Понятие вышивка и её одноименные названия

Научное изучение вышивки, как профессионального направления искусства, стало изучаться недавно. До 2011 года получить профессию вышивальщицы можно было только в средних образовательных учреждениях и профтехшколах, потому что к вышивке относились как к направлению строчевышивального производства и хобби – развлечению населения в свободное время. Вышивка изучалась искусствоведами, этнографами, историками, но до сегодняшнего времени  она не имеет собственного категориального аппарата и научной базы. В 2011 году Высшая школа народных искусств (ФГБОУ ВО «ВШНИ») создала систему непрерывного обучения вышивке и впервые включила в обучение художественной вышивке бакалавриат, специалитет, магистратуру и аспирантуру, правда, с присвоением звания кандидата педагогических наук. Но, тем не менее, с этого времени началось научное изучение вышивки, как части народного искусства.
Наука «вышивка», как можно видеть, очень молодая и, прежде чем ее разрабатывать, необходимо дать определения таким понятиям, как «вышивка», «художественная вышивка», «традиционная народная вышивка», «обучение вышивке» и др.
В Большой советской энциклопедии под вышивкой понимается вид декоративно-прикладного искусства, в котором «узор и изображение  выполняется посредством вышивания на тканях, коже, войлоке и других материалах шелковыми, шерстяными, льняными, хлопчатобумажными и металлическими нитками, а  также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, монетами и т.д.» [2].
В словаре С.И Ожегова слово «вышить» обозначает «изобразить, украсить шитьем» [8]. Ожегов и другие составители словарей русского языка также определяют термин «шить», как одно из понятий слова «вышивать». То есть, в старину не использовали слово «вышивать», вместо него говорили «шить», «шитьё».
В словаре Т.В. Ефремовой слово «вышить» определяется таким понятием: «посредством особого шитья делать на чем-либо узор, изображение, украшать узорным шитьем ткань, кожу и т.п.» [4]. 
В словаре Д.Н.Ушакова «вышивка» объясняется как вышитый узор на ткани или коже. Но современная вышивка выполняется на совершенно необычных видах материала, таких как металл или пластмасса, а нити изготавливаются из разнообразных полимерных материалов, проволоки, животных жил и др. [10].   
В старину слово «вышивать» использовалось редко. Вместо него было более обширное понятие: шить. В словаре В.И. Даля мы находим, что слово «шить», помимо основных понятий: «шивать, сшивать, пришивать, подшивать и соединять части тканей или кожи посредством иглы и нитки», имеет и второе объяснение: «вышивать, ушивать что чем, например, шелками, гарусом, шить по канве, кисее (не шьют по рогоже золотом) гладью, тамбуром, крестиком, вышивать» [3]. 
По мнению С.Ю. Камневой и О.В. Швецовой, сотрудников ФГБОУ ВО «ВШНИ»,  слово «вышивка» образовано из приставки «вы» и корня «шить», где приставка «вы» обозначает «движение изнутри наружу» [5, 129]. В песнях и заговорах такую приставку использовали в качестве приговоров: шить-вышивать, петь-выпевать, говорить-выговаривать, то есть усиливать свое действие, имеющее особый смысл.
Сегодня вышивка в художественном образовании – это  искусство украшать узорами различные ткани и материалы. В современном художественном искусстве используются самые невероятные материалы: вышивкой сегодня украшают металл и пластик; в качестве нитей берут такие материалы как  проволока, веревки и волосы; узоры выполняются фольгой, лентами, тканями, косточками животных и птиц, деревянными палочками или пуговицами и др. В таком случае термин «вышивка» требует уточнения.
Вышивка должна иметь два определения:
- вид изобразительного искусства;
- сам вышитый узор.
По определениям, данным в различных словарях, такого разделения нет. Обратимся к первым теоретикам вышивального искусства – к Т.А. Бернштам, которая использует понятие не вышивка, а «вышивание», как «художественный результат вышивки», который «наиболее полно выражает главные идеи ритуально-мифологического порядка, а также специфику их этнорегиональных «диалектов» и эволюционных тенденций» [1, 1]. Такое понятие, как мы видим, не отражает ни первое, ни второе определения вышивки, оставаясь туманно где-то посередине. К тому же Т.А. Бернштам упоминала такое словосочетание, как художественное рукоделие, имея в виду женские рукодельные работы [1,193].
Вышивка – это вид изобразительного искусства, в котором (вручную или на вышивальных машинах) на тканях или других видах материалов (коже, войлоке, металле, синтетических материалах и др.) вышиваются (шьются) узоры, орнаменты, изображения антропоморфных существ, предметов и объектов нитками, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, различными подручными материалами (деревом, стеклом, фольгой, пуговицами и др.) (авт.). (Вышивка по металлу – Северия Инсираускайте-Криауневисиене, Литва).
Вышивка – это ритм жизни человека, который окружал его со дня рождения. У русских народов вышивку называли узорочьем, украсами.
Узор – это не столько украшение предмета, сколько связь человека с Космосом (от слова «узы», «узреть»). Вышивать – в старину означало: рисовать, шить по заданию, получить «узор», «знак», «знамение», «Бога» и выявить с ним отношение.
Традиционно узоры вышивки разделяли на церковные, крестьянские и городские. Но это не совсем верно.
Вышивка к сегодняшнему дню исторически получила развитие  по четырем направлениям: любительская, церковная, художественная (художественно-промышленная) и традиционная народная вышивка, по которым нам придется дать и четыре определения.
1) Любительская (самодеятельная) вышивка, которую выполняют любители вышивания, не имеющие профессионального образования и знаний традиций своего народа, производящие вышивку по своему желанию и с помощью схем, взятых из разных источников, в том числе из Интернета. К ней бы я отнесла пейзажи, портреты, реалистические образы людей, животных и растений и др., иногда имеющие орнаменты сакрального значения, но не связанные с местом проживания мастерицы, ее национальности или семейными традициями. Появление такой вышивки в первой половине ХХ в. способствовало развитию досуговой деятельности в России через творческие центры и журналы по рукоделию. В словаре по эстетике под редакцией А.А. Беляева самодеятельное творчество - это непрофессиональное искусство, «свободное оперирование в ходе творчества элементами действительности, общеизвестными художественными формами, их преобразование без строгого соблюдения существующих традиций, канонов и правил... [11].
2) Церковная вышивка, которую передают уже более тысячи лет через монастыри, храмы и религиозные центры. Это церковное золотное и лицевое шитье, орнаментальная вышивка с христианскими и другими религиозными символами, используемая в религиозных обрядах. Она развивалась параллельно со светской вышивкой, крестьянской и городсокй  и имела на них большое влияние.
3) Художественная или, что более подходящая, художественно-промышленная вышивка. Обучение такой вышивке осуществляется в учреждениях профессионального образования (например, ФГБОУ ВО «ВШНИ») основанной на переработке традиционных вышитых узоров художниками, а также на опыте строчевышивальных предприятий народных художественных промыслов.
Термин «художественная вышивка» появился недавно в связи с использованием вышивки в качестве предмета для производства в народных художественных промыслах.  А.А. Николаева дает развернутое определение «художественной вышивке» как «один из уникальных видов народного искусства, имеющий завершенность и лаконичность отдельных элементов орнамента, отобранные и выверенные поколениями приемы выполнения каждого вида вышивки, представляет собой целостную художественную систему, которая неразрывно связана с национальной культурой и региональными традициями» [7, 17].
Можно заметить, что в этом определении А.А. Николаева  художественную вышивку рассматривает как «целостную художественную систему», то есть вид изобразительного искусства, а не узор.
В этом случае художественная или художественно-промышленная вышивка – это вышивка, узоры которой создаются профессиональными художниками, над конечным результатом которой трудится коллектив специалистов строчевышивальных предприятий народных художественных промыслов (Н. Бобыкина).
4) Традиционная народная вышивка - это особый вид вышивки, узоры которой содержат символы ритуально-мифологического порядка, наполненные особым обрядовым смыслом, передающимся в семье или в народе (роду, племени) из поколения в поколение (Н. Бобыкина). Это такие узоры, в которых, по мнению В.В. Стасова, «каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментистики – это связная речь, последовательная мелодия, имеющая основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также для ума  и чувства» [9]. Именно такая вышивка в нашем исследовании выделена понятием «традиционная народная вышивка». Необходимо объяснить сочетание слов «традиционная» и «народная». Народная вышивка сегодня приняла свойства любительского – самодеятельного творчества, не основанного на древних традициях, но существующая долгое время.  Например, вышивка дворцов и кавалеров строчевыми швами на севере и центре России или разноцветные цветочные гирлянды на юге. В них присутствует сюжетная композиция, не обладающая смысловым обрядовым содержанием, скорее показывающая бытовые картинки жизни народа и господ. Но в связи с широким распространением в России такие вышивки отнесены к традиционному художественному искусству, развитому строчевышивальными художественными промыслами, и являются произведениями традиционного искусства.
А.П. Косменко говорила «о социальной основе развития узорного шитья в прошлом, его связи с трудовой и обрядовой практикой населения, мировоззрением» [6, 7]. По такой вышивке можно узнать происхождение человека, его возраст и сословие. Узоры и символы такой вышивки передавались из поколения в поколение, их секреты береглись от посторонних людей, а вышитые ими предметы были важной частью праздничных семейных, религиозных и календарных обрядов. Именно такая вышивка является традиционной, изначальной, используемая в культовых и семейных обрядах, узор которой имеет космический смысл. Поэтому среди понятий вышивки традиционная народная вышивка должна занимать свое особое место. Именно на нее опираются художественная, самодеятельная и частично церковная вышивки.
Таким образом, вышивка имеет два разных значения, как вид художественного искусства и как вышитый узор. Существует четыре вида вышивки в зависимости от ее замысла: традиционная народная, церковная, художественная или художественно-промышленная и любительская, каждому виду которой соответствует свое определение.


Источники:
1. Бернштам, Т.А. Хитро-мудро рукодельице / Т.А. Бернштам // Сборник музей антропологии и этнографии m XLVII «Женщина и вещественный мир культуры народов Европы и России. Российская академия наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). – Спб., 1999. – С. 191- 249.
2. Большая советская энциклопедия / под ред.А.М. Прохорова. – М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 ч. — Москва: Изд. общ-ва любителей Российской словесности, 1863 (Тип. А. Семена). —  627 с.
4. Ефремова Т.Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный: около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц. — М.: АСТ, 2010. — 699 с.
5. Камнева, С.Ю. Виды вышивки и ее применение в современном костюме / С.Ю. Камнева, О.В. Швецова // Традиционное прикладное искусство и образование. – 2018. - № 4 (27). - С. 129 - 135.
6. Косменко, А. П. Традиционный орнамент финноязычных народов Северо-Западной России [Текст] / А. П. Косменко; Карельский науч. центр Рос. акад. наук, Ин-т яз., лит. и истории. - Петрозаводск: Карельский науч. центр РАН: Ин-т яз., лит. и истории КарНЦ РАН, 2002 (Ред.-издат. отд. центра). - 218 с.
7. Николаева, А.А. Содержание обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования: дис. … канд. пед. наук / А.А.Николаева. – М.: 2018. – 214 с.
8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012.– 848 с.
9. Стасов, В.В. Русский народный орнамент (шитье, ткани, кружево). Собрание сочинений. Т.1 / В.В. Стасов. – М.: Издание общества поощрения художников, 1871. – 129 с.
10. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2014.–800с.
11. Эстетика. Словарь / под общей редакцией А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.


Рецензии