Переучивание на чешскую Морава L-200

     После того как я освоил чешский Чмелак, новый для меня тип самолёта, в токмакском аэроклубе появился еще один интересный и опять чешский самолёт Морава L-200, пригнал его наш чешский друг Радек из Чехии. Появилась у меня возможность освоить ещё один интересный самолёт малой авиации к тому же двухдвигательный. Морава, это чисто пассажирский самолёт, очень интересный, даже красивый. Пятиместный низкоплан с нормальным шасси с передним колесом и двумя поршневыми двигателями, известной чешской марки Вальтер-Минор. Самолёт был не очень привычного вида с относительно большой пассажирской кабиной и просто красивый. Привёз Радек и довольно подробную Инструкцию самолёта на русском языке. Для освоения этого самолёта был даже и инструктор в лице Радека.

     Через время узнаю, что Валентин Т. приобрёл себе тоже Мораву и Радек пригнал её из Чехии в Токмак. Валентин уже осваивает с Радеком в Токмаке свою Мораву, летает провозную программу.

     И тут звонит мне Валентин и просит полетать с ним на Мораве. А было это летом 2007 года. Рассказывает, что он почти уже готов самостоятельно вылететь, а тут Радеку надо срочно уехать в Чехию. Хочет, чтобы я с ним слетал несколько кругов, а то Радек только через месяц вернётся. Понять Валентина можно, ведь он уже самостоятельно вылетать собрался на своей собственной Мораве, а придётся ждать целый месяц.
Обговорили детали «мероприятия», договорились мы с Валентином, что встретимся в воскресенье на аэродроме.

     До этого на Мораве я не летал и лишь только просматривал Инструкцию Моравы, ну а теперь придётся срочно вникать. Думаю, что смогу я на ней полететь, не сильно же она отличается от других самолётов, на которых летаю я сейчас в аэроклубе - на Ан-2, Як-52 и Чмелаке (Z-37A).

     Взялся основательно я за Инструкцию, изучаю порядок и очерёдность запуска двигателей, порядок выполнения взлёта, посадки, всякие особенности и работу с оборудованием и органами управления в кабине. Особенностей у Моравы хватает, рычагов всяких и других «органов управления» в кабине даже слишком много.

     Прихожу к пониманию, что на взлёте надо интенсивно работать с «органами управления», - РУДы, шаг винта, компрессоры, маслорадиаторы, жалюзи. И всё это в двойном экземпляре, - двигателей-то два. Ещё «заниматься» надо уборкой шасси и закрылков. При всём при этом ещё и штурвал в руках, - самолётом «рулить» надо.

     Слышал я от Радека, что посадка на Мораве не сложная, - "сам" самолёт садится, ты не мешай только ему. Ну, а вот взлёт не совсем простой, - довольно много действий с органами управления, легко можно потерять скорость. И разогнать скорость нельзя, могут быть проблемы с уборкой шасси. В общем, читаю Инструкцию, изучаю, вникаю во все нюансы.

     Встретились мы с Валентином на аэродроме в Токмаке, залезаем в его Мораву, - займёмся тренажем в кабине. Занимаем места, осматриваемся, кабина просторная, удобная с хорошим обзором. Знакомимся с приборами и органами управления. И тут я понимаю, что это Морава L-200А, а не L-200D, Инструкцию которой я до этого изучал. И у них есть некоторые отличия. Управление шагом винта на L-200А не гидравлическое, а электрическое. Шаг винта изменяется не рычагом, как обычно на других самолётах, а нажатием кнопок. Да, надо срочно вникать в эти «кнопки».

     В кабине мы проводим тренаж по работе с оборудованием на всех этапах, - запуск двигателей, взлёт, набор высоты, горизонтальный полёт по кругу, заход на посадку, снижение по глиссаде, посадка. То есть проигрываем все этапы полёта по кругу. С интересом «знакомлюсь» с кнопками управления шагом винта. Кто только такое придумал?!

     На всех самолётах взлёт является одним из самых ответственных этапов полёта. Много на этапе взлёта выполняется действий с арматурой кабины. Пилот при этом собственно и управляет самолётом, - работает рулями, другими органами управления, убирает шасси и закрылки.

     Действия все эти на Мораве производятся в строго определённом диапазоне скоростей от 120 км/час и до 145 км/час, а близость земли и ещё малая скорость полёта вызывают дополнительные сложности. На Мораве на этапе взлёта выполняется просто максимальное число действий с органами управления, которые только можно использовать.

     Уборка шасси, например, - обычно на других типах пилот ставит кран шасси на «уборку» и на этом процесс уборки заканчивается. Но на Мораве это не так просто, - после постановки крана на уборку, пилот должен после загорания красных сигнальных лампочек убранного положения шасси, дождаться повышения давления масла в гидросистеме до 60, и тогда только поставить кран в нейтральное положение. После этого убрать закрылки, и при этом не разогнать скорость. Потом установить двигателям режим набора высоты и ещё выключить компрессоры и дополнительные насосы.

     Вот как раз при изменении режима работы двигателей со взлётного на режим набора высоты, надо будет работать вместо привычных рычагов непривычными кнопками изменения шага винта. Как-то само собой пришло на ум сравнение, что пилоту Моравы приходится «дёргаться» со всеми ручками и рычагами, как …обезьяна! И только после уборки закрылков можно расслабиться и на скорости 175 км/час набирать высоту.

     Дальше разбираем полёт по кругу, выпуск шасси, который тоже «замороченный» с давлением гидросистемы. Потом заход на посадку, снижение после третьего разворота, планирование после четвёртого, выпуск закрылков и саму посадку. На посадке, вроде, проще, чем на взлёте в смысле количества действий с арматурой кабины.

     Ну, пора и слетать. Договорились с Валентином, что я буду «рулить» на левом сиденье, а он на правом будет мне подсказывать действия и напоминать режимы. Он ведь на Мораве "летает уже давно»!

     Директор Клуба Сергей П., который одновременно и РП, и техник самолёта, докладывает, что Морава подготовлена к полёту и можно запускать двигатели. Мы с Валентином привязываемся, готовимся запускать двигатели. Здесь тоже есть особенности, - после включения всех необходимых АЗС, необходимо выставить корректор смеси топлива в положение «Бедная», включить компрессор, зашприцевать бензин в цилиндры. Техник только после этого проворачивает винт, РУД ставится в положение, соответствующее 1000 оборотам и я даю команду:
- От винта!
Включаю магнето «1+2» и нажимаю кнопку стартера. Дёргаются лопасти и первый двигатель запускается. Теперь нужно отключить насос и компрессор, установить обороты 1400. Так же запускается и второй двигатель.

     Запускаю двигатели я под «присмотром» Валентина. Двигатели запущены, включаю всё оборудование, провожу опробование двигателей, проверяю флюгирование винтов. Затем проверяю выпуск закрылков на 30 градусов на оборотах 1500 и убираю их.

     Проверяем связь и можно выруливать. Рулить на Мораве надо плавно, поскольку винты молотят у самой земли. Выруливаем на полосу. Переднее колесо управляется педалями, это удобно.

     Держу тормоза, вывожу обороты двигателям 1500, выпускаю закрылки на 15 градусов, винты выставляю кнопками в положение «Взлёт», ручку «Коррекция» в положение «Норма», ручки подачи топлива вверх, это основные баки, маслорадиаторы открыты, - рычаги полностью утоплены. Включаю компрессоры, открываю жалюзи. Триммеры ставлю нейтрально, - лампочки горят. Осматриваю приборную доску, - вроде всё нормально, разарретирую АГД, согласовываю ГИК. Кажется всё, можно взлетать.

      Включаю время полёта, отпускаю тормоза и двигаю РУДы вперёд. Морава начинает разбегаться, сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. На скорости 70 км/час осторожно и плавно, как требует Инструкция, тяну штурвал на себя. Он идёт свободно, самолёт легко отрывается и плавно отходит от земли. Скорость растёт, хочу взять штурвал ещё на себя, но не могу. Тяну сильнее, но штурвал как приваренный намертво, не двигается ни на миллиметр, скорость уже 145 км/час, давно пора убирать шасси. Ставлю кран шасси на уборку, зелёные лампочки гаснут.

      Согласно Инструкции и по подсказке Валентина устанавливаю наддув двигателей 770, винты ставлю кнопками в положение «Набор». Снова пытаюсь тянуть штурвал на себя, а он, как влитой. Загорелись уже красные лампочки шасси, давление 60, - ставлю рычаг шасси в нейтральное положение. Замечаю, вдруг, что Валентин какой-то напряжённый, и вижу, что он, оказывается, упирается и не даёт мне «перетянуть» штурвал. Его Радек настроил, что на взлёте можно запросто перетянуть штурвал и свалиться, вот Валентин и старается не дать мне «убить его». Он ведь хорошо знает, что я никогда до этого на Мораве не летал вот и перестраховывается.

     Угол набора у нас небольшой, скорость растёт:
- Штурвал отпусти! – кричу я Валентину
Валентин отпустил, - видно, что его попустило. Стал штурвал лёгким, послушным, увеличил я угол набора, скорость перестала расти.

     Срочно убираю закрылки, скорость давно уже 180 км/час, а она должна быть.175. Выключаю компрессоры и дополнительные насосы. Корректор устанавливаю в положение «Норма». Перевожу в горизонт. Мы на первом развороте и высота уже 300 метров. Это и есть высота круга. Устанавливаю режим горизонтального полёта и выполняю первый разворот. Иду в горизонте. Устанавливаю наддув 660, кнопками ставлю винты в положение «МАХ». Корректор устанавливаю в положение «Бедная». Скорость выдерживаю 260 км/час, топливные баки переключаю на «Дополнительные». Валентин контролирует мои действия. Вот пора выполнять уже и второй разворот.

    Управляется Морава легко, штурвал небольшой, немного своеобразный, почти прямоугольный и «крутить» его приходится короткими движениями.

    После второго разворота Морава летит спокойно, ровно гудят Вальтер Миноры. Наличие двух двигателей никак не проявляется в смысле "разнотяга", видно, из-за того, что разнос двигателей небольшой. Уютный самолёт, Морава, - впечатление такое, что я на ней уже давно летаю.

     Вокруг знакомые ориентиры токмакского аэродрома, подходим к траверзу. Пора выпускать шасси, - прибираю РУДы, уменьшаю скорость до 195 км/час, ставлю кран шасси на выпуск. Сигнальные красные лампочки гаснут. Выдерживаю скорость 190. Переключаю баки на «Основные», включаю дополнительные насосы и компрессоры. Давление в гидросистеме 60, горят зелёные, можно ставить кран шасси нейтрально.

     Место третьего разворота с этим стартом приметное, хороший ориентир уже много лет, - на земле в этом месте стоит большой сарай с ржавой железной крышей. Ввожу Мораву в третий разворот, выдерживаю скорость 190 км/час.

     Вывожу из третьего разворота, перевожу на снижение, прибираю обороты. Осматриваюсь, уточняю своё место на кругу. Справа примерно под сорок пять градусов, как и положено, высматриваю посадочную полосу, место приземления. Валентин напоминает про закрылки. Выпускаю их на 15, выдерживаю вертикальную скорость 2 м/с на снижение. Скорость после выпуска закрылков на 15 надо выдерживать160 км/час. Стараюсь всё выдерживать.

     Подходим к четвёртому развороту, начинаю его выполнение так, чтобы закончить в створе полосы. С началом разворота добавляю обороты, надо выдерживать скорость не менее 160 км/час. Вывожу из разворота в створ полосы и выпускаю закрылки на 30, ставлю шаг винтов в положение «Взлёт». Глиссада пологая, впереди полоса, скорость выдерживаю 140 км/час.

     Морава идёт по глиссаде как утюг, устойчиво и уверенно, не требуется выполнять большого количества действий, как на взлёте. Сиди, что говорится, и «кури», не надо «метаться» по кабине, как на взлёте. Валентин некрепко держится за штурвал и, вижу, внимательно следит за скоростью. И правильно делает, на посадке скорость это главное!

     Подходим к полосе, вот уже пора и выравнивать. Плавно беру штурвал на себя и убираю РУДы до упора. Морава теряет скорость, не дёргается, плавно задирает нос, приближается к земле, но не спешит касаться её, - очень летучая.

     Подбираю ещё штурвал на себя. Есть мягкое касание, держу штурвал в том же положении. Морава бежит на основных колёсах, плавно опускается нос. Полосы впереди много, тормозить и не приходится. На пробеге убираю закрылки, выключаю дополнительные насосы и компрессоры, арретирую АГД и выключаю часы.

     Сруливаем с полосы и заруливаем на стоянку. Нас встречает Сергей, останавливаюсь, выключаю двигатели и всё оборудование. Отвязываемся и вылезаем с Валентином из кабины.

     Так закончился мой первый полёт на новом для меня типе, - самолёте Морава Л-200. Был это одновременно вывозной полёт и контрольный, а также и самостоятельный. Такое может быть только в Малой авиации. Да здравствует Малая Авиация!

     В этот день выполнили мы с Валентином ещё два полёта. Теперь он, как и положено, сидел слева и управлял, а я справа на месте инструктора его контролировал. Для него это были контрольные полёты, а для меня инструкторские. Валентин летал на Мораве вполне уверенно, были небольшие ошибки, это нормально. К тому же ещё не привык к штурвалу после ручки на Як-52, на котором он летал до этого.

     Видел я, что он может лететь самостоятельно. Оставалось только ему самому убедиться, что инструктор его выпускает. Слетали мы с ним ещё пару кругов. В кабине во время полёта он чувствовал себя свободно и уверенно, я вообще в полёте в управление не вмешивался. И я с чистой совестью допустил его к самостоятельным полётам.

     А я добавил ещё один интересный тип к освоенным мною самолётам. В дальнейшем, периодически летал на Мораве, хотя и довольно не новом, но интересном и достойном чешском самолёте.

- на фото: - Морава L-200A Валентина Т.

- фото автора.

24.12.2023 - Севастополь.


Рецензии