Грань

Вселенная лопнула и развалилась на части. Не вся вселенная, а только та ее часть, которая отображалась в голове ребенка.

Мальчик пришел в слезах, так как получил «неуд» по математике. А этот предмет он по праву считал своим любимым. Как и его отец.

Даже самые тупые девочки, которые вообще не разбираются в математике, получили более высокие оценки. Именно это и было самым обидным. А тут ещё разговор с отцом.

-Провалил тесты! – вращалась в воспаленном ученическом мозгу мысль.

Математичка, не вникая вообще ни во что, понаставила оценок и мальчика выставила на посмешище класса.

Суровый папа, кандидат технических наук, выпускник Военной академии ракетных войск стратегического назначения – РВСН, устроил своему чаду допрос.

Отец, однако, был не только суров, но ещё и подкован в математике самым серьёзным образом. Как и полагается профессиональному военному, ракетчик был способен докопаться до самых глубин той или иной проблемы. Дилетантизм, поверхностный подход к делу, каким бы ни казался пустяковым вопрос, в РВСН были исключены в принципе.

В ходе допроса папа начал осознавать, что и в его сознании происходит разлом вселенной.

-Что за хрень? – непроизвольно вырвалось у него непарламентское выражение, на грани непечатного, после ознакомления с тестами.

Ученикам предлагалось ответить на простенькие вопросы из стереометрии.

-Сколько граней имеется у шара, у конуса, у цилиндра у параллелепипеда? – вопрошал математический тренажер.

Вопросы сами по себе пустяковые, и мальчик, недолго думая, заполнил клеточки с ответами. Все его ответы, кроме последнего, оказались, по мнению тренажера, ошибочными.

Ракетчик задумался, а сколько же на самом деле граней имеет шар? Понятно, что ни одной, так как сферическая поверхность шара не может считаться гранью. Грань должна быть плоской.

Правильный ответ, по мнению тренажера, – у шара имеется ОДНА ГРАНЬ!!!

От прекоса в мозгу, возникшего из-за такой постановки вопроса - ответа, папа полез в энциклопедию.

-А вдруг я что-то подзабыл? – засомневался он в своих знаниях.

Нет. И в энциклопедии всё написано четко и ясно. У шара нет граней, есть одна криволинейная поверхность. Значит ответ сына – ноль граней был правильным.

Если же кто-то считает, что у шара есть грань, тот, видимо, уверен, что шар выглядит плоским. Стало быть, шар – это плоская лепешка. Если же эту концепцию спроецировать на глобальный уровень, каким привык мыслить стратег, то земной шар тоже, стало быть, плоский. Дальше поползли мысли про китов, слонов и прочая дичь. И офицер тряхнул головой, чтобы сбросить это наваждение.

Выпускник академии «имени Петра Дзержинского» твердо знал, что земля не плоская. Он мог рассчитать, по каким траекториям ракеты должны прибыть к нашим заклятым «партнерам», по их же «просьбе», и посетить нужные объекты на противоположной стороне единой и неразрывной криволинейной поверхности земного шара. Описывают эти траектории два вагона длиннющих рогатых математических формул. Одно только Кориолесово ускорение чего стоит.

А тут так просто  - земля плоская.

-У шара нет граней! – воскликнул отец.

-У шара ноль граней, - радостно согласился сын.

-У шара есть одна грань, – утверждают тренажер и учительница математики.

Ситуация тупиковая.

-Так,- решил ракетчик, - надо разобраться, что за тренажер такой, кто его составлял.

Выясняется, что этот сборник тестов является переводом с немецкого.

Автор справочника, как ясно из имени Адольф, немец, как следует из фамилии Хаушка, – вроде бы, и не немец.

Так вот, этот самый Адольф, он же Хаушка, уверен, что шар имеет одну грань, а у цилиндра таких граней три. Хотя каждый знает, что у цилиндра граней две, плюс одна криволинейная поверхность. Однако в тестах надо было поставить не цифру 2, как сделал сын ракетчика, а цифру 3, как требует Хаушка.

-Так что, этот самый Хаушка, за гений такой, что переиначил всю основы стереометрии? – возникает вполне естественный вопрос.

Закралось сомнение, а вдруг переводчица, фамилия которой указана в титрах, могла просто перепутать терминологию.

Упрямый ракетчик решил копнуть ещё глубже. Раздобыть подлинный экземпляр книги на немецком языке ему пока не удалось. Но он поставил себе такую цель. Попутно выяснил, что Хаушка - распространенная "там" фамилия, особенно в Австрии, а не в Западной Белоруссии, как он подумал сначала.

Открывает словарь.

Flache – грань, Oвerflaсhe – поверхность. Так транслирует русско-немецкий словарь. Некоторые электронные переводчики трактуют эти два понятия как синонимы.

Так-так. Теплее.

Какой именно термин использовал в подлиннике Хаушка, неизвестно. Скорее всего, переводчица посчитала, что грань и поверхность - понятия тождественные. Переводчики, зачастую не понимая тонкостей той или иной предметной области и плохо ориентируясь в сущности вопросов, допускают подобные ошибки.

-Но ведь учителя должны понимать то, что они преподают,- рассудил папа, - они в состоянии исправить ошибки в этих тренажерах.

Если погуглить, то станет понятно, что в нашей либералистической модели школьного образования Адольф Хаушка является носителем истины в последней инстанции. Восторженными отзывами о его тренажерах просто забит русскоязычный интернет. Как же, конечно, он же представитель «высшей» цивилизации. Кто такой, например, Ломоносов против Хаушки?

-Впрочем, - ещё раз подумал ракетчик, - а, может быть, Хаушка тут не виноват?

Надо бы пообщаться с учительницей. Уж она-то должна знать, что правильно, что неправильно. Педагог, конечно, обратит внимание на эти тесты, исправит ошибки и объяснит всё ученикам.

-Вы что? Вы пришли качать права? – с порога понесла математичка, когда родитель решил совместными с ней усилиями докарабкаться до истины,- Вы бы лучше наняли репетитора своему сыну, пока не поздно. Он хуже всех в классе сдал тесты.
 
И далее, галопом:

-Вы что, ставите под сомнение рекомендации департамента образования Москвы? Вы кто такой вообще? – продолжала дама на высоких нотах, - извините, мне некогда на Вас тратить время.

Разговор не получился изначально. Женщина, преподающая математику, оказалась не склонна рассуждать ни в парадигме математической логики, ни в парадигме педагогической логики. Пришлось ещё раз убедиться в том, что у таких персон женская логика превыше всех других логик.

-Да уж, - размышлял ракетчик, понуро возвратясь после разговора с учительницей, - с ней всё понятно.

-А как быть сыну? Бороться за истину или подстраиваться под нелепые тесты вопреки математике, вопреки здравому смыслу? Как ему дальше учиться? -  копошились в голове вопросы.

-Да пофиг эти грани, - вмешалась жена, - какая на хрен разница? Главное, чтобы тесты были правильно сданы. ЕГЭ будет. Там тоже пофиг всем. Главное, надо знать ответы. Вон, кристинкин папа, он всегда знает ответы заранее. У него уже старший сын сдал все экзамены и поступил в МГИМО. Дочка, Кристинка, тоже будет там учиться. А куда пойдёт наш умник, который с учительницей пытался спорить?

То, что Кристинка будет учиться в МГИМО, сомнений никаких. Папа там человек влиятельный. Если она, как вторая Псаки, будет полагать, что Земля плоская, никак, видимо, не повлияет на эффективность нашей отечественной дипломатии.

Если же сын пойдет в ракетчики, то ему всё-таки надо понимать, как это устроено. Земля, строго говоря, имеет не совсем форму шара, а, как учили его в академии, она имеет форму геоида. Конечно, такими тонкостями в данном случае можно пренебречь и согласиться, что Земля – это шар, у которого нет граней.
 
- Или, действительно, пофиг? – мучительно рассуждал отец ученика.

Тут ещё мысли полезли про судьбу Альма-матер, в которой его в своё время учили совершенно выдающиеся преподаватели.

Конечно, и в его всемирно знаменитой академии уже нет того уровня, какой был до либерального разгрома. В те времена академия носила имя Феликса Дзержинского. Это обстоятельство всегда раздражало ракетчиков:

-Какое отношение имел Джзержинский к ракетам? – задавали они язвительные вопросы, – он же не Циолковский.

Наконец, удалось переименовать учебное заведение. Присвоили ему имя Петра Великого в качестве компенсации за то, что выкинули из Москвы. Уж слишком лакомым для бизнеса представляется старинное здание в нескольких сотнях метрах от Кремля, в Китайгородском проезде.

Ну и ракетчики, ради смеха, стали меж собой называть её именно так - «академия Петра Дзержинского».

В этой ситуации, действительно, не имеет значения, есть грань у шара или ее нет.

Главное, надо заранее знать «правильные» ответы.

Вот и вся учёба.

   2023


Рецензии