О массовой культуре

                Эпиграф:

               «Милый братец мой Иванушка,
                не пей из копытца,
                козлёночком станешь!»

                (Русская народная сказка)


                Введение

Понятие «массовой культуры» возникло в 40-х годах XX века в трудах представителей Франкфуртской социологической школы.  Оно означает культуру (телевидение, кинематограф, музыку, литературу, живопись), ориентированную на массового потребителя. В настоящей статье рассмотрены актуальные аспекты этого явления.

                1. Вкус, насаждаемый массовой культурой

Массовой культуре удалось за последюю четверть века  привить современному человеку извращённый вкус, в результате чего

       1) он предпочитает легкомысленно скользить по поверхности всего, не углубляясь ни во что ни сердцем, ни умом;
       2) больше всего любит, чтобы ему приятно щекотали нервы, а не приводили к глубокому сопереживанию и катарсису;
       3) в первую очередь ориентирован на сенсации и дешёвые, чисто внешние эффекты;
       4)  быстро устаёт от «однообразия», поэтому любит частую смену идей, сенсаций, эффектных сцен и фраз, забывая прежние;

Четвёртое свойство плавно переходит в первое образуя замкнутый круг, не выходя за пределы которого, современный человек тендирует к пошлости, примитивизму и слабоумию.

Всё это гибельно сказывается на его нравственности и умственных способностях.

С этими же вкусовыми мерками наш современник подходит к Священному Писанию и богослужению. Поэтому не может извлечь из них для себя спасительной пользы.

Этот вкус как расплывшееся в океане пятно нефти. Люди, которые стали его жертвами, похожи на птиц, увязших в липкой нефтяной грязи и неспособных больше летать. Отмыть их от «нефти» конечно можно, но очень трудно, потому что в отличие от птиц они не замечают беды, приключившейся с ними, и препятствуют своему очищению. Тем более что они впали в почти наркотическую зависимость от этой культуры.

Итак массовая культура прививает современному человеку вкус, который больше всего остального препятствует его спасению.


                2.  Чему учит массовая культура?

Мало того, что поп-культура прививает пагубный вкус, она учит всем смертным грехам, ересям и непотребствам.
 
   1) Сериалы и шоу стали школой осуждения, сквернословия, злословия и братоненавистнической розни.
  2) Рекламы несут культ мамоны, эгоизма, гедонизма и потребительства как смысла жизни.    
   3) К этому добавляются прогнозы и советы астрологов, «битвы экстрасенсов», пропаганда вседозволенности, белой и чёрной магии, прикрытого и открытого сатанизма...
 4) Кроме того  хулой на священников и критикой иерархов деятели этой культуры пытаются отвадить христиан ходить в Церковь, исповедываться и причащаться.

Итак, по своей сути массовая культура носит ярко выраженный, порой даже воинствующий антихристианский характер. Методы массовой культуры гораздо более изощрённые чем у антирелигиозной пропаганды в СССР, а её средства почти неограничены.



             3. Какие цели преследует массовая культура?

На этот вопрос в начале 21-го века дал  ответ Евгений Евтушенко:

«Плохой вкус — это рычаг политики. Манипулировать людьми с плохим вкусом легче. Старый приём — и в искусстве, и в политике — формировать плохой вкус, а потом ссылаться на него, как на «мнение большинства». Классический пример из прошлого — шельмование при помощи «писем трудящихся» Шостаковича, Пастернака, Ахматовой, Зощенко» (Евгений Евтушенко).

Хороший вкус это один из даров свободы. В современном мире ему не дают свободно развиться, насаждая ущербный вкус массовой культуры. Поп-культура*  стала орудием превращения народов в покорные стада, как об этом писал  А.С. Пушкин:

                Паситесь, мирные народы!
                <...>
                К чему стадам дары свободы?
                Их должно резать или стричь.
                Наследство их из рода в роды
                Ярмо с гремушками да бич.

Эти стихи  звучат в наше время очень актуально. Они открывают глаза на многое, происходящее сейчас в мире. «Гремушками» на "ярме" в наше время стали бесчисленные «произведения»  массовой культуры, наводнившие весь мир. Они гремят отовсюду: из телевизоров, из кинотеатров, из концертных залов, из социальных сетей. За их шумом не слышно и не видно истинных шедевров поэзии, прозы, музыки, живописи, кинематографии...

Итак, массовая культура превратилась в "опиум для народов".

В духовном же плане осознанной или неосознанной целью массовой культуры является развращение и погубление человеческих душ. И конечно же обогащение на всём этом.

Одного не учитывают при этом "инженеры" общественного сознания. Массовая культура очень быстро приводит к зависимости. А поскольку она везде, то собственных детей и внуков,  уберечь от неё они не смогут, как бы не старались. И их потомки так же "подсядут" на этот опиум, "разжижающий мозги",  и не смогут сохратить доверенное им наследство, накопленное их предками с таким трудом. Природа на детях часто отдыхает. А в среде такой массовой культуры она отдохнёт на них ещё лучше! Так что даже башня из слоновой кости  не спасёт их от пошлости, примитивизма и слабоумия. Ваши великолепные частные библиотеки, коллекции картин и собрания видео станут для них непонятными и чуждыми, потому что  "нефтяное пятно" "культуры для бедных масс" затронет и их неокрепшие пёрышки.


                4. Что входит в массовую культуру

    1) Разнообразные развлекательные шоу за очень редким исключением;
    2) Низкопробные сериалы (высокопробные мне не встречались) в том числе и аниме;
    3) Фильмы о сенсационных сверхгероях: «Кин Конг», «Годзилла», «Супермен», «Бэтмен», «Человек-паук», «Трансформеры», "Крепкий орешек", "Джон Уик" и т.д.;
    4) Книги развлекательного жанра современных авторов (в том числе фэнтези и криминальное чтиво, а так же комиксы) выпускаемые большими тиражами и занявшие полки библиотек, на которых раньше стояла классика;
    5) Бесчисленные блоги, за очень редким исключением;
    6) Видео в Тик Токе;
    7) Социальные сети за очень редким исключением
    8) Компьютерные игры;
    9) Телевизионные, интернетные рекламы и рекламные баннеры,
    10) "Глянцевые" журналы за редким исключением.
   

                Заключение

Итак, проблема эта носит всемирный характер. Пагубный вкус массовой культуры, как было сказано ранее, распространился как гиганское нефтяное пятно по океану человеческого сознания.  Сама же массовая культура по вышеназванным причинам как гигантский каток закатывает старую и новую классику в асфальт новой "культуры", которая легко обходится

         «Без божества, без вдохновенья,
         Без слез, без жизни, без любви»
                (А.С. Пушкин)

А зачастую и без элементарной человечности. То есть она заменяет их своими фальшивыми суррогатами. Найти настоящие шедевры в библиотеках и в интернете становится всё труднее. Прежде чем до них докопаешься, перевернёшь столько мусора, столько бездарного хлама, что устанешь, присядешь и задумаешься как "Мыслитель" Родена, изображённый на вратах ада*. Впрочем и без намёков ясно, что это гладко  заасфальтированное шоссе  массовой культуры ведёт человечество по наклонной прямиком в ад.

А как же тяжело молодым поколениям, впитавшим массовую культуру с молоком матери, найти и полюбить настоящую поэзию, прозу, музыку, живопись, философию, наконец, веру. Помоги им Бог.

Поэтому нам всем жизненно необходимо осознать эту всемирную беду, коснувшуюся каждого, и начать отмываться от этой грязи,  бороться с  зависимостью от неё, искать "незаасфальтированные" участки культуры. Сохранять их от этого катка, "сеять разумное, доброе, вечное..."
 
--------------
* Огюст Роден создал "Врата ада", которые были отлиты в 1917 году. Его "Мыслитель", изображённый на этих вратах, это образ Данте.

* Массовая культура и поп-культура - синонимы.


Рецензии
Вы правы, Владислав, проблема качества массовой культуры в наше время стоит очень остро. И больше всего сейчас способствует ее распространению интернет. В телевизионную эпоху, при нормальном руководстве страны, можно было ввести цензуру и на центральных каналах, в прайм-тайм, давать образцы массовой культуры высокого качества. Ведь прекрасные фильмы и песни, например, 60х годов - это тоже была массовая культура. Но, увы, сейчас цензуру не введешь. Понятно, что родителям нужно осторожно, ненавязчиво прививать детям вкус к настоящему искусству, но много ли таких родителей? Остается надеяться на Всевышнего, быть может, у Него есть какой-то план.

Евгений Терещенко   05.02.2024 19:59     Заявить о нарушении
Сердечное спасибо, Евгений, за Ваш отзыв и понимание.
С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   05.02.2024 23:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.