Сказ о Каменной голове и волшебных шишках

Было это ещё в ту пору, когда на Урале жили каменные великаны (только не путайте их с обычными великанами, кои тогда тоже водились в изрядном количестве). Носили они каменные пояса с карманами, куда складывали все свои находки, будь то золото или медь, железо или олово, яшма или малахит. А как наберут полные карманы всякой всячины, снимут пояс, разложат на земле, и станет он горной грядой, богатой сокровищами. И уж тогда не подпускают к этой гряде никого, вот такой у них был обычай.    
В то самое время жил да был один великан. Много лет и зим было у него за плечами, однако карманы его пояса до сих пор оставались пустыми. Из-за этого другие великаны посмеивались над ним и считали чудаком.
– Оглянись вокруг, - говорили они ему, и он, понимая их слова буквально, принимался вертеть каменной головой, - у всех свои горы есть, а у кого ещё нет – так скоро будут. А ты что же, хуже других?
– А к чему они мне? – пожимал он плечами.
– Как к чему? – удивлялись его собратья. – Владеть ими! Подойдёт, скажем, к твоим горам человек, а ты ему – иди, мол, отсюда подобру-поздорову, мои это горы, а ослушается, так ты его тут же и прихлопнешь!
– И чего ж в этом хорошего? – не понимал чудак. – Куда лучше было бы отдать горы с их добром людям!
– Каменная ты голова! – махали на него руками великаны и уходили прочь.
Так повторялось много раз и, в конце концов, чудаковатого великана прозвали Каменной головой.
И вот как-то раз шёл Каменная голова по берегу реки, глядит, мужичонка, махонький такой, как все люди, с мешком возится, да так увлечённо, что ничего вокруг себя не замечает. Завязал его потуже, перекинул через плечо и к воде понёс.   
«Не животину ли он какую утопить задумал?» - заподозрил великан, в два шага оказался возле мужичка, поднял его за шиворот и к лицу поднёс:
– Ты чего это задумал?
Затрясся мужичонка от страха:
– Мне бы это… того… Правду сплавить… - и на мешок показывает – а  от него лучи во все стороны расходятся, будто внутри солнце спрятано.
– Чем она тебе насолила, Правда-то? – хмыкнул великан.
– А чего в ней хорошего? – осмелел мужичок, чувствуя за собой правоту. – В хозяйстве от неё проку нет, лежит посередь избы, не обойдёшь эту Правду, не объедешь, да ещё как глянешь на неё, глаза болят мочи нет. По ночам светит, спать не даёт. Упрятал было её в мешок, да всё без толку – вон слепит как! В огне она не горит, вот думаю, может, потонет…
Вздохнул Каменная голова, опустил мужичка на землю и говорит:
– Коли не нужна она тебе, давай я её себе заберу!
Обрадовался мужичок и наутёк бросился, покуда великан не передумал. А Каменная голова положил бесприютную Правду в карман пояса и дальше пошёл.
В другой раз он нашёл лежащей в пыли на дороге умную мысль.
– Неужели и ты оказалась ненужной? – склонился над ней великан.
– Обррронил, обррронил! – закаркала ворона, сидевшая на ветке придорожной ели.
– Кто?
– Мудрррец!
– Думаешь, он за ней вернётся?
– Прррям! У него таких пррруд-пррруди!
– Тогда я её себе заберу!
– Забирррай, забирррай! – захлопала крыльями ворона.
Поднял Каменная голова умную мысль, стряхнул с неё пыль и бережно засунул во второй карман пояса (а всего у него их было пять).
Однажды зимней ночью, когда мело так, что не видно было ни зги, нашёл Каменная голова среди снегов надежду. Она ещё теплилась, видно, только что потерялась. Осмотрелся великан, видит, лежит на снегу старик с вязанкой хвороста на спине, замерзает. «Не иначе он потерял!» - подумал Каменная голова, положил старика в карман и надежду туда же определил – пущай греются. А как отогрелся старик да голос подал, великан его до самого дома снёс.
Ох, и обрадовалась старуха – она уж и не надеялась старика своего живым увидать.
– Спасибо тебе, добрый великан! – поклонилась она Каменной голове. Вслед за ней поклонился в пояс и старик.
– Пустяки, - засмущался великан, - только больше ничего не теряйте!
Каменная голова был уже далеко от дома стариков, когда обнаружил в кармане крохотную частичку надежды. Не знал великан, случайно она там оказалась или старик поделился с ним, но решил оставить кроху у себя.
– Вот заполню ещё два кармана и разложу свой пояс на земле! Пускай смело приходят к нему люди, моих сокровищ на всех хватит! – размечтался он, располагаясь на отдых у подножья невысокой горной гряды, и сам не заметил, как сказал это вслух.
Не знал Каменная голова, что и у гор есть уши. Прознал о его намерениях хозяин той гряды – великан по прозванью Каменное сердце, стал подстрекать остальных великанов потолковать с непутёвым собратом. Послушались его великаны и отправились на поиски Каменной головы.
Долго ли коротко ли бродили они по уральской земле, но всё-таки нашли его – в поисках сокровищ для своего пояса он ушёл далеко на юг.
Обрадовался Каменная голова встрече с братьями-великанами, бросился к ним навстречу, чтобы обнять их, но увидев их каменные лица, остановился.
– Недобрые чувства привели вас ко мне! – догадался он.
Великаны молчали. Вдруг один из них обратился к Каменному сердцу.
– Что ты молчишь? Это же ты привёл нас сюда!
Выступил вперёд Каменное сердце, поглядел с презрением на доброго великана.
– Ты позоришь наш род! – сказал он, до хруста сжимая каменные кулаки. – Из-за тебя люди перестанут нас бояться!
– Почему вы так хотите, чтобы вас боялись? Зачем вам это?
Не нашёлся Каменное сердце, что ответить, только крепче кулаки сжал.
– Постойте, - умная мысль осенила Каменную голову, - я всё понял! Вы жаждете власти – над горами, над богатствами, над людьми. Но власть без любви превращается в тиранию! Вы – тираны, и поэтому вам так нужно, чтобы вас боялись!
Растерялись после такой отповеди великаны, собрались было уходить, но Каменное сердце их остановил.
– Не слушайте его, братцы, он просто завидует нам! У нас золото и драгоценности, а у него что – правда и надежда? Нашёл сокровища!
Великаны захохотали. Все кроме одного.
– А ты почему не смеёшься, Каменное плечо? – удивились великаны.
– Каменная голова прав – мы должны жить по-другому, иначе станем каменными истуканами! – твёрдо, будто слова его были выточены из камня, сказал великан.
– Как по-другому?
– Не только для себя!
Каменная голова одобрительно взглянул на смелого великана.
– Разве вы не видите, - не унимался Каменное сердце, - что они заодно? Если это так оставить, они переманят на свою сторону ещё больше наших собратьев и, в конечном счёте, запретят нам владеть золотом и горами!
Тут уж великаны заволновались.
– Этого нельзя допустить! – возмутился один.
– Нужно остановить их! – подхватил другой.
– Бей их, братцы! – рявкнул третий.
Вмиг разъярённая толпа повалила смелых великанов на землю и принялась колотить их. Долго колотила, а как поняли смельчаки, что скоро от них останется груда камней, говорит Крепкое плечо Каменной голове:
– Возьми мою верность! Я всегда восхищался тобой и рад, что не предал в такую минуту!
Взял Каменная голова верность Каменного плеча и бережно положил в четвёртый карман пояса, а в пятый, последний, поместил своё доброе сердце. Потом снял с себя каменный пояс и забросил так далеко, как только мог.
Пролетел пояс ещё дальше на юг и упал на землю в пойме реки, что ныне зовётся Ускалык. И возникла на этом месте гряда из пяти холмов – Андреевские шишки. Шишками холмы прозвали из-за их формы, а Андреевскими – в честь близлежащего села Андреевка (находится оно в Саракташском районе Оренбургской области).
Говорят, шишки эти необыкновенные и даже волшебные. Поднимешься на одну – станешь без страха правду говорить, взойдёшь на другую – тут же осенит умная мысль, на третьей – вновь обретёшь надежду, на четвёртой и пятой – найдёшь верность и доброту. Не правда ли, всё это так нужно нам, людям, чтобы не стать однажды каменными истуканами?


Рецензии