День за днем

 19 декабря 2022 года.

 Я решила начать повествование, описывая каждый день своей жизни. Сегодня праздник День святого Николая Чудотворца и День рождения моей подруги Евгении Хлюстовой. По телефону послала всем друзьям поздравления, а Жене с Днем рождения.Мы разговаривали с нею накануне и она рассказала, что Нину Андреевну, ее маму, похоронили достойно, были все близкие и друзья семьи. И она сообщила мне, что пришли мои книги, все три, согласно  заказа. Я печатаю их в компании “RIDERO” и даю Женин  адрес в Петрозаводске, так дешевле выходит. 

Имею неприятный опыт; когда я печаталась в журнале “Современник”, дала им свой финский адрес. Мало того, что за один экземпляр с доставкой,  я заплатила 30 тысяч рублей , еще  40 евро  за растаможку в Финляндии. Оказалось, печатное дело - очень дорогое удовольствие. Благо, я заработала русскую пенсию, и у меня есть возможность издавать и оплачивать мои книги этими деньгами. Да, были хорошие времена, когда мне за статьи в газете платили гонорар, а теперь, чтобы издать свои труды, я должна за все платить сама.

 Поговорили с Анной, дочерью,  по поводу встречи финского  Рождества. Мы, русские, живущие в Финляндии, празднуем все красные  даты календаря и по - русски, и по - фински. Праздник - это повод собраться вместе всем нашим большим семейством. Я предложила сварить холодец, благо давно задумала и все для него купила. Подарки уже всем приготовлены, хочется порадовать и маленьких, и больших.
С утра с Вейкко прогулялись на раздачу в Myllypuro, где три раза в неделю дают всем желающим кое - какие продукты из списанных в  магазинах. Сейчас получаем   очень мало, сегодня даже хлеба не было. Мы ходим, чтобы прогуляться, пообщаться с друзьями, а если что дадут получше, отнести Анне, их теперь пятеро.

 Себе мы практически ничего не оставляем. Правда, сейчас, когда с Вейкко начались проблемы,у него диагностировали Деменцию и Альцгеймер, он  многое забыл и каждый день неизвестно, чего  от него ждать. Теперь прошу Сергея, мужа Анны, чтобы он заезжал за продуктами. Вчера Вейкко потерял рюкзак, ходил кровь сдавать, а сегодня где - то оставил трость. В автобусе пытался пробить билет карточкой Кела. Нельзя одного оставлять ни на минуту. Моя хорошая знакомая, врач со стажем 60 лет, ей сейчас 85, сказала:

-Помни, у тебя есть “ большой  ребенок”- больной, и тебе надо заботиться о нем, а о внуках пусть думают родители. Береги себя, ты всем нужна здоровая.   Благодаря тебе  Вейкко живет семь  лет и при хорошем уходе и контроле с твоей стороны проживет еще  долго.

Да, я стараюсь по максимуму быть рядом с ним и это ему нравится. Раньше я посещала все кружки, мероприятия клуба “Чайка”, а теперь на целый день одного оставить не могу. Чтобы встретиться и пообщаться с друзьями и родными, я устроила празднование своего Юбилея.
Праздник удался, все гости получили эстетическое и гастрономическое удовольствие, попели от души, пообщались. А Оскар, режиссер программы сказал:

-Галина, ты своим юбилеем подняла такую высокую планку, что теперь все будут равняться на тебя.

Да, подготовка и сам праздник вымотали меня основательно, но это стоило того. Мои друзья и близкие подготовили много интересных  сюрпризов и поздравлений. Мне было приятно осознавать, что меня любят и уважают, что мои книги им интересны.

-Галина, ты пишешь хорошие книги и стихи и хорошо декламируешь, тебя интересно и  приятно слушать. А стихи ты читаешь просто здорово!- сказала моя хорошая знакомая Виктория Алатало,
 уходя с праздника.

Приятно  слушать, и это сказано не ради красного словца.Такому человеку, как Виктория, честному и правдивому, можно верить. Хотя тоже самое говорила и Нонна, мой личный критик, она все читала мои произведения и настоятельно просила  меня напечатать свои стихи:

- Они очень музыкальные, их надо отправлять композиторам, пусть они создадут песни - каждый раз при встрече говорила она. И благодаря Нонне я издала сборник стихов “Наша встреча не случайна”, куда вошли лучшие из стихов, написанных в разное время.
Сегодняшний день неприятно поразил новостями, что санкции Евросоюза коснулись и нас, живущих в Хельсинки. Русское телевидение, которое мы смотрели по Картине ТВ стало нам недоступно, и первые три канала, по которым мы смотрели наши любимые программы, закрыты. А Вейкко теперь смотрит только ТВ, хотя раньше у него было много разных хобби, но изменения, которые произошли после инсульта, навсегда закрыли для него многие вещи. Но я заметила, что когда  разгадываю кроссворды, и незаметно втягиваю его в процесс отгадывания, он очень неплохо помогает мне, видимо, не все еще потеряно. Хотя мне сказали, что у таких больных память о прошлых событиях хорошо  работает, а сегодняшние они могут забывать.

 В честь праздника напекла ему блинчиков и подала с морошковым вареньем к кофе, это наша традиция вот уже пятьдесят  лет. Он в восторге! .Последнее время он прибавил в весе и я редко его балую своей выпечкой. Включила ему кино “Синичка”, а сама занялась повествованием. В 19.00 он напомнил мне, что пора ужинать. Фаршированные перцы он съел с большим аппетитом, хотя раньше перец  в любом виде ему не нравился. Вечер закончился и он к 23.00. пошел спать. Я, убирая посуду после ужина, завершила свои хозяйские дела и тоже пошла спать. Выключая компьютер, я случайно бросила взгляд под стол в гостинной и вдруг увидела трость Вейкко, которую мы просто обыскались. Она лежала у самой стены и поэтому сразу ее и не заметишь. Я позвала его, чтобы показать нашу потерю.

-Да, я ее здесь видел вчера- сказал он мне спокойно.

-А почему ты ее не взял, а пошел со старой, что я тебе дала - спросила я его.

Он мне ничего не ответил.Забыл, что видел и зачем. Да, каждый  день добавляет немало загадок.
Спасибо, Господи, что день окончился без больших проблем.

20.12.22.

Утро я начинаю с зарядки, на нее  уходит 1,5 часа, поэтому я встаю рано, чтобы к семи часам сделать  завтрак и заодно приготовить обед.Пока Вейкко спит, он против зарядки, хотя в прошлом он работал тренером в ДЮСШ,  но мне не мешает ее делать.Если проснулся, то ждет, когда я закончу. Я делаю  горячий  завтрак и зову его.
Если нам не надо никуда идти, то мы, не торопясь, завтракаем и разговариваем о своих делах.

-Ты сегодня куда- то идешь? - по привычке спрашивает он.И когда тебя ждать?

У меня много всяких дел, да и трудно усидеть дома без дела. Вот сегодня мне надо сходить в отделение поликлиники  в центре города, чтобы забрать бюстгальтер, который мне положен, как перенесшей операцию на груди.Он стоит 160 евро, но город оплачивает эти расходы.Это  весьма приятно.

Приготовила на обед “Ежики в сливочном соусе”, а суп “Тыквенный” уже готов со вчерашнего. Пришла к выводу, что суп надо делать всегда, он быстрее насыщается и меньше съест другого, особенно сладкого. Слежу за правильным питанием его  и для себя.

С подругой Ниной Дубинской мы встретились в метро и поехали в поликлинику. Дорога сегодня безобразно скользкая и мы с трудом добрались до места. И оказалось,  приехали не туда.За два года у них произошло разделение: здесь осталась частная компания, а HUS переехала по другому адресу.Я пробовала дозвониться, но телефон не отвечал и мы решили поехать домой, у каждой были свои дела. Я пошла в магазин”Lidl”, здесь продукты дешевле и часто скидки. Хотя сейчас все подорожало от 30 до 50 %. Не собираясь набирать, я взяла то, что необходимо, и тележка заполнилась доверху, что я еле втащила ее в автобус.

 Да, теперь на Вейкко не приходится рассчитывать, приходится работать за двоих. Сколько раз ругала себя, чтобы не брала сразу все, что необходимо, а лучше несколько раз сходить в магазин и брать понемногу. Но по таким скользким  дорогам  лишний раз из дома не выйдешь.Тем более, что вчера я упала и нога теперь болит. А случилось нечто странное: утром мы с Вейкко, когда пришли в метро, надо было на эскалаторе спуститься  к поезду. Я, как обычно, встала на эскалатор и  поехала вниз. И оглянулась наверх,где должен быть Вейкко, а его  не увидела. Эскалатор закончился и я буквально свалилась с него. Это было так неожиданно, что я не сразу поняла, почему лежу: моя шляпа отлетела в одну сторону, тележка в другую. Вижу молодого человека, который ехал за мной, я протянула без слов ему руку, прося о помощи.Он взял меня за руку, но поднять не смог. На помощь ему поспешили две женщины, что  оказались рядом-так с большим трудом они подняли меня и я поблагодарила их, говоря по- фински:

- Kiitos! Minula polvi  on kipi!

 Они сочувствующими  взглядами проводили меня на поезд. И тут я вижу - Вейкко, выходящего из лифта. Видимо, испугавшись эскалатора, он пошел на лифт, ничего мне не сказав. И когда я с претензией, что из- за него я упала, он сказал мне:

-А при чем здесь я? - и посмотрел на меня удивленно.

Да, раньше он был другим, внимательным, готовым служить мне, как добрый рыцарь,  беспрекословно.Теперь я его часто не понимаю, такое впечатление, что из его памяти исчезли все прежние навыки джентльменского поведения, за что я его и полюбила. Нонна сказала мне:

-Галя, ты не переживай из- за этого, принимай его таким, каким он стал.И помни, он не притворяется, он болен. Но Слава Богу, что  после пяти инсультов он еще двигается и обслуживает себя. Дальше будет хуже, надо быть к этому готовой. Ты справишься, будь с ним рядом всегда и он еще долго проживет.Он очень хороший человек и ему повезло с тобой. Вы вместе почти  50 лет! И это здорово!

Когда я пришла  из магазина,  меня  приятно порадовало, что Вейкко справился, сам разогрел себе суп в микроволновке и не спалил, как обычно, пластиковой посуды.Он много раз пытался включить конфорку, чтобы подогреть еду, и всегда дальнюю, где у меня в силу того, что нет кухни, как таковой, стоит бутылка с маслом и моющее средство.  И представьте себе картину: все в дыму, пахнет смесью масла и моющего средства и на электроплите вся эта смесь горит и плавится. Дважды уже приезжали пожарные. Моя попытка дозвониться до HUS не была бесполезной. Когда я ехала в автобусе, мне позвонили оттуда.Оказалось, что они, как в поликлинике, записывают все звонки и потом перезванивают.
Я договорилась на завтра на 13 часов  дня.Осталось выяснить, как добраться туда. Я позвонила дочери Эйле, которая обещала посмотреть маршрут, как туда добраться. Она в последнее время наше с папой доверенное лицо, которое решает все вопросы, связанные с врачами.

  Позвонила Нонна и рассказала, как она ездила сегодня в Консульство, чтобы взять справку для пенсионного фонда, что она жива. Туда она  спокойно доехала на такси, и обратно собиралась сделать тоже самое, но вдруг обнаружила, что телефон оставила дома, а проездной не взяла с собой. И пришлось ей добираться до дома пешком по ужасно  скользкой дороге.Женщине восемьдесят пять  лет и недавно она перенесла операцию на сонной артерии. Два километра до дома она шла  полтора часа! Героическая женщина! Я ею просто восхищаюсь! Мы с нею стали, как лучшие подруги, и она каждый день звонит мне, а если долго не звонит, то я звоню ей.

     На ужин я приготовила гречневую кашу и дала Вейкко с ежиками и сливочным соусом. Ему очень понравилось. Мы вместе посмотрели фильм “Березовая роща” и в 21.00 час он пошел спать.Странно. Он сегодня не был на улице, не захотел, а я не стала его напрягать, на улице скользко и небезопасно.

  Я же спокойно продолжила свое повествование.Время от времени я просматриваю смс на телефоне и вдруг увидела фото нашего трехмесячного внука, его сделала дочь Анна. Именно сегодня ему 3 месяца, а я забыла об этом. Но поспешила поздравить их с этой датой. Да, в заботе о Вейкко я упускаю какие - то важные моменты из жизни детей и внуков. Надо внимательнее быть в будущем. День завершен, пора спать.

21.12.2022.

Ночь я спала плохо, три раза вставала в туалет. Не раз пожалела о том, что на ужин ела гречневую кашу с молоком, а молоко,как известно,  хорошее мочегонное. Встала в половине шестого, сварила кофе, накрыла стол к завтраку, выпила стакан теплой воды и начала зарядку. Я с трудом стала  ее делать, но хвала привычкам, которые заставляют тебя делать то, что порой очень не хочется.
В семь часов пригласила Вейкко на завтрак. Он выпил чашку кофе с двумя бутербродами и йогурт, а затем таблетки. Я предложила ему почистить зубы и побриться; ему в последнее время надо напоминать об этом, он забывает. Правда, ему это не нравится, он злится.Но все более или менее утряслось, мы собрались и поехали на раздачу. Это уже обязательный ритуал, туда мы ходим,как на работу.

Выйдя из метро, мы встретили Виктора, друга Вейкко, который по средам приходит, чтобы пообщаться с нами. Он с нами встает  в очередь, получает продукты и отдает нам,по его словам,  им с Аллой ничего не надо. А мы передаем детям. Вот такой круговорот в природе. Я попросила мужчин подождать и пошла в поликлинику насчет рюкзака Вейкко, который он потерял в пятницу. И оказалась права, рюкзак был в кабинете №1, где хранят оставленные вещи. Чудо! Но в Финляндии, если ты помнишь, где потерял вещь, можешь рассчитывать на то,что  ты ее найдешь.
Вейкко очень радовался встрече со старым рюкзаком, как со старым знакомым.

К 13.00.часам мне нужно было поехать по новому адресу за бюстгальтером. Дочь мне скинула маршрут и я решила позвонить Нине; она же  сказала, что чувствует себя плохо и не сможет пойти со мной.

-А вообще,тебе нечего ходить по такой скользкой  дороге. Позвони зятю Сергею, чтобы он тебя отвез-сказала она.

 Я  так и сделала. Сергей сразу согласился и без пятнадцати тринадцать мы были на месте.Всего десять минут хватило, чтобы решить мой вопрос.Получив товар, мы вернулись домой, и я передала Сергею пакеты с продуктами, которые мы с Вейкко принесли с раздачи.
Перед выходом из дома я подогрела обед для Вейкко и  порадовалась, что он спокойно пообедал без меня, сам включил ТВ и сидит смотрит кино. Даже порой  не верится, что передо мной больной человек.

Обедать я что- то не захотела и села писать повесть.Со вчерашнего дня осталось немного блинного теста и я к кофе, он у нас в 16.00., сделала нам с Вейкко по блинчику с сыром внутри, свернув их пополам.Получилось достаточно вкусно. А на ужин ему я подала котлету с овощами, а себе приготовила творог. Я теперь его покупаю в турецком магазине, тот же литовский творог, но в два раза дешевле, чем в русском магазине “Калинка” и в эстонских. Правда, себе позволяю его один раз в неделю, хотя раньше любила, а теперь от него изжога.

Полгода я занималась у Андрея Никифорова на курсе “Стройность и здоровье”, изучала принципы стройности  правила питания.  Курс мне понравился, но он несколько сковывал мою свободу, требуя выполнения  домашних заданий ежедневно до 24 часов.Да и стоил немало, а я сейчас печатаю свои книги и деньги мне нужны для этого. Я люблю учиться и каждый раз покупаю себе что - нибудь новое: курс или книгу на Литрес.Мне очень понравилась Татьяна Мужицкая и ее книги:” Брать, давать и наслаждаться”, “Роман с самим собой”, “ Все льзя” и Ольга Приманченко “К себе нежно”, я даже сделала конспекты их и иногда просматриваю заново. Студенческая привычка читать и записывать, как дважды читать, помогает лучше усваивать содержание.

 Сейчас я изучила две книги Александра Шишонина о здоровье и следую его рекомендациям в питании и использую его комплекс упражнений для шеи. Вообще, сейчас странное время. Здесь в Финляндии лечат своеобразно.Пока ты не начнешь отдавать концы и не вызовешь 112,  никто тебе не поможет.У меня после Юбилея весь месяц повышенное давление за 180/90. Нонна попросила дать ей слово, что я  схожу к врачу в поликлинику, чтобы мне поменяли лекарства, раз эти не срабатывают. И я на другой же  день  пошла и заказала номерок к врачу русскоговорящему. Моего врача нет, опять куда -то уехал и когда будет, никто не знает…И когда я зашла в кабинет, врач мне сказал  неприветливо:

-Зачем вы пришли ко мне? Ведь у вас есть свой врач, вот и шли бы к нему.

-Мне нужна помощь, а моего врача нет, и я пришла по номеру, а не сама по себе. - сказала я. Но мне тон врача очень не понравился.

-И что с вами случилось? Давление 180/90 - не критичное. Добавьте еще по  одной  таблетке Лозартана и  Амлодипина. Проверяйте давление утром и вечером.

-И это все, что вы можете сказать? У меня страшно болит шея и я думаю все проблемы от нее. Предложите что - нибудь, что мне поможет избавиться от боли.- с некоторым вызовом сказала я.

-Ничего я вам не могу предложить кроме таблеток - в тон мне ответил врач. Найдите себе массажиста, ведь в вашей русской диаспоре, наверняка, есть хорошие массажисты.

-Да, мне придется, наверное, ехать в Россию, раз здесь лечить никто не хочет- сказала я.

-Я не думаю, что там вам предложат что - то другое, схема лечения у всех врачей одна, возразил мне врач.

-Но отношение к больным другое! - жестко сказала  я. Спасибо за помощь -  и пошла на выход.

Мне очень не понравилось поведение врача, несколько  хамоватое, оставило в душе  осадок. Я позвонила Нонне и рассказала про прием. Она, врач со стажем, пришла в негодование за  такое поведение своего  коллеги. Но позже она сказала:

-Если забыть о его поведении, то он сказал все правильно. Действительно, у всех врачей схема лечения гипертоников одна. Тут нечего предложить другого. Твой врач правильно подобрал для тебя лекарства. А этот  хам предложил тебе то, что я бы тебе сама  рекомендовала. Прибавь одну таблетку Лозартана и посмотри. Давление должно пойти на снижение. А главная рекомендация -береги себя, постарайся не нервничать и думай больше о себе, а не о других. Ты всем нужна здоровая! Помни об этом!

Я еще раз убедилась в ее профессионализме и поняла, как мне с нею повезло. Мое здоровье под ее контролем, да и не только мое, а и Вейкко. Она как- будто насквозь видит меня, и когда у меня появляется проблема со здоровьем, она тут же  звонит и спрашивает:

- Что случилось, рассказывай!

Сегодня перед Рождеством я посоветовала Вейкко постирать белье и он спокойно согласился, что меня немало порадовало. Иногда мне кажется, что передо мной прежний Вейкко и так хочется верить в это. Спросил меня:

-Когда и куда пойдем на Рождество?

-В субботу собираемся все у Анны дома. Я обещала сварить холодец, вот  этим и займусь сегодня.А ты иди постирай  белье, я уже собрала - ответила я.
Так благополучно я четыре часа варила холодец, а потом еще час доводила его до ума. Получилось три формы по 2 литра, думаю на всю большую семью хватит. А Вейкко самостоятельно ходил в постирочную  и через три часа принес чистое белье домой.

На ужин я приготовила молочную рисовую кашу с корицей и вареньем, то, что финны едят на Рождество.Вейкко каша понравилась, и он поблагодарил меня, как это бывало раньше. А потом я села работать за компьютер, а ему включила фильм с Томом Крузом “Миссия выполнима. Последствия”
Вот и день завершился.

23.12.2022.

Опять сегодня спала плохо, болела правая нога от бедра до стопы. Это похоже последствия моего падения накануне. Лишь в половине пятого утра  решила  встать и намазать ногу гелем с диклофенаком. Боль в ноге потихоньку стала затихать, но спать я уже не хотела.Первым делом посмотрела, застыл ли холодец, я его вчера убрала на балкон, а на улице  плюс четыре.Но холодец - молодец! Застыл, как и положено. Достала куриное мясо и поставила вариться, решила приготовить французский луковый суп, мы его любим, он прост в приготовлении и много времени не занимает. Пока варится бульон, выпила стакан теплой воды и стала делать зарядку.К семи часам приготовила на завтрак кабачки с ветчиной, помидорами и сыром, заварила кофе, сделала тосты и пригласила Вейкко на завтрак.

-Какой сегодня день недели? И куда мы пойдем?-спросил меня Вейкко.

-Сегодня пятница и мы с тобой идем на раздачу, а  также сегодня сауна и я до нее  тебя должна постричь - ответила я на его вопросы.
 
Позавтракав и сделав все свои утренние дела,  я сварила суп и  мы отправились на раздачу.Сегодня я посадила Вейкко в лифт, а сама спустилась на эскалаторе.Народу здесь было немного и через десять минут мы уже пошли обратно.На станции ко мне подошла Мякинен Люба:

-Галина, скажи, завтра точно не будет встречи с президентом? Наши бабушки собираются.

-Люба, я же тебе написала в СМС, что все отменили из- за гриппа.- отвечала я.

-А мне другие сказали, что будет. Мне надо, у меня сейчас гостит родня, семья большая.-

просящим голосом сказала она, как- будто я решаю такие вопросы.

-Люба, извини, но если ты не поверила моим словам, иди завтра   туда, проверь- строго сказала я. Мне не понравился наш разговор. В душе остался осадок. Странные люди!

Придя домой, мы попили чаю и я стала стричь Вейкко. За сорок девять  лет совместной жизни он пару раз лишь был в парикмахерской. Я всех своих братьев стригла и маму, когда мы жили в Сегеже, моем родном городе. Кстати, мои дочери  тоже стригут своих мужчин  и больших и маленьких. Это хорошая экономия для семьи. Мне нравится  Вейкко после стрижки, помолодевший, довольный.

На обед суп я приготовила с утра, но решила  еще сделать мясо по- карельски в мультиварке, чтобы ужин был готов и после сауны об этом не думать. Пять лет назад по моему заказу Вейкко привез мультиварку из Петрозаводска. А в этом году я решила ее поменять. Моя приятельница привезла мне новую  из Выборга, правда, оговорив одно условие, что я ей заплачу за заказ не рублями, а евро по курсу. Мне это не понравилось, но я тоже хороша, терпения ни на грош,  ведь  могла бы подождать, когда сама поеду в Россию, но мне не терпелось купить ее. Я привыкла готовить в ней, это просто здорово.

 И действительно, через месяц мы с Ниной, моей подругой поехали в Выборг. Мне нужно было купить аппарат для измерения давления, Вейкко старый  уронил и он перестал показывать. Теперь из России ничего из продуктов нельзя везти, кроме сладостей. Мы с Ниной за четыре  часа, что у нас были, прошлись по главным маршрутам: Сбербанк, Аптека, Кафе “Глория” и магазины “Нужно” и “Перекресток”, как посоветовала мне Надежда Линдвалл. Выборг- ее родной город, в котором она знает все.

 Мы с Ниной в сбербанке обменяли рубли на евро, т.к. русскую карту “Виза” в Финляндии заблокировали и пользоваться ею нельзя. А цены растут, быстрее, чем хотелось бы, ползут  вверх, и нашей пенсии финской едва  хватает только, чтобы  рассчитаться по счетам: за свет, квартиру, сауну, страховку. За продуктами мы ходим на раздачу. Нам поэтому очень нужна русская пенсия, чтобы иметь возможность что - то купить для себя, для дома или куда- нибудь съездить, например в Выборг или Стокгольм. В сбербанке можно обменять только 50 тысяч рублей; со своего счета ты снимаешь  эту сумму, а в другом окне тебе эти деньги меняют на евро.Все просто, без очередей и ажиотажа.

Рядом находилась Аптека, в которой мы провели большую часть времени из- за меня: я покупала много лекарств и потом при мне проверяли аппарат для измерения давления.Затем пошли в магазин “Нужно”, где можно по весьма приемлемым ценам купить  необходимые вещи: носки, нижнее белье,домашнюю обувь, головные уборы, сувениры, игрушки.Приобретя все, на что упал взгляд, мы пошли в кафе “Глория” пообедать, а главное сходить в туалет. В маленьких городах это большая проблема. В кафе мы заказали борщ и были приятно удивлены: нам подали его в горшочках, рядом на подносе кусок хлеба, поверх которого положен кусочек  сала и в маленькой плошке сметана.Сам борщ был таким вкусным, что мы получили настоящее удовольствие от встречи с хорошей пищей. Да, Родина порадовала нас обедом! В магазине на рынке мне понравился молодежный костюм  и я надумала купить его внуку Максиму. Он большой молодец,  помогал мне с печатью  моих книг. Одиннадцать лет они  вместе с матерью жили с нами  в частном доме, Максим вырос  с нами. И когда мне нужна его помощь по компьютеру  или что- то с телефоном, он всегда приходит на помощь.В целом,  поездка в Выборг нам понравилась, она , как глоток свежего воздуха с Родины.Мы раньше много путешествовали, а из- за пандемии все пошло не так и теперь мир, словно перевернулся. И не всегда желания свои можно реализовать.

Воспоминания захлестнули…
Обед Вейкко очень понравился: луковый французский суп с сыром и тушеное мясо по- карельски с картофелем! Завершив обед, он подошел ко мне со спины, я сидела в кресле- качалке, обнял и сказал с чувством:

-Огромное спасибо за обед, я сыт и доволен, как никогда!

 Эти слова меня порадовали и напомнили о прежнем Вейкко.
После кофе мы пошли в сауну. Вейкко приходится помогать мыться и одеваться, сам не справляется.Одежду надевает не глядя, на левую сторону или задом наперед и не видит разницы. Париться мало и неохотно, а раньше был заядлым парильщиком. Многое изменилось теперь и не в лучшую сторону: если он чего - то не хочет, то его трудно уговорить это сделать.

На ужин я подала тушеные овощи:цветная капуста, брокколи, морковь и зелень. В глубокой сковороде типа WOK под крышкой  они готовятся всего за 5 минут.Добавляешь соль, перец по вкусу и кусочек сливочного масла. Все супер! Вкусно и полезно!

Для Вейкко я  включила кино “Любовь с закрытыми глазами”, это фильм мы не видели и с интересом начали смотреть, хотя я не собиралась.  В том, что закрыли наши русские каналы, я вижу и большой плюс: Вейкко теперь не смотрит без конца новости про войну на Украине и спать стал ложиться до 23.00.Отсюда и давление у него нормализовалось.

24.12.2022.

Сегодня мы идем в гости к Анне встречать финское Рождество! Там мы собираемся все три семьи.Стол готовим совместными усилиями. Нас двенадцать человек!  С утра, сделав зарядку, я приготовила завтрак и позвала Вейкко.Захотелось вспомнить студенчество, там  в столовой “Яйцо под майонезом” было в числе любимых блюд на завтрак.
И Вейкко эта идея понравилась. Поставила в мультиварку вариться свеклу, я обычно из нее делаю салат. Натираю свеклу, добавляю чеснок, вяленую клюкву и молотые  орехи. Заправляю  майонезом или сметаной.Я  делаю  салат на любой праздник и мои дочери его очень любят.
Затем попросила Вейкко сделать мне педикюр и он с трудом, но сделал.Раньше это было в порядке вещей, а сейчас по настроению.

Я попросила Вейкко мне помочь очистить свеклу и натереть для салата, а также подготовить чеснок. А сама стала нарезать красную рыбу и залила кипятком клюкву, чтобы стала мягче.
Сделав салат, занялась подарками. Я заранее купила их и теперь надо только разложить и подписать открытки. Десять подарков! Думаю, все  будут довольны.Получать подарки всегда приятно, если думали о тебе его выбирая.Ну, вот все готово! Сложили все подарки в большую  сумку из Lidl,  как раз все поместились.

-А мне какую рубашку надеть?- спросил Вейкко. И когда мы поедем?

-В половине третьего за нами приедет Семен и отвезет к Анне.У нас все готово, осталось холодец положить перед выходом- ответила я.

Надо заметить, что мы с Вейкко всегда вместе  готовились к встрече с гостями, он занимался уборкой квартиры, а я готовкой и накрывала стол.И также, если мы готовились в гости и я что- то готовила, он всегда был рядом и помогал мне.
 Я села работать за компьютер, а он лег полежать, и заснул.У него сложилась хорошая привычка: после еды ложится отдыхать, дневной сон. Ждем зятя.

И вот Эйла сообщает, что Семен едет за нами. Прекрасно! Мы оделись, взяли свои сумки с продуктами и подарками и вышли на крыльцо. Семен взял наши сумки, а потом помог  Вейкко сесть в машину и мы поехали, благо недалеко  до Анны. Здесь уже ждали только нас. Как все же приятны эти встречи! Мы с моего Юбилея не виделись со многими. Я достала то, что приготовила к столу: салат из свеклы, холодец, красную рыбу, перец консервированный, и маринованный сладкий красный лук. Подарки решили вручать перед подачей   кофе. Эйла приготовила овощной суп- пюре, салат из свежих овощей и любимые всеми “Грызлики”(лаваш с разными начинками); Семен сделал  традиционно свиные  ребрышки на гриле, он в этом деле мастер; Анна подала к столу запеченный картофель в фольге, салат из свеклы с сыром с плесенью, орехами и запеченную курицу.Это не говоря про сладкий стол.Будто скатерть- самобранка все это принесла! Здорово, что наши дочери умеют готовить не хуже меня, это наш семейный талант от моего отца.

Четыре часа пролетели как- то незаметно.Начали наше застолье в 16.00, и как раз проснулся самый маленький наш внук трехмесячный Елисей, как бы говоря, а почему начали без меня. Он здорово за это время подрос, уже чувствуется, что растет настоящий мужичок. Его взял на руки Максим, старший сын Анны. Я спросила у Максима:

-Как Елисей ведет себя? Лучше, чем Мелисса?

-Да, он более спокоен и не так привязан к матери, может обходиться без нее, если накормлен. Может быть с кем угодно. Мелисса не дает матери и шагу ступить, все время требует внимания.

-Да, но думаю, что со временем, когда Елисей подрастет и ей будет с кем играть,это связь несколько ослабнет - сказала я.

Я обратила внимание, что Максим выглядит усталым и спросила его об этом.

-Я рано встал и уже с утра здесь занимался с матерью подготовкой стола и нянчился с детьми.- ответил спокойно Максим.

-Я хотела бы, чтобы ты посмотрел мой телефон, после Стокгольма что- то стал глючить. И мне пишут, что карта памяти переполнена, надо почистить, а я не знаю, как это сделать.- попросила я Максима.

Он взял мой телефон и, пока мы разговаривали с Эйлой, сделал все, что можно.И подошел объяснить, как быть с ним дальше. Молодец!

Вообще, все наши пацаны продвинутые, прекрасно разбираются в технике, но Максим - лучший.

Перед чаем решили начать вручение подарков.Начали с нас с Вейкко. Я доставала из большой сумки пакеты с  подписанными новогодними открытками, чтобы не перепутать подарки.Всем все понравилось. Затем Эйла вручила от своей семьи. И в заключение Анна. Каждый гость получил по три подарка.Здорово! И это были полезные и приятные вещи для каждого.

Анна с Эйлой приготовили стол  для чая: здесь чего только не было: и пирог с ягодами, наш любимый, торт”Тирамису”, который делал Максим под руководством Анны, шоколадные пряники с начинкой, фруктовые рулетики плюс конфеты  с ромом для взрослых. Анна сделала их сама. Желейные конфеты для детей.Все наши  мужчины- жуткие сладкоежки! Вот уж им было раздолье!  Зная их слабое место, я каждому в подарок добавила по большой фазеровской  шоколадке.

 Все непринужденно общались, играли с детьми Мелиссой и Елисеем. И смотрели шоу с Андреем Малаховым” Песни от всей души”.Елисей, которому уже три месяца,  действительно, идет к любому, гулит и улыбается, как- будто все понимает. Расставаться было неохота, но у Онни разболелась голова и Эйла засобирались домой, а Сергей сказал, что он отвезет нас домой. И все разом засобирались.На прощанье обнялись и еще раз поздравили друг друга  с Рождеством.


25.12.2022.

Сегодня финское Рождество. Но я по привычке встала в 5.30. и занялась зарядкой.В 7.00. пригласила Вейкко на завтрак. Просмотрела СМС , поздравила друзей, живущих в Хельсинки с Рождеством. Позвонила подруге Нине Дубинской.Договорились пойти прогуляться до торгового центра в Итакескус, ей хочется поменять компьютер, а там хорошая рождественская скидка 150 евро, грех этим не воспользоваться.Удивительное дело, все магазины закрыты кроме Ситимаркета, мы походили по магазину, не нашли ничего интересного, но три часа пролетело. Позвонила Вейкко, что скоро буду. Вейкко без меня обедать не стал, зато чаю попил с фруктовыми рулетиками, что Анна вчера дала нам с собой и съел все, хотя их было немало, и мне не оставил даже попробовать. Кстати, за ним я теперь замечаю, что он теперь никогда ничего не оставляет из еды для меня.

Я разогрела суп и пригласила его обедать. Он с удовольствием пообедал. Я заварила кофе и мы выпили по чашке с пряниками. И я занялась рыбой, которую купила у турков на площади в Итакескусе в магазине METRO. Я часто покупаю Скумбрию у них. Часть я приготовила на ужин, припустив ее с луком и специями, а большую часть филе я солю. Люблю это делать с детства, как научил мой отец, он был по профессии поваром, хотя работал строителем.

На ужин я подала рыбу с макаронами. Я теперь очень редко их готовлю и  то только твердых сортов.
Я включила  канал НТВ по компьютеру и мы посмотрели новости, а после них  шоу Суперстар, полуфинал. Три часа праздника! Нам понравилось выступление суперстаров, все выступали на таком высоком уровне! Это лишь дополнило сегодняшний  праздничный день.Он получился просто замечательным!



26.12.2022.

Сегодня в Финляндии тоже выходной, продолжение Рождества.Я встала позже, чем обычно, в 6 утра, пока сделала зарядку, на завтрак Вейкко пригласила уже к 8 часам. Приготовила кабачки с ветчиной и яйцом.
Затем мы измерили давление, выпили таблетки и Вейкко сделал мне массаж правой ноги, которая все еще болит. До 10.00. мы пообщались, благо некуда спешить сегодня.
И я попросила Вейкко помочь делать пельмени.Тесто и фарш я приготовила заранее.И до 12.00. мы наделали 70 штук. Я сварила их на обед. Да, свои пельмени с покупными ни в какое сравнение не идут. Класс! Мы с большим удовольствием поели. Лишь через два часа я разогрела для Вейкко суп, сама же отказалась,т.к. была сыта.После кофе мы пошли прогуляться. Вейкко с большим трудом согласился. Полтора часа мы все  же гулями. Погода морозная, снег  хрустит под ногами, небо чистое.Сплошное удовольствие!
По пути зашли в магазин Supermarket в нашем торговом центре Saari и я была приятно удивлена, что все шоколадные конфеты подешевели на 50%, и я взяла 2 коробочки Geisha, ведь впереди еще встреча Нового года.

На ужин я быстро приготовила кабачки с яйцом. И мы стали смотреть След по 5 каналу. Я, правда, звонила своим подругам, писала повесть, разговаривала с Анной. Вейкко внимательно следил за событиями, что разворачивались в фильме. В 23.00. он пошел спать и я тоже.Спасибо, Господи, за этот день.


27.12.2022.

Проснулась без пятнадцати шесть, проспала 6 часов и ни разу за ночь не вставала. Здорово! Прогулка пошла на пользу. До 7.30. делала зарядку, а потом приготовила на завтрак кофе и сварила кашу -  овсянка плюс рис. Очень вкусно! Я последнее время покупаю смеси из разных круп. Нам нравится овсянка с гречкой.Сегодня бутерброды не потребовались, наелись без них. Убрав посуду, я начала готовить Тыквенный суп. Мы его едим  раз в неделю.
Девчонки наши тоже часто его готовят.
А затем села за повесть.За окном метель метет, света белого не видно, похоже прогулка отменяется.А Вейкко лег отдыхать.

В 12.30. он изъявил желание пообедать. Я налила суп с гренками и подала холодец. Сейчас  на улице минус 3 и на балконе можно все хранить и холодец в том числе.
Надо заметить, что холодец действительно удался.А с горчицей просто супер!
Вейкко стал смотреть фильм “Условный мент - 3. Товарищи по оружию” Я же решила заняться наведением порядка в гардеробной. За час успела все разложить на полках: постельное белье, полотенца, занавески, скатерти.Достала новогодние скатерти, пора сделать праздничное убранство комнаты.Теперь надо пропылесосить квартиру, попросила это сделать Вейкко, раньше это была его обязанность.Он вроде начал, но за ним пришлось переделывать.Но, главное, не отказался  сделать.Общими усилиями мы сделали уборку квартиры. Я намыла печь.
Можно немного отдохнуть. Поставила стирать кухонные полотенца с помощью ультразвуковой машинки. Хорошая вещь, просто незаменима в быту.Теперь можно почитать.
Прочитала почти на одном дыхании книгу Николя Барро “Любовные письма с Монмартра”.Он впервые напечатан на русском языке.Я взяла книгу на Литрес в библиотеке.Книга мне очень понравилась.Теперь хочу другую его книгу”Париж- всегда хорошая идея”, но ее пока нет в библиотеке.Придется подождать.


Рецензии