Пушкин Кумир, изгой и язва общества
Это положение в отношениях и свое позиционирование в социуме Пушкин выразил так:
а) в части народа (которое в целом он, негодуя и брезгливо отвращаясь, находил толпой черни и стадами скотов) – в легендарных откровенных до апокалипсизма тройки творений:
- Свободы сеятель пустынный (1823)
с сокрушительным бес-арабским приговором:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
- Чернь (1829), превращенное в Поэт и толпа (1836)
полное нескрываемого презрения и отвращения, снабженного ударами вербального хлыста:
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры; —
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор, — полезный труд! —
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
С отделением избранных богами и … собственными иконами:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
- Поэту (1830) или Поэт! не дорожи любовию народной
полное завещательных строк избранникам богов с неизменным выражением отвращения к народу:
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
Б) в части всего светского общества:
Моя родословная (1830)
в котором Пушкин, отвечая Ф Булгарину и собираясь пригвоздить, распиная, к доске учета почета новых русских (т.нзв. новой аристократии), оскорбил родословные всей русской аристократии, в которую он, кстати, упорно стремился, заражаясь сословной спесью, и в которой так страстно хотел жить и быть своим в доску
***
Посол (новый) голландцев (все и тех же) Геверс отметил:
«Ответ Булгарину, в котором, отражая упреки аристократии, Пушкин с правом или без права нападал на самые высокопоставленные фамилии в России, – вот истинные преступления Пушкина, преступления тем более тяжкие, чем выше и богаче были его враги, чем теснее они были связаны с влиятельнейшими домами и окружены многочисленными приверженцами… Вот настоящие причины того недоброжелательства, которое известная часть дворянства (особенно та, которая занимала видные посты в государстве) питала к Пушкину при его жизни и которое отнюдь не исчезло с его смертью»
(см. в книге П. Щеголева «Дуэль и смерть Пушкина» анонимная заметка оказалась несколько измененной редакцией секретного доклада (на франц. яз.) барона Геверса, сменившего Геккерна в голландском посольстве. Впервые напечатан в русском переводе Н. Эйдельманом («Новый мир», 1972, N 3)
Аналогичную Затем на общество и его лидеров вылился поток пушкинских оскорбительных до всякого неприличия эпиграмм, которые ополчили против автора всех и вся
Мысль об основной причине гибели Пушкина высказал его собрат по перу и французский современник Проспер Мериме:
Пушкин своими едкими эпиграммами задел (преступно оскорбил!) чувства самых сильных семей России … и те не затруднили себя ленью и сплином по устранению этой язвы их общества … это не прощается никакой мафией …
Среди этих униженных и оскорбленных лично Пушкиным были титулованные особы с высоким рангом соц. положения, в частности, не только министры Уваров и Нессельроде или основатель Малороссии Воронцов, но даже сам император Александр 1 и многие из «толпящихся у трона» и его кормушки
Проспер Мериме в отклике на гибель поэта так и отметил: Пушкин нажил себе непримиримых врагов во многих семьях сильных мира сего и сам своим поведением поставил себя на край пропасти, став жертвой.
Граф Соллогуб высказался о спровоцированной им злобе затронутых так метко лиц: этой бравадой Пушкин нажил себе в целых семьях, в целых партиях врагов непримиримых
***
***
Во время панихиды 1–го февраля 1837-го на Конюшенной площади перед ведомственной церковью Главных императорских конюшен мужиков и баб в зипунах, тулупах и армяках замечено не было …
Как щас помню …
Свидетельство о публикации №224011501015