Азбука понятий

Видео:  …………………..
Файл в формате ПДФ: 
Публикация:  https://fabulae.ru/prose_b.php?id=143313

С чего начать нашу азбуку?
Конечно мы начнём с диалектики, которой нам программировали мозги в пору нашей учёбы.

ВИКИПЕДИЯ:
Диале;ктика (др.-греч. ;;;;;;;;;; «искусство спорить, вести рассуждение» от ;;; «через; раздельно» + ;;;; «говорю, излагаю») — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующие противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления[1].

В истории философии основные мыслители определяли диалектику как:
• учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит)[3];
• искусство диалога, понимаемого как постижение истины путём постановки наводящих вопросов и методичных ответов на них (Сократ)[4];
• метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон)[3];
• науку, касающуюся общих положений научного исследования — или же, что одно и то же, общих мест (Аристотель)[5];
• учение о совмещении противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно)[3];
• способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант)[3];
• всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории (Гегель)[3].

Противо-положности… Противоречия…
Почему нам удобно «противоположить» какие-то понятия?
Что есть противоположность сладкого, – кислое, горькое или солёное? – здесь явно чего-то не хватает в нашем понимании. В природе существуют разные качества, их много, но некоторые из них противоположны или противо-положены нами?

Первичный метод познания:
Жарко – холодно …
Плохо – хорошо …
Добро – зло …

Так удобно противопоставить? Может быть, так удобно только для начала, а потом должно произойти что-то ещё?

Применим этот метод к самой диалектике:
  -  Противоположности борются? – ну да, бывает.
  -  Противоположности сотрудничают? – несомненно бывает и так.
  -  Противоположности сосуществуют? – а это куда девать?

Во время сосуществования подготавливаются новые этапы борьбы и сотрудничества… То есть это совершенно иное состояние, чем наши противоположения:

  -  Оно текучее какое-то;
  -  Оно обеспечивает развитие, трансформацию и устойчивость системы;
  -  Оно качественно совершенно иное, но в каком-то смысле оно – синтез противоположений;
  -  Оно и то, и другое и, в то же время, ни то, ни другое.


Тезис, антитезис, синтез – это о том же?
Вроде бы и да, но ясно видно, что эта схема более упрощённая, более формальная, более жёсткая, как бы выхолощенная до примитивной условной математичности – плюса и минуса.
Почему «антитезис»? – Это формальная операция, неживая. Это некое упрощение.
А в нашем примере о диалектике где тезис, а где антитезис? И с какого полюса нужно начать? – От настроения зависит?
Здесь явно чего-то не хватает…
Это, очевидно, зависит от конкретного расклада данного момента, либо от поставленной задачи.

А теперь отрефлексируем честно самих себя – мы сделали что?

Мы методом аналогии сопоставили ряд наблюдаемых явлений (в определённом аспекте рассмотрения) и подобрали к ним слова. При этом обнаружилось, что описание пространства логических возможностей потребовало обозначения трёх крайних точек или состояний наблюдаемого явления.
Однако описание пространства это ещё не есть процесс. Это больше похоже на структуру, на глубокую суть, крайние точки которой при каких-то условиях смогут служить опорами и даже мотивами движения.

Ещё один пример: Жизнь – Смерть – Жизнеспособность
Тот же самый ряд. Но, минуточку, здесь обнаруживается, что все три «крайности» абсолютно необходимы для поддержания реального процесса жизни:
-  горение веществ получает необходимую энергию;
-  обновление происходит через умирание клеток;
-  запас высококачественного вещества необходим для стабилизации процесса.
При этом в самих крайних состояниях системы процесса либо нет совсем, либо он очень недолгий.

Таким образом:
  —  Любой живой процесс всегда является единством "противо-положностей",  которых оказалось три, а не две;
  —  Противопоставление «ДА» и «НЕТ»  или  категоричное двоичное мышление не способно описать явления жизни;
  —  Это всего лишь первичный и самый примитивный процесс познавания;
  —  «Молодёжный нигилизм», как известно, со временем проходит и мышление становится более реальным и более адекватным жизненным процессам.

Какова же истинная природа такого описания?
Предположим, что некая сущность проявляет себя в трёх аспектах. Причём, теперь мы знаем, что это не абсолютные крайности, а всего лишь несколько сдвинутое равновесие. Есть сущность и есть проявления, – а что будет третьим дополняющим и уравновешивающим элементом?
Какой-то текучий процесс их взаимодействия?

Понятие сущности или, как говорят философы, ноумена (в отличие от феномена) всегда было основным камнем преткновения:
  —  То ли это некая глубокая реально существующая субстанция;
  —  То ли это просто умозрительный посыл, который позволяет просто как-то обозначить наши представления.
Мы не будем спорить ни с утверждателями, ни с отрицателями, поскольку и те и другие скорее всего говорят о том, чего по большому счёту не знают сами. Не будем спорить со спорщиками.

Предметы веры здесь не обсуждаются. А разработка экспериментов дело тонкое и требует очень глубоких и строгих подходов. К тому же, когда мы имеем дело с человеком и его сознанием, то результаты экспериментов будут полностью определяться исходными установками и посылами его сознания.
А тогда это всё о чём?
О том, что научное мышление нужно организовать внутри сознания и достоверность его лежит в проблемной зоне личной ответственности самого человека, умения честной саморефлексии своих состояний и строгости логических построений, которая тоже определяется небезупречными опытными накоплениями.
Требуется совершенно иной особый подход, который способен непредвзято анализировать так называемые «я-сообщения» и всё-таки вывести исследование на тропинку корректного эксперимента с резонансными явлениями психики.

Тем не менее мы можем обозначить сознательно некий экзистенциальный, то есть наиболее абстрактный, полюс и посмотреть непредвзято на имеющиеся по факту конструкции языка.
Материала для такого анализа оказывается неожиданно много.

Платон:
Триединство добра, истины и красоты.

Истина
Красота
Добро

Истина              Дух,                Дух                            Воля             
Правда              Материя,      Материя                    Разум           
Реальность        Энергия        Сознание                    Чувства       

Сопоставление такого рода конструкций показывает их достаточно очевидную корреляцию между
собой и высвечивает те же самые три полюса:

Сущность
Проявления
Текучий процесс

При этом понятие воли попадает всё в тот же экзистенциальный полюс и как бы спрашивает нас – а с какой глубины идёт этот первоначальный импульс?
Но не всё здесь так элементарно просто, так как реально отследить это может только сам человек, но насколько легко ему это удаётся и где граница достоверных самонаблюдений и верований?
Опять нам придётся оставить азартных спорщиков в стороне.
Да и нетрудно заметить, что когда пространство логических возможностей описано, то понятия уточняются (в конкретном контексте, конечно) и большинство философских споров становятся ненужными. Нужно лишь определиться о каком пространстве смыслов мы ведём речь в каждом конкретном случае и наметить крайние точки.
Так удобнее? Или причины гораздо глубже?

Обратим также внимание на то, что понятие правды в приведённом примере, в некотором возможном употреблении может включать в себя и истину и реальность. Употребление понятий и их значимость фундаментально зависит от конкретного контекста и аспекта рассмотрения.
О чём здесь спорить?
Нужно просто каждый раз договариваться о том, что именно мы имеем в виду.
О богатстве поэтических ассоциаций и неожиданности контекстов тоже стоит упомянуть. По крайней мере, нужно признать, что развитое таким способом воображение нередко позволяет сделать почти пророческие предвидения и открытия. Поэтому не будем пренебрегать накопленным опытом человечества и богатством необычных подходов различных идеологий и систем мышления.

Продолжим в том же порядке:

Тайна                Труд              Вечное
Принцип          Познание      Разумное
Сознавание      Любовь        Доброе

Будущее            Вневременное                Свобода                   
Прошлое          Временное                      Необходимость       
Настоящее        Поток зарождений        Осознанность           


Отрицательные троичности:

Невежество        Неверие          Ложь                    Недовольство
Гнев                    Сомнение      Лицемерие          Цинизм
Страсть              Страх              Насилие              Шатание

Из известной книги советских психологов о таланте:

Энергопотенциал
Психомоторика
Критичность

Порядок немного иной, но суть та же.
И энергопотенциал неожиданно попал в экзистенциальный полюс, который в этом аспекте понимается как  глубокий источник силы, а не просто энергия, которая вращается в данном случае в кластере психомоторики. Это существенное уточнение для создания психологических методик развития талантов.

Задачка потруднее – философские категории:

Качество
Количество   
Мера       

Почему количество попало в экзистенциальный полюс?
Само по себе количество наиболее абстрактно, так как оно само по себе ни о чём не говорит, пока не проявлена мера, то есть структура конкретных обстоятельств. Пример рычага наиболее показателен.

Исследование вещества:

Состав             
Структура       
Свойства         

Состав – абстракция? Да, так как свойства зависят от конкретной структуры.

Всеобщее
Единичное
Особенное

Как видим, экзистенциальность наша становится всё более конкретной… В этом даже юмор какой-то ощущается. Но что же она собой представляет реально?

Индийская философия:

            Карма            Направление        Беспредельность 
            Джнани          Взаимосвязь          Иерархия                 
            Бхакти            Средство                Сердце                       


Военные термины:

            Цель              Стратегия
            Метод            Тактика
            Средство        Задача


Религия:

              Свобода                      Вера,                  Вера 
              Справедливость      Суд                    Логика
              Любовь                      Милость          Опыт-чувство


              Истина        Шива              Разрушитель         
              Путь            Брахман        Творец                     
              Жизнь          Вишну            Хранитель               


Тенгрианство ( https://fabulae.ru/note.php?id=68887 ):

              Тенгри                                                          Всё есть ОДНО и всё равнозначно
              Умай Шеше (Всеобщая Матушка)        Жизнь каждого имеет смысл 
              Человек                                                      Всё важно и имеет значение


Христианство:

              Отец                  Активное   
              Святой Дух      Пассивное   
              Сын                  Вершащее   


Древняя самая фундаментальная мантра:

А    Мысль - основа                Сахасрара
У    Свет - начало                    Сердце
М  Тайна - сокровенное        Кундалини


Из приведённых примеров очевидно, что экзистенциальность – это  некая глубина, вернее – некое устремление к глубине и направление внимания к непостижимому. И пока речь идёт о человеке и его сознании, то приблизительно можно представить себе его иерархию:
  -  Состояние тела зависит от наполненности энергией.
  -  Энергия в значительной степени определяется эмоциональной культурой.
  -  Эмоции по-видимому управляются разумом (в здоровом варианте).
  -  Что же находится выше разума?
  -  Можно и разум разделить на три отдела, но вопросов от этого не становится меньше.
Чтобы не погружаться в слишком произвольные аналогии с разветвлениями древних учений, определим это как надментальные структуры и далее, идя этим путём, признаем существование некоего фокуса (полюса), который, будучи «диалектически» полярным логике и структуре, обладает качеством принципиальной невыразимости с помощью математических и логических методов, а также словами языка.
Собственно это и утверждали древние:
«Ошибается тот, кто спрашивает и ошибается тот, кто отвечает».

Вот к чему приводит диалектика, если идти последовательно и до конца. Но есть ли конец?
Остаются открытыми вопросы о субстанциональном носителе.
Реально, при исследовании человека, эти вопросы возникают горазда раньше. Например, при анализе музыкального ряда и его восприятии выясняется, что в сознании есть некий резонатор аналогичный звучащей струне со своими центрами колебаний, в результате чего и рождается гармоничный звукоряд.
Нервными импульсами это не объяснимо, поскольку скорость их передачи очень мала (примерно 50м/с) и явно не соответствует возможностям восприятия.

Итак, существует экзистенция и танцы философии вокруг неё. Для нас важно осознание относительности её понимания, но при этом признание законности и практической значимости этого полюса мышления.

И ещё один «удар» троичного описания по логике.
Всегда есть три области смысла:
  -  Область, где любое данное высказывание верно
  -  Область, где оно неверно
  -  И некая область текучей «неопределённости».

Наши рабочие гипотезы, которые нарабатываются в процессе познавания, остаются таковыми лишь на то время, в течении которого они способны служить нам опорой. Затем они заменятся более адекватными и т.д. Следовательно, опять намечается необходимость признания полюса непостижимого до конца.

Тем не менее природа наших культурных накоплений каким-то образом обеспечивает некоторую стабильность «полёта»:
  -  В основе накоплений всегда лежит идея, смысл и суть, то есть структурно-логическое начало;
  -  Должна быть наработана психомоторика, то есть умение реализации;
  -  И самое трудно уловимое – это действие, которое раскрывает описанную нами вертикаль сознания,
      вследствие чего, рождаются цветы творчества, проявляется истинная природа человека, его глубина
      и достоинство – это и есть то самое экзистенциальное начало и, по большому счёту, главная наша ценность.
С одной стороны она магнитит и зовёт, но с другой стороны может вызывать и опасение.

Так или иначе, но нам, в силу нашей природы и природы нашего мышления, удобно воспринимать мир троично полярным. Однако, здесь мы снова упираемся в стену:
Логическим путём невозможно определить целесообразное положение в середине треугольника. Мы просто описали пространство возможностей. Но и только!
Придётся через циклы опыта и рефлексию качества своих состояний строить искомую динамику приложения усилий.

Итак, мы в начале цикла. Новая ситуация, здешние правила игры нам известны только частично и т.д.
Что делать?
Сидеть затаившись можно некоторое время, но в этом случае наша деятельность будет лишь рефлекторной (в ответ на приходящие импульсы) и мы будем лишь частью чужих программ. Проявить себя может быть и страшновато, но главные для нас ответы – рефлексию данности на наши главные устремления, мы иначе получить не сможем:
  -  Нужно быть искренним (но не откровенным)
  -  Честным (но стоять выше формализма)
  -  Чистым (но не чистюлей)

В каком-то смысле даже выгоднее опередить все окружающие нас динамические организованности. А в острых ситуациях просто необходимо сбить чужие программы.

Пожалуй самое лучшее – это проявить волю (1) так как мы умеем, в соответствии с глубинным внутренним стремлением, а там – «война план покажет».

Пришло время рефлексии (как именно война покажет план?) – нужно самому в новой обстановке осознать, чего именно я хотел достичь (2) прикладывая свою волю таким способом.

Теперь логично было бы подумать, при каком условии можно достичь желаемого (3). Это основной закон движения.

Не споткнёмся ли мы, выполняя это условие и закон?
В материальных лабиринтах, и умственных тоже,  всегда есть узкое место, которое воспринимается как проблема (4). Может быть правильнее её назвать самым существенным преодолением. Существенное правило здорового мышления – проблема должна быть выражена в положительной формулировке, подобно как при самовнушении.

Очевидно пришло время найти средство (5) решения этой проблемы.

Не помешает осознать (или пронаблюдать), каков будет результат (6) применения этого средства.

Что можно сделать ещё, глядя опять со стороны на весь этот процесс? Осталось только попытаться понять, по какому критерию мы увидим, что результат достигнут в полноте (7).
Это «вишенка на торте».

Чего мы достигнем, если будем тренироваться в этом цикле? Очевидно, что качество прохождения цикла откроет врата возможностей, как внутренних, так и внешних и зерно нового знания окажется посеянным в соответствующую почву – это применение в жизни (8). И возможности эти будут настолько широки, насколько высоким и глубоким было достижение качества. Высота и глубина достигается с помощью той самой экзистенции – устремления за пределы или к достойной цели (9).
При этом, «Размер цели определяет размер возможностей», следовательно некоторый «экстремизм» даже целесообразен.
Поэтому, становится очевидной необходимость создания действующей модели цикла в пределах имеющихся ресурсов, то есть, создания и совершенствования инструментов и качества (10).
Раскрытие новых сфер обменных процессов будет смыслом этого пути (11).
Осталось осознать свой образ в этом новом деле, то есть, в чём всё это воплотится (12).
Практические наблюдения показывают, что возможность продолжить движение до 12 ступеней создаётся некоторой степенью глубины проработки основных семи.



Построенный нами ключ из 12-и ступеней можно применять к решению любых задач в любой области – цикл естественного течения мысли всегда один и тот же. Это цикл самоосознания. Как сказал один мудрый человек, «любая вещь есть модель любой другой вещи». И циклы выращивания сознания те же самые в любом масштабе процессов. Возможно, что их длительность определяется скоростью рефлексивных процессов.

Таким образом, закон реализации состоит из четырёх активных усилий:
  -  Создание цикла
  -  Реализация действующей модели в пределах имеющихся ресурсов
  -  Наработка качества
  -  Раскрытие и реализация новых возможностей

Это четыре активных действия.
Можем ли мы их дополнить мотивами движения?

1. Создание цикла

2. Для того, чтобы проявить внутренний потенциал

3. При каком условии это возможно?
    Нужна действующая модель – тренажёр

4. В чём проблема создания модели?
    Модель должна быть универсальной, достаточно полной, постоянно действующей

5. Средством наполнения модели будет наработка качества

6. В результате мы преодолеваем себя, перерастаем себя, перерождаем себя, – а иначе не будет развития

7. Ну и конечно, критерием полноты будет раскрытие возможностей

Обратите внимания, что мы вначале движения не договаривались о теме нашего исследования – творческая мысль в начале пути не знает своей цели и даже если цель объявлена заранее, мысль естественным образом будет исследовать и описывать то, что действительно окажется насущным на данный момент. Поэтому объявленная заранее тема может не соответствовать фактической.
Название последней семёрки – «Выполнение своего предназначения».

Наш цикл оказался универсальным и в его чётных позициях-мотивах проявилась наша троичная суть.
Вторая ступень – желаемое. Это явно чувства – текучий полюс.
Четвёртая ступень – полнота структуры. Конечно это разум.
Шестая ступень – для продвижения к новому, неизвестному состоянию нужна воля и смелость.
Это и есть экзистенция? В некотором пределе – да.

«Воля – Разум – Чувства» – наиболее простой в понимании ключ троичности, хотя можно воспользоваться и ключом «Дух – Материя – Энергия», а также любой другой аналогией из приведённых выше.
О точности понимания глубоких понятий всегда нужно будет специально договариваться. Метод аналогии и формирование знаковых систем предполагает нахождение первичной целостности, а определение и уточнение понятий происходит в дальнейшем. Но, при этом, по факту нужно признать, что степень понимания и даже степень признания и непризнания экзистенциального полюса будет очень различной.

Тем не менее эффективность и широта мышления определяется именно этим устремлением в глубину. Поэтому нужно отказаться от споров, взаимных отрицаний и обвинений своих товарищей в идеализме и прочих «грехах», научиться понимать глубже внутренние механизмы и полюсные структуры сознания и воспользоваться своим внутренним потенциалом, а также и коллективным потенциалом по возможности наиболее широко.
См. «Правила творческого взаимодействия»
https://fabulae.ru/note.php?id=61842

Если троичность – это суть, то что представляет из себя четвёрка активных фаз движения?
Очевидно это смысл.
Таким образом мы имеем три ступени проявления из глубины:
Сущность – Суть – Смысл

Попытаемся дать определения:

Смысл  – это совокупность функционалов, которые составляют целостность, позволяющую добиться конкретных результатов в определённом направлении или в направлении цели, заданной внутренним стремлением организованной ими системы.

Суть – совокупность трёх главных диалектических составляющих системы позволяющих однозначным образом описать пространство возможных состояний системы и являющихся мотивами действия.

Сущность – главная внутренняя самая глубокая устойчивая качественная основа, которая отражает истинную природу явления, которой определяются все другие свойства, признаки и проявления.

Забегая вперёд, подчеркнём, что последовательность троичных кластеров в семеричных динамиках может быть любой. Конкретизация и осознание этой последовательности является существенным звеном в формировании понимания структуры каждого конкретного понятия-процесса.

Существует многоаспектная вариативность описания явлений и понятий. При этом конкретное направление однозначно задаётся двумя первыми шагами семеричной динамики и далее движение становится достаточно определённым.

Не следует тормозить мышление, если вдруг обнаружилось какое-либо несоответствие изначально заданной теме. Лучше отработать фактическую полноту и, тем самым, обогатив сознание необходимыми ему пониманиями, проработать все нужные аспекты в дальнейшем. Наиболее эффективно для общего продвижения – воспользоваться фактическими потенциалами сознаний сотрудников, поскольку достижение полноты выводит рано или поздно на общую генеральную линию.
К тому же по пути, как правило, почти автоматически разрешается ряд личных проблем.

Это одно из самых ценных свойств семеричной полноты.
Четвёрка и троичность тоже обладают этим качеством, но в гораздо меньшей степени.

Есть ещё одно удивительное свойство семеричной структуры – её можно читать задом наперёд.
Гармония и логические связи будут точно такими же, но смысл привходящих понятий будет звучать в несколько иных аспектах. И, конечно, общее название структуры будет другим, но вполне определённым образом связанным с исходной темой:
См., например, – «Матрица ветвей власти»,

где движение снизу это «Путь к свободе», а движение сверху – «Строительство новой цивилизации».

Мы подошли к интересному обобщению.
Понятия определяются через понятия – этот процесс не бесконечен, так как мы очень быстро (где-то в 4 или 5 ступени) исчерпаем слова языка. Далее пойдут в ход сочетания понятий и …?
Получится большой замкнутый сам на себя бублик.
Язык – это живая структура, которая со временем трансформируется. что-то вбирает в себя, что-то отторгает, но при этом сохраняет некоторую стабильность, которая соответствует живой сущности происходящего.

Как формируются понятия?
См. «Основы научности _ Формирование понятий _ Абрамов и группа ПДК НИР _ 2023 12 05»
Видео:  https://youtu.be/PtI54YdJ278  (ША);  https://www.youtube.com/watch?v=Hgh_8N12ZJ0  (НИР)
Файл в формате ПДФ: 
Публикация:  https://fabulae.ru/note.php?id=68318


Коротко можно описать этот процесс через:
  -  Коммуникацию вокруг исследуемого объекта  (в основном метод аналогии)
  -  Оконтуривание – то есть, вмещение целостности  (метод аналогии и метод индукции)
  -  Окультуривание – то есть, понимание семи опорных процессов (в основном метод дедукции)
  -  Овладение – синтез нового знания  (доисследование практически важного всеми методами – синтез методов)

Далее, каждый из опорных процессов может быть детализирован по тому же принципу семеричного цикла, и так далее по ступеням детализации – это механизм формирования «бублика».

Таким образом, мы пришли к существенному осознанию единства (1) – любой процесс-понятие является составляющей частью любого другого процесса, но в какой ступени заранее конечно не известно.
Это естественный принцип уравновешивания (2) не только понятий и направлений деятельности, но и идеологий. А при каком условии он может сработать?
Надо «переехать» с критики друг друга на возвышение ценностей друг друга (3), так как в итоговой целостности выигрывают все (4).

Из этого принципа рождается удивительная формула – возможность жить в мечте друг друга (5).
Как это возможно?
Очевидно, что нужно не превышать свои полномочия в зоне чужой ответственности (5.1).
Вражда всегда рождается из какого-либо несоответствия. Следовательно, своё место нужно выявлять по принципу соответствия (5.2). И третий принцип - Самоотречение в пользу координирующегося (5.3).
Как видим, принцип созидательного продвижения (6) теоретически несложен.
Любая сложная система движется, следуя вышеописанному циклу самоосознания. Это и есть основной эволюционный цикл (7).

Обобщим:

Осознание единства  –  Возвышение ценностей  –  Жизнь в мечте друг друга  –  Эволюционный цикл

Уравновешивание  –  Улучшение для всех  –  Созидательное продвижение


При таком расположении коротко выраженных сути и смысла становится видно, что как в четвёрке, так и в тройке есть какая-то своя логика взаимосвязей. То есть, просматривается возможность в наиболее простых случаях начинать исследование с упрощённой целостности той или иной степени глубины (трёх или четырёх ступеней), однако такая вариативность и распознавание её уровней построений требует некоторой квалификации.
Иногда таким способом удаётся корректировать неточности выражений. То есть, за пространным описанием должно следовать предельно сжатое и наоборот.

Попробуем синтезировать эти смыслы и суть в одну последовательность суждений:

Осознание единства при жизни в мечте друг друга утверждает улучшение для всех
и приводит к возвышению ценностей друг друга,
чтобы на основе созидательного продвижения достичь уравновешивания
и дорасти до эволюционного цикла.

В итоге мы получили стремительно развивающееся «совместное творчество» или со-творение. Название, как обычно, появилось в конце.

Это один из возможных вариантов синтеза (и выражения сущности).
Формула этого синтеза:
1 при 5 утверждает (учит) 4 и приводит к 3, чтобы на основе 6 достичь 2 и дорасти до 7.

Такой подход к синтетическому восприятию здесь не служит доказательством чего-либо, но помогает ассоциативно охватить целостность и косвенно свидетельствует о достижении целостного понимания, поскольку использует некоторые закономерности естественного течения мысли. Для вдумчивого исследователя он может в определённой мере послужить подсказкой и вспомогательным инструментом проверки точности выражений и логической правильности последовательности элементов описанного цикла.

Графические знаки тоже служат вспомогательным инструментом и помогают уточнить характер действий, сферы и границы применения в жизни. Их совокупность тоже является выражением логической полноты.
Расстановка этих знаков – это особое творчество, в котором традиционные логические ассоциации и зацепки могут оказаться обманчивыми. Но в процессе ассоциативно-образного мышления многое упорядочивается и уравновешивается в сознании.

                Ассоциативно-образные инструменты (дорожные знаки):
          Значение графических символов - элементов ВОСПРИЯТИЯ

1. Дух - Тайна - Невыразимое - Неназываемое

2. Пространство

3. Полнота структуры, разум

4. Равновесие и гармония, магнетизм, устремление

5. Энергия, свет

6. Мозаика жизни
      Бесструктурное восприятие
      Единство в многообразии

7. Циклы времени и труда

Дух (1) созидает мечту и лучшее будущее (3) через циклы труда в материи (7),
объединяя все элементы жизни (6) в восхождении к Свету (5),
чтобы прикасаясь к Истине (2), достичь равновесия, гармонии и свободы (4)

…………………………………………………………………………………………………..


Можем ли мы продолжить до 12-и ступеней наше «совместное творение»?
В применении к жизни завершение эволюционного цикла даст резонансные явления (8), когда накопленная в сознании полнота послужит резонатором микро и макрокосмоса. Практически можно наблюдать, что этот резонансный всплеск обычно начинается в конце пятой ступени, что говорит о том, что душа (или надментальные структуры по нашей терминологии) начинает синтезировать раньше, чем разум догоняет оставшиеся две ступени.

Синтез и рождение нового качества (9), которое намного превышает простую сумму компонентов, – это совершенно особое явление. Отчасти оно описано Богдановым в его организационной науке. Однако загадкой остаётся сущность происходящего при этом в сознании. Наблюдения показывают, что резонансные явления представляют из себя немалый всплеск энергии, сознание сбрасывает с себя все привязки и ограничения и выходит в творческое состояние.
При этом предварительные условия имеют достаточно широкий диапазон, в котором допустимы даже ошибки и нарушение последовательности. Для сознания достаточно просто набрать полноту элементов и даже просто намёков и приблизительных зацепок. А иногда эффект синтеза порождает просто достаточно продолжительная концентрация внимания. Это и есть маленькое «самадхи»??
Пусть нейрофизиологи скажут своё слово.

Таким образом, инструментом синтеза являются культурные накопления (10), сущность и структура которых описана, выше, а также все наши вспомогательные элементы – ассоциативно-образный ряд, логика чередования вопросов, закономерность текущих синтезов ступеней цикла (каждая последующая рождается как синтез предыдущей и первой), а также пространственные закономерности традиционной «карты сокровищ» древней системы Фэн-шуй.
Последний аспект (пример см. ниже) – это использование возможностей переосмысления одной семеричной последовательности через другую. Причём за основу берётся наиболее фундаментальная и практически значимая динамика. В данном случае её обобщённое название – «Пространство счастливой жизни».

Смысл использования всего многообразия ассоциативно-образных, логических, пространственных и других возможных и невозможных инструментов – это расширение и углубление творческого мышления (11), тем более, что его механизм достаточно точно описывается самим механизмом прохождения семеричной лесенки.
См.
«Творчество»
https://fabulae.ru/note.php?id=48523
«Творческая лаборатория»
https://fabulae.ru/note.php?id=48580
«Творчество и система»
https://fabulae.ru/note.php?id=48591
Соратникам - научный метод творчества
https://fabulae.ru/note.php?id=48632

В чём же воплотится глубокий творческий процесс при первоначальном осознании единства всех возможных позитивных динамик?
Очевидно мы получим адекватное описание целостности (12).

Извлечём из текста все наши ступени:

                                          Совместное творчество

1. (ПРИЛОЖЕНИЕ ВОЛИ – БАЗОВЫЙ ПРОЦЕСС – КОРНЕВАЯ ИДЕЯ)
      Осознание единства жизненных динамик

2. (ИСКАНИЕ – РАДИ ЧЕГО СОВЕРШАЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ – ЗАМАХ)
      Уравновешивание процессов

3. (ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ ЭТО ВОЗМОЖНО – ОСНОВНОЙ ЗАКОН ДВИЖЕНИЯ)
      Возвышение ценностей друг друга

4. (ПРОБЛЕМА – САМОЕ СУЩЕСТВЕННОЕ)
      Улучшение жизни для всех

5. (СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ)
      Жить в мечте друг друга
          -  Действие в своей зоне ответственности, не превышая полномочий
          -  Искание соответствия
          -  Самоотречение в пользу координирующегося

6. (РЕЗУЛЬТАТ)
      Созидательное продвижение

7. (КРИТЕРИЙ ПОЛНОТЫ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА)
      Цикл самоосознания – Эволюционный цикл

8. (ПРИМЕНЕНИЕ В ЖИЗНИ)
      Резонансные явления

9. (ЦЕЛЬ)
      Синтез и рождение нового качества

10. (СОЗДАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ И КАЧЕСТВА)
      Культурные накопления

11. (СМЫСЛ ЭТОГО ПУТИ)
      Расширение и углубление творческого мышления

12. (ВОПЛОЩЕНИЕ)
      Адекватное выражение целостности


Осознание единства  –  Возвышение ценностей  –  Жизнь в мечте друг друга  –  Эволюционный цикл

Уравновешивание  –  Улучшение для всех  –  Созидательное продвижение


Осознание единства при жизни в мечте друг друга утверждает улучшение для всех
и приводит к возвышению ценностей друг друга,
чтобы на основе созидательного продвижения достичь уравновешивания
и дорасти до эволюционного цикла.

Карта сокровищ  -  Ковёр - самолёт
(Рисунук см. в файле ПДФ  )



Реализационный синтез:
Жизнь в мечте друг друга достигает синтеза и рождения нового качества
через эволюционный цикл в процессе созидательного продвижения,
чтобы на основе осознания понимания единства жизненных динамик
строить возвышение ценностей друг друга
по мере улучшения жизни для всех,
которое учит уравновешиванию процессов и достигает резонансных явлений
с помощью культурных накоплений,
которые служат расширению и углублению творческого мышления
и воплощаются в адекватном выражении целостности.

Объединение в такую целостность двенадцати элементов делается уже не с позиции познавания, а с позиции реализации, когда знание уже сформировано в полноте. Это объединение имеет те же цели и основания как и первая наша попытка синтеза и выглядит несколько сложнее.
Практика показывает, что это объединение позволяет сделать наиболее существенные коррекции смысла и точности выражений.

Формула этого синтеза:
5 достигает 9 через 7 в процессе 6, чтобы на основе 1 строить 3 по мере 4,
которое учит 2 и достигает 8 с помощью 10, которое служит 11 и воплощается в 12

Таким образом, мы можем сделать ряд существенных уточнений не только в формировании понятий, но и в понимании сути информации, и в естественной последовательности движения научной мысли.

………………………………………………………………………….

Уточним некоторые понятия:
Ин-формация - из формы, внутри формы, то, что содержится в форме.
То есть, информация глубже чем символы языка, а именно «ТО», что стоит за ними, то есть, вся глубина жизни. Но при этом она (информация) как бы оконтурена символами, понимание которых требует знания этого языка.

Откуда берётся форма?
Форма может быть жестом, взглядом, звуком, прикосновением, образом, символом, буквой, словом, сочетанием всех этих элементов и т.д. Форма рождается в процессе согласования – это метод аналогии.
Из чего она рождается?
С одной стороны, это опыт и ассоциации с любыми перечисленными элементами или даже реальными аналоговыми восприятиями, а также уже накопленными знаниями, словарными определениями и т.д.
С другой стороны – это испытание объекта исследования и его элементов, а также  уточнение их границ, то есть оконтуривание.
При этом, преимущественно будут использованы методы аналогии и индукции.
С третьей стороны, уточняются элементы структуры – это в основном метод дедукции, то есть взгляд с позиции целостности.
С четвёртой стороны – выявляются глубинные сущностные взаимосвязи, как внешние, так и внутренние.
Это уже синтез трёх основных методов (Аналогии, индукции и дедукции).

Таким образом, мы видим, что формирование и оформление информации примерно аналогично описанному ранее процессу формирования понятий, но с одной существенной поправкой – главным элементом на всех этапах этого процесса является слово СОГЛАСОВАНИЕ. Понятия мы иногда формируем и в одиночку, но если кто-то не понимает наш язык, то для него наши символы не являются информативными и воспринимаются как аналоговые ощущения, либо трактуются произвольно.

Таким образом, научная мысль в единстве глубокого восприятия жизни, при использовании оконтуривающих и упрощающих символов (знаковых систем), уточняет границы явлений (и их элементов) и  достигает необходимой точности выражения и далее – синтезирует раскрытие и понимание глубинных взаимосвязей.
Это и есть истинная наука по Николаю Рериху:
«Истинная наука призывна, кратка, точна и прекрасна»

Красота здесь – это не просто фигуральное выражение, так как она по существу является выражением чего-то глубокого простыми средствами, а именно этого мы искали с самого начала.
В идеале научное знание даёт рычаги управления при существенном сокращении информационных потоков.

Течение мысли – это перерождение упомянутого выше «ТО» во что-то новое.
При этом, происходит накопление нового качества, например таким способом:
«ТО», которое содержится за одним символом соединяется с «ТЕМ», которое стоит за другим символом. Рождается нечто принципиально новое по принципу описанному Богдановым в организационной науке.
То есть процесс опять оказывается глубже, чем формальная обработка символов по логическим законам.
Если мы скажем, что текла и обрабатывалась информация, то это будет превратно понято, особенно в современном "цифровом" стиле.
Поэтому волшебный вопрос методологов «Правильно ли я вас понял?» всегда актуален.

Мысль глубже чем символы и информация в цифровом понимании.
Этот процесс включает в себя метод аналогии (формирование знаковых систем), который формирует первичную целостность, затем индуктивное исследование и оконтуривание границ, и затем дедукция (переосмысление, исходя из синтеза целостности) и только потом синтез настоящей целостности глубинных пониманий с уточнением всех пробелов и неясностей.
Смотрите статью: «Течение мысли - Научное познавание - Соединение методов»
Видео:    https://youtu.be/-1AtFfZeysg  или  https://www.youtube.com/watch?v=HA4tiHA7H58
                https://youtu.be/Mkha6c6AbCc  или  https://www.youtube.com/watch?v=m5PMBuPWIqY    (2 часть)
Файл в формате ПДФ: 
Публикация:  https://fabulae.ru/prose_b.php?id=134713

Мы работаем методом аналогии, при этом дедукция и индукция тоже необходимые элементы процесса.
На первый взгляд наш метод слишком прост, чтобы на него обращать слишком пристальное внимание.
Но ключевым моментом является то, что мы довели его до полноты, целостности и синтеза.
В результате получился необычно глубокий и широкий охват, который включает в себя не только науку, но и сознание самого человека и понимание закономерностей цикла течения мысли.

Практика показала, что этот метод лежит в основе формирования знаковых систем вообще и создания первичной целостности представлений о мире.
Упрощённые словарные определения обычно не отражают суть основных методов в полноте, так как каждый метод имеет предварительные условия, необходимый функционал из семи ступеней и соответствующую технологию осмысления результатов.

В групповой работе мы вышли на объединение интеллектуальных и человеческих потенциалов разнонаправленных сознаний и уравновешивание идеологий,
что даёт:

      Максимальное использование возможностей команды и момента жизни

1. Выявлена естественная универсальная фрактальная система понятий
          -  структура понятий и структура знания вообще,
      которая основана на знании естественного закона течения мысли в цикле самоосознания.

2. Возможность естественного соединения и координации мировоззрений, идеологических систем или проектов в целостную динамично
      развивающуюся систему.

3. При этом определяющим является принцип добровольного распределения ответственности,
      который описан в работе «Правила творческого общения»
      https://fabulae.ru/note.php?id=61842

4. Соединение осуществляется методом выявления сущностных притяжений, а не произвольными организационными решениями

5. Ключевым является знание о способах активизации творческого потенциала,
      а также о глубоком источнике сознания и взаимодействии структурных элементов сознания,

6. Результатом является
      Надёжность и эффективность через достижение качества в малых начинаниях

7. Полнота выражается через:
          -  Свободное выращивание жизнеспособных ростков народного поля (задача группы ПДК);
          -  Пробуждение и развитие творческих способностей;
          -  Построение непосредственно применимых в жизни стратегий в любом направлении с нуля,
          -  то есть это не что иное как ЕСТЕСТВЕННАЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Структура знания  –  Добровольная ответственность  –  Активизация творчества  –  Выращивание ростков

Естественная координация  –  Сущностные притяжения  –  Достижение качества


Овладение естественной структурой знания при активизации творчества
учит выявлению сущностных притяжений
и приводит к искренности и добровольному принятию ответственности,
чтобы на основе достижения качества в малых начинаниях
строить естественное соединение и координацию
и дорасти до выращивания жизнеспособных ростков. 

Полностью см.
Файл в формате ПДФ: 
Публикация:  https://fabulae.ru/note.php?id=68925


Подтверждения:
  -  Заповеди Дельфийского Оракула
  -  Семеричные структуры в Библии, у буддистов, у индуистов и т.п.
  -  Китайская «Книга перемен»
  -  Живая Этика – 14 книг, абсолютно организованная многоступенчатая структура семеричных циклов
  -  Поэты, писатели, учёные, изобретатели и т.д. (чаще всего невольно и неосознанно)
  -  Циклы времени – циклы движения Ноосферы  ( https://fabulae.ru/prose_b.php?id=132608 )
          –  месячные, годовые, 12-летние и большие (50 лет изучения – Шпренгер АБ);
          –  циклы Игнатьева А.А. – «Хроноскоп»
          –  циклы Григория Кваши – «Принципы истории» https://xsp.ru/sh/pub/outbook.php?id=7&str=0003

См. «Описание метода совместного восхождения к смыслам «Великолепная семёрка» – Методология свободного развития»         
Видео:  https://youtu.be/dbgy9czmngQ 
Файл ПДФ:   

Методология свободного развития видит основной смысл не в утверждении или отрицании каких-либо догматов, постулатов и верований, но в исследовании реальности, в активизации творческого потенциала, развитие культуры мышления, а также в росте и расширении сознания.
Возрождение достоинства человека осуществляется не в полемике идеологических систем, но в углублении познавательного процесса.

Занятия группы ПДК проводятся на платформе Народного Института Развития
https://www.portal-nir.online/
Плейлист группы: 

Видеозаписи также можно смотреть на канале:
youtube.com/@user-ForumNarodnojShkoly

2024 01 14      Александр Брунович Шпренгер
Резюме:      https://fabulae.ru/note.php?id=53321


Рецензии