Диалог к дню печати. Вконтакте

Б.Ш.
Сегодня – День российской печати. История нашей печати сложна. Достаточно вспомнить послереволюционное время. «Свобода мысли распята большевиками и топчется каблуками красногвардейцев и матросов… Да здравствует свободная человеческая мысль и её воплощение — свободная печать!», - писал один из столпов мировой социологии, впоследствии высланный из страны Питирим Сорокин. Высказывание это рядом с текстами таких звёзд эпохи как Засулич, Короленко, Мережковский, Гиппиус, Сологуб было опубликовано 26 ноября 1917 года в «Газете-протесте» против уничтожения большевиками свободных СМИ. Уже назавтра после переворота, 26 октября, «новая власть через постановления Петроградского и Московского Военно-революционных комитетов закрыла 10 наиболее крупных газет…». 27 октября был принят Декрет о печати, предписавший закрытие изданий, «сеющих смуту путем явно клеветнического извращения фактов». С октября по август 1918 года была закрыта 461 газета , некоммунистические издания исчезли.
Свободные СМИ играют ключевую роль в обеспечении правовых рамок функционирования государства. Общественный разговор, невозможный без СМИ, формирует общественный договор – основание не только права, но и легитимности современного государства. В развитом обществе реализующееся через свободу печати «самое священное из прав человека, самая священная из свобод - свобода слова» (Николай Бердяев) – ключевой узел в сети правоотношений, разрубание или медленное разрезание которого влечет разрушение всей сети. Свобода печати должна гарантироваться изначально не государством, а гражданами как субъектами общественного договора, и лишь в соответствии с их волей и по их поручению – также и государством. Знаменитая псевдоцитата Вольтера «Я не разделяю Ваших убеждений, но готов умереть за Ваше право их высказывать» весьма точно выражает ту ценностно-нормативную позицию, которая составляет основу как правового характера общества, так и действующего в нем государства. Всем причастным к печати хочу пожелать упрочения этой позиции. С праздником!
Н.И.
Все это так, Борис Соломонович, если бы ... Если бы некоторые журналисты, столкнувшись с негативом и собрав компромат, вместо того, чтобы придать его огласке, не выставляли его на продажу. Если бы не занимались травлей по заказу плохих дядей, и много ещё "если" ... вообще, мне кажется, что все механизмы демократии и права спроектиррваны под Богоустроенный мир, под морального человека. Если это имеет место, то, спрашивается, нафиг они в этом мире нужны. А в мире волков они лишь усугубляют ситуацию, порождая беспредел одних над другими.
Б.Ш.
Николай Иванович, сложные вопросы. Мои ответы в том, что мораль регулирует отношения "своих", и чем ближе друг другу "свои", тем выше взаимная ответственность. В крупном обществе не все свои, кто-то свои номинально, кто-то реально. При этом должна быть единая мера оценивания поведения. В основе морали - любовь, но, вопреки некоторым, все друг друга любить не могут. Поэтому в самом моральном мире право необходимо. А права без свободы слова (в т.ч. печатного) просто нет. При этом свобода слова - необходимое, но не достаточное условие правового общества и правового государства.


Рецензии