Когда мы умерли и как нам воскреснуть? Часть 2
человек — тот, кто познал свое значение, свое состояние, свое назначение.
ЧТО ТАКОЕ СМЕРТЬ И КАК НАМ ВОСКРЕСНУТЬ?
Творец даровал нам при сотворении Своё Дыхание – Животворящее Дыхание Духа Святого.
Творец отделил Его от Себя неотделимо – подобно тому, как соки древа питают листья, не отделяясь при этом от древа, но преображаясь в листе под действием солнечных лучей и возвращаясь обратно в виде другой материи.
Это главное наше дыхание – Дыхание Вечности в нас.
Пока есть оно - мы живы в Боге и для Бога.
Оно зримо являет себя в творцах – поэтах, художниках, скульпторах, певцах и известно в их среде под именем вдохновения (отметим, что не всегда оно от Бога, ведь в нас после падения Адама дышит и преисподняя).
Вдохновение (вдыхать, вдохнуть) - речь идет о некоем особом дыхании - совсем не дыхании плоти, но именно души.
Вдохновение не у всех и не всегда являет себя.
Слово "вдохновение" есть прямое свидетельство, указывающее на главного участника творческого процесса — Того, Кто даровал талант, Кто вдохнул в художника добрые мысли, чувства, переживания, в конечном счете вдохнул жизнь в его творение: будь то икона, стихотворная строка или красивая мелодия
(опять, напомним, что вдохновение, даже и самое благое с виду, может быть не от Бога, но от врагов Его).
Вдохновение живет во всех, даже в самых диких и малых народах планеты.
Дыхание Вечности является в нас источником и хранителем второго нашего дыхания — дыхания плоти.
Второе дыхание - плоти - призвано быть образом и подобием Первого.
БИБЛИЯ
Вот как праведный Иов (см. Библия - книга Иова) в одном предложении говорит сразу о двух этих дыханиях - плотском и божественном:
«Доколе еще дыхание мое во мне и Дух Божий в ноздрях моих» (Иов.27:3).
Здесь «дыхание мое во мне» – дыхание сотворенное, а «Дух Божий в ноздрях» – Дыхание нетварное, Сам Бог в нас.
Вот ещё цитата из Библии о сотворенном дыхании, которое одинаково и у скота, и у человека:
«Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное» (Ис.57:16).
Вот Иов ещё раз свидетельствует о двух разных дыханиях в человеке:
- «Но дух в человеке и Дыхание Вседержителя дает ему разумение» (Иов.32:8);
- «Дух Божий создал меня, и Дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов.33:4).
Далее он свидетельствует, что Дыхание Бога на земле — Дух Святой — животворит всё живое и человека:
«Кто кроме Его промышляет о земле?
И кто управляет всею вселенною?
Если бы Он обратил сердце Своё к Себе и взял к Себе Дух её и Дыхание её, - вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов. 34:14).
Теперь становится вполне понятен данный текст:
«Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» (Ис. 2:22).
Здесь говорится только о дыхании плоти, а значит суть этого высказывания такова: надейтесь, прежде всего, на Творца, а не на то, что им сотворено.
Дыхание Святого Духа в человеке Писание может называть кратко «Дух»:
«И возвратится прах в землю, чем он и был; а Дух возвратится к Богу, Который дал Его» (Еккл. 12:7).
Дух Святой не только животворит нас, но и учит премудрости, если человек пожелает уверовать в Бога:
«Дух Божественный, сотворивший меня, и дыхание Вседержителя, учащее меня» (ср. Иов 32, 8).
МЕДИЦИНА
Дух Божий может действовать Сам, напрямую, а может предоставлять действие своим служителям - ангелам.
В каждом из нас дышит Дух Святой.
Я не знаю - Сам или через ангелов-хранителей.
Медики именуют проявление этого дыхания "води;телем серде;чного ри;тма (пейсмекером)".
Это место в сердечной мышце, в котором таинственно, непрестанно, до самой нашей смерти генерируются импульсы, определяющие частоту сердечных сокращений.
Сердцевину водителя ритма в сердце человека, или истинным пейсмекером, именуют синоатриальным или синусовым узлом.
Ритмические сокращения мышцы сердца появляются именно и только под действием клеток этого узла.
А ЕСЛИ ОТВЕРГНУТЬ?
Пренебрежение нами Дыханием Святого Духа в нас (невнимание, небрежение, противление, отвержение) влечет за собой отчуждение наше от Бога, при этом человек становится лишь плотью (животным):
«Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета!» (Еккл. 3, 18-19).
Это противно промыслу Божьему о нас и лишает смысла наше пребывание на Земле, делает бессмысленной саму жизнь земную.
Оттого и Творец, несколько тысяч лет назад дав человечеству сделать себя стадом демонизированных животных — до того предела, насколько это было возможно, потом положил предел этой мерзости:
- «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт.6:3);
- «И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть Дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт.6:17).
Водный Потоп, в частности, уничтожил Атлантиду - оплот и центр демонической жизни человечества, особенно ярко проявившей себя в исполинах (Быт.6:4, Чис.13:34 Пс.18:6, Пс.77:65 и пр.) - их войны описаны в древних индийских религиозных книгах.
ИТАК...
Итак, знай, читатель, что:
"Бог одарил Землю питающим её дуновением.
Это Его Дыхание животворит все вещи.
Если бы Он задержал Своё Дыхание, все обратилось бы в ничто.
Это Дыхание слышится в твоем дыхании, в твоем голосе.
Ты дышишь Духом и не знаешь о том." (Святой Феофил Антиохийский).
Присутствие Духа Божьего во всех нас и добровольное послушание Ему - только это и делает нас похожими на человеков:
«Дух Святой пребывает во всех, но собственно силу Свою обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души омрачено греховными нечистотами» (Василий Великий).
Вот как еще об этом говорит святитель Игнатий:
«Повторением дуновения вочеловечившимся Богом при воссоздании человека объясняется дуновение Божие при сотворении души человеческой.
Господь наш, Иисус Христос, совершив наше искупление и предуготовляя человечество к принятию Святаго Духа, стал посреди учеников Своих по воскресении Своем, дунул и сказал им: Приимите Дух Свят (Ин. 20, 22), Который вскоре и низошел на них при шуме с неба, как бы от несущегося сильного дыхания ветра (Деян. 2, 2).
Этим вторым дуновением объясняется и указуется, что и при первом дуновении было сошествие Святаго Духа.
На душу первозданного (Адама) при самом сотворении ее обильно излилась Божественная Благодать; душа первозданного по преимуществу была живою, как движимая, просвещаемая и управляемая Святым Духом.
Это доказывают с убедительностью самые события, последовавшие за созданием первого человека.
Святой Макарий Великий говорит:
«Как в Пророках действовал Дух и научал их и был внутрь их, и вне их являлся, так и в разсуждении Адама, егда хотел, с ним был и научал его…
Вся ему было Слово, и доколе пребывал храняй заповедь, друг был Богу». (Слово о человеке. Свт. Игнатий (Брянчанинов).
А КАКОЕ ДЫХАНИЕ - ГЛАВНОЕ?
И что же в человеке главное: дыхание плоти или дыхание Духа?
Это решает сам человек – где его начало и в чем его жизнь:
«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Иоан.3:6).
Рождение свыше – от Духа – совершается в Таинстве православного крещения (см. ниже).
Но в любом случае, даже если человек встал на путь сатаны, доколе не настал еще последний Суд и не вынесен окончательный приговор, Дух Святой совершает в нас то, что должен.
Промыслительные действия Духа (благодать) выражены в Писании глаголами trofodoto (кормить, питать, содержать, воспитывать, образовывать, сгущать), zoogoneo (рождать, животворить, сохранять в живых, спасать), zoopoieo (делать живым), anapneo (переводить дыхание, вдыхать, дышать, жить, вздыхать).
Исходя из вышеизложенного становится понятным, почему слово «человек» состоит из двух слов: «чело» – лоб; «век» – вечность.
Верхняя передняя часть главы - чело (лоб) – это глава главы, символ главной (высшей) части нашей личности (ведь лицо – образ личности).
Человек есть тот, кто на главе главы своей имеет печать Вечности, печать Святого Духа.
Только тот из нас по сути человек, кто во главе личности своей поставил Личность Единую – Творца, соединяясь с Ним Дыханием Духа Святого (осознавая это или не осознавая).
Печать Духа Святого в крещении православном наносится именно на чело (лоб).
Как узнать среди нас человеков?
Люди Духа отличаются кротостью и терпением, безобидностью и смелостью защищать других.
Образ Духа Святого - голубь, который не воздаст нам злом за зло, даже если мы его ударим ногою.
Отвергающий Вечность (осознанно или не осознавая, ведомо для себя или неведомо), отвергает и Духа Святого, отвергает свое человечество, становится животным или демоном, как уже говорилось выше:
«Тот, чья душа не привязана к Богу, увлекается какою-нибудь страстью и становится подобным демону или животному: животному, если он предается плотским наслаждениям, и демону, если придается злобе» (египетский отшельник Диокл).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из приведенных выше рассуждений становится понятно — почему человек, хулящий Христа, ещё не погиб окончательно, а вот «кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мар.3:29).
Слово «хулить» здесь означает «пренебрегать» и «отвергать».
Дыхание Духа соединяет нас Собой с Отцом Небесным — так ветвь соединяется с лозой.
Отвергая Духа Святого мы отвергаем То, Что соединяет нас с Богом, с Источником нашей вечной, истинной жизни.
Оттого Господь и называет уже мёртвыми тех, кто ещё не умер плотью:
«предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Лук. 9, 60).
Об этом единогласно говорят и святые:
«Погибель наша совершилась через уничтожение общения нашего с Богом и через вступление в общение с падшими и отверженными духами», и ныне «состояние падения, состояние вечной смерти, которою заражено, поражено, убито все человечество, есть источник всех прочих согрешений человеческих и общественных и частных».
У Адама и Евы «было сердце храмом; соделалось оно гробом» (свт. Игнатий Брянчанинов).
Погибель есть плод греха:
«Грех есть преступление заповеди Божьей, сопротивление воле Господней, непослушание Богу, заповедавшему не творить зла, а делать добро; он есть отвращение и удаление себя от Бога, презрение Бога и пренебрежение собственным спасением, самопроизвольное ввержение себя из жизни в смерть. Ибо человек, творящий грех, делает душу свою мёртвою, чуждою вечной жизни, как свидетельствует Писание: «Душа, яже та согрешает, та умрет» (Иезек. 28)…
Безчестит и прогневляет грешник Бога Духа Святого, отгоняя Его от себя скверными делами; ибо не может Дух Святой там пребывать, где совершается скверный грех.
Святый Златоуст уподобляет Святой Дух пчеле, которая любит поселяться в чистых и благовонных пчельниках, а от злосмрадных мест отлетает (на посл. к Ефес. 4 гл., ст. 31, беседа 15).
Человек христианский, принявший на себя в крещении Духа Святого (особую благодать, иначе - действие Духа), подобен вместилищу для пчел, в котором, как пчела в пчельнике своём, живёт Дух Святой, как говорит Апостол: «Не весте ли, яко телеса ваша храм живущему в вас Святому Духу суть, Егоже имати от Бога?» (1 Кор. 6:19).
И как смрадный дым отгоняет пчелу от её помещения, так и смрадное греховное дело отгоняет Духа Святого от человека.
"Дух Святой в человеке — как владыка дома.
Не безчестие ли и досада владыке дома, если какой-либо странник придя начнет его из его же дома изгонять, насильно выталкивая вон?
Такова же досада и безчестие Духу Святому бывает от грешника человека, который изгоняет Его из дома Его»
(«Синопсис святителя Димитрия Ростовскаго. Летопись).
Свидетельство о публикации №224011501022