А. Холманских, Серебренникова М. Манифест 1905 год

Авторы:
ХОЛМАНСКИХ А., студент ГАОУ СПО СО ЕМК
СЕРЕБРЕННИКОВА М. Ф., преподаватель ГАОУ СПО СО ЕМК

МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 ГОДА КАК ПРЕДТЕЧА КОНСТИТУЦИИ.

Начало 1905 г. ознаменовалось событием, предопределившим все дальнейшие российские смуты – «Кровавым воскресеньем». 9 января демонстрация рабочих под предводи-тельством священника Г.А. Гапона, руководителя созданной полицией организации «Со-брание русских фабрично-заводских рабочих Петербурга», направилась с петицией к ца-рю. На пути к Зимнему мирная демонстрация, состоящая из рабочих, их жен и детей, несших хоругви, иконы, кресты, портреты Николая II., была расстреляна.

Так началась первая русская революция. После этого события развивались стремительно. Начались и все время нарастали грандиозные стачки рабочих. Забастовки прокати-лись по всей Центральной России. Дальше забастовочное движение захватило Прибалтику, Украину, Белоруссию, Закавказье, Поволжье, Среднюю Азию, Сибирь и Дальний Восток. Весной и летом 1905 г. продолжался рост революционного движения. Усиливалось стачечное движение. За первый период революции 1905 года свою правду вышли отстаивать рабочие практически всех отраслей и почти всех регионов огромной России. 17 ок-тября стачка охватила полностью Петербург и Москву. Таким образом, стало очевидно, что сложившуюся в стране политическую ситуацию необходимо регулировать и разрешать.

Первая попытка разрешения сложившейся в стране ситуации была предпринята Нико-лаем II еще 18 февраля 1905 г., когда царь подписал рескрипт министра внутренних дел А. Булыгина, обещавший привлечь к обсуждению законов. 6 августа был подписан указ, уточнивший, как будут проходить выборы в совещательную «булыгинскую» Государственную думу. Как следствие, выборы в «булыгинскую» думу так и не состоялись.

В период проведения Всероссийской октябрьской политической стачки ситуация практически полностью уже вышла из-под контроля императора и правительства. Поэтому Николай II оказался перед выбором: «железной рукой» наводить порядок или пойти на уступки. Разрешить данную дилемму было поручено Сергею Юльевичу Витте.
В начале октября 1905 г. Витте подал царю «всеподданнейший доклад», в котором за-дачей Правительства провозглашалось «стремление к осуществлению теперь же, впредь до законодательной санкции через Государственную думу», гражданских свобод. Тут же подчеркивалось, что «устроение правопорядка» дело долгое. Важнейшими мерами по урегулированию ситуации Витте здесь называл объединение министерств и преобразование Государственного совета. В докладе не упоминалось ни о необходимости предоставления Государственной Думе законодательной функции, ни о расширении избирательных прав, лишь только повторялась фраза из указа от 8 августа о возможности в дальнейшем развития положения о Думе.

Таким образом, данный доклад был чересчур умеренным, причем таковым он казался даже Николаю II. Как следствие, 14 октября он приказал Витте разработать манифест о свободах. Витте, в свою очередь, поручил министру финансов А.Д. Оболенскому.  Дан-ный проект, сильно переработанный при групповом обсуждении, в отличие от доклада Витте, предусматривал «непременное» участие Государственной думы и Государственного совета в рассмотрении всех законодательных дел. Документом предусматривалось выполнять волю императора, заключающуюся в «даровании» гражданских прав, скорей-ших выборах в Думу, привлечении к участию в них тех слоев общества, которые до этого были лишены избирательных прав, установлении незыблемости  правила, что никакой закон не может получить силы без одобрения Думы, которой было предоставлена возможность надзора за действиями властей. В то же время вплоть до 17 октября император и его окружение продолжали выбирать между военной диктатурой и уступками обще-ству. Но даже сторонники диктатуры уже не верили в надежность войск. На сторону ли-берализации политической системы встали не только приближённые политики, но и род-ственники, члены монаршией семьи, что, возможно, и оказало особое влияние на реше-ние Императора.

17 октября, Николай II подписал манифест в том виде, в котором был подготовлен А.Д. Оболенским и Н. И. Вуичем под руководством Витте, и, одновременно, утвердил до-клад Витте. То есть единовременно обрели силу противоречащие друг другу в значительной степени документы, которые разделяла всего неделя, но именно эта неделя стала переломной в ходе революции. Противоречивость двух документов в итоге стала одной из основных причин неудачи изначально позитивной идеи дарования свобод. Новоиспечённому органу власти – госдуме – приходилось при рассмотрении законов и принятии решений балансировать между двумя явно противоречащими друг другу документами. Проблемой же стала и сама организация деятельности госдумы, которая, по мнению Витте, не должна была иметь права решающего голоса, а в соответствии с Манифестом – яв-лялась основным представительным органом в государстве и имела законодательные функции.

С самого первого дня, как содержание манифеста, так и сам факт его принятия оцени-вались по-разному. Одни полагали, что принятие манифеста стало началом ограничения самодержавия в России, другие, напротив, считали, что основы самодержавия этим актом не затрагивались.

Великий князь Александр Михайлович утверждал, что манифест был «весь построен на фразах, имевших двойной смысл» и что принятие манифеста стало «концом династии, концом империи». С.Ю. Витте в январе 1906 г. в газете «Новое время» утверждал, что «Манифестом 17 октября не внесено никакого изменения в основу нынешнего государственного строя, и государь император по-прежнему остается неограниченным владыкою».

Вслед за манифестом, указом от 19 октября 1905 г. был реформирован Совет министров и введен пост председателя Совета министра. Издание 23 апреля 1906 г. «Свода ос-новных государственных законов» завершило на том этапе выстраивание системы госу-дарственной власти. В этой системе преимущества передавались Государственному сове-ту. Государственная дума же представляла собой представительное законодательное учреждение с ограниченными правами.
Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать, между, собственно, монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной Думой. Также, Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы: свобода совести, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений. Таким образом, манифест был предшественником российской конституции.

12 декабря 1993 года в Российской Федерации была принята новая Конституция. Ее сущность и основные характеристики заключаются в следующем.

По-новому закреплены основополагающие принципы общественного устройства, ко-торые сформулированы в главе 1 «Основы конституционного строя». Россия провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской фор-мой правления. Закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России. К числу основ конституционного строя отнесено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод является обязанностью государства.
В целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе, Конституция Российской Федерации 1993 г устанавливает принцип идеологического многообразия. Согласно ст. 13 никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Этот принцип дополняется признанием многопартийности, установ-лением равенства общественных объединений перед законом.

Впервые в российском конституционном законодательстве Конституция РФ 1993 г. устанавливает светский характер Российской Федерации. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В Конституции 1993 г. содержится ряд важнейших положений, направленных на укрепление единства Российской Федерации, на сохранение России как единого федеративного государства. Принципиальный характер носят положения статей 4 и 5 Конституции, в которых закреплено, что суверенитет России распространяется на всю ее терри-торию.

Мы считаем, что Манифест 17 октября 1905 года был началом свобод человека. При том, что на сегодняшний день права и свободы человека объявлены высшей ценностью большинства государств, многие россияне видят в конституционном закреплении свобод в той форме, которая существует сегодня, и ряд проблем. Во-первых, свобода у людей, чаще всего, ассоциируется со вседозволенностью. Это приводит как к злоупотреблению правом, причём на государственном уровне, так и к отсутствию чёткого понимания прав у обычного человека. Результатом этого может стать ситуация эпохи первой и второй Государственных Дум Российской Империи, когда депутаты злоупотребляли положения-ми Манифеста и законодательства, а влиятельные чиновники, по-своему трактуя права и свободы, добивались разгона Думы, выбранной всеобщим голосованием, при этом для самого общества ситуация была непонятна, а их быт не изменялся в лучшую сторону.

Манифест 1905 года стал предтечей не только первой русской конституции, но и сего-дняшней Конституции, однако за длительную эволюцию главного закона государства со-вершенства этот закон не достиг.

Использованные источники:
1. Конституция РФ от 25.12.1993
2. Манифест 17 октября 1905 года. – Википедия – Свободная энциклопедия. // http://ru.wikipedia.org/wiki/Манифест_17_октября_1905_года
3. 12 декабря 1993 года в Российской Федерации принята новая Конституция. // http://www.novsu.ru/file/614614
4. Мелешкин, И. Манифест 17 октября 1905 года. – Коридоры власти. // http://kv.szags.ru/index.php?arhiv/051101231111/jqma
5. История России ХХ века: пособие для учителя / А. О. Чубарьян, Е. И. Пивовар, А. В. Пыжиков и др.; Под ред. А. О. Чубарьяна. – М. : Просвещение, 2003

Опубликовано в научном издании "Я – гражданин России. 20 лет Конституции РФ.
«Антропологические чтения – 2013»".
В авторской корректуре.

Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 20 - летию принятия Конституции РФ. 21-20 декабря 2013 года, г. Екатеринбург.

Издательская группа «Знание».
Главный редактор: С. Ю. Радченко


Рецензии