Жулики

        Жулики, - начинает свой рассказ корреспондент "Криминальных новостей", - воспользовались доверчивостью пенсионера...               
        Обычная сводка. Ставших привычными, увы, происшествий. Но что же в этих словах вдруг так меня задело? Заставило вспомнить дни совсем уже далекие?               
               
        - ЖУЛИКИ!  КИПЯТИЛЬНИКИ - ЖУЛИКИ! - оглашает своим криком раз в неделю наш переулок невысокий небритый мужчина в ватнике, доходящем ему до колена. - ЖУЛИКИ!...КИПЯТИЛЬНИКИ - ЖУЛИКИ!               
               
        Он появляется днем, обычно после полудня.               
        С утра первыми будят нас разносчики мацони, жители окрестных деревень. Они спускаются в Город первыми автобусами из Коджори, Окрокана, Манглиси, - близлежащих поселков - и идут к нам, тащат через Старый Верийский мост тяжелые сумки, полные поллитровыми банками мацони:               
               
        - мАцони-мАцони! - кричат они, и их однообразно-унылые крики вызывают к подъездам и калиткам домохозяек, предпочитающих мацони вот такое, домашнее: - Пасматри!- демонстрирует каждый, переворачивая банку - нэ виливаэца! И действительно: содержимое настолько плотно, что не выливается из перевернутой банки.               
               
        - КАмечис мАцони! - с гордостью поясняет разносчик - БУЙВОЛИНОЕ МАЦОНИ! 
        Но откуда же столько буйволиц в соседних деревнях? Я лично  встретил буйволов в окрестностях Города лишь однажды за многие годы.  Нет, скорее всего, в мацони "для крепости"  просто добавляют крахмала... Но ведь и хозяйке приятно - поставить на стол банку,  предварительно её перевернувши,  на манер давешнего разносчика, со словами: Настоящее! - КАмечис мАцони!               
               
        Почти сразу же за мацонщиками появляется мужчина, предлагающий яйца:          
               
        - ЯИЦА-ЯИЦААА! - кричит он - СВЭЖИ ЯИЦА               
               
        Это мацонщиков несколько каждое утро, а он - один: спрос диктует предложение. И он идет, не останавливаясь. Вот распахнулась тяжелая дверь парадной с облезшей потрескавшейся коричневой краской, из-под которой видна и прежняя, фиолетовая. Запоздавшая хозяйка бежит за разносчиком с криком:               
               
        - ЯИШНИК!  ЯИШНИК! - ПОЧЕМ ТВОИ ЯЙЦА?!               
               
        Но людям нужно не только кушать, и на узком тротуаре появляется еще один персонаж моего детства. Он катит перед собою странный прямоугольный агрегат: ножной точильный станок на платформе с подшипниковыми колесиками.               
               
        - ТОЧИТЬ НОЖИ-НОЖНИЦЫ! - орет он,  на этот раз без привычного местного акцента:  если разносчики мацони и яиц грузины,  точильщики и стекольщики как правило русские,  чаще всего из Нахаловки*.               
        Ему выносят  ножи, топоры, ножницы и даже  притупившиеся ножи от мясорубок. Он подолгу задерживается у каждой калитки, и понемногу вокруг собирается ребятишки: от вращающегося серого зернистого диска точила красиво сыплются искры. Подточив на большом, точильщик переносит нож на маленькое, гладкое с виду точило, потом на еще меньшее, от него уже искр нет, оно черное, поблескивающее - и нож становится не только острым - с его лезвия исчезают царапины, оно начинает сверкать и пускать зайчики, как зеркальце.               
               
        - Вот, - довольно произносит мастер,- как бритва!               
               
        Впрочем, бритвы ему никто не выносит - каждый их точит сам, на длинном ремне - опасные бритвы "Золинген", они практически у каждого взрослого мужчины в доме.               
        До перехода на станки с безопасными лезвиями "Нева" и "Балтика" ждать еще с десяток лет...               
               
        Но вот и время мастеровых прошло, и появляются те, кого ждет по дворам детвора: разносчики кевы** и мороженого. Только вот кева продается в странном наборе: разносчик в сванской шапочке, напоминающей тюбетейку, предлагает детям жвачку, взрослым прутья для взбивания шерсти, а недужным - настойку от больной печени.   
               
        - КЭВИ-КЭВИ!  - кричит он - и продает свой товар даже тем, у кого нет денег, обменивая его на пустые бутылки.               
               
        - МарОжни! - орет сменивший его мороженщик и удивляет весь околоток новым своим необычным предложением:               
               
        - АБА,***ЭСКИМО  ЛЭНИНГРАДСКИ  ШОКОЛАДНИ  КИШМИШИАНИ  МАРОЖНИЭЭ!               
               
        Наступает вечер, время отдохнуть, и после обеда, на сытый уже желудок, поразвлечься.  В переулке нашем появляются уличные музыканты.  Их немного,  чаще всего трое,  иногда четверо.  Барабан,  зурна,  или дудук,  скрипка... Они готовы исполнить все,  что пожелаете:  и песни времен Саят-Новы и Йэтима Гурджи,  и песни недавних,  минувших только,  времен Войны,  и эти вот,  новомодные: "Мишка-Мишка, где твоя улыбка?"... Слушатели кидают им из окон монеты....               
               
        Но кто же,  кто  приходил тогда с  "кипятильниками-жуликами"? И как выглядели эти самые "жулики", которые предлагал нам заросший щетиной мужчина в ватнике?               
        С кипятильниками все было просто:  обыкновенная толстая спираль, накрученная на стержень с самодельной рукояткой - фабричных кипятильников, как и бритвенных лезвий в продаже еще не было.  А вот "жулики"?               
        В ту пору у многих не было и электросчетчиков. А помесячная плата бралась за каждую "точку" в квартире:  поменьше за лампочку,  намного больше за каждый штепсель. Ну, а если обойтись вообще без штепселя?  Вкрутить вместо лампочки  приспособление, на одном конце которого патрон, как у лампочки, а на другом - что-то, напоминающее  сегодняшний напольник?  Конечно, можно и попасться недремлющему инспектору,  но если быть осторожным...               
        Они исчезли уже в конце пятидесятых,  эти "жулики" - государство не пожалело денег на установку счетчиков  в каждой квартире,  в каждом доме.  А предприимчивые  их  изготовители  перешли на производство  самодельных  обогревателей,  "трамваек",  наподобие тех,  что находились  под сидениями  в трамваях и электричках - но это уже  совсем другая Эпоха.               
               
               
               
        *Нахаловка - простонародное название старого района Тифлиса, прозванного так из-за самостроя, домов, возведенных без разрешения.               
        **Кева - самодельная жвачка из сосновой или сливовой смолы.               
        ***АБА - ну-ка /груз./


Рецензии
Колоритное дыхание времени и места.
Прекрасно, Саша!
Точильщики и старьёвщики после войны были везде, может быть в более крупных городах они исчезли раньше. Может быть. Но и я их помню, а вот про электрических жуликов вспомнила только прочитав. Но я их никогда не видела.
Не совсем по теме, но...
Первую рецку под текстом непроизвольно, но читаешь ...
Поэтому пару сов в сторону изобразительного искусства.
*
В начале 2000, то ли в пятом, то ли в четвёртом году состоялась большая ретроспективная выставка произведений З.К.Церетели у нас в Манеже. Вообще не собиралась посещать, но лучше увидеть, чем сто раз услышать. Всегда сужу только о том, что знаю и могу составить собственное мнение.
*
Сразу скажу - именно то, что я увидела на выставке резко развернуло меня на 180 градусов в отношении к нему как к творцу. Великолепный живописец! Я от его цветов- чуть не сгорела как от жаркого солнца! А графика! А самобытные чеканки в новом технологическом исполнении. а какие сложные эмали! Вся скульптура - начиная от памятника Лужкову в образе дворника и заканчивая небольшими произведениями - великолепна!

Да! У него есть один-один!!! недостаток- Церетели не очень дружит с масштабом. Но и это скорее простительно, и даже не так - это его мир таков. Небо и Горы! И солнце. Потому что Человек, родившийся среди гор, а не на плоской равнине, видимо иначе чувствует мир и он делится с нами так, как заложено в детстве.
с тех пор- одно сплошное восхищение.

Саша, прости, что столько места не тебе :)))
Сам виноват! Настроил :))своим рассказом.

Эль Ка 3   17.01.2024 14:48     Заявить о нарушении
Эл. ка
-----------
Остаётся доюавить , что на Церетелли работают около 100 художников..))) он внимателен к ним и более того,.. даже дарит к юбилеям их швейцарские часы...а в цело ?.......... художник он никакой.. увы.
Делец.
Всех своих сыновей и внуков и уже записал их в академики РАХ... Вот и весь Церетелли.

Владим Филипп   17.01.2024 15:26   Заявить о нарушении
Люба, спасибо!
В Тбилиси последние 15 лет я жил в Дигоми, это новый район, но недалекий, на равнинном участке правобережья Куры. Над ним - гора, под которой село Вашлисджвари /Яблолневый Крест/, а наверху - что-то вроде огромного металлического подсолнуха, или кактуса с шаром-головой. Очередной подарок Церетели городу. Как-то, незадолго до переезда в Россию, в феврале-марте диким ветром "голову" конструкции оторвало, и она грохнулась вниз, причем грохот от падения был слышен на расстоянии примерно 2 км.
Нравятся ли его работы? Иные -да. Но это - "не мой автор".

Александр Парцхаладзе   17.01.2024 16:05   Заявить о нарушении
Вот скульптура Д. Гурамишвили, что сотворил Бердзенишвли - да, мое.

Александр Парцхаладзе   17.01.2024 16:20   Заявить о нарушении
Ну вот это - не владение соразмерностью ... И да, при таком количестве помощников - как-то странно, что архитекторов и инженеров толковых не приобрёл. А-Абидно.

Эль Ка 3   17.01.2024 16:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.