Вечный зов в детство...

     Долгие праздничные дни встречи нового года располагают помимо обьедания и обпивания к чему-то более интересному и полезному для души, а так же разгрузочному для организма. И этим интересным становится духовная пища, помните, как у достопочтимого Владимира Ильича Ленина "Главным искусством для народа является кино". Вот именно поэтому, проведя три-четыре дня за красиво украшенным и обставленным бутылками и тарелками столом, уже хочется полежать на диване или...
    
     Да, скажете вы, а как же прогулки на свежем воздухе? Оздоровительная ходьба и всё такое? Конечно, отвечу я, это где-нибудь в Краснодаре или Волгограде ещё можно было бы пройтись зимой по новогодним ярким улицам и подышать свежим воздухом, сходить на какой-нибудь незамерзающий пруд и покормить уток, посмотреть на главную зеленую красавицу города. Но у нас в Якутске, где за окном белый воздух стоит непроницаемой стеной, а ртутный столбик бедного градусника за окном ютится в нижней его части на отметке минус 45-48, даже, нос высовывать не хочется наружу, не говоря уже о всем бренном теле. Вот и выдумываешь себе отдых с пультом от телевизора и спутникового телевидения. Да, конечно, можно поторчать за компом или ноутом в соцсетях, почитать новости и пообщаться на стихи.ру и проза.ру с творческими людьми, что я, собственно и делаю иногда.

     Но как-то однажды вечером:
     - Любимый! - Слышу крик жены из зала. - Иди, смотри, что я нашла!
     Захожу и вижу, что листая программы каналов, Марина приметила классику советского кинематографа, многосерийный фильм "Вечный зов".
     - Давай, посмотрим все серии подряд, - предлагает жена.
     Заманчиво, однако. Я, дошколенок и школьник семидесятых, прекрасно помню этот шикарный фильм. Нам, детям, конечно, разрешали смотреть его, но только начало серий, которое приходилось на 21.30, сразу после программы "Время". Потом, строго в 22.00 родители отправляли нас со старшей сестренкой спать в свою комнату. С этим в семье было строго. Потому фильм моментами и помню. А Марина моя на десяток лет моложе и данную классику художественного жанра, оказалось, вообще никогда не видела, разве, что слышала о нем.
     - Давай, посмотрим, - отзываюсь я, - сейчас ноут закрою.
     Мне снова и снова, хотя бы, с помощью советского фильма о перепетиях и любовных хитросплетениях нескольких сибирских семей, захотелось окунуться в далёкое и счастливое детство. Пока я на кухне выходил из всех программ на ноуте, жена поняла, что первые серии "убежали" из показа и пришлось искать их на всезнающем и всеумеющем "Ю-тюбе". Так, даже, лучше, ни тебе назойливых реклам каждые десять минут и их перемоток, ни тебе других перерывов на новости и прочее. И вот..

     С первыми аккордами знакомой, берущей за душу, мелодии я вновь и вновь уплываю в свое деревенское детство. Увидев изнутри русскую избу бедной многодетной семьи, где ютятся "семеро по лавкам", сразу вспоминаю дом дедушки Коли и бабушки Маши, маминых родителей. Квадратное строение, правда, из белого кирпича и сегодня в моей памяти отчётливо видится. Внутренний его план и спустя полвека могу нарисовать со всеми закоулочками и уголками, закуточками и встроенной фанерной мебелью, в которых мы хоронились, играя детьми в прятки. Посередине дома русская печь, побеленая для "пущего уюта", от которой или к которой подходили тонкие фанерные же стены, разделяющие дом на проходные комнаты. Кстати сказать, побелку ту ваш покорный слуга начал грызть, как только научился стоять на ногах и заимел крепкие белые зубки во рту. Видимо, не хватало кальция, как сейчас говорят. Многими годами позже, после смерти бабушки, когда к нашей свадьбе с матерью моих будущих сыновей, решили немного обновить краской печь и стены дома, мама не разрешила заделывать раствором углы печки. Полуокружности от зубов на углах побеленых кирпичей остались отчётливой памятью и точно по росту мальчика Стасика в два, три, четыре и пять лет отроду, отличаясь лишь расстоянием от пола. Есть ли они сегодня, не знаю, не бывал в доме лет тридцать. Там сейчас с семьёй живёт моя младшая двоюродная сестренка Ленка, та самая, которая...

     А план дома помню наизусть...

     ...В деревенских садах и огородах Поволжья благоухает урожайный зелёный август середины 70-х. Плодовые кусты и деревья полны спелых груш и яблок, малины и вишни, сливы и терна. На грядках лежат спелые огурцы и кабачки, торчит морковка и свекла, на аккуратно подвязанных ветвях красуются гроздья крупных спелых помидор. Мне лет десять, а Ленке осенью идти в первый класс. Нас родители оставили на пару дней у бабушки с дедушкой, а сами вчетвером на узкоколеечном поезде уехали в Мугреево за грибами. Дядя Виталя, Ленкин папа, из тех мест родом, с самого бепризорного послевоенного детства лес, который кормил его и поил, знает "как свои пять пальцев". На неделе по лесам Горьковской области прошли добротные проливные дожди. Вот в выходные он и зазвал моих родителей туда.

     Сегодня субботний солнечный день и бабушка Маша кверху худенькой попой в цветном ситцевом халате торчит в своих помидорных грядках, а дедушка Коля вот-вот должен выйти из дома и отправиться в теплицу собирать огурцы. Завтра на рынке в Балахне будет "базарный день", вот они и суетятся. Мы с Ленкой прячемся за углом дома, ждём, когда выйдет дед. Тогда по-партизански, вдоль дощатой стенки пристройки, мы прошмыгнем в дедушкину спальню. Это самая дальняя справа комната дома и там стоит высокая железная кровать, скрипучие спинки которой держатся на металлических шариках, накрученных на резьбы. Мы попытаемся свинтить парочку и прямо там, с подушки на матрац, покатаем их. Мы с Ленкой всегда так делаем, пока никого нет дома и не видит бабушка, которая вечно на нас за это ворчит. Я все свое сознательное детство хотел узнать у деда, зачем ему такая высокая кровать, на которую мне приходится запрыгивать с разбегу из кухни, а сеструху мелкую потом затаскивать на вытянутых руках. Она, хоть, и тощая, но почему-то очень тяжёлая. Но, детство прошло, дедушка умер, а я так и не узнал тайну высокой кровати в его спальне.
     - Так, Ленка, тссс, сейчас дедушка выйдет и мы прошмыгнем в дом, - пригнувшись за кустом малины и приложив палец к губам, шепчу стоящей за мной сестрёнке, услышав стук палочки деда по ступенькам порога из сеней в пристройку.
     Она кивает головой, всегда и во всем мне поддакивая и подражая. Как-то так исторически сложилось, что восемь внуков и внучек бабушки и дедушки разделились по парам. Две старшие сестрёнки уже взрослые и они сами по себе, потом мы с Ленкой, а потом и остальные, более мелкие, но те, совсем мелкие, в другое время у бабушки дома гостят.
     Дедушка, шаркая по тропинке огорода резиновыми калошами, прошёл, опираясь на палочку, а я заговорщицки шепчу Ленке:
     - Всё, идём тихонько, - машу рукой, - дедушка вышел из дома.
     И мы, пока глазастая бабушка к нам спиной, кстати сказать, в свои семьдесят вяжет носки без очков, тихонько прошмыгиваем в пристройку и через сени в дом. Закрыв входную дверь, бежим в дедовскую спальню и с разбегу запрыгиваем на его кровать. Скрип железных пружин грядушки и спинок раздаётся на весь дом. Ленка не может запрыгнуть и я опять тащу её вверх на вытянутых руках.
     - Какая ты тяжёлая, Ленка, - соплю я и тащу её, - хлеба меньше ешь, как говорит моя сама Светке.
     Ну, все, мы на месте, пытаемся скрутить шарики, но они так приржавели, что не поддаются.
     - Счас, у деда молоток в шкафу есть, я видел, - соображаю я, спрыгиваю на пол и лезу в шкаф.
     Спустя несколько секунд стучу сбоку по шарику, видел, как папа таким образом в гараже без ключа отворачивал гайки.
     - Всё! Получилось. Один пошёл, - постепенно переходя с возгласа победы на партизанский шёпот, говорю я.
     Один шарик скрутили, а второй одолели без молотка. Но в это время мягко хлопнула входная дверь и мы услышали ворчливый возглас бабушки Маши:
     - Стаська, Ленка! Вы где, засранцы! Опять в дедовой комнате шарики скручиваете! Вот упадёт дед с развалившейся кровати, узнаете у него! - И заходит в спальню.
     Вот откуда она узнала, что мы в спальне и шарики скручиваем? Не иначе в гестапо работает! Да не тут-то было, мы уже под кроватью, опять по-партизански, спрятались за какими-то тяжёлыми тюками с тряпками и ей нас не найти. Нагибаться бабушка не стала, вышла в маленькую кухоньку, что перед спальней и начала возиться с ужином. Знает, что мимо неё не прошмыгнем. Бабушку мы маленько побаиваемся, хотя, она и не злая. Ворчит, скорее так, для порядка. А мы тихонько, бесшумно, как мышки, вылезли из-под кровати и попытались шарики накрутить на места свои, сначала капнув слюной на резьбу. Предательский скрип старой ржавчины, противный скрип, все равно нас Выдал, народная смазка не помогла...

     ...Всего в бабушкином доме три спальных комнаты, прихожая и она же столовая и маленькая кухонька. Мы обычно спали с Ленкой порознь, я в комнате с бабушкой на кровати отдельной, а сестренка через тонкую стенку в спальне гостей. Но зимой мы любили...

     ...Мы вдвоём с Ленкой опять у бабушки и дедушки гостим несколько дней зимних каникул, нас привезли сразу после новогодних праздников. Снега в этом году выпало много и зима стоит теплая, пушистая и безветренная. Сугробы в дедушкином огороде что надо, почти по пояс нам, школьникам, и мы, конечно же, все их обползАем. Бродим до тех пор, пока уже не чувствуем ни верхних, ни нижних конечностей своих тел. В валенках поназастревали затвердевшие комья снега, варежки на резинках, как колотушки, до того тяжёлые, что волочатся за нами по сугробам, а на каждой пуховой ворсинке по култышке льда, штаны с начесом промокают до самых трусов сквозь тёплые колготки. Домой всегда заходим этакими сосулькообразными розовощекими снеговиками с дрожащими коленками. Дедушка только щурится всеми морщинками своего лица и счастливы усмехается в седую бороду, а вот бабушкиного крика при этом не унять:
     - Стаська! Ленка! Вот заболеете, засранцы, что я вашим родителям скажу?! Вам скоро в школу обоим, а вы больные будете!
     А мы все равно счастливые и весёлые, со зверским аппетитом, ждём обеда.
     - Пока щи варятся, бегом оба под одеяло тёплое в моей спальне! - кричит бабушка, увидев, что мы остались в одних трусах и маечках.
     А нам того и надо! Бабушкина кровать застелена толстым теплым и очень тяжёлым красным ватным одеялом, в середине которого вставлен большой квадрат из разноцветных лоскутков треугольничков. Помните в песне "Весёлых ребят" "и под лоскутным одеялом"...

     Мы с Ленкой любим сидеть под ним друг против друга и играть в игру, кто больше найдёт одинаковых треугольничков.
     - Спасибо, баба, мы побежали! - С улыбкой счастья на розовом личике, кричу в ответ я и мы с сестренкой мчимся в её комнату и я, уже Ленке говорю, - чур, я к стенки сяду спиной, а ты с краю на подушку облокотишься.
     Ленка знает, что на том краю одеяла, что у стенки, больше можно найти одинаковых треугольничков и опять я её обхитрю. Но она мирится всегда с моим главенствованием, никогда не обижается. И считает-то она, первоклашка, ещё плохо, поэтому и не перечит. Мы устраиваемся поудобнее на кровати, из-под одеяла торчат только головы и руки, начинаем искать и считать те самые цветные лоскутики треугольнички, пока дедушка не позовёт к столу. Очень мы с Ленкой любим это дело...

     ...Мы с супругой "проглотили" все девятнадцать серий обоих фильмов за три дня, точнее, ночи, как всегда в длительные праздничные дни перепутав светлое время суток с темным. Сначала хочется посмотреть "ещё одну и ещё, хотя бы, одну, и, давай, ещё одну", а потом, глядишь и дело к утру подошло. И тогда ложимся спать на весь день, тем более, что он у нас, в Якутии, очень короткий и солнышко редкий гость на небе. Оно, бедное и бледное, никак не может пробиться к земле сквозь толстую пелену белого снежного полога тумана, шуршащего при каждом выдохе...

     А я вот вместе с сериалом опять уплыл в своё весёлое и счастливое советское детство, из которого помню только доброе и хорошее...

     Приятного путешествия в детский мир и вам, мои читатели...

     10 января 2024 года


Рецензии
Замечательное путешествие, Станислав, получилось!
Обожаю читать про ваше детство! Здорово пишите. И воспоминания приятные, интересные. Я тоже немного помню многосерийный фильм "Вечный зов". Но нас с братом укладывали спать сразу после "Спокойной ночи, малыши!" Поэтому, чаще "смотрела" из-за шторки со спальни или на слух!

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Бронита Донская   05.02.2024 16:01     Заявить о нарушении
Оно у нас почти одинаковое было, это веселое и интересное советское детство... спасибо вам... заходите почаще, у меня его, нашего детства, много:
http://proza.ru/2016/07/25/299
http://proza.ru/2016/07/14/637
приятных воспоминаний...

Станислав Климов   06.02.2024 04:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.