Декабрьская встреча
Предыдущее заседание общественного объединения было посвящено творчеству английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира. В продолжение темы ноябрьского вечера Людмилой Малей был прочитан сто тридцатый сонет Шекспира в переводе на белорусский язык Александра Хомича, члена литературного объединения.
Участники вечера ознакомили присутствующих со своими новыми произведениями. На меня эмоционально подействовал рассказ Марии Куприянчик, в основу которого легли воспоминания матери автора о последних днях жизни телеханских евреев перед их массовым расстрелом в августе 1941 года. За одним эпизодом об известной в довоенное время в населённом пункте и его окрестностях портнихе-еврейке, переданным белорусской селянкой в виде обыденного житейского повествования, – непреходящая трагедия еврейской нации.
На суд членов клуба были представлены стихи Екатерины Абрамчук, Татьяны Робулец, Марии Куприянчик и Ромуальды Пархуты. После выступления Жанны Конюховой, моей соседки по столику, я лестно отозвалась о её стихах.
– Спасибо, многое нуждается в доработке, но я занимаюсь стихосложением от случая к случаю, вот и не могу никак найти время для корректировки текстов, – пояснила автор.
Во время короткой паузы я мысленно упрекнула себя за неумение сдерживать эмоции:
– Нашёлся эксперт стихотворчества! Ты хотя бы одно четверостишие напиши, а потом уже работы других оценивай!
Мысленное самообличение завершилось язвительным словом «критик*», вызвавшее смутные воспоминания о фразе известного человека об отличительных признаках «разоблачителей».
Завершить думу об авторстве высказывания о критиках не позволила ведущая мероприятия Наталья Бинкевич, объявив тему второй части заседания: «Знакомство с творчеством голландского художника Рембрандта».
Перед началом обсуждения вопроса на медиаэкран был выведен портрет Рембрандта Харменса ван Рейна, голландского художника «Золотого века Нидерландов», единственного из голландских художников, которого по причине особой значимости стали называть не по фамилии или полному имени, а просто Рембрандт.
Местный художник Василий Ланец с биографии Мастера начал рассказ о великом живописце, рисовальщике и гравёре.
Крупнейший представитель золотого века голландской живописи родился 15 июля 1606 года в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы. Посещал латинскую школу при Лейденском университете. Проявлял большой интерес к живописи; в тринадцать лет обучением юноши изобразительному искусству занялся местный живописец Якоб ван Сваненбург.
Работы Рембрандта того периода времени отсутствуют либо не найдены, поэтому весьма затруднительно говорить о влиянии первого учителя на творческую манеру ученика.
С 1623 года молодой художник учился в Амстердаме у Питера Лантсмана, а вернувшись в 1627 году в Лейден, вместе с Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников.
Докладчик рассказал присутствующим о дальнейшем пути художника. Об утрехтских караваджистах**, учителях Рембрандта в отношении работы со светом; о начале формирования собственного стиля; о месте в творчестве художника жанра автопортрета; об успехе и славе Рембрандта в Амстердаме, которую принесло ему завершение группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа».
На экране появилось изображение картины, которое я ранее видела в Интернете.
– И правда, групповой портрет***, – разглядывая на большом экране снимок, подумала я. – Не очень молодые люди в одежде с причудливыми и пышными воротниками смотрят не на труп, а на зрителя. Только два медика низко склонились к телу, словно изучая мускулатуру руки человека. Да и доктор Тульп в чёрной широкополой шляпе не проявляет видимого интереса к исследуемому объекту, а смотрит поверх голов коллег.
Далее Василий Ланец рассказал о личной жизни Рембрандта; об охлаждении амстердамской публики к Рембрандту после занятия им позиции определённого дистанцирования от канонов голландской портретной живописи; о творческом наследии величайшего художника.
Выступление сопровождалось мультимедийным показом самых известных произведений живописца.
Органичным завершением темы о голландском художнике было прочтение Натальей Бинкевич стихотворения уроженки Телехан Татьяны Цыркуновой **** «Рембрандт. Возвращение блудного сына», которое я привожу с позволения автора:
«Камин погас. Жжёт в доме страшный холод,
Горит, мигая, сальная свеча.
Старик живёт один, он слаб, не молод.
Но вера, как когда-то горяча.
Сын мельника, учителей не знавший,
Учился сам, он следовал судьбе.
Советов никогда не признававший,
Талантом был обязан лишь себе.
Он не искал ни почестей, ни славы,
Одну свободу только прославлял.
За это, видно, кто-то самый главный
На тяжкий труд его благословлял.
На Бреестрит – дворец Шехерезады,
В приёмной у него толпится знать.
Она спешит для собственной услады
Портрет у живописца заказать.
Но взгляд творца – пронзительный, особый,
Он видит у людей души их суть.
И часто обозлённые особы
Желали свой портрет ему вернуть.
Жестокий чётко видел на портрете
Чеканные черты – нехороши.
Художник Рембрандт был за то в ответе,
Что обнаружил червь его души.
Так постепенно слава угасала,
Шестьсот больших картин ушли в залог.
Да и недвижимость его ветшала,
Но изменить характер он не мог!
За окнами его пустого дома
Выл ветер шалый и кружился снег,
А на помосте у холста большого
Стоял с палитрой старый человек.
Как холст огромен, длинен, необъятен!
Такой же, как и замысел творца.
Изображал он «Возвращенье сына»
И радость старого его отца.
Одной рукою, скрюченною жизнью,
С большим трудом палитру он держал.
Другой рукой, с зажатой крепко кистью,
Он встречу тех двоих изображал.
Одним из них был блудный сын с грехами,
Припавший, наконец, к ногам отца.
Другим – слепец со зрячими руками
И добрым всепрощеньем мудреца.
Свой завершив шедевр, с бедою споря,
К искусству относившийся всерьёз,
Художник умер в царстве нужд и горя –
В берлоге бедной на канале Роз …
*«Критик – это человек, который знает, как проехать, но не знает, как водить автомобиль». Кеннет Тайнан, британец, театральный критик, писатель.
**Утрехтские караваджисты – историко-региональная школа голландских художников 17-го века, работавших в стиле барокко, которая творчески развивала находки художника-реформатора из Италии Караваджо.
***Действительно, портрет предназначался для размещения в резиденции гильдии хирургов Амстердама.
****Стихотворения Татьяны Цыркуновой о Рембрандте – в разделе «Знаменитые художники» авторской страницы сайтов Проза.ру и Стихи.ру.
Свидетельство о публикации №224011501072
Критиковать всегда надо осторожно и сразу прекращать, если таковая перешла некую границу, исказив гримасу критикуемого)))
Понравилось!
С уважением,
Владимир Войновский 26.07.2024 16:30 Заявить о нарушении
Искренне благодарю за отзыв!
Давно заметила, что самые ярые критики литературных произведений - неспособные к писательству граждане, увы.
С улыбкой и добрыми пожеланиями.
Нелли Фурс 26.07.2024 17:50 Заявить о нарушении