Альбрехт Дюрер, повелитель времени

Альбрехт  Дюрер Melencolia I

www.gold6958.wordpress.com

https://gold6958.files.wordpress.com/2021/06/80585_900.jpg

Cакральной тайной является тот факт, что при пересечении диагоналей двусмежного квадрата, разворачивающихся под прямым углом по закону ряда Фибоначчи, возникает девятиклеточный квадрат – источник созерцания и медитации древнейших культур мира. В Древнем мире у истока бессмертия лежало числовое волшебство первозданной модели Творения — девятиклеточный квадрат, который представлялся древним мудрецам в качестве проекции космогонического куба, заключавшего в себе всё необъемлемое пространство Вселенной. Любопытно, как при соединении двух девятиклеточных квадратов (сумма чисел в их углах равна 34), возникает проекция куба в кубе, скрытая в квадрате Дюрера, который будто бы является магическим воплощение божественных квадратов Ло-шу и Наваграха янтры. Квадрат, изображённый на стене четырёхгранной постройки гравюры «Меланхолия I», чудесным образом хранит секрет обработки загадочного многогранника, лежащего у лестницы, ведущей на небеса, рядом с жерновом — аллегорией перемолотого времени, исчисленного песочными часами и ударами колокола, которым управляет некая незримая сила. Колокольный звон по длительности, высоте и тембру соответствуют музыкальному звукоряду. Колокол – символ веры, времени и музыкальных интервалов, которые, зависая над квадратом, он отмеряет, соединив своим контуром время создания гравюры (1514) и первые числа волшебного квадрата: 1/2 -октава, 2/3 — квинта, 3/4 — кварта (сумма чисел в каждой строке квадрата, каждом столбце и на обеих диагоналях одинакова и даёт одно и то же число — 34, известное по численному ряду Фибоначчи;  цифры этого числа  в эзотерическом смысле дают в сумме число 7, которое, очевидно, символизирует музыкальную гамму семи тонов). Числа магического квадрата, отражая время и музыкальные интервалы, овеществляют таинственный переход длительности в музыкальную гармонию. «Музыка есть чистое время» — писал русский философ Алексей Лосев. Время восполнит гармония божественных звуков, которой в благовестии колокольного звона исполнены небеса. Словно в алхимическом тигле, используя чудеса магического квадрата, художник  переплавляет печаль об ушедшем времени в надежду — жемчужину бессмертия, лестницу, ведущею в высь — в мир  обретенного времени, в мир божественной гармонии. Гармония небесных сфер отражает движение мировой души. Платон в «Тимее», используя музыкальный строй, излагает теорию космогенеза и рассказывает об устройстве мировой души. Постижение законa движения мировой души, открывает пути преображения человеческой души…

https://gold6958.files.wordpress.com/2021/06/untitled-1.jpg
https://gold6958.files.wordpress.com/2024/01/desktop-2.jpg
В оккультизме, корни которого лежат в халдейской астрономии, квадрат 4:4,  соотносится с Юпитером — символом расширения и роста сознания, который халдеи называли Звездой Времен. Cредневековые астрологи полагали, что в момент рождения Иисуса Христа, Юпитер находился в знаке Весов, располагающихся рядом с магическим квадратом. Между тем Юпитер в древнеримской мифологии — верховное божество отождествляймое с греческим Зевсом, разбившим бога Кроноса, которого греки поздних времён сопоставляли с Хроносом, персонифицирующим время. Кроносу соответствует римский бог Сатурн-жнец  — планетарный покровитель меланхоликов. Иными словами, магический квадрат является символом божественной силы, разбивающей меланхолию и останавливающей неумолимое время, на незримое присутствие которой указывает вервь колокола за спиной окрылённой фигуры, уходящая в неизвестность.
 Окрылённая фигура гравюры, увенчанная венком, сплетенным из растения Angelica archangelica, вероятно изображает архангела седьмого неба — Метатрона (Йахоэль), в иконографии которого используются ключи и книга. Его имя появляется в Аггаде, упоминается в мистических текстах Каббалы и в раввинской литературе. Высший среди ангелов и всех сил бесплотных, он является ангелом остановившим Авраама, когда тот хотел принести в жерту Богу своего сына (в учениях Каббалы таким ангелом также является Задкиил, который в каббалистической ангелологии соотносится с квадрaтом 4:4). Он, стоящий у престола Создателя, играет роль небесного посредника между высшим и низшим мирами. Он — причина богоявления в чувственном мире, основа жреческого или понтификального могущества, небесный канцлер и хранитель тайных знаний. Метатрон отождествляется с человеком – с седьмым патриархом Енохом, прошедшим через вознесение и преображение в божественное существо при жизни. В Послании к Евреям апостол Павел так говорит о Енохе: «Верою Енох переселён был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр. 11:5). В Третьей книге Еноха рассказано о том, как Енох стал Метатроном после вознесения и трансформации из человеческой плоти в ангельский аспект через преображение огнём. В герметической традиции Еноха отождествляют с богом покровителем магии и алхимии – Гермесом (Тотом). Метатрон почитался как Архитектор пространства и Измеритель времени. Иудейские учения утверждали, что архангел Метатрон создал из своей души Мистический Куб. Внутри трёхмерного куба Метатрона скрыты  5 совершенных Платоновых тел. Они являются единственно возможными многогранниками: Куб, Тетраэдр, Октаэдр, Додекаэдр и Икосаэдр, обладающий 20 гранями. Каждая из форм совершенно вписывается в сферу, и все вершины будут касаться сферы, не перекрывая друг друга (такая сфера лежит у ног архангела Метатрона). Платоновы тела — это фундаментальные строительные блоки природы, которые проявляются во всей органической жизни. Эти фигуры были известны с древнейших времён. Орнаменты и рисунки, изображающие их, обнаружены на разрушенных зданиях и артефактах времён неолита. В диалоге «Тимей» Платон вложил в каждый из них глубочайший смысл и соотнёс с одной из пяти стихий: землёй, водой, огнём, воздухом и эфиром. Платон считал, что данные геометрические тела составляют самый совершенный набор симметричных точек в нашем пространстве и сделал предположение о создании на их основе всего сущего. Когда Создатель творил мир, он создал сначала эти пять базовых форм. И уже они дали начало стихиям и всему остальному физическому миру. Платон в “Тимее» также  утверждает, что Творец создал живое тело  космоса семичленным —  в семи кругах вращения, по принципу музыкальной гармонии и золотой пропорции. Наверное неслучайно внутри куба Метатрона древние мистики записали фигуру эннеаграммы – космический звукоряд. Музыкальная гамма семи тонов, известная с глубочайшей древности, есть формула космического закона, полученная древними школами и примененная к музыке. Энеаграмма представляет собой схематическую диаграмму постоянного движения, т.е. машины вечного двигателя. Это и есть вечное движение, а также философский камень алхимиков. Энеаграмма являет универсальный принцип бытия и её числовой порядок скрыто присутствует в моделе космогенеза Поднебесного Царства — в прежденебесном порядке чисел императора Фуси. Знание энеаграммы в течение долгого времени хранилось в строжайшей тайне, мало вероятно, что создатель гравюры был в неё посвящен. Однако, несомненно, что по законам небесной гармонии, творческий гений, высший в сонме ангелов и в мире бесплотных небесных сил, Архитектор мироздания и Измеритель времени, призван преобразить многогранник гравюры  в кристалл мировой души — сокровенный символ древней алхимии, скрывающий тайну Творения.

Дюрер безусловно был знаком c геометрией совершенных тел Платона, с трудами древних философов и своих современников. Художник изучал алхимию и Каббалу, об этом свидетельствует монограмма Иисуса Христа (1550 г.), где имя Спасителя Дюрер записал каббалистическими  символами (подобное написание существует в трудах христианского каббалиста Иоганна Рейхлина). Возможно художнику были знакомы идеи христианского  каббалиста  Пикко делла Мирандола. В 1486 году итальянский мыслитель, представитель раннего гуманизма, написал «Речь о достоинстве человека» (De hominis dignitate), где выражал мысль по поводу магии, Каббалы, свободы воли и прочих сомнительных для той эпохи предметов. Значительную часть тезисов речи составляли положения, заимствованные из творений «латинских докторов», учений арабов, греческих перипатетиков, Платона и неоплатоников, из герметического свода и Каббалы. Философ пишет о том,  что  Творец поставил человека в  центре мира, дал ему  свободу воли и возможность  менять свою сущность. Человек, по мнению  Пикко, не обладает собственной особой (земной, небесной, ангельской) природой, ни смертностью, ни бессмертием, он должен сформировать себя сам, как «свободный и славный мастер». Он может подняться до звёзд и ангелов, может опуститься и до звериного состояния. В тайной еврейской теологии патриарх Енох превращается в архангела Метатрона (Malakh Adonay Shebaoth), так и человек по велению своей души может переродиться в высшее божественное существо. Пикко говорит о том, что достижение ангельского состояния является высшей степенью реализации человеческого существа — это восхождение в состоянии радости по лестнице Иакова, — жребий «завидный не только для животных, но для звёзд и потусторонних душ». Всяческое преображение форм и сущности человека он уподобляет хамелеонству. О хамелеоне средневековые мыслители знали из Естественной истории Плиния Старшего (кн. VIII, гл.33, п. 51). В этом труде Плиний Старший пишет, что у хамелеона морда похожа на свиное рыло, хвост очень длинный, суживающийся к концу и заворачивающийся в кольца наподобие змеиного, когти у него загнуты внутрь, глаза находятся в огромных впадинах, тело он держит прямо, его рот постоянно открыт, пищу же он получает из воздуха и постоянно меняет свой окрас. Именно это фантасмагорическое существо – символ изменчивости и преображения, парящие в воздухе с надписью Melencolia I (игра слов: Melenc|h|olia – Chameleone), изобразил Альбрехт Дюрер. Вероятно, что «I» это не римская цифра, а слово, означающие повелительное наклонение от латинского глагола ire – «выезжать, отпускать», что позволяет, таким образом, прочесть надпись как призыв: «Меланхолия, уходи!». Действительно, как мы предположили, магический квадрат гравюры является аллегорией божественной силы, останавливающей неумолимое время и разбивающей меланхолию.
Самая таинственная гравюра Дюрера «Меланхолия I» повествует о вечном стремлении человека познать тайны мироздания и о преображении человеческой природы, касается алхимического процесса получения философского камня, который в легендах средневековых алхимиков являлся неким реактивом, необходимым для создания эликсира вечной молодости и бессмертия. В эзотерическом смысле камень символизировал трансмутацию низшей, животной природы человека в высшую, божественную. Сакральной целью выплавления алхимического камня было духовное освобождение, превознесение, даруемое тому, кто им обладает — абсолютная свобода. Таким магическим камнем, очевидно, является  таинственный многогранник гравюры, рядом с которым располагается алхимическая  жаровня с пылающим огнем – символом соединения  женского и мужского начала, являющемся источником чудесной трансформации  утонченной чувственности, меланхолии и эроса, носителем которого является задумчивый Амур, сидящий  на жернове, перемалывающем время, которое здесь как бы овеществилось и навсегда застыло. Краеугольный камень гравюры некоторые исследователи отождествляют с  флюларитом — кристаллом кубической сингонии. С латыни fluor переводится как «текучий». В Индии этот необычный кристалл был предметом поклонения, его почитали как священный цветок и полагали, будто он помогает установить контакт с богами. В средние века утверждалось, что по своим магическим качествам он превосходит все камни, так как светится в темноте. Он считается самым сильным в эзотерическом плане. Из флюрарита изготовлялись магические шары для предсказательных практик. Можно выделить такие магические свойства флюорита: открывает «третий глаз»; с его помощью смотрят будущее во время спиритических сеансов; дает дар провидения; дает мудрость; улучшает интуицию; защищает от недоброжелателей и является средством от меланхолии. Kаким бы кристаллом не являлся этот таинственный  многогранник,  его  природу преображает волшебный квадрат, и магическим   фоном, утверждающем истину алхимической трансмутации, является чудесное явление кометы — аллегория нисхождения небесного огня в земные воды, над которыми воссияла радуга, подобная той, что  дана в таинственном  видении  славы Божией пророка Иезекииля. Стоя на берегу реки, пророк увидел, как разверзлись небеса и показалась «Божественная колесница-престол Творца»  —  «Маасе Меркаба» (ивр.), в которую были запряжены четыре крылатых существа («тетраморф»), сияющие, подобно огню и молнии; над головами же их развернулось нечто, похожее на свод из кристалла, а над ним — престол, будто бы из сапфира, а на престоле том — некто, подобный человеку, вокруг же — сияние, представляющееся радугой.  «В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом»  (Иез 1:28). «Меркабой» в тайных учениях каббалы именуется сакральная пространственная геометрическая конструкция, построенная из двух одинаковых Платоновых тел – из двух Тетраэдров, зеркально врезанных друг в друга, и идеально вписанных  в Куб Метатрона, который включает в свою структуру 13 Мидот – Сфер или их проекций — кругов, соотносимых с 13 Божественными Силами (Кохотами). Это модель показывает проекцию 13 Божественных Сил с духовного плана на материальный мир. Куб Метатрона – это универсальная форма времени  и пространства, и человека. «Меркабой»  каббалисты также именовали состояние экстаза иудея, чья душа вознеслась к престолу Божьей славы, в сопровождении архангела Метатрона.  Любопытно, что откровение на берегу реки Ховар было дано Иезекиилю  в тридесятое лето, в четвертый месяц. Эти числа (30 + 4) cоответствуют числу квадрата (34), изображённого над головой архангела Измерителя времени и Архитектора пространства, «стоящего подле Престола [Бога]».
 Сакральный круг времени чудесно замкнулся таинственным  видением славы Божией пророка Иезекииля. Расшифровка  магического квадрата  Альбрехта Дюрера открывает скрытый динамизм гравюры, которая может рассматриваться как визуальный «путеводитель» по каббалистической практике преображения человеческого существа, совершающего восхождение к небесным чертогам…
https://www.youtube.com/watch?v=wmuURFu79L0&t=1080s



Николай Илькевич, к сожалению рисунки и схемы не отображаются на этой странице.
Смотрите: www.gold6958.wordpress.com


Рецензии