Жулики
Обычная сводка. Ставших привычными, увы, происшествий. Но что же в этих словах вдруг так меня задело? Заставило вспомнить дни совсем уже далекие?
- ЖУЛИКИ! КИПЯТИЛЬНИКИ - ЖУЛИКИ! - оглашает своим криком раз в неделю наш переулок невысокий небритый мужчина в ватнике, доходящем ему до колена. - ЖУЛИКИ!...КИПЯТИЛЬНИКИ - ЖУЛИКИ!
Он появляется днем, обычно после полудня.
С утра первыми будят нас разносчики мацони, жители окрестных деревень. Они спускаются в Город первыми автобусами из Коджори, Окрокана, Манглиси, - близлежащих поселков - и идут к нам, тащат через Старый Верийский мост тяжелые сумки, полные поллитровыми банками мацони:
- мАцони-мАцони! - кричат они, и их однообразно-унылые крики вызывают к подъездам и калиткам домохозяек, предпочитающих мацони вот такое, домашнее: - Пасматри!- демонстрирует каждый, переворачивая банку - нэ виливаэца! И действительно: содержимое настолько плотно, что не выливается из перевернутой банки.
- КАмечис мАцони! - с гордостью поясняет разносчик - БУЙВОЛИНОЕ МАЦОНИ!
Но откуда же столько буйволиц в соседних деревнях? Я лично встретил буйволов в окрестностях Города лишь однажды за многие годы. Нет, скорее всего, в мацони "для крепости" просто добавляют крахмала... Но ведь и хозяйке приятно - поставить на стол банку, предварительно её перевернувши, на манер давешнего разносчика, со словами: Настоящее! - КАмечис мАцони!
Почти сразу же за мацонщиками появляется мужчина, предлагающий яйца:
- ЯИЦА-ЯИЦААА! - кричит он - СВЭЖИ ЯИЦА
Это мацонщиков несколько каждое утро, а он - один: спрос диктует предложение. И он идет, не останавливаясь. Вот распахнулась тяжелая дверь парадной с облезшей потрескавшейся коричневой краской, из-под которой видна и прежняя, фиолетовая. Запоздавшая хозяйка бежит за разносчиком с криком:
- ЯИШНИК! ЯИШНИК! - ПОЧЕМ ТВОИ ЯЙЦА?!
Но людям нужно не только кушать, и на узком тротуаре появляется еще один персонаж моего детства. Он катит перед собою странный прямоугольный агрегат: ножной точильный станок на платформе с подшипниковыми колесиками.
- ТОЧИТЬ НОЖИ-НОЖНИЦЫ! - орет он, на этот раз без привычного местного акцента: если разносчики мацони и яиц грузины, точильщики и стекольщики как правило русские, чаще всего из Нахаловки*.
Ему выносят ножи, топоры, ножницы и даже притупившиеся ножи от мясорубок. Он подолгу задерживается у каждой калитки, и понемногу вокруг собирается ребятишки: от вращающегося серого зернистого диска точила красиво сыплются искры. Подточив на большом, точильщик переносит нож на маленькое, гладкое с виду точило, потом на еще меньшее, от него уже искр нет, оно черное, поблескивающее - и нож становится не только острым - с его лезвия исчезают царапины, оно начинает сверкать и пускать зайчики, как зеркальце.
- Вот, - довольно произносит мастер,- как бритва!
Впрочем, бритвы ему никто не выносит - каждый их точит сам, на длинном ремне - опасные бритвы "Золинген", они практически у каждого взрослого мужчины в доме.
До перехода на станки с безопасными лезвиями "Нева" и "Балтика" ждать еще с десяток лет...
Но вот и время мастеровых прошло, и появляются те, кого ждет по дворам детвора: разносчики кевы** и мороженого. Только вот кева продается в странном наборе: разносчик в сванской шапочке, напоминающей тюбетейку, предлагает детям жвачку, взрослым прутья для взбивания шерсти, а недужным - настойку от больной печени.
- КЭВИ-КЭВИ! - кричит он - и продает свой товар даже тем, у кого нет денег, обменивая его на пустые бутылки.
- МарОжни! - орет сменивший его мороженщик и удивляет весь околоток новым своим необычным предложением:
- АБА,***ЭСКИМО ЛЭНИНГРАДСКИ ШОКОЛАДНИ КИШМИШИАНИ МАРОЖНИЭЭ!
Наступает вечер, время отдохнуть, и после обеда, на сытый уже желудок, поразвлечься. В переулке нашем появляются уличные музыканты. Их немного, чаще всего трое, иногда четверо. Барабан, зурна, или дудук, скрипка... Они готовы исполнить все, что пожелаете: и песни времен Саят-Новы и Йэтима Гурджи, и песни недавних, минувших только, времен Войны, и эти вот, новомодные: "Мишка-Мишка, где твоя улыбка?"... Слушатели кидают им из окон монеты....
Но кто же, кто приходил тогда с "кипятильниками-жуликами"? И как выглядели эти самые "жулики", которые предлагал нам заросший щетиной мужчина в ватнике?
С кипятильниками все было просто: обыкновенная толстая спираль, накрученная на стержень с самодельной рукояткой - фабричных кипятильников, как и бритвенных лезвий в продаже еще не было. А вот "жулики"?
В ту пору у многих не было и электросчетчиков. А помесячная плата бралась за каждую "точку" в квартире: поменьше за лампочку, намного больше за каждый штепсель. Ну, а если обойтись вообще без штепселя? Вкрутить вместо лампочки приспособление, на одном конце которого патрон, как у лампочки, а на другом - что-то, напоминающее сегодняшний напольник? Конечно, можно и попасться недремлющему инспектору, но если быть осторожным...
Они исчезли уже в конце пятидесятых, эти "жулики" - государство не пожалело денег на установку счетчиков в каждой квартире, в каждом доме. А предприимчивые их изготовители перешли на производство самодельных обогревателей, "трамваек", наподобие тех, что находились под сидениями в трамваях и электричках - но это уже совсем другая Эпоха.
*Нахаловка - простонародное название старого района Тифлиса, прозванного так из-за самостроя, домов, возведенных без разрешения.
**Кева - самодельная жвачка из сосновой или сливовой смолы.
***АБА - ну-ка /груз./
Свидетельство о публикации №224011501108
Прекрасно, Саша!
Точильщики и старьёвщики после войны были везде, может быть в более крупных городах они исчезли раньше. Может быть. Но и я их помню, а вот про электрических жуликов вспомнила только прочитав. Но я их никогда не видела.
Не совсем по теме, но...
Первую рецку под текстом непроизвольно, но читаешь ...
Поэтому пару сов в сторону изобразительного искусства.
*
В начале 2000, то ли в пятом, то ли в четвёртом году состоялась большая ретроспективная выставка произведений З.К.Церетели у нас в Манеже. Вообще не собиралась посещать, но лучше увидеть, чем сто раз услышать. Всегда сужу только о том, что знаю и могу составить собственное мнение.
*
Сразу скажу - именно то, что я увидела на выставке резко развернуло меня на 180 градусов в отношении к нему как к творцу. Великолепный живописец! Я от его цветов- чуть не сгорела как от жаркого солнца! А графика! А самобытные чеканки в новом технологическом исполнении. а какие сложные эмали! Вся скульптура - начиная от памятника Лужкову в образе дворника и заканчивая небольшими произведениями - великолепна!
Да! У него есть один-один!!! недостаток- Церетели не очень дружит с масштабом. Но и это скорее простительно, и даже не так - это его мир таков. Небо и Горы! И солнце. Потому что Человек, родившийся среди гор, а не на плоской равнине, видимо иначе чувствует мир и он делится с нами так, как заложено в детстве.
с тех пор- одно сплошное восхищение.
Саша, прости, что столько места не тебе :)))
Сам виноват! Настроил :))своим рассказом.
Эль Ка 3 17.01.2024 14:48 Заявить о нарушении
-----------
Остаётся доюавить , что на Церетелли работают около 100 художников..))) он внимателен к ним и более того,.. даже дарит к юбилеям их швейцарские часы...а в цело ?.......... художник он никакой.. увы.
Делец.
Всех своих сыновей и внуков и уже записал их в академики РАХ... Вот и весь Церетелли.
Владим Филипп 17.01.2024 15:26 Заявить о нарушении
В Тбилиси последние 15 лет я жил в Дигоми, это новый район, но недалекий, на равнинном участке правобережья Куры. Над ним - гора, под которой село Вашлисджвари /Яблолневый Крест/, а наверху - что-то вроде огромного металлического подсолнуха, или кактуса с шаром-головой. Очередной подарок Церетели городу. Как-то, незадолго до переезда в Россию, в феврале-марте диким ветром "голову" конструкции оторвало, и она грохнулась вниз, причем грохот от падения был слышен на расстоянии примерно 2 км.
Нравятся ли его работы? Иные -да. Но это - "не мой автор".
Александр Парцхаладзе 17.01.2024 16:05 Заявить о нарушении
Александр Парцхаладзе 17.01.2024 16:20 Заявить о нарушении
Эль Ка 3 17.01.2024 16:22 Заявить о нарушении