Его Величество рояль

Никита подошел к двери с надписью «Музей», тяжело вздохнул, открыл и зашел внутрь.
Дверь предательски скрипнула.
Откуда-то сбоку выглянула пожилая женщина и удивленно вскинула брови.
-Никита? Вот те раз!  - она вышла из своей маленькой комнатки, - ты что, тоже хулиган? Не ожидала от тебя такого, удивил, – она улыбнулась, - ну проходи, их Величество ждет тебя!
Никита виновато опустил голову и пошел к стоящему на невысоком постаменте роялю, где рядом стоял стул.
-Рассказывай, чего натворил, - женщина  остановилась около севшего на стул Никиты.

Дело в том, что  в музыкальной школе, где учился Никита, было вот такое негласное наказание для тех, кто неважно вел себя на уроках, и особенно это касалось уроков сольфеджио.
Валентина Семеновна, педагог по сольфеджио, никогда ни на кого не повышала голоса, она вообще, была очень спокойным человеком, и даже не делала замечаний, если что-то эдакое замечала во время урока. Она просто подходила к тому ученику, тяжело вздыхала, делала скорбное лицо и говорила.
-Однако, наш Никита сегодня хочет поразмышлять о своем поведении рядом с их Величеством.. – а это означало, что Никите нужно было идти в музей , и все оставшееся время пока идет урок , сидеть около  большого старинного рояля под присмотром Серафимы Михайловна, бывшей пианистке и преподавателе этой же школы, а ныне работающей смотрителем в их маленьком музее,  подумать о своем поведении и понять за что его выдворили из класса.
Если разобраться, то Валентина Семеновна ни за что никогда не выдворяла  учеников со своего урока, поэтому Никита ни слова против не сказал и молча ушел.
-Да мы это.. – Никита шмыгнул носом.
-Во-первых, прекрати шмыгать носом, это некрасиво, - сморщилась Серафима Никитична, - ты же уже большой парень! Говори внятно и по делу! И, во-вторых, что за посадка? Сядь нормально, спина должна быть прямая, тебе ли этого не знать, будущий пианист!
-Да мы с Пашкой бумажками кидались на уроке, - сказал Никита и  выпрямил спину. - Ну, скучно мне на этом сольфеджио! То ли дело, когда  в училище хожу и занимаюсь с Людмилой Дмитриевной, - он мечтательно прикрыл глаза, - там можно со звуками поиграть, складывать, перемешивать, сочинять! Она мне там все разрешает…, а тут одна зубрежка! Чего их петь эти ноты, я их и так всех  знаю, я же не певцом буду, - и он опять виновато опустил голову.
Серафима смотрела на Никиту и улыбалась.
Никита был личностью знаменитой у них в музыкалке. Он два раза побеждал на конкурсах пианистов, но каким бы гениальным ты не был, школу еще никто не отменял.
-Никитушка, школу надо окончить и обязательно, ты же сам это все понимаешь, - она потрепала его по вихрам, - ну раз наказали, то вот сиди и думай  своем поведении, до конца урока еще пятнадцать минут! – и она ушла в свою комнатку.
Никита  вздохнул, потом погладил  черный полированный бок роля и улыбнулся.
-Тебе хорошо, ты вот тут стоишь и тебе не надо учить сольфеджио, - прошептал он, прислонился к роялю и прислушался.
Внутри рояля что-то  тихо шуршало, как будто он думал, и эти думки  издавали вот такой звук.
- Ты думаешь, мне не тяжело, вот так стоять и быть никому ненужным? - услышал Никита, - я скучаю по тем временам , когда моих клавиш касались пальцы музыкантов и я мог издавать красивые звуки и  меня всегда расстраивало, когда музыкант делал ошибки при игре! Это так красиво, когда  музыка звучит без огрехов, а чтобы так было, нужно много и усердно учиться, а ученье, это школа! На мне играли много кто, но вот первый раз , когда меня только привезли в дом    и хозяйка первый раз коснулась моих клавиш и сыграла  Лунную сонату, я просто наслаждался ее игрой! Она была замечательной пианисткой! Любила меня и относилась ко мне очень бережно…
И тут кто-то тронул его за плечо.
-Никита! – Никита испуганно  вздрогнул и открыл глаза, - ты что задремал? – около него стояла Серафима, - звонок прозвучал, беги в класс!
Никита протер глаза и внимательно посмотрел на рояль, потом улыбнулся и убежал.
Теперь у него был своей секрет, он знал, о чем думает этот старинный рояль.

Школьный музей был небольшим, и все ученики наизусть знали истории всех экспонатов этого музея. Когда и кто подарил школе тот или иной инструмент  или партитуру произведений с надписями от авторов.
Тут же висели грамоты, которые были вручены  школе в разные времена.
А еще  здесь висели фотографии основательницы музыкальной школы Елены Федотовны Куприной, дочери богатого купца.

Елена Федотовна тогда вернулась из Москвы, и была очень впечатлена тем, что в столице сестры Гнесины  открыли музыкальное училище, и решила  у себя в городе тоже открыть свою музыкальную школу.   
Сама Елена очень хорошо умела играть на фортепьяно и любила музицировать, устраивая музыкальные вечера в доме отца. Кроме этого прекрасно пела и знала музыкальную грамоту, и все это благодаря своему учителю по музыке, которого ей  когда-то нанял ее отец, заботясь о всестороннем образовании дочери.    
Чтобы помочь дочери в ее решении открыть такую школу, ее отец, Федот Карпович   специально для этого велел построить отдельный  бревенчатый дом с высокими потолками у  себя на усадьбе, и выписал из-за границы  рояль.
После объявления   в местной газете о наборе учеников в школу, местные состоятельные жители приводили своих отпрысков, но Елена устроила настоящий отбор  и из всех претендентов было отобрано всего три человека, что вызвало массу недовольств и пересудов среди не прошедших ее отбор.
А потом Елена еще и привела к себе в школу мальчика, сына  лавочника. Как оказалось, у мальчика был уникальный музыкальный слух, и она взяла его на бесплатное обучение, а чтобы компенсировать его обучение, Елена взялась учить двух  детей одного богатого купца игре на фортепьяно, у которых  не было особых задатков к музыке, но зато было огромное желание их папеньки, и он хорошо оплачивал их учебу.
А потом случился один  случай, который помог Елене  расширись свою школу и поощрение от ее Величества.
Через их город проезжала фрейлина ее Величества и остановилась переночевать в доме Куприных, так как он был самым представительным в городе.
За обедом фрейлина живо интересовалась жизнью в городе и  тут Елена и рассказала ей про свою музыкальную школу, чем очень удивила ее. Их светлость лично изъявила желание посмотреть классы и выслушала, чему Елена Федотовна учит своих учеников.
Елена рассказала , как у них  в школе идет обучение, и особенно много рассказала о своем талантливом ученике, которого она сама нашла, когда зашла в булочную и услышала, как мальчик поет.
- У него идеальный музыкальный слух! Теперь он обучается у меня в школе   совершенно бесплатно, так как он сын обычного лавочника и у него нет средств на обучение сына, но,  я вас уверяю, у этого мальчика большой талант и его ждет    большое будущее.
Их светлость соизволили пожелать послушать молодого пианиста и тоже остались под большим впечатлением от его игры. Она похвалила рвение Елены и спросила, чего бы она хотела для своей школы. Елена на свой страх и риск попросила хотя бы один рояль.
Фрейлена все это записала у себя в маленьком блокноте и пообещала замолвить словечко перед ее Величеством.
Она уехала, и хотя Елена и понимала, что ее просьба  могла просто не дойти до королевских палат, да   ее светлость могла за делами забыть о ней, но все равно где-то внутри надеялась на лучшее.

Прошло время и однажды на адрес Едены Федотовны из Москвы пришла депеша, которая гласила, что ученика Елены, того самого, талантливого  мальчика, вызывают в Москву учиться в музыкальное училище, за государственный счет, а еще через какое-то время в  школу доставили   рояль с королевским  гербом.
Вот так рояль появился в этой музыкальной школе.

А потом  в городе появилась Советская власть.
Сам Федот Карпович  уехал за границу, а Елена уезжать категорически отказалась.
Их большой дом, как и положено, был отобран у хозяйки и в нем   обосновался городской Совет народных депутатов .
Елена со своей пожилой нянюшкой переселилась в дом своей музыкальной школы, и они там поселились  в небольшой  комнатке.    
Когда все мало помалу успокоилась Елена сходила к местным руководителям и доказала, что музыкальная школы просто необходима для детей рабочих и что среди них есть очень талантливые дети.
После долгих прений в Совете решили, что музыкальная школа пусть будет, и назначили Елену Федотовну директором этого заведения с правом отбирать себе учеников из числа детей рабочих и крестьян, и даже назначили ей денежное пособие, как служащему. 
Так школа продолжила жить своей музыкальной жизнью.
Прошло время и для музыкальной школы  было построено отдельное здание , потому что желающих обучаться музыке стало много, а старая школа  была очень маленькая и вот именно в этой школе и  учился  Никита.
Так что, хоть школа и была небольшая, по столичным меркам, но история у нее была очень даже насыщенная, и из ее стен вышло много хороших музыкантов и певцов.

 Никита, после занятий шел домой и все вспоминал тот своей сон и разговор с роялем.
-А, правда! Почему мы на нем ну, хотя бы один раз в год, не играем? Скоро Новый год и можно  что-то такое, не сложное сыграть, чтобы ничего в нем не нарушить.. – размышлял Никита, - надо с Петровичем поговорить, почему нельзя то?
Петрович. Легендарная личность в школе, настройщик. Если в классе , где он бывал, кто-то играл , так сказать криво, он морщился и вставая говорил:
-У меня сейчас отпадут уши, как ты играешь, хоть бы инструмент пожалел, - а это было слушать стыдно, поэтому Петровича в этом плане побаивались даже больше чем педагогов.

Никита занимался музыкой, так сказать, с пеленок, потому что его мама сама преподавала в той самой музыкальной школе по классу фортепьяно, и он засыпал и просыпался под звуки музыки.
В пять лет мама отвела его  в музыкальную школу, и не потому, что так хотела она, а Никита сам так захотел.
Его приняли в первый класс , и к семи годам он уже   делал большие успехи в  игре на рояли и даже выступил на конкурсе пианистов школы среди младших классов. Его выступление очень сильно удивило  жюри и стали поговаривать, чтобы рекомендовать Никиту на городской музыкальный конкурс.
Вот так Никита превратился в знаменитость.
После городского конкурса его пригласили на собеседование в музыкальное училище и предложили  позаниматься у  педагога Людмилы Дмитриевны. Она сама ему это предложила и Никита согласился.
Теперь один раз в неделю, помимо музыкальной школы он бегал в музыкальное училище. 
-Господи, бедный ребенок, - судачили бабульки, около подъезда, когда видели Никиту, - то одна школа, то другая, а теперь еще и училище, и куда  мать смотрит? Совсем заездили пацана с этой музыкой, побегать даже ему некогда!
А ему не сильно и хотелось носиться по двору.
Ему интереснее было сидеть и сочинять маленькие музыкальные картинки, которые ему задавала  Людмила Дмитриевна. Они  их обсуждали и Никита узнавал много нового для себя.
-Ничего Никитушка, все успеешь! – смеясь говорила Людмила Дмитриевна, - ты главное, школу окончи , а у тебя их две, не забывай этого! Без базовых знаний идти дальше просто невозможно!
Никита все это понял давно и просто принимал все свои нагрузки, как обыденное. Он успевал, и учить обычные уроки, учить это несносное сольфеджио и читать историю музыки, а потом еще и сочинять свои музыкальные картинки.

Идею поиграть на его Величестве  Никита решил рассказать Петровичу. Именно он ухаживал за старым роялем, бережно осматривал его внутренности, с каким-то благоговеньем проводил пальцами по клавишам и при этом о чем-то своем улыбался.
На перемене  Никита нашел Петровича, в большом зале. Он готовил концертный рояль к праздникам. Вообще-то он не любил, когда ему мешали работать и если вдруг кто-то по неосторожности забегал в помещение, где он работал с инструментом, то Петрович делал такое зверское выражение лица и смотрел так из-под очков, что провинившийся  сразу по его виду все понимал и быстро удалялся.
А Никита  пришел поговорить и знал, что Петрович будет сердиться, поэтому он  тихо зашел в зал и слегка кашлянул.
-И чего? – грозно спросил Петрович, даже не поворачиваясь, - кому сказано кыш отсюда!
-Иван Петрович, я с разговором, - тихо сказал Никита.
Петрович удивленно повернулся и глянул на Никиту.
-Никита? Тебе чего? Какие могут быть разговоры, когда я работаю? – он недовольно засопел, потом  все-таки  сел на стул и уставился на него, - говори..
-Иван Петрович вы только не сердитесь.. – Никита шагнул к нему, -я вот чего хотел спросить… Скажи, а его Величество еще может звучать? – он смущенно улыбнулся, - просто я чего хотел предложить.. вот будет у нас Новогодний праздник, а давайте хоть одно произведение на нем сыграем! Ну а что? Он столько лет стоит , молчит, ему же обидно! Ну что-нибудь, что ему под силу.. Жалко его!
Петрович слушал Никиту и его брови поднимались от удивления все выше. Потом он вдруг улыбнулся.
-А ведь точно.. ему обидно! Столько лет на нем играли , а сейчас только пыль с него стираем , да я вот  за ним присматриваю, даже трогать внутри  боюсь, а зря!- она прищурил один глаз, - а ты откуда знаешь, что ему обидно?
-Так он мне сам сказал.., – выпалил Никита и  тут же понял, что  выдал свою тайну, - ну.. то есть.. я не то хотел сказать.. – и он совсем растерялся.
-А ты знаешь, мне он тоже так сказал, - вдруг сказал Петрович, - жаловался..
-Правда? – Никита удивленно глянул на Петровича, - ну ведь, правда же, жалко его?
-Кончено жалко, все мы стареем.., – Петрович задумчиво смотрел куда-то мимо Никиты и о чем-то думал, потом встряхнул головой, - ты только никому не говори, я попробую глянуть нашего старичка, и потом тебе скажу можно  сыграть или мы его пожалеем! А ты подумай, что можно сыграть, только без колотьбы по клавишам! – он нахмурился, - все! Кыш отсель, мне работать народ! – он отвернулся и улыбнулся, - надо же.. жалко ему! – пробурчал он.
Никита тоже улыбнулся и убежал.

На следующий день Петрович встретил Никиту в коридоре, когда тот после занятий уже шел домой.
-Ну что, придумал? – спросил он и глянул на него поверх очков, - поглядел я наше Величество, один разок можно, вроде даже и звучит сносно, но вначале надо переговорить с директором. Вот поговорю, и если будет  можно, потом тебе скажу! Понял?
-Ага! – Никита улыбнулся, -  а я для него сочинил маленькую музыкальную открытку, про падающий снег и сверкающие звезды на Новогоднем небе! Она такая легкая и не громкая!
-А ты что, сам сочиняешь? –  спросил Петрович, - молодец! Вообще-то знаешь что, - Петрович понизил голос, - разрешат или нет, не понятно, а давай мы сами попробуем! Завтра приходи в музей и наиграешь, надо же  их Величество немного  разыграть. Послушаем, что ты там придумал.. – и он подмигнул Никите.

На следующий день после занятий Никита пришел в музей.
Там его уже ждал Петрович и Серафима .
Никита немного волновался.
Вообще-то про ту открытку он сказал не зря. Он с Людмилой Дмитриевной  специально готовили ее на Новогодний концерт, так что она была, так сказать, отыграна и причесана. Никиту  Людмила Дмитриевна даже похвалила за такое милое произведение.
-У тебя красиво получилось, ты молодец, - сказала она ему , когда он сыграл ей свою открытку, - правда надо ее немного подчистить, убрать шероховатости , вот этим мы с тобой и займемся, чтобы ты понял , где  сделал огрехи.
После всех исправлений получилось , и правда, ярче и красивее.
-Ну что  композитор, давай выноси на суд свое произведение, - сказал Петрович, садясь на стул, - но учти, мы судьи строгие и не обессудь, если чего скажем не так и главное, с его Величеством по аккуратнее! Я его подстроил чуток.. ладно.. слушаем!
Никита открыл крышку и провел пальцами по клавишам.
Ему показалось, что рояль вздохнул.
Он улыбнулся и начал играть.
Звуки были чистые и прозрачные, как он и прописал их. В ней было Новогоднее небо с яркими звездочками и тихо падающие снежинки, которые кружились и падали на елку, увешанную  такими же, как звезды, блестящими  шарами. Тихий танец снежинок, свет звезд и торжественная нарядная елочка  в Новогодней ночи.
Никита закончил играть и убрал руки.
А рояль…Как показалось Никите,   что он  продолжал  тихо петь…
В музее воцарилась тишина.
-Как красиво, - сказал кто-то. Петрович испуганно оглянулся и увидел, что в дверях стоит директор школы Надежда  Петровна, - неужели наш старый рояль так умеет звучать? Странно, что мы совсем перестали  на нем играть.., – она подошла к Никите, - это что ты сейчас играл?
-Это.. – Никита испуганно смотрел то на Петровича, то на Серафиму, потом глянул на директора, - это я написал, называется Новогодняя открытка! Вот хотели попробовать, как будет звучать на нашем Величестве, эээ, то есть, на нашем рояле.. 
-А по-моему, очень даже  красиво получилось, - Надежда Петровна и погладила  рояль, - ты у нас молодец! – она повернулась к Петровичу, - значит, один раз в год мы можем позволить нашему ветерану и позвучать?
-Дак я о чем.. – улыбнулся Петрович, - один раз то .. а я потом его опять подлечу!
-Вот и замечательно, - улыбнулась Надежда Петровна, - так ты Никита это будешь играть на новогоднем концерте?
-Ну да….. – кивнул головой Никита, - мы  с Людмилой Дмитриевной еще там  кое-что приготовили.. а эта открытка, это я специально для него написал.. – и Никита  положил руки на клавиши рояля.
И тут случилось что-то непонятное.
Рояль вдруг издал тихий звук, как будто вздохнул.
Все замолкли и глянули на рояль.
-Ну вот, слышите? Ему понравилось, - сказал Петрович, - они ж тоже живые ….


Рецензии