Три спектакля по пьесе Чехова Дядя Ваня

Был такой эксперимент: телеканал "Культура" в течение почти года показал три разных спектакля по пьесе А. Чехова "Дядя Ваня".

Последовательность такая:
«Театр Европы», режиссёр Л. Додин,
Театр им. Моссовета, режиссёр А. Кончаловский
Театр им. Вахтангова, Режиссер Р. Туминас.

Получился очень интересный опыт, который помог зрителю, так сказать, влиться в современный театральный процесс. Спектакли очень разные и воспринимаются от восторга до скепсиса.

Когда смотришь любой спектакль театра Льва Додина, постепенно начинаешь его воспринимать не только зрительно, слухом, но и осязательно: он проникает в тебя через кожу. Ты вступаешь в резонанс с энергией, исходящей от актёров, и этот унисон не отпускает до конца трансляции. А если учесть, что антракта и рекламы на «Культуре» нет, то по окончании спектакля становишься полностью обессиленным.

«Дядя Ваня». Сколько постановок этой пьесы я пересмотрел за свою жизнь. И всегда они мне казались скучными. Спектакль петербуржцев не только понравился – он поразил своей простотой. Как будто снято скрытой камерой и тебе, как наиболее доверенному лицу, решили показать насколько убога может быть жизнь за стенами отдельного дома. Не семьи, а именно дома. Протест, выраженный дядей Ваней (С. Курышев), остаётся мучительной раной в сердце зрителя и заставляет страдать его после спектакля из-за ненужности этого протеста, если не сказать, нелепости, хотя зритель и радуется, что дядя Ваня на него решился.

На мой взгляд, в спектакле нет неудачных актёрских работ. Ксения Раппопорт прекрасная исполнительница роли Елены Андреевны. Акцент в постановке сделан на дядю Ваню и Елену Андреевну. На сцене минимум декораций, но зритель этого не замечает, т.к. его внимание полностью поглощено игрой актёров.

Очень хорошее впечатление оставил спектакль театра им. Моссовета. Но здесь весь спектакль держится на игре А. Домогарова (доктор Астров). Великолепный (и к месту) шарм актёра, отличное проживание образа сделали эту роль в постановке главной. Рядом просто нет актёров такого уровня. Деревянко в роли дяди Вани не просто чудак, а какой-то придурковатый 47-летний малый. И хотя манера его игры соответствует репликам остальных персонажей пьесы, трактовка роли получилась чересчур прямолинейной. Это решение хорошо иллюстрирует фото Деревянко в роли дяди Вани.

Остальные образы более-менее удачны, но чересчур манерны (театральны). А няня Марина не получилась совершенно. Она как больной зуб среди здоровых.

Довольно приличные декорации и костюмы.

И, наконец, театр им. Вахтангова. Здесь всё подчинено тексту пьесы. Просто какой-то театр мимики и жеста. Каждый нелепый поступок персонажа на сцене оправдывается сказанной фразой. Актёры маршируют по сцене соло и в развёрнутом строе. Прыгают и кривляются. Анна Дубровская в роли Елены Андреевны всё время принимает позы, как в индийском кинофильме, которые иногда пародирует дядя Ваня (Маковецкий).

Соня в исполнении Евгении Крегжды никак не смотрится управляющей хозяйством. О том, что она влюблена в Астрова (Вдовиченков), можно узнать только из её слов, но никак не из поведения, что было очень хорошо передано в спектакле театра им. Моссовета. А здесь сплошные истерики, слёзы…

Вдовиченков в роли Астрова как интеллигент не смотрится совершенно. Какой-то мужлан с брезгливой физиономией. Слава Богу, что полностью проявить себя в этом качестве актёру не даёт Чехов.

Маковецкий играет дядю Ваню в традиционной манере, если не считать, что в одном из эпизодов он расстёгивает брюки перед Еленой Андреевной: эпатажно, но к месту. И опять это сделано ради следующей за этим поступком реплики Елены.

Нужно подчеркнуть одну особенность. Герои в диалогах не смотрят друг на друга. Они, как в плохом оперном театре, стоят на авансцене по стойке смирно и произносят слова пьесы. Просто радиоспектакль! Кроме всего, спектакль решён в чёрно-белых тонах.

Местом действия на сцене является не дом дворянской семьи, а самая настоящая конюшня.

Мне кажется, что зритель, попавший первый раз на такой спектакль по пьесе Чехова, вряд ли захочет посмотреть что-то ещё этого автора.


Рецензии