Понятие вышивка и её одноименные названия
Наука «вышивка», как можно видеть, очень молодая и, прежде чем ее разрабатывать, необходимо дать определения таким понятиям, как «вышивка», «художественная вышивка», «традиционная народная вышивка», «обучение вышивке» и др.
В Большой советской энциклопедии под вышивкой понимается вид декоративно-прикладного искусства, в котором «узор и изображение выполняется посредством вышивания на тканях, коже, войлоке и других материалах шелковыми, шерстяными, льняными, хлопчатобумажными и металлическими нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, монетами и т.д.» [2].
В словаре С.И Ожегова слово «вышить» обозначает «изобразить, украсить шитьем» [8]. Ожегов и другие составители словарей русского языка также определяют термин «шить», как одно из понятий слова «вышивать». То есть, в старину не использовали слово «вышивать», вместо него говорили «шить», «шитьё».
В словаре Т.В. Ефремовой слово «вышить» определяется таким понятием: «посредством особого шитья делать на чем-либо узор, изображение, украшать узорным шитьем ткань, кожу и т.п.» [4].
В словаре Д.Н.Ушакова «вышивка» объясняется как вышитый узор на ткани или коже. Но современная вышивка выполняется на совершенно необычных видах материала, таких как металл или пластмасса, а нити изготавливаются из разнообразных полимерных материалов, проволоки, животных жил и др. [10].
В старину слово «вышивать» использовалось редко. Вместо него было более обширное понятие: шить. В словаре В.И. Даля мы находим, что слово «шить», помимо основных понятий: «шивать, сшивать, пришивать, подшивать и соединять части тканей или кожи посредством иглы и нитки», имеет и второе объяснение: «вышивать, ушивать что чем, например, шелками, гарусом, шить по канве, кисее (не шьют по рогоже золотом) гладью, тамбуром, крестиком, вышивать» [3].
По мнению С.Ю. Камневой и О.В. Швецовой, сотрудников ФГБОУ ВО «ВШНИ», слово «вышивка» образовано из приставки «вы» и корня «шить», где приставка «вы» обозначает «движение изнутри наружу» [5, 129]. В песнях и заговорах такую приставку использовали в качестве приговоров: шить-вышивать, петь-выпевать, говорить-выговаривать, то есть усиливать свое действие, имеющее особый смысл.
Сегодня вышивка в художественном образовании – это искусство украшать узорами различные ткани и материалы. В современном художественном искусстве используются самые невероятные материалы: вышивкой сегодня украшают металл и пластик; в качестве нитей берут такие материалы как проволока, веревки и волосы; узоры выполняются фольгой, лентами, тканями, косточками животных и птиц, деревянными палочками или пуговицами и др. В таком случае термин «вышивка» требует уточнения.
Вышивка должна иметь два определения:
- вид изобразительного искусства;
- сам вышитый узор.
По определениям, данным в различных словарях, такого разделения нет. Обратимся к первым теоретикам вышивального искусства – к Т.А. Бернштам, которая использует понятие не вышивка, а «вышивание», как «художественный результат вышивки», который «наиболее полно выражает главные идеи ритуально-мифологического порядка, а также специфику их этнорегиональных «диалектов» и эволюционных тенденций» [1, 1]. Такое понятие, как мы видим, не отражает ни первое, ни второе определения вышивки, оставаясь туманно где-то посередине. К тому же Т.А. Бернштам упоминала такое словосочетание, как художественное рукоделие, имея в виду женские рукодельные работы [1,193].
Вышивка – это вид изобразительного искусства, в котором (вручную или на вышивальных машинах) на тканях или других видах материалов (коже, войлоке, металле, синтетических материалах и др.) вышиваются (шьются) узоры, орнаменты, изображения антропоморфных существ, предметов и объектов нитками, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, различными подручными материалами (деревом, стеклом, фольгой, пуговицами и др.) (авт.). (Вышивка по металлу – Северия Инсираускайте-Криауневисиене, Литва).
Вышивка – это ритм жизни человека, который окружал его со дня рождения. У русских народов вышивку называли узорочьем, украсами.
Узор – это не столько украшение предмета, сколько связь человека с Космосом (от слова «узы», «узреть»). Вышивать – в старину означало: рисовать, шить по заданию, получить «узор», «знак», «знамение», «Бога» и выявить с ним отношение.
Традиционно узоры вышивки разделяли на церковные, крестьянские и городские. Но это не совсем верно.
Вышивка к сегодняшнему дню исторически получила развитие по четырем направлениям: любительская, церковная, художественная (художественно-промышленная) и традиционная народная вышивка, по которым нам придется дать и четыре определения.
1) Любительская (самодеятельная) вышивка, которую выполняют любители вышивания, не имеющие профессионального образования и знаний традиций своего народа, производящие вышивку по своему желанию и с помощью схем, взятых из разных источников, в том числе из Интернета. К ней бы я отнесла пейзажи, портреты, реалистические образы людей, животных и растений и др., иногда имеющие орнаменты сакрального значения, но не связанные с местом проживания мастерицы, ее национальности или семейными традициями. Появление такой вышивки в первой половине ХХ в. способствовало развитию досуговой деятельности в России через творческие центры и журналы по рукоделию. В словаре по эстетике под редакцией А.А. Беляева самодеятельное творчество - это непрофессиональное искусство, «свободное оперирование в ходе творчества элементами действительности, общеизвестными художественными формами, их преобразование без строгого соблюдения существующих традиций, канонов и правил... [11].
2) Церковная вышивка, которую передают уже более тысячи лет через монастыри, храмы и религиозные центры. Это церковное золотное и лицевое шитье, орнаментальная вышивка с христианскими и другими религиозными символами, используемая в религиозных обрядах. Она развивалась параллельно со светской вышивкой, крестьянской и городсокй и имела на них большое влияние.
3) Художественная или, что более подходящая, художественно-промышленная вышивка. Обучение такой вышивке осуществляется в учреждениях профессионального образования (например, ФГБОУ ВО «ВШНИ») основанной на переработке традиционных вышитых узоров художниками, а также на опыте строчевышивальных предприятий народных художественных промыслов.
Термин «художественная вышивка» появился недавно в связи с использованием вышивки в качестве предмета для производства в народных художественных промыслах. А.А. Николаева дает развернутое определение «художественной вышивке» как «один из уникальных видов народного искусства, имеющий завершенность и лаконичность отдельных элементов орнамента, отобранные и выверенные поколениями приемы выполнения каждого вида вышивки, представляет собой целостную художественную систему, которая неразрывно связана с национальной культурой и региональными традициями» [7, 17].
Можно заметить, что в этом определении А.А. Николаева художественную вышивку рассматривает как «целостную художественную систему», то есть вид изобразительного искусства, а не узор.
В этом случае художественная или художественно-промышленная вышивка – это вышивка, узоры которой создаются профессиональными художниками, над конечным результатом которой трудится коллектив специалистов строчевышивальных предприятий народных художественных промыслов (Н. Бобыкина).
4) Традиционная народная вышивка - это особый вид вышивки, узоры которой содержат символы ритуально-мифологического порядка, наполненные особым обрядовым смыслом, передающимся в семье или в народе (роду, племени) из поколения в поколение (Н. Бобыкина). Это такие узоры, в которых, по мнению В.В. Стасова, «каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментистики – это связная речь, последовательная мелодия, имеющая основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувства» [9]. Именно такая вышивка в нашем исследовании выделена понятием «традиционная народная вышивка». Необходимо объяснить сочетание слов «традиционная» и «народная». Народная вышивка сегодня приняла свойства любительского – самодеятельного творчества, не основанного на древних традициях, но существующая долгое время. Например, вышивка дворцов и кавалеров строчевыми швами на севере и центре России или разноцветные цветочные гирлянды на юге. В них присутствует сюжетная композиция, не обладающая смысловым обрядовым содержанием, скорее показывающая бытовые картинки жизни народа и господ. Но в связи с широким распространением в России такие вышивки отнесены к традиционному художественному искусству, развитому строчевышивальными художественными промыслами, и являются произведениями традиционного искусства.
А.П. Косменко говорила «о социальной основе развития узорного шитья в прошлом, его связи с трудовой и обрядовой практикой населения, мировоззрением» [6, 7]. По такой вышивке можно узнать происхождение человека, его возраст и сословие. Узоры и символы такой вышивки передавались из поколения в поколение, их секреты береглись от посторонних людей, а вышитые ими предметы были важной частью праздничных семейных, религиозных и календарных обрядов. Именно такая вышивка является традиционной, изначальной, используемая в культовых и семейных обрядах, узор которой имеет космический смысл. Поэтому среди понятий вышивки традиционная народная вышивка должна занимать свое особое место. Именно на нее опираются художественная, самодеятельная и частично церковная вышивки.
Таким образом, вышивка имеет два разных значения, как вид художественного искусства и как вышитый узор. Существует четыре вида вышивки в зависимости от ее замысла: традиционная народная, церковная, художественная или художественно-промышленная и любительская, каждому виду которой соответствует свое определение.
Источники:
1. Бернштам, Т.А. Хитро-мудро рукодельице / Т.А. Бернштам // Сборник музей антропологии и этнографии m XLVII «Женщина и вещественный мир культуры народов Европы и России. Российская академия наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). – Спб., 1999. – С. 191- 249.
2. Большая советская энциклопедия / под ред.А.М. Прохорова. – М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 ч. — Москва: Изд. общ-ва любителей Российской словесности, 1863 (Тип. А. Семена). — 627 с.
4. Ефремова Т.Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный: около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц. — М.: АСТ, 2010. — 699 с.
5. Камнева, С.Ю. Виды вышивки и ее применение в современном костюме / С.Ю. Камнева, О.В. Швецова // Традиционное прикладное искусство и образование. – 2018. - № 4 (27). - С. 129 - 135.
6. Косменко, А. П. Традиционный орнамент финноязычных народов Северо-Западной России [Текст] / А. П. Косменко; Карельский науч. центр Рос. акад. наук, Ин-т яз., лит. и истории. - Петрозаводск: Карельский науч. центр РАН: Ин-т яз., лит. и истории КарНЦ РАН, 2002 (Ред.-издат. отд. центра). - 218 с.
7. Николаева, А.А. Содержание обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования: дис. … канд. пед. наук / А.А.Николаева. – М.: 2018. – 214 с.
8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012.– 848 с.
9. Стасов, В.В. Русский народный орнамент (шитье, ткани, кружево). Собрание сочинений. Т.1 / В.В. Стасов. – М.: Издание общества поощрения художников, 1871. – 129 с.
10. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2014.–800с.
11. Эстетика. Словарь / под общей редакцией А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
Свидетельство о публикации №224011601070