Приключения Говорящей Шапки

- Майор! Ты совсем мозги потерял? – такими словами встретил командир у себя в кабинете начальника бронетанковой службы полка.
Бодро вскинутая в воинском приветствии рука начальника БТ службы безвольно опустилась, и постоянно красные щеки начали еще больше багроветь.
 - Проверка уже в парке, а ты никак не раскачаешься! Почему до сих пор не получены зимние шлемофоны? Что мы предъявим комиссии из армии? Твою вечно красную рожу? – командир начал багроветь, заражаясь от цвета лица майора, и переходить на ненормативную лексику.
Майор и сам знал, что за отсутствие зимних шлемофонов ему дадут по собственному «шлемофону»….
Он начал лепетать:
 - Я еще два месяца говорил, что нам нужно получить шлемофоны на армейском складе, а зампотех никак не мог организовать доставку…
Зампотех, - это заместитель командира, и потому делать его крайним в глазах и умах подчиненных, было бы не этично. Именно об этом и сказал командир начальнику БТ службы… Хотя эти слова его не совмещались ни с этикой, ни с моралью, и даже не с нормами русского языка.
 - Лично езжай в командировку на склады, и чтобы через сутки весь полк гулял в зимних шлемофонах! – приказал командир.

Через сутки? До армейского склада примерно 200 км пути. И путь этот не по асфальтной дороге, а по грунтовке, испещренной холмами и оврагами, кое-где и серьезными горами и перевалами средней и северной Монголии.
В течении дня, собрав и подготовив колонну из пяти машин (старший машины и водитель обязательны), взяв для усиления себя лейтенанта, - начальник бронетанковой службы, мысленно перекрестившись, отправился в путь.
Ноябрьские морозы уже начали сковывать монгольскую степь, а на взгорках и холмах уже накатывало зимней стужей.

Колонна без приключений за сутки преодолела большую часть пути. К ночи взобрались на перевал уже на подъезде к армейским складам. Переночевали.
Дорога серпантином спускалась с перевала, затем катилась по прямой к монгольскому поселку. Там дорога упиралась в чашу монгольского стадиона, как на грех несправедливо выстроенного у подножия серпантина, и круто повернув направо, шла дальше к конечной цели поездки, - армейским складам. А на стадионе как раз утром начались очень малые, но монгольские олимпийские игры. При большом скоплении зрителей, участники игр скакали на своих маленьких лошадках и стреляли из луков.
Майор приказал проверить на машинах тормоза.
Спуск с перевала производили помашинно. Сначала одна машина скатывается с серпантина, затем следующая.
…Третья машина, вслед за первой и второй, благополучно прошли все повороты и свернули напрямую за стадионом… Четвертая машина, с ревом и перегазовкой, вдруг стала набирать скорость на спуске…
-Тормоза!!! Ручник!!! – орал майор, наблюдая как машина, набирая ход, несется вниз.
… Весь серпантин грузовик пролетел в считанные секунды. Прямая перед воротами стадиона только ускорила машину…
Повернуть направо у водителя уже не хватило ни сил, ни желания…
Сбив деревянную арку ворот стадиона, грузовик, бесшумно ревя двигателем, ворвался на праздник спорта и меткости.
… Майор вспоминал потом, что монголы выпрыгивали из чашки стадиона вместе с луками и лошадьми, как тараканы из банки, и тут же растекались по степям и окрестным юртам…
Машина, накрутив несколько десятков кругов по стадиону, наконец-то остановилась. Из нее вывалились, изрядно вспотевшие и истрепанные участием в шоу «автослалом», водитель и старший машины… Они даже не были рады тому, что оживили скучное спортивное мероприятие.

Проверили тормоза на машине. Все работает! Водитель тут же получил «физическую и моральную благодарность» от майора… Колонна пошла дальше, а конкур лошадей, луков, всадников и зрителей из чашки стадиона, наверное, включили в программу будущих спортивных соревнований… 

… На получение шлемофонов, погрузку огромных ящиков на машины, дозаправку бензином, привезенным с собой в бочках, перекус и прочее, - ушел почти весь короткий световой день.
Только к вечеру колонна была готова в обратный путь. Ехать в темноте, учитывая то, что монгольские ночи особо черны, как я уже писал в рассказе «Тиха монгольская ночь» - http://proza.ru/2024/01/04/1347, не рекомендовалось в приказном порядке командующим армией. Но тут майор вспомнил свирепо и красно лоснящиеся щеки командира, и сразу отмерял все семь бед за одно непослушание…
- Поедешь в тех замыкании в последней машине с бочками топлива. И смотри мне в оба! – строго приказал он лейтенанту.

В густой и непроглядной даже в свете фар тьме, машины двигались очень медленно… Так медленно, что смотрящего "в оба" лейтенанта (как и его водителя), через пару часов пути одолел короткий сон…
 - Не спать! – заорал лейтенант водителю, встрепенувшись ото сна на очередной кочке.
Спустя какое-то время он с ужасом понял, что впереди стало как-то мало фар. Десять раз пересчитав идущие впереди машины лейтенант, наконец, все понял: «Одной машины нет в колонне!». Приказал водителю сигналить фарами и звуковым сигналом, чтобы остановить колонну.
Сигнал был услышан, и колонна остановилась, окутанная тьмой и пылью монгольской степи.
… Майор пересчитал и, пощупав руками капоты каждой машины двадцать раз, тоже обнаружил недостачу.
 - Всем потушить фары! – отдал он команду. Залез на крышу кабины одной из машин и стал с тоской озирать окрестности.
 - Куда ты смотрел!  – лейтенанту и себе, сказал он.
 - Ведь должен же быть виден свет фар! Куда эти суки могли деться? Если сломались, должны были остановиться по дороге! – объяснял себе ситуацию майор.
А вокруг простиралась только чернота и безмолвность монгольских степей. И только вдалеке, на западе, на фоне неба, проглядывалась возвышающаяся громада гор Алтайского аймака.
Дорога, по которой ехали наши горемыки, проходила вдоль железнодорожной ветки, тянущейся с севера на юг через всю Монголию, а затем утекающая в столицу Китая. А вот к востоку и к западу от этой железнодорожной ветки и монгольского каменистого «автобана», простиралась бескрайняя и очень малолюдная степь…

 - Стоим до утра! Утром будем искать по следам машины! – приказал майор. Водители и старшие разбрелись по машинам и беспокойно уснули в кабинах, уткнувшись друг в друга.
Майор и лейтенант периодически вылезали на крыши своих машин, и кричали куда – то: «Эй! Эге-гей! Отзовись!»…
Наверное, они обращались или к Полярной звезде, или к  монгольскому богу Тенгри… Может к самой пустыне Гоби?..
Только ни звезды, ни Тенгри не отвечали… Лишь тарбаганы (монгольские сурки), иногда посмеиваясь отвечали своими писклявыми голосами: «Чиво? А нечиво!»… 

Расцвело. Проехали в обратном направлении километров 20. Следов нет. Запасы топлива уже на исходе. Майор принял решение возвращаться на плаху, - ехать в часть.
Приехал. Доложил командиру. Сразу получил очень много эпитетов, узнал, что думает командир о нем, о его шлемофонах, и его дальнейшей службе.
Пропажа машины, да еще и с людьми (не говоря о шлемофонах), - ЧП.
Доложили командующему. Что тут началось?!!..
Поисковые партии, все подняты по тревоге, задействованы три армейских вертолета!

… На третьи сутки поисков вертолетчики доложили:
 - Видим машину ЗИЛ-131! Движется со стороны гор в квадрате таком-то! –
Через несколько часов «потеряшки» вместе с машиной были уже в части. Живые и даже не обмороженные!
… Но к семи бедам, к ответу за которые готовился майор еще ночью в поездке, добавились еще… шестьдесят восемь!
Два ящика со шлемофонами в кузове вернувшейся машины оказались полупустыми. При подсчете оказалось, что шестьдесят восемь зимних шлемофонов пропали!
Начальник финансовой службы тут же быстро подсчитал, что майору, чтобы расплатиться за них, понадобится еще, как минимум, восемнадцать лет служить бесплатно. Там еще и коэффициент за пропажу пятикратный.

Водитель и сержант, - старший машины, рассказали.
… Как и когда они вырулили из колонны и помчались по степи к горам, никто из них не помнил. Заснули видно. Очнулись лишь, когда машину начало трясти на камнях предгорья.
Остановились. Кругом темно и страшно. Проехали в каком-то направлении еще несколько километров. Окончательно заблудились. Переночевали до утра. Утром обнаружили, что бензин в машине закончился. Ведь ночью, чтобы согреться, они постоянно сидели с включенным двигателем.
Мороз стал забирать уже последние остатки тепла, когда они заметили за одной из вершин легкий дымок…
 - Там есть жилище! – закричал один из них, и они побежали в сторону облачка дыма.
За горой, примерно в трех километрах от места их остановки, действительно оказалась монгольская деревушка – кочевье. Примерно двадцать юрт приютилось в одном из горный ущелий.

 - Спасены! – воскликнули «Робинзоны», и что есть ног, побежали к юртам.
В юртах было все! И тепло очага, и кумыс, и мотоциклы, которые так любят монголы наряду с основным средством передвижения,  - конями.
 - У них есть мотоциклы! Значит, - есть и бензин! Мы попросим у них бензина и узнаем, куда нам ехать! – воскликнул водитель.

Маленькое «лирическое» отступление.
Монголам деньги не нужны. Монголы предпочитают натуральный обмен. Когда я уезжал в Союз по замене, решил мебель не везти, распродать ее на месте…
Пришли монголы. Им понравились настенные книжные полки. Меняли они их на верблюжьи выделанные шкуры. Я сказал, что шкуры мне не нужны:
 - Отдам бесплатно!.. если только вы мне расскажете, куда вы будете их прибивать в юрте?...

Система натурального обмена, - бензин на что-то, включилась и здесь.
Что может предложить солдат срочной службы на обмен? И тут их озарило!.. 
- Шлемофоны! 
Бегом сбегали к машине, взломали один из ящиков, достали пару шлемофоном и пришли обратно в стойбище.
 - Вот! Шапка! – предложили они шлемофон одному из обладателей запасов бензина.
Монголы, будучи настоящими ценителями и любителями меховых изделий, - тут же высоко оценили эту меховую, покрытую черной тканью с выступами шапочку:
 - Десять литров бензина! – сказал покупатель, обозначив свою цену… - А это что? – он подергал шнур с разъемом, тянущийся от шлемофона.
И тут сержант сделал маркетинговый ход, сам еще не зная такого слова  - «маркетинг».
Он значимо произнес:
 - Эта шапка, - ГОВОРЯЩАЯ! Если эти фишки подключить к радио, то можно слушать музыку и говорить с кем-то!
С кем он будет говорить, и к какому радио подключать разъемы, старый пастух не понял. Но он точно уяснил, что это не просто теплая шапка, но еще и «ноу хау»… или «хау-ноу».
 Две ГОВОРЯЩИЕ ШАПКИ ушли по цене канистры бензина.

Вернулись к машине, вылили купленный бензин в бак… Но для возвращения в часть этого мало! Уже на машине приехали к стойбищу.
Торг продолжался до тех пор, пока бензобак не заполнился нужным для возвращения в часть количеством бензина.
Монголы, узнав про ГОВОРЯЩИЕ ШАПКИ, сразу стали делиться своими запасами топлива. И тут рыночные отношения опять проявили себя в зверином оскале. Одна ГОВОРЯЩАЯ ШАПКА в начале торгов стоила 10 литров бензина за штуку. По мере наполнения бензобака стоимость ее упала уже до трех литров за штуку….

Когда водитель со старшим рассказали майору об этой коммерческой сделке, - он потерял дар речи…
340 литров бензина стоили 68 ГОВОРЯЩИХ ШАПОК, или 18 лет бесплатной службы…

 - Нужно вернуть шлемофоны! – постановил майор.
С разрешения командира, майор, наполнив две 200-литровых бочки бензином, взяв с собой лейтенанта, причастного к недостаче, устремился в монгольское стойбище…

Они сразу нашли его.
Им предстала такая картина… Все жители стойбища, от древних старух и стариков, до 3-х летних монголят, ходили с гордостью в ГОВОРЯЩИХ ШАПКАХ!  Только овцы, лошади и верблюды стояли, обиженно понурив головы у юрт. Им не досталось ГОВОРЯЩИХ ШАПОК!
Опять в стойбище началась бойкая торговля.
Только теперь шлемофон уже шел по цене 60 литров бензина за штуку… Хотя стартовую цену майору назначили по 80 литров за шлемофон, ему удалось слезами и поцелуями верблюдов в уста, уговорить этих торгашей снизить цену. Майору пришлось еще раз «метнуться» в часть за бензином, чтобы вернуть все ГОВОРЯЩИЕ ШАПКИ.

Майор был на седьмом небе от счастья!
Удалось вернуть все шлемофоны. Правда, ценой стоимости бензина, которую у него вычли из жалования.
А то, что над тобой тихонько посмеиваются за спиной, и зовут «ГОВОРЯЩАЯ ШАПКА», - это пустяки!
Это ж не 18 лет служить бесплатно!!!


Рецензии