Гл. 2. Белые акварели

                Он сидел в комнате один и пел.
                За окном летали «белые мухи», лениво роясь и превращая всю землю в огромный распластанный ватман.
                Уже давно Он не пробовал голос и, пристыженный Ею вчера, решил послушать себя под гитару. Пелось с трудом: губы стали точно чужими, деревенели; звук выходил тусклым, надтреснутым, существовал отдельно от воли хозяина и был, как Ему казалось, сродни глупости болтливого человека; дыхание же вместо того, чтобы рождать пение, его убивало.
                Словом, это — и не голос, а грязно-рыхлый мартовский снег.
                И петь при Ней — было бы непростительным легкомыслием. Верно. Хорошо, что вчера не поддался на уговоры…
                «А все-таки Она заметно подурнела лицом», — подумал Он.
                И поправил перекошенную «Метафизическую картину» Джоржо Моранди — репродукцию, вырванную из журнала и приклеенную пластырем над кроватью.
                Его поразили брови: некогда черные и в каллиграфическом росчерке застывшие волос в волос, теперь они, рыжие и тонко выщипанные, приняли легкие очертания романских арок; отчего Ее лицо полнилось вовсе не Ренессансом, а стало простовато-сентиментальным, болезненным и затасканным.

                — Ты посмотри, — вяло хихикнула Она. И махнула рукой в сторону ребят, расписывавших акварелью снеговика.
                — Мне пора, — выдохнул Он, встав со скамьи. — Прости.
                — Я ведь завтра уезжаю — покажи мне твои дома. Их, надо  полагать, уже много?
                — Нет. Я оставил архитектуру. Теперь занимаюсь графикой и изредка, когда дают, проектирую интерьеры.
                — Мы увидимся завтра?
                — Непременно. Здесь же, часа на два позже, согласна? Завтра ведь двадцать девятое февраля — лишний день — помнишь, наш день! — который дарит, нет, дарует нам судьба.
                — Зачем ты отпустил бороду? Теперь у тебя дикий вид.
                — Не торопись уезжать. Прошу.  Вот  увидишь, у нас все будет  хорошо.
               
                За окном продолжал падать снег. Светились от фонарей деревья… утонула под пухлым сугробом скамья: они там сидели вчера… Нелепо, тупо и одиноко уставился в пустой двор разрисованный, но с одного бока уже припудренный метелицей снеговик, пока его ногой смертельно не ударил «под дых» кудрявый, светло-русый мальчишка, пробегавший мимо… Пора было отправляться на свидание.
                Он взял бритву. И стал поправлять бороду.
                Мысли роились, взвихривались, как хлопья снега, громоздились, теснясь одна на другую. А потом рассыпались и неузнано мертвеющими отлетали в небытие. Они вырвались из своих ирреальных лабиринтов — рука неожиданно дернулась — бритва выхватила большой клок волос: борода оказалась испорченной непоправимо.
                Вот тебе, бабушка, и Юрьев день…
                Вихри мыслей обернулись вихрями чувств.
                Как болезнь, накатилось настроение обворованного человека.
                Он подошел к окну. Кургузый грузовичок попыхивал  дымом из-под колес.
                Метнулся взглядом из стороны в сторону: влево, вправо. Мешал грузовик. Вправо. Влево. Нет. Она не пришла.
                Ладно!
                Что за напасть? Тошнота почти… Требовались до зубного хруста усилия, чтобы удержаться от взрыва изнутри.
                Он снова схватил бритву; крепко выругался; нервно помогая ножницами, снял все, что осталось от бороды.
                Метафизическая картина… 
                Болотный дух хандры рвался и травил сердце.
                Как никогда хотелось отсидеться дома. Сосчитал пульс: сто ударов! Восковые оплывы век. Таким — беспомощным и разбитым — ни в коем случае нельзя показываться на глаза людям. Решено. Он еще несколько раз выглядывал в окно, но в душе даже радовался, что Она не появлялась. «Vita nuova. Vita brevis — Новая жизнь, жизнь коротка», — безотчетно повторял Он, укладывая бритву в футляр.
                Он механически придвинул к себе стул. Что может быть лучше работы? Раскрыл краски. Поставил планшет. Прикнопил, а потом смочил губкой бумагу. Но положить первый мазок не поднималась рука…
                Свои белые акварели начинала писать в раскрут все больше занимавшаяся метель.

                За стеной орали.

                И зимою жасмин ранним утром цветет,
                Если кто-то влюблен, и друг к другу идет,
                Если кто-то развел слишком жаркий костер
                И взошел на него, как заходят в шатер,
                Ради той, что летает над ним в небесах
                И срывает жасмин утром в зимних садах.
                Если кто-то влюблен и друг к другу идет, —
                Соловей в январе об июне споет.
 
                …Он вздрогнул от стука в дверь.
                За стеной гуляли: с примитивной и оглушительной музыкой, с топотом и криками, с тостами.
                Заканчивался еще один день, лишний день високосного года…
                Он, отсидев ногу, захромал открывать, мешковато раскачиваясь из стороны в сторону и выхрипывая под нос приставший мотив.
                Сосед по общежитию, теряя терпение, прокричал из коридора:
                — Тебя ждут внизу.

                В сумасбродном вальсе, с завизгом, над городом-пустыней продолжала носиться снежная круговерть.


Рецензии
Добрый день, Виктор.

Очень интересная глава. Возникло сразу множество ассоциаций.
"Vita nuova, vita brevis", - повторяет герой. Вспоминается известное изречение; "Vita brevis, ars longa". И , конечно, чудесная книга Данте "Vita nuova", где проза и поэзия чередуются (кстати, и в этой главе есть стихи). Для Данте новая жизнь начинается со встречи с Беатриче и продолжается после ее смерти.

Ваш герой тоже как будто на распутье, "в сумрачном лесу" или среди вьюги мыслей, чувств, сомнений.
В "Новой жизни" у Данте есть такие стихи.

Позавчера я на коне скакал,
Задумавшись, исполненный тревоги.
А мне Амор явился средь дороги,
В одеждах легких странника предстал.

Как будто бы господство утерял,
Смиренномудрый, грустный и убогий,
Склонив главу, покинул он чертоги,
И, мнилось мне, людей он избегал.

По имени окликнул он меня
И мне сказал: «Тот край я посетил,
Где повелел, чтоб сердце пребывало.

Ты обретешь иное покрывало».
И столь с моей свою он сущность слил,
Что вдруг исчез — но как? — в сиянье дня.

Что-то подобное происходит и с Вашим героем. Вначале он видит, что его любимую не пощадило время. Все кажется каким-то неживым и ненужным: "настроение обворованного человека". Но кажется, что в этой снежной круговерти над городом-пустыней возникнет что-то новое.
Спасибо большое и всего Вам самого доброго!

Вера Крец   02.07.2025 14:36     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Вера!
Здесь представлен потрет типичного современного мужчины-неудачника. Он архитектор, а своего дома не построил - живет в общежитии. Получил хорошее образование, а проектированием домов, тем более города не занимается. Променял на графику, да и то - когда ему ДАЮТ заказ. Налицо безволие и отсутствие всякой инициативы... Он даже не пошел на свидание, заменив его выглядыванием из своего окна. Даже под нос мычит приставший музыкальный мотив, который доносится от соседей. Садится писать акварелью, но бумага остается белой.
Я оставил ему надежду в финале. Что Вы зорко заметили, сказав: "...в этой снежной круговерти над городом-пустыней возникнет что-то новое", потому что героя кто-то ждет внизу.
Спасибо, дорогая. Вы - прекрасный читатель! Мне необыкновенно повезло.
Да не оставят Вас Ангелы без своей помощи!
Сердечно -

Виктор Кутковой   02.07.2025 22:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.