Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Эгеида-3
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Введение. http://proza.ru/2023/12/28/33/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Первое время-1. http://proza.ru/2023/12/28/59/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Первое время-2. http://proza.ru/2023/12/28/105/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Первое время-3. http://proza.ru/2023/12/28/110/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Первое время-4. http://proza.ru/2023/12/28/814/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Первое время-5. http://proza.ru/2023/12/28/906/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. После потопа-1. http://proza.ru/2023/12/28/1159/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. После потопа-2. http://proza.ru/2023/12/28/1205/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. После потопа-3. http://proza.ru/2023/12/28/1546/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Египет-1. http://proza.ru/2024/01/05/1667/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Египет-2. http://proza.ru/2024/01/05/1714/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Египет-3. http://proza.ru/2024/01/05/1714/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Египет-4. http://proza.ru/2024/01/05/1929/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Египет-5. http://proza.ru/2024/01/05/1958/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Передняя Азия-1. http://proza.ru/2024/01/11/1001/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Передняя Азия-2. http://proza.ru/2024/01/11/1093/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Эгеида-1. http://proza.ru/2024/01/13/1733/;
Пеларгин В. Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Эгеида-2. http://proza.ru/2024/01/13/1826/.
Глава 5.4. АХХИЯВСКИЕ АХЕЙЦЫ
5.4.1. АХХИЯВА
5.4.2. АХЕЙЦЫ - НЕ ГРЕКИ?
5.4.3. МИКЕНСКАЯ АХХИЯВА
5.4.1. АХХИЯВА
Об ахейцах мы знаем от Гомера; о том, кого он имел ввиду под этим этнонимом - дискуссии ведутся и поныне. Или пришлый народ, захвативший власть в Пеласгии во времена Микена, или всех микенцев, называя их то пеласгами, то ахейцами, или кого-то ещё. Специалисты даже стали использовать два разных термина - "ахейцы (Гомер)" и "ахейцы (племя)", дабы употреблять мух и котлеты отдельно (раздельное, так сказать, питание). Здесь надо сказать, что эпическме поэмы Гомера - это "греческое всё", как Библия для евреев. И если в "Илиаде" Поэт упоминает ахейцев 598 раз против 182 упоминаний аргивян, 138 - данайцев и 1(!) - эллинов, то никто и никогда не переубедит греков, что в эпоху Героев они не назывались ахейцами. А то что львиная доля гомеровских топонимов, этнонимов, имен и пр. так и не обнаружена археологами и учёными - не беда, всё можно списать на свирепых и диких дорийцев, не ведавших, что творили.
Фукидид говорил, что Гомер не знал общего этнонима для того народа, который мы знаем как греков или эллинов; потому поэт (возможно, с соавторами) использовал этнонимы отдельных известных ему племен - ахейцы, данайцы, аргивяне - в контексте, заставляющем думать, что речь идет о всем народе Микенской Аххиявы времён Троянской войны:
"… Эллада во всей своей совокупности не носила еще этого имени, что такого обозначения её вовсе и не существовало … названия ей давали по своим именам отдельные племена, преимущественно пеласги. Об этом свидетельствует лучше всего Гомер. Он жил ведь гораздо позже Троянской войны и, однако, нигде не обозначает всех эллинов, в их совокупности, таким именем, а называет эллинами только тех, которые вместе с Ахиллом прибыли из Фтитотиды … других же Гомер в своём эпосе называет данаями, аргивянами и ахейцами" [5.32].
Итак, ни Эллады, ни Греции ещё не было, а ахейцы (Гомера) - вот они. Гомеровский этноним подхватили античные авторы. Ни о каком "вторжении ахейцев" ни Гомер, ни историки и писатели античности не говорили. Заговорили, другие авторы, когда время пришло: ахейцы де, индоевропейцы из "Придунайской низменности или даже степей Причерноморья", греки, вторглись вначале в Фессалию (с начала II тыс. до н.э.), позже - на полуостров Пелопоннес [В: Ахейцы]. Здесь они основали свою Микенскую цивилизацию, построили свои цитадели и города, свой могучий флот, создали своё микенское письмо и т.д. и т.п.
Потом много буйствовали на морях, надорвались в Трое и попали под молох братьев-дорийцев. Последним прибежищем, отведенным им дорийцами, якобы стала Ахайя (Ахея), гористая область на севере Пелопоннеса, не имеющая выхода к морю, где герои Трои могли заниматься скотоводством. Да еще фессалийская Ахайя, на юго-западе Фессалии, также пригодная для выпаса коз и овец. Ну и разведения свиней, куда без них.
Но все это - "высокая литература". А что исторические ахейцы? Упоминали ли о них современники? Переписывались ли ахейские цари с зарубежными "братьями"? До XIV в. до н.э. - полная тишина, затем появилось что-то - от хеттов.
Оказалось, что топоним "ахайя", точнее близкие к нему "аххиява" и "аххия", вполне себе историчен, встречается в переписке правителей Хатти и страны АХХИЯВЫ, а также в анналах царей Хеттской империи XIV-XIII вв. до н.э. [5.57]. Из найденных археологами табличек можно узнать следующее:
1. Отношения Хатти и Аххиявы если и не дружественные, то партнерские; хетты признают аххиявян равными (почти) себе и предпочитают улаживать конфликтные ситуации с ними мирным дипломатическим путем.
2. Правители Аххиявы и Хатти связаны определенными родственными отношениями; к примеру, жена Суппилулиумы I (царь Хеттского царства начала XIV в. до н.э.), возможно, родом из Аххиявы.
3. Яблоком раздора является расположенная на юго-западном побережье Анатолии страна Лукка (Ликия), протеже или вассал Аххиявы, но одна из провинций которой принадлежит Хатти.
К сожалению, хетты не локализовали Аххияву, указали лишь, что она "на западе". Сильная держава западнее Хатти? Мнения ученых разделились: одни называли Крит, другие - материковую Пеласгию, называя её Микенской державой. Второе мнение предпочтительнее (сомнение лишь в державности), т.к. к XIV веку крито-минойская цивилизация угасала, микенская же набрала силу. Главное же, за что хетты могли уважать аххиявян - мощный флот - был в то время у микенских пеласгов.
Итак, топоним "Аххиява" ("Ahhiywoi") означает название Пеласгии, данное ей хеттами по имени пришедших в ней к власти аххиявцев; близкий к нему топоним "Ахиява" ("Achaiwia") найден в табличках, написанных дешифрованным линейным письмом Б. Гомер знал об аххиявцах и использовал этот этноним в бессмертной "Илиаде", слегка изменив его (на "ахейцев"), как того требовала поэтическая форма? Круг доказательств замкнулся? Возможно, но тогда придётся принять и тот факт, что до XIV в. до н.э. хетты об ахейцах ничего не слышали, а значит, ахейцы появились в Греции в XV-XIV вв. до н.э. Что, впрочем, совпадает с нашей оценкой их прибытия, связанной со временем разработки пеласгами (финикийцами) микенского языка для вновь прибывшего этноса. Выходит, для ахейцев.
5.4.2. АХЕЙЦЫ - НЕ ГРЕКИ?
Но откуда прибыли ахейцы-аххиявцы? Официально принятая и вошедшая в учебники точка зрения (мы о ней уже говорили) - с севера. Почему? Потому что там находился ареал носителей индоевропейских языков, а именно на таком языке написаны найденные археологами глиняные таблички. Сам Вентрис сказал, с ним не поспоришь.
Однако ряд ученых продолжают придерживаться другой версии, появившейся в старые добрые времена, еще до Вентриса. А именно, историчные ахейцы - выходцы из Западной Анатолии, из хорошо известной и даже родственной хеттам страны, называемой ими Аххиявой. Примечательно, что в обширной мифологии греков, как и в античной традиции, не отражен факт вторжения ахейцев в Эгеиду из Европы. Греческим праотцом считается Девкалион, спасшийся, подобно Ною, от Всемирного потопа и обосновавшийся в Фессалии; там же родился и обитал его сын Эллин, греческий родоначальник. У Эллина было три сына - Дор, Эол и Ксуф; последний родил Эллину двух внуков - Ахея и Иона. Так появились на свет божий четыре греческих рода: дорийцы, эоляне, ахейцы и ионяне. И никаких заграниц. Правда, Прометей, дед Эллина, отец Девкалиона, провел некоторое время на Кавказе, прикованным к скале, но это может дать и хурритский след: гаплогруппа J2a родом (или пришла) с Кавказа. Да и хаттская G2a, похоже, оттуда (разд. 2.2.4.2).
А приход ахейцев из Малой Азии? Отражен ли он в греческой мифологии? Как ни странно, да. В мифе о ПЕЛОПЕ. Его нечестивый отец Тантал проживал близ горы Сипил, что восточнее современного турецкого Измира (бывшая греческая Смирна) и севернее Малого Мендереса (Эфес), где, как считается, находилась столица древней Арцавы [5.58]. Однажды, решив проверить всеведение богов, он пригласил их к себе и угостил мясом убитого им сына Пелопа. Номер не прошел, боги догадались и только "Деметра в задумчивости съела плечо Пелопа". Тантал был примерно наказан в подземном царстве "танталовыми муками", Пелопа боги оживили и наградили неземной красотой и плечом из слоновой кости, после чего тот отбыл (не один, конечно) на позже названный в его честь Пелопоннес, в Элиду, что по соседству с Ахайей.
По мифической генеалогии дочь Пелопа вышла замуж за Сфенела, сына легендарного Персея, царя Аргоса. Аргосский трон достался их сыну Эврисфею, а потом его дяде Атрею (в хеттских дощечках упоминается некий Аттарсия, правитель из страны "Аххия". Он же мифический Атрей?). У Атрея были двое сыновей - Агамемнон и Менелай. Они женились на дочерях Тиндарея, царя лакедемонян, Клитемнестре и Елене соответственно. Далее следует пересказать "Илиаду" Гомера с участием названных героев, поговорить о "нашествии народов моря" во главе с "акайваша", что мы и сделаем, но отдельно - и вот, легендарная история вышедших из Анатолии ахейцев-пелоптидов изложена.
Как видно, в изложенной версии ахейцы никакого отношения не имеют к могучему индоевропейскому племени, покорившему пеласгов и другие народы Эгеиды. Такого племени до дорийцев просто не было, как не было до них никаких масштабных вторжений в Эгеиду, оставивших хоть какие-то следы (о генетическом следе мы поговорим позже). Причем она (версия) никак не противоречит Гомеру и античной традиции; более того, она объясняет, почему последние порой не различают ахейцев с пеласгами: ахейцы там - просто один из пеласгических народов, попадающий под зонт под названием "пеласги".
Итак, ахейцы-аххиявцы пришли из Малой Азии, откуда мы, пропитанные античной традицией, их совсем не ждали. Да и греки ли они? Может, того, лудиты-симиты? Или, с чем ещё можно смириться, хатто-хурриты? Но не азиатские же аборигены, в конце концов! В колыбели европейской цивилизации! Кто допустил?!
Спасая положение, некоторые специалисты (Л.Гиндин, В.Цымбурский В. и др.) объясняют нам, что двигаясь из индоевропейских северных земель на юг, греки (первая волна) де не заметили дорожного указателя и повернули вначале не туда, в Малую Азию вместо Южных Балкан. Но, дойдя до страны Аххиява, осознали ошибку и повернули назад, в сторону Фессалии. И при этом изменили свое самоназвание на "ахейцы" в честь тупика, в котором оказались [5.59]. Дальнейшее известно: ахейцы в Фессалии, ахейцы на Пелопоннесе, ахейцы на Крите, далее везде. До "нашествия дорийцев".
(Объективности ради следует отметить, что приведенные выше рассуждения в определенном смысле подходят и для раскритикованной нами версии Л.Гиндина и В.Цымбурского [5.59], согласно которой ахейцы-аххиявцы - это греки, которые зашли в Малую Азию, пожили там да и ушли к своим, в Фессалию: "… мы не видим ничего невероятного в допущении, что некая часть прагреков, вторгшаяся в Северо-Западную Анатолию под 2300 г. до н.э. или позднее и продвинувшаяся к югу от Трои в сторону Герма и Меандра, могла заселить здесь местность, носящую анатолийское название Ahhijawa, и принять это название в качестве наименования своего этноса" [5.59].
Объяснить можно решительно всё; на то мы, сапиенсы, и наделены способностью ко лжи (читай: фантазии). Ну забрели греки в Малую Азию и чтобы не высовываться, слились с ландшафтом, назвавшись тамошним каким-то местом. Не понравилось, перебрались в Фессалию, но фессалийцами почему-то не назвались, хотя высунуться здесь было ещё опаснее: кругом фессалийцы-дорийцы. Остались тем самым малоазийским местом. Как понимать такое отношение к самоназванию народа?
И ещё одно: почему этих греков (аххиявцев) другие греки (дорийцы) били так же больно, как и прочих варваров? Из-за этнонима? Но тогда почему легко меняющие самоназвание аххиявцы не сменили его в этой чрезвычайной ситуации ("дорийского вторжения")? Ответ очевиден: этноним этот родовой, коренной, не придуманный в процессе любования чужими ландшафтами. И он не греческий, потому как аххиявцы не греки; а значит варвары в глазах греков, за что и были биты.)
Что ж, если занял выгодную позицию - держи её до последнего … оппонента. И очень похоже на толкование талмудических мудрецов. Автора совсем не удивит, если подобно появлению толстенного Талмуда, где сионские мудрецы толкуют Тору, вскоре появится столь же толстое толкование к "Илиаде" мудрецов европейских. Которые и расставят все точки над "и"; учёным такое не по силам.
Однако, надо признать, что без предположения о временном пребывании греков в Малой Азии задолго до образования Микенской Аххиявы трудно объяснить, как малоазийский топоним стал самоназванием страны греков. "Так, может, не греков?! В этом вся проблема. Не были б ахейцы греками - не было бы и проблемы!" - объясняет нам суть вопроса наш читатель. И он, конечно, прав. Но для разгула фантазии надо обойти М.Вентриса. А он, как мы уже знаем, утверждает две вещи: 1) письмо линейное Б создано для греческого языка; 2) оно создано для ахейцев. Из чего следует, что ахейцы - носители греческого языка, то есть греки (по крайней мере языковые, что-то вроде семитов).
Обойти Вентриса по пункту 1) сложно: нужно предложить иную дешифровку микенского письма, не используя предположения, что оно заточено под греческий язык. Вылезет перепись овец, коз и свиней - порядок, нет - продолжайте работать. А вот гипотеза о том, что ахейцы не этнические греки, а всего лишь языковые, более перспективна.
Представим себе, что некое малоазийское племя, называющее себя Аххиявой, под давлением могущественных хеттов перебирается в Фессалию, где уже давно обитают пришедшие с северо-востока греческие племена фессалийцев (позже их будут называть дорийцами). Сблизившись с ними, аххиявцы решаются связать судьбу своего народа с дорийцами, став их "родственниками". Словом, решаются на языковый сдвиг - сознательный переход на язык дорян [В: Языковая ассимиляция]. Процесс этот не быстрый, но и вполне возможный для тех, кто никуда не спешит [5.26].
(Напомним, что где-то в III тыс. до н.э. под давлением ряда европейских народов, передвигающихся из центра Европы в теплые края, в Подунавье, на Балканы, грекоязычные племена македнов вышли на северные рубежи Пеласгии: Эпир, Македония, Фессалия. Теснимая иллирийцами, часть македнов переместились на юг, обосновавшись на юго-западе Эпира (западное крыло), другая - в Фессалийской долине (восточное крыло); на севере над ними нависли близкородственные им македонцы. Античные историки назовут эти племена ДОРИЙЦАМИ (дорянами), которых разместят в исторической области ДОРИДА [5.60; 5.61].
Заметим, что самые плодородные земли Пеласгии находились в Фессалийской долине. Этим объясняется длительное пребывание там дорян: идти воевать Пелопоннес у них не было внутренних стимулов. Нужны были внешние.)
В племени аххиявян заметную роль играли хатто-хурриты, предки которых в незапамятные времена переселились в эти места из южной Анатолии и Северной Сирии (разд. 5.2.1); это обстоятельство в своё время способствовало установлению дружественных отношений Аххиявы с могущественным восточным соседом - хатто-хурритской державой Хатти. Аххиява процветала, впрочем, не так сильно, как её северный сосед - пеласгическая Вилуса, также лояльная к Хатти. Но затем отношения расстроились, и Аххиява стала союзником своего южного соседа АРЦАВЫ, главного противника Хатти на западе. Ответка не заставила себя ждать: хеттские цари, чуть ли не ежегодно включавшие в свой план-график пункт "умиротворение Арцавы", стали наведываться и в Аххияву.
Следует отметить, что Аххиява располагалась не только между Вилусой и Арцавой согласно [5.59] (по другим данным между Смирной и Милетом), но и между двумя Лариссами - той, что в Троаде и той, что близ Смирны. Это значит, что аххиявцы соседствовали с пеласгами и, возможно, были дружны с ними (напомним, что и среди пеласгов было немало этнических хатто-хурритов).
Пеласги сыграли значительную роль в судьбе аххиявцев. По-видимому, они перевезли аххиявцев морем в Фессалию, когда тем стало невмоготу от постоянных набегов хеттов. Там их взяли под опеку фессалийские пеласги, город Лариса и поселения которых занимали лучшие земли Фессалийской долины. Ахейцам (так стали зваться аххиявцы в Фессалии; впрочем, не исключено, что "ахейцами" они стали только у Гомера и по чисто просодическим причинам) отвели земли на юго-западе региона, в области, получившей название Ахайя (Ахейская Фтиотида).
Здесь надо сказать, что пеласги, наделенные многими талантами, но обделенные мужеством и умением постоять за себя и потому вечно гонимые (см. Введение, разд. 5.2.1), битве за свою обустроенную землю предпочитали отбытие в терра инкогнита. Лицемерные же гонители ещё и упрекали их за это: непоседы де, перелетные птицы, одно слово - "пеларги". Вот и претензии дорийцев на их земли в Фессалии вынудили многих пеласгов покинуть их и отбыть на юг, в Пелопоннес. Тогда-то оставшиеся без поддержки пеласгов ахейцы и приняли судьбоносное решение перейти на язык дорийцев. Что это был за язык? Сейчас его называют ЭОЛИЙСКИМ (по названию Фессалии во времена Микенской Аххиявы - ЭОЛИДА) или более изощрённо - ЭОЛИЙСКИМ ДИАЛЕКТОМ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА (см. разд. 5.2.2.3).
5.4.3. МИКЕНСКАЯ АХХИЯВА
Перешли, но "своими" у греков так и не стали. Рано или поздно случилась конфликтная ситуация и тогда ахейцы впервые узнали, что греки (дорийцы) "бьют по морде, а не по паспорту" (вновь ахейцы убедились в этом во время т.н. "дорийского вторжения", когда получили от своих "братьев" по полной, как и прочие "варвары"). Понимая, что противопоставить многочисленным воинственным и хорошо вооружённым дорийцам им нечего, засобирались ахейцы в Пелопоннес, в Микенскую Пеласгию, снова под крыло пеласгов. Ушли не все, часть эолян направилась в Эпир и далее в Италию, где позже они обосновались в Лации, став ПРОТОЛАТИНЯНАМИ, так как принесли в Италию ПРОТОЛАТЫНЬ - тот самый эолийский диалект греческого языка (см. разд. 5.2.2.2, 5.2.2.3).
Микенцы приняли ахейцев, отвели на севере полуострова земли для расселения; так появилась пелопоннесская АХАЙЯ. Пеласги помогли в обустройстве пришельцев и интеграции их в микенскую цивилизацию, разработав в том числе для них линейное письмо Б. И вполне естественно, что использовали его ахейцы, земледельцы и скотоводы, в основном для хозяйственных нужд и фиксации прав собственности на имущество; никаких тебе монументальных надписей, ни какой бы то ни было литературы. Таким образом, ЛИНЕЙНОЕ Б ПИСЬМО СОЗДАВАЛОСЬ ДЛЯ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА, НО НЕ ДЛЯ ГРЕКОВ.
Отношения между пеласгами и ахейцами складывались нормально, ахейцы жадно впитывали элементы культуры пеласгов, находящихся на более высокой ступени цивилизационного развития. Обладая преимуществом над критянами-симитами на море, пеласги с ахейцами стали пиратствовать, захватывая и разоряя прибрежные, вновь отстроенные (после войны и минойского извержения [В: Минойское извержение]) дворцы. По-видимому, около 3,4 тлн они высадились на Крите и захватили его. Решающая роль в операции принадлежала ахейцам; по её завершении они пришли к власти на Крите и, постепенно, на материке, вытеснив пеласгов из их укрепленных дворцов. Минойская цивилизация пала, формировалась потенциально могущественная держава - МИКЕНСКАЯ АХХИЯВА.
Это, конечно, не прошло мимо хеттов, которые имели свои виды на Восточную Эгеиду в стремлении стать морской державой. Именно в это время возникает дипломатическая переписка "братьев" - хетских царей с правителями ахейцев, в которой хетты называли страну своих визави Аххиявой и Аххией (другого названия, видимо, не знали, потому как его и не было). Ахейцы, судя по всему, не возражали, им нравилось. По крайней мере, протестующих писем не обнаружено.
Впрочем, интерес Хеттской империи к Эгеиде в это время был невелик: все силы были брошены на борьбу с Египтом за гегемонию в Ойкумене. "А за стеной уже что-то ковали"; видимо, железо, которое придёт на смену бронзе. Близилась цепь событий, которые сметут и хеттов, и микенцев, и многих других. Но принесут, наконец, в Аххияву подлинных греков. Равноценно? Видимо, нет, т.к. историки назовут эти события катастрофой, "бронзовым коллапсом".
Глава 5.5. ЛЕЛЕГИ-КОВАЧИ
СОДЕРЖАНИЕ
5.5.1. ЖЕЛЕЗО
5.5.2. ХАЛИБЫ
5.5.3. КОВАЧИ
5.5.4. ТЕХНОЛОГИИ
5.5.1. ЖЕЛЕЗО
Важнейшие события в Эгеиде - "дорийское вторжение", "нашествие народов моря" - будут связаны с оружием из железа и ознаменуют собой смену эпох: окончание Бронзового века и наступление Железного. Познакомимся же с фрагментом истории этого металла.
С метеоритным железом люди знакомы давно, с VIII тыс. до н.э., возможно, и раньше. Железная пластина не метеоритного происхождения была найдена в кладке Великой пирамиды. Это означает, что либо пластина использовалась грабителями пирамиды при её взломе, либо строители пирамид под руководством сифитов научились работе с железом (экстракция, ковка и др.), либо пластина появились из хранилищ Первого времени, а значит, леванты работали с железом ранее 14,0 тлн.
Вопрос остается открытым, но … Известным египтологам Г.Масперо и Ф.Питри также посчастливилось найти проржавевшие останки инструментов (долота, мотыги), относящиеся ко времени не позднее VI династии, 4,4-4,3 тлн ; самым же старым железным предметом официально считается т.н. "топор Гибсона", найденный в шумерском Ниппуре и датируемый 4,3-4,0 тлн, что вполне коррелирует с египетскими находками [5.62].
"Между тем вокруг железа Древнего царства бушевали и продолжают бушевать споры … египтяне с их печами для выплавки меди и искусственным дутьем (дули через специальные тростниковые трубки [5.63] - авт.) могли достигать температур до 1500 <град> С и делать губчатое железо. Но другие методы их работы с металлами еще были несовершенны (ковка меди была на высоте [5.63] - авт.). И сделать рывок вперед на фоне спада Древнего царства они, вероятно, не сумели. А если даже чего-то достигли, то в период Смуты (1-ый промежуточный период) потеряли достигнутое. Обратим также внимание на то, что плавка железа требовала большого количества угля. И с древесным углем, как представляется, тоже могли быть проблемы: пирамиды 4-ой династии поглотили огромное количество сил и исчерпали многие ресурсы" [5.62].
Трудно не согласиться с [5.62]; отметим только, что делать "рывок вперед на фоне спада Древнего царства" было некому: строители пирамид, включая ковачей (кузнецов), которых обвинили в том, что они "поглотили огромное количество сил и исчерпали многие ресурсы", 4,5 тлн были высланы на остров Крит [П5; П7]. С их отбытием "железная" история (и не только) в Египте надолго прервалась: "… также, как деградировало искусство строителей пирамид, технология производства железа была утеряна, вплоть до того, что позднее, осваивая в поисках медной руды Синайский полуостров, египтяне не обратили никакого внимания на имевшиеся там залежи железной руды" [5.64].
Нам представляется, что "египтяне не обратили никакого внимания на имевшиеся там залежи железной руды" не только потому, что потеряли со специалистами и многие компетенции, но и потому, что просто не знали что есть железная руда. Еще Джосер, египетский царь, начинавший со своим зодчим Имхотепом проект по созданию Мемориала Левантийской цивилизации (по строительству пирамид), позаботился об инструментах из меди и бронзы, захватив принадлежащие финикийцам медные рудники Вади Магхара на Синае и организовав поставки олова из порта Лотхал [П3, часть 2; разд. 3.3.2]. Так что про медные руды они знали; использовали, в основном, окисные: бирюзу, малахит.
Но в составе оксидных медных руд нет оксидов железа, значит с экстракцией (извлечением ) железа из руды египтяне познакомились не здесь. Несмотря на то, что выплавка меди и экстракция железа путем прямого восстановления его оксидов сыродутным методом технически близки и осуществляются примерно при одних и тех же температурах. Остается "черный песок", больше известный сегодня как "магнетитовый", содержащий оксиды железа - магнетит и гематит. Содержит он и золото, свинец и другие тяжелые металлы, что хорошо известно современным старателям. Скорее всего (и на это указывают раскопки в Нубийской пустыне), увлечение железом началось у египтян с попыток извлечения золота из черного песка методом, похожим на плавку меди. Но довести технологию они, вероятно, не сумели или не успели: труба позвала на Крит. Да и черного песка, видимо, было немного. Хотя встречается он и сегодня, например, на пляжах Хургады, в Сафаге.
5.5.2. ХАЛИБЫ
Следующая страница истории освоения железа принадлежит ХАЛИБАМ, жившим в Малой Азии, на побережье Черного моря, в устье реки Галис (совр. Кызылырмак), близ города Амис (совр. Самсун) [В: Халибы]; там, где черные пески. Именно они довели технологию производства железа из магнетитового песка "до ума". Вот что об этом писал Аристотель: "… халибы несколько раз промывали речной песок их страны (выделяя тяжелые минералы - "черный шлих" - авт.), добавляли к нему какое-то огнеупорное вещество и плавили (возможно, "извлекали" будет точнее - авт.) в печах особой конструкции; полученный таким образом металл имел серебристый цвет и был нержавеющим" [5.65; 5.66].
По-видимому, речь идет о сыродутных горнах (см. ниже); под "огнеупорным веществом", скорее всего, имеется в виду какой-то флюс, понижающий температуру экстракции и облегчающий отделение металла от шлака (отсюда после ковки серебристый цвет), и/или изменяющий свойства шлака, например, его способность разрушать используемые огнеупоры [5.67].
Хотя, вероятно, "огнеупорное вещество" Аристотеля - это борные руды (бораты) колеманит и пандермит; название последнего происходит от порта и района Пандерма на Мраморном море (совр. Бандырма), близ которого и находятся месторождения пандермита, включая крупное - Султан-Чаир. Кстати, недалеко от них и гора (хребет) Ида, которая займёт важное место в нашем повествовании, и устье реки Галис, где без устали трудятся халибы. Сейчас бы этот район назвали горно-металлургическим.
"Небольшие добавки бора (микролегирование стали - авт.) вызывают … резкое улучшение прокаливаемости (увеличение глубины упрочнения стали при ее закаливании - авт.), повышение жаропрочности (что сопровождается повышением сопротивляемости к окислению (ржавлению) - авт.) … возрастает твердость и износостойкость, улучшается свариваемость …" [5.68]. По-видимому, добавка пандермита была главным ноу-хау халибов, которым они весьма дорожили.
Но продолжим про железо. Обосновались халибы на Черном море, видимо, давно. Уже в XVIII в. до н.э. в городе хаттов, коренных жителей Центральной Анатолии, Пурусханде, в центре Малой Азии, у озера Туз обнаруживаются их изделия из железа. Царь Куссара Анитта, подчинивший Пурусханду, так описал одно из поразивших его событий: "Когда на город Пурусханду в поход я пошел, человек из города Пурусханды ко мне поклониться пришел. Он мне железный трон и железный скипетр в знак покорности преподнес" ("Текст Анитты" [5.66]). Не известно, ходил ли Анитта на халибов; думается, он их не тронул, но вот на приморский город хаттов Цельпуву, расположенный неподалеку, ходил, и не раз.
Получали подобные подарки от халибов (позже их преподносили хеттские цари) и другие могущественные властелины. Так, в гробнице фараона Тутанхамона (около 1350 г. до н.э.) был найден стальной кинжал в золотой оправе - подарок хеттов. Правда, сделан был кинжал из метеоритного железа.
Однако широкого распространения изделия халибов, а в основном это было оружие, не получили. Почему? Скорее всего, халибов ограничивали производственные мощности. И "узким местом", главным ограничителем здесь выступает сырье, черный песок с достаточным выходом шлиха, пригодный для работы. Действительно, в своих поисках магнетитового песка они, похоже, добрались и до Колхиды. Вот что пишет Аполлоний Родосский о халибах в своей поэме "Аргонавтика" [В: История производства и использования железа]:
"На следующий день и в наступившую за ним ночь аргонавты прибыли к земле халибов. Они не занимаются ни возделыванием земли при помощи быков, ни разведением каких-либо сладких плодов, не пасут стада на росистых пастбищах; раскапывая железоносную твердую землю (так выглядит черноморский магнетитовый песок или галька - авт.), они выменивают добытое железо на жизненные припасы; никогда не встает для них заря без новых трудов, среди черной копоти и дыма исполняют они свою тяжелую работу".
"Выменивая добытое железо на жизненные припасы", знали ли халибы, что их изделия являются предметами роскоши, достойными египетских фараонов? А если продаются (обменом), то стоят в 5-10 раз дороже золота? Как знать. Может, халибы были детьми горных духов дактилей от земных женщин и тяжкий труд ковачей был их сутью, их судьбой?
Вот какую характеристику дает им прикованный Прометей в разговоре с пеласгийской принцессой Ио, превращенной Зевсом в корову (из высокой любви) [5.69]:
"Где стонут волны ропотом глухим.
Налево от тех мест живут халибы,
Железа ковачи; ты их страшись:
Они свирепы, негостеприимны"
(Эсхил. "Прикованный Прометей").
В другом переводе: "… они суровы и неприступны для чужеземцев". Думается, что такой народ никто не стал бы завоевывать, тем более, ассимилировать или интегрировать в свое государство. Проще "выменивать железо за жизненные припасы", т.е. за еду, чем, видимо, и занимались все их соседи: хатты, хурриты, касситы, ассирийцы и др. Пока хетты не монополизировали этот "рынок железа".
Что касается хаттов, то, похоже, они издревле помогали немногочисленным халибам в их ремесле, выполняя вспомогательные операции (основные, связанные с технологией, халибы тщательно оберегали от чужих глаз): добыча и подготовка сырья, производство древесного угля (углежжение), транспортировка грузов и др. Кроме того, они, по-видимому, занимались сбытом готовой продукции - обменом железных изделий халибов на необходимые им продукты, и охраной. Потребность в их услугах особенно возросла в Колхиде, куда вслед за халибами перебралось немало и хаттов.
(Возможно, с севера Колхидской низменности ушли в своё время предки хаттов на Нагорье (см. разд. 2.2.4.2). Не исключено и другое: именно так появились хатты на Западном Кавказе и именно это позволит лингвистам будущего утверждать о близости хаттского и абхазо-адыгских языков.)
О халибах в Колхиде есть и историческое свидетельство: в глиняных табличках (1450-1400 гг. до н.э.) архива фараонов Аменхотепа III и Эхнатона упоминается о выделке железа колхами (колхидцами; колхидцы-kolhidos и halibos-халибы, звучит похоже). Это их изделия "вместе с 318 наложницами кинжалы и кольца из хорошего железа (стали - авт.)" послал царь Митанни Тушратта фараону Аменхотепу III в подарок [5.65].
А вот еще одно легендарное свидетельство явно не масштабного производства железа халибами. Ассирийский царь Салманасар I (1274-1245 гг. до н.э.) просит хеттского царя Хаттусили III прислать ему побольше железа. И получает ответ: "Что до хорошего железа, о котором ты мне писал, хорошего железа в моём и "доме печати" (склад - авт.) в Киццуватне нет. Сейчас плохая пора для производства железа, о котором я писал. Они сделают хорошее железо, но пока еще не закончили работу. Когда они закончат, я пришлю его тебе. Теперь я посылаю тебе железное лезвие для кинжала" [5.70]. (Может, и для Тутанхамона не нашлось на складе собственного железа, изготовили кинжал из метеоритного?) Впрочем, этот эпизод, возможно, дает пример политики сдерживания недружественной Ассирии, проводимой царями Хатти.
Быть может, о сдерживании думали и халибы. Но не Ассирии, а хеттских царей. Могло быть и так, что халибы отнюдь не горели желанием вооружать хеттскую армию железными мечами и топорами, давая ей неоспоримые преимущества в глобальном противостоянии с Египтом. Почему? Об этом несколько позже, когда узнаем, откуда пришли халибы.
Итак, малоазиатские халибы, в античной традиции "отцы железа" (греческое "халибос" и означает "железо", "сталь"), безусловно, оставили яркий свет в истории железа, но их черный песок не вписался в мейнстрим прогресса черной металлургии и, возможно, несколько задержал наступление Железного века.
5.5.3. КОВАЧИ
С греками спорить трудно. Особенно с античными. Назначили халибов "отцами" - значит те и есть отцы. Но отцы отцами, а рожают матери. Если не железо, то самих халибов. И на роль "матерей" претендентов достаточно, все, кто так или иначе мог соприкасаться с халибами в местах их обитания, определенных, конечно, тоже античными греками: адыги, абхазы, картвелы, армяне, хурриты, хатты и т.д. и т.п.
Поучаствуем м мы в отыскании корней халибов. Для начала посмотрим на их соседей, расположившихся на морском побережье между бассейнами рек Галис и Акампсис (совр. Чорох). Страбон, а также Плиний, Аполлоний Родосский, Ксенофонт и др. называют племена ГАРГАРЕЙЦЕВ и ТИБАРЕНОВ (моссиноков). "Этноним "гаргар" … в аккадской лексике отмечается в формах gargaru, gurgurru, karkaru и буквально переводится как "мастер по металлообработке" (а также по дереву), то есть кузнец, медник" [5.71]. С другой стороны Страбон утверждает, что: "После Скепсиса идут Андиры, Пионии и область Гаргары … Эти местности занимали ЛЕЛЕГИ, равно как и области около Асса [5.23, XIII,с.572].
Отсюда следует, что гаргарейцы - это лелеги-ковачи, просто другое название этноса или его части, связанное с локализацией, образом жизни, родом деятельности и т.п. В античной традиции это было в порядке вещей. Но когда и зачем они оказались рядом с халибами? И кто такие тибарены? Аполлоний Родосский в "Аргонавтике" сообщает:
"Там … несчастнейшие из людей, рабочие-халибы, заселяют скалистую и суровую страну, занимаясь обработкой железа. Вблизи, выше Гентейского мыса Зевса Гостеприимного живут богатые стадами тибарены. За этим мысом моссинки (прозвище тибаренов - авт.) занимают занимают лесистую страну и предгорья, устраивая себе жилища в деревянных башнях и крепкие ограды, которые называются мосинами; отсюда они и сами получили название". И еще из схолий (комментариев) к "Аргонавтике": "Тибарены … слывут самыми справедливыми людьми и никогда ни с кем не вступают в сражение, не известив заранее о дне, месте и часе битвы …" [5.71].
Постойте, но автор где-то уже читал о "праведных кузнецах". Ну конечно, вот оно: "Город (Бад-тибира - авт.) долгое время переходил из рук в руки между царем Ларсы, Син-иддинамом, утверждавшим, что построил великую стену Бад-тибиры, и царем Исина (Иссина - авт.), Липит-Иштаром, "пастухом Ниппура (жрецом бога Энлиля, покровителя Ниппура, религиозной столицы шумеров - авт.)", утверждавшим, что построил здесь "Дом праведности" [В: Бад-тибира]. Напомним, что Бад-тибира ("Укрепления медников", "Крепость кузнецов", совр. Тель аль-Мадиан в Ираке) является одним из пяти легендарных допотопных городов Шумера во главе с Эриду. По поверью, эти пять городов южного Двуречья (Эриду, Бад-тибира, Ларак, Сиппар и Шуруппак) и составляли восточную землю Нод, куда удалился Каин после изгнания; Бад-тибира же, возможно, был городом внука Каина Тувалкаина, "который был ковачом всех орудий из меди и железа" (Быт 4:27).
Далее: "Во времена Аккадского царства Бад-тибира стал называться Дур-гургурри" [В: Бад-тибира]. Ну вот, тибарены из Бад-тибира и гаргарейцы из Дур-гургурри снова вместе! В шумерской гильдии "металлистов", во времена отчаянной борьбы шумерского Иссина с аморейской Ларсой, где Иссин, а с ним и великая цивилизация Шумера проиграла, уступив сменившему её Вавилону. После этой войны, как мы уже говорили, иссинцы, а с ними и шумерские тибарены-гаргарейцы, ушли вверх по Евфрату, в Киликию, и основали город Исс на берегу Исского залива (совр. эалив и город Искендерун в Турции - авт.); 3,8-3,9 тлн часть из них перебралась на Крит, где присоединилась к высланным из Египта строителям пирамид (тоже, между прочим, выходцам из Шумера), образовав со временем этнос ЛЕЛЕГОВ.
Таким образом, понтийские гаргарейцы и тибарены суть лелеги-ковачи. А что же халибы?
В своей "Истории" [2.19, II,103-105] Геродот делится с нами следующей занимательной информацией о колхах и египтянах. Оказывается, мифический фараон Сесострис, которого часто отождествляют с Рамсесом II (Сетсу-Ра), 1279-1212 гг. до н.э., или с Сенусертом III, 1879-1841 гг. до н.э., ходил аж в Европу воевать скифов и фракийцев, а на обратном пути, "когда подошел к реке Фасису (совр. Риони, Колхидская низменность, Грузия - авт.), то оставил там часть своего войска". Затем главное: "Ведь колхи, по-видимому, египтяне … потому что они темнокожие, с курчавыми волосами … подвергают себя обрезанию … Только они одни да египтяне изготовляют полотно (льняное - авт.) одинаковым способом. Также и весь образ жизни, и язык у них похожи".
Понятно, что сообщает нам Геродот нечто мифическое, особенно в части Сесостриса. Египетские цари любили ходить на юг, "низвергать презренный Куш", где приладились бить "негров" и возвращаться героями-победителями. Сенусерт III минимум трижды проделывал это [В: Сенусерт III], чем заслужил славу национального героя Египта и … Божественного покровителя Нубии. Что же касается севера, то ходили туда египтяне неохотно, редко, недалеко. Ни один царь-фараон не пересекал Тавр, что уж тут говорить про Кавказ.
Отметим, правда, что в комментариях к Олимпийской песне "Беллерофонт" Пиндара уже не говорится, что колхидские пришельцы - воины Сесостриса, а говорится, что так как они "ВЫСЕЛЕНЦЫ ИЗ ЕГИПТА, то поэтому они и чернокожи; они возделывают лён и ткут из него полотно, как египтяне" [5.72]. Это уже ближе к истине. По поводу выселенцев из Египта.
В общем же, как известно, "нет дыма без огня". Видимо, надолго запомнились колхам крепкие и мужественные, темнокожие и курчавые парни, в которых они сразу же признали египтян. И не ошиблись, то были уже знакомые нам халибы-ковачи, черные от от своих сыродутных печей, добравшиеся до Колхиды в поисках черного песка для выплавки железа. Их предки начинали заниматься этим ремеслом еще в Египте в эпоху строителей пирамид, среди "вольных каменщиков" Имхотепа. Около 4,5 тлн (и об этом мы тоже говорили не раз) эти предки оказались на Крите, где пытались продолжить отработку технологии получения из магнетитового песка железа и других металлов.
Не найдя такого песка на Крите, они продолжили поиски на побережьях Малой Азии, пока не добрались, наконец, до юго-восточного берега Черного моря. Здесь они осели в устье реки Галис (см. выше); по-видимому, обломочные породы Понтийских гор, содержащие магнетитовые руды, солнцем, ветром и водой превращенные в черный песок, выносились Галисом к морю, где и попадали в их печи. Затем шли за песком по побережью, сначала на восток, затем на север, пока не добрались до Колхиды, где роль Понтийских гор играли Аджаро-Имеретинские, роль Галиса - Риони и множество других небольших речек:
"Содержание магнетита в полосе пляжных отложений длиной около 50 км между реками Чорох и Бзыбь колеблется в пределах 2-3%. Однако оно может достигать 70% в линзах и прослойках мощностью 4 см в верхнем метровом слое. Наиболее богатые россыпи залегают между реками Супса и Натанеби, где пески сосредоточены в мелководной зоне шириной 1,0-1,5 км и пляжной полосе от 10 до 70 м. Общая длина россыпей достигает 10 км" [5.73].
Это в наши дни. А в древности все было много круче и, кстати, Колхида по некоторым данным тянулась вдоль юго-восточного берега Черного моря от реки Кызылырмак в Турции до реки Бзыбь в Абхазии.
Что ж, вполне ожидаемо и халибы оказались лелегами-ковачами, до поры до времени узко заточенными под магнетитовые пески. Были и другие лелеги-ковачи, бывшие египтяне-медники, которые не увлекались черными песками, а всегда работали с горными рудами. В отличие от халибов они, предпочитая "синицу в руках", не покинули Крит, а наладили на острове производство меди и бронзы (месторождение меди находилось близ города Гурния, а также на Иде; олово приходилось завозить). Работали эти лелеги и в других местах: на Лаврийских рудниках Аттики, на островах Сифнос и, возможно, на Кипре. На Сифносе и Кипре помимо меди, золота, серебра имелось и железо.
По всей видимости, вначале крицу (см. [В: Крица]) они получали как побочный продукт в сыродутных печах для выплавки меди, ведь технически процессы плавления меди и восстановления железа схожи и протекают практически при одинаковых температурах. Что же касается сырья, то в отличие от оксидных медных руд Синая (малахит), с которыми работали их предки, лелегам приходилось использовать сернистые руды (Кипр, Сифнос), в частности, халькопирит, содержащий как медь, так и железо. Вот крица и случалась. Затем, видимо, сообразили, что должны быть камни, которые, подобно черному песку (ведь и песок прежде был таким камнем!) их сородичей халибов, дают много железа. Критерии для поиска магнетитовой руды просты: цвет - черный, притягивает железо.
Нашли в XV-XIV вв. до н.э. на … Иде, но не на Крите, а в Троаде (топоним "Ида" принесли в Троаду, видимо, изгнанные с Крита лелеги (см. гл. 5.6)). Позже Плиний сообщит в очередном мифе, что греческий пастух по имени Магнес, пасший своих коз на Иде, чуть не лишился своих сандалий, потому как их железные гвозди (не иначе как фирменные, "от халибов") сильно притягивались попираемыми камнями; как водится у греков, камень назвали магнетитом.
Так, где-то в XIV в. до н.э., после высылки с Крита (гл. 5.6), собрались в окрестностях троадской Иды ЛЕЛЕГИ И ИХ КОВАЧИ: ХАЛИБЫ, ГАРГАРЕЙЦЫ, ТИБАРЕНЫ. СОБРАЛИСЬ, ЧТОБЫ СТАТЬ ПЕРВОТКРЫВАТЕЛЯМИ ЖЕЛЕЗА И ЗАВЕРШИТЬ ВЕК БРОНЗЫ. Глубоко символично, что завершить его выпало потомкам тех, кто создавал великие цивилизации Бронзового века в Шумере и Египте.
5.5.4. ТЕХНОЛОГИИ
Понятно, что опираясь на свой опыт выплавки меди и на ноу хау "отцов железа" халибов, лелеги-ковачи достаточно быстро (по историческим меркам) отработали технологию экстракции железа из руды и принялись её совершенствовать. Но им требовалось решить еще две задачи:
- разработать новые технологии изготовления оружия из железа и стали, заметно превосходящего бронзовые аналоги; здесь лелеги изобрели т.н. сварное оружие, о котором речь пойдет ниже, а также технологии закаливания и науглероживания металлов;
- создать мощности (рудники, печи, мастерские, участки углежжения, транспортно-складскую инфраструктуру и др.), достаточные для производства железа и стали и изготовления оружия в объемах, необходимых лелегам для реализации задуманного ими грандиозного плана (разд. 5.6.2).
На это ушло 200 лет, с XIV по XII вв. до н.э.
"А как же Тувалкаин? Библия его род, а не лелегов называет первыми кузнецами", - может спросить наш читатель-эрудит. Действительно: "И взял себе Ламех (прапраправнук Каина - авт.) две жены: имя одной Ада, и имя второй: Цилла (Селла) … Цилла также родила Тувалкаина (Фовела), который был ковачем всех орудий из меди и железа" (Быт 4:19,22). Здесь, по мнению автора, финикийская Библия дает нам две подсказки:
1). Первые кузнецы были из рода Каина. Так оно и есть в нашей реконструкции: род Каина является носителем гаплогруппы Т1, лелеги - из этого рода (неизвестный (пока) субклад гаплогруппы Т1а2);
2). Тувал (Табал) - область в районе Исского залива. Отсюда шумеры-иссинцы отправились на Крит, где стали лелегами; сюда же, в Палистин, они и вернутся, завершив свою миссию в Эгеиде и назвавшись ФИЛИСТИЙЦАМИ (ФИЛИСТИМЛЯНАМИ) [В: Табал; В: Палистин]. Что же касается филистимлян, то Библия уже прямым текстом подтверждает их монополию в регионе на железо:
"Кузнецов не было во всей земле Израильской; ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья. И должны были ходить все Израильтяне к Филистимлянам оттачивать свои сошники, и свои заступы, и свои топоры, и свои кирки, когда сделается щербина на острие у сошников, и у заступов, и у вил, и у топоров, или нужно рожон поправить" (1 Цар 13:19-21).
Как это мило: хочешь поправить щербину на топоре или рожон - иди к заклятому врагу. Не правда ли, читатель?
Но о филистийцах мы еще поговорим, пока же заметим с чувством глубокого удовлетворения: замысловатый пасьянс сложился. Осталось сказать ещё несколько слов собственно о железе. Выше его "открытие", т.е. получение из горной руды, мы связали с лелегами и с XIV-XII вв. до н.э. (из магнетитового песка - значительно раньше). Примерно эти же даты (но не лелегов!) называют и другие авторы.
Так, Климент Александрийский в "Строматах" утверждает, ссылаясь на греческие предания, что железо было открыто на горе Ида примерно в 1450 г. Только он не уточняет, на какой Иде - критской или троадской. Может это и не важно, если сделали открытие дактили, обитающие в двух Идах. Вот и Вергилий в "Энеиде" говорит о родственности троянцев и критян:
"Остров Юпитера (Зевса у греков - авт.), Крета (Крит - авт.), лежит средь широкого моря,
Нашего (троянского - авт.) племени там колыбель, где высится Ида…".
Современные авторы часто датируют открытие железа XII в. до н.э., связывая его с "крахом бронзового века" и наступлением века железного, когда на Ближнем Востоке произошел резкий скачок в объемах производства изделий из железа, вытесняющих бронзовые аналоги. Многие утверждают, что во всем виноват вдруг сложившийся дефицит олова, без которого массовое производство бронзы невозможно. Будь олова побольше - до сих пор дрались бы мы бронзовыми мечами. Справедливости ради, однако, отметим, что ни вина олова в "скачке", ни сам скачок не доказаны.
Однако именно потребность в совершенствовании оружия во многом определяет технический прогресс; так было всегда, так было и в древности, где требовался твердый упругий легкоплавкий материал, поддающийся ковке. Над этим и работали древние металлурги.
(Напомним здесь читателю, что за металл называется в обиходе "железом". Это сплав железа (Fe) как химического элемента с другим элементом - углеродом (C); в зависимости от доли углерода в сплаве принято выделять:
- железо, если углерода менее 0,02% - мягкий, пластичный, тугоплавкий (температура плавления около 1540 град) материал, хорошо поддающийся ковке;
- сталь, если углерода от 0,02-2,14% - менее мягкий, пластичный и тугоплавкий (1540-1150 град), чем железо, материал; хуже поддается ковке, после закалки (резкого охлаждения после сильного нагрева) становится твердым и хрупким, ковке не поддается;
- чугун, если углерода более 2,14 - хрупкий, легкоплавкий (1150 град) материал [В: История производства и использования железа].)
И их первым великим достижением была сыродутная печь для извлечения железа из руды [5.74] - обмазанная глиной с песком или мелкими камнями яма (позже - каменный или керамический горн), сооружённая на склоне оврага, обрывистого берега реки (моря) или холма с наветренной стороны (до появления устройств принудительной подачи воздуха), со слоенным "пирогом" из железной руды и древесного угля. Восстановление железа (освобождение оксидов железа от кислорода путем связывания его углеродом, содержащимся в угарном газе, выделяемом древесным углем) происходило при температуре примерно 900 град, без его плавления. Воздух использовался "сырым", без подогрева (отсюда неуклюжее: "сыродутная" печь). По окончании процесса из печи изымалось "тесто", которое проковывалось (с нагреванием) для удаления шлаков. Получалось низкоуглеродное губчатое железо, мягкое и ковкое, названное позже "крицей" (кричным железом).
Однако оно не годилось для изготовления оружия. Чтобы как-то укрепить его, приходилось прокаливать железо; при высокой температуре и недостатке кислорода поверхностный слой металла насыщался углеродом и становился более "стальным". Со всеми побочными эффектами; например, точиться такой слой не желал - стальная режущая кромка крошилась. Кто пользовался карандашами, тот знает: мягкий грифель (аналог железа) легко заточить, но он быстро и затупится; твердый (аналог стали) затупится не скоро, но заточить его проблематично - ломается.
Следующим важным шагом в освоении железа было изобретение т.н. сварного оружия [В: История производства и использования железа]. Так как ни железо, ни сталь в чистом виде для оружия не годились, решено было объединить их в "пакет", чтобы усилить полезные и ослабить вредные свойства каждого из материалов. Пластины железа и стали сваривали, нагревая их до пластического состояния, что облегчало схватывание, и соединяя ковкой. Или даже без нагрева (холодная сварка).
Так, меч представлял собой "бутерброд", где хлебом было железо, маслом - сталь. Недостатками его были излишняя массивность и недостаточная прочность. А также отсутствие упругости: хорошее сопротивление удару могло погнуть или сломать его. Упругость можно было обеспечить через плавление железа, но, увы, добиться температуры 1540 градусов металлурги смогли лишь к середине 19 века. Нашей эры. Что же касается сочетания остроты и твердости - помогала закалка уже заточенного железного изделия. Что и засвидетельствовал Гомер [2.24, IX,395]:
"Расторопный ковач, изготовив топор иль секиру,
В воду металл, раскаливши его, чтоб двойную
Он крепость имел погружает".
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Ссылки на Википедию даются прямо в тексте. При этом:
- "В: Текст" означает: "http://ru.wikipedia.org/wiki/Текст/";
- "W: Text" означает: "http://en.wikipedia.org/wiki/Text/";
- "Q: Text" означает: "https://ru.qaz.wiki/wiki/Text".
2. Цитаты из Библии даются согласно тексту Библии в синодальном переводе, размещенном на ресурсе: https://bible-ctnter.ru/ru/bibleface/
3. Представленный текст существенно опирается на работы автора:
- П1. Пеларгин В. Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 1. До потопа и после. "Ридеро", 2023.
- П2. Пеларгин В. Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев. "Ридеро", 2023.
- П3. Пеларгин В., Вязгина Ю. Хамиты. "Ридеро", 2023.
- П4. Пеларгин В., Вязгина Ю. Евреи, сыны Хама. "Ридеро", 2023.
- П5. Пеларгин В., Вязгина Ю. Лелеги, сотворившие Бронзовый коллапс. "Ридеро", 2023.
- П6. Пеларгин В., Вязгина Ю. Два Рима. Два христианства. "Ридеро", 2023.
- П7. Пеларгин В., Вязгина Ю. Мемориал цивилизации левантов. "Ридеро", 2023.
- П8. Пеларгин В. Еврейскую Библию написали финикийцы. http://proza.ru/2020/05/09/116/
- П9. Пеларгин В. Финикийцы пишут Библию и уходят в евреи. Предисловие. http://proza.ru//2023/12/24/1307/
- П10. Пеларгин В. Финикийцы пишут Библию и уходят в евреи-1. http://proza.ru/2023/12/24/1546/ Ханаан-этап
- П11. Пеларгин В. Финикийцы пишут Библию и уходят в евреи-2. http://proza.ru/2023/12/24/1807/ Бабель-этап
- П12. Пеларгин В. Финикийцы пишут Библию и уходят в евреи-3. http://proza.ru/2023/12/25/1091/
- П13. Пеларгин В. Финикийцы пишут Библию и уходят в евреи-4. http://proza.ru/2023/12/25/1158/
ЛИТЕРАТУРА к части 5
5.1. Дарда С. Пояс мира. https://beltofpeace.com/
5.2. Афанасьев А. Филистимляне - забытый народ. https://his.lsept.ru/2020/no06/
5.3. Гуцуляк О. Крах цивилизаций бронзового века. http://proza.ru/2016/02/18/2580/
5.4. За крахом бронзового века может стоять засуха.
5.5. Молина М. Бронзовы коллапс, или куда делись все эти люди. Чем был вызван кризис средиземноморских цивилизаций три тысячи лет назад. https://nauka.tass.ru/sci/6816685/
5.6. Каневский Д. и др. Экологические корни кризиса позднего бронзового века. https://ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3743901/
5.7. Пеласги. https://tezar.ru/pel.htm/
5.8. Пеласги - Wikiwand. https://wikiwand.com/ru/Пеласги/
5.9. Алмистов А. Краткие систематизированные знания по пеласгам (pelasgoi).
https://samlib.ru/a/almistow_a_a/pelasgi/
5.10. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1496000000/
5.11. Сафронов В. Индоевропейские прародины. М., 1989.
5.12. Культура Винча. https://diunov.livejournal.com/257589.html/
5.13. Клейн С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. СПб., 2007.
5.14. Зелев А. Финикийцы - это евреи. http://proza.ru/2007/09/02/100/
5.15. Низовский А. Загадки антропологии. М., 2004.
5.16. Платон. Миф о пещере.
5.17. Климатическая инерция - Climate inertia. https://ru.abcdef.wiki/wiki/Climate_inertia/
5.18. Эгейская цивилизация.
5.19. Зильберман М. Земля Ханаанейская. http://samlib.ru/z/zilxbernan_m_i/
zemljahanaanejskaja.shtml/
5.20. Холмогоров Е. Крит. Прекрасные дамы, поедающие младенцев. https://dzen.ru/a/ZCB19pAInTDwNumG/
5.21. О кровавых жертвоприношениях у евреев. Куда пропадают дети? https://selenadia.livejournal.com/386415.html/
5.22. Геродот. История. https://liberbook.me/the_history/
5.23. Страбон. География. https://ancientrome.ru/antitr/strabo/index.html/
5.24. Платон об Атлантиде (оригинал из диалогов Тимей и Критий). https://questtim.blogspot.com/2015/08/blog-post_96.html/
5.25. Тит Ливий. История Рима от основания Города. https://ancientrome.ru/antilitr/t.htm?a=1364000000/
5.26. Темпы языкового сдвига.
5.27. Семейкин В. Этруски в Италии: место и время прибытия. http://proza.ru/2017/04/11/1479/
5.28. Обросков А. Этруски и пеласги. http://proza.ru/2016/10/28/737/
5.29. Миронова Л. А был ли РИМ? Когда Европа была ещё немая … http://proza.ru/2009/12/09/821/
5.30. Качанов С. Капитолий. https://agades-ser.livejournal.com/174831.html/
5.31. Максимов А. Нашествие. Суровые законы. М.: "Нюанс", 2008.
5.32. Локтев Р. Крит и Санторини. Минойская цивилизация. М.: "Эксмо", 2020.
5.33. Клесов А. История ариев и эрбинов. Европейский Запад против европейского Востока. М.: "Концептуал", 2019.
5.34. Павсаний. Описание Эллады. https://ancientrome.ru/antilitr/t.htm?a=1385000000/
5.35. Льюис Х. Магия древних стен. https://samlib.ru/hamant_1/building.shtml/
5.36. Бабушкин В. Камбейская градостроительная цивилизация. http://proza.ru/2015/11/28/381/
5.37. Архитектура Крита и Микен.
5.38. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. М.: "Вече", 2000.
5.39. Емельянов В. Древний Шумер. Очерки культуры. С-Пб., «Петербуржское Востоковедение», 2000.
5.40. Минойская цивилизация.
5.41. Сравнение египетских и греческих богов.
5.42. Филон Библский. Финикийская история. http://biblicalstudy.ru/Lib/Father2/FilonB.html/
5.43. Пеласги. https://ltraditionalist.livejournal.com/791711.html
5.44. Край И. Нерасшифрованные тексты: загадки древних символов.
5.45. Яралиев Я., Османов Н.О. Пелазгская письменность. Линейное письмо А и линейное письмо Б.
5.46. Вуд М. Троя: в поисках троянской войны. М., "Столица-Принт", 2007.
5.47. Дарда С. Пояс мира. Глава 15. Что в имени твоем Пеласги, Лелеги? https://ru-sled.ru/chto-v-imeni-pelasgi-lelegi/
5.48. Тюменев А., акад. К вопросу об этногенозе греческого народа. https://annales.info/greece/
small/etnogen.html/
5.49. Яралиев Я. Крито-Микенская письменность. https://alpan365.ru/krito-mikenskaya-pismennost/
5.50. Древняя Утика. https://dostoyanieplaneti.ru2781-drevnyaya-utika/
5.51. Немировский А. Нить Ариадны. В лабиринтах археологии. М.: "Вече", 2007.
5.52. Немировский А. Нить Ариадны: эгейская археология. https://sno.prol.ru/lib/nemirovskiy_nit_ariadny/3.html/
5.53. Рол Д. Боги Авариса. М.: "Эксмо", 2011.
5.54. Кадм - Cadmus. https://ru.abcdef.wiki/wiki/Cadmus/
5.55. Шампольон Ж. О египетском иероглифическом алфавите.
5.56. Древнеегипетская письменность и её потомки. https://garshin.ru/linguistics/scripts/old-egiptian/
5.57. Семейкин В. Хетты и Аххиява: проблемы взаимоотношений. http://proza.ru/2018/11/04/1832/
5.58. Арзава - Arzawa. https://ru.abcdef.wiki/wiki/Arzawa/
5.59. Гиндин Л., Цымбульский В. Троя и "Пра-Аххиява". https://annales.info/mal_az/small/praahh.htm/
5.60. Хаммонд Н. История Древней Греции. М., "Центрополиграф", 2008.
5.61. Цыпин В. История Европы. Дохристианской и христианской. Истоки европейской цивилизации. Том 1. Эллада в эпоху дорийского завоевания.
5.62. Производили ли железо в Древнем царстве Египта?
5.63. Кинк Х. Как строились египетские пирамиды. Изготовление орудий и строительных деталей из меди. https://proznania.ru/books.php/?page_id=926/
5.64. Из истории железа. https://proshkolu.ru/user/kola2011/blog/339044/
5.65. Железо. https://metaljournal.com.ua/iron-2/
5.66. Гиоргадзе Г. "Тексты Анниты" и некоторые вопросы ранней истории хеттов. http://annales.info/hetts/small/anitta.htm/
5.67. Шлакоустойчивость огнеупорных материалов. https://metal-achive.ru/osnovy-metallurgii/2002-sh/
5.68. Бор в стали.
5.69. Эсхил. Прикованный Прометей (перевод А.Пиотровского). https://rvb.ru/ivanov/1_critical/2_eshill/03add/03.html/
5.70. Шпаковский В. Железо ковачей-халибов. https://liveinternet.ru/users/bolivarsm/post452951220/
5.71. Гаргары, они же халибы и тибарены, что в переводе означает кузнецы. https://rizvanhuseynov.com/2013/03/blog-post.html/
5.72. Пиндар. Олимпийские песни. http://ancientrome.ru/antlitr/pindar03.htm/
5.73. Курников Ю. и др. Магнитный песок: новый взгляд на перспективы практического использования.
5.74. Металлургия древности. Загадки сыродутного горна.
5.75. Гомер. Одиссея. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=134403/
Свидетельство о публикации №224011401214