Семь бед - одна Асия

Легко ли жить в деревне? Этот вопрос отнюдь не риторический  для тех, кто проводит однообразные дни и ночи в крохотных селениях, разбросанных по нашему району. Жительница села Елань Асия Кукарская – яркий пример «маленького» человека, который борется с непростым бытом. Кто победит в этой войне?

Сельский фельдшер

Сегодня я у неё в гостях. Мы беседуем в небольшой кухне, у стола, заставленного рассадой помидоров. Их так много, что кажется даже свет отливает зелёным.

В 1981 году, окончив Тобольское медицинское училище, Асия Галиевна по распределению приехала работать фельдшером в Елань, а до этого проживала в Вершине. Через семь лет муж увёз её в Тюмень, где по неясной причине у моей собеседницы развилась аллергия. И она решила вернуться назад.

Супруги присмотрели один из совхозных домов и приватизировали его. Целый год Асия ходила пешком в центральную усадьбу, где совмещала обязанности фельдшера скорой помощи и работника аптеки. А потом использовала одну из жилых комнат, чтобы проводить медицинский приём.

– Деревня в то время процветала, – рассказывает Асия Кукарская. – В лучшие времена только годовалых детей было четырнадцать! У нас отсутствовала специализированная скорая помощь. Поэтому утром, вечером и ночью, в праздники и выходные нужно было лечить людей, реагировать на острые случаи, делать уколы. Деревня жила за счёт совхоза «Антипинский». Работали зерноток, ферма, школа, медпункт, почта, магазин, а вокруг зеленели поля. Представляете?

Говорят, что жизнь прожить – не поле перейти. Муж Кукарский Виталий Федорович заболел раком лёгких. Это горестное событие заставило уйти с работы, чтобы ухаживать за супругом. Он болел четыре года – в это время семья перебивалась небольшим доходом, который складывался из фельдшерской пенсии по выслуге лет и пенсии по инвалидности Виталия Фёдоровича. Тем не менее медицинский работник двадцать пять лет отдала своему призванию.

Как живётся сейчас?

Как рассказала Асия Галиевна, её доход складывается из маленькой пенсии, составляющей около десяти тысяч рублей в месяц, а также коммунальных, едва ли покрывающих расходы на дрова.

Понятно, что на эти крохотные деньги можно только выживать. Дом моей собеседницы сквозит бедностью. Каждый угол требует ремонта, а как его сделать, когда денег хватает лишь на продукты?

В условиях жёсткой экономии пенсионерка делает ставку на огород. На окне серенькой кухни раскудрявилась помидорная рассада. Её обилие меня поразило. В другой комнатке сидят ещё какие-то саженцы, третья полностью отведена под хранение картофеля и других клубней.

Огород – гордость хозяйки. В него она вкладывает душу. Земля пышная, многократно перекопанная. Женщина признаётся, что даже сорняков в ней почти нет. Картофельник составляет 18 соток. Есть сад, в котором расцветает яблоня, жимолость прислонилась к забору, смородина, вишня и другие кустарники. Малина чистая, подрастает лук и чеснок.

Асия Галиевна показала мне стайку, в которой хрюкает свинья породы венгерская мангалица, а борова закололи накануне. Если он успел свинку осеменить, то скоро будет прибавление. Неподалёку от стаи притулилась банька. Хозяйка её открыла, и из нутра дохнуло теплом. Значит, недавно баня была истоплена. Картину маслом дополнили черепушка с рассадой помидоров да пышная черёмуха перед домом. Напоминаю, что этот обширный огород женщина содержит в одиночку. А другого выхода нет.

Вопросы Асии и других жителей

Моя собеседница обозначила ряд проблем, которые актуальны для всех жителей Елани.

– Очень нужна дорога людям, хотя бы в щебёночном виде. Часть покрытия сделали, но три километра до деревни не довели. В результате во время дождей, а также весной и осенью сюда транспорт не может добраться. По этой причине дети неделями сидят дома, пропуская школьные занятия, а людям приходится нанимать вездеход, чтобы закупить лекарства и продукты. По этой же причине мусор не вывозят – он накапливается и неприятно пахнет. И сжечь его нельзя, и складировать негде.

Также мою собеседницу волнует, почему, когда тянули новую линию электропередачи, отключали свет на весь день, а жителей не предупредили.

Вот ещё одна деревенская проблема. На улице Октябрьской есть колодец. Недавно в нём сломался барабан, на который наматывают цепь, когда поднимают воду. Пенсионерка утверждает, что обращалась к главе сельского поселения, но помощи не дождалась. Местный житель Александр Храмцов на свои деньги сделал барабан из железа (он, кстати, подтвердил слова женщины о дороге и мусоре). Теперь колодец работает. А ещё бы хотелось, чтобы источник автоматизировали, а то больным и старым трудно поднимать воду вручную.

Онегин отвечает

После беседы с женщиной я обратился к главе Антипинского сельского поселения Евгению Онегину, и вот какие комментарии он дал к вопросам моей собеседницы:

– Безусловно, дорога – это главная проблема в череде заданных вопросов, и я хорошо понимаю жителей. Появится связующая нить, и всё встанет на свои места. Часть дороги на Елань уже выполнили в щебёночном виде, осталось протянуть три километра. Пока работы не продолжаются из-за экономических трудностей, которые переживает наша страна, но из планов ремонт не вычеркнули, значит, ощебенение всё равно проведут.

По поводу мусора у нас была договорённость с жителями, что весной и осенью оператор к ним не будет ездить, чтобы окончательно не разбить грунтовую дорогу. Было предложено копить мусор некоторое время. Как только проезд становится доступным, бытовые отходы забирают. Так что оператор свои обязанности исполняет. Я считаю, что большая часть жителей согласна с моей точкой зрения. С дорогой связана и проблема подвоза детей.

Что касается отключения света. Там строили линию электропередачи, меняли опоры. Это же делается во благо. Нужно временные неудобства перетерпеть, чтобы в дальнейшем получать электричество без перебоев. Рассмотрим другой вариант, что столбы не меняют вовремя, в результате они падают и создают аварийную ситуацию. Такое развитие событий селян бы устроило?

По поводу колодца. Я знаю, что уважаемая Асия Галиевна обращалась к первому заместителю главы района Виталию Агишеву и описала ряд проблем деревни. И про колодец вспомнила. Он спросил, может, насос с кнопкой туда поставить? Она отказалась, но своё пожелание точно не сформулировала. Ко мне от неё заявка на ремонт не поступала. А если бы сказали, то неужели бы я материалы не выделил? У нас есть арендаторы, которые помогают лесом. Кстати, я только приветствую, когда люди что-то делают сами для родного села, но мы как администрация обязанности с себя не снимаем.

Повесть с открытым финалом

Мы видим, что позиции жительницы и главы поселения расходятся, и их некоторые утверждения прямо противоположны. Я не прокурор, чтобы выносить обвинения. Надеюсь, что объяснения Евгения Онегина пролили пусть довольно тусклый, но всё-таки свет на клубок озвученных проблем, которые можно посоветовать оформлять в виде письменных обращений с регистрацией. А слова, как известно, к делу не пришьёшь.

Главный же вопрос остался без ответа. Асия Галиевна показала мне квитанцию от 11 мая, в которой значится пенсия в размере  9 998 рублей и целых 86 копеек. Она обижена на то, что «люди, которые не работали, а всю жизнь пили и гуляли, сейчас имеют больше», чем пожилая женщина.

Мне предлагают сделать официальный запрос в областное отделение Пенсионного фонда. Есть профессиональное предчувствие, что права женщины не нарушены. Проблема в другом: почему у нас получают такие крохотные пенсии? Почему у пенсионеров такой низкий прожиточный минимум? И можно ли в этих условиях сохранить человеческое достоинство? Так что точку в истории ставить рано.


Рецензии