Сухари

Бабушка сушила сухари.
Из кусков оставшегося хлеба,
Я спросила: - А за чем они нужны?
Что, у нас еды когда-то не было?
И тогда мне бабушка моя
Страшную историю поведала,
Про блокаду, как ее семья
Выживала и в Победу верила.
Не было ни света, ни воды,
И от взрывов стекла в окнах выбиты.
Жизнь мы вспоминали до войны,
А в блокаду думалось о гибели.
Бабушка, смахнув свою слезу,
Продолжала свой рассказ тяжелый,
Как за водой ходила на Неву,
И рассказ тот получался не веселый.
Как родители топили печь
Платьями, игрушками, столами.
Книги и журналы, все решили сжечь,
Так они нас маленьких спасали.
Все равно согреться не могли,
От мороза леденело сердце.
Одевали вещи все, что не сожгли,
И от ужаса не знали куда деться.
И всегда хотелось очень есть.
Мама суп варила нам из клея.
И по очереди, каждый день за хлебом шли,
Сил своих последних не жалея.
900 голодных дней войны!
Но, за город насмерть все стояли!
Ленинградцы очень помогли
Выстоять! Окопы, рвы копали.
Рассказала бабушка про своего отца.
Что отец хромал, был инвалидом.
Но, как все, он с раннего утра,
Шел окопы рыть, чтоб город выжил.
Слушая рассказ, ревела я.
Бабушка меня все крепче обнимала.
Пусть не повторится никогда,
Что она сегодня рассказала!
Я ее теперь всегда пойму,
Пусть ее никто не осуждает,
Когда сухонькой своей рукой,
Крошки хлеба со стола сметает.
И, ладошку поднеся ко рту,
Бережно все их она съедает!


Рецензии
Здравствуйте, Любовь Алексеевна! Да, от подобных рассказов по-настоящему живое сердце не может не леденеть... Спасибо.

Марина Репина 2   29.01.2024 04:51     Заявить о нарушении
Добрый день, Мариночка! Рада видеть у себя на странице! Спасибо за прочтение и оценку.У нас в семье две бабушки были блокадницами. Светлая им память.

С уважением

Федорова Любовь Алексеевна   29.01.2024 11:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.