Историческая истина и историческая правда

По-моему, эти  понятия достаточно серьёзно различаются. И если историческая истина состоит в том, чтобы реконструировать картину прошлого максимально точно, то историческая правда призвана выразить ценностное отношение к тому или иному историческому явлению (персонажу). Или, иначе : первая стремится отобразить (выразить) действительность и нуждается в верификации,  вторая же – стремится к справедливости и опирается на веру.
 
Теперь о критериях истины и правды. Одним из наиболее объективных измерителей истины можно назвать практику, а вот  правда, ориентированная на ценности и опирающаяся на веру, в критериях вообще не нуждается.
И  получается, что лжи и фальсификации в правде нет и быть не может.

Ценность знания определяется мерой его истинности. Правда– субъективная истина, то, что человек считает истиной. Говорят Соломон, выслушав участников спора, говорил: «каждый из них прав, как носитель своей правды».

 Нередко бывает так, что и отдельные граждане, и государство выступают за то, чтобы содержание знания, идущего в массы, так или иначе контролировалось. Для этого принимаются законы, которые, в том числе, говорят о недопустимости искажения (умаления) исторической правды. Но коли у правды нет критериев, то в лучшем случае закон трансформирует её  в некое представление о справедливости, имеющей нравственную основу.
Однако думающий человек хочет иметь объективную картину окружающего мира и процессов, которые в нём происходят. И именно человек должен решать, что ему познавать, как знание оценить и как потом этим знанием распорядиться.


Рецензии