Отрывок из интервью...

(Отрывок из интервью, которое я дал одной вологодской самиздат-газете в декабре 2023 года)

КОРР.: Доцент, в своей книге «Дети подвалов» вы описываете примерно такую же ситуацию, что недавно нам показали в нашумевшем сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте». В своё время вы со своими друзьями «бомбили» продуктовые ларьки, беспечных прохожих, пили алкоголь, употребляли другую гадость, дрались – вели совершенно асоциальный образ жизни. А как вы сейчас, по прошествии более тридцати лет, относитесь к своему прошлому?

А. ДОЦЕНТ: Да, мы тогда были гопниками, тут нечего скрывать. Правда, в сериале Жоры Крыжовникова, как, впрочем, и в одноимённой книге Роберта Гараева, по которой тот был снят, всё происходит совершенно иначе – там всё намного серьёзнее. Мы в Питере были обычной дворовой шпаной, а в Казани образовывались настоящие бандитские группировки, из которых, как мне кажется, и выходили знаменитые «казанцы». Так что истории из моей книги гораздо миролюбивее.
В 2020-м году, когда я задумал литературный проект «Мои Девяностые», из чего впоследствии и родилась книга «Дети подвалов», о сериале «Слово пацана» никто и не слышал. Я ещё тогда заметил, что про криминальных авторитетов, братков, ментовские войны и т.п. написано и снято много всего, а про подростков того трудного времени – нет ничего. Но вот книга Гараева появилась на свет, сериал недавно вышел на экраны, и я рад всему этому – очень хорошая историческая хроника получилась! Это история нашей с вами страны, пусть даже это и Татарстан. Хороша она или плоха, но она такая, какая есть!
А насчёт того, как я отношусь к своему прошлому... Здесь всё не так однозначно. Тогда и время было жестокое, и возраст наш особой мудростью не блистал. Чтобы не слыть откровенным «чмом» (слово «чушпан» я впервые услышал только недавно, в вышеупомянутом сериале) многие подростки 90-х были вынуждены вливаться в компании по интересам. Интересы же большинства подростков в то время сводились лишь к пьянкам, хулиганству и эпатажным рок-группам, таким как «Сектор Газа», например, или «Гражданская Оборона». Мы обрели невиданную доселе свободу, которая большинство из нас и сгубила. Государство нас бросило, а предки либо вкалывали с утра до ночи, пытаясь заработать крохи, либо пили от безнадёги – им тоже не до нас было. В своей книге я обо всём этом подробно рассказал.
Да, сегодня моими нынешними мозгами я многие свои поступки прошлого осуждаю, считаю злом. Это так. Но тогда подобное было нормой. По-другому было просто никак. В противном случае я продолжал бы вести жалкое существование забитого «лошары», как это было со мной в школе. Никак нельзя было допустить продолжения этого! К чему это меня привело бы? Благодаря поднятой таким образом самооценке я и в армии почти не пострадал от дедовщины. А мог бы запросто и в петлю влезть, как некоторые из моих менее крепких духом сослуживцев. Кстати, я описываю сейчас это в своей новой книге про армейку, которая тоже скоро выйдет.
Поэтому, сразу могу сказать, если бы мне представилась возможность (не дай Бог, конечно) ещё раз прожить то время и тот возраст, то я поступил бы точно так же.

КОРР.: Стали бы гопником?

А. ДОЦЕНТ: А кем мне было становиться в свои 15-17 лет? Либо лохом, которого все унижают, либо нормальным челом, пацаном. Тогда мы себя гопниками не считали, хотя, по сути, это так и было. То лихое время особого выбора не предоставляло, к сожалению. И я считаю, что именно моё прошлое сделало меня таким, какой я есть сейчас.

КОРР.: Но так повезло далеко не всем.

А. ДОЦЕНТ: Не всем, да.


Рецензии