Скажи, где деньги, Мемориал?

Не так давно в питерских СМИ сообщалось об обыске в офисе Санкт-Петербургского отделения «Мемориала». Возможно, в том числе, и о «Мемориале» говорил в одном из своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию Президент страны В. Путин: «…далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Для части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов. Для других – обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов».
По информации российских и зарубежных СМИ правозащитное историко-просветительское общество «Мемориал» является одной из организаций, приоритетной задачей которой было получение зарубежных субсидий и грантов, о чём не скрывают и его руководители. К основным спонсорам «Мемориала» можно отнести Ford Foundation (фонд Форда) и Open Society Institute (фонд Сороса). Годовой бюджет фонда Форда составляет около 600 млн. $  грантов и пожертвований. Созданный в 30-е годы фонд активно участвовал в «холодной войне». Его президентом ранее был Ричард Биссел, ставший после ухода из фонда заместителем директора ЦРУ Аленна Даллеса. Сменивший его Джон Маклой до этого был заместителем Министра Обороны США. Именно Маклой создал в штате фонда особый отдел для совместных операций с ЦРУ... Вот, что говорится в материалах слушаний Конгресса США в 1976 году по деятельности ЦРУ: “Сотрудничество с уважаемыми и престижными фондами позволяет ЦРУ финансировать практически безграничные суммы на программы, воздействующие на молодежные группы, университеты, издательства и другие частные институты, включая правозащитные организации”. ЦРУ и сегодня рассматривает фонды «лучшими прикрытиями финансовых расходов...». Как указывается в тех же материалах слушаний, из 700 грантов, потраченных основными американскими фондами на «международные проекты», почти 50% сумм было получено от ЦРУ.
Только в 2001 году фонд Форда, как следует из зарубежных СМИ, финансировал московское отделение “Мемориала” в размере 3,5 млн. $, два гранта по 2 млн. $ и 1,5 млн. $. Ещё 400 тыс. $ получил  Центр по правам человека “Мемориал”. Но это деньги только одного фонда, только для московского отделения, и только в 2001 году. А иные «спонсоры»?
Здесь следует отметить Open Society Institute («Институт открытое общество») американского миллиардера Дж. Сороса, выступающего в обличье “благодетеля” и создавшего по всему Земному шару, в основном в Европе и бывших республиках СССР “паутину” организаций. В Югославии эти организации – были центрами формирования антигосударственных структур, сыгравших решающую роль в организации путча по свержению правительства С. Милошевича.
 Масштабы деятельности фонда Сороса в России недавно озвучены уволенным (по словам Д. Сороса, “за связь с Б. Березовским”) с поста распорядителя этого фонда в России А. Гольдфарбом, эмигрировавшим из СССР в конце 70-х годов: “Я проработал с Джорджем без малого десять лет, истратив $130 миллионов его денег на благотворительные проекты, призванные помочь реформам в России…». Всем здравомыслящим людям известно, каковы цели этой помощи, поступающей естественно не только на счета «Мемориала».
  Среди спонсоров «Мемориала» стоит назвать такие крупные фонды как Henry M. Jackson Foundation, National Endowment for Democracy, Bradley Foundation и Guggenheim Foundation. Отмечу, что  National Endowment for Democracy (NED) является государственным и был создан в 1983 году президентом США Р. Рейганом и Конгрессом США с годовым бюджетом в 30 млн.$. В Совет Директоров NED входит 26 членов, среди которых бизнесмены, политики. Вот некоторые имена: Велсли  Кларк, генерал, руководивший агрессией НАТО против Югославии; Ральф Герсон, миллиардер, президент компании Guardian International Corp.; Франк Карлуччи, бывший министр обороны, ныне председатель инвестиционной компании Carlyle Group; Лее Х. Гамилтон, бывший сенатор, ныне член президентского Совета по Национальной Безопасности США. С учётом всех названных инвесторов «Мемориала» можно предполагать какие суммы крутились на счётах «правозащитников»-мемориальцев и на какие цели они расходуются. Ведь кто платит, тот и заказывает музыку.
Поскольку «Мемориал» действует в России, хотелось бы не только предполагать, но и знать, как средства зарубежных и не очень дружественных нам спонсоров расходуются. Ни я, ни многие читатели газеты, конечно, не претендуем на эти деньги. Но хотелось бы спросить у рядовых членов «Мемориала»: а до вас то эти деньги доходят, и на какие правозащитные, просветительские  цели они тратятся? На раскопки захоронений жертв репрессий? Но на такие средства можно пол-России перепахать. Сейчас большинство россиян живёт за чертой бедности. Да ещё государство лишает граждан конституционных прав на бесплатное медобслуживание, образование, получение жилья, льготы отбирает и прочая. Что-то здесь не слышно правозащитников из «Мемориала». Не зря ростовский правозащитник Е. В. Финков предложил термин «грантоеды».
Кстати, по правозащитной деятельности. В 1997 году вышла в свет книга начальника пресс-службы УФСБ по СПб и Ленобласти Е. Лукина «На палачах крови нет», в которой рассказывается о злодеяниях руководителей и сотрудников ленинградского НКВД 20-х и 30-х годов: Леонида Заковского (он же Штубис), Натана Шапиро-Даховского, Арона Хатаневера, Кирилла Геймана, Якова Перельмутра, Израиля Чоклина, Софьи Гертнер (она же Сонька-Золотая ножка) и им подобных. Книга основывалась на архивных материалах. Но вместо того, чтобы приветствовать повествование о белых пятнах российской истории, один из руководителей «Мемориала» Иофе (как известно автору статьи) направляет заявление в прокуратуру с требованием привлечь Лукина к ответственности за разглашение гостайны (!), возбуждается уголовное дело. К удовлетворению прогрессивной общественности военная прокуратура, разобравшись, прекратила уголовное преследование Лукина.
                декабрь 2008 года               


Рецензии