Про Oперу 2

или “Про оперу возвращается”

Каждый год незадолго до католического Рождества, 7 декабря, миланская опера открывает новый сезон премьерой. Я не знаю, почему была выбрана именно сия дата. Возможно, причина в том, что в этот день жители Милана чествуют покровителя города - святого Амброджо, имя которого, верующие (как и неверующие) связывают с амвросианским обрядом. “Амброджо”, “амвросианский” - буквы прыгают между языками, бывшими когда-то одним языком: “б” в “в”, “с” в “дж.
Амброджо (340г- 394г) был миланским (хотя, Милан в то время так вовсе и не назывался) епископом, который «активно способствовал распространению в западноевропейской церковной певческой практике ряда принятых на Востоке старинных музыкальных форм пения» (Википедия). По другой версии эти традиции ввел апостол Варнава - основатель Кипрской церкви, проповедовавший христианство в Северной Италии. Как бы то ни было, такие песнопения стали называться амвросианскими и прижились в миланской архиепархии, в приходах Павии, Бергамо, также в швейцарском городе Лугано. Стилевые особенности этих распевов — неоднократное повторение мелодических фраз и хоровое пение, в котором попеременно звучат два хора и солист. На протяжении сотен лет каролинги и римские папы пытались упразднить, ну, или хотя бы частично заменить (не нравился он им чем-то) этот обряд римским вариантом|. Безуспешно. Амвросианский обряд жив, а святого Аброджо чтут. Кстати (или не кстати) 7 декабря в Милане ставят в домах Рождественские елки. На большей территории Италии они появляются на день позже - 8 декабря - в праздник непорочного зачатия Девы Марии. А вот в Пулье и в ряде городов Кампании– на день раньше -6-го, в день Николая Чудотворца, покровителя Пульи. Но что-то я отвлеклась от основной темы, смешав все и всех: каролингов, апостолов, традиции песнопения и Деву Марию.
Короче, дата хорошая (7 декабря) как раз для премьеры в оперном театре.

По моему (наверняка неправильному) мнению, в последние годы «сильные мира сего», в завуалированной (ну, или в незавуалированной) форме представляют Миру (ну, или Риму, если говорить точнее) на этой премьере свои ближайшие планы. На сие действо в королевской ложе Алла Скала традиционно собирается политическая верхушка Италии: президент, премьер министр, наиболее влиятельные политики.
Оперу транслируют в прямом эфире. Часто представление начинается с “вешалки”, вернее, “с лестницы”. (Ну, мы же про "Алла Скала" говорим,что дословно значит - “на (к) лестнице”. Хотя, если глубже копать, то тут не совсем про лестницу. (Санта Мария делла Скала – название церкви, на месте которой построили миланский оперный театр. А называлась эта церковь так потому, что денег на ее постройку дала некая Беатриче из семьи “Делла Скала” (это фамилия такая,  по- итальянски значит “с" (“из-под”, прям, просится  сказать) лестницы”. “Делла Скала “ с годами стала сперва “Алла Скала”, а потом просто “Ла Скала”. Но оставим в покое даму, так как это совсем уже другая история, и вернемся к лестнице.))
Итак, бывает, что в Миланской опере премьера начинается с лестницы. Иногда это запланировано. Это когда при подходе  значимых персон ко входу оперы зеваки у театра (как бы из толпы, но почему-то оперными голосами) кричат: “Бис! Да здравствует!” Но случаются и неожиданности. Ну, это когда охрана “прохлопает ушами”. 

Про премьеру 2021 года (“Макбет”) я уже рассказывала два года назад в рассказе “Про оперу”. Год был запоминающийся. Хотя, в последнее время - каждый год (да и, что говорить, даже каждый месяц и каждый день) - запоминающийся. Если кратко, то “сильные мира сего” в 2021 решили не “париться”, не раскошеливаться, сильно не “шифроваться”, а дали себе волю выразить намерения более явно, чем обычно.
Ну, и планы, можно сказать, были выполнены.

В 2022 году сезон открыли новой постановкой оперы “Борис Годунов”.  Только вот рассказывать про эту премьеру я не стала. Уж больно все было пессимистично для России, и не хотелось рекламировать эти мыслеформы. Год прошел, можно и озвучить: там и смута, и война, и фашизм за пределами России (неявно показан, намеками (одежда и другие мелочи) как бы “бродит по Европе призрак фашизма”)), и повар царя убивает, и мертвые дети. Я испугалась, скажу честно.
Денег организаторы не пожалели на костюмы и декорации по сравнению с 2021. Видимо, тот кризисный 21-ый год для них был экономически успешным. Старались спонсоры, короче. Но как то не так все получилось: не совсем по их версии (по крайней мере, в отношении России). Ну, и - слава Богу. (А я даже подумала, что наша российская политическая и финансовая “элита” тоже смотрит иногда миланскую оперу и делает выводы.)

А 7 декабря 2023 года в Алла Скала состоялась премьера новой постановки оперы Верди “Дон Карлос”. Ни президент Италии, ни премьер министр и ни один из уважаемых (и уважающих себя) итальянских политиков на премьеру не пришел. Это было необычно. Однако, своим присутствием театр “осчастливил” Ла Русса (лидер радикальной правой партии “Братья Италии” , с октября 2022 года- президент сената республики Италия) известный своими радикальными фашистскими взглядами и высказываниями, а также множеством с ним связанных неприглядных историй. Например (чтобы не быть голословной) приведу одну.
Некая синьорина подала карабинерам заявление о том, что ее изнасиловали, обвинив в сием акте сына президента сената. Заявление не было принято, девушке было отказано в заведении уголовного дела без объяснения причины. Журналисты потребовали публичного объяснения от Ла Русса, на что политик официально заявил, что полиция и следствие не нужны абсолютно, просто нет необходимости, так как он, Ла Русса, сам будучи юристом, лично внимательно рассмотрел обстоятельства дела и разобрался, заключив, что его сын невиновен.
Так вот, перед торжественным входом в Алла Скала этого самого Ла Русса спектакль “начался с лестницы” (но, на этот раз незапланированно): на площадь перед театром из толпы вышел человек с криком: “Да здравствует антифашистская Италия!” Реакция охраны была мгновенной: мужчину задержали, увезли в полицию, открыли дело. Хотя, ничего противозаконного не было ни сделано, ни сказано. Италия – антифашистская республика. По крайней мере, так написано в ее конституции.
После этого Ла Русса торжественно прошествовал внутрь театра и, поприветствовав собравшихся в зале зрителей, “величественно” расположился в королевской ложе.

Перед началом трансляции оперы и позже - в перерывах между актами - в фойе театра пара "телезвезд" (выбрали, не знаю, как помягче их охарактеризовать, “самых-самых”, короче, ни один из приличных не согласился, видимо) беседовала со знаменитостями, посетившими постановку. Нет, я никого обидеть не хочу. И женщина - ведущая такая вся была видная, одного силикону сколько пошло. Да и престарелый пошловатый  “интеллектуал”- ее партнер тоже старался не уснуть и не свалиться со стула. И беседу он “на уровне” поддерживал, встревая время от времени в интервью, ну, когда ему не хватало терпения дослушать ответы на его же вопросы. Смотрелось забавно. Например, один из гостей вещает, что, мол, итальянская опера -  это гордость Италии, это традиции пения. А ведущий его, кляц, на полуслове. “Главное - кухня итальянская - наша гордость! Паста, вот. Я вчера такую пасту ел”, -говорит. Или другой “звездный” гость уже про сюжет просмотренного первого акта рассказывает, а ведущий снова свои “пять копеек” вставляет, мол, так здорово Филипп королеву за руку хватил и встряхнул, прям, хорошо так тряхнул. Он (ведущий) даже думал, что сейчас как вмажет Филипп ей. Короче, интересная беседа сразу получалась.
Ну, да ладно, это я опять от темы отвлеклась.  Скажу только, что подавляющее большинство зрители почему-то случайно ( или неслучайно) пришли на премьеру  в черном.

Ну, и о самом спектакле.
Итак, 1559 год. Дон Карлос - наследник Филиппа второго, короля Испании. В сюжете там и любовь, и сложная политическая обстановка. Идет переформатирование . Европы, передел территорий, борьба против церкви и ее (церкви) раскол. Во всех странах – политические кризисы и хаос, во власти (извините, за мой французский) – пи**сы  (во всех смыслах этого слова). Война повсеместно. В Красном море “цивилизованные” корабли “мочат” (во всех смыслах этого слова) мусульман. Ливония хамит Московии. В европейских землях - крестьянские бунты. Турки хотят в Сирию, шведы - в военный союз, а экономически растущий Китай хочет Тайвань.
.
Не буду подробно останавливаться, скажу просто, что время было, ну, прям, как у нас сейчас. (Да простят меня профессиональные (и непрофессиональные тоже) историки и политики, если что не так.)
А еще в опере подчеркнуто выделен черный цвет. Все персонажи в течение всего спектакля - в черном (испанский костюм). Исключение почему-то составляют артисты - карлики, в цветных одеждах танцующие вместе с одетым во все черное королевским двором Испании в первом акте и выходящие в цветных одеждах в конце спектакля на поклон (но там их сразу же  загораживает хор, одетый во все черное). 
Второе и последнее цветное пятно в постановке появляется уже ближе к концу оперы, когда король Филипп второй и королева Изабелла, которую поет Нетребко (без нее на итальянской премьере теперь уже никуда) появляются в золотых одеждах. В одной из сцен они поднимаются на золотую лестницу, символизирующую (как мне показалось) церковь, на которой я увидела (или мне это также привиделось) подсвеченные языческие барельефы, такие же как на старых белокаменных чудом уцелевших резных церквях России и Италии. Те самые барельефы, где цветы и листья «перетекают» в людей и животных и наоборот, так же как и на народных костюмах, расшитых полотенцах и коврах. Но это - последний цветной момент в постановке. А затем опять - все черное, все во тьме.

Прошли Рождество и Новый год, и вот 7 января в Италии состоялся масштабный неонацистский митинг, как раз на праздник итальянского флага, который по случайности совпадает с православным Рождеством. Карабинеры не разгоняли это сборище, никого не арестовывали, а только наблюдали. На следующий день, в средствах массовой информации появились осуждающие выступления и публикации ряда журналистов. Это было необычно, так как такие митинги проходили «потихому» и в прежние годы в Италии, но о них не говорили с экранов телевизоров. Большинство итальянцев конечно же возмущаются и выступают против их проведения. Правильно.
Но только вот почему люди говорят про фашизм только тогда,когда им по телевизору в отдельной стране покажут зигующих молодчиков? Почему никто не не видит наступающий глобальный фашизм, когда одновременно во всем мире вводятся насильственные медицинские действия, подписываются пандемические соглашения и странные экологические правила, сворачиваются все социальные программы, небольшой группой лиц приватизируются все природные ресурсы (водные и земельные в том числе) вводится нечеловеческая пищевая политика и усиливается тотальный контроль.
Фашизм ужасен во всех его проявлениях: и локальных, и глобальных. Но чем больше масштаб, тем хуже. Мне кажется, что привлечение внимания к локальному проявлению фашизма становится инструментом, служащим для маскировки глобального геноцида и фашизма, инструментом для переключения внимания.
Начинается хаос со всех странах. Этот хаос созданный и управляемый, у него есть конечная цель. Пути ее достижения различные, сценарии тоже, но цель одна.
И она не совпадает с жизненными интересами большинства людей.

Так получилось, что я много лет живу в Европе, и мне приходилось бывать в различных ее уголках. Опираясь на личный опыт, скажу, что мы - простые люди, ее населяющие, несмотря на все наши различия очень похожи, как и очень похожи
наши “корни” -старинные обычаи, народные распевы (с которых я начала этот рассказ), национальные костюмы, орнаменты, ковры, росписи, белокаменные храмы, пословицы, поговорки, загадки, легенды, названия.
Примеров множество, причем, зачастую – совсем неочевидных. Приведу один. В детстве, читая про древнюю Грецию, я все думала, что за слово у них такое “агОра” или «Агора». Поняла я это только недавно. В небольшом этрусском городке недалеко от Рима (где никогда не жили греки, и куда не водят толпы туристов) в старом центре на горе на одном из домов под крышей осталась вырезанная старинная надпись: «а горА»( «а» отдельно и ударение выбито на втором «а» в конце слова). И в городе Руво в Пулье на старом белокаменном доме в центре города, на  площади виднеется такая же, выбитая на белом камне - «а го-рА» и также выбита черточка ударения над последним «а». Центр с рыночной площадью во всех старых городах был на горе. «На горе», «на гора», «а гора», «агорА», «агОра». Как то так.

Мне кажется, что не так уж и давно в Европе жили народы, говорящие на разных диалектах одного и того же языка, народы с одними и теми же традициями. И эти традиции во всех странах “управляющая элита” пытается вывести, натравливая людей друг на друга, стараясь нас разделить и превратить в рабов. Человеку в положении раба можно внушить что угодно, можно диктовать, что правильно, а что нет, что делать, как думать. У раба нет морали, нет своего мнения. По официальной истории невольники были всегда, во все века. А я вот думаю, что - нет. Не могли рабы построить такие великолепные дороги, системы водосборов, наземные и подземные города с резными белокаменными зданиями, украшенными сверху донизу узорами. Не могли придумать затейливые орнаменты, костюмы и сочинить завораживающие многоголосные распевы.

«Гениальные британские ученые и компания», продвигающие глобальный фашизм (те самые, которые  «научно» обосновали, что надо убивать коров и выращивать сверчков c саранчой) уже давно открыто публикуют статьи о том, что главное зло - это люди. Эти “великие умы человечества” активно приступили к нашему истреблению, не жалея сил и средств, внушая нам, что “это необходимо для всеобщего блага, прогресса и демократии”.
Так, может, мы перестанем видеть врагов в наших братьях - простых людях других стран, перестанем жить в темном цвете оперы «Дон Карлос» с «широко закрытыми» глазами, убивая друг друга и поддерживая при этом (ну, или просто не замечая) наступающий глобальный фашизм. Давайте откроем глаза, увидим свет, научимся думать и вспомним, что мы - не рабы, пока нас всех не сократили нашими же руками.


Рецензии