глубокие складки над переносицей – о силе характера этого человека. И говорил он тихо, с лёгкой хрипотцой, как сказку рассказывал. Такой голос нередко бывает у магов и гипнотизеров, их хочется слушать не перебивая. Этих людей обычно любят в коллективах, и они чрезвычайно добры.

– Здравствуйте, дружище-писатель! – произнес он улыбаясь. – Далеко путь держите?
Я не знал, что ответить. Сказать правду было неудобно, мол, какой я еще писатель, и пошутить не получалось – не мог придумать ничего правдоподобного.

– Ну, что молчите? Давайте мне ручку сумки, вижу, как вам тяжело её нести.

– Я не знаю, что сказать.

– То есть, стесняетесь?

– Получается, что так.

– Можно тогда я сделаю это за Вас?

– Было бы интересно. Вы волшебник или обладаете паранормальными способностями.

– Ни то и ни другое, хотя от подобных талантов не отказался бы. Вы идёте в Союз писателей?

– Да, – удивленно ответил я.

– И сегодня Вас принимают в члены Союза?

– Да, – я остановился, пораженный услышанным.

От произведенного эффекта мужчина рассмеялся.

– Извините, а вы кто? – глупо спросил я.

– Иванов Александр Кузьмич. Слышали о таком?

– Фамилия довольно редкая, но встречалась мне на жизненном пути один-два раза, – улыбнулся я.

– Я тоже писатель и иду на ваше торжество. Вы же Финогеев Александр Витальевич, или ошибаюсь? Так?

– Нет, то есть да… – я был в полной растерянности. – Совершенно верно.

Мы вошли в здание Союза писателей. В нём, кроме его бессменного председателя, поэта и барда, Вячеслава Тимофеевича Качурина, ещё никого не было.
Мы поздоровались.

– Александр Кузьмич, это вы его привели, или он сам дорогу нашел? – засмеялся Качурин. – Ну, – он хлопнул меня по плечу, – проходи, именинник. Ты хоть знаешь, с кем пришел?

– Да. С писателем Ивановым.

– Это великий человек! Он единственный из нас всех знает ноты. Композитор! С ним здороваться надо за версту…

 
Договорить он не успел, стали подходить гости, писатели, собратья по перу. Из Москвы приехал Владимир Николаевич Христенко, неистовый почитатель, собиратель и хранитель всего, что связано с писателями и адмиралами Николаева, теми, кто жил или родился в этом городе. Основатель интернет-журнала «Николаев литературный», который читают почти в ста странах мира. Вот этот человек и привез моё удостоверение. 

Мы быстро накрыли стол – и торжество началось.
Поднялся Вячеслав Тимофеевич Качурин, произнес трогательную и назидательную речь, вручил удостоверение члена Союза писателей России под аплодисменты присутствующих. Все радостно пожимали мою руку, искренне желая здоровья и творческих успехов, а я стоял, поджав губы, и слезы наворачивались на глаза. Я понимал, какой новый груз ответственности ложится на мои плечи перед читателями и этими людьми, в которых не было ни пафоса, ни надменности.
За это и выпили.

Затем поднялся Александр Кузьмич Иванов.

– Позвольте и мне, – он беззащитно улыбнулся, – сказать пару слов.

– Труд, упорный и изнурительный, создал из обезьяны человека! Ты, Саша, врач, а теперь и настоящий писатель, врачеватель человеческих душ, можно  и так выразиться. В тебе живет дар Божий! И его никак нельзя растерять. Ты – мастер рассказа, малой повествовательной прозы. На двух-трех страницах должен передать и показать всё: уместить сюжет, интригу, представить взаимоотношения и характеры героев. Это порой сложнее сделать, чем в больших формах, где есть широта и простор. Опыт и писательская фантазия должны быть неиссякаемы! А этого у тебя, как у человека, врача, военного моряка, прослужившего на флоте двадцать шесть лет, хватает с избытком. И пишешь ты интересно. И пусть не иссякнет писательский задор и талант! Благословляю тебя на этом поприще. У меня к тебе только один вопрос: ты человек взрослый, почему писать стал так поздно?

– Тянуло заняться этим давно, но в мозгу жили противоречия по поводу несправедливости, которая творилась на службе, да и не только на ней, которую создавали власть имущие. И это непременно бы вылезло на страницы! За что меня сослали бы в места, где Макар не занимался скотоводством, или изгнали со службы, а может быть и посадили бы. Между прочим, был такой начальник политотдела Фалин, который собирался подать на меня в суд, за то, что я описал его деяния, но побоялся, зная, что проиграет. А лебезить и петь хвалебные песни я не мог и не могу.

– Это хорошо, когда человек не кривит душой! Я желаю тебе всего доброго. Пусть твои книги не пылятся на полках библиотек, и чтобы ты нашел своего читателя!
Торжество переросло в пир. Александр Кузьмич взял гитару. В его руках она зазвучала профессионально. Пальцы не теребили струны, а искусно исполняли мелодию. Передо мной был уже другой человек – молодой, энергичный, с горящими глазами.


Ты сохрани от вспыхнувшей свечи
Волнение таинственного света,
Дыхание горячее в ночи,
Предчувствие вопроса и ответа…

Ты сохрани от начатой строки
Познание таинственного слога,
Прикосновенье трепетной руки –
Все сохрани, молю я, ради Бога!

– Этот человек – талантище! – тихо произнес сидящий рядом со мной Валерий Васильевич Бабич, автор многочисленных книг об авианесущих кораблях.

Меня очень заинтересовала личность Иванова. Придя домой, я открыл интернет и ахнул – у него было столько заслуг и наград, что и десятку человек было бы предостаточно. И вот что я узнал: Иванов Александр Кузьмич – профессор Николаевского филиала Киевского национального университета культуры и искусств. Заслуженный работник культуры Украины, член Союза писателей России, член Национального Союза журналистов Украины, член президиума Ассоциации деятелей эстрадного искусства Украины, заслуженный работник культуры Украины, доцент, член-корреспондент Международной Кирилло-Мефодиевской академии Славянского Просвещения

А.К. Иванов – поэт и прозаик, композитор, публицист, научный работник. Автор учебника по курсу «Гармония» для высших учебных заведений культуры и искусств, имеет около 100 научных и учебно-методических работ, а также публикаций по вопросам музыкальной педагогики, эстетического воспитания и украинского музыковедения.

Он автор более 100 вокально-хоровых произведений на авторские стихи и на слова украинских и российских поэтов.

В творческом багаже А.К. Иванова книги прозы, поэзии и песен («Пісні, що йдуть від серця», «Гей, заграйте, музики!», «Мне ветер сердце не остудит», «Моєї пісні бентежна струна», «Всё сокровенное я доверяю вам», «Зов романтики», «Портрет на фоне времени», «Варіаціі на вільну тему», «Музыкальный момент», «С подлинным верно», «Душа созрела для полета», «Новеллы», «Наука і творчість: двоєдиний вимірмистецтва»).

С авторскими концертными поэтическими и песенными программами он представлял свое творчество в Украине, России, Беларуси и Болгарии.

 В фондах Украинского радио и телевидения хранятся записи пяти телерадиопередач о творчестве А.К. Иванова, изданы авторские аудиоальбомы его песен («Исповедь наедине» в 2003 году и «Исповедь наедине-2» в 2004 году).

Александр Кузьмич Иванов – лауреат премии им. Ю. Яновского, лауреат журналистской премии им. Л. Крохмального, лауреат премии им. Н. Аркаса, заслуженный работник культуры Украины, лауреат многих фестивалей и конкурсов. По итогам рейтингов общественного признания А.К. Иванову присвоены почетные звания – «Горожанин года» в 2008 году, «Лидер в регионе» в 2008 году и «Имя в образовании» в 2009 году.

Меня просто поразил и восхитил этот человек. Он был настолько же Велик, насколько и Прост. В нём не было ни чванства, ни высокомерия, ни надменности… Он не считал себя Богом и не парил в облаках. Он был со всеми прост и открыт.
Как может один человек обладать таким количеством талантов? Я пошёл в библиотеку, взял все книги, которые он написал. Начал со стихов.

В ночной тиши не каждый замечает,
Как, времени идя наперерез,
Вдруг исподволь биение легчает
И умолкает колокол небес.
Он отзвучит хрустальным перезвоном
С невиданными россыпями нот,
И этот звон печальным унисоном
С последним стуком сердца совпадет.

Стихи были мелодичны и, казалось, сами звучали как песня.
 
Пел Александр Кузьмич самозабвенно, с какой-то затаенной грустью и любовью. И нельзя здесь не согласиться с польским поэтом А. Мицкевичем, который сказал: «Подлинной лирической поэзии без музыки не существует».

– Поэтическое деяние, – подчеркивает Иванов, – есть стремлением приблизить разговорную речь к музыкальной выразительности.

И это действительно так.

Проза А.К. Иванова также глубока и самобытна. В ней он раскрывает житейские истории, иногда грустные, чаще – с улыбкой, не принижая человека, а, наоборот приподнимая его, вещая правду простым и доступным языком.

Мы изредка встречались с Александром Кузьмичом на читательских конференциях, заходили к нему на кафедру с В.Н. Христенко и В.Т. Качуриным, но мне хотелось большего – поговорить с этим человеком, узнать его корни, дорогу жизни. Я осмелился и попросил у него найти время для встречи со мной. 

– Ты днём можешь? – спросил он.

– Могу.

– Я узнаю на кафедре свое расписание и позвоню тебе. Договорились?
Вскоре я сидел в его скромном кабинете, где самым ценным была гитара.

– Саша, тебе сорока пяти минут хватит?

– Вполне. Александр Кузьмич, – начал я. – Но мне хотелось  бы узнать о вас побольше, лучше всё!

– Это тебе зачем?

– Есть мысль написать о Вас.

– Ты думаешь, стоит?

– Не думаю, уверен!

– Хорошо, только кратко, без звезд и фейерверков. Не люблю этих павлиньих расцветок.

Он родился 6 ноября 1946 года в городе Александрия Кировоградской области. Его детство, как детство всех детей послевоенного времени, было голодным и босоногим. Учился Александр хорошо. Из доступных радостей – музыкальная школа. Сначала музыкой он просто увлёкся, а потом прикипел к ней всей душой, и как оказалось – на всю жизнь.

 
В 1970 году он с отличием закончил Кировоградское государственное музыкальное училище по классу баяна, а в 1980 году – музыкально-педагогический факультет Кировоградского педагогического института имени А.С. Пушкина и получил специальность – преподаватель музыки.

И вдруг приворожила гитара. Стал профессионально осваивать игру на гитаре. Начал сочинять свои песни, исполнять их. Вот до сих пор и пою, – смеётся Александр Кузьмич. – Неодолимую тягу к музыке я ощутил в детском возрасте, лет в восемь. Мой отец умел немного играть на мандолине, и научил меня играть на ней «Яблочко» и еще несколько мелодий.

 

Юное дарование

Отец, Кузьма Степанович, был шофером, прошел от звонка до звонка Великую Отечественную войну, а мама, Ефросинья Петровна, воспитывала нас, меня и двух братьев. Правда, была ещё старшая сестра, которую в оккупации, маленькой, толкнул фашист, и она, ударившись головой о стену, долго болела и умерла.

Мне купили гармонь. Я научился играть на ней быстро, но…в музыкальной школе произошло непредвиденное. Меня не приняли, как не прошедшего по конкурсу. На экзамене я будто бы неправильно воспроизвёл заданный ритмический рисунок стуком карандаша по столу. Крах мечты о музыкальной школе был первым серьёзным ударом в моей жизни. Но отец меня успокоил и договорился о частных уроках с учителем пения, неплохим баянистом.

А у нас во дворе…

Через год я бойко играл и неплохо знал ноты. При повторном поступлении в музыкальную школу я уже не стучал карандашом по столу, а исполнял музыкальные произведения на баяне и сдавал экзамен по музыкальной грамоте. Меня безоговорочно приняли, причём сразу во второй класс. Предлагали даже третий, но я отказался – хотелось поучиться дольше.

Чтобы стать профессиональным музыкантом, нужно овладеть тремя важными качествами. Первое: научиться бегло играть по нотам, сродни тому, как грамотный человек читает книгу. Второе: иметь хорошо подготовленные руки, чтобы легко преодолевать технические сложности исполнения. Третье: развить музыкальную память, позволяющую быстро запомнить наизусть музыкальное произведение.
На первый взгляд, ничего сложного. Но достигается это только путём упорных многолетних занятий. Я играл на баяне не менее четырёх часов ежедневно, разбивая это время на несколько «подходов». В музыкальном развитии я далеко опережал своих одноклассников, многие из которых учились в музыкальной школе, скорее по воле родителей, чем по своему желанию.

Когда юному Александру было тринадцать лет, он получил приглашение поработать баянистом в пионерском лагере, где ему предложили оклад 24 рубля за одну смену, плюс бесплатное питание. Это был его первый «музыкальный» заработок. 
К этому периоду относятся и его первые пробы сочинения музыки: для музыкального сопровождения утренней зарядки он сам придумывал мелодии. 

Большие изменения в моей жизни произошли в пятнадцать лет. Я окончательно решил посвятить себя музыке. Перешёл из дневной общеобразовательной школы в вечерне-заочную. Принял предложение директора музыкальной школы начать педагогическую деятельность и параллельно учиться в пятом выпускном классе. Моя трудовая книжка свидетельствует, что я действительно начал работать преподавателем по классу баяна Александрийской музыкальной школы, ещё не достигнув шестнадцатилетнего возраста.

Я стал музыкантом местного эстрадного оркестра, играл на баяне, научился играть на саксофоне.

В 1963 году Александр Кузьмич поступает в Кировоградское музыкальное училище по специальности педагог по классу баяна, руководитель оркестра народных инструментов. В училище был создан эстрадный ансамбль, и он играл в клубе на танцах. После второго курса музыкального училища Александра призвали в армию: отсрочка студентам училищ не полагалась. Служил он в штабе Киевского военного округа, в роте охраны.

Мысль о своём музыкальном совершенствовании Иванова не покидала никогда. Во время службы он поступает в училище педпрактики при Киевской консерватории на класс гитары. Здесь учился два года. Отслужив, он возвращается в родное училище и заканчивает 3–4-й курсы по классу баяна. В эти же годы учёбы работает гитаристом в оркестре Кировоградского народного театра оперетты. С этим театром он гастролирует по всей Украине, а в некоторых городах даже выступает со своими авторскими концертами. На последнем курсе музыкального училища Александр Кузьмич всерьез увлекся композицией и авторской песней, много занимается вокальной подготовкой, развивает диапазон голоса и дикцию.

В 1970 году я с отличием окончил музыкальное училище. С мечтой о консерватории пришлось расстаться: я уже был женат, мы с женой ожидали ребенка. Нужно было обустраивать семейную жизнь.

Позже я заочно окончил Музыкально-педагогический факультет Кировоградского педагогического института имени А. С. Пушкина, где получил основательную вокально-хоровую подготовку.

Стихи Александр Кузьмич начал писать ещё в школе, а в армии пробовал себя в написании песен.

Авторская песня пленила мою душу. Для тысяч и миллионов людей (среди них и я) авторская песня стала тем духовным стержнем, той религией, на которой формировался новый тип человека – человека думающего и чувствующего. Абсолютно не тиражируемые радио и телевидением песни Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Александра Галича, а позже Владимира Высоцкого знала вся страна.

Стихи – как эпиграф к песне. Эта творческая находка подвигла меня к созданию стихов, изначально не предназначенных для песен. В таком формате – стихи и песни – был издан мой первый музыкально-поэтический сборник «Мне ветер сердце не остудит».

Впервые мои стихи отдельно от нот стали проникать на страницы газет и журналов, что приблизило меня к поэтическому сообществу.

 Александр Кузьмич начал свою трудовую деятельность преподавателем в музыкальной школе. Был директором школы искусств и центра эстетического воспитания, где проводил исследование о влиянии художественно-творческой деятельности на эстетическое воспитание детей. Эксперимент был нашумевшим, а результаты оказались ошеломляющими.

Я всегда старался быть в гуще событий и всё увиденное и услышанное тщательно сохранял в своей памяти. А потом все впечатления, причудливым образом трансформируясь и обобщаясь, отражались в стихах и песнях. Очень точное определение этому процессу дал бельгийский поэт Э. Верхарн: «Поэзию следует искать не в сочетании слов, но в атмосфере, которую создают эти сочетания».
В стихах я не писал конкретно о том пожилом комбайнёре, с которым познакомился на колхозном поле под селом Дорожинка. И не писал напрямую о молодом горноспасателе, который спешно выводил меня из задымленной шахты. Он затолкал меня в клеть, – и наверх, к воздуху. А сам остался внизу. Вечером он не пришёл на мой концерт, как мы договаривались, и я очень волновался. Но обошлось. Всего-то три дня в больнице с отравлением угарным газом. По шахтёрским меркам и пострадавшим не считается.

Всё же все мои стихи и песни о них и для них. И со сцены я пою от их имени.
Мы уже никогда не узнаем, как и почему человек, подражая пению птиц, впервые попробовал воспроизвести голосом музыкальные звуки, отдалённо напоминающие мелодию. Кто первым додумался из разрозненных звуков свистящих косточек создать некое подобие музыкального инструмента? Но бесспорно и объективно, что человек всегда стремился окружать себя музыкальными звуками, и музыка развивалась вместе с ним. Существует теория, что если полностью и повсеместно перестанет звучать музыка, то человечеству грозит деградация и сумасшествие. Я этому верю.
С легкой руки украинского певца, ректора Киевского национального университета культуры и искусств, доктора педагогических наук, профессора, народного артиста Украины Михаила Михайловича Поплавского, А.К. Иванова в 1998 году переводят в Николаев в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе Николаевского филиала Киевского национального университета культуры и искусств Украины. Он пришел к студентам не с пустыми руками, а со своей методикой преподавания гармонии, самой сложной науки в теории музыки, со своими учебниками, где стройно и понятно разложил по полочкам премудрости предмета. Пришёл со своей песней, музыкой и стихами.

Вы понимаете, Александр, я вовремя понял, что звания и награды не делают человека умнее и талантливее. Тут важна некая долгосрочная творческая программа. Своё кредо я сформулировал так:

И пока меня, бегущего по краю,
Не подкосят в жухлую траву,
В каждом слове я живу и умираю,
С каждой нотой умираю и живу!

Десять лет Александр Кузьмич возглавлял Николаевский филиал Национального университета культуры и искусств, он – профессор кафедры музыкального искусства, незаурядный педагог и воспитатель, обладавший необыкновенной творческой харизмой. Всегда был внимателен к обычному студенту, считая его главной фигурой в университете. И студенты отдавали ему должное, очень ценили своего учителя и наставника.
   
В этом весь Александр Кузьмич Иванов, заслуги которого безмерны и оценены по достоинству.

Душа созрела для полета,
И миг счастливый не забыть –
Когда из тысячи мелодий
Моя любимая взлетит.
И понесет на чудо-крыльях
К тем, кто в оркестр навек влюблён,
Как будто новый мир открыли
И стал неповторимым он.

 
Разберите меня вы на части –
Пусть я буду без рук и без ног,
Но найдите ту капельку счастья,
Что для вас я наивно сберёг.

А удвоить её в Вашей власти –
Ведь с тех пор, как людей создал Бог,
Правят парные страсти-мордасти –
Пары в ЗАГСе, как пары сапог.

Да и троица тоже от Бога –
Вы простите уж мне, чудаку,
Три желанья простых до смешного –
Вам лизнуть руку, нос и щеку.

... Чисел бег остановится где-то
У истоков старинной молвы,
И вы вспомните семь чудес света,
А восьмым чудом станете Вы.

И на память о ночи бессонной
Согласитесь, в преддверии дня –
Вам восьмым чудом быть недостойно –
Станьте первой, одной для меня.

...Вот и всё. Снова слов многократъе
Завершило свой круговорот
У единственной капельки счастья,
Что во мне в ожиданьи живёт.

И меня не терзайте на части –
Пожалеете после о том.
Лучше вы, как хмельное причастье,
Принимайте меня целиком.

Александр Кузьмич был тихий и неприметный человек, но это был ЧЕЛОВЕК с большущей буквы.

Мы все ездили рядом с ним в маршрутном такси, троллейбусе и трамвае и абсолютно не знали, кто это, не видели его ВЕЛИЧИЯ. А оно было…

2 июля 2020 года перестало биться сердце Александра Кузьмича, но он продолжает жить в нас, в стихах и песнях.



               


Рецензии