Гл. 3. Пейзаж с предчувствиями

                Она часто оборачивалась. Явно кого-то ожидала. Но никто не появлялся.
                И вот двери электрички захлопнулись; медленно, а потом все быстрей и быстрей побежали деревья, мелькнули дома…
                Она сняла плащ и успокоилась.
                Воздух наполнялся заполуденными невидимыми искрами сна. Стояла тишина, обрамляемая лишь картавыми звуками железа из-под вагона. Клонило ко сну.
                Он не обратил бы на Нее никакого внимания, если бы случайно не глянул на маленькие руки, «книжкой» сложенные вместе. Он попробовал смотреть лишь в окно, но глаза снова возвращались в ту же точку.
                Суровые следы каждодневных деревенских трудов испортили красивые ладони. Бесцветная патина уже пригасила на Ее лице лоск («Где же ты, услужливый городской волшебник, макияж?» — подумал Он), но за выступающими округлостями вязаного платья угадывалось гибкое, еще полное молодых сил тело.
                Задеть Ее каким-нибудь вопросом? Неожиданно. И чем смешней, тем лучше. Или…
                Но Его встретила такая неприступность, будто рядом сидела статуя Матери-Родины. Он был совершенно пустым местом для соседки. Спрашивать расхотелось. Зря и подсел…
                «Почему она задается? — заскучал Он. — Тоже мне, Мона Лиза из Простоквашино!».
                Поверх темных деревьев брызнул горячий луч, и оконное стекло, на миг превратившись в зеркало, бросило в вагон Его дачный портрет-отражение.
                Ах, вот оно что. Оплошал. Можно было догадаться и раньше. Обыкновенная провинциальная нелюбовь к дачникам? Или — вообще к мужчинам?
                Осмелев, Он спросил:
                — Простите, один вопрос. С какой стороны дома находится завалинка?
                Уж теперь-то Она должна заговорить.
                Из скрытого репродуктора неожиданно раздалось Брюсовское:

                "Ищу в себе томительную дрожь,
                Роптание живительных предчувствий…"

                И тут же смолкло.
                Соседка закрыла глаза и ответила тоном престарелой учительницы:
                — Не валяйте дурака. Вы ведь сами из деревни.
                Обидно. Считает за черную кость или за перекати-поле. Вот откуда гонор и непроницаемость. А какая разница? Он сбежал из деревни в город, Она же, не иначе, из города — в деревню. Такова жизнь. Все хотят занять место под солнцем; никто из нормальных людей еще от такового не отказался. Или Она — из идейных? Принесла в жертву Отечеству свою свежесть-молодость, тем и горда? И не жалким ренегатам беспокоить Ее бестолковыми вопросами.
                Он пальцем толкнул шляпу на затылок и резнул глазом в сторону.
                Все напрасно.
                Она дремала, пристынув щекой к стеклу. Он увидел Ее усталой, переполненной какими-то туманными предчувствиями, но прекрасной.
                И что-то в Нем разом изменилось. Внезапно. Пронзительно. Не доступно для разума.
                А там — за жемчужным подрагивающим зеркальем — в сквозном мартовском раздолье — медленно разворачивалась церковь, боком и как бы нехотя, давно разоренная, исколупанная местами до красного кирпичного «мяса», олохмаченная по карнизам травой и кустарником, там и сям зияющая провалами, пустыми черными проемами дверей и многочисленных окон.
                Он снял шляпу. И надел ее на тот же крючок, на котором висел женский плащ.
                Что-то глухо, но громко ударило в окно. Расплющилось и распласталось по нему, размазывая до неприятности вид из окна. Снежок…
                Она отринула от стекла и испуганно посмотрела на спутника. Он глянул в окно поверх пятна.
                — Пацан, — успокаивая Ее, объяснил Он. — Еще и погрозил нам кулаком в след.
                У Нее впервые на губах появилась легкая улыбка, словно она вспомнила о забытой тайне, и та наконец Ей открылась.
                «А все-таки Она действительно чем-то похожа на Мону Лизу», — поймал Он себя на мысли. И тоже, пряча улыбку, закрыл глаза.
                Ходило лишь да тяжело перекрикивалось под полом железо.


Рецензии
Доброе утро, Виктор.

Очень хорошая глава. Из тех, которые сложно комментировать, потому что они как будто совершенно просты.

В каком-то смысле,все встречи происходят в пути, если воспринимать жизнь как путь.
Электричка усиливает это впечатление.

Интересная иллюстрация: замочная скважина между профилями, какие-то детали под полом. В какой-то момент путники как будто проникли в тайну друг друга. Почувствовали что-то глубокое, и это их сблизило.

А такую церковь, из красного кирпича, тогда еще неотреставрированную и закрытую, видела однажды в детстве. Запомнился образ.
Спасибо Вам большое и всего самого доброго!

Вера Крец   03.07.2025 09:25     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Вера!
Спасибо, дорогая.
Нет, это не замочная скважина :-). Посмотрите внимательно. Это храм, с отлетающим куполом. И коллаж в виде иконы блаженной Матроны. Таких порушенных церквей до сих пор полно на Руси. К великому сожалению, конечно. Но это не проходная деталь, а место трагедии, рассказанной в следующей 4-й главе.
"Детали под полом" - противопоставление машины-эшафота (герои едут в лязгающем вагоне) и человечности зарождающихся отношений, благоговейности момента. Третья глава ведь соответствует марту. Весна на дворе, в природе потихоньку начинает просыпаться все, что спало зимой... В марте и происходит действие.
Ваше наблюдение опять абсолютно точное: "В какой-то момент путники как будто проникли в тайну друг друга. Почувствовали что-то глубокое, и это их сблизило". Просто такие чувства в силу их тонкости стараюсь подавать не явно, а прикрытыми художественным приемом.
Символически каждая глава есть одновременно и "вагон", и "месяц". Что становится очевидно в последней 12-й главе.
Еще раз примите сердечную благодарность.
С пожеланиями только наилучшего,

Виктор Кутковой   03.07.2025 18:06   Заявить о нарушении
Действительно, храм.
А мне показалось, что это замочная скважина. Но может быть, и то, и другое? Просто замочная скважина в переносном смысле. Как символ.

Вера Крец   04.07.2025 01:00   Заявить о нарушении
Ну уж тогда не символ, а метафора :-))).

Виктор Кутковой   04.07.2025 01:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.