Баличев
Периодически на меня накатывает : молюсь, вспоминаю старых друзей, коллег, с которыми судьба меня близко свела, а потом - развела… Иногда начинаю шарить в интернете, разыскивая следы старых знакомых. Да тут ещё повод появился - для нейробики установил на телефон случайно обнаруженную игру - аналог допотопного тетриса. И понеслось…
Мы познакомились в 1990 г., когда я молодым специалистом пришел в «Рубин». Баличев был лет на 6 меня старше работал в том же отделе, что и я, в соседнем секторе, и был чемпионом отдела по тетрису. Шутка ли! - КМС по шахматам! Что ему какой-то там тетрис - петрис .… В обеденный перерыв молодежь часто собиралась возле одного из закупленных во Франции компьютеров фирмы «Альт» и начинала «рубиться» в тетрис. Играли по 5 минут, сменяя друг друга. Баличев был неподражаем… Кто-то говорит, что компьютерные игры отупляют. Возможно - все есть яд и все есть лекарство, и то, и другое определяет доза. Наш отдел был конструкторским, приходилось порой заниматься и вопросами компоновки. И глядя, как ловко «компонует» мой старший товарищ градом сыпавшиеся сверху причудливые фигуры самой неожиданной формы, я прониклался в том числе и азартом проектирования, которое по природе своей - синтез труда художника и мыслителя, а во многих случаях - и игрока. Порой играющий в тетрис «выпадал из потока». Баличев в этом случае в отчаянии восклицал: «Не вижу!», зрение у него действительно нуждалось в очках, но все-таки, как правило, он успевал развернуть фигуру нужным образом, уложив её штабелем и «обнулив» очередной ряд, а то и 2-3. Потом игра заканчивалась и мы шли курить.
Когда на отдел начали спускать конверсионные заказы, то Баличеву досталось проектирование РХМК. Я, пожалуй, сейчас даже и не расшифрую эту аббревиатуру. У меня была тестораскаточная машина производительностью 750 кг в час. У Баличева же - какая-то сложная гидросистема с гидрозатворами и расширительными баками. Помню, что он все это сделал в одиночку практически с чистого листа - и общие виды, и сборки, и деталировку. Сделал и … надорвался. Начальство постоянно наседало со сроками, и, по-видимому, ввело против Юры «штрафные санкции». В результате работал один, а получили - многие. Юра обиделся и запил. Он вообще был слаб по этой части, постоянно занимал у меня денег. Из заведений в центре Питера ( он жил на Пестеля) тогда котировались «Жуки» и «Очки». Юра потихоньку просаживал там очередную зарплату и свою жизнь. Поговаривали, что пьет он из-за конфликта с женой - та не хотела или не могла иметь детей, а он хотел и мог, но любил жену и был весь в её власти.
Один раз на работу позвонила мама Баличева и попросила коллег сына выдворить из её квартиры пьяную компанию. Поговорив с ней, я не долго думая, направился на Пестеля. Шаг был довольно смелый. Я в те годы занимался самбо и каратэ и думал, что справлюсь один. Застав в квартире Юру в компании двоих таких же нетрезвых, как и он, друзей, я спокойно предложил им освободить квартиру. Собутыльников это, естественно, возмутило. Всех, кроме Баличева, понимавшего, что правда и его мама - на моей стороне. Он довольно ловко разрулил ситуацию, моя роль парламентера не переросла в роль вышибалы. И мебель в квартире, и очки всех присутствующих ( компания была интеллигентной), и общественное спокойствие не пострадали.
Помню, что когда я сам женился, Баличев однажды зашел ко мне в гости - и очень неудачно. У нас как раз умер ручной попугай, и Баличеву пришлось принять участие в его похоронах.
Потом я уволился из «Рубина» и надолго потерял след своего товарища.
Однако , вспоминая годы перестройки, в которые мне довелось начинать свою трудовую жизнь, я , в числе прочих, всегда вспоминаю Юру Баличева, когда-то игравшего в шахматы во Дворце пионеров против легендарного Халифмана.
Жив ли?
НИКОЛАЙ ЕРЁМИН
16.01.2024
Свидетельство о публикации №224011601800