Свадьбы, свадьбы

Уж и не помню, как я оказалась на свадьбе,  и сколько мне было  тогда лет.  Наверное, маленькая я была. А запомнилось мне только, как плясали вокруг меня какие-то люди. Кружилась рядом пёстрая юбка. Но когда я подняла  голову, то увидела страшную маску в платке. Меня охватил  такой ужас, что я перестала дышать. Ни кричать, ни бежать не могла. Бабушка подскочила ко мне и унесла на руках.

 В 1975 году была свадьба двоюродной сестры Тани.
Мы ехали в автобусе. Мимо мелькали яркие огоньки новогодних  ёлок. Я сидела рядом с мамой, она обнимала меня, а я смотрела в окно автобуса.  Потом помню, что вошли в квартиру.  Ко мне подбежала красивая  молодая женщина и поцеловала в щёки. Мне сказали, что она – моя  двоюродная сестра Таня. Меня проводили в комнату, где был  Коля и девочка, о которой мне сказали, что это Вика – моя  двоюродная племянница. Я села на диван. Ну, Колю-то я знала – он мой двоюродный брат, а его мама – моя тётя  Шура, и  она же моя крёстная.
 
Вика была меньше меня и постоянно хныкала. Потом нас позвали посмотреть на невесту. Я вышла из комнаты и ахнула – такую красивую невесту я не видела никогда! Белое с блеском  длинное платье, венок на причёске, пышная фата, сверкающее колье на груди – всё произвело на меня сильное впечатление. Я не сводила  взгляд с невесты. И да – это та женщина, которая меня поцеловала. Так вот какая красивая у меня сестра Таня! Нас малышей опять загнали в комнату. Но мне так хотелось видеть Таню – невесту, что немножко приоткрыла двери – самую малость, чтобы видеть её.  Ой же  - она красавица!

Пришли ещё гости. Стало шумно, весело.  Мама меня взяла за руку. Потом куда-то ехали. Потом нас всех долго расстанавливали в большой комнате. Я боялась отойти от мамы и постоянно держала её за руку. И наконец-то нас всех сфотографировали.
 
Вечером мы – малыши были с тётей Шурой и Лялей. Она тоже оказалась моей двоюродной племянницей, но старше меня.  Это она хотела фотографироваться с распущенными волосами, а её мама не разрешила, и Ляля была надутая всё время. Немного побегали по квартире, а потом нас уложили спать почему-то поперёк дивана, и прочитали  сказку. А я всё не могла понять -   разве  племянница может быть младше тёти?

Спустя много лет мама мне рассказала анекдотическую ситуацию на свадьбе Тани:
Свадьба приехала в ресторан. И почему-то так получилось, что выпивки на столах было много, а закуски  катастрофически мало. Рядом с моими родителями сидели гости – муж и жена. Говорили они на смеси русского и украинского языка. Подали куриные ножки с гарниром. А   конец  каждой ножки был  обёрнут  белой бумажной бахромой. Гости выпили, закусили. И жена спрашивает у мужа:

- Ванька, а куды ты бомажку див?
- Зъив,- коротко ответил ей.

В 1982 году была свадьба у двоюродной  сестры Светы.

Мне уже было  двенадцать  лет. Вике – десять, Коле – восемь. Ляля уже стала девушкой , и с нами не играла. Ходила туда-сюда вся такая важная. Сестра Света тоже была красавица-невеста. Но Вика постоянно куда-то тащила меня, что я толком и не разглядела  наряд невесты. Помню длинное белое платье, венок на причёске, лёгкую фату.

Когда  вся свадьба шла по селу,  меня, Вику и Колю поставили нести фату. И если мы с Викой справлялись с задачей, то балованный Коля всё норовил стянуть фату. Его забрала  мама. А мы с Викой торжественно шли за невестой.

Гостей было очень много. Во дворе сделали навес, поставили  длинные столы и скамейки со стульями. Пели, плясали под гармошку, что-то выкрикивали. Дедушка Фёдор  дирижировал и пел  свою любимую песню про то, как  едут новосёлы по земле сибирской. Шумно и суетно было очень.

Я уставала от шума и от Вики, которая всё тянула меня танцевать, держала за руки и прыгала вокруг меня,  и уходила в сад.

В домике тёти Любы была фотография со свадьбы Тани. Я увидела её и опять не сводила глаз с красоты невесты. А у нас дома такой фотографии не было.

В 1985 году была свадьба Ляли.
 Только сейчас я узнала, что её имя Валя. Лялей её называли только те родственники, которые знали, что в детстве она сама себя так называла, не умея произносить  звук В.  Да вот,  теперь мне рассказали.

Невесту Валю-Лялю мы застали  одетой в домашнее, растрёпанной и нервной. Ей не нравилось всё  - и шампунь не так пахнет, и подружка не пришла, чтобы погладить платье, и много людей крутиться под ногами и мешают собираться, и мама надела красную юбку, которая ей по жизни не нравилась никогда.

Гости сели под стеночкой, чтобы не мешать, тихо переговаривались. Наконец-то невеста нарядилась и вышла к гостям. В то время была мода на  фату с венком -сеточкой. Валя была красавица!

А тут приехал и жених со свитой. Нас с Викой поставили на входе требовать выкуп. Я не знала, как это. Но Вика уже была знатоком. Дружок жениха вытаскивал всё новые и новые купюры  из разных карманов, а Вика всё не отдавала  родную сестру.

 Наконец вмешалась свекровь, типа – то-то вы затянули торги, уже пора ехать в ЗАГС. Мы отступили. Вика помчалась  на кухню считать деньги. Поделили поровну. И  тут вошла мама Вики, ругала нас, что много денег выклянчили, отобрала все деньги, оставила нам по пять рублей и ушла. Вика разразилась слезами и причитала:

 - Так нечестно…Я  честно поимела эти деньги.

 Я молча слушала.  Потом куда-то ехали, где-то фотографировались. Попали в ресторан. Я впервые была в ресторане. Наверное, там не увидела ничего особенного, раз почти нет воспоминаний об этом месте. Оглушающе громко играла музыка – мне такое не нравится, потому что не слышишь, что говорят тебе люди. Помню немного, что молодой человек пригласил танцевать медленный танец. А моя мама предупредила его, что она   рядом и всё видит.

На второй день торжества мы оказались  в квартире жениха. Здесь играл магнитофон, и тётя Надя сразу потянула меня танцевать. Я была в красивом платье, поэтому старалась танцевать как можно красивее, чтобы движения нравились и мне и окружающим. Вспомнила, что в раннем детстве мне всегда нравились арабские и индийские танцы, где женщины красиво и плавно двигали руками. И я попробовала так же.

Наверное, у меня получалось хорошо, что сестра Таня захлопала в ладоши, подозвала меня и поцеловала со словами:

- Сестричка, ты так хорошо танцуешь. Дай я тебя расцелую. Ты где-то училась танцевать? Нет?  Сама придумала так танцевать? Ой, тем более дай я тебя ещё раз поцелую.

Включили какую-то интересную музыку, что тётя Надя принялась изображать  индейца. Сделала «ноги колесом» и принялась в такт гупать пятками по полу, издавая какие-то  «индейские» звуки. Ой, это было смешно! Хохотали все и она сама.

 Потом танцевали невеста с подружкой. Да так у них  красиво получалось, синхронно, словно они всегда это делали. Приятно было смотреть. Сестра Таня так впечатлилась, что расцеловала их обеих. Но «индейский» танец тёти Нади мы ещё много раз   вспоминали.

P.S.
Таня  и Валентин родили Ирину  1 января 1976г. Прожили недолго и развелись. Таня ещё раз вышла замуж, родила сына. Примерно в 2019 году  Таня осталась вдовой.
Света  и Василий родили Сашу и Катю. Живут и сейчас в г. Николаев.
Валя-Ляля и Александр родили Людмилу. Прожили немного и развелись. Валя  в 2014 году умерла в Чехии.

Моя свадьба была 19 января, как раз на православное Крещение. Ни двоюродные сёстры, ни племянницы на мою свадьбу не приехали. Да и собиралась я сама, без подружек. Сама погладила  платье, сама оделась, сама сделала причёску, надела  венок с фатой  и подкрасилась. Всегда мечтала, чтобы на моей свадьбе у меня на голове был венок с фатой.

Наступил трогательный момент. По старинному обычаю, о котором мне рассказала бабушка, я постелила на пол шубу, позвала маму и папу, дала  папе в руки икону Божьей Матери Казанскую. Затем я встала на колени на шубу и попросила у родителей благословения на добрую семейную жизнь, поклонилась родителям в ноги. Меня перекрестили иконой. Мама и папа прослезились. Мы обнялись, с трудом сдерживая  слёзы.

Послышался во дворе шум – приехали гости.  Родители пошли их встречать. Я убрала икону и шубу. И присела на стул.

А день-то какой был! Пасмурно, слегка морозно, без ветра – как мне и нравится.

 За мной приехал жених на белой «Волге», украшенной лентами и  блестящей мишурой. На самом верху машины красовались большие кольца.

Роспись наша была в новом  зале ДК. Тогда там было красиво. Огромные люстры  поблёскивали , как  хрустальные. Все   элементы декора из жёлтого сплава блестели , как позолота. Под ногами  широкая  ковровая дорожка.

Под марш Мендельсона  я вошла в зал вместе со своим избранником. В одной руке у меня был букет из белых цветов. Другая рука лежала на его  руке, в которой он нёс  факел – символ  нашего семейного очага. Трогательно, красиво. Нам под ноги постелили рушник с петухами – тоже моя мечта.  Обменялись кольцами,  расписались и стали мужем и женой.

Водитель белой «Волги» предложил покататься, как это принято было  у молодожёнов. Но я не захотела.  Попросила повезти нас к моему дедушке – он ещё был жив, но уже ослаб и никуда из дому не выходил.
Вошла я в дом, увидела дедушку и обняла его, еле сдерживалась от слёз. Он разволновался.

- Всё, всё, идите, празднуйте,- шепотом сказал мне дедушка. И мы уехали в столовую,, где нас ожидали гости и тамада.

Позже Валентина Михайловна  - жена дяди Володи,  сказала, что дедушка плакал  и шептал:
- Какая красивая у меня внучка…Какая же она красивая…

Пели, танцевали, пили, закусывали. Меня попытался украсть  друг  мужа Саша. Но взволнованный муж так укрыл его  отборным матом, что горе-похититель сам меня привёл и вернул жениху.

А туфлю украл мой брат Николай, потому что мы с ним  сговорились, что я  слегка расстегну пряжку на туфле. Но кто-то ещё из парней  ринулся за туфлей.  Туфлю порвали где-то под столом. Я хохотала  над  этими   горе-похитителями. А в целом  погуляли хорошо, драки не было.


Рецензии