Летчик Николай Дубровский. Письма из Заполярья
Фронтовые письма, пожелтевшие от времени, хранятся в семейном архиве Светланы Николаевны Дубровской. Их автором был ее отец, морской летчик Николай Дубровский, в 1941-43 гг. воевавший в Заполярье. Он писал их своим чётким почерком, чаще чернилами, а иногда карандашом. Эти фронтовые письма из Заполярья, фотографии и другие документы семейного архива Дубровских стали предметом моего краеведческого исследования. Хотя Н.М. Дубровский в своих письмах мало упоминал о своей военной службе, но, подкрепленные документами сайтов ОБД «Мемориал» и «Подвиг Народа», они также могут служить источником, уточняющим события воздушной войны в Заполярье в 1941-45 гг.
Факты биографии автора фронтовых писем Николая Марковича Дубровского удалось узнать из документа, хранящегося в семейном архиве Дубровских – это «Анкета вступающего кандидатом в члены ВКП (б)» Дубровского Н.М. Николай Маркович Дубровский родился в апреле 1917 года в городе Андижане Ферганской области Узбекской ССР в семье рабочего-железнодорожника. Там Николай в 1933 году окончил железнодорожную семилетнюю школу. В 1934-35 гг. он обучался в железнодорожной школе ФЗУ города Люблино Московской области. В 1935 году Николай Дубровский вступил в комсомол. В этом же году он работает в паровозном депо г. Люблино помощником машиниста, а затем поступает в паровозный техникум им. Дзержинского в Москве.
В 1936 году Николай Дубровский становится курсантом Ейского Военно-морского авиационного училища (ВМАУ) им. Сталина. С этого времени его судьба была связана с Ейском, небольшим городком на Азовском море. Здесь Николай встретил свою судьбу в лице миловидной темноволосой и темноглазой ейчанки Марии Ивановны Ничиковой, которая была всего на два года моложе его. Курсант Дубровский обучался в Ейском ВМАУ в 1936-39 гг., где освоил профессию военного морского летчика. После окончания училища в 1939 году местом службы Н. Дубровского стал 118-й морской ближнеразведывательный авиационный полк ВВС Северного флота, который базировался в Мурманской области. Он просил Марию Ничикову приехать к нему и стать его женой, но она не решалась оставить родной город. Мария училась в Ейском дошкольном педагогическом училище, в Ейске жила ее мама, сестра Людмила и брат Виктор. И все же она решилась. В Мурманске 7 апреля 1940 года Мария Андреевна Ничикова стала женой Николая Марковича Дубровского, о чем гласит свидетельство о браке. Молодая счастливая семья Дубровских жила в гарнизоне Грязная, там в мае 1941 года у них родилась дочь Светлана, а вскоре началась война.
На 22 июня 1941 года 118-й МБАП ВВС СФ базировался в Кольском заливе в бухте Грязная, имея в наличии гидросамолеты: 37 МБР-2 (в том числе 32 исправных) и 7 гидросамолетов ГСТ (в том числе 5 исправных). В задачи полка входили: поиск и уничтожение подводных лодок и мин противника; противолодочная оборона кораблей; противоминная и противолодочная оборона конвоев и подходов к военно-морским базам; спасение на воде сбитых экипажей самолётов; переброска разведчиков в тыл и многие другие задачи. Н.М. Дубровский летал на гидросамолете МБР-2, его также называли «летающая лодка». Жену Марию с маленькой Светланой он отправил к родным в Ейск. Расставаясь в июле 1941 года, как им казалось, ненадолго, они не могли знать о том, что уже никогда не встретятся.
Мария с дочкой жила в Ейске у родственников, а Николай воевал в небе Заполярья и писал им письма. Из его письма от 28.12.1941 г.: «Дорогая Муся! Я сильно беспокоюсь за вас. Ведь у вас, наверное, сейчас нет денег и как вы там живете». Осенью 1941 – весной 1942 года на письмах Н. Дубровского стоит обратный адрес – Архангельская область, станция Исакогорка, почтовое отделение Лахта. В письме от 9.02.1942 года Николай сообщает жене: «Муся! Я тебе послал телеграмму и письмо, в котором просил пока не писать мне письма. В этом письме я тоже прошу пока не писать мне письма, ведь я нахожусь там, куда почта едва ли дойдет и нет пока адреса. Это письмо я посылаю с товарищем, который случайно будет в Грязной и перешлет мое письмо».
Очень мало летчик Дубровский сообщает в письмах о себе, обычно это умещается в несколько фраз: «Ты напрасно обо мне беспокоишься. Я живу хорошо и чувствую себя хорошо. Работа протекает успешно». Как будто и не было в это время его жизни никаких трудностей: гибели боевых товарищей, полётов в тёмное время и при сложной погоде, пронизывающего холода северных морей, вражеских истребителей в небе и зениток на берегу, а также много чего другого. В письме от 11.04.1942 г. Николай упоминает некоторых своих товарищей-летчиков: «Многие из них имеют уже по два ордена – В. Голубев, Вася Денисов, награждены также К. Кириллов, […] Марьенков, Заикин, Шевченко и очень много других…».
С 15 августа по 15 ноября в зоне Беломорской флотилии более 40 раз были обнаружены немецкие подлодки. Со второй половины августа здесь одновременно находилось до двух-трех лодок. Два экипажа самолетов МБР-2 под командованием лейтенантов Юрия Грязнова и Петра Марьенкова 4 сентября 1941 года выполняли боевое задание по разведке кораблей и подводных лодок противника в районе Канина Носа и Моржовца. В квадрате 2885 они обнаружили немецкую субмарину на плаву и атаковали ее, затем вторично увидели ее под перископом в квадрате 2982. После того как самолеты сбросили бомбы, она перестала двигаться, а на воде появилось большое масляное пятно. Тогда авиаторы решили, что подлодка потоплена, о чем было даже сообщено в центральных газетах. В этой боевой операции участвовали товарищи Николая Дубровского: командиры экипажей лейтенанты Петр Марьенков и Юрий Грязнов, штурманы Авлияр Гайсин и Василий Денисов, стрелки-радисты Николай Дубошин и Сергей Назаров. За участие в этом бою командиры и штурманы экипажа награждены орденами Красного Знамени, стрелки-радисты – орденами Красной Звезды.
Но U-752 под командованием капитана III ранга Карла Шретера лишь потерпела аварию: у нее нарушилась герметичность топливных цистерн. Субмарина сумела дойти до Норвегии и там встала на ремонт. А 23 мая 1943 года ее потопила английская авиация. Однако, немецкое командование подводными силами оценило профессионализм советской авиации и снизило активность в горле Белого моря.
В докладе командующего Беломорской флотилией, отмечалось, что 49-я эскадрилья в 1941 году обнаружила 111 субмарин противника, в 1942-м – 174. Из наградного листа старшего лейтенанта Н.М. Дубровского можно увидеть, что и ему приходилось выполнять ответственные боевые задания: «За весь период Отечественной войны с начала 22 июня 1941 года принимает непосредственное активное участие в борьбе против германского фашизма. Всего имеет 76 боевых вылетов с налетом 324 часа. Базируясь на острове Моржовец выполнял задания командования на поиск и уничтожение подводных лодок противника […] В 1942 году, базируясь на аэродромах острова Моржовец, Нарьян-Мар, Амдерма, Диксон выполнял задания командования на противолодочную охрану отечественных транспортов, транспортов союзников и боевых кораблей. В Баренцевом море, Карском море и море Лаптевых, маневрируя перелетами с аэродрома на аэродром, без происшествий всего сделал 34 боевых вылета. В районе Югорский Шар – Амдерма подлодки противника производили обстрел нашей береговой черты и населённых пунктов. Тов. Дубровский вылетал на отражение атак на самолете МБР-2. Задания выполнял успешно. 18 сентября 1942 года совместно с экипажем командира звена Александрова нашли экипаж капитана Рубана на береговой черте южного берега Новая Земля и доставили в Амдерму. Достоин правительственной награды - ордена Красная Звезда. Командир 3-й авиационной группы БВФ полковник Логинов». 22 февраля 1943 года старший лейтенант Дубровский был награжден орденом Красной Звезды.
Происшествие с экипажем капитана Рубана подробно описано в наградном листе к ордену Красного знамени от 23.07.1943 г. Рубана Савелия Михайловича: «В сентябре месяце 1942 года, при выполнении боевого задания сдал мотор в Баренцевом море. Произвел посадку при большой волне, сохранив самолет. Двое суток находился в море. Самолет и экипаж претерпел шторм и волнами в Карском проливе был выброшен на скалы Новой Земли. Только самоотверженность и мужество капитана Рубан помогли спасти экипаж, который на пятые сутки был обнаружен самолетом и благополучно доставлен в Амдерму».Сама судьба берегла капитана Рубана для больших дел. В 1958 году Рубан Савелий Михайлович (1915–1985)стал генерал-майором авиации, освоил 21 тип самолетов, в том числе ракетоносцы Ту-16 всех модификаций, прослужил в авиации до 1972 года.
Разлука с семьей Николая Дубровского затянулась надолго. В мае 1942 года Николай сообщает жене о своем твердом решении вызвать ее с дочкой к себе: «Сегодня прибыл из Грязной, где находился несколько дней и получил от тебя сразу четыре письма, за которые сердечно благодарю и на которые спешу тебе ответить […] Я сильно по вам соскучился. Ведь уже год мы не видимся. Особенно интересно посмотреть на Светуську. О тебе, Мусенок, соскучился так же, как и ты по мне. Думаю, что мне выдадут документы на вас». Вскоре Дубровскому удалось получить долгожданное разрешение для приезда к нему жены и дочери. В связи с этим в начале июня он пишет Марии подробное письмо, в котором предупреждает ее обо всех возможных трудностях дальней дороги: «Вчера я получил это разрешение и в этом письме посылаю тебе литер на получение билета и справку. Надеюсь, что свое решение и желание ты не изменишь […] Муся! Ехать тебе нужно до станции Исакогорка, это последняя станция перед Архангельском, там я буду тебя ждать».
Казалось, что желанная встреча была уже так близка, но Мария Дубровская не успела выехать к мужу. 9 августа 1942 года город Ейск был оккупирован, и Николаю Дубровскому перестали приходить письма от жены. Несколько месяцев он ничего не знал о судьбе своих близких. Вечером 6 февраля 1943 года в сводке Совинформбюро сообщили об освобождении Ейска, Николай Дубровский узнал об этом на следующий день. Но ещё три долгих месяца супруги Дубровские не могли установить связь друг с другом. Только в начале мая Николай получил первое письмо из Ейска и сразу написал ответ: «Сегодня для меня самый радостный день за последние дни… Я думал только о вас, переживая горькую вашу судьбу. Когда я читал в газете о зверствах проклятых немцев в Ейске, я думал о вас и думал, что вы разделите несчастную судьбу людей, попавших под расстрел и пытки немецких палачей. Горько было читать эти строки […] Я буду стараться получить отпуск и приехать к вам или, в крайнем случае, вышлю вам документы. Мусенок! Но если будет вам грозить опасность, то выезжай куда-либо, лучше к отцу, но не оставайся и не попадай под лапу проклятых немцев».
Казалось, что они снова обрели друг друга и теперь все будет хорошо. Но письмо Николая Дубровского, которое он написал жене 19 мая 1943 года, оказалось последним. В нем он снова упоминал имена некоторых своих боевых товарищей: «Работаю вместе с Л.М. Наконечным […] Коля Кириллов тоже со мной, шлет тебе привет. Лида Петрова в больнице, а Саша в командировке. Вера Зайченко осталась одна. Некоторые ребята тоже здесь… А. Заикин где-то учится». В это время старший лейтенант Дубровский воевал в составе 28-й авиаэскадрильи 118-го разведывательного авиационного полка и 5 июня 1943 года пропал без вести где-то над Баренцевым морем. Ему было 26 лет.
Мария Дубровская долго не могла поверить, что ее любимого мужа Николая больше нет на свете. Она писала письма его фронтовым друзьям, но никто точно не знал, что с ним тогда произошло. В статье Юрия Рыбина «Expertenstaffel за Полярным кругом» встречается упоминание об экипаже Н. Дубровского. В утреннем воздушном бою 5 июня 1943 года «обер-лейтенант Эрлер сбил четыре самолета и довел свой счет до 99 побед, а на следующий день он заявил о своей 100-й […] Видимо, это был Пе-3 из состава 118-го РАП ВВС СФ. Экипаж этого самолета – старший лейтенант Н.М. Дубровский (пилот) и младший лейтенант И.П. Карпошвили (штурман) – числится пропавшим без вести».
В сентябре 1943 года Мария Дубровская получила письмо из Мурманска от своей подруги Лидии Петровой, жены сослуживца Николая Дубровского - летчика Александра Петрова: «Дорогая Муся несколько раз принималась писать тебе письмо, но нет сил сообщить о такой скорби и несчастье, что случилось с Николаем. Милая Муся, до последнего дня он был настолько жизнерадостный и был счастлив, когда получил от тебя письмо. Но вскорости, дорогуша, отдал свою жизнь за Родину. Мария, нет таких слов сказать, как тяжело это вспомнить, а на следующий день погиб Николай К.» Это был ровесник и близкий друг Николая Дубровского – москвич Николай Сергеевич Кириллов. Командир звена капитан Н.С. Кириллов, награжденный орденами Красной Звезды и Красного Знамени, погиб при катастрофе самолета «Харрикейн» во время полета в районе аэродрома Ваенга. Похоронен на кладбище губа Ваенга Мурманской области. Из друзей Николая Дубровского погибли также летчики Заполярья: капитан Грязнов Юрий Харитонович, 1918 г. рождения, при катастрофе самолета У-2 на острове Кильдин 28.08.1944 г.; старший лейтенант Марьенков Петр Павлович, 1917 г. рождения, при выполнении боевого задания 27.12.1943 г.
Во фронтовых письмах в Ейск морского летчика Заполярья Николая Марковича Дубровского уместилась вся его недолгая военная биография с июня 1941 по июнь 1943 года. В них он не мог подробно описывать свою военную службу, но зато здесь хорошо раскрывается его личность и черты характера. Читая фронтовые письма Николая Дубровского, можно предположить, что их писал зрелый человек среднего возраста, на самом же деле, в начале войны ему было всего 24 года. Морской летчик Дубровский был патриотом своей страны и опорой для семьи, он умел крепко держать в руках не только себя, но и поддерживать в письмах свою молодую жену и пожилого отца. И строки из писем старшего лейтенанта Дубровского о том, что в борьбе с врагом он не пожалеет крови и самой жизни, оказались для него не просто словами. Письма и документы из семейного архива семьи Дубровских являются ценным документальным источником и могут послужить дополнением к истории воздушной войны в Заполярье в 1941-45 гг.
Читая фронтовые письма Николая Дубровского, не хочется верить, что этот молодой, энергичный и полный жизни человек так рано из неё ушёл. Мне захотелось сделать что-то для его памяти. Поэтому я решила написать о том, каким огромным чувством ответственности обладали эти, совсем ещё молодые люди, как они самоотверженно любили, как умели быть верными, а воевали так, что мужеству советских полярных лётчиков удивлялся даже противник. В посёлке Сафоново, так сейчас называется бывший посёлок Грязная Губа, где когда-то жил со своими однополчанами лётчик Николай Дубровский, в 1986 году был открыт памятник. Мемориал славы авиаторам-североморцам сооружен на берегу Кольского залива в память авиаторов, чьих могил нет на земле, либо они неизвестны. На его постаменте есть надпись – «Летчикам, штурманам, стрелкам-радистам, борттехникам военно-воздушных сил Северного флота, погибшим в море. 1941-1945». Это памятник и в честь Николая Марковича Дубровского, воспитанника Ейского лётного училища, морского лётчика Заполярья.
Свидетельство о публикации №224011501580