Ломать не строить
Если предположить, что сейчас нарождается некий Новый мир и если хотя бы в виде пробы поверить на миг в эту возможность, то, мне кажется, общее впечатление будет таковым, что от Старого мира он унаследует, желает того или нет, одни лишь его испражнения.
Допустим, это вовсе не то, что он хотел бы унаследовать, но это то, что он наследует уже довольно долго, составляя своё существо из того, что в Старом мире присутствует лишь в виде неизбежных отходов.
В то же время и невзирая на реальность он анонсирует и даже проповедует себя как существо светлое и возникающее во благе и для блага – хотя бы потому, что никому не придёт в голову преподносить себя в качестве кучи нечистот: поневоле с этой позой – позой добродетельности – приходится мириться.
Однако иной раз мы получаем не то, к чему, как нам кажется, мы стремимся или даже не то, о чём мы, намеренно или невольно, лжём себе (уж не говоря о вкушении этой лжи прочими), что к этому стремимся, а всего лишь то, что получаем. В итоге мы иногда не способны даже стать в выбранную нами позу, которая – как нам мнится – способна нас защитить и якобы очеловечить, пусть и присутствуя и предваряя нас в качестве нами самими выданного себе документа: истории, манифеста, лицензии, индульгенции. Но даже и успешное принятие такой позы, к нашей досаде, не всех обманет, даже если обмануло нас, так как между желанием и результатом лежит слишком много наших действий и неизбежного обыденного существования, рутины создаваемого, но ещё не до конца созданного, того что «в процессе». Процесс этот может затянуться на века, и – на словах – мы вольны считать и сам этот процесс, и его результат всего лишь некой «предварительной версией», а что касается его наполнения (то есть самой жизни) – «результатом работы предварительной версии». Действительно, при таком взгляде на вещи и нашу жизнь, и сам мир можно назвать «предварительной версией» – тем не менее он всегда существует таким, какой он есть сейчас, то есть – непредварительно. Пусть мы согласимся с тем, что он «не до конца оформлен», однако простейшее «он есть» и указание на также простейшие «прежде» и «затем», то есть на ход событий, перевешивают удобное понимание мира как «предварительной версии». И по ним, по этим «прежде» и «затем», сторонний наблюдатель способен или хотя бы имеет возможность определить, что именно в данный момент строится на самом деле, вовсе не обращаясь к намерениям строителей, к их психологии или к форме их носа и тому подобному.
«Предварительная версия» – это подходит для компьютерной игры или для механического прототипа, но не для жизни в целом. В случае же переноса такого понимания вещей на мир в целом и на жизни в целом, мы больше не участвуем в устроении мира – мы участвуем в его разрушении.
Но, в конце концов, никакое представление при всём желании не способно до конца скрыть само себя.
Жаль только, что и понимание, что в мире составляется некое чучело мира вместо мира, мало кого озаботит, ведь противоядием от понимания может служить банальная фраза: «Это нормально. Так было всегда.» И, конечно: «Да уж как-нибудь пристроимся – и, возможно, получше, чем в прошлом!»
И хоть кто бы спросил: а откуда у вас тут взялось «прошлое, настоящее, будущее», вы же всё это только что отменили?
P.S.: «Надо также помнить, что притворство разоблачается даже раньше, чем выяснится, в чем, собственно, мы притворялись.»
Из книги «Афоризмы житейской мудрости» Артура Шопенгауэра.
Там же:
«Nemo potest personam diu ferre fictam. Ficta cito in naturam suam recidunt» («Никто не может долго носить личину. Быстро совершается переход от вымышленного к исконному естеству») (Сенека. О милости).
Свидетельство о публикации №224011500002