бабушки, Аша, книги... школа...

Сочинения учащихся.

Моя бабушка и я.

Бабушка…бабуля…бабуленька…Какие простые и в то же время необыкновенные слова. Сколько любви умещается в этих словах. Это очень сложно описать словами, это можно только почувствовать. Как жить без бабушек? Разные люди могут ответить на этот вопрос по-разному. Кто-то, наверное, считает, что это возможно,  а кто-то не согласится с ним. Что же касается меня, я уверена, что для меня жизнь без моей замечательной бабушки была бы скучной и неинтересной. Без бабушек жить нельзя!
Нет человека, который бы появился сам по себе: у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители, а значит бабушки и дедушки и т. д.
Бабушки - это наше прошлое. Они учат нас жить и очень-очень любят нас. Я хочу рассказать про свою бабушку Лизу.
Баба Лиза невысокого роста, худенькая. Её лицо всё покрыто морщинками, но они её нисколько не портят. Она очень симпатичная. У бабушки добрые голубые глаза. Она очень улыбчивая и, когда улыбается или смеётся, в её глазах словно загораются два озорных огонька. У неё седые, можно сказать белоснежные волосы. Я ей иногда говорю: «Бабушка, ты у меня настоящая блондинка», а она смеётся. Одевается баба Лиза очень скромно, а дома носит фартук и платочек, чаще всего голубого цвета, который очень подходит к её глазам. Бабушка моя очень бодрая, она не может долго сидеть на одном месте, постоянно что-то делает или спешит куда-то. Ходит она мелкими шажками, но так быстро, что иногда я еле за ней успеваю. Говорит бабуля очень плавно, тихим голосом, как будто ручеёк журчит. Слушать её приятно. А сколько прибауток и разных песенок она знает! Например, если я рано утром песню пою, она всегда мне в шутку скажет: «Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела».
Когда я была совсем маленькой, я не могла заснуть без её сказок и колыбельных песенок. Одну колыбельную бабушка научила меня петь моим куклам. Вот она:
Люли-люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали ворковать:
«Чем нам Машеньку питать?»
Залетали в уголок,
Зажигали уголёк,
Стали печку топить,
Стали кашку варить,
Стали Машеньку кормить.
А какие замечательные у моей бабушки сказки, заслушаешься!
Одна из них называется «Галка-красавица».
Птицы надумали выбрать самую главную их них и решили , какая птица самая красивая, та и будет всеми править. Галка очень хотела победить в конкурсе красоты и навтыкала себе в хвост и в крылья чужие перья, и пришла на собрание. Птицы сначала, как увидели такую галку, решили её выбрать, но потом узнали свои перья, выдернули из галкиного хвоста и прогнали её. С тех пор никто из птиц не любит галку.
А ещё мне очень нравится другая сказка. До сих пор время от времени прошу бабушку рассказать мне её. А ещё мне мама рассказывала, что эту сказку ей рассказывали её бабуся, мама моей бабы Лизы. А вот и эта сказка, она моя самая любимая.
Жили-были старик со старухой, и было у них две дочери. Одну звали Марьюшкой, она была очень пригожая и работящая, а другая была ленивица Фроська. Марьюшка была неродной дочерью старухе, и та её невзлюбила. Вот говорит как-то старуха старику:
- Эй, дед, вези Марью свою в лес, надоела она мне хуже горькой редьки!
- Погоревал старик, жалко ему было Марьюшку, но старуху ослушаться не посмел, посадил он любимую дочку на телегу и повёз в дремучий лес да там её и оставил.
Марьюшка шла-шла по лесу и к вечеру наткнулась на избушку в лесной чаще. Зашла она в избушку, а там Баба-яга на печи сидит и глазами сверкает. Говорит Баба-яга:
- Попалась, девица! Я сейчас в лес улечу, а ты в избе прибери, кашу свари да пряжу спряди. Ежели исполнишь к утру всё, как тебе велено, я тебя награжу, а не исполнишь – я тебя съем!
Улетела Баба-яга, а Марьюшка за дело принялась: полы чисто вымыла, посуду помыла, кашу сварила и села пряжу прясть. Только пряжи Баба-яга так много приказала спрясть, успеет ли она до утра, да и спать очень хочется. Прядёт она и видит, что мышка из норки выбежала и тоненьким голоском пищит:
- Девица-красавица, дай мне ложечку кашки.
Накормила Марьюшка мышку, а та и говорит:
- Ложись-ка ты, милая, спать, а за пряжу не беспокойся!
Марьюшка заснула крепким сном. Утром слышит, Баба-яга возвращается, своей костяной ногой по ступенькам стучит, открыла Марьюшка, а пряжа вся спрядена, то мышка постаралась. Довольна осталась Баба-яга и пообещала Марьюшку домой отпустить и златом-серебром наградить.
В это время старуха говорит старику:
- Езжай, старый, в лес да привези косточки, что от твоей Марьи остались, мы их захороним.
Поехал старик в лес, а через какое-то время собачка у двора затявкала:
- Тяв, тяв, тибетек,
Старик из лесу едет, дочку везёт
Всю в золоте, всю в серебре!
- Бестолковая ты собака, неправильно лаешь, вот как нужно, - ругается старуха, - старик из лесу едет, дочку везёт; косточки в лукошке побрякивают.
Но тут подъехали старик с Марьюшкой, а старуха так и обомлела, увидев свою падчерицу в злате да в серебре.
Тогда заставила она старика  ленивицу в лес везти за златом и серебром. Отвёз старик Фроську в лес и оставил возле той избушки. Зашла в избушку ленивица, а там Баба-яга её поджидает и дала ей такое же задание. Сама же опять в лес на ночь улетела. Фроська делать по дому ничего не стала, только каши наварила да есть уселась. Сидит, уплетает кашу за обе щёки, а тут опять мышка из норки выбежала и тоненьким голосом пищит:
- Девица-красавица, дай мне ложечку кашки.
Фроська взяла ложку да как стукнет ей по мышке, та испугалась и в норку убежала. Ленивица же наелась и спать завалилась.
Наступило утро, прилетела Баба-яга, увидела, что работа не выполнена, разозлилась и съела Фроську, только косточки остались.
А старуха с утра старика в лес за дочкой посылает и ждёт у окошка, когда её Фросенька приедет. Тут собака залаяла:
- Тяв, тяв, тибетек,
Старик из лесу едет –
Старухину дочь везёт,
Косточки в лукошечке побрякивают.
Заругалась на неё старуха:
- Бестолковая ты собака, неправильно лаешь, вот как нужно:
Тяв, тяв, тибетек,
Старик из лесу едет, дочку везёт
Всю в золоте, всю в серебре!
Тут старик подъехал, увидела старуха, что от её дочки осталось, да и сама померла.
Вот какие они – сказки моей бабушки. Я тоже буду их рассказывать своим детям и внукам.

А ещё я очень люблю, как готовит моя бабушка. Особенно вкусно у неё получаются драники и пельмени с картошкой.
Моя бабушка ещё и рукодельница. У неё золотые руки. Хотя, если приглядеться к бабушкиным рукам, они все-все в морщинах. Глядя на них, я всегда думаю, сколько же дел они уже переделали. Бабушка шьёт, вяжет, вышивает…Мы с ней вместе шьём и вяжем одежду для моих кукол. Ещё она вышивает различные картины, а так же любит рисовать и заниматься аппликацией. Всё, что она делает, получается у неё здорово, просто загляденье. А однажды мы с бабушкой принимали участие в выставке самодельных игрушек и выиграли приз.
Баба Лиза очень любит животных, особенно кошек. У неё дома живут кошка Марта и кот Мальвин. Бабуля разговаривает с ними, как с людьми, и они понимают её и отвечают ей лаской. Стоит только ей хоть на минуточку присесть, кошки бегут к ней со всех ног, усаживаются у неё на коленях и громко начинают распевать свои кошачьи песни.
Я очень люблю гулять с бабушкой. По дороге она мне рассказывает интересные истории. Хотя моя бабушка уже и старенькая, в этом году ей исполняется 75 лет, она – моя самая лучшая подружка, так как она меня лучше всех понимает и учит понимать других, делится со мной своей мудростью.
Моя бабушка – самая лучшая на свете, и я её очень люблю!
               

Утопленникова М., 12 лет.



Моя бабушка.

Наверняка, у каждого из нас есть или была бабушка. Каждый знает теплоту, доброту и любовь сердца своей бабушки. Бабушка – это самый добрый и самый милый человек на свете!
Вспомните! Кто вам читал в детстве любимые сказки? Кто вас баловал, подчиняясь вашим прихотям? Ваш ответ – бабушка. У каждого своя бабушка, и мы любим и понимаем их по-своему.
Моя бабушка – это самый весёлый и добрый человек, всегда поможет и поддержит в трудную минуту. В своей молодости она была очень активной и весёлой, любила ходить в походы. Это было её хобби. Любила природу, радовалась каждому лучу солнца и даже капелькам дождя, и продолжает радоваться и сейчас. Мы часто выезжаем на природу, в сад. Бабуля очень любит ездить в сад, прямо так и говорит: «Моя бы воля, я бы осталась здесь жить!» Она такая садовница, что её не вытащишь из сада. Любит работать с землёй, любит сажать всевозможные растения, овощи, цветы. Она делает это не просто потому, что надо, а потому, что это -  удовольствие для неё. Сажая что-нибудь, приговаривает: «Растите мои милые, мои хорошие. Не болейте. Пейте водицы, сколько хотите, только не болейте!». Интересно, правда!? Разговаривает с цветами, овощами, растениями так же, как и с нами.
Кстати, такие же слова она говорила мне, когда я была маленькой. И вообще, моя бабуля очень любит природу. Она знает очень много о разных растениях.
Какую пользу, лечебную силу имеет каждое из них. При болезни она редко пользуется медикаментами, а лечит всех своими, какими-то необычными способами, включая волшебную силу трав. Ещё она очень любит сажать и растить цветы. Моя бабушка говорит, что каждый цветок имеет свой месяц в году. Она часто рассказывает мне об этих цветах и даже показывает, так как они все есть в её садовой коллекции! Бабуля часто сравнивает близких ей людей с любимыми цветами. И очень переживает, даже плачет, когда какой-нибудь из них начинает увядать или даже погибать. И она, и я очень любим подснежники, их аромат, нежные лепестки.
Бабуля даже иногда называет меня подснежником или ромашкой. Хотя я думаю, что ромашка – это она. Такая же жизнерадостная и весёлая. Жёлтенький глазок ромашки – это доброе, мягкое, и нежное сердце моей бабушки. А белые лепестки – это бабушкины советы, такие же мягкие, многочисленные и очень полезные. Это её мудрость! Она никогда не навязывает своего мнения, а даёт лишь краткий, но очень нужный совет. И если им воспользоваться, то он обязательно тебе поможет, укажет на верное решение.
В детстве моя бабушка в школе училась хорошо. Её папа был директором школы, поэтому все говорили, что она достигает своих успехов только благодаря должности отца. Но это неправда. Бабуля всегда добивалась успехов сама и поэтому школу закончила с золотой медалью. В молодости, так как она очень любила и любит детей, баба Аля была педиатром, лечила и помогала многим. До сих пор люди благодарны ей за её труды, за советы и бескорыстную помощь. Бабушка сама говорит: «Я очень люблю людей. Люблю жизнь. Я помогала и буду помогать всем, чем только смогу!».
Бабуля иной раз, надо учесть, что школу она закончила давно, помогает мне в учёбе. Помогает решить какую-нибудь задачу. Удивительно, как она только всё помнит!
Моя бабушка – очень опытная хозяйка! Какая она рукодельница! Постоянно что-то шьёт. Какие-то платьица и для себя, и для моей младшей сестрёнки Ладушки. Когда она шьёт, вкладывает свою душу в изделие. И получается у неё так искусно и так красиво! Ещё моя бабушка очень вкусно готовит и знает столько кулинарных секретов! Когда я была маленькой, я спрашивала у бабули: «Почему у тебя так вкусно получается?» А она отвечала: «Потому что когда готовишь, надо что-нибудь шепнуть в кастрюльку и тогда получается очень вкусно. Когда вырастешь, я тебя научу!». И действительно, она сейчас мне рассказывает свои кулинарные рецепты, делится опытом. Казалось бы мелочь, а получается очень вкусно! Если к бабуле придёшь в гости, то голодным точно не уйдёшь! Даже если не хочется есть, она всё равно найдёт способ и уговорит покушать. А делает она  это так. Сначала спрашивает, не хочешь ли ты поесть. Услышав в ответ «нет», она задаёт вопрос ещё раз, будто не слышала ответа. После этого она хитро поднимает крышки кастрюлек и говорит: «Ой! Какой аромат, как напарилось, наварилось. Ой, ну просто пальчики оближешь!». После этих слов невозможно не согласиться покушать. Ведь так вкусно рассказывает!
Вообще, моя бабуля – оптимист. Если кому-то скучно и печально, она двумя словами может развеселить и поднять настроение. Баба Аля – это самый милый и мой самый любимый человек. С ним всегда интересно и полезно общаться.
Кстати, у неё очень много друзей. До сих пор они приезжают друг к друг в гости, пишут письма, звонят. Особенно хорошие отношения у неё сохранились со всеми студентами из её группы и с курса. Каждые пять лет они со всех концов России съезжаются на встречу, рассказывают о свое жизни, ходят вместе или в кафе, или в ресторан, или в театр. Они уже вырастили своих детей, растят внуков. но до сих пор встречаются, общаются, помогают друг другу и никого не забывают.
Я очень люблю свою бабушку! Она мой самый лучший друг и советчик!
                Сучалкина Я., 14 лет.





Аша – мой город.

Зимний город.
Перед Новым годом в Аше из снега делают фигуры на площади, горки, каток и многие другие снежности. Зима снега на деревья не жалеет, поэтому они стоят в пышных шубах. В новый год так и хочется прыгнуть в сугроб, как в реку. Иногда, когда снега много, на площади строят снежные города и кажется, что мы попали в царство Снежной королевы. Снег ложится ровно, как простыня, и хочется вспомнить стихотворение С. Маршака «Зима»:
«Снежинки падают с небес
В таком случайном беспорядке,
А улеглись постелью гладкой
И строго  окаймили лес.»
Зимний ветер в Аше не жжёт, а как будто щекочет, поднимая настроение. Идёшь по городу и кажется, что и впрямь попал в царство Снежной королевы; ветви на деревьях усыпаны снегом, склонились друг к другу, образуя арки. Идёшь под такими арками, когда ярко светит солнце, и смотришь на ветви в снегу, а они переливаются на солнце, играют разными огнями. Хорошо!
А если выпадет очень много снега, то город превращается в какой-то Заколдованный мир, где всё снежное, и кажется, что люди тоже сделаны из снега, особенно, когда снег идёт крупными хлопьями, и ты становишься, как снеговик.
Люблю Ашу зимой. Она как сказка!
                Максимова Е., 12 лет.

Прошлое Ашинского металлургического завода.
История нашего завода, а значит, история Аши восходит своими истоками к концу прошлого века. В 1866 году помещиками Балашовыми, придворными царя, в селе Илек Миньярского района был построен металлургический завод, на котором имелось только доменное производство (т. е. производство чугуна из стали). В честь заводовладельца он был назван Николаевским. Железная руда доставлялась на Николаевский завод с Бакальского рудника гужевым транспортом. Древесный же уголь, используемый в качестве топлива для печей, выжигался на местах заготовки дров и вывозился на завод на лошадях по санному пути. Сбывалась маталлопродукция только один раз в год: её сплавляли по реке Сим по большой воде.
В конце 19 века запасы древесины в районе завода истощились, и назрела необходимость строительства завода на другом месте. Выбор строительной площадки под новый завод был определён комиссией в составе управляющего горным округом Умова, управляющего Миньярским заводом Глинкова, главного лесничего Вдовина, специалиста-мартеновца Вериго. Наиболее подходящим местом по рельефу и расположению к пущенной в то время в эксплуатацию железной дороги Самара  - Златоуст оказалась Аша – бывший лесной посёлок. Живописная долина реки Сим была прекрасным местом для строительства завода. Большие лесные угодья – источник древесного угодья, сплав которого мог производиться по реке Сим и её притокам. Отгрузка продукции и доставка железной руды с Бакальских рудников могла производиться по железной дороге (Николаевский завод располагался в стороне от неё). Так, в 1896 году был заложен Аша-Балашовский завод, первым директором которого стал Умов.
Тяжёлым и безрадостным был труд на заводе Балашова. Грязь, сырость, копоть окружали рабочего-металлурга на протяжении 11-12 часов работы. Но капиталиста мало заботили условия труда и жизни рабочих. Русские предприниматели вместе с иностранцами – бельгийскими и французскими –
нещадно эксплуатируя дармовую силу, спешно возводили заводы чёрной металлургии, сулившие неслыханные прибыли. В 1898 году завод дал первый чугун. Этот год явился как бы и годом основания города Аши. В 1905 году была построена первая мартеновская печь, выплавлявшая сталь из чугуна. В последующие 13 лет были построены ещё две печи.
Варварская эксплуатация, непосильные условия труда способствовали росту революционных настроений рабочих завода, принимавших активное участие в борьбе с самодержавием и капиталистами. Металлурги горячо приветствовали победу революции и с оружием в руках защищали её завоевания от банд Дутова и адмирала Колчака. После окончания гражданской войны страна приступила к восстановлению народного хозяйства. В 30-ых годах многие металлургические заводы начали реконструировать, то есть обновлять старое оборудование и внедрять новое, приспосабливать к работе в новых условиях. К числу таких заводов принадлежал и АМЗ.
Началась Великая Отечественная война. Она заставила перестроить работу завода на военный лад. Ашинские металлурги с честью выполнили все поставленные перед ними задачи. И не только в труде они отличились. Бывшему молотобойцу Пилютову, работнику заводоуправления Озимину, рабочему механического цеха Зеленцову было присвоено звание
Героя Советского Союза.
В послевоенные годы продолжилось обновление завода, начатое в 30-ых годах. В 1952 году вводится в действие листопрокатный цех №1. Улучшается техника, увеличиваются торговые связи.
Сейчас, в середине 90-ых, завод испытывает не лучшие времена. Но я уверен, что для всех ашинцев будущее нашего завода представляется светлым.
                Куцаков В., 14 лет.


Путешествие по окрестностям города…
Однажды, прекрасным летним вечером я решила прогуляться по любимой Аше и поднять себе этим настроение. На улице было очень хорошо и мило. Я шла по тротуару и любовалась красотой моего родного города. Ветви деревьев свисали надо мной и казалось, что я иду под длинной зелёной аркой. Я решила сходить в парк имени Пилютова.
При входе в парк я остановилась на мосту и смотрела на окружающую меня природу. Всё было такое красивое! Бесшумно текла река, а тёплый ветер слегка покачивал нежные листья деревьев. Видя эту красоту я поняла, почему наш район называют маленькой Швейцарией. Ещё я побывала в Старом парке  и в сквере Соловкова. Везде хорошо!
В сквере был включен фонтан и это придавало вечеру романтическую обстановку. По скверу гуляли пары, но там ещё мужчина выгуливал свою собаку, что показалось мне не очень романтичным, так как собака была без поводка, и я думаю, что собак надо выгуливать в другом месте.
Вечер. Я любовалась ашинскими горами. При лунном свете Липовая гора была похожа на стадо отдыхающих динозавров. Я думаю, что наши горы сказочной красоты, а чтобы сохранить эту красоту не надо вырубать леса, а каждому ученику посадить по одному дереву.
После прогулки по городу, когда я пришла домой, у меня было очень хорошее настроение.
Аша – мой любимый город!
Шаркова А., 14 лет.


Сочинения, вошедшие в областной  сборник «Книги нашего детства». Сборник – итог областного конкурса, который был проведён в 2003 году. В него вошли лучшие творческие работы участников конкурса.

Люблю читать.

Однажды утром я сидела у замёрзшего окна и любовалась прекрасными узорами. Мне очень нравится такое занятие. Рассматривая причудливые узоры, я представляю себя то принцессой снежного сказочного королевства, то Гердой, которая отправилась на поиски своего любимого братца Кая, то Настенькой из сказки «Морозко», сидящей под огромной раскидистой елью и ожидающей Мороза Ивановича… Этому меня научила моя бабушка. Когда я была совсем маленькой девочкой, мы часто рассматривали морозные узоры, и она мне рассказывала самые разные сказки. Узоры эти великолепны и, что самое интересное, никогда не бывают одинаковыми. Поэтому, рассматривая их, можно придумать различные истории.
В тот день утро было морозным и солнечным, и картины, написанные Дедом Морозом, по-особенному переливались и сверкали. Казалось, что кто-то специально тут и там разбросал драгоценные крошечные кумушки. И они так сияли, что приходилось зажмуривать глаза как от яркого света.
Я позвала маму и сказала:
- Мама, посмотри на окно, всё так сверкает, будто рассыпались драгоценности.
- Действительно, очень красиво, - ответила мама.
Тут подошёл папа и заметил:
- Наверно, это Серебряное копытце пробегал и своей правой ножкой топал. Вот и рассыпались камушки.
- Что это за Серебряное копытце? – мне стало очень любопытно.
Мама посоветовала сходить в детскую библиотеку и взять там сказы нашего земляка, уральского сказителя Павла Бажова. Тут я загорелась огромным желанием разузнать, что же это за Серебряное копытце и почему рассыпаются драгоценности, когда он топает правой ножкой. Я мигом оделась и помчалась в библиотеку. По пути туда я любовалась блестящим белоснежным покрывалом, а обратно уже летела на всех парах, так как в руках у меня была чудесная книга, которая обещала мне новое приключение в мире сказок.
Дома поудобнее устроилась в кресле, накрылась тёплым пледом и открыла книжку с пожелтевшими от времени страницами. «Может, и мои родители или даже бабушка читали эту самую книгу, когда были детьми», - подумалось мне, и я погрузилась в чтение.
Через мгновение я уже пробиралась по глубокому зимнему снегу. Красиво и спокойно в зимнем лесу. Снег очень пушистый. А ёлочки как будто белые мягкие шубки одели. И тихо-тихо. Не слышно пения птиц. Только иногда вдруг треснет сучок, а вот раздаётся стук дятла. Где же он, барабанщик? Да вот же он, на засохшем дереве пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке красная береточка, а на чёрных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый…Побарабанил немного и улетел. Опять стало тихо, очень тихо в лесу. А мне одной и немного грустновато. Тут поняла я, что заблудилась! Присела я под дерево и чуть не плачу. Стало темнеть. Небо покрыло тучами. Пошёл снег. Вместо солнца чуть заметный жёлтый кружок, который очень скоро совсем исчез. Только огромные пушистые снежинки медленно спускаются мне на плечи, голову и ресницы.
Вдруг откуда ни возьмись прилетела сова. Села на сучок. Только я хотела шаг шагнуть, как сова стала метаться: в сторону улетела, потом вернулась.  начала летать туда и обратно. Тут я вспомнила, что в недавно мной прочитанной книге о мальчике-волшебнике Гарри Потере, именно сова не один раз выручала его. А что если пойти за ней? И я пошла…но опять раздался громкий стук. Это книга выпала у меня из рук с громким стуком, а мои приключения в зимнем лесу мне приснились. Мне стало интересно, чем же закончилась история про Серебряное копытце, и я, подняв книгу, углубилась в чтение.
Почему я люблю читать? Да ведь мир книг наполнен чудесами! Читая книги, ты можешь путешествовать с героями в различных странах, можешь плыть на корабле по штормующему океану, а можешь полететь в космос вместе с Незнайкой или очутиться на необитаемом острове вместе с Робинзоном Крузо…Сейчас многие ребята не любят читать, но я уверена, что нужно просто попробовать. Раскрой интересную книгу и представь себя вместе с её героями, и тогда великолепные приключения для тебя никогда не закончатся!
                Утопленникова М., 12 лет.


Моя любимая книга.

Когда я был маленький и ещё не умел читать, то однажды нашёл в книжном шкафу необычную книгу. По размеру она была больше всех тех книжек, которые мне читали до сих пор. Обложка была потёртой, листья пожелтели. Но больше всего меня поразило огромное количество иллюстраций. Там были изображены необычные и неизвестные мне животные, растения, машины. Я спросил у мамы: «Что это за книга?». Она ответила, что книга называется «Моревизор уходит в плавание», в ней три повести, а написала её Н. Надеждина.
Я часами мог сидеть над этой книгой. Рассматривал картинки, пытался их срисовывать. А когда выучил азбуку, то первое, что я прочитал, была «Морская угадайка» из моей любимой книги. Потом очередь дошла и до повестей. Из первой повести «Моревизор» я узнал много интересного об океанах, морях, морских животных и растениях. Следующая повесть «Каждой былинке брат» рассказала мне о лесе и лесных животных. А третья повесть «Полное лукошко» посвящена грибам. Во всех этих произведениях написано о том, что Надеждина считает самым важным и ей бесконечно близким: о взаимоотношении человека с природой.
Моя любимая книга научила бережно относиться к окружающим меня животным и растениям. Я чувствую себя братом каждому живому существу. Да и на уроках природоведения книга остаётся мне верным помощником.
                Чариков А., 11 лет.


Книга моего детства.

Хорошая книга – это настоящее богатство, ценность для человека. Если проникнуть в её строки, почувствовать все её радости и переживания, то невозможно не полюбить её. Ведь читая любимую книгу, мы настолько забываем о реальности, настолько вживаемся в те события, которые в ней происходят, что забываем о настоящем. Мы полностью находимся в этой книге. Я считаю, что хорошая, любимая книга должна быть именно такой. Она должна заставлять нас и радоваться, и переживать вместе со своими героями. Недавно я познакомилась с такой книгой замечательного писателя Владислава Крапивина «Голубятня на жёлтой поляне». Владислав Крапивин – это наш уральский писатель. Он создал в Екатеринбурге мальчишеский отряд, который назывался «Каравелла». Там ребята учились не только фехтовать, но и учились верить, помогать, уважать друг друга. Учились быть настоящими мужчинами. То же происходит с героями книг Владислава Крапивина. Моя тётя увлеклась творчеством Крапивина, и именно она мне посоветовала прочитать эту книгу.
В ней рассказывается о мальчишках с разных планет, даже из разных галактик. И в то же время живут и действуют они совсем рядом в параллельных мирах. Здесь мальчишки встречаются с радостями, сражаются со Злом, но не при помощи автоматов и пистолетов, а при помощи своей надежды  в победу, веры в мечту и взаимную помощь друг другу. В этой книге скадермен Ярослав Родин неожиданно попадает на планету, похожую на землю его детства, и оказывается в центре борьбы с жестокими захватчиками. Кто же борется с ними? Это компания друзей: выдумщик Алька, можно сказать, почти волшебник, Игнатик, серьёзная, кажущаяся такой взрослой девочка Данка, книголюб Гита и многие другие. Именно они вызывают Ярослава, чтобы бороться с «людьми, которые велят». Эти люди, вернее даже не люди, а ожившие манекены, в книге олицетворение Зла. Из-за их экспериментов с галактикой на Земле происходят нашествия, случаются бедствия, погибают родные люди. Как, например, у Данки мама. Отважные мальчишки из разных времён борются со Злом и побеждают его. Сюжет книги интересен ещё и тем, что рассказ в ней идёт от имени трёх действующих лиц: скадермена Ярослава Родина, Гельки Травушкина и мальчика с ящеркой. Каждый из них рассказывает об одних и тех же событиях, происходящих на планетах, но в то же время это одна и та же Земля.
Эта книга похожа на сказку, так как в ней много фантастического. Например, главный герой Яр – скадермен с корабля, которого ещё не существует. Живой робот Ерёма, который удрал с городской выставки юных техников. Ерёма был беглым и беспризорным. Но ему стало жить гораздо веселее с роботёнком-ребятёнком, которого оживили мальчишки. А оживили не просто, а так называемой искоркой, в состав которой входила кровь трёх мальчишек: Глеба, Юрки и Гельки. Это, конечно, похоже на сказку. Но если посмотреть на это с другой стороны, то мальчишки такие яркие, естественные и настоящие. Они так же как и я, со своими друзьями смеются и улыбаются, обижаются друг на друга и сразу мирятся, плачут и переживают. Жизнь их полна мечтаний и открытий. Просто нельзя сказать, что они не настоящие.
Эта книга мне очень нравится своей реальностью происходящего. Я как будто живу теми событиями, которые там происходят, участвую в них, но немного по-другому. Я не нахожусь в этой компании весёлых друзей, не чувствую себя кем-то из героев книги. Но я всё время там, рядом с ними. Смотрю на них, наблюдаю за ними, сталкиваюсь с неожиданностями, переживаю, радуюсь. Но не вместе с ними, а где-то рядом. Книга настолько реальна, что я просто живу в ней своей собственной жизнью. Ещё мне нравится, что у каждого из мальчишек есть своя мечта, к которой они стремятся и добиваются вместе. Эта книга как бы осуществляет наши желания в красках. Если мы что-то хотим, представляем себе, но не можем этого сделать, потому что это не реально, то в книге это вполне естественно. Например, Янка, увидев светлые красивые лунные лучи, похожие на струны скрипки. взял смычок, повёл им по лучам. И лунные струны зазвучали. Тихо-тихо, но ясно. Так бывает и со мной. Если я увижу что-нибудь красивое и впечатляющее, то я слышу музыку, которая характеризует эту красоту. Если в книге всё так реально, то не может же всегда быть так хорошо. Поэтому и приходят нехорошие люди, «люди, которые велят». И у нас в жизни так бывает. Если всё хорошо, весело, то обязательно не обходится без неприятностей. Но, рано или поздно, мы с  неприятностями справляемся, как мальчишки из этой книги побеждают зло.
Мы не должны оставаться равнодушными к чужой беде, печали, злу. Пусть в нашей жизни, как у героев этой книги, главным жизненным девизом станут слова Владислава Крапивина: «Я вступаю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их не встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня!»
                Сучалкина Я.,14 лет.


Любимая книга моего детства.

Когда мне было 5 лет, мама подарила мне книгу. Её написал великолепный писатель Альберт Иванов. Она называется «Волшебный кувшин Хомы и Суслика». Но в то время я не умела читать. Я попросила маму прочесть книжку. Книжка была с красочными картинками, поэтому её было очень интересно смотреть и представлять себе героев сказки. Когда мама прочла мне книгу, я стала просить, чтобы она прочла ещё раз. И так происходило много-много раз.
Вот я выросла и пошла в школу, мне очень хотелось научиться читать и прочесть самой эту чудесную книгу.
И вскоре я научилась читать. Я взяла книжку, села, открыла первую страницу и начала читать. Мне показалось очень удивительно, почему мне ничего не понятно, прочла ещё раз, но всё-таки ничего не поняла. Я расплакалась, побежала к маме и спросила:
- Почему мне ничего не понятно, ведь я умею читать?
- Потому что ты читаешь всё подряд. Поэтому тебе всё и непонятно, - спокойно ответила мама.
И мы пошли в комнату. Мама взяла книгу и посадила меня на коленки. Сказала мне:
- А теперь мы почитаем вместе.
Я открыла книжку и начала читать. И через несколько дней я прочла всю книгу с помощью мамы. Потом я прочла книжку сама от корки до корки. Мне так понравилось читать, что мне показалась эта книга в сто раз интересней, чем тогда, когда мне её читала мама.
Однажды я поехала отдыхать к своей тёте. Там я познакомилась с девочкой. Мы с ней подружились, она тоже любила читать.
Мы пошли к ней домой. Она показала свою домашнюю библиотеку. У неё были разные книги: сказки, рассказы, повести, стихи. Но больше всего моё внимание привлекла одна полка, на которой лежала коллекция книг Альберта Иванова. Одна из них «Приключения Хомы и Суслика».
Я не удержалась и попросила у неё, чтобы она дала мне почитать книги. И так я за несколько дней прочитала все 10 книг. Я не могла оторваться, когда читала. Настолько книги были интересные, захватывающие и волнующие, что я не отрывала глаз ни на одну минуту. Я целыми днями сидела и читала,
и только иногда выходила на улицу, чтобы поделиться с друзьями впечатлениями. но вот каникулы кончились, надо было ехать обратно домой, что так не хотелось сделать, но надо было.
Вот я выросла, сейчас мне уже 12 лет. Но я до сих пор помню свою подружку, те впечатления, которые произвели на меня книги. Те смешные истории,  которые происходили с моими любимыми сказочными героями: Хомой, Сусликом и его друзьями.
Я их всех помню очень хорошо. Хома – хомячок, он очень смешной и в то же время очень храбрый. Суслик – трусишка, но всегда приходит на помощь своему другу Хоме. Они всегда помогают слабым и беззащитным. Спасают от хищников и охотников. Их любят все, особенно я.
                Фазлетдинова Я.,11 лет.


Моя самая любимая книга детства о животных. Её написала писательница Люси Дэниельс. В книжке два рассказа: «Котята на кухне» и «Пони во дворе».
Эту книгу мне принесла мама, когда я лежала в больнице. Но мне не хотелось её читать, так как у меня были игрушки, с которыми я играла, пока была больна. Через несколько дней я всё же решила прочитать эти рассказы. Я читала по главе в день и наслаждалась этими моментами. Каждый день я ждала трёх часов дня, потому что именно в это время я читала истории. Мне хотелось плакать вместе с главной героиней. Я представляла себя в её роли. Мне хотелось, чтобы и со мной случилось то же самое. Если бы эта мечта сбылась, то и я поступила бы так же: кормила котят из бутылочки перед и после школы, гладила по маленьким головкам, дала бы имена, точно так же боролась бы за жизнь этих малышек, потому что школьная кошка родила прекрасных созданий не в домике, изготовленном специально для неё, а в кухне школьного сторожа. Он терпеть не может кошек, да ещё котята спят на его любимых рубашках.
Другая история ещё интереснее: о пони по имени Принц, попавшем к бесчувственной девчонке Сьюзен, которая и слышать не хотела, что Принцу требуется медицинская помощь. Ей нравилось только кататься на нём, а кормить, мыть и лечить должен был кто-то другой. Героиня знала об этом, но помочь не могла. А Сьюзен собиралась выступить с Принцем в местном конкурсе. Много было сложностей у главной героини. Этим и интересней история о пони по имени Принц.
Дочитав эту книгу, я пошла на выздоровление. Через неделю я была дома. Летом мне захотелось вновь прочитать эти истории. И снова я попала в этот дом, в комнату героини, вспомнила родителей девочки. Её мама и папа работали ветеринарами. Опять мне вспомнились школа и друзья маленького города.
Так я читала эту книгу пять раз и до сих пор хочу ещё раз прочитать «Котята на кухне» и «Пони во дворе». Но теперь нужно читать и другие книги, более серьёзные, хотя мне кажется, что нет книг серьёзней, чем о животных. С помощью именно таких книг дети начинают понимать, что животное может доставить столько радости и хлопот. Именно такие истории заставляют детей полюбить природу. Для меня открылся новый мир – мир животных и растений. Такие книги читать не только интересно, но и полезно. Ни один человек в мире не может перечислить по памяти всех животных, но если все будут читать хотя бы немного о животных, то вместе люди могут составить такой список, который с каждым годом будет пополняться новыми видами. По моему мнению книги о животных делают людей добрее, отзывчивее, лучше.
                Калинина И., 14 лет.


Где наша Саша? Этот вопрос часто можно было слышать в нашей квартире, когда я научилась читать. В это время я ещё ходила в детсад. Тогда я читала стихи К. Чуковского, С. Михалкова, А. Барто. А больше всего любила книгу Н. Носова «Фантазёры». И когда я слышала тот вопрос, с которого начала сочинение, то улыбалась. Я понимала, что это вопрос-шутка. Потому что все в доме: мама, папа, бабушка, дедушка – отлично знали, что я уже в который раз читаю «Фантазёров». Да что в детсаде? Я и сейчас очень люблю эту книгу. Когда нам задали домашнее сочинение, я разложила на столе книги Носова: «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Незнайки», «Фантазёры», «Незнайка на Луне» и выбрала всё-таки «Фантазёров».
Это сборник отдельных рассказов из жизни школьников, причём, в основном, учащихся младших классов. Чем же меня привлекает эта книга? Она рассказывает о школе, о детях, их родителях и учителях.
Учитель и ученик. Рассказ «Клякса». Если говорить современным языком, то на уроке произошёл «прикол». «Героем» хотел показаться Федя Рыбкин, посадив на лицо кляксы. Ребятам было смешно, но недолго. «Зинаида Ивановна надела на нос очки и с серьёзным видом осмотрела чёрные пятна на лице Феди, после чего сокрушённо покачала головой:
- Напрасно ты это сделал, напрасно. Видишь ли, тушь химическая, она разъедает кожу».
Мне кажется, что эта шутка послужила большим уроком в жизни Феди. Как пишет автор, «Федя даже разучился смеяться. Теперь смеётся только на переменах, да и то не всегда».
Книга интересна ещё и тем, что каждый рассказ учит чему-то конкретному.
Рассказ «Заплатка». Из него я сделала вывод, что дело, которое, казалось бы, под силу взрослому человеку, может выполнить и ребёнок. Бобка сумел не только порвать штаны, но и поставить на них заплатку.
Эти рассказы научили меня многому: не имея под рукой кулинарной книги, сварить кашу «по-носовски» («Мишкина каша»), если заблудился, не нужно паниковать («Метро»), нельзя делать уроки с включенным телевизором («Федина задача»), помогать старшим («И я помогаю»), и многому другому.
Я счастлива, что встретилась в детстве с такой замечательной  книгой.
                Евсикова С.,14 лет.


В детстве, как и многих детей, меня интересовали разные вопросы. Я была очень любопытным ребёнком. А так взрослые часто бывают заняты, то на многие вопросы мне помогали ответить книги. Самыми любимыми были книги о животных. Сколько я себя помню, я всегда интересовалась всем тем,
что движется и дышит: червячками, бабочками, птичками. Но самой большой любовью являются кошки. Ну просто не могу равнодушно пройти мимо этого лохматого чуда. Поэтому самыми любимыми книгами были книги о кошках.
Так случилось, что прочитанная в детстве книга Е. Чарушина «Тюпа, Томка и сорока» помогла выбрать имя моему домашнему любимцу. Когда я его увидела среди других котят, то очень удивилась, потому что рисунки котёнка в книге как будто были сделаны с этого котёнка. Такие же белые «носочки» на лапках, белый «галстук» на шейке и белая полосочка на ногах. Если бы не было этих светлых «островков» на его шерсти, то котёнок был бы похож на маленький чёрный уголёк. Я так была очарована этим пушистым комочком, что сразу же уговорила маму взять его. И споров по поводу имени у нас не возникло. Единодушно нового члена нашей семьи стали звать Тюпа. А сколько курьёзов было связано с этим выбором. Сначала знакомые удивлялись, какое странное имя у котёнка, и мы терпеливо объясняли им, что назвали его в честь главного персонажа книги Е. Чарушина «Тюпа, Томка и сорока». Но самое смешное было тогда, когда муж маминой подруги назвал нашего питомца Тюбиком. И был очень удивлён, в честь какой зубной пасты мы его так назвали. В отличие от своего прототипа, наш котик оказался  очень хорошим охотником. Несколько раз нам приходилось оказывать помощь птичкам, попавшим в его лапы. К несчастью, одну пернатую мы не смогли спасти, но не стали наказывать Тюпку, потому что инстинкт охотника за птицами в крови у кошек и ничего с этим не поделаешь.
Прошло время. Выросла я, мой котёнок превратился в красавца-кота, но до сих пор эта книга – самая любимая из всех, которые я прочитала в детстве. Как будто книжный Тюпка перескочил со страницы в мой мир и остался там навсегда.                Шиман А., 14 лет.

Сочинения учащихся 90-2000–ых годов.               
Учитель Людмила.


Рецензии