Загадочное явление - детская одарённость

       В природе очень много загадочных и интересных явлений. Одной из них является детская одарённость. Что это: проблема или счастье?
       Есть в обиходе педагогов, работающих с одарёнными детьми, знаменитая фраза из фильма о молодом музыканте, которую в его адрес произносит преподаватель: «Молодой человек, хочу Вас огорчить. Вы талантливы!»
       Интерес к этому феномену велик. Учёные, педагоги, психологи всего мира спорят о нём много столетий и никак не могут выработать однозначный подход к одарённости, более того, сам термин «одарённость» толкуется по-разному. Изучив различные варианты толкования, наши учёные предложили следующую формулировку:
«Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности»
Здесь следует затронуть ряд вопросов, связанных с выявлением одарённых детей. И первым из них будет – успеваемость. Да, это немаловажный показатель природного потенциала, но он выявляет интеллектуальные способности, а одарённым можно быть по творческим, физическим показателям. Таким образом, и одарённость может быть разная: интеллектуальная, творческая, физическая и какая-либо другая. Более того, ни один из способов и методов, которые выработаны учёными для выявления талантов, не может абсолютно точно определить способности и возможности человека, его потенциал на ступенях взросления. Отсюда пошло разделение мнений.
        На сегодняшний день существует две концепции одарённости. Одни говорят, что человек рождается талантливым, но может затормозить развитие социальная среда. Другие твердят, что только 3 – 5 % детей всего человечества обладают особыми способностями, при этом реализуют свой талант 0,002 – 0,005 %, всё остальное – безвозвратные потери. Исходя из этого, формируется подход преподавателей к тем, кого мы называем «одарёнными».
        Проблемой одарённости занимались педагоги разных стран и в разное время.
Польские педагоги полагают, что современная школа обязана выявить таланты и способности каждого из своих учеников и принять такие методы обучения, которые обеспечат оптимальное развитие. Они выявляют одарённость на основе оценок школьной успеваемости, результатов, полученных на различных экзаменах и конкурсах, а также характеристик, составленных по наблюдениям учителей. Среди мер как благоприятные условия для одарённых детей можно назвать следующее: ускоренное прохождение школьной программы, ведущее к досрочному завершению школьного обучения; специализированные классы средней школы с углубленным изучением математики, физики, гуманитарных дисциплин, биологии и химии, где преподавание ведут учителя, имеющие более высокий профессиональный уровень; экспериментальные математические классы, в которых работают преподаватели университетов; школы или классы с преподаванием всех предметов на иностранном языке, факультативные занятия по отдельным предметам, позволяющие глубоко изучить выбранное направление.
         В Англии и Уэльсе вплоть до конца 60-х годов в грамматические школы по специальному отбору шли дети с 11 лет на основе результатов экзаменов, и по узкой специализации их обучали в течение 2-3 лет, а с 16 лет предполагалась сдача экзаменов повышенного уровня. Такой подход к одарённости формировал фактически питомник для интеллектуальной элиты страны. Соответственно подбирались и преподавательские кадры, разрабатывались программы.
В США и Соединённом Королевстве давно существует метод тестирования интеллекта, лидерских качеств, творческих способностей. Здесь отбирают детей в группы, где обучают их дипломированные специалисты по работе с одарёнными детьми.
Следовательно, в разных политических и экономических системах существуют разные подходы к работе с одарёнными детьми, несмотря на внешнюю схожесть проблем. Иначе говоря, сторонники и противники создания условий, необходимых для продвинутого обучения одарённых детей, оперируют, как правило, концепциями равенства и элитизма.
         Например, тот же вопрос о том, следует ли в процессе обучения обособлять детей с яркими проявлениями умственных способностей (и в течение какого времени) или же необходимо обеспечивать для них более насыщенные программы в рамках обычного класса. Этот вопрос пока не решён и, похоже, ещё долго останется в таком состоянии. Но есть всё-таки относительно не многие страны, которые имеют специализированные школы для одарённых детей, а преподавателям выдаётся специальный диплом.
        В России многие понимают, что одна общеобразовательная школа не в состоянии обеспечить оптимального интеллектуального развития талантливого ребёнка. Для этого создавались гимназии и лицеи, школы с углубленным изучением предметов, поддерживалась связь с вузами, вводились факультативные курсы, создавались центры дополнительного образования детей, где внешкольные мероприятия являлись и являются единственной поддержкой при работе с талантливыми детьми. Образование и культура в нашей стране тесно работает по этому вопросу. Музыкальные, художественные школы, театры, студии, кружки, клубы работают для развития и поддержки одарённых детей.
Информация для размышления наводит на мысль о том, что этой проблемой занимаются, но, во-первых, циклично; во-вторых, слишком часто вопросы обучения одарённых волнуют лишь узкий круг специалистов, и деятельность в этой области не является частью общих педагогических усилий. Возможно, дело и в том, что поскольку одарённые составляют относительно небольшую часть населения, их обучение считается часто сферой компетенции узких специалистов.
        Нам хочется лишь назвать имена тех, кто в нашей стране в разное время занимался проблемой одарённости, изобретая педагогические концепции и системы, приёмы и методы работы.
        Андрей Николаевич Колмогоров во второй половине 60-х годов смог в полной мере реализовать давно выстраданные замыслы по подготовке в нашей стране из одарённых ребят не просто перспективных учёных, а высококультурных, широко образованных, нравственных личностей. В полном смысле слова – элиты России. Он создаёт первый в стране физико-математический интернат при МГУ, организует летние математические школы для развития способностей школьников.
В это же время Михаил Алексеевич Прокофьев предлагает систему дополнительных учебных дисциплин для факультативных занятий.
Наталья Александровна Менчинская занимается в 70-х годах вопросами умственного развития ребёнка, исследовав процесс применения знаний. Над развитием творческих способностей в стенах школы работает Юрий Константинович Бабанский в начале 80-х годов.
        Владимир Соломонович Библер разрабатывает школу «Диалога культур». Эта система не ставит перед собой цели подготовить выпускников к поступлению в вуз, её задача – расширить и возвысить его внутренние смыслы.
Несомненно, многое прижилось и утвердилось, но вопрос о решении проблемы одарённости остался открытым.
Дело в том, что уже к началу ХХI века становится очевидным то, что прогресс человечества невозможен без программы сохранения интеллектуального генофонда наций и народов. Это проблема не только российская, но и международная. Она нашла отражение в Конвенции о правах ребёнка, где подчёркивается, что государства-участники признают права ребёнка на образование, поощряют различные формы образования, направленные на развитие личности, умственных и физических способностей в их полном объёме. Скачок в развитии новых технологий влечет возрастание потребностей общества в людях, обладающих нестандартным мышлением.
Психология и педагогика нового века констатирует, что «одарённые дети - очень ценная, но весьма хрупкая часть нашего общества». Они подвержены особому риску, могут направить свои способности как на созидание, так и составить «костяк сил, разрушающих это общество». Высокоодарённые люди, «оказавшиеся за бортом образовательной и профессиональной системы» начинают искать применения своим талантам. (Ушаков Д.В.) Осознавая ответственность за судьбу одарённых детей, судьбу России, мы должны понимать, что знания несут в себе «ценности и нормы, составляющие духовное ядро общества» (Запесоцкий А.С.) Новое время диктует выработать стратегии по работе с одарёнными детьми. Эти стратегии будут заключать в себе системный подход в изучении развития одарённости, перспективы будущей жизни таких детей. Для успешной реализации талантов одарённым детям важны прежде всего мотивационно – целостный и нравственные компоненты в их воспитании и обучении.
         В соответствии с современными концепциями одарённости (Савенков А.И., Лейтес Н.С., Дж. Рензулли, Панов В.И. и др.) утверждается взгляд на одарённость как «интегральное личностное свойство». Здесь важна педагогическая деятельность, направленная на сохранение и развитие талантов в контексте развития личности как составляющего этот дар.  Для решения этой задачи создаются условия интеллектуально развить и реализовать способности одарённых детей по их самостоятельному выбору.
Именно самостоятельный выбор вводит ребёнка в мир ценностей, открытий, заставляет формировать нравственные идеалы, умение достойно и правильно защищать свои работы, отстаивать мнения, вести диалог с оппонентами, бороться и побеждать.
         Задача педагогов - помочь ребёнку осознать своё призвание, своё место в этом мире; понять, что нет пути к целостной неповторимой личности, способной к созидательной работе над собой, без усиленного кропотливого труда.
        Педагогическая позиция в этом вопросе очень важна: дар, данный ребёнку, не есть гарантия его будущего благополучия. Следует привить осознание, что талант должен использоваться только на благо общества, умный человек умеет выработать нравственную позицию социальной адаптации в любых жизненных ситуациях. Образование на благо России, своего края, малой родины требует чрезвычайно серьёзной, напряжённой работы по формированию ценностных ориентиров, национального самосознания. «Человек, лишённый патриотизма, легко продаст силы, и ум, и – если сможет – богатство страны тем, кто дороже платит…» (Никандров Н.Д.) Педагоги должны создать особую развивающую среду, способствующую самореализации одарённых детей, при этом должна осознаваться принадлежность к государству в целом.
        Система по нравственному росту одарённых детей строится на воспитании культуры мысли и слова, умении горячо радоваться за другого, любить его достоинства, ценить его успехи, таланты. Эта система создаётся на обучении приёмам выбора между добром и злом. Всё это поможет справиться с важной задачей – сохранение духовного здоровья, духовной безопасности.



Рецензии