Жизнь после жизни

А ведь действительно Марина всегда мечтала писать, пожалуй, даже когда и читать ещё не умела. Когда ещё только листала книги, раскрашивая цветными карандашами рисунки в них. Детские книги тогда ещё не были такими яркими и нарядными, как сейчас, но книги вызывали у Марины особый интерес, в них столько всего написано. Наверно, в них можно найти ответы на любой вопрос, узнать всё об этом непонятном мире. Знать ей хотелось очень много, а взрослые не всегда и не всё ей рассказывали, да и некогда им, заняты своими делами. А здесь открываешь книгу и начинаешь разговаривать с умным собеседником, который обращается именно к тебе, рассказывает тебе удивительные истории.

Конечно, Марина бегала, играла, разговаривала с другими детьми, но с книгами ей было интереснее. Она рано подружилась с забавными малышами-коротышами, с Васьком Трубачевым, которого долго называла Васьком Трубачком, так у нее прочиталось, с Витей Малеевым и с многими-многими другими. Она продолжала о них думать, общаться с ними, и закрывая книгу. А как бы вот в этом случае поступил ее любимый герой? А потом и своих героев стала придумывать, воображать сценки с их участием.

Росла она вместе с братом, немного старше ее, так же увлеченным чтением. Но брату эта увлеченность не мешала общаться со сверстниками, у него было много друзей, а у нее в школе долго не было подруг. Марина держалась особняком, была слишком замкнутой, задумчивой, ей не очень хотелось участвовать в разговорах девочек, где они чаще всего обсуждали кого-то из своих знакомых. С мальчишками ей было интереснее, но в школе мальчики не обращали внимание на девочек. Зато дома Марина продолжала бегать и играть с братом и его мальчишеской компанией. Тот, кто заинтересовался девочками, появился у них только в шестом классе, не удивительно, что она сразу же влюбилась в него, как и многие другие. И в это же время у нее появились первые подруги, причем говорили они не только о мальчишках.

А в пятнадцать лет у Марины появились мысли и тайны, которые она никому не хотела рассказывать. Она стала вести дневники, где старалась быть предельно откровенной с собой. Сюда же она иногда записывала особенно понравившиеся отрывки из любимых книг. Эти дневники она тщательно прятала, никому не показывала.

Но вот и выпускной класс, нужно выбрать специальность, определиться кем она хочет быть. Писателем? Вряд ли. Она никому не решится показать свои неумелые записки, да и не обо всем можно писать в нашей стране, это она уже понимала. Интересует физика, эта наука изучает что, как и почему происходит в природе. Вот физику Марина и выбрала своей специальностью.

Учиться на физическом факультете оказалось гораздо сложнее, чем в школе. Настоящей увлеченности у Марины не было, она стала понимать, что это не ее призвание, тянуло по-прежнему к книгам. Устройство мира полностью физика не объясняла, только еще больше стало непонятного. Ученые углублялись в отдельные узкие области. Из всех разделов физики Марине больше всего нравилась оптика, но и здесь было такое, что трудно, почти невозможно представить. Преподаватели говорили, что надо привыкнуть и уметь применять. Училась Марина с переменным успехом, чуть не бросила учебы в конце четвертого курса из-за неудачной любви. Все-таки доучилась, попала по распределению в научно-исследовательский институт, стала работать.

Институт всесоюзный, командировки по всей стране, женщин немного, тех, кто ездит по командировкам, совсем мало. Марина поработала сначала в теоретической группе, потом попробовала съездить в командировку. Не пошло! Мало того, что не хватало знаний и опыта, это можно приобрести, так еще и здоровье подвело. Оказалось, что она не может долго находиться в грохочущем сборочном цехе, кружится голова, темнеет в глазах, почти теряет сознание. Марина вернулась в теоретическую группу, начальник предложил заняться программированием. Это заинтересовало, стала пробовать писать свои программы, нашлись помощники.

Личная жизнь у Марины не складывалась, она отчаялась найти спутника по себе. Марина мечтала о спутнике, с которым были бы такие же доверительные отношения, как с ее дневником, только так не получалось, да и вряд ли такое возможно. Не сложилось и здесь с одним из сотрудников, но Марина забеременела и решила оставить ребенка, чего бы ей это ни стоило. Ей было уже двадцать пять лет, старо родящая по советским меркам. Продолжать работать в одной лаборатории с отцом ребенка не смогла, вернулась домой, к родителям. Стала матерью-одиночкой и окончательно поменяла специальность в пользу программирования.

Программировать Марине понравилось, хотя очень многое пришлось осваивать самостоятельно. В этой профессии много творческого, а терпеливости и дотошности, так нужных для такой работы, у нее хватало. Эта специальность помогла ей пережить труднейшие девяностые годы и поднять на ноги сыновей, которых было уже двое. Второго сына Марина родила также «на излете» в тридцать восемь лет, окончательно отчаявшись создать полноценную семью.

Все эти годы Марина продолжала вести дневники, читать книги и втайне мечтать о писательстве. Первую небольшую повесть она написала для старшего сына, назвав ее «Тебе, мой сын». Рассказывала сыну о своей жизни, пыталась объяснить, как получилось, что он рос без отца. А тут и второму сыну надо бы о многом рассказать.

В шестьдесят один год Марина перестала работать, приобрела домашний компьютер и стала писать воспоминания. Впервые она занималась тем, что ей по-настоящему нравилось, о чем она всегда мечтала. Жаль, что так поздно, но, как в поговорке «лучше поздно, чем никогда».

Первый раз показать свои записи Марина отважилась на сайте «Одноклассники», затем на сайте проза.ру. И бросилась в публикации! Соглашалась на любые номинации, предложения журналов, хотя за все это надо было платить, сначала сравнительно немного, потом все больше и больше. Стала членом Российского союза писателей, познакомилась с коллегами.

Сыновей ее увлечение удивляло: «Зачем тебе это надо?» Они разделили увлечение Марины программированием, литература их не интересовала. Были и другие недовольные, писала она слишком откровенно, персонажи в небольшом городе легко узнаваемы, как не меняй имена и фамилии. Но остановиться Марина уже не могла, писание стало последним и единственным смыслом ее жизни. Хотя и спутник рядом вот уже двадцать пять лет, если не требовать от него слишком многого, и подруги есть, с которыми так хорошо петь любимые песни.

Жизни после жизни.

И уже не так важно будут ли читать то, что она написала. Широко рекламировать и распространять свои произведения Марина не стремилась. Тем более за деньги, читают ее больше всего такие же пенсионеры, откуда у них деньги. Для многих, к сожалению, и компьютеры недоступны. Дарила свои книги друзьям, знакомым, отдавала в местные библиотеки. Люди умирали, кому доставались ее книги? Скорее всего просто выбрасывались, как выбрасывают сейчас классические произведения, за которыми они когда-то гонялись, но не могли купить.

Марина отдавала порой и единственные экземпляры сборников со своими рассказами. Только свои сборники старалась сохранить, допечатывала. Пусть сейчас сыновья и внуки не читают, но, может быть, потом заинтересуются, захотят что-то спросить, а уже не у кого. Пусть будут.


Рецензии
Сохраняйте всё и в бумажном мире! Пока ниечго ещё непонятно с миром цифровым, который можно вообще помножить на "ноль" одним щелчком "мышки"!
ЗА сохранённую память!

Понравилось!
Зелёная!

Алексей Чернышов 5   03.02.2024 16:14     Заявить о нарушении
Работая программистом, убедилась, что можно действительно одним щелчком потерять работу нескольких дней, а то и лет.

Галина Вольская   03.02.2024 19:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.